Итоговый контрольный диктант по русскому языку в 4 классе
Итоговый диктант по русскому языку в 4 классе Ю.В.Мурашко, учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Первомайское
Содержание Текст диктанта (для учителя) Работа с лексическим значением слов Работа с основной мыслью текста Предварительная работа с орфограммами (обобщенный вариант) Грамматическое задание Анализ орфографических ошибок (2 урок)
Последние денёчки Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку. Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.
Работа с лексическим значением слов Кисея — прозрачная тонкая легкая ткань (перен. что-л., напоминающее такую ткань) Проказы – шалости, проделки
Работа с лексическим значением слов Потускнели – стали недостаточно яркими, прозрачными Ложбинка — небольшое продолговатое углубление на чем-либо, в чем-либо
Определите основную мысль текста «Последние денёчки» Основная мысль текста (идея) – это реализация авторского замысла (т.е. то, чему хотел научить автор, для чего он написал текст)
Основная мысль текста Несмотря на то, что все времена года по-своему хороши, в природе все на своих местах и всему свое время. А природа прекрасна в любое время года.
Орфограммы Проверяемая безударная гласная в корне Парный согласный в корне слова Гласный после шипящего Мягкий и твердый знаки Безударные падежные окончания имён существительных Безударные личные окончания глаголов Безударные окончания прилагательных Правописание – чк, — чн Правописание приставок и предлогов Непроверяемое написание слов (словарные слова)
Грамматическое задание Выполнить разбор по членам предложения последнего предложения в тексте и указать части речи Выполнить разбор слов как частей речи: взглянуло, молочным, (за) ночь Разобрать слова по составу: ранним, пригревать, песенку
Работа с орфограммами
Проверяемая безударная гласная в корне Взгл…нуло – взгляд, з…ма – зимы, нав…ли – навёл, сн…жок – снег, х…лмы – холм, (в) л…сочке – лес, л…дяные – лёд, б…гут – бег, св…тило – свет, пригр…вать – греть, в…сёлый – весело, г…ворливый – говор, руч…ёк – ручей, (о) в…сне – вёсны
Парный гласный в корне слова Лё…кую – лёгок, моро… — морозец, берё…ки – берёза, сне…ку – снежок, лё… — льда, сне… — снега
Гласный после шипящего Свеж…й Непроверяемое написание слов (словарные слова) Облака, мороз, около, берёзки, ребятишки
Правописание «ь» и «ъ» знаков Ноч… (ж.р., 3 скл.), сосул…ки, проснулос…, пригреват… Правописание -чк, — чн Молоч(…)ным, (в) лесоч(…)ке
Безударные падежные окончания имён существительных Утром (Т.п), кисею (В.п), туманом (Т.п), (в) лесочке (П.п), светило (ср.р, Им.п.), (по) ложбинке (П.п), (о) весне (П.п)
Безударные окончания имен прилагательных Ранним (Т.п), мартовским (Т.п.), лёгкую (В.п.), (по) последнему (Д.п.), (по) лесной (Д.п.)
Безударные личные окончания глаголов Отдёрнуло (ср.р.), взглянуло (ср.р.), поглядело (ср.р.), стало пригревать (ср.р.) Правописание приставок Проснулось, отдёрнуло, взглянуло, развесили, поглядело, пригревать, потускнели, побежал
Непроизносимый согласный Со…нце – солнечный, радос…но – радость
Источник
Вариант для подготовки к ВПР по русскому языку в 4 классе
Тренировочный вариант для 4 класса. Ответы после заданий.
Запишите текст под диктовку.
Текст диктанта
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно бегут ребятишки по последнему снежку. Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Снег сразу потускнел. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.
Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
Выпиши из текста предложение: Радостно бегут ребятишки по последнему снежку.
1) Подчеркни главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Столяр, статуя, инструмент, банты, жалюзи.
В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
Алмазами горят в траве капли росы.
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Прочитай текст и выполни задания 6—14
Собака.
(1) Собака – верный друг человека. (2) Собака – самое разумное, самое понятливое животное.
(3) Она помогает человеку в работе. (4) В глухом непроходимом лесу собака чутьём отыскивает дорогу и выводит своего хозяина на верный путь. (5) И сколько ещё разных услуг оказывает она человеку! (6)Есть собаки водолазы, которые вытаскивают людей из воды.(7) Есть пожарные собаки, которые приучены спасать на пожарах детей и животных. (8)На севере в некоторых местах даже ездят на собаках. (9)Запрягут в одни сани собак двадцать, и везут они своего хозяина по снежному полю.
(10)Есть ещё огромные собаки – сенбернары. (11)Собаки эти очень умные.(12) Их научили разыскивать в горах под снегом замерзающих людей. (13)Много людей спасли и спасают они от смерти в снежные метели. (14)Собака крепко привязывается к своему хозяину, дорожит каждой его лаской и прощает его обиды.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.
