Толкование на Исаия 40:21
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Исаия 40:21 / Ис 40:21
Ефрем Сирин (
Ст. 21−22 Не разумеете ли? разве не знаете того, что известно всем родам и всем временам? Не слышасте ли? разве не слышали о чудных делах, какие Он сотворил? Не возвещено ли вам и сами не видели ли, как поставил Я небо яко комару и простер е, яко скинию обитати?.
Источник: Толкование на книгу пророка Исаии.
Иероним Стридонский (
Ст. 21−26 Разве вы не узнаете? Разве вы не услышите? Разве не было вам возвещено от начала? Разве вы не уразумели оснований земли? Он сидит на круге земли, и обитатели ея как саранча. Он распростер небеса как тонкую ткань (nihilum), и раскинул их как шатер для обитания. Он делает исследователей тайн как бы несуществующими, обратил судей земли в пустоту. По истине, не насажден, не посеян, не укоренился в земле ствол их: внезапно дохнул Он на них, и они высохли, и вихрь унесет их как солому. И кому вы уподобили Меня и с кем сравняли? говорит Святый. Поднимите на высоту глаза ваши и посмотрите, кто сотворил их: Тот, кто выводит по счету воинство их и называет все по имени. По множеству могущества, силы и крепости, и ничто не оставлено
Сначала Я, говорит, учил вас посредством естественного закона, а потом чрез закон, написанный Моисеем, засвидетельствовал, что идолы были ничто и что творцом мира был сам Бог, который такую массу земли основал на морях и поместил на реках, чтобы весьма тяжелый элемент висел на легких водах по воле Бога, который как как царь, сидит на круге ея, вследствие чего некоторые утверждают, что земля пунктообразна и шаровидна и что обитатели ея подобны саранче. Ибо если обратить внимание на различные народы на всей земле, от океана до океана, то есть от Индийского моря до Британского, и от Атлантического до сурового севера, на котором замерзают воды и сгущается прекрасный янтарь; то мы увидим, что весь род человеческий живет посредине, подобно саранче. Итак, почему же кичится земля и прах? Так как небо, или лучше (чтобы воспользоваться авторитетом Писаний) небеса, простирается как свод, или, по еврейскому, как doc, о чем мы выше сказали,— вместо чего LXX перевели слюна, и одно а тоже слово переводили то слюна, то камера, то есть свод, — и такую широту их раскидывает сверху как шатер и павильон, чтобы наподобие кровли покрывать людей и сделать их как бы живущими в весьма обширном доме; то что удивительного, если небольшие тела людей считаются похожими на саранчу и малых животных? Затем, и относительно этого места они утверждают, что ημικυκλιον (полукруглое) небо выдается над землями и что небо шарообразно, пользуясь названием свода потому именно, что средняя часть шара покрывает земли, между тем как в еврейском мы прочитали не свод, а doc, то есть весьма мелкая пыль. Взамен этого слюна, выбрасываемая на землю и смешиваемая с землею и исчезающая, указывает на то, что вся масса тела должна быть признаваема ничтожною.
Распростер же Он небеса и раскинул их или для того, чтобы сверху обитали сонмы ангелов, или же для того, чтобы внизу жили люди, и устроил как бы большой дом для разумных тварей. Он Сам в различное время посавляет князей или исследователей тайн, чтобы они были как бы несуществующими, и обратил судей земли в пустоту. Вместо этого LXX перевели: создал землю, как ничтожную; потому что и в начале Бытия, где написано: земля же бе невидима и неустроена (Быт. 1:2), прочие перевели: земля же была пуста и ничтожна. Сколько царей описывается и в греческой, и в варварской, и в римской истории! Где знаменитое бесчисленное войско Ксеркса? Где масса израильтян, бывших в пустыне? Где неимоверное могущество царей? Что сказать о древних? Настоящие примеры пусть покажут нам, что князья подобны ничтожеству и судьи земли считаются за пустоту.
Эти князья и судьи земли (или неба, как предполагают другие) и не посеяны, и не насаждены, и не утверждены посредством крепкого корня, и вследствие внезапного повеления так удаляются и погибают, как уносится солома вихрем и бурею, согласно с оным написанным: и мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его (Пс. 36:36).
