«Пусть всегда будет солнце!» История гимна человеческому счастью
«Солнечный круг, небо вокруг…» – эти слова несколько поколений россиян слышали в раннем детстве и разучивали на музыкальных занятиях в детском саду. Простая, запоминающаяся мелодия Аркадия Островского и понятный даже трехлетнему малышу текст Льва Ошанина сделали песню невероятно популярной. Между тем мало какая советская песня имеет столь необычную историю.
Легенда создания песни такова. В 1928 году советскому мальчику Косте Баранникову исполнилось четыре года. Однажды мама объясняла ему смысл слова «всегда», после чего ребенок придумал стишок:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Через год детский психолог Ксения Спасская, узнавшая от мамы мальчика об этой истории, использовала четверостишие в статье для журнала «Родной язык и литература в трудовой школе». Статью случайно прочитал Корней Чуковский и в 1933 году процитировал понравившиеся слова в своей книге «От двух до пяти».
Еще через 28 лет художник Николай Чарухин использовал текст в своем плакате «Пусть всегда будет солнце», изобразив пухлого малыша на фоне домика, голубого неба и лучистого солнца. Плакат с этими словами имел большой успех. Увеличенный во много раз он украсил демонстрацию 1960 года на Красной площади в Москве. Там на этот плакат и обратил внимание композитор Аркадий Островский. Ему не приходилось читать эти строки раньше, и они поразили его. Композитор сочиняет музыку к четверостишию, а своему старому товарищу и постоянному соавтору, поэту Льву Ошанину, предлагает написать текст, используя строки плаката как припев.
Два года спустя певица Тамара Миансарова исполняет «Солнечный круг» на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки, становится лауреатом фестиваля и получает золотую медаль. Песню записывают на Всесоюзном радио в исполнении Миансаровой на 11 языках народов мира. «Солнечный круг», по сути, становится детским гимном не только в нашей стране, но и за рубежом. И вот уже более полувека дети знают эту песню и продолжают петь.
Эта песня всегда звучит 1 июня в День защиты детей по радио и на различных мероприятиях.
Вспомните вместе с нами песню нашего детства и разучите ее со своими детьми!
«Солнечный круг». Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Солист Дима Голов. 1977 г
Источник
Солнечный круг текст песни
Детские песни — Солнечный круг
Солнечный круг, небо вокруг,
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!
Милый мой друг, верный мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять сердце опять
Не устает повторять:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!
Тише, солдат! Слышишь, солдат?
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз в небо глядят,
Губы упрямо твердят:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!
Против беды, против войны,
Встанем за наших мальчишек.
Солнце навек! Счастье навек!
Так повелел человек!
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!
Всесоюзное радио — то место, где была возможность услышать работу Майи Кристалинской «С добрым утром» первым. Тамара Миансарова немного видоизменила композицию и выиграла с ней на VIII Всемирном фестивале молодёжи и студентов, проходящем в Хельсинки, а также на Международном фестивале песни в Сопоте. Не мудрено, что интерпретация девушки более известна и любима, чем оригинал.
Источник
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет солнце
Автор этих слов, популярных в России XX в., неизвестный мальчик 4-х лет, родившийся в начале 1920-х гг. Об этом свидетельствует статья, опубликованная (1928) в журнале «Родной язык и литература в трудовой школе» (№ 4—5). Она называлась «Приемы стимулирования детского литературного творчества», а автор этой статьи К. Спасская писала: «Привожу стихи маленького четырехлетки, которому только что объяснили, что значит слово «всегда». Он долго бегал по дорожке, а потом подбежал к своей маме и сказал:
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Разве это не поразительное по своей простоте, глубине и силе утверждение жизни? И разве для него не найдены соответствующие слова?»
Позднее К. И. Чуковский включил эти стихи в свой «сборник «От двух до пяти» (1928), который переиздавался более 20 раз.
