Объясните пожалуйста Рассеянный свет это как?
Уважаемая Елена, рассеянный свет применительно к комнатным растениям — это противоположность солнечному свету, беспрепятственно падающему на растения.
Так это понятие и надо воспринимать: хорошее освещение, но без солнечных лучей.
Рассеянный свет — это, например, свет, который растение получает на подоконнике северной, северо-восточной и северо-западной ориентации, куда солнце не приходит или заглядывает в самом начале или в самом конце дня, когда свет уже ослаблен. Или на любом подоконнике, но в облачный день.
Также допустим солнечный свет, проходящий сквозь листву дерева или приглушенный тюлем. Тут главное, чтобы интенсивность света была понижена, и чтобы пятна солнечного света все время передвигались по растению — в результате одно и то же место освещается солнцем недолго, и это не может повредить.
Наконец, можно отодвинуть растение немного в глубь комнаты от солнечного окна — на метр-полтора, не более. Этого уже будет достаточно, чтобы ослабить и несколько рассеять солнечные лучи.
Рассеянный свет можно искусственно создать с помощью нескольких люминесцентных ламп, при таком свете многие растения хорошо растут и даже цветут.
Яркий солнечный свет переносят далеко не все растения. Такое освещение вызывает повышенное испарение листьями воды и может привести к увяданию. Многие растения на солнечном месте могут получить ожоги листьев. Также у некоторых видов (папоротники, хлорофитум) солнечные лучи приводят к побледнению листьев, так как выжигают в клетках хлорофилл, — это плохо и для эстетики, и для здоровья растения. Поэтому в руководствах по уходу за разными видами часто можно читать: «Освещение — рассеянный свет».
Источник
Рассеянный свет
- Рассе́янный свет — свет, равномерно и одинаково освещающий все поверхности объекта, вследствие чего на них отсутствуют тени, блики и рефлексы. Такое освещение передаёт на фотографии соответствующими тонами только форму и цвет объекта. Из-за отсутствия теней и полутеней объект на рисунке кажется почти плоским.
Рассеянный свет создаёт солнце, закрытое облаками. Такое же освещение создаёт электролампа из молочного и матового стекла в рефлекторе с матированной поверхностью или с рассеивающим экраном перед источником света. Рассеянный свет даёт мягкое освещение, отчего фотографии получаются малоконтрастными.
Однако вышеперечисленные свойства рассеянного света являются незаменимыми в других областях.
(см. Металлогалогенная лампа).
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Парселена (от др.-греч. παρά, para — около и selēnē, selene — Луна; также известное как «ложная Луна») — относительно яркий светящийся участок на лунном гало. Возникает вследствие преломления лунного света в плоских шестиугольных кристаллах льда в перисто-слоистых облаках.
Интерфере́нция в тóнких плёнках – явление, которое возникает в результате разделения луча света при отражении от верхней и нижней границ тонкой плёнки. В результате возникают две световые волны, которые могут интерферировать. Тонкоплёночная интерференция объясняет цветовую палитру, видимую в свете, отраженном от мыльных пузырей и масляных плёнок на воде. Это явление также является основополагающим механизмом, используемым в объективах камер, зеркалах, оптических фильтрах и антибликовых покрытиях.
Источник
Рассеянный (диффузный) и акцентный (направленный) свет
Когда имеешь дело с количеством света, нужно всегда учитывать его качество, а также разницу между рассеянным (диффузным) и акцентным (направленным) светом. Мы расскажем подробнее об эффектах, восприятии и применении диффузного и акцентного света.
Мы знакомы с этим фактом, сталкиваясь с ним в обычной повседневной жизни: с направленным солнечным светом в ясный день и рассеянным, когда небо затянуто тучами. Качественные характеристики одинаковы: почти бестеневой окружающая обстановка получается когда небо в тучах, и ситуация с сильными контрастами — драматический световой эффект: игра света и тени — в яркий солнечный день.