При таком могуществе и величестве Творца, кому вы уподобляете Бога? Не заключаете ли вы скорее, из множества творений, об их Творце?
Если вы не верите словам, то поверьте, по крайней мере, своим глазам, и из служения небес и всех элементов заключайте о могуществе Творца. Тот, Кто выводит по счету воинство их, то есть небес, и называет все по имени, подразумевается: звезды, о них и в Псалмах поется: исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй (Пс. 146:4). Или же под воинством небесным можем понимать ангелов и те воинства небесные, о которых и Даниил говорит: тысящя тысящ служаху Ему и тмы тем предстояху Ему (Дан. 7:10). Поэтому говорится и: Господь Саваоф, что на нашем языке называется Господь воинства и воинств или сил. Выводит же Он по счету воинство небесное, так что и солнце, и луна и прочие звезды, которые Авраам не мог исчислить, у Него исчислены и исполняют назначенное им служение, потому что один и тот же путь по небу солнце совершает в один год, утренняя и вечерняя звезда в течение двух лет, луна ежемесячно, и все звезды совершают путь в определенные времена, некоторые же из них называются блуждающими, и неодинаковые движения их мы не можем рассмотреть ни глазами, ни умом, и не столько постигаем, сколько удивляемся им. Ибо величие силы Божией заставляет все их служить по своему порядку, или по Семидесяти, по множеству славы и могущества силы Его ничто не может скрыться от Него, но величием Творца познаются все пути, законы и движения.
Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли
Разве не знаете. разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? Затронув вопрос об идолах, пророк по естественной ассоциации мыслей, переходит к краткому, но сильному обличению своих современников в идолопоклонстве. Если уподобление Божества твари и почитание его под образом грубых идолов не имеет для себя никакого разумного оправдания даже у язычников, то тем более непростительно оно у израильского народа, которому издревле, (merosch) от начала истории мира и человека, не раз было открываемо, разъясняемо и подтверждаемо истинное познание о Боге. Под «разумением из основания земли» правильнее всего понимать естественное Богопознание, о котором говорит и Апостол Павел в известном месте из послания к Римлянам (1 гл. 20 ст.).
Источник
БОГ ЕСТЬ ТРОИЦА
В летописи Глинского монастыря хранится такой случай. Подполковник гвардейской артиллерии Василий Милонов в молодости был человеком неверующим. Служа в гвардии, отличался разнузданностью нрава, смеялся над христианскими благочестием и святынями. Однажды, после пирушки в кругу товарищей, Милонов вернулся к себе на квартиру и прилег отдохнуть. Не успел закрыть глаза, как слышит голос из-за печки: «Возьми пистолет и застрелись». Милонов осмотрел комнату, никого не нашел и подумал, что это игра воображения. Но вновь тот же голос с прежнего места потребовал взять пистолет и застрелиться.
Встревоженный, Милонов крикнул денщика и рассказал ему все. Денщик был верующим, сказал, что это нечистое, бесовское наваждение и посоветовал перекреститься и помолиться Богу. Подполковник выбранил денщика за такое «суеверие», но когда опять услышал голос из-за печки, то все же перекрестился. «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Голос мгновенно умолк. Это поразило Милонова, в его душе произошел такой переворот, что вскоре он подал в отставку и ушел послушником в Глинский монастырь.
На протяжении тысячелетий имя Отца, Сына и Святого Духа совершает чудеса.
Почему? Потому что это имя Божие.
Бог есть Пресвятая Троица: Отец, Сын и Святой Дух.
Но вначале давайте еще раз вспомним ту непреложную истину, что Бог един по Существу.
Бог един по Существу
В Священном Писании сказано: «Господь Бог наш есть Господь единый» ( Мк. 12:29 ). То есть Бог – один и единственен. Эта истина присуща здравому сознанию и не требует для себя специальных доводов. Ведь Создатель владеет полнотой совершеннейшего бытия. А полнота всесовершенства может быть только одна. Если бы было два или более всесовершенств, то они тем самым уже ограничивали бы друг друга, не имели бы полной свободы, а значит, не были бы и всесовершенством. В этом смысле древний христианский писатель Тертуллиан сказал: «Если Бог не один, то нет Бога». А святитель Афанасий Великий добавляет: «Многобожие есть безбожие».
