Урок русского языка в 7 классе. Анализ контрольной работы по теме «Причастие».
Анализ контрольной работы по теме «Причастие». Работа над ошибками.
Планируемые результаты урока:
формирование потребности к речевому самосовершенствованию.
развитие умения учащихся определять цели учебной деятельности, осмысленно читать и объяснять содержание прочитанного; осуществлять коррекцию знаний, умений и навыков.
развитие умения определять морфологические признаки причастий; умение выполнять языковой разбор; развитие орфографических и пунктуационных навыков.
Цели: повторить изученные сведения о причастии: значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; развивать предметные компетенции учащихся (умение выполнять языковой разбор); развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся; развивать аналитические навыки учащихся; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок коррекции знаний, умений, навыков.
Оборудование: раздаточный дидактический материал.
1. Мотивация учебной деятельности.
Устный анализ предложения, записанного на доске.
Объясните смысл пословицы:
(Не)броше..ое в землю зерно (не)взойдёт.
Чтобы чего-то достичь, необходимо трудиться. Чтобы результаты вас радовали, нужно понять свои ошибки, исправить их.
2. Постановка целей и задач урока.
3. Редактирование. Работа с раздаточным материалом.
Коллективный анализ предложений.
Прочитайте предложения из сочинений учащихся. Найдите ошибки, которые были допущены при образовании действительных и страдательных причастий. Запишите предложения в исправленном виде.
1) В вечернем воздухе слышался запах расцвёвшей сирени.
Образуйте действительные причастия прошедшего времени по данному образцу.
Расцве сти – расцветут – расцветший;
отцвести – отцветут — отцветший;
приобрести – приобретут – приобретший.
2) В репертуаре театра, откроющего новый сезон, несколько пьес молодых авторов.
Открыть – открывший. Открывать – открывающего.
Мы будем рады друзьям, приедущим к нам.
Ехать – едущим. Приехать – приехавшим.
4. Словарная работа.
1) От глаголов осветить и наблюдать образовать все возможные формы причастий.
Взаимопроверка по образцу, представленному на доске: осветить – осветивший, освещённый, освещён; наблюдать – наблюдающий, наблюдавший, наблюдаемый.
2) Составьте и запишите предложение с одним из образованных причастий.
5. Тестирование. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
1) Выберите и запишите ряд, в котором все причастия написаны правильно:
а) Выкатевшееся из-за верхушек, паросшее березняком, не пуганные сороки.
б) Выкатившееся из-за верхушек, поросшее березняком, непуганые сороки.
2) Выберите и запишите ряд, в котором причастия написаны правильно:
а) Обрызганные росой, ветви украшены, давно не кошенная трава.
б) Обрызганые расой, ветви украшенны, давно некошеная трава.
3) Выберите и запишите предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.
а) Солнце выкатившееся, из-за верхушек соснового бора, осветило просторное моховое болото поросшее частым березняком.
б) Земля, кусты и деревья, обрызганные росой, на восходе солнца искрятся разноцветными огоньками.
6. Морфологический разбор причастия. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Выполнить морфологический разбор причастия из последнего записанного предложения.
7. Самостоятельная работа над ошибками контрольной работы;
и (или) по карточкам индивидуальная работа (раздаточный дидактический материал).
Прочитайте текст. Спишите, образуя от глаголов в скобках соответствующие причастия. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Подчеркните причастия и причастные обороты как члены предложения.
«Слово о словах» Льва Успенского это талантливо (написать) книга, которая обраще..а к читателю. В ней читатель найдёт и увл..кательно (рассказать) исторические экскурсы в глубь веков (проливать) свет на пр..исхождение тех или иных слов, популярное об..яснение звуков и букв.
Автор поставил перед собой задачу пр..влечь внимание к слову помочь почу..ствовать его прелесть и силу.
Экскурсы – отступление от главной темы для освещения побочного вопроса.
Популярный – общедоступный, понятный.
Найдите лишнее причастие в группах слов:
Увядающий, формирующий, колотый, клеящий, надеющийся.
Присевший, притихший, несомый, засеявший, думавший.
Выполнимый, читаемый, хранимый, нёсший, прорезаемый.
9. Домашнее задание.
Упражнение 143 стр.71.
Контрольная работа по теме «Причастие».
Конец августа. Раннее утро. Солнце, выкатившееся из-за верхушек соснового бора, осветило просторное моховое болото, поросшее частым березняком. В воздухе пахнет каким-то особенным запахом вянущих трав и листвы. Отдельные листья, напоминающие жёлтых бабочек, кружатся при слабом дуновении ветра. Непуганые сороки молча наблюдают за их полётом.
Земля, кусты и деревья, обрызганные росой, на восходе солнца искрятся разноцветными огоньками. На каждой травинке, посеребрённой росой, вспыхивает и долго горит утренний солнечный луч.