Рассеянный свет (диффузный свет)
Рассеянный свет получается тогда, когда большая поверхность испускает свет. Она может быть очень обширна. Например, плоские поверхности, такие как небо, в светлое время суток или в случае искусственного освещения, это могут быть световые потолки.
В пространствах интерьеров рассеянный свет может отражаться от потолков и стен, тогда световой эффект получается равномерный, мягкий. Он освещает все пространство, и делает объекты видимыми. Особенностью рассеянного света является способность создать минимальные тени и отражения.
Рассеянный свет чаще всего используется в общественных пространствах: учебных заведениях, больницах, офисах, торговых центрах и других местах, где человек должен легко ориентироваться, видеть полностью пространство, чувствовать себя в безопасности, спокойно и комфортно.
Акцентный (направленный) свет
Акцентный (направленный) свет испускается точечным источником света. Если проводить аналогию с природными условиями, то это солнце. В искусственном освещении направленный свет представляет собой компактный источник света.
Основное свойство направленного света в том, что он создает явные тени от объектов и предметов. Также акцентный свет является причиной возникающих на зеркальных и глянцевых поверхностях бликов. Блики вызывают зрительный дискомфорт, поэтому в интерьерах нужно разумно использовать направленный свет в сочетании с бликующими предметами.
Долгое нахождение в помещениях, где сильный световой контраст, вызывает дискомфорт и усталость глаз. Резкие тени и блики особенно заметны, когда основное освещение достигается малым количеством рассеянного света. Например, дневной свет отношение солнечного света к свету от неба (акцентный свет по отношению к диффузному) находится примерно в диапазоне от 5:1 до 10:1. Комфортным для интерьеров и жилых помещений является соотношение между общим освещением и акцентным — не менее 1:3. При больших перепадах находиться в таких интерьерах будет не комфортно.
Акцентный (направленный) свет применяют в бутиках, галереях и музеях, шоурумах, театрах, концертных площадках и подобных местах, где нужно привлечь внимание зрителей к определенному объекту, выделить его на фоне других.
Комфортное освещение в интерьерах — рассеянный и направленный свет
В интерьерах (помещениях) мы можем создать такое соотношение акцентного и рассеянного света, чтобы чувствовать себя комфортно. Доля рассеянного света уменьшается, когда потолок и стены освещены слишком малым количеством света или когда свет падает на поверхность, которая его поглощает (за счет низкого отражения). Такой эффект с акцентным светом можно применять для создания драматического эффекта. Этот подход используется для презентации объектов (выставки, магазины, бутики), а также в архитектурном освещении, когда согласно концепции нужно достичь драматического пространственного эффекта.
сочетание акцентного (направленного) и диффузного (рассеянного) света
Акцентный свет не только создает тени и отражения, он открывает новые горизонты для светодизайнеров. Они могут выбрать нужный угол светового луча и необходимое направление для реализации задачи. Если свет рассеянный, диффузный, то его эффект применяется на все пространство и зависит от положения светильника в пространстве.
Тут то и лежит один из наиболее прогрессивных аспектов световых технологий. Во времена использования свечей и масляных ламп, свет был тесно связан с местоположение светильника (распространялся в непосредственно близости от источника). Сейчас таких проблем нет. Можно добиться нужного уровня освещенности в требуемой части пространства. А значит, мы можем залить помещение светом или смоделировать нужные световые условия. Уровень освещенности задается требуемым задачам, которые выполняются в том или ином пространстве или его отдельной зоне.
Источник
Значение света для комнатных растений
Освещение для комнатных растений
Еще со времен школы, мы знаем, что растениям для нормального развития необходим солнечный свет. К сожалению, климат в нашей стране таков, что солнечного света, порой, растениям не достаточно. Очень часто от недостатка света страдают комнатные растения. Ведь среди них есть такие, которым необходим яркий свет. Летом даже бывает недостает света, что уж говорить о зиме. Кроме того, многие садоводы уже в конце зимы начинают разводить у себя на подоконниках рассаду, и необходимо помочь молодым растениям развиваться нормально. Многие современные цветоводы знают и успешно применяют с этой целью фитолампы для растений, которые в полной мере заменяют солнечный свет там, где его не хватает.
