Редкая птица долетит до середины Днепра
Цитата из повести «Страшная месть» (1831 г.) (входит в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки» ) русского писателя Николая Васильевича Гоголя (1809 – 1852).
Часто мы применяем эту фразу о чем-то большом, широком.
Гоголь описывает мощь Днепра (гл. X):
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра [ 1 ] . Пышный! ему нет равной реки в мире. Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает – и человек, и зверь, и птица; а бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в темном лоне своем. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе. Черный лес, унизанный спящими воронами, и древле разломанные горы, свесясь, силятся закрыть его хотя длинною тенью своею, – напрасно! Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. Синий, синий, ходит он плавным разливом и середь ночи, как середь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье око. Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода, дает он по себе серебряную струю; и она вспыхиваете будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул. Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире! Когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир – страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали. Так убивается старая мать козака, выпровожая своего сына в войско. Разгульный и бодрый, едет он на вороном коне, подбоченившись и молодецки заломив шапку; а она, рыдая, бежит за ним, хватает его за стремя, ловит удила, и ломает над ним руки, и заливается горючими слезами.
Дико чернеют промеж ратующими волнами обгорелые пни и камни на выдавшемся берегу. И бьется об берег, подымаясь вверх и опускаясь вниз, пристающая лодка. Кто из козаков осмелился гулять в челне в то время, когда рассердился старый Днепр? Видно, ему не ведомо, что он глотает, как мух, людей.»
Примечания
↑ 1) — одна из рек, протекающих по территории Европы, преимущественно Украины. Длина Днепра – 2201 километр. Ширина долины Днепра в нижнем течении до 18 километров.
Источник
Легенда о змее крылатом
Даже дух захватывает, когда подумаешь, сколько лет этой легенде. Змея с крыльями, крылатая змея, ставшая прообразом вещих и могущественных драконов, породившая первые религии и культы, вдохновлявшая древних художников и путешественников. Похоже, она долетела до нас прямиком из каменного века, взлелеянная фантазией и мыслями предков.
Почему же так дорог был этот образ людям минувших эпох,
чем он интересен для нас и будущих поколений? Первые люди земли верили лишь в одного бога — Солнце Ра. Птица — змея связывалась в их представлении с культом сиятельного владыки.
Кто может долететь до Солнца? Только птица. Птицы поднимаются выше облаков и могли бы достичь Солнца. Но около Солнца очень жарко, и птица, долетевшая до него, может погибнуть. Длинная и холодная шея, подобная телу змеи, поможет птице достичь самого Солнца, и связать, таким образом, Землю и ее обитателей со своим Властелином Ра.
На этом блюде из древнего города Самарры, расположенного на территории Месопотамии, птица — змея ловит рыбу, и кормит ею Солнце. Гармоничная композиция рисунка образует свастический крест. Свастикой обозначено так же Солнце. Древнейшие корни свастики связаны с культом Солнца и крылатой змеей, связывающей Солнце с людьми. В солнечной религии птица — змея имеет такое же значение, как дух святой в Христианстве. Это своего рода «телефон» между небом и землей.
Соединение птицы и змеи имеет еще другой, более глубокий смысл. Это древнейшая философия разума, соединяющего крылатость и холодную гибкость формы. На языке Верохо разум обозначается словом Ви (Vi). В латинском алфавите, имеющем так же доисторическое происхождение буква В представлена в виде галочки — птички V. Составители алфавитов знали эзотерическое значение каждой буквы. Именно поэтому письменность так органически влилась в жизнь мистифицирующего и верующего в свои романтические вымыслы человечества.
Почему понятие разума связалось в представлениях наших предков с птицей змеей и символом V? Русское слово Вилы означает на Верохо Разума излияние. Кроме значения Птичка у символа V есть еще значение Выбор, или Вариативность, или Свобода выбора, которая и означает в конечном итоге разумное начало. Символ V это две стрелки в разных направлениях, равенство предпочтений или мнений, равенство, предполагающее разум.
Корни наших представлений об окружающем мире уходят в далекое прошлое Земли. Иногда нам только кажется, что мы придумываем новое. На самом деле, это хорошо забытое старое. Но, мы не желаем признавать этого, и потому, все время ходим по кругу, думая, что движемся вперед. И, даже эта мысль не нова.
Я могу оставаться на месте, двигаясь все время по кругу, или же идти вперед, если мне этого захочется. В этом заключается моя свобода, а так же моя свобода от сил зла и колдовства. Еще один древний символ свободы — круг и прямая линия, соединенные в руке. Это так же свобода выбора, отсутствие несвободы. Это тоже контраргумент рабства и колдовства. Здесь тоже негласно присутствует символ V — птичка змея, синоним разума. И, это тоже Месопотамия, колыбель человечества.
