Меню

Ракета королева до луны

Лебединая песня Королева: почему куйбышевские «царь-ракеты» так и не долетели до Луны

«Лунный проект» генерального конструктора Сергея Королева, который он считал делом всей своей жизни, оказался одним из самых загадочных в истории космонавтики. До сих пор он хранит в себе неразгаданные тайны. Многие задаются вопросом, как бы сложилась судьба главного детища Королева — самой мощной ракеты в мире «Н-1», если бы конструктор не умер в 1966 году. Возможно, ее ждал бы лунный триумф и мировое признание. Но все сложилось иначе, и Королеву не довелось увидеть печальный финал своей межпланетной «одиссеи».

Фото: «Роскосмос»

На виражах «лунной гонки»

В 1960-х годах, после полета Гагарина, страна жила ожиданием новых космических побед. СССР вступил в «лунную гонку». Заокеанский противник, оправившись после первого запуска человека на орбиту, заявил, что в ближайшее время докажет свое превосходство, высадившись на Луне. Власти США запланировали лунную экспедицию на 1968 год. США не жалели на программу «Аполлон» никаких средств. СССР, напротив, экономил на всем. Но несмотря на сжатые сроки и «затягивание поясов», Хрущёв не мог признать поражение.

Сергей Королев прилетал в Куйбышев каждую неделю. Он почти всегда был недоволен. Но его раздражение связано не с работой куйбышевских конструкторов, а с отказом властей выделить средства на проведение полноценных наземных испытаний лунной мега-ракеты «Н-1». Между тем руководство СССР настаивало на том, что советские космонавты должны высадиться на Луне раньше американцев. К слову, заокеанские специалисты называли «Н-1» царь-ракетой по аналогии с Царь-пушкой и Царь-колоколом.

Заместитель главного конструктора кузнецовского КБ Владимир Орлов вспоминал:

— Королеву и руководству нашей страны еще в 1962 году были известны сроки и график работ по американской ракете «Сатурн-V”, первый запуск которой был запланирован на конец 1967-го. Несмотря на то, что Сергей Павлович не верил, что это возможно, и прямо сказал, что американцы блефуют, правительством страны было дано указание опередить американцев.

Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов рассказывал:

— На корабле Л-1 должны были три экипажа облететь Луну. Из трех экипажей должны были выбрать один, состоящий из двух человек, и на корабле Л-3 уже лететь в 1967-1968 году с посадкой на Луну. А корабль Л-3 должен быть доставлен на Луну гигантской ракетой Н-1. Эта ракета полностью создавалась в Куйбышеве.

Фото: этап сборки Н-1 / В.Л. Щербаков «Под знаменем НК. От завода № 24 им. М.В. Фрунзе до ОАО «Кузнецов»»

Ракетные двигатели для Н-1 испытывали на стенде в Винтае. Здесь они проходили последнюю ступень подготовки — огневые испытания. По воспоминаниям очевидцев, в районе Винтая небо часто окрашивалось в ярко-красный цвет. Огненные всполохи сопровождались низким гулом, от которого в домах дребезжали стекла.

Программа предполагала проверку каждого двигателя. Всего их будет стоять на ракете 42. Именно такая мощность позволяла вывести сверхмощную ракету на орбиту с грузом 90 тонн, отсеками лунного корабля и запасами топлива. Каждый двигатель в отдельности работал исправно. Но на испытания всех двигателей разом не хватило средств. Первую ступень так и не прожгли.

В 1967 году испытания в Винтае закончились. В это же время были собраны на заводе № 1 первые две лунные ракеты. В Куйбышеве Н-1 собирали, проверяли и разбирали на детали, которые можно было провезти в стандартных железнодорожных вагонах. На Байконуре построили точную копию куйбышевского цеха.

