Меню

Ракета не долетела до космоса

У России все больше и больше аппаратов не долетает до орбиты

Вчера Россия потеряла очередной космический аппарат — корабль «Прогресс». Он упал на Алтае из-за отказа третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У». За девять месяцев до космоса не долетели также три спутника ГЛОНАСС-М, а также «Гео-ИК2» и «Экспресс-АМ-4», а вместе с ними — как минимум 16 млрд руб. Кроме этого, нынешняя авария ставит под вопрос еще и надежность снабжения Международной космической станции, поскольку в полетах к МКС альтернативы ракетам «Союз» нет. Серия неудач при запусках однозначно говорит о глубоком кризисе, который переживает отечественная ракетно-космическая отрасль, считают эксперты.

Ракета-носитель «Союз-У» с грузовым беспилотным кораблем «Прогресс М-12М» стартовала вчера в 17:00 по московскому времени с первой пусковой площадки космодрома Байконур — «Гагаринского старта». По плановым расчетам, отделение корабля от ракеты ожидалось примерно в 17:09, но этого момента так и не дождались. Еще до этого стало понятно, что ракета повела себя нештатно. Некоторое время о ее судьбе ничего не было известно, но вскоре стало ясно — аппарат потерян. Не прошло и часа, как Федеральное космическое агентство (Роскосмос) официально отчиталось об аварии. По его предварительным данным, уже на третьей ступени ракеты-носителя на 325-й секунде полета произошло нарушение работы двигательной установки, и она отключилась. В итоге «Прогресс М-12М» и не был выведен на заданную орбиту. Вместо этого он упал на Алтае.

Как сообщил агентству РИА «Новости» глава Чойского района республики Алтай Александр Борисов, обломки корабля упали в урочище Бежель-Бик в 40 км от ближайшего населенного пункта. «В случае если появятся пострадавшие, Чойская районная больница полностью готова обеспечить их медицинской помощью. Но, я думаю, что пострадавших не будет»,— отметил господин Борисов. Никакой экстренной эвакуации людей или других экстренных в районе падения корабля проводиться не будет. В отличие от «Протонов» ступени ракет «Союз» не несут в себе токсичных топливных компонентов.

«Прогресс» стал четвертым потерянным Россией при запусках космическим аппаратом за последние девять месяцев. В прошлом декабре ракета-носитель «Протон-М» утопила три спутника ГЛОНАСС-М в Тихом океане у Гавайских островов (см. «Ъ» от 6 декабря 2010 года). Причиной был назван перелив топлива в «разгонник». Прокуратура и Следственный комитет России, проводившие по этому факту проверку, вскоре обнародовали сумму ущерба для бюджета РФ — порядка 4 млрд руб. После этого тогдашнему руководителю Роскосмоса Анатолию Перминову был объявлен выговор, а его заместителя Виктора Ремишевского вместе с главным конструктором корпорации «Энергия» Вячеславом Филиным уволили. Господин Перминов обещал восполнить потерянные аппараты ГЛОНАСС-М на орбите к маю этого года, но потом он уволился, а этого не произошло до сих пор. И российская навигационная группировка на орбите до сих пор остается неполной.

В феврале этого неудачей закончился запуск ракеты-носителя «Рокот» с военным геодезическим спутником «Гео-ИК-2» (см. «Ъ» от 2 февраля). Из-за неполадок в системе управления разгонного блока «Рокота» он не был выведен на целевую орбиту и, проболтавшись без пользы в космосе три месяца, сгорел в верхних слоях атмосферы Земли. Вместе с потерей этого спутника, после 25-летнего перерыва не смогла возобновиться военная космогеодезическая программа РФ: для этого нужны были два аппарата «Гео-ИК-2», а остался один (пока не запущенный). За эту неудачу заместителю руководителя Роскосмоса Анатолию Шилову был вынесен выговор. Точная стоимость спутника не разглашалась, но по оценкам экспертов эта потеря могла обойтись военным не менее, чем в 1 млрд руб.

А неделю назад, в ночь на 18 августа, неудачей закончился пуск носителя «Протон-М» со спутником связи «Экспресс-АМ4», оказавшимся на нерасчетной орбите снова из-за сбоя в системе управления «разгонника» (см. «Ъ» от 24 августа). О цене потерянного «Экспресса» можно примерно судить по сумме страховки — 7,5 млрд руб. Стоимость изготовления одного «Протона-М», по данным «Ъ», составляет порядка 2,4 млрд. Вчерашний инцидент с ракетой-носителем «Союз-У», по оценкам экспертов, добавил ко всем этим убыткам еще порядка 1,5 млрд руб. То есть всего за девять месяцев в космос у России не долетело более 16 млрд.