Итак, Господь Бог в существе Своем один и единственен.
Вместе с тем Бог Троичен в Лицах.
Бог Троичен в Лицах
Среди всех тайн, которые Господь пожелал открыть людям, есть одна, особенно превосходящая способности человеческих ума и логики. В чем же состоит эта тайна? В том, что Бог един по существу и троичен в Лицах.
Способны ли философия либо путь естественного богопознания сами собой достигнуть этой тайны? Нет. Вера в Святую Троицу – исключительно Божественное Откровение. Причем учение о Троице дано единственно религии христианской, ни в какой другой религии подобного представления о Боге нет.
Лица Святой Троицы – Отец, Сын и Святой Дух – еще именуются Ипостасями. Они – не просто свойства, силы, явления или действия Бога. Но три Ипостаси – это три различных Лица одного Божества.
Именно эту веру при крестном знамении исповедуют христиане, складывая пальцы правой руки в известное вам троеперстие, – при котором три пальца слагаются в одно целое, потому что Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух – один Бог, а не три.
Как это постичь?
В IV веке известный богослов блаженный Августин, будучи епископом в африканском городе Иппоне, писал книгу «О Святой Троице». Утомленный чрезвычайным напряжением ума, он вышел на морской берег. Августин наслаждался вечерним воздухом, но не переставал думать и о предмете своих исследований. Вдруг он заметил странного отрока на берегу, который небольшой серебряной ложкой черпал воду из моря и выливал в углубление.
– Что ты делаешь? – спросил его Августин.
– Хочу вычерпать море и вместить его в ямку.
– Но это невозможно! – сказал Августин.
– Разумеется, невозможно, но я скорее вычерпаю моей ложкой это море и вмещу его в ямку, чем ты своим умом проникнешь в неведомую тайну Святой Троицы и вместишь ее в свою книгу.
Наш разум приходит в тупик перед познанием тайны Божественной жизни. Как Господь Бог может быть одновременно Один и Троица? К Богу вообще неприложима привычная для нас категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделенные пространством, временем и силами. А между Лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Поэтому к Богу в общем-то неприменимы такие вещественные числа, как 1 и 3. Божественная Троица есть абсолютное Единство. Каждое Лицо Святой Троицы обладает в полноте Божественным Существом.
Поэт П.А. Вяземский написал такие строки:
Наш разум, омрачась слепым высокомерьем,
Готов признать мечтой и детским суеверьем
Все, что не может он подвесть под свой расчет.
Но разве во сто раз не суеверней тот.
Кто верует в себя, а сам себе загадкой,
Кто гордо оперся на свой рассудок шаткий
И в нем боготворит свой собственный кумир,
Кто в личности своей сосредоточив мир,
Берется доказать, как дважды два четыре,
Все недоступное ему в душе и в мире?
Тайна Божественной жизни для нас представляется чем-то внелогичным, но в самой Божественной жизни никаких противоречий нет. Какой же вывод можно сделать отсюда? Только тот, что познать Святую Троицу невозможно рассудочным путем. Лишь очистив ум и сердце от всех земных впечатлений, можно возвыситься к созерцанию Троицы.
В какой-то мере к познанию Святой Троицы нас приближает та духовная истина, что «Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8 ).
Бог есть Любовь всесовершеннейшая, и это значит, что Три Лица Святой Троицы – Отец, Сын и Святой Дух – вечно пребывают друг с другом в единстве непрерывной любви.
Что говорит об этом Священное Писание
Страницы Книги жизни свидетельствуют о троичности Лиц в Боге. Но ум человека при этом землен и груб, поэтому многие свидетельства носят прикровенный характер. Для понимания их требуется духовная проницательность.
Впрочем, есть в Писании и такие свидетельства, которые открыто указывают на троичность Лиц в Боге. На них мы и остановимся.
В книге Бытия сообщается о чудесном явлении праотцу Аврааму: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт. 18:1–3 ).
В образе трех Ангелов Авраам узрел посещение Божие; святой понял, Кто пришел к нему. Данный образ Троицы нашел свое отражение на всемирно известной иконе преподобного Андрея (Рублева).
