Меню

Радостный прелестный праздник солнце

Непроизносимые согласные

Русский язык. Дидактический материал

Собранные нашим региональным методистом материалы позволят педагогам организовать работу по теме «Непроизносимые согласные» интересно и занимательно.
Общеизвестно, что для развития орфографической зоркости у учащихся требуется четко ограниченное словарное пространство темы или базовый словарный минимум. Это позволяет ученикам накапливать в памяти набор «ошибкоопасных» слов и формирует автоматизм действий по их узнаванию и способу проверки.

I. Пословицы, поговорки, приметы

1. Словарные слова:

Без пирогов не праздник.

Будет и на нашей улице праздник.

Ленивый праздник знает, а будней не помнит.

Праздник придет – гостей приведет.

Без кота мышам праздник.

Рукам работа – душе праздник.

Ленивому всегда праздник.

По чужим словам, что по лестнице, идет.

И тот вор, кто лестницу вору подставляет.

2. Проверяемые слова:

Сердце матери греет лучше солнца.

Работа сердце веселит.

Москва далека, да сердцу мила.

У вора заячье сердце – и спит, да боится.

Сердце не камень – тает.

И у курицы сердце есть.

Солнце встает, так и день настает.

Солнце в мешок не поймать.

Худо лето, когда солнца нету.

Солнце – на лето, зима – на мороз.

При солнце тепло, при матери добро.

Человек трудолюбивый – самый счастливый.

Счастливый радостно живет.

Ранние ласточки – к счастливому году.

Радостная жизнь веселит сердце.

Худые вести вестника опережают.

Сей в ненастную погоду, а собирай в хорошую.

Поздний листопад – на тяжелый год.

Не из-за одной звезды небо звездное.

II. Частушки

1. Словарные слова:

Осень щедрая такая,
Всех одарит за труды.
Мы на праздник Урожая
Принесли ее плоды.

Мы на праздник Урожая
Натащили овощей.
После выставки наш повар
На год нам наварит щей.

Наливайте все в бокал
«Пепси», «Колу» и «Байкал».
Бьет нам в нос веселый газ,
Нынче праздник – высший класс!

Зимний праздник Новогодний,
Больше всех тебя люблю!
Бой курантов долгожданный
Ни за что я не просплю!

Ах, сегодня праздник в доме,
Пироги капустные:
Петя выучил уроки –
Все, и даже устные.

2. Проверяемые слова:

Почему, как человечек,
Весь в мурашках огуречик?
Хоть на солнце он лежит,
Отчего же он дрожит?

В синих шариках, ура,
Бабушкина слива!
Буду жить теперь под ней,
Я теперь счастливый!

День рожденья – день чудесный,
Радостный, веселый.
Мы желаем на «отлично»
Всем учиться в школе!

III. Веселые стихи

До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце, будто в праздник, так горит!
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Но стоит прекрасная корова –
Смотрят грустные ее глаза.
Значит, ей пастух суровый
«Здравствуйте» сегодня не сказал.

Маша испекла пирог капустный.
Только вид у мамы грустный:
После Машиной стряпни
Столько матери возни!
В тесте все ножи и ложки,
У стола четыре ножки,
Кружки, блюдца, миски,
Даже хвост у бедной киски!

– Примите, милый Кактус,
От нас сегодня в дар
Прекрасный-распрекрасный
Большой воздушный шар!

IV. Антонимы и синонимы

1) солнце – луна
грустный – веселый
известный – неизвестный
ненастный – ясный
поздний – ранний
прелестный – отвратительный
радостный – грустный
счастливый – несчастный
интересный – скучный
опасный – безопасный
прекрасный – безобразный
ясный – неясный

2) вестник – глашатай
грустный – печальный
известный – знаменитый
местность – край
ненастный – пасмурный, хмурый
поздний – запоздалый
прелестный – очаровательный
радостный – ликующий
счастливый – удачный
интересный – занимательный
опасный – угрожающий
прекрасный – красивый
чудесный – изумительный
ясный – понятный

V. Коллективные игры

1. Хлопни в ладоши (игра на узнавание слов по теме)

Учитель произносит ряд слов. Дети хлопают в ладоши, когда будет названо слово с непроизносимой согласной или с сочетанием -сн-.