Заметим, что соединение круга и прямой линии имеет еще один смысл — это катится по дороге колесо, это движение, изменение, это жизнь, вечная жизнь, свойственная природе и богам. Это разум Вселенной в своем чистом виде. Разум бессмертен, как и жизнь.
Круг и прямая в последующем развитии уступят место символу птички — змеи и, одновременно разума V, или W (Одна голова хорошо, а две — лучше!) А, уж они то развернутся на просторах земли в полную мощь.
Горбун, околдованный силой любовной страсти, пытается защититься от нее при помощи двух надрезанных палочек. Конфигурация надрезов совпадает с символом V — разум. Надрез с двух сторон означает, что они пусты, опорожнены, и не могут нести никакого содержания, в том числе магического, колдовского.
Греческая надпись на мозаике гласит : И Ты! Смысл ее таков: И ты, горбун, подвержен силе страсти, не смотря на свое уродство. И мозаика и надпись на ней относятся к языческим временам. Христианское толкование мозаики с надписью — русская транскрипция греческого звучания — Кайся! Оно означает требование раскаяться в своих грехах. Христианство, во многом изменило древний смысл эзотерической культуры в угоду своей собственной культуре. И, это изменение смысла имело, зачастую, характер революционный, характер умножения на минус единицу. В особенности это коснулось понятий разума и птички — змеи. Оба этих понятия попали в категорию дьявольских проявлений. И, даже сам дьявол представлялся в виде гигантской змеи с крыльями. Такова диалектика человеческих представлений: то, что когда то имело положительный статус, и, даже, статус божества, может со временем стать символом зла и будет объявлено врагом рода человеческого.
Так может показаться. На самом деле отказ от языческих представлений произошел намного раньше — уже во времена появления иудаизма. Христианство можно рассматривать как модифицированный иудаизм, основные догмы которого легли в основу конституций всех современных государств. Можно не любить иудаизм или Христианство но нельзя лгать, отказывая им в их исторической роли.
Вернемся к птице — змее. Что же случилось с ней после, казалось бы, полной победы Христианства? Букву V в латинском алфавите никто не отменил. А, большая распространенность латинского алфавита лишний раз свидетельствует о его популярности и востребованности. Большое количество религий в мире говорит о свободе проявлений эзотерических чувств — негласное присутствие V — птички разума. В последнее время отмечается так же тенденция отказа от иудаистско — христианских представлений, с возвратом к язычеству.
В русском алфавите, именуемом иногда кириллицей, присутствуют буквы Ш и Щ, бывшие когда то именами птицы — змеи — Ше и Ще. Другое название этой птицы — дух Солнца Ше. Он оставил гигантский след в Русском языке, что подтверждает его древность, сокрытую от нас в Запределье лет.
Эта древняя свастика стала основой для начертания русских букв Ш и Щ. Изображение птицы — змеи здесь несколько отличается от Самаррского, но смысл соединения с Солнцем остается. Крылатые змеи и ящерицы вообще характерны для древнейшего русского изобразительного искусства и фольклора. Как видим, изображение одной ящерки (или змеи) на свастике неполное. Это соответствует написанию русской буквы Щ. Она такая же как Ш, только с «хвостиком». Точь в точь, как свастика с неполным изображением одной ящерки.
В своем творчестве я, как мог, отобразил свойства духа Солнца, известного в Русском языке под именами Ше и Ще. Происхождение же этих имен уходит корнями в такую древность, что даже страшно становится при одной мысли об этом. В словарь Верохо языка они входят на равных правах с другими артефактами древнейшей речи человека.
Ше вернулся
Вернулся Ше, и, даже шелуха,
Наполнена теперь чудесным смыслом,
Забыли мы, чего таить греха,
Душою поверять дела и мысли.
Кудесник Ше! Трудяга и артист,
Научит в самом малом видеть прелесть.
Будь то щеглов далекий пересвист,
Чуть слышный шепот, или тихий шелест.
Он в дом приходит с солнечным лучом,
И, столько дел немыслимых затеет!
Он ко всему прислонится плечом,
Старается, торопится, потеет.
Хоть пятаков не дарит у церквей,
Бежит от нищеты, но без надрыва,
В сердца вселяет, светлостью своей,
К прощению и щедрости порывы.
Он Солнца дух. И, просто, без затей,
Прошепчет Вам в тени дубовой рощи,
— Учитесь жить у Солнца и детей.
Премудрость жизни — Краше, Лучше, Проще!
Ще от Ше хвостом отличен,
Хвост у Ше вполне приличен,
Хвост у Ще когда то был,
Он его не позабыл,
Не продал и не проспорил,
Хвост для ящерки – не горе,
Новый скоро отрастет,
Но зато душа поет,
Лучезарностью на лике
У верховного владыки
Наполняет до краев.