Фото: этап сборки Н-1 / В.Л. Щербаков «Под знаменем НК. От завода № 24 им. М.В. Фрунзе до ОАО «Кузнецов»»

Первый запуск ракеты-носителя Н-1 состоялся 21 февраля 1969 года. На 69 секунде произошло отключение всех 30 двигателей блока «А». Ракета упала в 52 км от стартовой площадки и сгорела. К моменту начала испытаний Н-1 Королева уже не было в живых.

Неудачей закончился и второй пуск «лунной ракеты», который проводился на Байконуре 3 июля 1969 года. На высоте в 200 метров снова отключились двигатели, и ракета упала прямо на пусковой старт вместе с 3 тыс. тонн топлива. Взрыв страшной силы разметал «мечту Королева» и сильно повредил весь стартовый комплекс.

Всего через 18 дней, 21 июля 1969 года, Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин водрузили на Луне государственный флаг США. Готовя лунную экспедицию, американцы не блефовали. Первый этап лунной гонки Москва проиграла. Если бы Н-1 выдержала испытания, возможно, мы бы смогли опередить соперников. Оставалась надежда на реванш, и работы по Н1-Л3 продолжились с удвоенной энергией. После разбора причин аварии комиссия рекомендовала подвергать каждый двигатель 40-секундной огневой проверке.

Фото: первый пуск Н-1, Байконур, 1969 г. / Музей истории РКЦ «Прогресс»

«Байконур-Луна» — полет отменяется

27 июня 1971 года — третий пуск, и снова проблема. После 50 секунд полета ракета потеряла управление — система выдала сигнал на выключение двигателей первой ступени. «Н-1» опять упала на землю. Система автоматики была несовершенной и допустила ошибку. К горечи всех, кто тратил на «царь-ракету» все свои силы, она никак не хотела учиться летать и падала вопреки всем стараниям конструкторов и инженеров. Доработки и модификации тоже не помогали. Оптимисты подбадривали коллег: «Будет летать, научим!»

Читайте также:  Торты принцесса пони луна торт

На ноябрь 1972 года назначат четвертое испытание Н-1. Убедить генсека Леонида Брежнева продолжить «лунную программу» смогли только фантастическим проектом организации советской базы на Луне. У «Н-1» появился еще один шанс успешного запуска. Но и на этом пуске ракета взорвалась. В этот раз двигатели проработали 107 секунд, установив своеобразный рекорд. К этому времени американцы начали сворачивать программу «Аполлон».

Фото: ракета-носитель «Н-1» на стартовой площадке, Байконур, 1970-е гг. / Музей истории РКЦ «Прогресс»

Разработчики «Н-1» заявят, что учли все ошибки, предусмотрели все внештатные ситуации. Пятый пуск лунной ракеты в августе 1974 года должен был принести долгожданную победу. В ней были настолько уверены, что в качестве нагрузки решили выводить на орбиту не имитатор, а настоящий лунный корабль. Но этому не суждено было сбыться.

В мае 1974 года пост генерального конструктора занял Валентин Глушко. В первый же день на новом посту он назовет «Н-1» ошибкой. В неудачных пусках обвинят Николая Кузнецова, якобы поставившего на ракету недоработанные двигатели. Глушко ждал 15 лет и дождался своего часа. Советская «лунная программа№ была закрыта, а все работы по «Н-1» прекращены. Николаю Кузнецову рекомендовали заняться авиационными двигателями, и КБ пришлось расформировать.

Летчик-космонавт Алексей Леонов так рассказывал об этом периоде:

— Для меня это горькие моменты жизни. Мы были готовы. Если бы был жив Сергей Павлович Королев, мы бы 100 % облетели Луну раньше Фрэнка Бормана на полгода.

Но «лунный проект» не просто свернули, лебединую песню Королева отправили под автоген. Две полностью готовые к пускам ракеты уничтожили. Обломки королевской мечты превратились в танцплощадки и беседки. Защитить Н-1 не смог никто.