В общем вчерашний пуск стал 21-м аварийным у «Союза-У» из 769 проведенных. Эта ракета используется очень активно — для запуска самых разных аппаратов. Пилотируемые корабли «Союз» запускаются сейчас к Международной космической станции (МКС) на ракете-носителе «Союз-ФГ» — модернизированном «Союз-У». При этом и третья ступень, и циклограмма у обеих ракет одинаковая. Но в Роскосмосе пока не комментируют возможность приостановки пилотируемых запусков из-за аварии с «Прогрессом».

Между тем ракета «Союз» — фактически единственный носитель, позволяющий доставлять на МКС людей и регулярно снабжать станцию жизненно необходимыми продуктами и материалами. Вот и в этот раз «Прогресс» вез на МКС стандартный набор грузов: продукты и воду для экипажа, топливо для дозаправки, медоборудование, средства гигиены, научные приборы, грузы для американского сегмента станции. Никакой альтернативы «Союзам» и «Прогрессам» больше не существует. Американский «челнок» Space Shuttle недавно совершил свой последний полет. Именно поэтому за право полетов на «Союзах» NASA заключило с Роскосмосом специальный контракт на пилотируемые полеты в 2014-2015 годах на сумму в $753 млн (см. «Ъ» от 16 марта).

Читайте также:  Про вселенную космоса планеты

Пока в Роскосмосе уверяют, что авария «Союза» над Алтаем не должна повлиять на обеспечение жизнедеятельности экипажей МКС. На станции достаточно запасов продовольствия, воды и средств системы обеспечения жизнедеятельности на длительный период времени. Для расследования причин уже была создана специальная комиссия. Между тем, еще в ходе расследования падений ГЛОНАССов и «Рокота» с «Гео-ИК» стало понятно, что в самой ракетно-космической отрасли многое пора менять.

«Кризис в отрасли — не новость, а следствие. Впервые, после 15 лет полного прозябания, в ракетно-космическую отрасль пришли деньги, которые требуют делать приличную космическую программу, — считает эксперт отраслевого журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов.— Надо понимать, что наследие нам досталось тяжелое. Специалистов мало. Сейчас вся надежда на молодежь, которая, несмотря ни на что, приходит в отрасль и готовится взять эстафету у предыдущего поколения. Но до тех пор, пока эти люди будут получать вдвое меньше, чем продавцы мороженого в ларьке, надежд на успешное продвижение немного».

«Все эти проблемы идет из-за упущений, которые допустили предыдущие руководители отрасли,— считает эксперт отраслевого журнала «Вестник ГЛОНАСС» Константин Крейденко.— Ведь все отказы техники идут не на уровне космических аппаратов, а на уровне ракет и их составляющих. Это и не удивительно: сами ракеты многие годы не менялись, только лишь модернизировались. Система управления ими изменялась, но не столь основательно, как следовало бы. В этом и есть беда. Махать шашкой в этом случае, наверное, все-таки не стоит, ведь убрав нынешних специалистов-ракетчиков, новых мы не найдем. Это уже ошибка системы».

Источник

Экономика и бизнес

Студенты Самарского университета Даниил Вельможин и Данил Гаврилов приняли участие в онлайн-марафоне «Новое знание» и пообщались со своим американским коллегой, миллиардером-ракетостроителем Илоном Маском. Именно его организаторы интернет-марафона пригласили в качестве одного из спикеров масштабного проекта. Почти час атаковали заокеанского гостя своими вопросами российские школьники и студенты.

Самарцы такую возможность не упустили. Ведь они сами — участники студенческого конструкторского бюро «RocketLav» при Самарском университете. И даже стали лауреатами премии Национального космического агентства Франции CNES. Поэтому и спросили у Маска самарцы о самом важном — следит ли основатель компаний Tesla и SpaceX за успехами их американских однокашников, тоже увлекающихся созданием любительских моделей ракет. И видит ли пользу милллиардер-конструктор в таком увлечении молодых россиян и американцев. Ведь сегодняшние экспериментальные разработки студентов и даже школьников завтра вполне могут стать космическими стартапами.

Отвечая самарцам, Илон Маск первым делом признался, что восхищается достижениями советских и российских ученых. Которые, собственно, и проложили человечеству дорогу в Космос. Второе признание было еще более откровенным:

— Я считаю, легко создать новую ракету, но тяжелее достичь орбиты, — сказал основатель компании SpaceX.

На этом Илон Маск не остановился.