Основа жизни на Земле — энергия Солнца. Поэтому освещение для комнатных растений играет важнейшую роль, наряду с водным и температурным режимами. Но если недостаток тепла цветы порой переносят неплохо, влагу могут запасать в своих тканях, то недостаток солнечных лучей переносится наиболее болезненно.
Основными характеристиками света являются его спектральный состав, интенсивность, суточная и сезонная динамика.
По спектральному составу солнечный свет неоднороден. В него входят лучи, имеющие различную длину волны. Из всего спектра для жизни растений важна фотосинтетическая активная (380-710 нм) и физиологически активная радиация (300-800 нм).
Причем, наибольшее значение имеют красные (720-600 нм) и оранжевые лучи (620-595 нм). Именно они являются основными поставщиками энергии для фотосинтеза и влияют на процессы, связанные с изменением скорости развития растения (избыток красной и оранжевой составляющей спектра задерживает переход растения к цветению).
Синие и фиолетовые (490-380нм) лучи, кроме непосредственного участия в фотосинтезе, стимулируют образование белков и регулируют скорость развития растения. У растений, живущих в природе в условиях короткого дня, эти лучи ускоряют наступление периода цветения.
Ультрафиолетовые лучи с длиной волны 315-380 нм задерживают «вытягивание» растений и стимулируют синтез некоторых витаминов, а ультрафиолетовые лучи с длиной волны 280-315 нм повышают холодостойкость.
Лишь желтые (595-565 нм) и зеленые (565-490 нм) не играют особой роли в жизни растений.
Учет потребностей растений в определенном спектральном составе света необходим при правильном подборе источников искусственного освещения. В комнатных условиях в качестве таковых наиболее удобно использовать люминесцентные лампы ЛБ и ЛДЦ.
Почти все комнатные растения светолюбивы, т.е. лучше развиваются при полном освещение, но различаются по теневыносливости. Принимая во внимание отношение растений к свету, их принято подразделять на три основные группы: светолюбивые, теневыносливые и тенеиндифферентные.
Как и все живые организмы, растения обладают способностью адаптироваться к изменяющимся условиям. Эта способность различна у разных видов. Есть растения, довольно легко приспосабливающиеся к достаточному или избыточному свету, но встречаются и такие, которые хорошо развиваются только при строго определенных параметрах освещенности. В результате адаптации растения к пониженной освещенности несколько меняется его облик. Листья становятся темно-зелеными и немного увеличиваются в размерах (линейные листья удлиняются и становятся уже), начинается вытягивание междоузлий стебля, который при этом теряет свою прочность. Затем их рост постепенно уменьшается, т.к. резко снижается производство продуктов фотосинтеза, идущих на посторонние тела растения. При недостатке света многие растения перестают цвести.
При избытке света хлорофилл частично разрушается, и цвет листьев становится желто-зеленым. На сильном свету рост растений замедляется, они получаются более приземистыми с короткими междоузлиями и широкими короткими листьями.
Появление бронзово-желтой окраски листьев указывает на значительный избыток света, который вреден растениям. Если срочно не принять соответствующие меры, может возникнуть ожог.
Важными характеристиками светового режима является суточная и сезонная динамика.
Длина светового дня меняется в течение года. В умеренных широтах самый короткий день равен 8 ч., а самый длинный — более 16 ч.
Расположение окон и количества света
В помещениях растения получают односторонний свет — из окон. Даже на одном окне условия освещенности неодинаковы. Правая сторона окна, обращенного на запад, получает больше света, чем левая.
На подвесной полке у верхней фрамуги освещение только боковое, а на подоконнике отчасти и верхнее.