Специальным постановлением Совета обороны СССР Николаю Кузнецову было предписано готовые и усовершенствованные двигатели НК-33 и НК-43 не везти на Байконур, а уничтожить. Конструктор не выполнил приказ, слишком это была личная история. В итоге уничтожили только технологическое оборудование, а более 150 двигателей Кузнецов спрятал на закрытом полигоне под Куйбышевом, их законсервировали и хранили долгие годы.

Только после перестройки в нашей стране и в США узнали, что двигатели для Н-1 живы. Это было мудрое решение, и Кузнецов не ошибся в своих детищах. Двигателями 20-летней давности тут же заинтересовались американцы. В 1994-1995 годах законсервированные «движки» привезли в Америку и запустили. Американские специалисты были потрясены тем, что они с успехом прошли все испытания. К счастью, Николай Кузнецов это еще застал. Компания Aerojet (США) заключила контракт на долговременное использование ракетных двигателей НК-43 и НК-33 на американских ракетоносителях.

Фото: двигатели НК-33 на хранении / В.Л. Щербаков «Под знаменем НК. От завода № 24 им. М.В. Фрунзе до ОАО «Кузнецов»»

Владимир Орлов, будучи непосредственным участником тех событий, вспоминал:

— Когда в 1992 году представители «Аэроджет» впервые увидели двигатель НК-33, то они были потрясены простотой и рациональностью его компоновки. Вот такой уникальный двигатель мы вынуждены были продавать в США.

История все расставила на свои места. Созданные еще в 1960-х годах кузнецовские «движки» до сих пор остаются лучшими по параметрам и надежности в своем классе тяги. Сегодня они рассматриваются в качестве базовых для новых поколений российских ракет. Например, в 2013 году двигатели НК-33 обеспечили старт российской ракеты «Союз-2-1в».

Сейчас обсуждается вопрос серийного производства «лунных двигателей». Возможно, скоро сбудется, наконец, мечта о полете на другую планету, которая могла воплотиться десятки лет назад.

При подготовке статьи использованы материалы книг В.Л. Щербаков «Под знаменем НК. От завода № 24 им. М.В. Фрунзе до ОАО «Кузнецов»», М.2012, Сборник очерков «Живая история «Моторостроителя»», Самара, 1999 г.

—>

Источник

«Последняя любовь» Сергея Королева, Или почему русские так и не высадились на Луне

История создания в Куйбышеве лунной ракеты Н-1
О роли самарской «оборонки» в развитии космической отрасли России сегодня известно многое. Но все же на карте достижений самарских ракетострои-телей до сих пор остаются «белые пятна». Одно из них — судьба советской программы пилотируемых полетов на Луну. О «Проекте Н-1», как его называли разработчики, в последнее время написано немало. С регулярной периодичностью, чаще всего, — ко Дню космонавтики, пресса публикует материалы о «лунном проекте». К сожалению, только единицы из них можно назвать объективными. Большая часть только рассказывает о самой ракете, забывая рассказать о людях, причастных к созданию технического колосса под названием Н-1. Сегодня мы попытаемся воссоздать историю «советской лунной» с помощью воспоминаний непосредственных участников этого легендарного научного проекта.

Куйбышевская область с 1958 года стала главным центром создания совет-ской лунной ракеты. Произошло это с легкой руки главного конструктора космической техники С.П.Королева. В то время он искал предприятие, способное в кратчайшие сроки наладить массовый выпуск ракет. Напомним: шел 1958-год, только-только был запущен первый искусственный спутник Земли. В ватмане на чертежных столах в конст-рукторских бюро лежали наброски гагаринского корабля «Восток». Но прозорливый Королев смотрел в будущее. Мысли Главного конструкторы были не только о полете человека в космос, на околоземную орбиту, но и о межпланетных экспедициях. Для постройки космических кораблей Королеву требовалось современное производство. Сергей Павлович остановил свой выбор на куйбышевском заводе «Прогресс», занятом тогда производством тяжелых бомбардировщиков Ту-16. Приехавшие из Москвы специалисты королевского ОКБ-1 (среди них был и легендарный сегодня Дмитрий Ильич Козлов) занялись переподготовкой местных кадров. Переучивать пришлось всех «прогрессовцев»: от токаря до директора.

