Определение поправки ГК по солнцу
Дата: 19 января 2007.
Время: 22 часа 28 минут 50 сек. GMT.
Широта: 17 град. 54 мин. N.
Долгота: 070 град. 59,6 мин. W.
По Nautical Almanac находим Гринвический часовой угол GHA на 22.00 UTC
GHA=147 град. 18,4 мин.
Поправка на 28 мин. 50 сек. выбираем из таблицы “increments and corrections”
GHA= 147 18,4 +7 12,5= 154 град. 30,9 мин
Склонение ( Declination) на 22.00 UTC равно 20 град.16,1S.
Изменение склонения за 1 час ( d ) составляет 0,5 градуса.
Поскольку с увеличением времени оно идёт на уменьшение, то имеет знак минус: -0,5 град. за час.
Время взятия пеленга 22.28 GMT. Поправку на 28 мин. выбираем по значению изменения склонения за час (d = 0,5 град.) в таблице “increments and corrections”
Dec= 20 16,1S – 0,2 = 20 15,9 S
Расчитываем местный часовой угол LHA:
LHA= GHA+долгота Причём Е-вая имеет знак +, а W-вая знак -.
LHA= 154 30,9 – 70 59,6 = 83 31,3 W
По Norie’s Nautical Tables находим поправки А, В и расчитываем поправку С.
По широте и местному часовому углу LHA входим в табл. стр.398. Находим значение поправки А=0,03 S.
Поправка имеет противоположное широте наименование, кроме случаев когда часовой угол находится в пределах от 90 до 270 град.
По склонению Dec и местному часовому углу LHA входим в табл.стр.399. Находим значение поправки В=0,39 S
Поправка всегда одноимённа со склонением Dec.
Поправка С= А+В. Поскольку обе поправки одноимённы, то С=0,03+0,39=0,42 S
По значению поправки С и широте входим в табл.стр.412 и находим Azimuth = 68,2 SW
Наименование азимута формируется из наименования поправки С (S) и наименования часового угла LHA (W).
ИГКП= Azimuth плюс/минус 180 град.
ИГКП = 68,2 + 180 град = 248,2 град.
Поправка ГК= ИГКП-ГКП : 248,2-247,0= 1,2 градуса.
ИК=ГКК+ поправка ГК: 230 + 1,2 = 231,2 градуса
Поправка МК= ИК – МК : 231,2 – 230 = 1,2 градуса
Источник
Быстрое определение поправки компаса
После того, как начал работать по контрактам, довольно часто доставали некоторые методики, принятые во всем мире, но совсем непохожие на методики бывшего Союза. Одна из таких методик – это определение поправки компаса. Знать поправку компаса – это как международное требование, так зачастую и требование компании, причем, как никакая нация не может претендовать на гениальность, так никакая нация не застрахована и от дурости. Был в такой компании, в которой требовалось определять поправку компаса каждую вахту, а если этого сделать не удалось, то должна была быть обязательная запись в журнал о причине неудачи.
Никто не спорит, что самый эффективный метод определения поправки компаса по створам. Но что делать в открытом море? По сути, остаются только астрономические методы.
На мысль как-то усовершенствовать процесс определения поправки компаса меня натолкнул мой третий, который регулярно приходил ко мне на вахту и занимался снятием пеленгов восхода и захода солнца. После этого он около получаса маялся над какими-то дикими расчетами. Пришлось в ближайшем порту искать пароход, на котором бы сохранились забытые таблицы МТ-75. Сделал ксерокопии нужных страниц и объяснил, как ими пользоваться филиппинцу, который был у нас третьим штурманом. Его благодарность не знала границ.
Может кто-то помнит, в МТ-75 к каждой таблице даны пояснения с формулами, по которой данная таблица рассчитывалась. Поэтому вторым этапом моей деятельности в данном направлении явился перевод таблицы определения поправок компаса в электронную форму, а именно в EXCEL. Все-таки проще на контракт таскать один ноутбук, а не кучу бумаги. После прихода на пароход я эти таблицы распечатывал и уже дальше использовал бумажную копию.
Но оставались различные рутинные действия, которые увеличивали время расчетов. Например, при расчетах, для входа в таблицу используются градусы с долями, а не градусы и минуты. Казалось бы, чего проще разделить минуты на 60 – получишь доли градуса. Но все это опять таки лишнее действие, а значит – и лишнее затраченное время. Более сложный этап – интерполяция между соседними значениями таблицы, которая занимает уже гораздо больше времени, и при которой значительно увеличивается вероятность допустить ошибку. Зачем все это делать, если электронные таблицы EXCEL все это сделают за Вас сами? Поэтому вторым этапом моей автоматизации явилось программирование всех этих рутинных действий.
Возможен и третий этап автоматизации – это когда автоматически будет рассчитываться склонение Солнца. Но данный этап слишком сложный, чтобы реализовать его на практике, да и совсем он не нужный, т.к. на любом пароходе без проблем можно найти морской астрономический ежегодник (МАЕ), потому что его наличие на борту судна – это также международное требование. Это может быть как самостоятельное издание, так и часть какой-то другой книги. Например, МАЕ входит в Brown’s Almanac.
Итак, если Вы заинтересовались данной методикой, то порядок расчетов следующий:
Снять пеленг верхнего края солнца в момент захода/восхода
Записать данный пеленг, широту и время
Время преобразовать в Гринвичское и по нему из МАЕ определить склонение Солнца
Ввести необходимые данные в электронную таблицу и получить результат
Например, у меня весь этот расчет занимает меньше минуты. Только необходимо помнить, что таблицы МТ-75 рассчитывались для предопределенных значений, т.е. стандартной рефракции, дальности видимости горизонта и т.д., но в большинстве случаев погрешность расчетов не превышает 0.1 градуса, что намного меньше, чем погрешность снятия пеленга. А кому нужна особая точность? Главное – что, если Вы пользуетесь данным методом регулярно и получаете примерно одинаковую поправку компаса и вдруг получили какое-то невероятное значение, то вариантов довольно немного. Либо Вы ввели неправильные данные, либо что-то с природой случилось, либо Ваш компас вот-вот накроется.
Если Вас заинтересовало все вышесказанное, то можете скачать таблицу для быстрого определения поправок компаса. Если будут вопросы, пожелания, можно обсудить на Форуме.
Источник
Вычисление поправки компаса по таблицам “АВС”
Поправку определяют пеленгованием небесных светил при их высоте над горизонтом не более 30°.
Правила вычисления параметра «С»:
- Если часовой угол (H.A.) меньше 90°, а широта (Lat) и склонение (Dec.) одноименные, то:
- Если часовой угол (H.A.) меньше 90°, а широта (Lat.) и склонение (Dec.) разноименные, то:
- Если часовой угол (H.A.) больше 90°, а широта (Lat.) и склонение (Dec.) одноименные, то:
- Если часовой угол (H.A.) больше 90°, а широта(Lat.) и склонение (Dec.) разноименные, то:
Порядок определения поправки компаса:
I. Берут пеленг на светило, замечают момент по часам, записывают GPS координаты судна (Lat.) и (Long.). В Nautical Almanac, для светила выбирают: часовой угол (G.H.A.), (Dec.) и поправки.
II. Вычисление часового угла (H.A.):
Солнце
Звёзды
Планеты
Луна