Количество прямого солнечного света, попадающего в комнату, зависит от расположения окон. Больше всего солнечных лучей проникает в так называемые «фонари» с трехсторонним освещением, затем в угловые комнаты с окнами на восток и на юг или на запад.
Дольше всего солнце находиться на южных (открыты к солнцу в течение 6-9 часов и пропускают максимум солнечного света), затем на юго-восточных и юго-западных окнах; окна, обращенные на восток, освещаются солнцем с утра до полудня, западные — только во второй половине дня.
Окна, обращенные на север, пропускают ровный, почти неизменной интенсивности свет в течение всего дня.
В условиях нашей географической широты большую часть дня растения освещаются не прямым, а рассеянным солнечным светом.
В светлых комнатах с окнами, обращенными на юг, восток или запад, можно успешно выращивать любые комнатные растения.
Положение к источнику света
Многие растения очень чувствительны к перемене положения по отношению к источнику света (особенно зигокактус, герани, фуксии). Поэтому, после того как растению будет отведено в комнате постоянное место, следует избегать перестановок.
Цветы и травы тянутся к свету и поворачивают к нему свои листья, в результате в комнатах они принимают однобокую форму. Вечнозеленые декоративно-лиственные растения, если их постепенно поворачивать к свету, разрастаются равномерно во все стороны.
Для закладывания цветочных почек, цветения и созревания плодов большинству растений нужен солнечный свет, но есть и такие, которым необходима темнота.
Тенелюбивые растения нужно расположить подальше от окна
По степени отношения к световому режиму выделяют растения длинного дня, которые могут расти, цвести, и плодоносит круглый год, темнота им совершенно не нужна. В средних широтах (гортензия, глоксиния, сенполия, кальцеолярия, цинерария т.д.) цветут с ранней весны, (т.е. с наступлением длинного дня и короткой ночи), до начала осени.
Растениям короткого дня (зигокактус, каланхое и др.), для того чтобы зацвести, необходим 8-10 часовой световой день.
Растения, не требовательные к длине дня, цветут как при длинном, так и при коротком световом дне (розы, бегония семперфлоренс, комнатный клен и др.)
Растения чередования длинных и коротких дней зацветают лишь после того, как короткие зимние дни сменяются длинными весенними дня (пеларгония крупноцветковая) или требуют обратного чередования, т.е. цветут только зимой (камелия, цикламен).
Иногда при оформлении интерьера правила эстетики требуют определенного размещения растений, которое совершенно не соответствует требованиям к освещенности. В этих случаях подбирают такие виды растений, которые более продолжительное время могут выдерживать отсутствие света, или же через какое-то время одни растения заменяют другими.
В зимнее время нужно особенно внимательно относиться к размещению растений. В теплых комнатах температура 20-30℃ способствует быстрому их росту, а отсутствие света препятствует этому. Таким образом, нарушается равновесие, в результате чего растения часто гибнут. Поэтому зимой все растения, даже теневыносливые, надо стараться размещать на самых светлых местах.
Весной с каждым днем поступает все больше света, однако прямые солнечные лучи могут обжечь растение, поэтому необходимо слегка притенить их (я притеняю их калькой, наклеенной на окно; свет есть, но не яркий). Многие светолюбивые растения можно все лето держать на балконе. Привыкать к обилию солнечного света они должны постепенно: нельзя комнатное растение сразу выставить на балкон на солнце — оно получит солнечный ожог!
Нарушения светового режима
Одна из наиболее распространенных причин медленного умирания достаточно неприхотливых комнатных растений — это недостаток света. Под недостатком света мы понимаем и недостаточную продолжительность светового дня, и недостаточную интенсивность освещения. Как уже упоминалось, свет — единственный доступный зеленым растениям источник энергии, обеспечивающий все функции их организма. Поэтому освещенность ниже видоспецифического порога неизбежно приводит к гибели растения. Естественно, что растение погибает не сразу. Сначала изменяется естественная окраска листьев — молодые листья вырастают более бледными и более мелкими, чем обычно, пестроокрашенные теряют яркость рисунка, пестрые листья становятся зелеными, нижние листья желтеют. Происходит уродливое вытягивание побегов из-за излишнего удлинения междоузлий, а цветение гораздо более скудное: и цветов образуется меньше, и размером они более мелкие. Потом растение прекращает свой рост, цветения не наступает вовсе, нижние листья желтеют, засыхают и опадают. И только после этого растение окончательно погибает. Наиболее чувствительны к дефициту освещения молодые растения.