Читайте также:  Как повысить энергию луны

Спустя год интенсивной работы и технического перевооружения заводских производств, на «Прогрессе» была построена первая ракета. Это была знаменитая Р-7, будущая ракета-носитель «Союз». Именно модификация куйбышевской Р-7 весной 1961 года выведет в космос Юрия Гагарина, а чуть позже станет основой для создания ракетного щита СССР — сверхдальней баллистической ракеты Р-9.

Советское правительство выразило удовлетворение результатами работы «Прогресса». Предложенное Королевым поточное производство ракет оказалось экономически выгодным. Одна Р-7 обходилась государству примерно в 300 тысяч руб-лей-в несколько раз дешевле, чем было заложено в проектной смете.

В 1960-м году выходит постановление правительства о создании принципиально новой ракеты-носителя Н-1, способной поднять в космос до 50-ти тонн полезного груза. Главным конструктором разработки назначается ее инициатор Сергей Павлович Королев. В процессе работы проект не раз пересматривается и корректируется. Лишь в 1966 году председатель правительственной комиссии, знаменитый математик — «теоретик космонавтики», академик Мстислав Келдыш утверждает эскизный план лунной экспедиции. Сразу оговорим, что ракета Н-1 создавалась не только для «лунного проекта». В частности, в случае успеха «летных испытаний» нового изделия, его предполагалось использовать для доставки на околоземную орбиту космических станций, грузов, спутников, орбитальных кораблей. Тем не менее, главной целью создания Н-1 все же была советская лунная программа. Согласно плану, утвержденному академиком Келдышем, на Луне должен был высадиться один советский космонавт. Второму предстояло дожидаться своего небесного собрата на окололунной орбите. В числе кандидатов на полет значились конкретные фамилии космонавтов: Алексей Леонов, Валерий Быковский, Николай Рукавишников.

К работам по созданию Н-1 «в металле» на заводе «Прогресс» присту-пили в начале 1966 года. Сергей Королев, часто бывавший тогда в Куйбышеве, прекрасно понимал, что силами только одного завода столь масштабную программу быст-ро выполнить вряд ли удастся. Сроки постройки Н-1 советское правительство установило действительно, фантастически короткие. Из западной печати Кремлю было известно, что американцы стартуют к Луне в 1969 году, их сверхмощная ракета-носитель «Сатурн» уже проходит испытания. Советским ученым, чтобы догнать и перегнать Америку, партия отпустила всего три года.

На территории «Прогресса» специально для испытаний был построен главный корпус высотой более шестидесяти метров. Многие технологические процес-сы отрабатывались заново. Потребовалось умение сваривать алюминиевые сплавы, изобретать теплоизоляционные покрытия и т.д. В те годы на «Прогрессе» работало бо-лее пяти тысяч инженеров-технологов! Не обходилось и без научных конфликтов. Из-за одного из них «последняя любовь Королева», как называли ракету Н-1, едва не осталась без двигателей. Еще на стадии проектирования стало ясно, что традиционное ра-кетное топливо — керосин и сжиженный кислород исчерпало свои возможности и для лунной ракеты не подходит. Возникла необходимость в двигателях с новой схемой, работающих на другом горючем, позволяющем лететь дальше и выше. Их создание поручили конструкторскому бюро под началом академика Валентина Петровича Глушко. Академик Глушко, человек амбициозный, считал, что лучшим топливом для двигателей первой лунной будут азотная кислота и фтор. Сергей Павлович Королев, зная, насколько ядовиты эти соединения, и какой урон будет нанесен окружающей среде после нескольких пусков «перспективных» двигателей, предложил альтернативный вариант: ракета должна лететь на водороде и сжиженном кислороде. Споры про-должались, а с ними терялось драгоценное время. Понимая, что единодушия с Глушко добиться вряд ли удастся, Королев передает заказ на производство двигателей в Куйбышев, в КБ моторостроительного завода, возглавляемого академиком Николаем Дмитриевичем Кузнецовым. Дело осложнялось тем, что это предприятие не имело опыта ракетных моторов. Вопреки прогнозам скептиков, Кузнецов в кратчайшие сроки создает необходимые двигатели. Даже сегодня, спустя без малого сорок лет, находившиеся на консервации моторы, сделанные для Н-1 на стендовых испытаниях не уступают лучшим зарубежным аналогам.

