Образ солнца и огня в литературе, живописи и музыке доклад, реферат, сообщение 8 класс
Все знают, что солнце и огонь издавна могут обозначать довольно противоречивые понятия. В разных культурах пламя могло обозначать как бушующую жизнь и страсть, так и смерть, боль. В языческих культурах, например, огонь был своеобразным посредником между человеком и богом. В других культурах он наделялся способностями живого существа: способность есть, пить и спать. Светило же чаще всего олицетворяло жизнь, источник жизни, свет. Однако солнце может также представлять палящий зной, приводящий к засухе, что связывает его со смертью. В каждой религии, будь то ислам, христианство или какая-либо иная, есть образ, в котором наше главное светило существует как Солнце Мёртвых, Тёмное Солнце или Бог Солнца с тёмным ликом.
В литературе
В литературе многие писатели использовали образ солнца, чтобы показать яркость момента. Возможно, что вы найдете произведение, где оно олицетворяет собой беду, смерть или голод , однако чаще всего оно является символом мощи духа, рождения и света. В произведениях А. С. Пушкина и А. А. Фета солнце – это величественный, прекрасный и яркий образ. А вот тьма предшествует беде, катастрофе или какой-нибудь трагедии. Для примера можно вспомнить поэму «Слово о полку Игореве», где затмение стало предвестником неудачи похода Новгород-Северского князя на половцев. Огонь также часто представлялся в разных обличиях. В произведениях Ф. И. Тютчева пламя служит для придания дополнительных красок природе. В рассказе «Старуха Изергиль» огонь используется как символ самопожертвования (образ сердца Данко). Однако он также может олицетворять собой смерть, гибель, поражение.
В живописи
В живописи солнце, вероятней всего, не будет предвестником беды. На картине Ивана Айвазовского «Девятый вал» оно олицетворяет надежду и спасение. Люди на обломках мачты приветствуют светило. На картине «Мороз и солнце» авторства Виктора Цыплакова солнце усиливает блеск снега и прекрасное впечатление о величественной русской зиме. Огонь в живописи является крайне противоречивым образом. Он может олицетворять как спасение, жизнь, страсть, так и смерть, поражение. На картине Ивана Айвазовского «Чесменский бой» огонь – это смерть, гибель и поражение. А вот на картине С. Ефошкина «Ночные стражи» пламя является просто источником света и тепла. Или же картина авторства Н. К. Рериха «Пречистый град – врагам озлобление» показывает огонь как нечто доброе и светлое, защищающее от тьмы.
Образ солнца в музыке
Образ солнца в старой музыке – это нечто божественное, тот, кому поклоняются. С помощью песен люди просили хороший урожай в наступающем году и отсутствие засухи. В прошлом солнце приравнивалось к богу, в прочем, его и считали божеством. В современной музыке солнце это всегда нечто светлое и теплое. Так как огонь в разных культурах имел разное значение, то и песни были разными. В каких-то воспевалось его величие, звучало поклонение пламеню. В XX веке было создано симфоническое произведение «Прометей». В нём огонь олицетворял свет и жизнь.
Исходя из данной информации можно сказать, что солнце и огонь крайне противоречивые и необычные образы, существовавшие всегда, во все времена.
2 вариант
Стоит сказать о том, что огонь и Солнце изображались в творчестве большого количества писателей, деятелей и художников на протяжении достаточно большого количества времени. Это связано с тем, что еще издревле повелось так, что люди считали данные ресурсы довольно важными и ценными для себя. Именно поэтому, их изображение символизировало наличие могущества, власти и богатства у людей, которые обладали данными ресурсами. Важно заметить и то, что такая звезда, как Солнце всегда означала смену чего-то старого, утратившего силу, и начало нового и усовершенствованного. Если говорить о том, как данные символы энергии и власти изображали художники, то стоит отметить, что довольно яркие и успешные работы были сделаны Айвазовским, Ефошкиным и многими другими. Важным замечанием является то, что данные деятели видели огонь и Солнце совершенно по-разному. Например, Айвазовский считал, что это достаточно коварный и обжигающий вид энергии, который несет в себе только разрушения.
Если брать в рассмотрение литературу, то важным замечанием является то, что еще в стародавние времена, люди верили в силу огня, и поэтому это нашло отражение в различных писаниях. Позже, такие писатели, как Бальмонт, Блок и Тютчев смотрели на данные энергетические элементы как на нечто особенное и противоречивое. Вначале, они хотели раскрыть их силу через то, что они позволяли освещать путь, и появлялись в руках смелых и храбрых людей. Также, они говорили о том, что это дикий вид энергии, который достаточно тяжело понять.
