Меню

Пусть всегда будет солнце тамара григорьевна миансарова

«Солнечный круг». Песня для миллионов выросла из слов 4-летнего мальчика

«Пусть всегда будет солнце» или «Солнечный круг» — одна из самых знаменитых и популярных песен взрослых и детей в СССР. Творческий дуэт композитора Аркадия Островского и поэта Льва Ошанина дал советской эстраде невероятное количество шлягеров, но эта песня побила, пожалуй, все рекорды. Впервые она прозвучала по радио в исполнении Майи Кристалинской в 1962 году. Но настоящий успех пришел к песне после того, как ее звонко и задиристо спела Тамара Миансарова , удачно скомпоновав взрослый и псевдо-детский вокал.

Как и любая всенародно любимая песня, «Солнечный круг» имеет свою легенду . История такова. В 20-е годы четверостишье, ставшее основой припева, написал мальчик 4-х лет Костя Баранников, только-только понявший, что значит слово «всегда». Потом слова попали в книжку Чуковского «От двух до пяти», а позже ими вдохновился художник Николай Чарухин, нарисовавший плакат с надписью «Пусть всегда будет небо! Пусть всегда будет солнце!». Плакат увидел Лев Ошанин, сочинивший стихи с этими словами.

Так появилась песня, понятная взрослым и детям даже детсадовского возраста, простая, но при этом торжественная и невероятно жизнеутверждающая, полная философского смысла и призывов к миру и добру.

Посмотрим, как пели «Пусть всегда будет солнце» («Солнечный круг») в разные годы на советском телевидении.

Первым номером, конечно, идет фрагмент «Звездной эстафеты» (специального выпуска «Голубого огонька»), где вместе с Тамарой Миансаровой поют советские космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валентина Терешкова и Валерий Быковский . За роялем — композитор Аркадий Островский . Живой звук, запись 1963 года.

А вот так исполнил песню Георг Отс со своим сыном Хендриком на своем родном языке. Текст перевел на эстонский язык Хельо Мянд. Запись 1963 года.

Разумеется, замечательная песня, так располагающая к хоровому пению, вошла в репертуар всех детских коллективов — от крошечного хора сельской школы до хоров всесоюзного значения. Послушаем Ансамбль песни и танца им. В.С.Локтева Московского городского Дворца пионеров и школьников . Фрагмент программы «Песни Аркадия Островского». Запись 1975 года .

И, конечно, Большой детский хора ЦТ и ВР под управлением Виктора Попова , а также ансамбль ЦТ и ВР «Советская песня» и Концертно-эстрадный оркестр ЦТ и ВР «Голубой экран» п/у Б.Карамышева. Фрагмент программы «Пою мое отечество». Запись 1977 года . Сказать по правде, мурашки бегут.

Больше песен советского времени на канале Гостелерадиофонда по ссылке. Вспоминайте и подпевайте!

Источник

utvamu

В поисках утраченного

Советская тоталитарная демократия как она есть

В 60-е годы она была одной из самых популярных певиц на советской эстраде («Пусть всегда будет солнце», «Первые шаги», «Давай никогда не ссориться», «Чёрный кот», «Кукла»), умела превратить каждую песню в маленький спектакль. А потом почти на 20 лет она просто исчезла: пластинки с песнями в её исполнении перестали выпускать, на радио и телевидении её голос больше не звучал, за границу её не выпускали.

Тамара Миансарова — Глаза на песке

Миансарова Тамара Григорьевна. Народная артистка России, Заслуженная артистка Украины, лауреат международных фестивалей и конкурсов эстрадной песни. Родилась 5 апреля 1931 года в городе Кировограде Украинской ССР. Отец — Ремнёв Григорий Матвеевич, был артистом Одесского музыкального театра драмы и комедии, затем художником. Мать — Алексеева Анастасия Федоровна, певица, работала в Минском оперном театре.

