Задания для практического занятия
Краткие теоретические материалы по теме занятия
Каждая планета Солнечной системы описывает эллиптическую орбиту относительно Солнца, которое находится в фокусе эллипса (см рис.) Плоскость земной орбиты совпадает с плоскостью эклиптики. Таким образом. эклиптическая широта всегда равна нулю и направление на точку весеннего равноденствия лежит в орбитальной плоскости.
Однако другие планеты движутся не в плоскости эклиптики: плоскости их орбит наклонены к плоскости эклиптики на небольшие углы. Это показано на рис. Солнце S расположено в центре рисунка. Вообразите, что вы наблюдаете движение планеты вокруг Солнца с большого расстояния. Орбита планеты — маленький заштрихованный эллипс N1АР; А — перигелий, а Р отмечает мгновенное положение планеты. Часть орбиты, лежащая над плоскостью эклиптики, показана сплошной линией, под ней — пунктиром. Плоскость орбиты планеты проектируется на сферу очень большого радиуса с центром в Солнце и пересекает эту сферу по большому кругу N1‘А’Р’N2‘, А’ — проекция А, Р’— проекция Р и т. д. На рисунке показана также плоскость эклиптики ¡ N1‘N2‘ содержащая направление на точку весеннего равноденствия ¡.
Направление движения планеты по орбите показано стрелкой. Точка N1, где планета пересекает плоскость эклиптики, поднимаясь над ней, называется восходящим узлом. Точка N2 . где планета уходит под плоскость эклиптики, нисходящим узлом. Углы в плоскости орбиты отсчитываются от восходящего узла, а долготы -— от направления на точку ¡, не лежащего в плоскости орбиты. Таким образом. перигелий расположен на угловом расстоянии w от узла (этот угол именуется аргументом. перигелия), а мгновенное положение планеты определяется углом w+ u.
Соответствующие долготы будут равны w+W и w+ u+W, где W — долгота восходящего узла. Заметьте, что эти долготы представляют собой суммы двух углов отсчитываемых в разных плоскостях.
Задания для практического занятия
Задание 1 :Нарисовать в тетради орбиты четырёх ближайших к Солнцу планет: Меркурия, Венеры, Земли и Марса.
Предварительно заполнить таблицу, используя ПРИЛОЖЕНИЕ «Основные характеристики планет Солнечной системы». Для расчета среднего расстояния до Солнца из астрономических единиц в километры учесть, что астрономическая единица считается равной в точности 149 597 870,700 км.
Масштаб следует выбрать, при котором 1 см соответствует 30 млн км (1 : 3 000 000 000 000), чтобы наибольшая из орбит — орбита Марса — уместилась на листе тетради,
ПЛАНЕТЫ | Среднее расстояние до Солнца, (км) | Среднее расстояние до Солнца в масштабе, (см) |
Меркурий | ||
Венера | ||
Земля | ||
Марс |
На отдельном листе в центре расположите Солнце как точечный источник света. Приняв орбиты планет за окружности, обозначьте их пунктиром (центры окружностей будут совпадать и находиться в точке, которая обозначает положение Солнца). С помощью циркуля проведите окружности соответствующего радиуса разног цвета и подпишите каждую.
Задание2: Ознакомьтесь с содержанием «Школьного астрономического календаря» и ответьте на вопросы.
a. Заполните пропуски:
Гелиоцентрическая долгота — центральный угол между направлением __________________________________________________________________________
b. У какой планеты — Меркурия, Венеры, Земли или Марса — эксцентриситет орбиты наибольший? Результаты занесите в таблицу, расположив планеты по степени убывания эксцентриситета слева направо:
планета |
эксцентриситет |
c. Выяснить на какие (примерно) даты приходятся прохождения планет через перигелий; через афелий и занести в таблицу:
планеты | Дата прохождения через перигелий | Дата прохождения через афелий |
Меркурий | ||
Венера | ||
Земля | ||
Марс |
d. Найдите в таблице даты, на которые приходятся соединения планет с Солнцем, а также их противостояний. Результаты занесите в таблицу (при отсутствии указанной конфигурации у планеты в соответствующей ячейке поставьте прочерк)
планета | Меркурий | Венера | Марс |
Верхнее соединение, дата | |||
Нижнее соединение, дата | |||
Противостояние, дата |
Задание3: Нанесите на план Солнечной системы нанесите положения Меркурия, Венеры, Земли и Марса на текущую дату года.
Найдите в школьном астрономическом календаре таблицу гелиоцентрических долгот планет и занесите в таблицу:
ПЛАНЕТЫ | Гелиоцентрическая долгота |
Меркурий | |
Венера | |
Земля | |
Марс |
Чтобы на орбите каждой планеты отметить её положение, проведите из центра орбит в произвольном направлении луч, который будет обозначать направление на точку весеннего равноденствия. От этого луча на каждой орбите в направлении, противоположном движению часовой стрелки, отложите дуги, соответствующие гелиоцентрической долготе данной планеты, и отметьте эти положения.