В музыкальном творчестве великим русским композитором Скрябиным была написана симфония «Прометей», которая рассказывает о силе огненной стихии, и позволяет окунуться в атмосферу таинственности и загадочности, так как повествует мифическую историю, в которой Прометей захотел помочь людям, в результате чего принес им огонь, ослушавшись Зевса. Данный большой урок, которые должны усвоить слушатели данной симфонии заключается в том, что всегда следует идти согласно своим идеалам и принципам. Только в таком случае возможно достичь гармонии души и разума, что позволить обрести покой. Деятели творчества достаточно уважительно и с интересом относились к огненной стихии, и считали, что она обладает магическими особенностями.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ солнца и огня в литературе, живописи и музыке
Популярные сегодня темы
Александр Александрович Блок — русский поэт, писатель, публицист и переводчик, а также классик русской литературы 20 века.
Василий Макарович Шукшин – уникальный самобытный советский автор. В центре его произведений, как правило, очень простые люди из деревни. Их характеры прописаны в типичным для Шукшина народным юмором и немного шутливо
Мечтатель и реалист — полные противоположности друг другу. Реалист более рационален в своих действиях, мечтатель же руководствуется чувствами и эмоциями. Иногда две эти противоположности могут пересекаться в одной личности.
Как быть если нас обидели, нанесли вред или поступили несправедливо? Простить или наказать обидчика? Что же выбрать?
Павел Чичиков приезжает в небольшой городок, выглядит он весьма приятным мужчиной, лицо его обладает округлыми чертами. Он селится в отеле и начинает узнавать всю нужную ему информацию
Источник
Образ Солнца в произведениях русского народного творчества
В зимние дни мы часто вспоминаем о лете, солнце и тепле. Закрыв глаза, представив ясный солнечный день, улыбка расплывается у нас на лице. Солнце вызывает положительные «тёплые» эмоции.
Интересно, а как ещё люди воспринимают солнце?
Для ответа на этот вопрос, я решил изучить сказки, пословицы и поговорки русского народа о солнце и узнать, какой образ получится в результате исследования.
Цель: изучение образа Солнца в произведениях русского народного творчества.
Объект: образ Солнца
Предмет: образ Солнца в произведениях русского народного творчества.
Гипотеза: В произведениях русского народного творчества Солнце имеет положительный, добрый, справедливый, сильный мужской образ.
1. Изучить русские народные сказки о солнце;
2. Изучить пословицы и поговорки русского народа о солнце;
3. На основе анализа произведений русского народного творчества сформулировать образ Солнца.
Солнце — древнейший космический символ, известный всем народам, означает жизнь, источник жизни, свет.
Солнце – героическая и отважная сила, творческая и направляющая, начало земной жизни, растениям, животному миру.
В христианском мире Солнце является символом бессмертия и воскресения. Как источник тепла, солнце представляет жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Как источник света, оно символизирует знания, интеллект.
В культуре русского народа Солнце в основном мужского рода. У христиан Солнце — Бог-Отец, правитель вселенной, излучающий свет и любовь, божественное начало в человеке.
В литературе утреннее солнце – символ рождения и пробуждения. Кроме того, Солнце обозначает героическое начало.
В русском народном творчестве пословицы и поговорки упоминают о Солнце с положительной стороны, сравнивают с теплотой, добром, красотой и образцом правды. В таблице 1 представлены некоторые выражения о Солнце и их значение.
Лексическое значение пословиц и поговорок о Солнце.
Исследуя литературу по теме, я узнал много нового о Солнце и его значении в культуре русского народа. В процессе выполнения поставленных задач, полностью подтвердилась наша гипотеза: образ солнца – это сильный, могущественный, справедливый образ. В русских народных сказках солнце играет только позитивную роль.
Источник
В каких произведениях русской литературы находит воплощение образ солнца и в чем их можно сопоставить со стихотворением Маяковского?
В каких произведениях русской литературы находит воплощение образ солнца и в чем их можно сопоставить со стихотворением Маяковского?
В качестве литературного контекста можно привлечь следующие произведения: В. Я. Брюсов “Будем как солнце…”, А. Крученых “Победа над солнцем”, М. И. Цветаева “Солнце вечера – добрее”, М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”, М.А. Шолохов “Тихий Дон”.