Старые экземпляры с хорошо развитой корневой системой более устойчивы в условиях недостатка света, так как при низком уровне фотосинтеза могут какое-то время использовать запасы питательных веществ, накопленных в корнях. Но при постоянном дефиците освещения в течение нескольких месяцев и они неизбежно погибают.
Нарушение светового режима не сводится только к избытку или недостатку света.
Для некоторых видов растений важным фактором является и периодичность и длительность освещения. Растениям наших широт, как правило, требуется длинный световой день, по 12–16 часов. Тропические по происхождению растения привыкли к более короткому световому дню — им достаточно 12-часового освещения. Для таких растений, как, например, пуансеттии, длительность освещения является ключевым моментом для закладки бутонов и цветения: они зацветают только после 8 недель короткого светового дня, когда ночь длится 14 часов; но для этого растения следует накрывать плотным, не пропускающим свет пакетом.
Хронический дефицит света
Признаки того, что растению хронически не хватает света, могут быть различными, но в первую очередь страдают молодые, образующиеся в этих условиях побеги. Их листовые пластинки становятся бледновато окрашенными, междоузлия удлиняются, размер листовой пластинки уменьшается.
Для некоторых видов при недостаточной освещенности характерно появление ювенильных листьев. Так, у широко известной монстеры деликатесной в молодом возрасте образуются сердцевидные цельнокрайные неразрезанные листья, с годами появляются новые листья, все более крупные, которые приобретает все более причудливую форму. Сначала по краю пластинки появляются глубокие вырезы, а потом, когда листья станут еще более крупными, они украшаются замкнутыми отверстиями вдоль центральной жилки. При хронической нехватке света у монстеры появляются мелкие, простой формы, без отверстий листья, и она теряет всю свою декоративность.
Декоративно-лиственные растения, такие как маранты, зебрины, калатеи, не требующие для своего содержания прямого солнечного освещения, при недостатке света все же теряют большую часть своей привлекательности: их яркие пятна и полосы бледнеют и утрачивают контрастность. Насыщенность окраски колеусов также зависит от качества освещения: недостаток света приводит к тому, что даже у молодых растений стебель оголяется снизу, а листья не такие яркие, как при хорошем освещении. Потеря декоративной окраски листьев у пестролистных форм кротона, кордилины, драцены, эписции, ананаса, каладиума в большинстве случаев вызвана именно нехваткой света. При этом не обязательно пострадавшие растения сразу выставлять на прямые солнечные лучи — эта крайность тоже вредна. Как правило, таким растениям нужен в меру яркий рассеянный свет.
Необычайно декоративные листья гинуры, сеткреазии, ирезины, гемиграфиса при недостатке освещения теряют свою насыщенную пурпурно-фиолетовую окраску, бледнеют или совсем зеленеют. У пестролистных растений: плющей, бересклетов, пестролистных форм фикусов, бирючины, сциндаптуса, сингониума, гипоэстеса — бледнеют и вовсе исчезают их декоративные пятна и полоски. Выросшие при сильном недостатке света побеги могут оказаться просто зелеными.
Пример недостатка света
Без достаточного освещения невозможно цветение многих комнатных растений: азалий, гардений, орхидей, олеандров, мимоз, бальзаминов, фуксий, хризантем, колокольчиков.