Но особенно ярко сверкают обрызганные росой паутинные звёзды. Ими украшены ветви кустов и деревьев. В самом центре каждой звезды сидит паучок. Он похож на крупную жемчужину.
Я осторожно пробираюсь среди кустов, отяжелевших от ночной росы. Давно не кошенная трава заглушает мои шаги.
(110 слов) (По Г.Скребицкому)
1. Выделить графически в первом абзаце причастные обороты.
2. Выписать из третьего абзаца причастия и выполнить их морфологический разбор.
3. От глаголов осветить и наблюдать образовать все возможные формы причастий.
Источник
Итоговые контрольные диктанты по русскому языку за 3 четверть
Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверть
для обучающихся в 6 классе.
Уже вечерело, когда я вышел из дома. Приятным свежим ветерком подуло мне в лицо. На бледном вечернем небе показались первые звёзды. Луна выплыла из-за туч, застилавших дальнюю сторону небосклона. На низких местах забелел туман. В воздухе запахло вечерней сыростью. Одни кузнечики нарушали общую тишину. Их трещание с каждой минутой становилось сильнее, громче кричал на раздолье дергач в соседнем болоте.
Становилось всё свежее и свежее. Я простоял несколько минут. Я был очарован чудной картиной тихого летнего вечера. Тихо прошёл тропинкою которая была еле заметна при лунном освещении. Она пересекала небольшую берёзовую рощу и скоро вывела на широкое ржаное поле. Через полчаса я приближался к дому.
1.Выписать предложение с придаточным определительным, начертите его схему.
2.Найдите прилагательное в сравнительной степени.
3.Выпишите сложное предложение и выполните его синтаксический разбор.
4.Найти предложение с причастным оборотом, графически обозначь определяемое слово и границы причастного оборота.
1.Над местоимениями надписать разряд.
2.Выписать предложение с однородными членами и выполнить синтаксический разбор.
3.Найти причастие, разобрать его по составу и выполнить словообразовательный разбор.
1.Выполнить морфологический разбор одного местоимения и одного прилагательного.
2.Разобрать по составу слова: небольшую, лунном, приближался.
Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверть
для обучающихся в 9 классе.
Как хорошо весеннее утро в лесу! Вот из-за синей зубчатой полоски далёкого леса выкатилось огромное красное солнце. В лучах утреннего солнца пламенеют вершины могучих сосен, что высятся над крутым обрывом у самой речки. Река ещё не очнулась от ночной дремоты. Но вот солнечные лучи пронизали пелену густого тумана, и он заклубился золотисто-розовым паром, постепенно растаял, исчез и открыл водную гладь. В глубь реки заглядывают горделивые сосны. На одной из них проснулась крошечная шишечка. В первую свою весну она была ещё так мала, что не видела ничего вокруг себя. И вот сейчас, когда ей исполнилось ровно год, перед шишечкой раскрылись картины одна лучше другой. Малютка смотрит на широкое поле за рекой, видит стройные ели с пушистыми ветвями в лесу, вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха, слушает радостное пение птиц. Вместе с ней радуются весне и другие крохотные нежные шишечки-сёстры, впервые увидевшие прекрасный мир.
1.Выполнить синтаксический разбор предложения:
сложносочинённого предложения(1 вариант),
сложноподчинённого предложения (2 вариант),
простого осложнённого (3 вариант).
2.Придумать и записать предложения с прямой речью, чтобы слова автора находились в разных позициях.
3. Замените предложение с прямой речью предложением с косвенной речью.
Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверти
для обучающихся в 10 классе.
Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы туда не ходили, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни.
Нечем ему было питаться в камне; капли дождя, упавшие с неба сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок всё жил и рос помаленьку выше.
Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталость. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.
Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Всё же он постоянно старался расти.
В середине лета цветок распустил венчик сверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.
Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверти
для обучающихся в 8 классе.
Однажды, охотясь в окрестностях По, в густом сосновом лесу, простиравшемся на много десятков километров, король Генрих напал на след прекрасной горной козы и , преследуя её, отделился понемногу от своей охотничьей свиты на очень большое расстояние. Раздражённые запахом зверя, его собаки так увлеклись погоней, что вскоре не стало слышно их лая. Между тем незаметно сгущался вечер, и наконец пала ночь. Тут король понял, что заблудился. Однако Генрих, как истинный гасконец, был решителен и настойчив.
Одолевавшая усталость, терзавший голод, жажда, неловко подвернувшаяся нога – всё мешало идти, но король всё-таки, прихрамывая и спотыкаясь, с трудом пробирался сквозь чащобу в надежде найти дорогу или лесную избушку.