И за это Ще готов
Претерпеть свое бесхвостье.
При летая к Солнцу в гости,
Знает он что четырем
Не вместиться к Солнцу в дом.
Для троих же будет слишком.
Вот и бросил свой хвостишко
На земле кудесник Ше,
Назвался скромнее Ще,
И, понес земные вести
С восхищенным взглядом вместе,
Он Светилу на алтарь,
Засветился, как янтарь,
Подлетая ближе, ближе,
Я таким лишь Солнце вижу :
Ше и Ще – в ливреях слуг
Возле Солнца сбились в круг.
И трещат без перебоя
Про одно и про другое,
Кто что видел и узнал,
Что приветил иль прогнал.
На Земле в то время люди,
Что живут мечтой о чуде,
Зазывают в гости Ше,
Друга чувственной душе.
Ще – раздумьем в голове,
Шустрой ящеркой – в траве.
Множество слов Русского языка являлись полноценными выражениями во времена Солнечной религии и связанной с нею птицы — змеи. К этому же времени относятся Русские амулеты — змеевики, во множестве находимые археологами на территории России.
Изображения змей на этих амулетах складываются в многообразные свастики, сплетаемые вокруг Солнца.
Возможно, одним из наиболее ярких представителей птице — змеиного многообразия является ацтекское божество Кецаль — Коатль
Кецаль — Коатль это добрый бог Ацтеков. В отличии от своих евроазиатских предшественников, он уже является самостоятельным божеством, и живет жизнью, независимой от жизни Солнца.
Индейская свастика так же составленная из змей разделяет жизненный цикл охотника на четыре части. В первой части (Левый верхний угол) душа нерожденного еще охотника находится в царстве Кецаль Коатля. Она спит и видит сладостные сны.
Вторая часть (Правый верхний угол) проходит на Земле. Это часть называется Кугуари и состоит в подготовке охотника к третьей главной части его существования. Кугуари означает Желанное жилище Ари. Это пума, в которую должен вселиться дух охотника. После того, как охотник найдет свою пуму и его дух вселится в нее, начинается третья часть его духовного цикла.
Третья часть (Нижний правый угол) называется Ягуари, что означает Я Жилище Ари. Охотник продолжает жить на Земле, но уже в качестве ягуара. Иметь тело ягуара это мечта каждого Ари — охотника. Именно поэтому ягуар считался священным животным во многих охотничьих племенах. Здесь жилище охотника и последний цикл его жизни на земле.
Четвертая часть цикла — царство смерти и холода. Там и пребывает душа охотника до своего нового рождения в царстве Кецаль Коатля.
По мере развития человека происходит усложнение его духовных предпочтений и религиозных культов. Птица — змея, бывшая когда то одним из атрибутов Солнечного культа, сама становится объектом культа в Мезоамерике.
Солнце, бывшее богом людей долгие тысячелетия обретает своего властелина в виде бога Солнца Ра в Египте. Миру религий так же присуща диалектика и изменчивость, как и всему остальному миру.
Бога Солнца Ра изображают в виде птицы с огненным диском на голове, по которому ползет змея. Как видим, птица змея никуда не улетела и здесь. Она лишь преобразилась, заняв лидирующую позицию Бога Солнца, а не его прислужника.
Этим блестящим достижением, пожалуй, и заканчивается дохристианская карьера Крылатого Змея. Следует отметить, однако, что совершенно невероятное продолжение идея летающей змеи получила в Азии, Индии, Японии и Китае. Скульптуры и живописные изображения, философские трактаты о драконах и змеях взлетающих в небеса, могут действительно закрыть все небо. Поэтому я благоразумно умолкаю и иду спать.
Источник
Я и Гоголь — Чуден Днепр
Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы
полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет
или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла,
и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину,
реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с
вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко
отсветиться в водах…
В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него.
Редкая птица долетит до середины Днепра.
Синий, синий, ходит он плавным разливом и середь ночи, как середь дня.
Когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня,
дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир —
страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и
стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали.
Как чуден Днепр, когда стоит великолепная погода!
И редко птица долетит до середины тихих вод.
Читаю классика навзрыд: малороссийская природа
И всем известный индивид перед глазами восстает.
Разливом плавным, день и ночь он виден, сколь достанет око.
Когда ж по небу, чередой, горами тучи мчат вперед,
То страшен Днепр — бегите прочь, ведь гром разносится далёко
И всё трепещет пред водой, и лес до корня ветер гнет.
Вновь солнце, оглядясь с высот, луч погружает прямо в холод
Стеклянных вод. зеленый лес в прибрежных волнах осветит.
И мне почудится, вот-вот — великий Гоголь снова молод
И полон сказочных чудес, и над «Диканькою» сидит.
Источник