А блаженный Августин специально обращает внимание на этот отрывок Писания и предлагает такое замечание: «Видите ли, Авраам встречает Трех, а поклоняется Единому. Узрев Трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как Единому, исповедал Единого Бога в Трех Лицах».
Со всей определенностью истина Троицы явлена в Новом Завете.
В Новом Завете
Во время крещения в Иордане Господа Иисуса Христа, Сына Божия во плоти, когда «Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» ( Лк. 3:21–22 ).
Так Бог Сын в человеческом естестве принимает водное Крещение. Бог Отец свидетельствует о Нем как о Своем Сыне. А Бог Дух Святой нисходит на Него в виде голубя, подтверждая истинность свидетельства Отца.
Сам Господь по Воскресении заповедует апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). В данных словах Господа содержится прямое указание на Триединство Божества.
О том же пишет любимый ученик Иисуса Христа апостол Иоанн Богослов: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ( 1Ин. 5:7 ).
А апостол Павел в своем приветствии употребляет следующее выражение: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общение Святаго Духа со всеми вами» ( 2Кор. 13:13 ).
Это только некоторые свидетельства в ряду многих других. Как видите, для Священного Писания и Ветхого и Нового Завета троичность Лиц в Боге – очевидная истина.
Ангельская песнь Пресвятой Троице
В V веке в Константинополе случилось сильное землетрясение, от которого разрушались дома и селения. Византийский император Феодосий II собрал народ и обратился к Богу с общей молитвой. Во время этого моления один мальчик вдруг на виду у всех был невидимой силой поднят на небо. Через некоторое время он также невредимо спустился обратно.
Мальчик рассказал, что на небе он слышал, как Ангелы пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный» (приводим текст на церковнославянском языке). Так Ангелы воспевали Святую Троицу. Народ, повторив эту молитву, добавил: «Помилуй нас», – и после этого землетрясение прекратилось.
С тех пор ангельская песнь Святой Троице была введена в церковное богослужение. Она употребляется почти при каждом молении. Читается трижды:
– Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
В этой молитве Богом мы называем первое Лицо Святой Троицы – Бога Отца; Крепким – Бога Сына, потому что Он так же Всемогущ, как и Бог Отец; и именно Через Сына совершено спасение людей (об этом мы побеседуем позже); Безсмертным – Духа Святого, потому что Он не только вечен, как Отец и Сын, но и всему существующему дает жизнь, а людям – бессмертие.
Поскольку же Троица – один Бог, то и песнь завершается обращением в единственном числе – «помилуй нас». А так как имя Святый (то есть Святой) упоминается в этой молитве три раза, то она называется также «Трисвятое»
В церкви после «Трисвятого» всегда читается или поется славословие Пресвятой Троице:
– Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Слава значит хвала, слава; ныне – теперь, сейчас; присно – всегда; во веки веков – в бесконечные веки, то есть вечно; аминь – истина, правда, да будет так. В этой молитве христиане славят Пресвятую Троицу, Которая дарует людям жизнь и все блага и Которой всегда принадлежит одинаковая вечная слава.
Поэтому, когда вы поднялись утром или собираетесь ложиться спать, если вы отправляетесь в путь или хотите пообедать, а равно и перед всяким делом, не забудьте осенить себя крестным знамением (только справа налево) со словами:
– Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Произнесите с искренней верой, тогда Сам Бог будет с вами и оградит вас от бед, как оградил вышеупомянутого подполковника.
Соловецкий послушник М. (впоследствии иеромонах), исполняя работу на хозяйственном дворе, был сильно изувечен дикой коровой. В бесчувственном состоянии, с разбитой головой, ранами на лице и повреждениями на теле он был отправлен для врачевания в монастырь. По прибытии прежде лечения он пошел к старцу Науму, и лишь только вступил в коридор, где находилась келья старца, как сам старец вышел к нему навстречу и с веселым видом принял его. Не допустив высказаться о несчастье, Наум тотчас спросил послушника:
– Что, брат, веруешь ли, что Богу все возможно, что Он может исцелить и твои недуги?