Как ты понимаешь значение слова «понятливое» из предложения 2? Запиши своё объяснение.
(2) Собака – самое разумное, самое понятливое животное.
Замени слово «огромные» (предложение 10) близким по значению словом. Запиши это слово.
(10)Есть ещё огромные собаки – сенбернары.
В предложении 6 найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
Выпиши из предложения 1 все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Выпиши из предложения 4 все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Выпиши из предложения 14 все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).
Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение: Любишь кататься — люби и саночки возить.
Ответы
2)
3)
4) столЯр, стАтуя, инструмЕнт, бАнты, жалюзИ
5) алмазами
6) Собака – друг человека.
7)
1. Собака – друг.
2. Она помогает человеку.
3. Сенбернары.
8) Как собаки помогают человеку?
9) понятливый – способный понимать.
10) большой
11) водолазы
12) собака, друг, человека ( муж.р., 2 скл., ед.ч., род.п).
13) глухом, непроходимом, верный (ед.ч., муж. род, вин.п.).
14) привязывается, дорожит, прощает (1 спр., наст. вр., 3 лицо, ед. ч.)
15) Это выражение будет уместно употребить, когда человек сначала постарается, а потом наслаждается результатом своих стараний.
Источник
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили. Холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку. Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне. Грамматическое задание 1. В последнем предложении выделите основу, выпишите из него словосочетания. Над каждым словом надпишите части речи. 2. Разберите слова как часть речи: укрыли, молочным, за ночь 3. Выполните звуко-буквенный разбор слова: ледяные
Петя часто пропускал занятия в школе. Так и продолжал бы он витать в облаках, если бы не его мама. Она ему сказала: «Скоро экзамены, а ты палец о палец не ударил. Перестань валять дурака и возьмись за ум, а то на экзамене сядешь в лужу».
В данном тексте применены следующие фразеологизмы : палец о палец не ударил, валять дурака, возьмись за ум, сядешь в лужу
Отмена крепостного права «произошла» лишь в 1861году, на самом деле русский народ оставался закрепощённым. Конфликт сторон грозил перейти в настоящую войну. И. С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел правдиво описать его в своём романе «Отцы и дети «.
Источник
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне. (78 слов) Грамматическое задание 1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи. 2. Разобрать слова как части речи. Укрыли, молочным, (за) ночь. 3. Выполнить звуко – буквенный разбор слова ледяные.
помогите пж отмечу лучший
Он-подлежащее(местоимение), бежал, пел-сказуемые(глаголы).
Словосочетания: пел (что?) песенку, пел (о чём?) о весне.
За ночь
Имя существительное, обозначает предмет
1. Н.ф. ночь
2. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, 3 склонение, женский род
Непостоянные признаки: ед.ч., В.п.
3. В предложении является дополнением.
Укрыли
Глагол, обозначает действие предмета
1.Н.ф. Укрыл
2.Совершенный вид, переходный, множественное число, прошедшее время, изъявительное наклонение
3. В предложении является сказуемым
Молочным
Прилагательное, обозначает признак предмета
1. Н.ф. молочный
2. Качественное, мужской род, единственное число, Т.п.
3. В предложении является определением
Ледяные-ле-дя-ны-е, 4 слога
[ л’ э д’ а н ы й’ э ]
л-[л’]- согласный, непарный звонкий, парный мягкий
е-[э]- гласный, безударный
д-[д’]-согласный, парный звонкий, парный мягкий
я-[а]-гласный, безударный
н-[н]-согласный, непарный звонкий, парный твёрдый
ы-[ы]-гласный, ударный
Е-[й’]-согласный, непарный звонкий, непарный мягкий
-[э]-гласный, ударный
7 букв, 7 звуков
6. Режиссер удачно снял эту картину. 7. Львиная доля учебных часов расходуется на точные дисциплины . 8. В прошлом народа и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой находили истоки его величия. 9. В работе бригады наряду с успехами были отмечены и недостатки.
10. Даже при неблагоприятных условиях растения продолжают развиваться. 11. Чтобы закрепить изученный материал, полезно при усвоении последующих тем включить различные задания, предусматривающие употребление и применение причастий. 12. Степан — пример убогости. 13. Докажите, как поэту удалось передать тоску ящика, с помощью каких художественных средств поэт изобразил утомлённость, однообразие дороги. 14. Использование Маяковским варваризмов помогает разобраться в героях пьес, понять характер и их отношение к действительности. 15. Весна в этом году не заставила себя долго ждать. 16. Пушкин со всей теплотой изобразил образ нянюшки. 17. Большая часть аудиторий была отремонтирована в июле месяце. 18. В работе имеются отдельные погрешности стилистического характера, хотя написана в общем грамотно и стройно. 19. Дипломная работа удовлетворяет те условия, которые предъявляются к такому роду сочинениям. 20. Чистота речи – это одно из важнейших коммуникативных качеств, предполагающее такую речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов.
Источник