Интерес к музыке у Тамары Миансаровой наследственный. Её отец и мать, две тётушки пели в церковном хоре. Позже родители брали её с собой на репетиции самодеятельного хора. Таким образом, песня прочно поселилась в семье, и маленькая Тамара ни за что не хотела отставать от старших. Она дебютировала в 4-летнем возрасте, продемонстрировав на сцене Кировоградского Дома культуры сразу пение, танец, художественное чтение. А в местной газете на следующий день появилась первая «серьёзная» рецензия.

Читайте также:  Перфорированная пленка для окон от солнца

Тамара Миансарова — Рыжик

Затем семья переехала в Минск, где её и застала война. Тамара помнит, как в толпе беженцев они с матерью отходили на восток, как попали в окружение, как горестно брели обратно, в чужой теперь уже город. Тяжёлые годы оккупации, облавы гестапо, дым пожаров, ранение матери. Но Тамара даже в то трудное время не порывала с музыкой.

Тамара Миансарова — Давай никогда не ссориться

В 1951 году она окончила музыкальную школу-десятилетку при Минской консерватории и поступила на фортепьянное отделение Московской консерватории, в класс профессора Оборина. Самозабвенно играла Бетховена, Баха, Листа, Шопена. Со 2-го курса обладательница красивого лирического сопрано Тамара Миансарова стала факультативно заниматься и на вокальном отделении, где её педагогом была профессор Дора Борисовна Белявская. В 1957 году после окончания консерватории Тамара по распределению попала в ГИТИС концертмейстером. Однако работа эта удовлетворения ей не принесла, и через три месяца она ушла в эстраду.

Тамара Миансарова — Коханий

В репертуаре начинающей певицы было всего три песенки, и с ними она рискнула принять участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Миансарова покорила жюри блестящим исполнением вальса Штрауса под собственный аккомпанемент на рояле и была удостоена третьей премии. Известный педагог Е. Кангар сказал ей: «Девочка, ты отлично чувствуешь малую форму, тебе надо петь песни» — и стал с ней заниматься. К консерваторской вокальной школе прибавилось освоение эстрадной специфики — поиски лаконичности, точности средств выразительности, разнообразия тембровой окраски звука.

В тот период перед Миансаровой остро встал вопрос: чем же все-таки заниматься — пением на эстраде или игрой на фортепиано? Вопрос этот решился сам собой. А способствовало этому молниеносное и победное восхождение на «эстрадный Олимп»: Миансарова с большим успехом провела первые гастроли, некоторое время выступала со своей программой в оркестре знаменитого Лаци Олаха, а в 1960 году уже выступала в Московском мюзик-холле в спектакле «Когда зажигаются звезды» наряду с такими артистами, как Марк Бернес, Кира Смирнова, Лев Миров и Марк Новицкий, Капитолина Лазаренко. Эстрада, в конце концов, победила, и с ней молодая артистка уже не смогла расстаться.

Тамара Миансарова — Ключик золотой

Больше всего Тамаре Григорьевне запомнилась победа на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки в 1962 году. Правда, её выступление не планировалось, и для неё это был настоящий экспромт. Миансарова находилась в Финляндии с большой творческой группой вместе с Муслимом Магомаевым, Маргаритой Суворовой, Александрой Стрельченко и другими советскими исполнителями. И вдруг оказалось, что заболел один из артистов, и ему нужно было срочно искать замену. Выбор пал на Тамару. Она выступала с ансамблем Игоря Гранова и исполнила веселую песенку Л. Лядовой на стихи Б. Брянского «Ай люли». К удивлению многих да и самой Миансаровой, эта песенка стала очень популярной, и её стали распевать все участники фестиваля, а сама исполнительница была удостоена первой премии и золотой медали.

В следующем году Миансарова становится лауреатом престижного песенного фестиваля в Сопоте за исполнение песни А. Островского на стихи Л. Ошанина «Солнечный круг» («Пусть всегда будет солнце»). Перед отъездом на фестиваль начальство без энтузиазма восприняло решение Миансаровой петь именно эту песню: считали, что надо петь что-нибудь посерьезнее. Не одобрял выбора певицы и руководитель ансамбля Игорь Гранов и даже не хотел с ней репетировать. Однако Тамара настояла на своём и оказалась права.