Обосновывая свой выбор, отметьте, что солнце – самая яркая звезда – объект поэтической рефлексии, символ мощи духа. Солнечный
У поэтов XIX века: А.С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета – это в основном прекрасный и величественный образ.
Образ черного солнца в эпопее М.А. Шолохова “Тихий Дон”, расколотого солнца в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” являются предзнаменованием грядущих несчастий, связанных с судьбами героев: у Шолохова – со смертью Аксиньи, у Булгакова
Поясните, что совсем иной смысл получает солнце в поэзии начала XX века. Символисты (К. Д. Бальмонт, В.Я.
Брюсов) воспевают звезду нашей Вселенной, мечтая стать равными светилу. Огненное светило – источник жизни, часть Вселенной, где царят добро, ум и красота. Бальмонт в стихотворении-гимне “Будем как солнце” пишет:
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Отметьте, что футуристы воспринимали дневное светило как врага, которого нужно победить (А. Крученых “Победа над солнцем”). В произведении “Необычайное приключение…” есть отголоски таких представлений, однако у Маяковского солнце – равный собеседник, товарищ и друг.
Раскройте, как А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам живописали мир без солнца, с кровавыми зорями, сумеречный, а светило характеризовали эпитетами “черное”, “ночное”. Напротив, М. И. Цветаева была близка к символистскому восприятию звезды нашей галактики:
Солнце – одно, а шагает по всем городам.
Солнце – мое. Я его никому не отдам.
Солнце как олицетворение жажды жизни, жара творчества, безусловно, сближает Цветаеву и Маяковского.
Related posts:
В каких произведениях русской литературы вы встречались с образом креста и в чем этот образ можно сопоставить с тургеневскими “Отцами и детьми”?В каких произведениях русской литературы вы встречались с образом креста и в чем этот образ можно сопоставить с тургеневскими “Отцами и детьми”? В качестве литературного контекста можно привлечь следующие произведения: Н.А. Некрасов “Тяжелый крест достался ей на долю…”, Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”, А.А. Ахматова “Реквием”. Обосновывая свой выбор, отметьте, что крест в поэтическом […].
В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. авторы прославляют человека и в чем их можно сопоставить с поэмой “Облако в штанах”?В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. авторы прославляют человека и в чем их можно сопоставить с поэмой “Облако в штанах”? В качестве литературного контекста вы можете использовать произведения М. Горького “На дне”, В. Я. Брюсова “Хвала человеку”. Обосновывая свой выбор, вспомните монолог горьковского героя Сатина в пьесе “На дне” (“Все – в […].
В каких произведениях русской литературы нашли отражение судьбы простых солдат и как с ними можно сопоставить героев А. Т. Твардовского? (ЕГЭ по русскому)Описание судеб простых солдат можно отыскать в произведениях, созданных рукой М. Шолохова и А. Т. Твардовского. Не стал исключением Л. Н. Толстой. Он написал “Войну и мир” – знаменитый роман-эпопею, в котором раскрывается образ капитана Тушина, смелого представителя русских солдат – патриотов. В сражении им проявляется настоящий героизм: внутри капитана присутствует такое чувство, что он […].
В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чем их можно сопоставить с Плюшкиным?В ряде произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики: в пьесе Д. И. Фонвизина “Недоросль”, в романах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, И. С. Тургенева “Отцы и дети”, И. А. Гончарова “Обломов” и других. В чем героев этих книг можно сопоставить с Плюшкиным? В отношении к ведению хозяйства, к крестьянам, родственникам и друзьям. Конечно, Плюшкин – […].
В каких произведениях русской литературы созданы образы исторических деятелей и в чем их можно сопоставить с оценкой Толстым реальных исторических лиц?В каких произведениях русской литературы созданы образы исторических деятелей и в чем их можно сопоставить с оценкой Л. Н. Толстым реальных исторических лиц? В качестве литературного контекста могут быть привлечены следующие образы-персонажи: Емельян Пугачев в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка” и одноименной поэме С.А. Есенина, Иван Грозный в “Песне про купца Калашникова”, императорский двор […].
В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. образы-вещи приобретают символическое значение и в чем их можно сопоставить с повестью Гоголя?В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. образы-вещи приобретают символическое значение и в чем их можно сопоставить с повестью Н. В. Гоголя? Как литературный контекст могут быть использованы следующие произведения: И.А. Гончаров “Обломов”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, А.Н. Островский “Гроза”, А.П. Чехов “Человек в футляре”, “Вишневый сад”, А. И. Куприн “Гранатовый браслет”. Обосновывая […].