2. Эхо (игра на хоровое орфографическое проговаривание слов по теме)

Учитель произносит слово по теме орфоэпически (например, [грусный]), а дети хором произносят это слово орфографически (грустный).

3. Да – нет (игра с использованием частично-поискового метода)

Учитель задает вопрос, дети хором отвечают на него «да» или «нет» (можно использовать двусторонние сигнальные карточки «Да» – «Нет»).

Можно ли слово сердце проверить словом сердца? А словом сердечко?

Нужно ли в слове прекрасный писать букву т? А в слове прелестный?

Слово праздник – это словарное слово? А слово вестник?

4. Проверяй-ка (игра на подбор проверочных слов; слова даются в зарифмованных примерах)

Учитель произносит слово по теме, дети хором называют проверочное слово (в рифму).

Тростник – трость. Костный – кость.
Честный – честь. Лестный – лесть.
Известный – весть.
Окрестный – крест (окрест).
Радостный – радость.
Яростный – ярость.
Счастливый – счастье.
Ненастный – ненастье.
Звездный – звезда. Устный – уста.
Опасный – опасен. Ужасный – ужасен.
Прекрасный – прекрасен. Ясный – ясен.

5. Передай другому (игра на декламацию правил по теме или правил-шуток)

Дети по цепочке вслух воспроизводят текст правила по теме или правила-шутки (один ученик – одно слово), передавая при этом друг другу флажок (или иной эстафетный предмет). У кого цепочка не прервется?

6. Поймай свое словечко (игра на разграничение слов с непроизносимыми согласными и сочетанием -сн-)

Учитель произносит слова по теме, а дети поднимают руки так: девочки – слова с непроизносимой согласной, а мальчики – слова с сочетанием -сн-.

Вариант игры: учитель произносит слова только с непроизносимой согласной т и сочетанием -сн-. Если в слове есть буква т, дети поднимают руки, сложив их в виде буквы т (или поднимают сигнальную карточку).

VI. Тексты для списывания с заданием

То дождь проливной,
То слякоть ужасная.
Всем надоела
Погода . (ненастная).

Возит этот груз чудесный
Шофер Петров, нам всем . (известный).

От дождей верхушками поник
И шумит у берега . (тростник).

Чудо-гриб нашел Василий,
Он теперь такой . (счастливый)!

Заяц лист грызет капустный,
Заяц сытый и не . (грустный).

Мне купили шарик красный.
Он воздушный, он . (прекрасный).

У светофора глаз зажегся красный.
Стой, пешеход! Твой путь . (опасный).

Мы по . (лестнице) бежим,
Мы считаем этажи.
Летом погода прекрасная,
Солнце на небе . (ясное).

В честь Победы пушки бьют,
В небе . (праздничный) салют.

Стоит ясный зимний денек. Яркое солнце освещает грустный лес. Солнечные зайчики весело прыгают по стволам деревьев. Вся местность стала радостной.
Вот на березку села прекрасная синичка. На ее головке чудесная шапочка, а на грудке – желтые перышки. Вдруг синичка увидела на ветке кусочек сала. Туда его привязал лесник. Будет у птички праздничный обед!

1. Подчеркни в тексте все слова с непроизносимыми согласными.
2. Подчеркни в тексте все слова с сочетанием -сн-.
3. Выпиши из текста два слова с непроизносимыми согласными и два слова с сочетанием -сн-.
4. Выпиши (подчеркни) из текста только слова с непроизносимой согласной т.

VII. Диктанты

1. Выборочный диктант

а) Широкая каменная лестница спускалась к морю.
Вся лестница была забрызгана грязью.
Здравствуй, мой любимый край!
Здравствуй, зимушка-зима!
Здравствуй, звонкое лето!
Весь класс готовится к празднику.
Чувство радости охватило меня.

б) Грач – первый вестник весны. Небо было звездное. Весна в этом году поздняя. День был ненастный. Мне известна эта сказка. Лодку мы спрятали в тростнике. У меня радостно забилось сердце. Мне грустно прощаться с друзьями. Я живу в сельской местности. Восход солнца мы встречали в горах. Грустные ивы склонились к пруду. У нас в школе был известный писатель. Окрестности деревни – это сады и березовые рощи. Сегодня самый счастливый день в моей жизни. Прелестный малыш бегал по лужайке. Весь берег зарос густым тростником. Мчатся в космос звездные корабли.