Вдруг его ноздрей коснулся слабый сладкий запах дыма. Выйдя на поляну, он увидел четырёх нищих. Вскоре король вдоволь напился холодной родниковой воды, которая ему, великолепному знатоку напитков, казалась вкуснее самого драгоценного вина. Несмотря на простой ужин, он с необыкновенным аппетитом съел его. Туго и ловко перевязанная нога сразу же почувствовала облегчение.
Король, обычно несколько скуповатый, сердечно щедро одарил нищих.
1.Подчеркните в тексте6
I вариант – обособленные обстоятельства;
II вариант — обособленные определения.
Административный итоговый диктант по русскому языку
за III четверть для учащихся 9 класса
Дубечня – так называлась наша первая железнодорожная станция – находилась в семнадцати верстах от города. В течение нескольких часов я шел туда пешком, и на протяжении всей дороги ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем.
В Дубечне штукатурили внутри станцию и строился верхний деревянный этаж у водокачки. Было довольно – таки жарко, и рабочие вяло бродили по кучам щепок и мусора. Ни одного дерева не виднелось вокруг.
Походив часа два, я заметил, что от станции куда – то вправо шли телеграфные столбы, которые через полверсты оканчивались у белого каменного забора. Рабочие сказали, что там контора, и я, подумав, решил, что нужно идти именно туда.
Это была очень старая и, как оказалось, давно заброшенная усадьба. В ворота был виден просторный двор, поросший бурьяном, и старый барский дом с высокой крышей, рыжей от ржавчины.
Позади старинного дома был большой сад, уже одичавший, заглушенный выросшей травой и кустарником.
Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. Было густо и сад казался непроходимым, но только вблизи дома, где еще стояли тополи, сосны и старые липы – сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. Чем дальше вглубь, тем было просторнее.
Сад, все больше редея и переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки. По ту сторону речки находилась деревушка Дубечня. Голубой плес манил к себе, обещая прохладу и покой. И теперь все это: и плес, и мельница, и уютные берега – принадлежало инженеру. (241 слово.)
II . Грамматическое задание
1. Выполнить синтаксический разбор первого предложения из последнего абзаца ( I вар.); второго предложения из последнего абзаца ( II вар.).
2. Выполнить фонетический разбор слов вправо ( I вар.), еще ( II вар.).
3. Выполнить морфологический разбор любой самостоятельной части речи (одно слово).
4. Выписать 3 причастия и разобрать их по составу ( I вар.). Выписать 3 наречия и разобрать их по составу ( II вар.).
Административный итоговый диктант по русскому языку
за III четверть для учащихся 5 класса
Собрались лесные жители в своем клубе «Старый пень», начали рассказывать разные истории.
Старая мышь Марфа Никитична и мышка Аленка поведали о своих заботах. На зиму заготовили они много всякого зерна: пшеницы, овса, ржи, ячменя. В кладовке у них полный порядок. Зерно хранится в лукошках, сырость его не берет.
Белочка Настя была большой любительницей орехов и грибов. В каждой ее истории речь идет о сыроежках, лисичках, маслятах и рыжиках.
А медведь Федор Федорович спит в своем кресле, храпит на весь дом. Но иногда и он просыпается и повествует о своих странствиях. Любил он ходить в глухие чащи за лесной малиной, за диким медом. Каждую тропочку, каждое дерево, каждый сучок знал.
А ежик Вася сидел в уголке, друзьями любовался и думал о близкой весне, о тихой речке, о жизни, о счастье.
1.Выполнить синтаксический разбор предложений.
2.Выполнить морфологический разбор местоимения.
Административный итоговый диктант по русскому языку
за III четверть для учащихся 8 класса
Русь деревянная.
Дерево! Древний, извечный материал русского народного зодчества.
Невозможно представить себе кижские церкви, эти вдохновенные народные поэмы в дереве, сделанными из другого материала. Они задуманы в дереве. Построены из него. Вся их красота – в стройных, могучих карельских соснах и елях, в непревзойденном искусстве простых мужиков с плотницкими топорами.
Топор и долото, сверло, скобель да отвес. Немудреные инструменты, а ведь с их помощью возвели они эту исполинскую громаду. Преображенская церковь!
Не всякое дерево годится на стройку. Валили только лучшую, очень крепкую мелкослойную сосну. Рубили, очищали от сучьев, сплавляли по рекам и озерам, сушили и тесали.
Каждый венец требовал от плотника громадного терпения, мастерства, исключительно точного глаза и твердой руки.
Топор в руках северного плотника – универсальное орудие. Наверное, удобное было перерезывать бревна пилой, но власть древних традиций была слишком велика, и бревна перерубали топором. И этим же топором да долотом плели тончайшее кружево орнаментальных подзоров.
В Преображенской церкви почти нет чисто украшательских деталей. Польза и красота. В древнерусской архитектуре они сплавлены воедино, неотделимо друг от друга.