В каких произведениях русских поэтов звучит тема любви, и в чем эти произведения можно сопоставить с некрасовским стихотворением?Любовная лирика – один из основных мотивов в русской поэзии. О любви писал А. С. Пушкин в своем знаменитом стихотворении “К “, лирический герой которого, в отличие от Н. А. Некрасова, боготворит свою возлюбленную. Она для него “гений чистой красоты”, который способен вернуть герою ” и божество, и вдохновение”. В основу стихотворения С. А. Есенина […].
В каких произведениях русских поэтов звучит мотив жизнеприятия, и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока “О, весна без конца и без краю”?Мотив жизнеприятия звучит в лирике многих русских поэтов. Так, эта тема легла в основу элегии А. С. Пушкина “Безумных лет угасшее веселье…”, лирический герой которого, грустя о минувшей молодости, не желает расставаться с жизнью. Он, как и блоковский герой, принимает ее такой, какая есть, его не пугают заботы и треволнения, он готов жить, чтобы “мыслить […].
В каких еще произведениях русской лирики находит свое развитие тема судьбы поколения и в чем сходство и различие ее трактовки по сравнению со стихотворением Е. А. Евтушенко?В каких еще произведениях русской лирики находит свое развитие тема судьбы поколения и в чем сходство и различие ее трактовки по сравнению со стихотворением Е. А. Евтушенко? Представляя литературный контекст, укажите, что названная тема нашла широкое представление в лирических произведениях поэтов XIX – ХХ-го вв.: М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, Б. […].
Каким образом в приведенном отрывке из поэмы “Облако в штанах” Маяковского находит воплощение гуманизм как важнейший эстетический принцип русской литературы?Каким образом в приведенном отрывке из поэмы “Облако в штанах” В. В. Маяковского находит воплощение гуманизм как важнейший эстетический принцип русской литературы? Размышляя над поставленным вопросом, укажите, что герой поэмы “Облако в штанах”, отрицатель, бунтарь и протестант, преодолевая личную трагедию, выходит на улицу и здесь обретает свое истинное предназначение: быть глашатаем “улицы безъязыковой”, “сегодняшнего дня […].
В каких произведениях русской литературы ХХ-го века реализуется мотив железной дороги и в чем сходство и различие его развития с некрасовским стихотворением?В каких произведениях русской литературы ХХ-го века реализуется мотив железной дороги и в чем сходство и различие его развития с некрасовским стихотворением? В начале своего рассуждения отметьте, что указанный мотив связан как с разработкой темы путешествия, так и с нравственно-философским осмыслением человеческих судеб и истории страны. Покажите, что железная дорога становится символом рока, судьбы женщины […].
В каких произведениях русской литературы был создан образ кладбища и в чем он сопоставим с художественной версией Твардовского?В каких произведениях русской литературы был создан образ кладбища и в чем он сопоставим с художественной версией А. Т. Твардовского? Приступая к ответу на вопрос, вспомните, что кладбище – один из значимых образов русской литературы. Как особое физическое, психическое и эмоциональное пространство образ кладбища актуализирован в романах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, И.С. Тургенева “Отцы и […].
В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским Анчаром?“Анчар” не единственное произведение отечественной лирики, в котором мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений. Так, в стихотворении Ф. И. Тютчева “Поток сгустился и тускнеет…” ключ становится олицетворением юности, а поток воды – “грудой осиротелой”. Как и в “Анчаре”, здесь есть зло жизни – “хлад бытия”, который способен властвовать как в мире природы, так и […].
В каких еще произведениях русской литературы ХІХ-го – ХХ-го вв. природные явления выступают как знамения грядущих событий?В каких еще произведениях русской литературы ХІХ-го – ХХ-го вв. природные явления выступают как знамения грядущих событий? Приступая к ответу на вопрос, отметьте, что русские писатели часто прибегали к символике природных явлений для подготовки читателя к восприятию развивающихся в произведении событий. Выявите значение образов бурана, грозы в произведениях А. С. Пушкина, А. А. Фета, А. […].
