Как просто и понятно рассказать ребенку о космических ракетах?
Приветствуем вас на сайте » Наш секрет «!
Бездонное синее небо издавна манило к себе людей. В своих мечтах человек уже давно парил в небе, как птица. Сегодня разговор пойдет о летательном аппарате, на котором человек смог преодолеть земное притяжение и подняться в космос. А что ты знаешь о космических ракетах?
Детям о ракетах. Давайте начнем рассказ с самого начала, чтобы малыш получил представление о космосе. Земля опоясана тонким воздушным слоем, который называется атмосферой. Возле самой Земли атмосфера густая и плотная, а чем дальше и выше от поверхности Земли, тем меньше воздуха, и атмосфера становится менее плотная. В космосе воздуха почти нет.
Постепенно с подъемом вверх небо темнеет – из голубого оно превращается сначала в фиолетовое, а затем в черное.
Рассказ о ракете
В космосе на орбите летают корабли и спутники. Ниже в атмосфере космические корабли летать не могут из-за того, что плотные слои атмосферы мешают им и тормозят их движение.
Ракета должна преодолеть плотные слои атмосферы и добраться до своей орбиты. Для этого ее необходимо разогнать до огромной скорости – 8 км в секунду. Ракете предстоит довольно длинный путь, а это значит, что нужно очень много топлива. Целые железнодорожные цистерны с топливом.
Как же снабдить ракету таким количеством топлива, ведь заправочных станций в воздухе нет? Как справиться с тяжелыми цистернами из-под топлива, которые очень тяжелые, даже когда пустые? Ответы на эти и подобные вопросы дал много лет назад великий ученый Константин Эдуардович Циолковский.
Цистерны (или ступени) ставят друг на друга, сверху ставят пилотируемый отсек. Именно поэтому ракета такая высокая.
В каждой ступени есть двигатель с топливом. Первая, нижняя, ступень самая большая и мощная, в ней больше всего топлива, так как она начинает разгон всей ракеты.
Каждая следующая ступень меньше предыдущей.
К последней ступени прикрепляется сам корабль, который и нужно отправить на орбиту. Корабль занимает гораздо меньше места, чем ступени.
Ракета стартует на двигателях первой ступени. Когда все топливо этой ступени расходуется, ступень отсоединяется от конструкции и падает на землю. Вес ракеты становится намного меньше.
Начинают работать двигатели второй ступени, затем третьей и т.д. Корабль оказывается на орбите, когда отсоединяется последняя ступень. Таким образом, корабль, как по ступеням лестницы, поднимается в космос. Такую схему работы предложил все тот же Циолковский.
Когда ракета выведена на орбиту, она может летать долго и совсем без топлива. Как будто ракета катится с горы и конца пути не видать.
Первая многоступенчатая ракета была создана в Советском Союзе под руководством академика Сергея Павловича Королева. С ее помощью был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли.
Свой путь в небо ракета начинает со стартовой площадки, которая находится на космодроме. Стартовая площадка — в виде огромной железобетонной плиты. Вот так, оказывается, несложно рассказать ребенку о ракете.
Старт ракеты
На космодроме есть и своя техническая площадка, где готовят космические корабли к полету.
Главное здание технической площадки – сборочный завод. Это огромный монтажно-испытательный корпус (МИК). Все составляющие части ракеты доставляются к заводу по железной дороге. В МИКе сначала тщательно проверяют, а затем собирают все части ракеты. После сборки проверяется исправность ракеты целиком. И только после этой проверки ракета выезжает из МИКа.
Тепловоз везет ее к стартовой площадке с высокими ажурными фермами.
Со стартовой площадки ракета уходит в полет. Размер стартовой площадки примерно такой, как размер Красной площади в Москве. В центре площадки находится огромная дыра (шахта), в которую опускают хвост ракеты перед стартом. Под хвостом тянется бетонный газоотводный канал. После запуска двигателей по каналу побежит море горячего дыма и огня.