Для того чтобы узнать, где по отношению к Солнцу располагается на небе та или иная планета, ориентируйте нарисованный план так, чтобы линия, соединяющая на плане положение Земли на данные сутки и Солнца, была направлена в момент наблюдения на Солнце. Те планеты, которые согласно их положению на плане оказываются слева от направления на Солнце, заходят позже него. Планеты, которые находятся справа от этого направления, заходят раньше Солнца, но и восходят раньше него. Для того чтобы узнать, можно ли будет увидеть планеты, необходимо определить, как далеко от Солнца на небе они находятся. Если на плане угол между направлениями с Земли на Солнце и на планету менее 15°, то, скорее всего, планету нельзя будет наблюдать. Она либо зайдёт прежде, чем стемнеет, либо взойдёт уже после того, как станет светло. Если же планета удалена от Солнца более чем на 15°, то её следует поискать на небе на соответствующем угловом расстоянии от него.
Контрольные вопросы:
1. Поясните, какие из орбит указанных на плане Солнечной системы планет близки к реальным, а какие значительно отличаются от изображенной.
2. Марс имеет два спутника (Фобос и Деймос), которые обращаются вокруг него на расстояниях соответственно 9400 км и 23 600 км. Земля имеет один естественный спутник — Луну, которая обращается на среднем расстоянии 384 тыс. км. Можно ли данные небесные объекты изобразить на плане Солнечной системы с учетом принятого масштаба? Ответ поясните.
3. Какова должна быть наименьшая ширина листа, чтобы на нем можно было уместить орбиты всех восьми планет Солнечной системы?
Источник
Практическая работа по астрономии Тема: Практические основы астрономии
Практическая работа по астрономии
Тема: Практические основы астрономии
Используйте приложение IV учебникадля заполнения таблицы:
(в масштабе 1см соотв. 30 млн км.)
2.Нарисуйте в своих тетрадях орбиты четырех ближайших к Солнцу планет: Меркурия, Венеры, Земли и Марса. Рассчитайте размеры орбит планет и проведите окружности соответствующего радиуса. В центре расположите Солнце как точечный источник света. Приняв орбиты планет за окружности, обозначьте их пунктиром (центры окружностей будут совпадать и находиться в точке, которая обозначает положение Солнца).
3. У какой планеты эксцентриситет орбиты наибольший?
4.Поясните, какие из орбит, указанных на плане Солнечной системы планет близки к реальным, а какие значительно отличаются от изображенной?
5. Ниже приведен текст о наблюдении планет Солнечной системы, содержащий ошибки. Найдите и исправьте их.
Поиск планет на небе весьма затруднителен, так как их можно искать повсюду на небе. Облегчает поиск тот факт, что планеты могут наблюдаться только утром. В момент соединений нижние планеты недоступны для наблюдения. Наиболее удобными периодами для наблюдения нижних планет являются периоды элонгаций. Для верхних планет, в частности для Марса, наиболее благоприятными моментами для наблюдениймоментами являются противостояния, когда планета находится на одной прямой линии с Солнцем и Землей, в направлении к Солнцу. При некотором навыке планеты нетрудно различать по их внешнему виду: необычайна яркость Венеры, Марс имеет огненно-оранжевый цвет. Юпитер с золотистым блеском неторопливо, спокойно движется.
6.Определите массу Меркурия, если средний радиус планеты составляет2420км, а ускорение свободного падения на поверхности планеты 3, 72м/с2.
7. Радиус Марса составляет 0,53 земного радиуса, а масса – около 0,11массы Земли. Определите ускорение свободного падения на Марсе, зная ускорение свободного падения на Земле.
Тест по астрономии №1
Астрономия – наука, изучающая…
а)движение и происхождение небесных тел и их систем
б )развитие небесных тел и их природу
в) движение, природу, происхождение и развитие небесных тел и их систем
2.Самая высокая точка небесной сферы называется…
3).Какой космонавт впервые совершил выход в открытый космос?
б) Алексей Леонов
в) Нил Армстронг
4.Третья планета от Солнца – это…
5. Вспыхивающие в земной атмосфере мельчайшие твердые частицы, которые вторгаются в нее извне с огромной скоростью, называются:
6.Какие планеты входят в группу планет – гигантов?
а) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
б) Земля, Луна, Венера, Марс
в) Земля, Марс, Сатурн, Уран.
7.Телескоп необходим для того, чтобы…
а) собрать свет и создать изображение источника
б) собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект
в) получить увеличенное изображение небесного тела.
8. Во сколько раз гравитация на поверхности Солнца превышает гравитацию Земли?
4. В каком году был совершен первый в истории орбитальный полет в космос живых существ с успешным возвращением на Землю?
5. По каким орбитам обращаются планеты вокруг Солнца?
а) по окружностям
б) по эллипсам, близким к окружности
в) по ветвям парабол
6. Как назывался космический корабль, на котором был совершен первый полет в космос?
7.Астероиды вращаются между орбитами…
а) Венеры и Земли
б) Марса и Юпитера
в) Нептуна и Плутона
Тест по астрономии № 2
То, что Земля имеет форму шара первым(и) выяснил(и)
а) Галилео Галилей
б) Клавдий Птолемей
в) Пифагор и Парменид
г) Николай Коперник
2.внешняя излучающая поверхность Солнца называется
3. «Провалом в пространстве» можно назвать
а) нейтронную звезду
4.Последний раз полное солнечное затмение на территории России наблюдалась
5.Чем объясняется движение Земли вокруг Солнца?