В 1961 г. художник Н. Чарухин сделает плакат «Пусть всегда будет солнце». А в 1963 г. композитор А. И. Островский (1914—1967) напишет песню «Пусть всегда будет солнце» на стихи поэта Л. И. Ошанина (р. 1912), где в качестве припева будет использовано это четверостишие. Песня станет очень популярной как яркое выражение детского восприятия жизни.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое «Пусть всегда будет солнце» в других словарях:
Пусть всегда будет солнце — «Пусть всегда будет солнце» Песня Выпущен 1962 Язык песни русский Композитор Аркадий Ильич Островский «Пусть всегда будет солнце» песня Аркадия Островского на слова Льва Ошанина. Впервые исполнена в июле 1962 … Википедия
ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ — Песня А.И. Островского на слова Л.И. Ошанина. Написана в 1962 г. Одно из самых оригинальных в песенном жанре воплощений темы борьбы за мир: припевом песни стало сочиненное ребенком четверостишие: Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет… … Лингвострановедческий словарь
пусть — I. частица. 1. (в сочет. с глаг. 1 и 3 л. ед. и мн.). Образует повелительное наклонение, выражая побуждение, долженствование, приказание. П. подаст машину ровно к шести. П. проверит, все ли на месте. Если хочет хорошо жить п. работает! Пусть мы… … Энциклопедический словарь
пусть — 1. частица. 1) в сочет. с глаг. 1 и 3 л. ед. и мн. Образует повелительное наклонение, выражая побуждение, долженствование, приказание. Пусть подаст машину ровно к шести. Пусть проверит, все ли на месте. Если хочет хорошо жить пусть работает!… … Словарь многих выражений
СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия
Солнечный круг — Солнечный круг песня, впервые исполненная в 1962 году советской певицей Тамарой Миансаровой. Композитор: Аркадий Островский, поэт Лев Ошанин. Тамара Миансарова с этой песней победила на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки… … Википедия
Возвращение блудного попугая. Второй выпуск — Тип мультфильма рисованный Режиссёр А. Давыдов Автор сценария А. Курляндский В. Караваев Роли озвучивали … Википедия
May There Always Be Sunshine — (Russian: Пусть всегда будет солнце! Actual Russian Title: Солнечный круг) is a Soviet Russian song, written for children. It was created in 1962. The music was composed by Arkady Ostrovsky, and the lyrics written by Lev Oshanin. The Russian… … Wikipedia
Островский, Аркадий Ильич — род. 25 февр. 1914 в Сызрани, ум. 18 сент. 1967 в Сочи. Композитор. Засл. деят. иск. РСФСР (1965), В 1930 1934 занимался по кл. ф п. в I муз. техникуме в Ленинграде. В 1936 1938 пианист, в 1938 1940 рук. эстр. орк. в Ленинграде. В 1940 1947… … Большая биографическая энциклопедия
Солисты Большого детского хора п/у Виктора Попова — В этой статье описываются наиболее известные солисты Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Солисты перечислены по алфавиту фамилий. Для каждого приведён список песен, по которым они узнаваемы. Содержание 1 Дима… … Википедия
Источник
Разбор произведения «Пусть всегда будет солнце».
Анализ музыкального произведения «Пусть всегда будет солнце». Сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского 1962 г.
(Педагог исполняет произведение, аккомпанируя себе на фортепиано).
1.Выявление главного настроения произведения.
Педагог: Какие чувства передаются в музыке?
Уч-ся:(ответы) Чувства радости, уверенности, гордости, потом тревоги.
Педагог: Какие музыкальные моменты и эпизоды вам понравились больше всего?
Уч-ся:(ответы): Понравилось начало произведения. Создаётся впечатление восходящего солнца, нового дня и ощущение ожидания. Выразительная мелодия и текст песни полны готовности к решительным действиям и справедливости. Ожидание каких-то светлых и новых захватывающих чувств.
2.Средства музыкальной выразительности.
Послушайте это произведение в исполнении детского хора с оркестром.
Педагог: Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для передачи образа произведения?