На утвердительный ответ опять спросил:
– Твердо ли и всем ли сердцем веруешь, что для Бога нет ничего невозможного?
После вторичного подтверждения старец Наум налил в деревянный ковш воды и, перекрестив, подал, говоря:
– Пей во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Послушник выпил, но от третьего приема решительно отказался, говоря:
– Не могу больше пить.
Тогда старец вылил третий ковш ему на голову, сказав:
– Во имя Святой Троицы будь здоров. Вода с головы полилась на шею и по всему телу, и вместе с тем страждущий почувствовал себя совершенно здоровым. Раны на голове вскоре зажили, и через несколько дней послушник снова возвратился к своей работе.
Что важно знать о Лицах Святой Троицы
Три Лица имеют одинаковое Божественное достоинство. Между Ними нет ни старшего, ни младшего, ни большего, ни меньшего. И Бог Отец, и Бог Сын, и Бог Дух Святой есть единый истинный Бог. У трех Лиц одно Божественное существо, Их нельзя представлять в разрыве Одно от Другого. Отец, Сын и Святой Дух – Троица единосущная и нераздельная. Рассмотрим, что говорит Священное Писание, приоткрывая непостижимую для человеческого ума тайну Троицы.
Бог Отец
Писание в таких словах выражается о Божестве Первого Лица: «У нас один Бог Отец, из Которого всё. » ( 1Кор. 8:6 ); «Благодать вам и мир от Бога Отца» ( Рим. 1:7 ).
Бог Отец не рожден. Он не имеет какого-либо начала Своему бытию. В этом – личное свойство Бога Отца как Первой Ипостаси Святой Троицы. Бог Отец – Источник вечных благ.
Бог Сын
О Божестве Второго Лица Священное Писание говорит: «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум. Сей есть Истинный Бог и Жизнь Вечная» ( 1Ин. 5:20 ). Как и Бог Отец, Сын Божий – Всесовершенный Истинный Бог.
Часто Второе Лицо Святой Троицы называют Словом Божиим: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин. 1:1 ). Почему такое имя присвоено Сыну Божию? Как в человеке от мысли рождается слово, так и в Троице от Отца рождается Его Слово – Бог Сын. Его рождение предвечно, то есть вне времени. Новый Завет называет Сына Божия Единородным ( Ин. 1:14, 3:16 и др.), потому что Бог Сын единственный, Кто рожден от Бога Отца по естеству.
Как писал святитель Василий Великий, не должно представлять рождение Бога Сына от Отца по образу рождения человеческого. К Богу неприменимо ничто человеческое. Для чего же нам дано понятие рождения Сына? Оно указывает на глубинную близость Отца и Сына, на единство Их Божественного естества. Как у людей от человека рождается только человек, так и от Бога рожден действительный, истинный Бог.
Рождение Бога Сына от Отца – личное свойство Сына как Второй Ипостаси Святой Троицы.
Бог Дух Святой
Святой Дух так же, как Отец и Сын, по свидетельству Священного Писания, есть Всесовершенный, Истинный Бог. Книга Деяний приводит слова апостола Петра, обращенные к человеку, который солгал: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому. Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян. 5:3–4 ).
Святой Дух именуется Утешителем ( Ин. 14:16–17, 26 ), Духом Истины ( Ин. 16:13 ), Духом Божиим ( 1Кор 3:16 ). Отличие Духа Святого от Бога Отца и Бога Сына состоит только, в том, что Святой Дух вечно исходит от Бога Отца. «Дух Истины, Который от Отца исходит», – говорит Священное Писание. В этом – личное свойство Бога Духа Святого как Третьей Ипостаси Святой Троицы.
Небольшое замечание
Итак, Бог Отец безначален и не рожден, Бог Сын превечно рожден от Отца, Бог Дух Святой вечно исходит от Отца. В Боге Отце – единое начало для Сына и Духа Святого.
При этом важно учесть замечание святого Иоанна Дамаскина: «Хотя мы научены, что есть различие между рождением и исхождением, но в чем состоит рождение Сына, нисхождение Святого Духа от Отца, этого не знаем». Такие понятия, как «рождение» и «исхождение», открыл Сам Бог Троица в Священном Писании, и что нам открыто, о том мы и говорим. Проникнуть же во внутреннюю тайну Лиц Святой Троицы никому невозможно.