Читайте также:  Обозначение тату солнце месяц

Тамара Миансарова — Ай, люли

Успех был буквально ошеломляющим, обвальным. В песенный фестиваль, основанный на танцевальных ритмах, ворвалась песня-диалог, песня-призыв, песня-утверждение. Польский журнал «Край рад» писал: «Большой зал Гданьской верфи истекает сентиментальностью и через минуту, кажется, поплывет на приливной волне меланхолии. Но, к счастью, ситуацию спасает обаятельная представительница Советского Союза. «.

Тамара пела эту песню на все лады: сдержанная, мужественная в начале интонация сменяется в припеве — чистом и ясном, будто звук пионерского горна, — совершенно такой же детской, звенящей, удивлённой нотой, а слова «пусть всегда будет мама» воспринимаются самым потаённым, чем ребёнок может поделиться только вот сейчас, а потом уже никто не будет этого знать. Потому что ребёнок вырастет. И тут же трогательное в своей наивности самоутверждение: пусть всегда буду я! — прямым, чистым, освобождённым звуком.

Тамара Миансарова — Солнечный круг

Неожиданное решение первого и последнего куплетов, исполненных мальчишеским дискантом, пришло к певице не случайно: она сама пережила ужасы оккупации в детстве и потому смотрела на эту песню не так, как все, а глазами ребёнка, пережившего войну.

Тамара Миансарова — Кукла

После выступления в Гданьске 6,5 тысяч зрителей стоя аплодировали советской солистке. На улице её узнавали, совсем незнакомые люди жали руки, обнимали. В газетах её называли «соловей Москвы», а на одной из местных парфюмерных фабрик вышел новый сорт духов, названный в честь певицы — «Тамара». После Сопота певица стала включать «Солнечный круг» во все свои концерты, и на многие годы вперед эта песня стала визитной карточкой Миансаровой.

Самым урожайным стал, пожалуй, для певицы 1966 год. Он принёс ей новую, невиданную доселе удачу. В столицах 6 стран (СССР, ГДР, Чехословакии, Польши, Болгарии, Венгрии) проходил конкурс эстрадной песни «Дружба», где каждый участник должен был исполнить и песню той страны, где проходил тур. Миансарова завоевала сразу 4 первые премии, опередив свою основную конкурентку, болгарскую певицу Лили Иванову.

Тамара Миансарова — Это очень хорошо

Обаятельная на сцене, весёлая, живая и отзывчивая в жизни, Тамара Миансарова в очень короткий срок завоевала громадную популярность у зрителей. Она много ездила на гастроли по стране и за рубеж, и где бы ни выступала, залы всегда были переполнены. Зрителей привлекала исполнительская манера певицы, её умение артистически «распоряжаться» своим высоким от природы голосом.

Тамара Миансарова — Летка-енка

Каждая песня в её исполнении — это законченные и ювелирно отделанные вокальные произведения, на глазах у зрителей превращающиеся в маленькую повесть или новеллу со своей режиссурой, мизансценами, пластикой. Интонационными штрихами, неуловимыми нюансами актриса придаёт произведению иногда совершенно необычное, но в то же время очень сильное по эмоциональному воздействию звучание.

Театральным актерам хорошо известно, как иногда трудно после нескольких месяцев работы над одной ролью «входить» в другую роль. Тамара Миансарова «входила в образ» буквально в течение нескольких минут, причем рождение образа происходило на глазах у зрителя.

Тамара Миансарова — Забудь

Вот на сцене мальчишка с трубой в руке — герой «Песни о маленьком трубаче» О. Крылова и С. Никитина. Всего за три минуты зритель проходит с артисткой по полю сражения, вместе с ней до боли в пальцах сжимает воображаемую трубу. Минутная пауза — и в зал полились задорные слова «Молодежной песни» И. Дунаевского и Лебедева-Кумача. Певица вкладывает в эту песню столько своего темперамента, энергии, жизнерадостности, что старая песня обретает новое звучание. В результате музыка в буквальном смысле заполняет зал, а по нему идёт юная счастливая девушка и поёт задорную песню радости. Но вот уже нет этой радостной девушки, а есть героиня песни Ю. Соболева «Баллада о цыганке Мариуле», бесстрашной разведчице, даже перед лицом смерти не склонившей гордой головы. Заканчивается лирическая песня «Для тебя» — и уже перед микрофоном стоит девочка и детским, чуть резковатым голоском поет песню «Зачем?».