Уч-ся:(ответы) Тональность создает светлый и радостный образ. Использование разнообразных динамических оттенков. Отклонение из минорного лада в мажорный подчеркивает чувство волнения и тревоги. Ритм марша, присутствие остроты ритмического рисунка увеличивают чувства уверенности в своих действиях, сплочения и сопричастности к чему-то значимому.
Педагог: Как музыка меняется на протяжении произведения?
Уч-ся:(ответы) В начале произведения ощущаются интонации спокойствия, но слышна недосказанность – остановка на доминанте. Во дальнейших проведениях музыкальная мысль произведения приходит к кульминации и заканчивается тоникой. В конце мы слышим светлые тона. Уверенные аккорды, которые создают ощущения завершенности и жизнеутверждения. Динамика меняется: в 1 куплете mp , во втором куплете тихо, на piano , а в третьем – громко, на forte .
Педагог: Почему композитор выбрал именно такие средства выразительности?
Уч-ся:(ответы) Потому что изменение тональности (отклонение из минорного лада в мажорный) дает нам ощущение нервного и душевного настроя, а изменение и развитие динамики — показывает движение и развитие образа, фактура- ощущение сплочения, единения. Все средства выразительности помогают авторам донести до слушателя через музыку и текст все нюансы произведения.
3.Рассмотрение особенностей развития художественного образа.
Педагог: Как произведение начинается?
Уч-ся:(ответы) Ощущается спокойствие и уверенность, чувствуется радость нового дня.
Педагог: Какой характер имеет мелодия?
Уч-ся:(ответы) Слышатся вначале лирические оттенки, уют и теплота.
Педагог: Какой образ возникает в твоем сознании?
Уч-ся:(ответы) Образ раннего утра, пробуждения.
Педагог: Как развивается образ?
Уч-ся:(ответы) Сначала ощущается настроение покоя, созерцания, затем появляются оттенки волнения, переходящие в возбужденное состояние, и в конце произведения слышна уверенность и умиротворение.
Педагог: Как заканчивается произведение?
Уч-ся:(ответы) Светло и радостно.
Педагог: К чему привело развитие образа?
Уч-ся:(ответы) К жизнеутверждающему финалу.
4.Выявление главной идеи произведения.
Педагог: Какова главная идея произведения?
Уч-ся:(ответы) Все люди хотят мира!
5.Понимание позиции автора.
Педагог: Что чувствовал автор, когда писал это произведение?
Уч-ся:(ответы) Заботу о детях и ответственность за их будущее, любовь к нашей Родине. Показал отношение людей друг к другу.
Педагог: Что побудило написать это произведение?
Уч-ся:(ответы) Автор хотел донести до слушателя проблемы войны и желание никогда не забывать свою историю.
Педагог: Как относится композитор к произведению?
Уч-ся:(ответы) С чувством своей ответственности за свою позицию (через свое произведение), чтобы донести до слушателя боль и любовь к людям.
Педагог: Почему автор назвал произведение именно так?
Уч-ся:(ответы) Через ощущение утреннего рассвета, покоя и радости нового дня показать ужасы войны, уверенность в мире.
Солнце для него — олицетворение мира и счастья.
6. Нахождение в произведении собственного личностного смысла.
Педагог: Какие события из твоей жизни напоминает это произведение?
Уч-ся:(ответы) Напоминает детские рисунки с изображением солнца, мамы. Раннее утро, тишина и покой природы. Тревогу за друзей и родных.
Педагог: Какие воспоминания и надежды оно пробуждает?
Уч-ся:(ответы) Оно пробуждает воспоминания об ужасах войны и надежду на то, что это никогда не повторится. Что всегда будет мир!
Источник
Пусть всегда будет СОЛНЦЕ.
Конспект познавательного мероприятия в начальной школе.
Пусть всегда будет солнце.
Павлова Елена Васильевна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ3 УИОП г. Усинска
Тема: Пусть всегда будет Солнце.
1) поближе познакомить ребят с их ласковым другом — солнцем , надёжным целителем.
2) показать, какое значение в жизни человека имеет солнце.