Но больше всего страдают от хронического недостатка света кактусы, литопсы и другие суккулентные растения (агавы, молочаи, алоэ, толстянки, седумы). У них вытягиваются стебли, прекращается цветение, растения утрачивают свою декоративность, и в конце концов наступает гибель. Пустынные кактусы, литопсы, конофитумы, некоторые толстянковые нуждаются в очень хорошем освещении — жаркое солнце благотворно действует на их рост и цветение, и солнечное местоположение — необходимое условие их культуры. Для этих растений даже яркий рассеянный свет бывает недостаточен, нужно, чтобы на них попадало солнце. Но внимание! После долгой северной зимы жаркие весенние лучи высоко стоящего солнца первое время надо рассеивать незначительным притенением, иначе растения получат солнечные ожоги. Кроме того, известно, что растения, полученные из питомников, могут быть вообще не приучены к прямым солнечным лучам — если их сразу выставить на солнце, они получат сильнейшие ожоги. Их надо приучать к прямому солнцу очень постепенно.
Другие суккуленты хорошо растут на восточных окнах. Это относится к гастериям, алоэ, каланхоэ, хавортиям, очиткам, иидам с зелеными, не защищенными восковым налетом или волосяным покровам стеблями.
Небольшой кратковременный недостаток освещенности можно компенсировать, несколько снижая температуру воздуха в комнате. Существует правило: чем меньше освещены растения, тем меньше должна быть температура. Безусловно, снижать температуру в комнате можно лишь в разумных пределах, как правило, не ниже 14–12℃, в редких случаях — до 8℃.
Гораздо эффективнее переставить растения в более светлое место или устроить для них дополнительную подсветку. Потребность в освещении большинства комнатных растений составляет от 500 до 2000 люксов. С помощью специальных источников освещения, которые наиболее близко соответствуют дневному свету, даже в темных углах дома для растений можно создать вполне удовлетворительные условия для роста. Обыкновенные лампы накаливания для этих целей подходят плохо — в их спектре слишком много красных, оранжевых и инфракрасных лучей, ускоряющих вертикальный рост, поэтому под лампами накаливания растения вытягиваются. Перевес в сторону ультрафиолетовых лучей слишком сильно замедляет рост растений. Оптимальным является спектр дневного света, который простирается от ультрафиолетовых, через видимые, до инфракрасных лучей. Этим условиям отвечают люминесцентные лампы, специальные лампы для выращивания растений, их необходимо только правильно установить.
Излишняя освещенность
Несмотря на то что уровень освещенности в наших домах гораздо ниже, чем на улице, комнатные растения могут страдать и от излишней освещенности. Так, неправильно подобранное место для растения может привести к повреждениям из-за излишней освещенности.
Наиболее часто излишняя освещенность в комнатах бывает на окнах южной экспозиции, особенно на высоких этажах. Такие условия освещения подходят только для самых светолюбивых растений (литопсов, пустынных кактусов и еще некоторых других предельно светолюбивых растений), да и то после долгой зимы эти растения необходимо первое время слегка притенять их от прямых солнечных лучей слоем марли или полупрозрачной бумаги. Но даже эти растения будут страдать от сильного перегрева корней, поэтому на жаркие летние месяцы горшки с суккулентами помещают в слой керамзита, чтобы предохранить корни от резкого подъема температуры и быстрого пересыхания кома почвы.
Растениям, предпочитающим яркий, но рассеянный свет, палящие лучи прямого солнца будут наносить повреждения. В первую очередь на поверхности растений появляется ожог: коричневые или серые пятна на листьях. При излишней инсоляции листья растений становятся блеклыми или слишком светлыми, как бы выцветают. В таком случае растения удаляют на достаточное расстояние от окна или притеняют занавеской от попадания прямых солнечных лучей. Для растений этой группы предпочтительны подоконники восточной или западной экспозиции, куда солнечные лучи попадают в начале или в конце дня, когда они не такие палящие.