В каких еще произведениях русской литературы встречается образ автобиографического рассказчика и в чем его сходство и различие с героем А. И. Солженицына?В каких еще произведениях русской литературы встречается образ автобиографического рассказчика и в чем его сходство и различие с героем А. И. Солженицына? В начале развернутого рассуждения укажите, что в эпических произведениях герой произведения, вымышленный рассказчик может выступать в роли повествователя. Его оценки событий, персонажей не всегда совпадают с авторскими. Образ рассказчика способствует созданию особой формы […].
В каких произведениях русской литературы природные явления выступают как знамения грядущих событий? (ЕГЭ по русскому)Русские писатели зачастую пользовались символикой, олицетворяющей природные явления. Они применялись в качестве знамения в произведениях грядущих событий. Своими корнями данная традиция уходит в фольклор. Ее развитие продолжается в древнерусском литературном творчестве, а совершенствование – в классике. “Слово о полку Игореве” стало произведением неизвестного автора, в котором изображено солнечное затмение, предвещающее поражение русской дружины в походе. […].
В каких произведениях русских писателей затрагивается проблема взаимоотношений личности и среды, и в чем эти произведения можно сопоставить с чеховским “Ионычем”?Рассказ А. П. Чехова “Ионыч” не единственное произведение русской классики, в котором затрагивается проблема взаимоотношений личности и среды. Например, Печорин, главный герой романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, противопоставлен окружающему его обществу так же, как и Старцев в начале рассказа. Однако если Ионыч в конечном итоге сольется со средой, станет таким же жадным и […].
В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чем их сходство и различие со стихотворением А. А. Блока “Россия”?Образ России создан в лирике многих русских поэтов. Так, С. А. Есенин в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная”, рисует возвышенный образ прекрасной, дорогой сердцу Родины, где лирический герой, “захожий богомолец”, чувствует себя словно в храме. Как и стих А. Блока, “Гой ты, Русь, моя родная” проникнуто чувством беспредельной любви к России. Однако если у […].
В каких произведениях отечественной классики объектом изображения являются социальные пороки, и в чем эти произведения можно сопоставить с щедринским “Премудрым пискарем”?Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина не единственное произведение отечественной классики, объектом изображения которого являются социальные пороки. Например, многие герои поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” так же, как и пискарь, стали символами негативных явлений общества. Однако если М. Е. Салтыков-Щедрин воплотил разные пороки в одной маленькой рыбке, то каждый гоголевский персонаж символизирует отдельный социальный порок: Манилов […].
В каких произведениях русской лирики поэты пишут о близости своего творчеству народу? Сопоставьте их со стихотворением ЕсенинаВ каких произведениях русской лирики поэты пишут о близости своего творчеству народу? Сопоставьте их со стихотворением С.А. Есенина. В качестве литературного контекста привлеките такие произведения, как “Поэт” А. С. Пушкина, “Журналист, читатель и писатель” М. Ю. Лермонтова, “Поэт и гражданин” Н.А. Некрасова, “Многим” А.А. Ахматовой, “В тот день, когда окончилась война…” А. Т. Твардовского. Обосновывая […].
В каких поэтических произведениях русской литературы ХХ-го века предстает образ деревни и в чем его отличие от пушкинского?В каких поэтических произведениях русской литературы ХХ-го века предстает образ деревни и в чем его отличие от пушкинского? Отвечая на поставленный вопрос, отметьте, что традиции И. С. Никитина, Н. А. Некрасова в XX веке продолжили “новокрестьянские поэты” Н. А. Клюев, П. В. Орешин, С. А. Клычков. Представители этого направления, возникшего в 1910-е гг., выражали мироощущение […].
Кто из русских поэтов XIX-XX вв. создал иронические вариации на классические сюжеты и в чем их можно сопоставить со стихотворением Высоцкого?Кто из русских поэтов XIX-XX вв. создал иронические вариации на классические сюжеты и в чем их можно сопоставить со стихотворением В. С. Высоцкого? Размышляя над заявленной проблемой, в качестве литературного контекста привлеките произведения К.С. Аксакова, Н.А. Некрасова, Т. Ю. Кибирова. Подчеркните, что среди комических жанров пародии и иронические вариации занимают особое место. Отметьте, что пародии […].
В каких произведениях русской литературы герои спорят друг с другомВ каких произведениях русской литературы герои спорят друг с другом и каким образом можно сопоставить эти сюжетные ситуации с романом И.С. Тургенева ? Попробуем сопоставить роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” с произведениями А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого. В романе в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин” Онегин и Ленский часто полемизируют друг с другом. При […].