— Уважаю тех людей, которые разрабатывают технику, способную выйти в космос. Да, мы присматриваем себе специалистов в SpaceX из таких студенческих команд, — сказал он.

Полную версию беседы Илона Маска с самарскими студентами, а также вступления других спикеров можно посмотреть на онлайн-площадке марафона.

Сразу скажем — вопросов миллиардеру было задано множество. И он отвечал на них прямо и по существу. Делился своими мыслями о ракетостроении, о развитии космических программ, изучении человеческого мозга. Углублялся в устройство реактивных двигателей, рассказывал о планах сотрудничества с Россией. А вот в том, что он инопланетянин, Илон Маск так и не признался. Хотя у него и спросили об этом.

Сегодня своими знаниями, наблюдениями, опытом и мировоззрением поделятся также и другие яркие спикеры онлайн марафона «Новые знания».

Источник

Недолет! Американский «Старлайнер» не долетел до МКС

Кто бы что ни говорил, но противостояние России и США в космосе продолжается. При этом, какими бы продвинутыми и богатыми не были другие страны, но главными покорителями космоса остаются только они.

В последнее время принято подмечать и радоваться неудачам при запуске ракет с «Байконура». Однако, как показывает практика, на мысе Канаверал тоже не все в шоколаде.

Последний полет нового космического корабля «Старлайнер» вчера закончился неудачно, а, меж тем, этот корабль считается перспективным и разрабатывается не только для полетов профессионалов-астронавтов, но и космических туристов.

Как пишет ВВС (оригинал статьи https://www.bbc.com/russian/features-50828210?SThisFB) « испытательный полет новейшего космического корабля «Старлайнер» фактически потерпел неудачу. Вместо стыковки с МКС, которая была запланирована на субботу, аппарат вернется на Землю — вместе с недоставленным грузом.

В течение следующих 48 часов автоматическая спусковая капсула должна совершить посадку в пустыне штата Нью-Мексико. Изначально возвращение было запланировано на субботу, 28 декабря.

Что именно пошло не так в полете, считать ли совместную миссию НАСА и Boeing провалом и можно ли было как-то исправить ситуацию?

Запуск корабля с 41-го стартового комплекса на космодроме на мысе Канаверал в штате Флорида прошел успешно , и поначалу полет шел в штатном режиме.

Как и планировалось, примерно через 15 минут после старта «Старлайнер» отстыковался от ракеты-носителя «Атлас-5» и начал самостоятельный полет. Однако вскоре в НАСА сообщили, что у корабля возникли технические проблемы.

Изначально поступали сообщения, что двигатели аппарата не включились в расчетное время — позже выяснилось, что дело было не совсем так.

Как заявил на срочно собранной пресс-конференции глава НАСА Джим Брайденстайн, на борту «Старлайнера» произошла «полетно-временная аномалия». Автоматика корабля получала сигналы о точном полетном времени из двух разных источников — и эти сигналы не совпадали друг с другом.

В результате «аппарат решил, что пора ускоряться для выхода на орбиту», раньше нужного — и фактически сошел с курса, изменив запланированную траекторию.

Вскоре корабль удалось стабилизировать и вывести на безопасную орбиту, однако к этому времени «Старлайнер» уже сжег слишком много топлива, чтобы можно было продолжить миссию к МКС.

Boeing и НАСА приняли совместное решение о досрочном возвращении корабля. Точные причины «полетно-временной аномалии» устанавливаются.

С одной стороны, безусловно: корабль не выполнил свою основную миссию — по стыковке с МКС и доставке туда около 270 килограммов груза, в том числе продуктов питания для экипажа. И с этой точки зрения первый полет «Старлайнера» уж точно нельзя назвать успешным.

Не то чтобы астронавты умрут от голода — запасов у них достаточно (в конце концов, любой запуск может быть отложен или пройти неудачно), но от успеха этой миссии зависела сертификация нового корабля для проведения пилотируемых полетов.

С 2011 года, когда была закрыта программа «Спейс-шаттл», к МКС летают только российские корабли «Союз». «Старлайнер» должен был составить им конкуренцию, а впоследствии и начать возить космических туристов.

Возникшие после старта технические проблемы скорее всего потребуют проведения дополнительных испытаний и отложат начало пилотируемых миссий. Хотя Boeing и НАСА в один голос уверяют: если бы на борту были люди, им бы не угрожала никакая опасность — астронавты вернулись бы домой в целости и сохранности, просто раньше срока.

С другой стороны, полет изначально проходил как испытательный — и, как подчеркнул Брайденстайн, «очень многое прошло по плану, в штатном режиме, а именно для этого мы проводим тестовые запуски».