Тенелюбивые растения (маранты, калатеи, строманты, ктенанты, некоторые папоротники) могут быть повреждены даже кратковременным прямым солнечным освещением, особенно весной. Первым признаком повреждения, вызванного прямой инсоляцией, часто является скручивание пластинки листа вдоль центральной жилки. Затем практически не защищенные от испарения излишков воды листья этих растений теряют тургор, и повреждение становится необратимым. Однако даже после этого поврежденные марантовые выбрасывать не стоит — большинство из них имеет толстые корневища, запасающие питательные вещества. Если эти корневища защитить от высыхания влажным колпаком и поместить в теплое место, то, скорее всего, через несколько недель или месяцев из их спящих почек появятся новые побеги, и растение восстановится. Если же вы сумели захватить процесс повреждения от инсоляции в самом начале, вам следует немедленно убрать растения с прямого солнца, защитить их от излишней сухости воздуха и опрыскать теплой (25–30 ℃) водой.
Для тенелюбивых растений нужно выбрать такое место, где они получали бы достаточный (500–800 люкс), но рассеянный свет. Самое подходящее для них место — около не освещаемого солнцем окна или в стороне от хорошо освещенного окна на расстоянии 1,5–2,5 м.
Резкое увеличение уровня освещенности может также привести к повреждению растения, даже если растение светолюбиво. Если вы переносите растения из более темного места на жгучие лучи солнца, то ожог практически неминуем. Так, даже очень выносливая и светолюбивая сансевьера может получить солнечный ожог (он выглядит как светлые, резко очерченные, постепенно подсыхающие пятна на листьях). Приучайте растение к высокой интенсивности освещения постепенно, особенно весной, когда освещенность возрастает очень резко. Если у вас окно обращено на юг, то в конце марта — начале апреля прямая солнечная инсоляция может повреждать все, даже самые светолюбивые растения. Обратите внимание на растения с нежными, незащищенными кутикулой или опушением листьями. В таких случаях помогает легкая тюлевая занавеска на окне, полупрозрачная бумага, марля, прикрепленная к стеклу.
В первую очередь страдают от прямых солнечных лучей молодые растения, проростки, свежеукорененные черенки. Они должны получать только рассеянный свет.
В солнечную погоду весной и летом поливать комнатные растения следует только ранним утром, а лучше вечером. Полив в светлое время дня, на солнце, практически бесполезен, так как вода испаряется из почвы, не попадая в растения. Кроме того, капли воды, случайно попавшие на листья растения, как крошечные увеличительные стекла фокусируют солнечные лучи и вызывают ожоги. По этой же причине абсолютно недопустимо опрыскивать растения на прямом солнечном свету.
Для чего нужен свет?
Мы воспринимаем то, что свет для растений необходим, как аксиому, порой не задумываясь о его глобальном значении в жизни наших зеленых друзей. Ответ лежит на поверхности. А почему, собственно, растения зеленые? И тут мы сразу вспомним о хлорофилле, составляющем основу их тела. Огромная масса зеленого пигмента, улавливающего живительные лучи каждым хлорофилловым зерном, без лишних слов доказывает бесценное значение света.
Фотосинтез — вот то удивительное свойство, называемое еще воздушным питанием растений, которое позволяет им обходиться без органических веществ. Только растения могут сами синтезировать все необходимое практически из ничего: воды и углекислого газа, с добавлением лишь малого количества минеральных солей. Но для осуществления этого волшебства необходим свет.
Лишь при наличии достаточного освещения для растений смогут осуществляться все его жизненные процессы. Очень часто, переживая за нездоровый вид комнатного цветка, мы пытаемся ему помочь дополнительным внесением удобрений, опрыскиванием стимуляторами роста. Но в первую очередь надо обратить внимание на степень освещения для домашних растений. Недостаток его восполнить ничем нельзя. Более того, достаточное количество воды, углекислого газа и минеральных элементов без света просто не смогут усвоиться! Поэтому нехватка этого важнейшего фактора приводит к ослаблению защитных сил, прекращению цветения, замедлению или полной остановке роста и даже гибели растения.
Источник