а) действием центробежной силы
б) действием силы инерции
в) действием силы поверхностного натяжения
г)действием силы упругости
6.Преимущественно из газов состоят следующие планеты:
а) Меркурий и Марс
б) Плутон и Юпитер
в) Венера и Земля
г) Марс и Сатурн.
7.В Древней Греции светила (солнце и луну) олицетворяли боги
в )Гелиос и Селена
8. Ближайшая к Земле звезда – это
б) Альфа Центавра
в) Полярная звезда
9.Причиной смены времен года на Земле является
а) наклон земной орбиты
б )форма орбиты Земли
в) расстояние до Солнца
г) солнечное затмение
10.Из каких двух газов, в основном, состоит Солнце7
г) водород, гелий
11.Первый искусственный спутник Земли был запущен:
Источник
Методические указания к практическому занятию по астрономии «Работа с планом Солнечной системы»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Поволжский строительно-энергетический колледж им. П. Мачнева»
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Работа с планом Солнечной системы
для студентов очной формы обучения ППКРС по профессии
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
Тема: Работа с планом Солнечной системы
Цель: изображение в масштабе плана Солнечной системы с отображением реального положения планет на дату проведения работы.
Инструменты и материалы: циркуль, «Школьный астрономический календарь» на текущий учебный год, приложение «Основные характеристики планет Солнечной системы», циркуль, транспортир, линейка
Краткие теоретические материалы по теме занятия
Каждая планета Солнечной системы описывает эллиптическую орбиту относительно Солнца, которое находится в фокусе эллипса (см рис.) Плоскость земной орбиты совпадает с плоскостью эклиптики. Таким образом. эклиптическая широта всегда равна нулю и направление на точку весеннего равноденствия лежит в орбитальной плоскости.
Однако другие планеты движутся не в плоскости эклиптики: плоскости их орбит наклонены к плоскости эклиптики на небольшие углы. Это показано на рис. Солнце S расположено в центре рисунка. Вообразите, что вы наблюдаете движение планеты вокруг Солнца с большого расстояния. Орбита планеты — маленький заштрихованный эллипс N 1 АР; А — перигелий, а Р отмечает мгновенное положение планеты. Часть орбиты, лежащая над плоскостью эклиптики, показана сплошной линией, под ней — пунктиром. Плоскость орбиты планеты проектируется на сферу очень большого радиуса с центром в Солнце и пересекает эту сферу по большому кругу N 1 ‘А’Р’ N 2 ‘, А’ — проекция А, Р’— проекция Р и т. д. На рисунке показана также плоскость эклиптики N 1 ‘ N 2 ‘ содержащая направление на точку весеннего равноденствия .
Направление движения планеты по орбите показано стрелкой. Точка N 1 , где планета пересекает плоскость эклиптики, поднимаясь над ней, называется восходящим узлом. Точка N 2 . где планета уходит под плоскость эклиптики, нисходящим узлом. Углы в плоскости орбиты отсчитываются от восходящего узла, а долготы -— от направления на точку , не лежащего в плоскости орбиты. Таким образом. перигелий расположен на угловом расстоянии от узла (этот угол именуется аргументом. перигелия), а мгновенное положение планеты определяется углом + .
Соответствующие долготы будут равны + и + + , где — долгота восходящего узла. Заметьте, что эти долготы представляют собой суммы двух углов отсчитываемых в разных плоскостях.
Задания для практического занятия
Задание 1 :Нарисовать в тетради орбиты четырёх ближайших к Солнцу планет: Меркурия, Венеры, Земли и Марса.
Предварительно заполнить таблицу, используя ПРИЛОЖЕНИЕ «Основные характеристики планет Солнечной системы». Для расчета среднего расстояния до Солнца из астрономических единиц в километры учесть, что астрономическая единица считается равной в точности 149 597 870,700 км.
Масштаб следует выбрать, при котором 1 см соответствует 30 млн км (1 : 3 000 000 000 000), чтобы наибольшая из орбит — орбита Марса — уместилась на листе тетради,
На отдельном листе в центре расположите Солнце как точечный источник света. Приняв орбиты планет за окружности, обозначьте их пунктиром (центры окружностей будут совпадать и находиться в точке, которая обозначает положение Солнца). С помощью циркуля проведите окружности соответствующего радиуса разног цвета и подпишите каждую.
Задание2: Ознакомьтесь с содержанием «Школьного астрономического календаря» и ответьте на вопросы.
Гелиоцентрическая долгота — центральный угол между направлением __________________________________________________________________________
У какой планеты — Меркурия, Венеры, Земли или Марса — эксцентриситет орбиты наибольший? Результаты занесите в таблицу, расположив планеты по степени убывания эксцентриситета слева направо:
Выяснить на какие (примерно) даты приходятся прохождения планет через перигелий; через афелий и занести в таблицу: Дата прохождения
Источник