Например, на первой ступени ракеты «Атлас-5» были установлены российские жидкостные двигатели РД-180 — и они отработали без всяких замечаний.

Конструкция корабля также отлично выдержала все расчетные нагрузки. По словам вице-президента Boeing Джима Чилтона, показания приборов совпали с ожидаемыми буквально до десятых долей.

Манекен Роузи, находившийся на борту и оснащенный многочисленными датчиками для мониторинга его «состояния», тоже собрал всю необходимую информацию, чтобы можно было проанализировать условия полета для будущих пассажиров.

Руководство НАСА не исключает, что дополнительные тестовые запуски «Старлайнера» не потребуются. Но окончательное решение будет принято только после возвращения корабля на Землю.

Источник

Читайте также:  Снимки с далекого космоса

Катастрофа «Союза»: На кого спишут позор космического масштаба

Самая надежная ракета не долетела до МКС из-за «усталости металла»?

История покорения космоса имеет немало трагических страниц — при запусках ракет и их приземлении погибло более 300 человек. Памятны аварии при старте американских шаттлов Челленджер и Колумбия, Апполона-1, отечественных «Союз-1», «Союз-11». С большим количеством жертв прошли катастрофы на Байконуре в 1960 году (незадолго до легендарного полета Гагарина), произошедшая из-за возгорания топливных баков ракеты перед запуском. Пожар в ракетной шахте Серси (Арканзас) в 1965 году, взрыв на космодроме Плесецк в 1980 году, на космодроме Сичан в Китае в 1996 году, когда после неудачного пуска ракета упала на деревню, на космодроме Алкантара в Бразилии в 2003 году, после которой космическая программа страны была парализована.

Нынешняя аварийная ситуация с российской ракетой-носителем «Союз-ФГ» не столь драматична. Самое главное, что люди, экипаж в составе космонавта Роскосмоса Алексея Овчинина и астронавта НАСА Ника Хейга, остались живы, благодаря надежно сработавшей системе аварийного спасения (САС). Отметим, что только в нынешнем году носителем подобного класса на МКС были отправлены две экспедиции. 21 марта 2018 года был осуществлен успешный запуск пилотируемого корабля «Союз МС-08» с тремя членами экипажа — космонавтом Олегом Артемьевым и астронавтами НАСА Эндрю Фойстелом и Ричардом Арнольдом. 6 июня стартовали в космос на борту «Союз МС-09» Сергей Прокопьев, американка Серина Ауньен-Чэнселлор и немец Александр Герст. Всё прошло более чем успешно.

Некомпетентность и разгильдяйство губят нашу мечту о звёздах

И тут вот такая нелепость при старте считавшейся самой надежной из российских ракет-носителей «Союз» в модификации «ФГ», к которой и относится «Союз МС-10». У этой ракеты была безупречная репутация — стопроцентное попадание в цель — выход в космос как с грузовыми «Прогрессами», так и с «пассажирскими» «Союзами». Созданная в самарском Ракетно-космическом центре «Прогресс», эта ракета предназначена для выведения на околоземную орбиту пилотируемых кораблей типа «Союз» и грузовых кораблей «Прогресс». В настоящее время это единственный в мире ракето-носитель, используемый для запуска пилотируемых кораблей с экипажами на борту для доставки на МКС. 65-й пуск оказался неудачным.

Причины были названы весьма оперативно — отключились двигатели второй ступени при отделении блоков первой ступени, на 123-й секунде произошло срабатывание аварийной системы спасения. Сработал аварийный маяк, корабль разделился на отсеки и выпустил парашют. Экипаж совершил аварийную посадку и благополучно приземлился. Все живы.

За исключением узкопрофильных специалистов ракетостроения вряд ли кто что-то понял из этого объяснения. В общем, что-то там вовремя не отвалилось, не отошло, в результате чего ракета потеряла управляемость и сработала система спасения. Может гайку не так прикрутили, может болты оказались не той системы. Бывает, вот даже в навороченных автомобилях мировых брэндов случаются издержки при сборке и их потом отзывают на доработку. Но! Речь идет в данном случае о ракетном производстве, где каждый миллиметр имеет значение. Соответственно, нужно найти «стрелочника»! Кто виноват?