3) рассказать о том, как люди постепенно проникают в его тайны.
Подготовка к празднику:
1) Чтение книг: А.Волков «Земля и небо»;
П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп».
2) Чтение сказок: К. Чуковский «Краденое солнце»,
Восточная сказка «Почему солнце восходит, когда кричит петух».
Китайская сказка «Солнце и луна».
3) Праздничная стенгазета « Мы живём под солнцем золотым »;
4) Сбор загадок, пословиц и поговорок о СОЛНЦЕ.
5) Лозунги: а) « Солнышко светит ясное,
Здравствуй, страна прекрасная! »;
б) « Под солнцем Родины мы крепнем год от года ».
Оформление класса (зала):
а) солнечная гирлянда из множества «солнышек»,
б) стенд «Загадки русского народа о СОЛНЦЕ»
А краше его на свете нет ».
*« Что без огня горит? »
* « Один костёр весь свет согревает ».
* « Что в избе не запрёшь? »
в) стенд « Так называют солнце на различных языках »:
— по азербайджански — гунеш
Под песню «Спортивный марш» дети заходят в класс (зал)
— Ведущий : Наш праздник мы посвящаем нашему ласковому другу — солнцу. Солнце – всегда радость. Издавна всё доброе и хорошее сравнивают с солнцем. Раньше бедняки мечтали о красивой, хорошей стране, где все равны, все справедливы, все добры. Они называли её страной Солнца. В каждом из нас есть маленькое солнце. Если мы помогаем человеку в беде, он говорит: «Я согрет вашей добротой». Значит, доброта сравнивается с солнцем, которое живёт в людях.
Звучит песня «Пусть всегда будет солнце!»
Неожиданно, верхом на «лошади» выезжает всадник в старинном русском костюме. Он с мольбой обращается к Солнцу:
_Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
— Кто это и из какой сказки? (Королевич Елисей из сказки А.Пушкина «О Мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Королевич приглашает всех принять участие в конкурсе на быстрое составление солнечной речёвки. (Дети сидят по группам. Каждой группе выдаётся конверт с набором слов). Групп может быть и больше .
Группы готовятся, а потом зачитывают хором свою солнечную речёвку.
1группа: «Солнце только что проснулось
И в окошко улыбнулось.
Поскорей, дружок, вставай,
На зарядку выбегай!»
2группа: «Ярче, солнышко, свети!
Лучше друга не найти:
И в работе и в труде
Помогает нам везде».
1ведущий: а) Солнце – центр нашей Солнечной системы. Вокруг него обращаются 9 крупных планет, 31 спутник. Солнце – это огромный раскалённый плазменный шар. Солнце в 109 раз больше Земли по поперечнику. Расстояние от Земли до Солнца очень велико. Если лететь на самолёте ТУ-104 со скоростью 800км/ч, то нужно лететь в один конец до Солнца 21год.
2ведущий: б) Солнце – это ближайшая к нам звезда. Все другие солнца, которые мы называем звёздами, кажутся нам неяркими, слабыми, они нас не греют.
Наше Солнце –это непосредственный источник всех видов энергии на Земле. Правда, подавляющаяся часть энергии, ежесекундно излучаемой Солнцем, пропадает совершенно зря. Эта энергия рассеивается в бесконечных глубинах мира. Сравнительно ничтожная доля, одна двухмиллиардная часть излучения Солнца, попадает на Землю, но этого тепла достаточно, чтобы на Земле возникла жизнь, колосилась пшеница, цвели цветы, пели птицы, росли дети.
3ведущий: в) Учёные узнали, что Солнце живёт беспокойной жизнью. 3-4 года бушует Солнце, а затем, как будто выбившись из сил, постепенно успокаивается. Невидимые бури в магнитном поле Земли нарушают работу телеграфа, вызывают помехи в телевизионной связи, внезапно прерывается радиосвязь, наблюдаются полярные сияния и особое свечение ночного неба. Особенно чувствительны к солнечным изменениям верхние слои земной атмосферы. Солнце нагревает Землю, а от земной поверхности происходит нагревание воздуха. Неравномерное нагревание воздуха приводит к образованию ветра. А ветер давно используется как движущаяся сила (ветряная мельница).