Когда устанавливают ракету на стартовую площадку – хвост опускают в шахту, и сразу же гигантские металлические фермы зажимают ракету со всех сторон. Потом к четырем основным фермам присоединяются и другие. На одной из ферм есть лифт, на котором человек может подняться до самой вершины ракеты и еще раз осмотреть и проверить все перед стартом.
Ракета установлена, ее крепко удерживают металлические фермы. Теперь настала очередь заправки ракеты топливом. К бакам ракеты подсоединяются толстые шланги, и насосы начинают качать топливо из хранилища.
После заправки к ракете подъезжает автобус с космонавтами. Космонавты на лифте поднимаются на самый верх ракеты и заходят на корабль.
Далее фермы отходят от ракеты, и она остается одна на стартовой площадке. Проводами ракета соединена с подземным командным пунктом. Его называют бункером.
Ракета не взлетит, пока оператор не получит ключ. После команды «Ключ на старт!» оператор поворачивает ключ в замке.
С этого момента вся система начинает работать в автоматическом режиме, оператор только внимательно следит за исполнением команд.
После команды «Зажигание» мощные насосы начинают качать топливо из баков ракеты в камеры сгорания.
Происходит вспышка, и от электрической искры воспламеняется топливо. Через сопла двигателей вырывается наружу мощнейший поток пламени.
Нарастает шум. Ракета в огне и дыме стоит в ожидании последней команды.
И вот звучит долгожданная команда «Старт», и как из вулкана медленно взлетает ракета ввысь для разгона.
Источник
Конспект занятия на тему «Космос» для детей от 2 до 3 лет.
Тогда… пять.. четыре…три…два..один… ПУСК!
Встреча с космонавтом — настольный кукольный театр.
Эта часть занятия нужна для того, чтобы заинтересовать ребенка, предложить ему «поиграть» в космос, а не просто «выполнить полезные задания».
Для того, чтобы вызвать у малыша интерес и настроить его на занятие – немного поиграем в настольный кукольный театр.
Итак, зайдя в комнату, ваш непоседа с удивлением заметит вот такой сюрприз:
Вариант 1 (модели вырезаны из бумаги/картона, картинки для вырезания космонавтов и ракет можно скачать вместе с другими материалами к занятию):
Вариант 2 (из подручных материалов и конструктора Лего):
— Привет! – здоровается с ребенком один из космонавтов! – Я космонавт Юрик! А это — моя ракета! Я летаю на ней в космос ! Вот так! (немного поиграем с нашими модельками, инсценируя космическое путешествие: «давай полетим в космос… готов? Пять, четыре, два, один, пуск!»).
Космонавт Юра будет героем сегодняшнего урока, он будет помогать малышу и маме проводить занятие.
Знакомство с космосом (презентация).
— А ты знаешь как живут космонавты? – спрашивает у малыша космонавт Юра. – Хочешь я возьму тебя с собой в космическую школу на урок космографии… и все тебе подробно расскажу?
Вместе с космонавтом смотрим презентацию о космосе, ее можно скачать здесь — .
ВАЖНО! Малыш с интересом будет смотреть презентацию и многое запомнит, если соблюдать следующие правила:
1. Не читайте подписи к слайдам презентации дословно! «Переводите» язык презентации на уровень вашего крохи, сокращайте и упрощайте текст.
2. Чем младше ребенок – тем короче должен быть текст, сопровождающий слайды.
Зарядка космонавтов (подвижная пауза — отдыхаем).
— А ты знаешь, что, чтобы полететь в космос, космонавты должны быть очень сильными? – спрашивает космонавт Юра. Для этого они каждый день делают зарядку. Давай делать ее вместе с ними!
Упражнения этой зарядки очень простые и «игровые», поскольку повторять что-то сложное за мамой дети в 2 года не очень любят.
Упражнение 1 – Разминка «Несемся как ракеты!»
— Давай превратимся в маленькие ракеты и понесемся быстрее ветра. На старт, внимание, марш. (бегаем по всей квартире вместе с малышом, если ребенок не воодушевился идеей — берем его за руку и бегаем вместе с ним, можно бегать «паровозиком» — у вас получится длинная веселая ракета).