Читайте также:  Лазерная система связи космос

Сразу на ум приходит имя главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина. Он ведь у нас «главный по тарелочкам». Человек с дипломом международного журналиста МГУ поднялся до «космических высот» тернистым путем, в котором был и фактор принадлежности к руководству ВПК. С конца мая 2018 года возглавил «Роскосмос», где получил негласное прозвище «Незнайка на Луне», за ряд программ по освоению лунной поверхности и планам полетов на Марс. Ничего личного — Дмитрий Олегович, как человек эрудированный и прогрессивный, искренне старается развивать космическую отрасль России. Вероятно, что какие-то его планы воплотятся в жизнь и на Луне еще будет трепыхать на космическом ветру российский флаг. Но вот реалии нынешних космических программ он как-то пустил на самотек, смотря в будущее, забыл о настоящем.

Рогозина сейчас критикуют многие. Зачастую по делу. Вот и член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Александр Железняков, указывает на то, что авария ракеты-носителя «Союз МС-10» в очередной раз доказывает системный кризис космической отрасли в России. Научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев, тоже пеняет на системный кризис в космической отрасли, и пеняет Рогозину, что тот, начиная с должности вице-премьера «по оборонке», так ничего и не сделал для его преодоления.

В общем, именно Рогозин ту гайку на космическом корабле не так прикрутил. Дмитрию Олеговичу еще несомненно вставят по самое «небалуйся» за аварийный запуск «Союза» — позор на весь мир случился. Но ведь ракеты неудачно стартовали и до него, с «Протонами» вообще беда была — на 300 пусков 50 аварий. Теперь вот «Союзы» теряют репутацию. Почему?

«Союз-ФГ» является последней ракетой в поколении своего класса. Их, «неотстреляных», осталось всего несколько штук, предположительно, что-то около восьми. Пылятся на складах. Выбросить жалко. Вот и «пуляют» ими в космос в ожидании новых ракет «Союз 2.1а», которые сейчас в количестве трех штук изготавливаются на РКЦ «Прогресс».

— Есть такое понятие как «усталость металла», знакомое тем, кто сдавал экзамен по сопромату, — говорит сотрудник «Роскосмоса» Владимир Попов. — Вот и нынешняя модификация «Союза» уже несколько устарела, «устала» летать и по причине консервации, и из-за отсутствия новых компонентов. Если вы, например, всю зиму не будете пользоваться своим автомобилем, а потом по весне сядете за руль, то «чих-пых» без техосмотра вам гарантирован. Так и с нынешним пуском ракеты произошло — все были уверены в ее надежности, но «болты подтянуть» не удосужились. При всей печальности события соответствующие выводы будут, надеюсь, сделаны. История освоения космоса всегда строилась на извлечении опыта из ошибок.

За кадром аварии «Союза» как-то мельком осталось состояние самих космонавтов — Алексея Овчинина и Ника Хейга (астронавта). Можно только представить, что им довелось пережить в такой ситуации. Это вам не с «тарзанки» в реку прыгнуть. Впрочем, российским космонавтам доводилось переживать и не такие истории.

Почему Пентагон вдруг решил признаться в своей слабости перед Москвой

…Космическая бездна лишь с Земли кажется необитаемой и обозначает себя далеким мерцанием звезд. Там, на орбите, кипит своя жизнь, вертятся сотни искусственных спутников, туда вторгаются инородные тела, там случаются свои трагедии и катастрофы. 11 февраля 1985 произошло непредвиденное — орбитальная космическая станция «Салют-7», на которой к тому времени отработали несколько советских и международных экипажей космонавтов, вышла из под контроля. Падение 20-тонной махины казалось неминуемым…

Космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных, которых послали «оживить» мертвую станцию, со своей задачей справились. «Салют-7» благодаря их поистине героическим усилиям удалось не просто спасти, но и вернуть в рабочее состояние.

Савиных вручили вторую Звезду Героя, Джанибекову (тогда уже дважды Герою) присвоили звание генерал-майора. О подвиге космонавтов сообщили в сводках информагенств, написали статьи, впоследствии сняли документальный фильм, а сейчас и игровое кино. Под авторством Виктора Савиных вышла книга «Записки с мертвой станции». Кажется, что вся эта история пошагово известна и ничего нового уже не придумаешь. Всё так, за исключением разве что так называемого «человеческого фактора» — ощущений двух человек, которым выпало шагнуть в полную неизвестность и сделать то, чего они до конца так и не представляли.

Ну а «Союзам» все еще предстоит летать в космос — с учетом предыдущих ошибок.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Эксперт рассказал, от какой «высокой доходности» надо бежать без оглядки

Почетный сотрудник госбезопасности Александр Михайлов — о посадке рейса Ryanair в Минске и задержании Протасевича и Сапеги

Адвокат новосибирского полицейского-стрелка: состояние подзащитного меня не удовлетворяет

Источник

Adblock
detector