Лев Геронтьевич Никитин в годы постройки Н-1 работал заместителем главного инженера завода «Прогресс». Лев Никитин вспоминает:

«Размеры ракеты были колоссальны! Высота — 104 метра, диаметр нижней, первой ступени — 17 метров! Без преувеличения можно сказать, что многие технические решения, принятые тогда специалистами «Прогресса», были революционными. Те же огромные габариты, к примеру, не позволяли пе-ревозить ракету на космодром в готовом виде. Выход виделся только один: соби-рать конструкцию из блоков прямо на Байконуре. За несколько месяцев военные строители возводят в казахстанской степи по заказу Королева целый городок, в котором были столовые, гостиницы, банно-прачечный комплекс. Его называют «городок Н-1». Такая масштабность неудивительна: на сборке лунной ракеты было занято более десяти тысяч куйбышевских специалистов. Случались и курьезы. Я лично был свидетелем, как рабочие авиазавода, которых привлекли в помощь специалистам «Прогресса», работали с нарушением техники безопасности. У нас сборщиками трудились молодые люди, а рабочие с авиационного были уже солидными мужиками в годах. Мне не раз приходилось видеть, как «техподдержка с авиационного» занималась высотными работами на корпусе ракеты без страховочных поясов. Такие нарушители техники безопасности без лишних раз-говоров освобождались от работы, и на самолете их возвращали в Куйбышев. Труд сборщика, рабочего-испытателя на космодроме требует очень высокой профессиональной подготовки и огромной ответственности. Я очень горжусь людьми, вместе с которыми работал на Байконуре. Все они были очень грамотными специалистами, профессионалами высшего класса».

Читайте также:  Луна урана 6 букв

Сборка ракеты на космодроме диктовала необходимость постройки современной контрольно-испытательной станции (КИС). Руководство «Прогресса» было против, считая, что работать можно и без допусковых испытаний. Убедить начальство удалось только во время одного из визитов на завод комиссии ЦК КПСС и Совета Министров. Ответственный работник мягко поинтересовался, почему производство работает неритмично. Лев Никитин, бывший «экскурсоводом» московских гостей, посето-вал, что каждый день, ушедший на испытания готовых узлов, приходится выкраивать из графика сборки. Через несколько месяцев на Байконур вошла в строй контрольно-испытательная станция ракеты Н-1. Ее специалисты занимались окончательной предполетной отладкой систем советской лунной ракеты.

Первый летный экземпляр Н- был уже готов. Подготовка лунной экспедиции вступила в полосу фатальных неудач. А началось все с того, что в январе 1966 года во время операции в московской больнице умер Сергей Павлович Королев. Его уход, как и следовало, ожидать, спровоцировал обострение идейных разногласий между его заместителями. Глушко, в числе прочих, претендует на место главного конструктора. Но на высокую должность правительство назначает Василия Павловича Мишина.

Новый руководитель сразу пригласил к себе группу ведущих специалистов «Прогресса» для обсужденияпроблем окончательной доводки первой Н-1. Научные прения продолжились уже на Байконуре.