1ведущий: г) С поверхности морей, океанов, рек под палящими лучами Солнца испаряется огромное количество воды. Образовавшийся пар, поднявшись в воздух, превращается в облака. Водяные капельки сталкиваются в более крупные и где-нибудь проливаются дождём. Влага, попавшая в почву, живительна для растений. Большую её часть они возвращают обратно в атмосферу. Так в вечном круговороте вода кочует из моря в тучи, потом дождём проливается на землю и снова пополняет реки и моря. А приводит в движение этот круговорот воды Солнце. Энергия ветра, энергия воды – всё это, в конечном счёте, преобразованная солнечная энергия.
2ведущий: д) Благодаря солнечному свету в пшеничных зёрнах накапливаются питательные вещества, в клубнях картофеля – крахмал.
( Выбегают группы ребят в костюмах овощей и цветов. Они приседают, образуют грядки и клумбу .)
Выходят юннаты (3-4человека) с граблями, лейками и начинают «поливку».
Появляется «СОЛНЫШКО»- девочка, одетая в яркий оранжевый костюм, от которого отходят жёлтые ленты-лучики. )
Юннаты поют : «Солнышко красно,
В небо пташкой залети,
Нашу землю освети,
Чтоб садам и огородам
Зеленеть, цвести, расти!»
(«Овощи» буйно поднимаются из грядок, оживает клумба.
У юннатов на подносе овощи).
Выходит медик в белом халате : Солнечный свет является надёжным целителем человека, другом его здоровья. При правильном пользовании солнечными лучами улучшается обмен веществ в организме человека, улучшаются процессы кровообращения, дыхания, активизируется деятельность нервной системы. Солнечный свет губительно действует на различные болезнетворные микробы.
Однако помните, ребята, что неумелое пользование солнцем вместо пользы может нанести непоправимый вред. При неправильном пользовании солнечными лучами в организме человека возникают неблагоприятные изменения, жизненные процессы нарушаются: появляется общая слабость, ухудшается аппетит, сон становится тревожным, появляются головные боли. При перегревании организма на коже появляются ожоги, а при перегревании непокрытой головы прямыми солнечными лучами может быть и более тяжёлое последствие — солнечный удар.
Люди, соблюдающие правила, правильно закаливаются, здоровье их крепнет, они реже болеют. Запомните, ребята, мудрую народную пословицу: « Куда часто заглядывает солнце,
Туда редко заходит врач ».
1ведущий: Запасы энергии в виде залежей угля, нефти, газа – это результат деятельности Солнца.
Нефть, горючие сланцы, газы – это ископаемый солнечный свет.
Наука готовится к большому наступлению на кладовую Солнца, ещё много тайн оно хранит.
( Звучит песня «Солнышко», текст А. Пассовой, муз. В. Витлина. Дети подпевают)
1ученик: Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд-
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.
(Дети исполняют танец «Подсолнухи»)
2ученик: Если друга хочешь встретить,
Вместе с солнцем выходи.
Ученик шагает по планете,
И ему открыты все пути.
( « Вальс ДРУЖБЫ» сл.Г. Рублева, муз.А. Хачатуряна .)
Чтение стихотворения В. Маяковского « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче »
Чтец 1 : С каждым годом всё чудесней
Мы с тобой живём,
Любим пляски, любим песни
Мы в краю родном.
Эх, солнце, свети,
Наша Родина, цвети!
Слева — друг, справа – друг,
Все друзья вокруг!
Чтец 2: Солнце брызнуло в долины
Солнце льёт на наши спины
Жаркий дождь своих лучей.
Чтец 3: Везде на белом свете,
Везде мечтают дети
О той стране, где мрака нет,
Где солнце ярко светит!
В заключение праздника звучит песня «Пусть всегда будет солнце!»
Источник