в) У зайца много опасных врагов. Мы смотрели чудесный фильм о бабочках. Был прекрасный летний день. Был ясный зимний денек. Дети слушали интересный рассказ.

2. Мини-диктанты

Прошли ненастные дни. Наступила весна. Солнце весело греет. Птицы запели радостные песни. Вся местность ожила. Зацвели чудесные ландыши. Здравствуй, прекрасная пора!

У нас красивая местность. Здесь прекрасные рощи и чудесные озера. Мы часто ходим к лесному озеру. Берег зарос тростником. На воде качаются прелестные кувшинки. Весь день мы ловим щук, а поздним вечером идем домой. У нас радостное настроение и хороший улов.

Ребята готовились к празднику. В зале поставили прекрасную елочку. Ее украсили чудесными игрушками. Лестницу в зал увили гирляндами. У всех радостное настроение и чувство ожидания праздника. Здравствуй, Новый год!

3. Диктанты-загадки

а) Крутая гора – что ни шаг, то нора. (Лестница.)

б) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне.
Но прислони меня к стене –
Найдется сразу дело мне. (Лестница.)

в) Золотое яблочко по небу катается, с утра улыбается.
А улыбки-лучи очень горячи. (Солнце.)

г) Без него плачемся, а как появится, от него же и прячемся. (Солнце.)

д) На улице рубашка, в избе рукава. (Лучи солнца.)

е) Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули поутру – нет ничего. (Звездное небо.)

ж) Живет в речке, а не рыбка,
Играет, а не скрипка. (Тростник.)

з) Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
Называют тебя . (Солнце.)

и) В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет – и всех разбудит. (Солнце.)

к) Доброе, хорошее на людей глядит.
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)

4. Обучающие диктанты

Поздняя осень – самое печальное время года. Дни стоят ненастные. Окрестности окутаны туманом. Солнце закрыто тучами. День и ночь льет холодный дождь. Мокрыми и грустными стали сады, поля и леса. Зверьки забились в теплые норки. Не поют свои радостные песни птицы.
Скоро придет зима. Станет вся природа чудесной и прекрасной.

ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ

Конец ноября – самое грустное время в деревне. В саду шумит мокрый ветер. Дорогу размыло. Окрестность окутана туманом. В ненастную погоду хорошо сидеть дома. В печке весело трещит огонь. Но вот засияло яркое солнце. Пришел первый зимний день с легким морозом. Мы спустились по лестнице к лесному озеру. Вокруг рос тростник. Озеро покрылось тонким слоем льда.

Источник

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Знают дети, знают внуки:
Пишем – буквы, слышим – звуки.
Только вот ведь как бывает:
В устной речи звуки тают…
Например, скажи-ка: честный
Или – поздно, или – местный.
Все ли звуки слышишь? Нет?
Вот тебе простой совет,
Коль не знаешь, как тут быть:
Надо слово из-ме-нить
И проверкой доказать –
Буква
Здесь
Должна
Стоять. Н. Пикулева

Порой в словах встречаются
Ужасные согласные:
Они не произносятся,
И что писать – неясно нам…
Тут правило несложное;
Хочешь знать, как пишется,
Возьми слова родственные,
Где тот согласный слышится.

До чего ж сегодня день прелесТный,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность
И теплом своим серДца бодрит.
Но лежит на пасТбище корова –
ГрусТно смотрят карие глаза.
ЧуВствую, что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте» сегодня не сказал.

Очень любят проказничать звуки Л, Д, Т, В. Они постоянно играют в прятки в некоторых словах-родственниках:
соЛнце – соЛнышко
серДце – серДечко
месТный – месТечко
здраВствуй – здраВие

Самый озорной из звуков – т . Он вдруг хочет появиться там, где его не ждут и писать букву Т ни в коем случае нельзя, например: вкуСНый. Будь осторожен с такими словами!
– Как же прогнать букву Т из этих слов?

Опять на помощь тебе придут родственные слова:
вкуСНый – вкуС, вкуСЕн.

Не чудеСНо и прекраСНо,
А ужаСНо и опаСНо
Букву Т писать напраСНо.
В словах вкуСНый, интереСНый …
Всем известно как прелесТно
Букву Т писать умесТно.