Видимый мир вещает о Троице
Впрочем, свойства и отношения Лиц Святой Троицы можно отчасти постигать, всматриваясь в явления окружающей природы. Вы все видите на небе солнце, как от него исходит свет, чувствуете, как оно дает свое тепло. На это обращал внимание святой равноапостольный Кирилл (†869), просветитель славян: «Видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца – свет. И как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святой. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».
О том же свидетельствует пример огня, также дающего свет и тепло, имеющих между собой единство и различие.
Некоторое подобие вы найдете в источнике воды, который сокрыт под землей, но от него бьет ключ родника и далее течет водный поток. Источник, ключ и поток неразрывно соединены между собой и, однако же, различаются.
Аналогию вы заметите и в своей собственной природе. По мнению многих Святых Отцов, человеческой душе присущи ум, слово (непроизнесенное слово есть мысль) и дух (совокупность сердечных чувств). Эти три силы, не смешиваясь, составляют в человеке одно существо души, как и в Троице три Лица составляют одно существо Божественное.
Впрочем, всегда необходимо помнить о недостаточности каких-либо земных аналогий. В этом отношении важно предупреждение святого Илария: «Если мы, рассуждая о Божестве, употребляем сравнения, пусть не думает никто, что это есть точное изображение предмета. Между земным и Богом нет равенства. » Аналогии из окружающей природы или из собственного человеческого естества являются лишь некоторыми пособиями в познании Святой Троицы, но не открывают нам самую суть Божества.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, коснувшись глубин духовных созерцаний, молился: «О, совершеннейшее Божество, сущее в трех равных, равнославных, равносильных Лицах Божества! О, Доброта трисолнечная! О, Красота трехличная! О, Единство всесовершённое, твердейшее, неразлучное, нераздельное! О, всесовершенное Божество! О, всежизненное Существо. Светом Твоим всего меня просвети и тьму греха отжени».
Много веков раньше так же воспевал Бога Троицу святитель Григорий Богослов:
«Воспеваю Тебя, Живая Троица, Единая и единственно единоначальная, Естество неизменяемое, безначальное, Естество неизглаголанной Сущности, Ум непостижимый в мудрости, небесная Держава, непогрешимая, неподначальная, беспредельная, Сияние неудобозримое, но все обозревающее, от земли и до бездны ни в чем не знающее для Себя глубины!»
О том же молился и преподобный Симеон Новый Богослов:
«О Отче, Сыне и Душе, Троице Святая, Благо неисчерпаемое, насыщения,
Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня».
Каким же образом, на ваш взгляд, возможно постигнуть тайну Троичности Лиц в Боге?
Какие свидетельства Священного Писания о Святой Троице вы помните?
В каком смысле Священное Писание называет Сына Божия Словом?
Что означает наименование Сына Божия Единородным?
Какие аналогии Троицы из видимого мира вам особенно запомнились?
Источник: Валерий Духанин. Сокровенный мир Православия. — 4-е изд., испр. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. — 536 с.: илл.
Вам может быть интересно:
- Столп и утверждение истины – XXIX. Заметки о троичности (к стр. 50, 223). – священник Павел Флоренский
- Опыт православного догматического богословия. Том II – Новозаветное учение о Троице – святитель Сильвестр (Малеванский)
- Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви – ТРИЕДИНСТВО БОЖЕСТВА – епископ Вениамин (Милов)
- Величие Бога и ничтожество богов – епископ Александр (Милеант)
- Тайна Пресвятой Троицы – БИБЛЕЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ – протопресвитер Борис Бобринский
- Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – БОГ – схиархимандрит Иоанн (Маслов)
- Пасхальная тайна: Статьи по богословию – СВЯТОЙ ДУХ КАК БОГ – протоиерей Иоанн Мейендорф
- Путь исцеления души: Таинство покаяния – священник Валерий Духанин
- О конечных судьбах мира и человека – Глава V-я. Последний суд и конечная судьба всего мира – профессор Николай Иванович Виноградов
- Умение умирать или Искусство жить – Высшее делание человека – архимандрит Рафаил (Карелин)
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник