Методическая разработка урока по сказке — были Пришвина «Кладовая солнца»
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastya_i_mitrasha.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание работы: разработка урока литературы по теме «Судьба Насти и Митраши» (по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца») для учащихся 5 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы. Урок построен с учётом ФГОС.
Тема: «Cудьба Насти и Митраши» (по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»)
Цель: Составление литературного портрета главных героев произведения.
Форма: урок.
Тип: объяснение нового материала.
Ребята, взгляните на рисунки. (На доске иллюстрации к сказке-были)
— Настя возле черного пня.
— Спасение Митраши.
— Митраша в Блудовом болоте.
— Рогатый великан лось.
— Что скажете? Что объединяет все эти рисунки? (Это иллюстрации к одному произведению, созданные такими же учащимися 6 класса)
— Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их характере? (Почти ничего. Перед нами только внешние портреты).
— А можно ли сказать что-нибудь о человеке, взглянув на его портрет? (Только какие-то общие черты. О характере человека мы не можем судить по портрету)
То есть, чтобы узнать человека, нам необходимо с ним пообщаться.
— Сегодня нам предстоит пообщаться с главными героями «Кладовой солнца» Настей и Митрашей, поговорить об их непростой, недетской судьбе и составить их литературный портрет.
— А что такое литературный портрет? (Литературный портрет – это описание внешности и внутреннего мира героя).
— Чтобы познакомиться с героями поближе, нам необходимо окунуться в строки произведения.
— Начнем с жанра. Михаил Михайлович Пришвин так определил жанр произведения – сказка-быль. Как вы это понимаете? Что такое сказка-быль? Что-то будет в этом произведении сказочного, а что-то и настоящего.
Давайте определим черты сказки и черты были в произведении. Работа по рядам.
1 ряд говорит о чертах сказки, второй – о чертах были.
Сказка
1. Активное участие в жизни детей принимают животные.
2. Образы природы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень.
3. Добро побеждает зло.
Быль
1. События имеют реальную основу.
2. Подробное описание жизни детей и их самих.
— Итак, перед нами правдивая сказка.
— Где и когда происходит действие сказки-были? (Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943г)
— Что принесла этим детям война? (Война стала для них трагедией. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне»).
— За счет чего они выжили? (Хозяйство)
— Какое хозяйство осталось у детей? («Изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен»).
— Можем ли мы утверждать, что дети не остались беззащитными перед лицом судьбы? Им помогли односельчане? (Соседи помогали детям: «Вначале, как мы уже говорили, к детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо»)
— Как вы считаете, дети научились жить в суровых условиях военных лет? Докажите строками из текста.
— «Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе».
— «Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, на противотанковых рвах: носики такие задорные».
— «Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».
— «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами».
— А какие отношения были между детьми?
— Куда решили дети направиться за клюквой? Почему их мнения разделились?
— Перескажите сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание, как ведет себя природа.
— «Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».
— «Кра! – крикнула в это время ворона в гнезде».
— «Сверху стала надвигаться серая хмарь».
— «Серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали».
— Обратимся к эпизоду «Митраша в беде». Какие качества проявляются у Митраши в этом эпизоде?
— «Приключения Насти в лесу». Что в это время делает Настя? Помнит ли она о брате?
— Итак, много сказано о героях произведения, их поступках. Перейдем к составлению литературного портрета. Работаем в парах и группах.
1 пара – Настя. Внешность героини.
2 пара – Митраша. Внешность героя.
1 группа – характер Насти.
2 группа – характер Митраши.
У нас есть определенный набор цитат из текста. Их нужно распределить в две колонки, в зависимости о того, к какому герою они относятся.
Настя
«Как золотая курочка на высоких ножках»
«Волосы отливали золотом»
«Веснушки по всему лицу крупные, как золотые монетки»
«Носик был чистенький и глядел вверх»
«Как мать, вставала далеко до солнца, в предрассветный час»
«Растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед»
«Выгоняла своё любимое стадо»
«Мало слушает, стоит и улыбается, оглаживает брата по затылку»
Митраша
«Десять лет с хвостиком»
«Коротенький, но очень плотный, лобастый»
«Упрямый и сильный»
«Мужичок в мешочке»
«Подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными обручами»
«На нём лежит всё мужское хозяйство и общественное дело»
«Бывает на всех собраниях, стараясь понять общественные заботы»
«Начинает злиться, хорохориться и задирать нос»
«Вздумает, подражая отцу, учить свою сестру»
(Составление таблицы на доске)
— Кто вам понравился больше? Настя или Митраша? Почему?
— С детьми происходит много событий в течение произведения. Помните, как много клюквы набрала Настя. А что она сделает с ней? (Отдаст эвакуированным детям)
Девочка, внутренне переживая свою жадность, таким поступком избавляется от этого груза.
— А вам приходилось совершать добрые поступки, помогать другим?
— Сложно совершить добрый поступок?
— На самом деле совершить добрый поступок не так сложно. Давайте попробуем совершить его вместе. Мы помним, что действие произведения происходит во время войны. А какая птица является символом мира? Нам сейчас предстоит сделать голубя. Я предлагаю вам подарить его с добрыми словами дорогому для вас человеку. Это будет маленький, но добрый поступок.
Делая доброе дело, мы сами становимся чище, добрее. Это добро вернется к вам в многократном объёме.
Сегодня мы вели разговор о двух детях, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Но они не были сломлены. Они выстояли. И вам я желаю все жизненные трудности встречать с высоко поднятой головой. Не опускать руки, а бороться, искать выход, преодолевать самые сложные препятствия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения; проводитс.
Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») Цель урока: раскрыть замысел писателя, показать единство ч.
Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста.
Тема урока «Главные герои сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца. Митраша и Настя».
Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы главных героев.
материалы к уроку.
Учебно-методическая разработка урока литературы в 5 классе по учебнику «Литература» под ред В.Я.Коровиной М. «Просвещение», 2013 на основе ТРКМЧП и проблемно-диалогического обучения.
Источник
Урок по теме: «М.М.Пришвин «Кладовая солнца»»
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Тема : М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
Цели: познакомить с фактами жизни и творчества М.М.Пришвина;
проанализировать прочитанный отрывок из повести «Кладовая солнца».
Задачи :обратить внимание на портретные характеристики героев;
показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев;
раскрыть особенности жанра сказки-были.
Оборудование :мультимедийный проектор для показа портрета М.М.Пришвина и иллюстраций к повести «Кладовая солнца»,фонохрестоматия (музыкальные пьесы К.Дебюсси).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.m.prishvin_kladovaya_solntsa.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
Цели: познакомить с фактами жизни и творчества М.М.Пришвина;
проанализировать прочитанный отрывок из повести «Кладовая солнца».
Задачи : обратить внимание на портретные характеристики героев;
показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев;
раскрыть особенности жанра сказки-были.
Оборудование : мультимедийный проектор для показа портрета М.М.Пришвина и иллюстраций к повести «Кладовая солнца»,фонохрестоматия (музыкальные пьесы К.Дебюсси).
1.Проверка домашнего задания
а). Пересказ событий сказки «Неизвестный цветок» от имени цветка ,а потом от имени Даши.
б) .Слушание письменных отзывов на одно из прочитанных произведений А.П.Платонова.
2.Слово учител я.М.М.Пришвин.
Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873г. Неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежавшем отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. В 1899 г. Пришвин едет в Германию, в Лейпциг ,откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д.Н.Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.
С 1905 г. Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом. Он много ездит по стране, выпускает книги, сотрудничает в газетах.
В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук», «Дедушкин валенок» и др.),сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца «Серая сова».
Его первые книги родились еще до революции 1917 г., а путешествия его продолжались в течение всей жизни: начиная с Севера, он прошел через азиатские степи на Дальний Восток, и каждое его путешествие завершалось новой книгой.
Михаила Пришвина можно назвать истинным певцом природы. В глубине пришвинского восприятия природы лежит переживание ее как поэтической сказки. Он писал: «Чувство природы есть чувство жизни личной, отражаемой в природе: природа-это я. Труднее всего говорить о себе, оттого так и трудно говорить о природе».
Сказка-быль «Кладовая солнца» была написана в 1945 г., после окончания Великой Отечественной войны. События ,изложенные в сказке ,имеют реальную основу .В ней рассказывается о судьбе двух детей, Насти и Митраши ,которые осиротели после смерти родителей. Хотя в основу произведения положены приключения детей, случившиеся с ними в течение одного дня в лесу, а не военные события ,все же именно воспоминания писателя о суровой и мужественной жизни советских людей во врем войны ,о близком его сердцу Переславском крае послужили материалом для книги.
3.Работа над содержанием повести «Кладовая солнца».
Особенность сказки-были в том ,что она написана от первого лица. Образ рассказчика представляет значительный интерес ,так как придает определенную жизнеутверждающую тональность всему произведению. С большой теплотой и лаской, с оттенком мягкого юмора характеризует рассказчик внешность детей, их дружную жизнь, нелегкий труд.
Обратимся к прочитанной дома части рассказа(с.39-57) и запишем план к прочитанному.
1.Описание Насти и Митраши.
2.Отношение детей друг к другу.
3.Настя и Митраша собираются за клюквой.
4.Решение Митраши отправиться за ягодой на Палестинку.
5.Описание Блудова болота.
6.Спор Насти и Митраши о том, по какой тропе идти дальше.
7.Антипыч и его собака Травка.
8.Жизнь Травки в лесу после смерти Антипыча.
9.Митраша пришел в Слепую Елань.
10.Митраше грозит гибель в трясине.
4.Беседа с классом.
-Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования? Какие чувства он вкладывает в слова «золотая курочка»,»мужичок в мешочке».
-Где и когда происходит действие в произведении Пришвина «Кладовая солнца»?
-Как дети относились друг к другу? Что, на ваш взгляд , было особенно удивительным в их жизни?
-Куда решили направиться дети за клюквой? Почему их мнения разделились?
-Перескажите своими словами сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание ,как ведет себя природа. Можно ли определить ,на чьей стороне автор?
-Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?
-Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих
-Какую смысловую нагрузку несут старый лесник Антипыч и его собака Травка?( Старый охотник Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через собаку Травку.)
Антипыч подшучивает над самоуверенностью, желанием все легко получить из жизни из чужих рук, над неумением понимать природу. На примере своего отношения с Травкой старик показывает, каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и животным .Даже после смерти лесника Антипыча Травка следует тем же правилам, которые ей внушили.
Своеобразие сказки-были Пришвина-раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе .Пришвин писал : «Я ведь, друзья мои ,пишу о природе, сам же только о людях и думаю» .Поэтому значительное место в «Кладовой солнца» занимает природа ,так как в замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.
Показывая взаимосвязь между человеком и природой, Пришвин раскрывает человека через природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность, как бы предвещая драматические события: ветер рванул, елка нажала на сосну ,и сосна простонала. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу ,который создается природой: злой ветер рванул, деревья ,прокалывая друг друга ,зарычали ,завыли ,застонали.
Когда на пути Митраши встает грозное Блудово болото, уродливые старушки-елочки цепляются за мальчика, не желая пропускать его в глубь своего царства, вороны каркают ,чуя близкую добычу.
Автор все время напоминает ,что в природе идет постоянная борьба, в которой побеждает сила ,и человек должен уметь совладать с этой силой, 4подчинить себе могучую стихию.
1.Прочитать «Кладовую солнца» до конца и составить план к содержанию прочитанного.
2.Подготовить устную характеристику Насти и Митраши.
3.Письменно ответить на вопросы 2 и 3(с.72)
Источник