В каких еще произведениях русской литературы дана сцена всенародного покаяния героя?В каких еще произведениях русской литературы дана сцена всенародного покаяния героя? Соотнесите сцену всенародного покаяния Катерины в четвертом действии пьесы “Гроза” с аналогичным эпизодом в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Укажите различие мотивации героев. Если героиня А. Н. Островского сама признается перед Богом и людьми в нравственном преступлении, то инициатором покаяния Раскольникова становится […].
В каких произведениях русской классической литературы актуализируются образы инородцев и в чем они сопоставимы с лермонтовскими?В каких произведениях русской классической литературы актуализируются образы инородцев и в чем они сопоставимы с лермонтовскими? Прежде чем приступить к формированию концепции вашего ответа, вспомните, что отношение человека Древней Руси к инородцам отечественная литература показывает начиная с XII века (“Повесть временных лет”). С появлением “Кавказского пленника” А.С. Пушкина образы инородцев прочно вошли в русскую литературу. […].
В каких произведениях русской литературы звучит тема сватовства?В каких произведениях русской литературы звучит тема сватовства? Тема сватовства присутствует в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. Здесь мы видим сходство сюжетной ситуации – мотив намеченного, но несостоявшегося брака, а также сходство личностных качеств героинь (Татьяны и княжны Марьи). К княжне Марье Болконской сватается Анатоль Курагин. Брак этот спланирован его отцом, князем Василием, пытающимся […].
В каких произведениях русской литературы мы встречаем образы обывателейПодумайте, в каких произведениях русской литературы мы встречаем образы обывателей и в чем эти произведения можно сопоставить с рассказом Чехова? Обыватель изображен в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый Пискарь”. Отметим здесь общность авторской позиции, ту же проблему бессмысленности существования героев. Герой сказки Салтыкова-Щедрина – “просвещенный Пискарь”, считающий, что “надо так прожить, чтобы никто не заметил, а […].
В каких еще эпических произведениях русской литературы вы встречались с применением данных приемов и в чем их сходство и различие с художественной практикой М. Е. Салтыкова-Щедрина?В каких еще эпических произведениях русской литературы вы встречались с применением данных приемов и в чем их сходство и различие с художественной практикой М. Е. Салтыкова-Щедрина? В начале своих размышлений отметьте, что традиция сатирического изображения заставляет нас прежде всего обратиться к творчеству Н. В. Гоголя. Гротесковые фигуры чиновников города N в комедии “Ревизор”, алогичные поступки […].
В каких произведениях русской литературы герои вспоминают о прошломПодумайте, в каких произведениях русской литературы герои вспоминают о прошлом и в чем этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы “На дне” М. Горького? К своим воспоминаниям о прошлом обращаются герои комедии “Вишневый сад” А.П. Чехова, а также герои романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Прошлое и настоящее персонажей всех трех произведений резко контрастны. Как […].
В творчестве каких русских поэтов XX в. представлена лирика итогов и в чем их можно сопоставить с произведением Твардовского?В творчестве каких русских поэтов XX в. представлена лирика итогов и в чем их можно сопоставить с произведением А. Т. Твардовского? В качестве литературного контекста привлеките два из перечисленных произведений: Н.А. Некрасов “О Муза! я у двери гроба…”, А.А. Блок “О, я хочу безумно жить…”, С.А. Есенин “Не жалею, не зову, не плачу…”, Б.Л. Пастернак […].
В каких еще произведениях русской литературы выразительные подробности призваны отобразить изменения характера и стиля жизни персонажей?В каких еще произведениях русской литературы выразительные подробности призваны отобразить изменения характера и стиля жизни персонажей? Отвечая на поставленный вопрос, в качестве примеров приведите функции повествовательных деталей в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, И. А. Бунина. Сравните композиционную роль деталей в “Станционном смотрителе” А. С. Пушкина, “Портрете” (наделение предметов самостоятельной […].
В каких произведениях русской литературы XX века используется образ волка и в чем оригинальность поэтической позиции автора “Слове о полку Игореве”?В каких произведениях русской литературы XX века используется образ волка и в чем оригинальность поэтической позиции автора “Слове о полку Игореве”? Формируя развернутое суждение на заданную тему, вспомните, что образы диких животных в различных национальных культурах очень устойчивы, что обусловлено тотемическими верованиями и представлениями народов. Отметьте, что эти образы получили многостороннее эстетико-художественное осмысление в литературе. […].
В каких еще эпических произведениях русской литературы ХХ-го века представлена тема подвига и в чем заключается сходство и различие ее художественного решения с “Судьбой человека”?В каких еще эпических произведениях русской литературы ХХ-го века представлена тема подвига и в чем заключается сходство и различие ее художественного решения с “Судьбой человека”? Включите рассказ “Судьба человека” в контекст военно-исторической прозы ХХ-го века. Отметьте, что в эпопее М. А. Шолохова “Тихий Дон” представлен подлинный героизм центрального героя Григория Мелехова, Заслужившего звание Георгиевского кавалера. […].
В каких произведениях русской литературы XIX века звучат мотивы дорожной лирики и в чем они сопоставимы с некрасовскими?В каких произведениях русской литературы XIX века звучат мотивы дорожной лирики и в чем они сопоставимы с некрасовскими? Отвечая на поставленный в задании вопрос, вспомните, что мотив дороги является одним из традиционных мотивов русской лирики. Покажите, что актуальность его долгое время поддерживалась целым рядом российских реалий (необычайной протяженностью отечественных дорог, неустроенностью дорожного быта, готовностью русского […].
В каких еще произведениях русской литературы мы сталкиваемся с присутствием героев из потустороннего мира и какова их роль в раскрытии нравственно-философского смысла художественных текстов?В каких еще произведениях русской литературы мы сталкиваемся с присутствием героев из потустороннего мира и какова их роль в раскрытии нравственно-философского смысла художественных текстов? Формируя рассуждение на заданную тему, укажите, что образы представителей мирового Зла, прежде носителей божественной природы, а затем врагов людей, связаны с мифологической, фольклорной и литературной традициями. В “Слове о полку Игореве” […].
В каких произведениях русской литературы используется “язык” запаха цветов и в чем он соотносится с ароматической концепцией Булгакова?В каких произведениях русской литературы используется “язык” запаха цветов и в чем он соотносится с ароматической концепцией М.А. Булгакова? Выполняя задание, актуализируйте свои знания в области истории и теории литературы. В результате вы вспомните, что в русской литературе XVIII века образов, связанных с обонянием, почти нет. Внимание к ним усиливается в XIX веке. Покажите, что […].
В каких произведениях русской литературы гидронимы (водные объекты) становится частью пейзажа и в чем соотносятся они с вариантом Горького?В каких произведениях русской литературы гидронимы (водные объекты) становится частью пейзажа и в чем соотносятся они с вариантом А. М. Горького? Формируя концепцию суждения на предложенную тему, покажите, что литературные истоки изображения гидронимов уходят своими корнями в древнерусскую литературу. Вспомните, что реки в “Слове о полку Игореве” предстают как реально-географические и условно-мифологические пространства. Отметьте, что […].
В каких произведениях русской литературы XIX века в образной структуре сна использована ситуация “героиня, ее возлюбленный и противоборствующие силы”Предварив ответ на заданный вопрос кратким экскурсом в историю русской литературы, вы убедитесь, что ситуация “героиня, ее возлюбленный и противоборствующие силы” в образной структуре сна появляется достаточно часто. Обратившись к классическим произведениям отечественной словесности, вы установите, что в XIX веке данная ситуация была актуализирована в балладе В.А. Жуковского “Светлана”, романе в стихах “Евгений Онегин” А.С. […].
В каких еще произведениях русской литературы представлены образы странников и в чем их отличие от понимания этого явления М. И. Цветаевой?В каких еще произведениях русской литературы представлены образы странников и в чем их отличие от понимания этого явления М. И. Цветаевой? Отметьте, что явление странничества многогранно и разнообразно представлено в русской литературе. Укажите, что среди произведений заявленной тематики выделяется пушкинское стихотворение “Подражание Корану”, где мы встречаем образ одинокого путника: И путник усталый на Бога роптал, […].
В каких произведениях русской литературы упоминание имени Наполеона рассчитано на создание определенного ассоциативного фона и в чем они соотносятся с вариантом Пушкина?В каких произведениях русской литературы упоминание имени Наполеона рассчитано на создание определенного ассоциативного фона и в чем они соотносятся с вариантом Пушкина? Размышляя над поставленной проблемой, вспомните, что имя Наполеона связано с особым типом литературного героя. Для человека наполеоновского склада основными целями являются богатство, слава и власть, он противопоставляет себя обществу, осознает себя личностью исключительной, […].
Источник