«Ракета» может летать по квартире с разной скоростью – быстро, медленно.
Упражнение 2 – прыжки по кочкам.
Разбросайте подушки или расставьте стулья/табуретки по всей комнате в хаотическом порядке.
Подушки и стулья – будут кочками. Предложите ребенку пройтись по «кочкам» не наступая на «землю». (ходить по мягким подушкам довольно непросто – попробуйте сами , а уж карабкаться на стулья и подавно! Эти простые и веселые упражнения хорошо развивают мышцы ног).
Упражнение -3 «Крокодильчики».
Малыш опирается прямыми руками о пол, мама берет его за ноги, ребенок передвигается вперед, стоя на руках, — ходим как «крокодилы». Это упражнение можно выполнить под замечательную песенку Екатерины Железновой – » Крокодил «.
Рассмотрите с ребенком различные изображения космических кораблей (их можно найти в Интернете).
Предложите построить для космонавта Юры ракету.
Ракету можно строить из разных материалов, например —
— Из конструктора «Лего»:
Из различных строительных конструкторов:
А можно построить настоящий космический корабль из любых подручных материалов (развиваем фантазию):
Если вашему ребенку уже почти 3 года – можно предложить ему построить ракету по простой схеме:
Запускаем ракету и летаем (подвижно-игровая пауза для отдыха).
Ну а после того, как космический корабль построен – запускаем его в космос! (можно поиграть в полет ракеты, забравшись в построенный космический корабль. Ракету из конструктора «лего» можно взять в руки и побегать с ней по комнате – как будто ракета «летит» в космосе).
Строим ракету из блоков Дьенеша или конструируем из геометрических фигур.
— Давай построим с тобой вот такую красивую ракету:
Ракету можно «строить» из блоков Дьенеша, а если их у вас нет — из обыкновенных геометрических фигур.
В материалах для этого занятия (ссылка внизу страницы) вы можете найти картинку для конструирования ракеты при помощи блоков Дьенеша, также можно вырезать фигуры из цветного файла и накладывать их на черно-белую ракету.
Это пособие можно изготовить и из подручных материалов, например вот таких:
В два года дети с удовольствием конструируют из геометрических фигур, используя метод «наложения», строить объекты «по чертежу», т.е. выкладывая фигурки не «на», а «рядом» с чертежом — им еще сложновато.
Подвижная игра «Космонавты» (снова отдыхаем и двигаемся).
Перед началом игры обозначаем место, где будет находится космодром (это может быть стульчик, подушка или другое место).
Включаем космическую музыку – например такую и начинаем «как ракеты летать» по комнате (передвигаться любым способом, играя в ракету).
Через какое-то время без предупреждения выключаем музыку, когда музыка смолкла ракеты должны быстро вернуться обратно «на космодром».
Повторяем игру несколько раз — музыка играет — бегаем («летаем как ракеты»), музыка смолкла — быстро летим приземляться на космодром.
Совет:
Не ждите, что малыш вникнет во все правила этой игры и под вашим руководством начнет в нее весело играть самостоятельно. Для того чтобы игра прошла успешно – играйте вместе с ребенком : хватайте его за руку и бегом неситесь на «космодром», когда музыка молчит, летайте вместе с ним как «ракеты», когда музыка играет.
Математика: найди для каждого космонавта свою ракету.
Это задание учит детей соотносить размер предметов (развиваем математические и логические способности).
Для начала выложите перед ребенком ракеты, вырезанные из бумаги (в материалах к этому занятию есть варианты ракет для цветного и черно-белого принтера).
Рассмотрите и предложите разложить ракеты по росту («какая из ракет здесь самая-самая большая? Правильно вот эта.. кла дем ее сюда…. А теперь какая из оставшихся самая большая? Правильно, кладем ее рядом и т.п.).
Когда ракеты выстроились перед ребенком в ряд «по росту» — раскладываем рядом с ракетами косм онавтов и предлагаем найти каждому космонавту свою ракету – самому большому – самую большую и т.п.