Величественный монумент во славу родной земли! Уже два с половиной столетия стоит Кижах Преображенская церковь. Это удивительное создание рук человеческих, воплотившее в себе лучшие традиции народного зодчества.
По А. В. Ополовникову)
1.Надписать вид односоставных предложений.
Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверть
для обучающихся в 6 классе.
Уже вечерело, когда я вышел из дома. Приятным свежим ветерком подуло мне в лицо. На бледном вечернем небе показались первые звёзды. Луна выплыла из-за туч, застилавших дальнюю сторону небосклона. На низких местах забелел туман. В воздухе запахло вечерней сыростью. Одни кузнечики нарушали общую тишину. Их трещание с каждой минутой становилось сильнее, громче кричал на раздолье дергач в соседнем болоте.
Становилось всё свежее и свежее. Я простоял несколько минут. Я был очарован чудной картиной тихого летнего вечера. Тихо прошёл тропинкою которая была еле заметна при лунном освещении. Она пересекала небольшую берёзовую рощу и скоро вывела на широкое ржаное поле. Через полчаса я приближался к дому.
1.Выписать предложение с придаточным определительным, начертите его схему.
2.Найдите прилагательное в сравнительной степени.
3.Выпишите сложное предложение и выполните его синтаксический разбор.
4.Найти предложение с причастным оборотом, графически обозначь определяемое слово и границы причастного оборота.
1.Над местоимениями надписать разряд.
2.Выписать предложение с однородными членами и выполнить синтаксический разбор.
3.Найти причастие, разобрать его по составу и выполнить словообразовательный разбор.
1.Выполнить морфологический разбор одного местоимения и одного прилагательного.
2.Разобрать по составу слова: небольшую, лунном, приближался.
Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверть
для обучающихся в 9 классе.
Как хорошо весеннее утро в лесу! Вот из-за синей зубчатой полоски далёкого леса выкатилось огромное красное солнце. В лучах утреннего солнца пламенеют вершины могучих сосен, что высятся над крутым обрывом у самой речки. Река ещё не очнулась от ночной дремоты. Но вот солнечные лучи пронизали пелену густого тумана, и он заклубился золотисто-розовым паром, постепенно растаял, исчез и открыл водную гладь. В глубь реки заглядывают горделивые сосны. На одной из них проснулась крошечная шишечка. В первую свою весну она была ещё так мала, что не видела ничего вокруг себя. И вот сейчас, когда ей исполнилось ровно год, перед шишечкой раскрылись картины одна лучше другой. Малютка смотрит на широкое поле за рекой, видит стройные ели с пушистыми ветвями в лесу, вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха, слушает радостное пение птиц. Вместе с ней радуются весне и другие крохотные нежные шишечки-сёстры, впервые увидевшие прекрасный мир.
1.Выполнить синтаксический разбор предложения:
сложносочинённого предложения(1 вариант),
сложноподчинённого предложения (2 вариант),
простого осложнённого (3 вариант).
2.Придумать и записать предложения с прямой речью, чтобы слова автора находились в разных позициях.
3. Замените предложение с прямой речью предложением с косвенной речью.
Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверти
для обучающихся в 10 классе.
Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы туда не ходили, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни.
Нечем ему было питаться в камне; капли дождя, упавшие с неба сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок всё жил и рос помаленьку выше.
Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталость. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.
Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Всё же он постоянно старался расти.
В середине лета цветок распустил венчик сверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.
Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверти
для обучающихся в 8 классе.
Однажды, охотясь в окрестностях По, в густом сосновом лесу, простиравшемся на много десятков километров, король Генрих напал на след прекрасной горной козы и , преследуя её, отделился понемногу от своей охотничьей свиты на очень большое расстояние. Раздражённые запахом зверя, его собаки так увлеклись погоней, что вскоре не стало слышно их лая. Между тем незаметно сгущался вечер, и наконец пала ночь. Тут король понял, что заблудился. Однако Генрих, как истинный гасконец, был решителен и настойчив.
Одолевавшая усталость, терзавший голод, жажда, неловко подвернувшаяся нога – всё мешало идти, но король всё-таки, прихрамывая и спотыкаясь, с трудом пробирался сквозь чащобу в надежде найти дорогу или лесную избушку.
Вдруг его ноздрей коснулся слабый сладкий запах дыма. Выйдя на поляну, он увидел четырёх нищих. Вскоре король вдоволь напился холодной родниковой воды, которая ему, великолепному знатоку напитков, казалась вкуснее самого драгоценного вина. Несмотря на простой ужин, он с необыкновенным аппетитом съел его. Туго и ловко перевязанная нога сразу же почувствовала облегчение.
Король, обычно несколько скуповатый, сердечно щедро одарил нищих.
Источник