Читайте также:  Что делать если кожа болит от солнца

Тамара Миансарова — Ты лучше всех

Жанровый диапазон певицы необыкновенно широк — от героических музыкальных баллад и драматических вокальных новелл до шуточной и детской песни. И для каждой из них певица находит свои краски, свои выразительные средства. Гневные и задумчивые, весёлые и шуточные песни в её исполнении никого не оставляют равнодушным.

Всего в репертуаре Тамары Миансаровой более 140 песен, многие из которых стали что называется «шлягерами»: «Московские улицы», «Мелодия любви», «Глаза на песке», «Для тебя», «Город спит», «Летка-енка», «Первые шаги» («Топ-топ, топает малыш»), «Кенгуру», «Мамин праздник», «Рыжик» («Руды-рыдз»), «Давай никогда не ссориться», «Чёрный кот», «Бабушка, научи меня танцевать чарльстон», «Иван да Марья», «Береза», «Руки» и многие, многие другие.

Тамара Миансарова — Парасольки

Громкую популярность певицы не смогла пригасить даже непонятная ситуация, когда в начале 1970-х годов вокруг неё образовался какой-то вакуум. Певица вдруг стала невыездной, её записи исчезли с экрана телевидения, а записи на радио оказались размагничены. Снятый о Миансаровой фильм-концерт «Солнечная баллада» положили на полку. Разнесся слух, будто певица уехала в Израиль. Столичные концертные залы оказались для неё закрытыми.

Тамара Миансарова — Последний звонок

Тем временем Миансарова продолжала много ездить по стране уже от Донецкой филармонии. Начинала с выступлений в шахтерских городках и посёлках, в клубах горняков и даже в конторах шахт, и более благодарной и отзывчивой публики, по её словам, не встречала. Поэтому особенно дорог ей нагрудный знак «Шахтерская слава», которым она была отмечена в Донбассе. Потом вернулась в Москву, но работать ей все равно не давали под разными предлогами. И это продолжалось до 1988 года.

Спустя 30 с лишним лет Тамара Миансарова, имевшая до этого звание Заслуженной артистки Украины (1972) и будучи кавалером ордена «Знак Почета», становится Народной артисткой России (1996). Она награждена также орденом Дипломата Камбоджи и лаосским орденом Трех Слонов.

Тамара Миансарова — Ой, летiли дикi гуси

Тамара Григорьевна вновь популярна, а её творчество востребовано. Артистка проводит многочисленные встречи со зрителями, готовит новые песенные программы («Нам рано жить воспоминаниями» А. Мажукова на стихи В. Меньшикова, «Я — акация» А. Билаша на стихи Л. Татарченко, «Моя глубинка» Я. Френкеля на стихи И. Гофф, «Кони привередливые» В. Высоцкого, памяти В. Шукшина «Калина чёрная» Б. Киселева на стихи А. Жигулина). Вышел компакт-диск старых популярных песен Миансаровой в новой аранжировке музыканта и композитора, её сына Андрея Миансарова. Её приглашают на всевозможные музыкальные конкурсы как члена жюри, на протяжении двух лет она возглавляла жюри международного фестиваля «Золотой шлягер», была почётным гостем и членом жюри Сопотского фестиваля, ездила на гастроли в Америку.

С 1988 по 1996 год Т. Г. Миансарова преподавала вокал в ГИТИСе. Её учениками были Юлиан, Алика Смехова, Лада Марис, Максим Сытник. В свободное время увлекалась вязанием, шитьём, выделкой меха, любила рисовать. Тамара Миансарова ушла из жизни 12 июля 2017 на 88-м году жизни после продолжительной болезни. Она скончалась в одной из московских больниц.

Тамара Миансарова — Чёрный кот

Источник

Adblock
detector