Музыкальная пауза.
Снова включаем космическую музыку и предлагаем ребенку подыграть ей на любом инструменте, который найдется дома (это могут быть специальные детские музыкальные инструменты, или подручные — ложки (можно взять даже алюминиевые столовые), погремушки, барабан из кастрюли и т.п. О том, как сделать музыкальные инструменты в домашних условиях за 2 минуты, можно прочитать в этой статье.).
«Подыграть» — значит просто поиграть на музыкальном инструменте под звучащую музыку.
Обращаем внимание ребенка на то, что музыка «спокойная, плавная, она рассказывает о том, что видит вокруг ракета, когда несется в открытом космосе – звезды, планеты и т.п.».
В конце музыкальной паузы можно поиграть с ребенком в «быструю-медленную» ракету: «наша ракета летит быстро-быстро, давай и мы сыграем на бубне быстро-быстро, вот так. а теперь ракета летит медленно, и мы давай с тобой сыграем медленно. вот так. а теперь опять быстро-быстро. и т.п.».
Подвижная пауза.
Продолжаем зарядку космонавта.
Рисуем на листах бумаги «планеты», раскладываем их по комнате как «кочки». Космонавт (ребенок) должен перепрыгивать с планеты на планету (учимся прыгать вперед).
Развитие графических навыков.
Предложите ребенку нарисовать «дорожки» — линии от космонавта к ракете.
Линии могут быть горизонтальные:
Сначала дети учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, потом косые. В 2 года детям еще сложно проводить линии «по точкам» (они могут расстроиться от того, что у них не получается это сделать «красиво»). А вот провести линию на чистом листе бумаги без жестких ориентиров – им вполне по силам!
СОВЕТ: Если ваш ребенок раньше еще не выполнял подобные задания, то самый простой способ «научить» его проводить такие «дорожки» — это провести несколько линий вместе — «рука в руке».
Подвижная пауза – отдыхаем.
Космонавты отправляются в полет:
1. Одеваем скафандр (проводим руками по телу от пяток до макушки).
2. Проверяем шлем (обхватываем руками голову и вертим ею вправо-влево).
3. Сесть в кресло! Пристегнуть ремни (имитируем действие).
4. Запускаем ракету:
Сели на корточки, начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 – пуск. – на словах «пуск» — подпрыгиваем вверх.
Затем « летим» – бегаем по комнате.
Черный белый и серый цвет.
А вы уже выучили с ребенком черный, белый, серый цвет? Часто эти цвета незаслуженно забывают на уроках изучения цвета с малышами.
Предлагаю «заполнить» пробел, ну или просто потренироваться в сортировке по цвету (для развития логики и математического мышления).
Задание: разложи каждую ракету на свой аэродром – белую на белый, серую – на серый, черную – на черный.
Поделка.
Аппликация «Ракета» (моя – с членами нашей семьи).
Бонус (дополнительные задания):
Разрежьте картинку с космонавтом и ракетой на нужное количество частей (обычно детям от 2 до 3 лет по силам сложить пазл из 3 элементов). Попросите малыша собрать пазл.
Развитие логического мышления:
Вот космонавт, он собрался лететь в космос… Какие предметы он возьмет с собой в космос, а какие нет?
Правильно, вот эти возьмет:
Полезное видео о космосе для детей:
Ну а после дневного сна можно посмотреть вместе с ребенком красивое видео о космосе под знаменитую песенку «Земля в иллюминаторе».
Все графические материалы к этому занятию Вы можете скачать бесплатно, нажав на эту кнопочку (многие материалы выполнены в двух вариантах – для цветного и для черно-белого принтера):
И кстати! Если принтера у вас дома нет – вполне возможно, что он найдется на работе у папы .
Желаю вам плодотворных и интересных занятий с детьми!
Может это занятие будет полезным и вашим друзьям? Поделитесь с ними своей находкой в социальных сетях:
Публикация всех материалов сайта в других источниках возможна только при условии указания активной ссылки на сайт «Играй-подрастай!».
Источник