Запоминай-ка!
СоЛнце, чуВство, празДник,
серДце и прокаЗНик,
лесТница и звёзДный,
здраВствуйте и позДний,
злосТный, неизвесТный,
месТный, усТный, чесТный,
грусТный и ненасТный,
радосТный, несчасТный.

ПозДний, звёзДный и окресТный,
здраВствуй, обласТной и месТный,
серДце, соЛнце и учасТник,
чуВство, лесТница и празДник…
Научусь слова читать
И запомню, как писать.

ГрусТный, радосТный, ненасТный,
и прелесТный, и несчасТный,
злосТный, посТный, часТный, месТный,
неизвесТный, усТный, чесТный.
Этих слов не забываю:
Букву Т я в них вставляю!

ВкуСНый, глаСНый, интереСНый,
безопаСНый и небеСНый,
и ужаСНый, и напраСНый,
и чудеСНый, и прекраСНый.
Этих слов не забываю:
Букву Т в них НЕ вставляю!
Выборочный диктант

Утро начинается с рассвета.
ЗдраВствуй, необъятная страна!

Что мы Родиной зовём
СоЛнце в небе голубом
И душистый золотистый
Хлеб за празДничным столом. В. Степанов

Зимним празДником январь
Открывает календарь.

Когда я сосульку ел, было очень вкус(?)но.
А потом я заболел – стало очень грус(?)но. М. Дружинина

Мороз и соЛнце. День чудеСНый!
Ещё ты дремлешь, друг прелесТный. А. Пушкин

Легко и радосТно играет в серДце кровь,
Желания кипят – я снова счасТлив, молод… А. Пушкин

Вышло соЛнце из-за тучи
И нагрело снег скрипучий. Н. Полякова

Ярче соЛнце светит, щебечет воробей…
Добрым жить на свете гораздо веселей.

СоЛнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льётся
Разговорчивый ручей. Я. Колас

СвисТнул чижик: – Фью-фью-фью,
Я с утра росинки пью.

Над глухою степью в неизвесТный путь
Бесконечной цепью облака плывут. И. Никитин

ПозДняя осень. Грачи улетели!
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна.
ГрусТную думу наводит она. Н. Некрасов

И шеСТвуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под узДцы мужичок. Н. Некрасов

НенасТная погодка!
Метёт по всей земле…
Предсказывала сводка
Метели в феврале. А. Барто

У песчаного холма встали новые дома.
Обновляется пейзаж, роща зеленеет,
И лишь старый домик наш
С каждым днём грусТнеет. П. Морозов

ЗдраВствуй, князь ты мой прекрас?ный.
Что ты тих, как день ненасТный?

– Что без огня горит?
– А что без раны болит?

В окрестностях славного Новгорода жила прекрасная царевна Волхова.
Полюбила она добра молодца Садко. Но не стала царевна счастливой. Другая девушка завладела сердцем Садко.
Узнала об этом Волхова, заплакала. Слёзы её жемчужинками падали на траву и превращались в чудесные белые цветы. Люди назвали те цветы ландышами.

Ну как улов, Сергей Орлов,
извесТный рыболов? В. Лифшиц

Очень грусТный бегемот
Грустным голосом поёт
Песню грустную-прегрустную:
– Я люблю лягушку вкусную!

Весной
Прошли ненастные деньки. Стоит чудесная погода. Ребята помогают взрослым. Они сажают деревья в саду.

Осенью
Стоит ненастная погода. Утро пасмурное. С грустным криком улетают на юг журавли. Их прощальные голоса слышны по всей окрестности.

Ш а р а д ы
Четыре буквы – дерева кусок,
Четыре следом – связаны с победой…
А за ответом поспеши в лесок
Или на рынок. Как найдёшь – отведай… (брус, Ника)

З а г а д к и
Шар воздушный, золотой
На рекой остановился,
Покачался над водой,
А потом за лесом скрылся. Солнце.

Самодиктант или «Подскажи словечко»

Возит этот груз чудесный
Машинист, нам всем … известный

Для зайчишки самый вкусный
Самый сочный лист …. капустный

То дождь проливной, то буря ужасная…
Всем надоела погода … ненастная

По огромной планете
Наше слово несётся:
Пусть всегда будут дети
Петь о счастье и … солнце

Источник

Читайте также:  Солнце взошло над полем
Adblock
detector