Геннадий Петрович Сошнин в то время работал начальником Контрольно-испытательной станции Н-1. Вот его воспоминания:

«По первой Н-1 мы получили от госкомиссии порядка трех тысяч разных замечаний. Все возникшие вопросы руководящий состав решал на специальном совещании, растянувшимся три дня. Все это время главный конструктор ОКБ-3 по ракете Н-1 Б.Г.Пензин, заместитель главного инженера по изделию Л.Г.Никитин, я, как представитель КИСа, и другие специалисты провели в каби-нете В.П.Мишина. В итоге Н-1 была допущена к старту. Первый запуск состоялся 21 февраля 1969 года. Когда ракета удалилась на высоту сто метров, все мы, при-сутствовавшие на старте, поверили, что наше детище будет летать. Но через не-сколько секунд в хвостовом отсеке начался пожар. Госкомиссия признала этот старт «частично удачным». Примерно через пять месяцев: второй запуск, и вновь неудача. Из-за дефекта кислородного насоса произошел сильный взрыв, разру-шивший уникальный стартовый комплекс, специально построенный для ракеты Н-1. На его восстановление, «разбор полетов» и строительство новой ракеты ушло немало времени. Третий старт состоялся лишь в июле 1971 года. Ракетой тогда пришлось пожертвовать из-за потери управляемости полетом.

Красавица Н-1 полетела лишь 23 ноября 1972 года, с четвертой попытки. Увы, и этот старт не довел эксперимент до логического завершения. Все 30 двигателей первой ступени отработали нормально, полет продолжался 107 секунд, после чего в хвостовом отсеке вдруг возникла неисправность. И вновь взрыв. Все мы — работавшие над лунной ракетой, очень тяжело переживали неудачи нашей красавицы Н-1″.

Пятый старт был запланирован в августе 1974 года, а на конецгода-шестой, и, как считали специалисты, последний перед принятием лунной к серийной эксплуатации. Но. дальнейших стартов не последовало.

Правительственным указом работы по советской лунной программе были за-морожены, а после того, как в мае 1974 года на место В.П.Мишина пришел В.П.Глушко, и вовсе прекращены. Дмитрий Федорович Устинов, возглавлявший тогда военно-промышленную комиссию Совета Министров СССР, на одном из совещаний сказал: «Американцы в 69-м уже высадились на Луну. Нам, русским, не пристало быть вторыми. Не смогли опередить США — займемся программой исследований Луны автоматическими аппаратами».

И действительно: советские ученые добились замечательных успехов, иссле-дуя Луну луноходами. — Управляемые дистанционно машины, проводили исследова-ния на ближайшем спутнике Земли. Луноходы же доставили на Землю образцы лунной почвы и воздуха.

После свертывания производства ракеты Н-1, несколько уже готовых ее эк-земпляров были уничтожены. Огромные сферические баки советской лунной байконурские умельцы превратили в крыши танцплощадок, трубопроводы приспособили для системы водоснабжения.

Всю вину за неудачи с Н-1, правительство, с подачи Глушко, возложило на специалистов «Прогресса». Это больно отразилось на огромном коллективе. Весь огонь критики принял на себя директор завода Афанасий Яковлевич Леньков — его в прямом смысле слова заставили написать заявление об уходе на пенсию, подвергли обструк-ции. Вскоре Леньков умер. Лишился своей должности и тоже был отправлен на пенсию министр общего машиностроения (а ранее-бывший директор «Прогресса») В.Я.Литвинов, пострадали многие начальники отделов его министерства. Так Глушко проводил в жизнь свое мнение о том, что сама идея королевской ракеты ошибочна.

Спустя десять лет Валентин Петрович Глушко вместе со специалистами сво-его конструкторского бюро создал новый сверхмощный носитель: «Энергия». Именно он вывел в космос советский космический многоразовый корабль «Буран». Кто знает: продли в 1974 советское правительство испытания Н-1, может быть, многоразовые космические корабли у СССР появились бы уже к концу семидесятых?

Вспоминая о ракете Н-1, ветераны самарского ракетостроения сразу заметно оживляются. Суперракета, с помощью которой СССР мог выйти на новый уровень развития космонавтики, так и осталась воспоминанием о неосуществленной мечте.

Святогор МИШИН, «Самара Сегодня»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Adblock
detector