Проект «Космос»
проект по окружающему миру (3 класс) на тему
Презентация на тему «Космос»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos_prezentatsiya.pptx | 1.19 МБ |
tekst_k_prezentatsii.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Откуда к нам пришло слово «космос»? На самом деле это греческое слово, которое обозначает упорядоченность и взаимосвязь Вселенной. В космосе существует множество планет, спутников, звезд, систем и галактик. Начнём свой обзор с Солнечной системы и объектами в ней .
Какие планеты относятся к планетам – гигантам? ПЛАНЕТЫ — ГИГАНТЫ
Крупные планеты Состоят из газов, окружены атмосферой, состоящей из водорода Не имеют твердой поверхности Большое количество спутников Большое количество колец
Сатурн — одна из красивейших планет Солнечной системы, окруженная гигантскими кольцами, которые обозначаются латинскими буквами от A до G . САТУРН
Сатурн большой, но удивительно лёгкий, хотя масса его 6 · 10²³ тонн. Масса Сатурна в 95 раз больше массы Земли. Плотность вещества Сатурна меньше плотности воды ЛЁГКАЯ ПЛАНЕТА
Юпитер – пятая планета-гигант. Юпитер в два с лишнем раза массивнее всех остальных планет, вместе взятых. Юпитер больше нашей земли в 1300раз. ЮПИТЕР
Поверхность Юпитера скрыта под тонким слоем крутящихся облаков, образующих мощные вихри. Один из вихрей получил название Большое Красное Пятно. Сейчас его поперечник 40 000 км. Пятно существует не менее 300 лет. ПОВЕРХНОСТЬ ЮПИТЕРА
Огромная масса Юпитера и его быстрое вращение так раскручивают металлическое ядро, что планета превращается в мощный магнит с полем в десятки раз больше земного. СИЛЬНЫЙ МАГНИТ
В отличие от всех других планет и большинства спутников в нашей Солнечной системе, Уран вращается в обратную сторону, нежели другие планеты. Считается, что давным-давно очень большой объект врезался в эту планету. Столкновение было настолько мощным, что оно полностью изменило направление вращения планеты Уран. Как и у Сатурна, плотная атмосфера Урана состоит из метана, водорода и гелия. Но Уран очень холодная планета и поэтому он был назван «ледяным гигантом».
На протяжении многих сотен лет люди не знали о существовании этой планеты. Она была обнаружена в 1846 году. Нептун является самым маленьким из четырех газовых гигантов в нашей Солнечной системе. Как Сатурн и Уран, атмосфера Нептуна содержит водород, гелий и метан. Не так много было известно о Нептуне, пока его не посетил космический аппарат Вояджер-2 25 августа 1989 года. Он сделал много снимков планеты, и многое из того, что мы знаем сегодня о Нептуне пришло именно с этой экспедиции. Эти фотографии показывают блестящую голубую планету с несколькими тонкими белыми облаками вокруг своей оси .
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Текст к презентации.
В пространстве космическом воздуха нет
И кружат там девять различных планет.
А Солнце — звезда в самом центре системы,
И притяжением связаны все мы.
Откуда к нам пришло слово «космос»?
На самом деле это греческое слово, которое обозначает упорядоченность и взаимосвязь Вселенной.
В космосе существует множество планет, спутников, звезд, систем и галактик.
Начнём свой обзор с Солнечной системы и объектами в ней .
Звёздная система, в которой мы живем, с центральной звездой Солнцем и вращающимися вокруг неё космическими объектами образовалась около 4,6 млрд. лет назад. Планеты солнечной системы имеют округлую форму, вращаются вокруг своей оси и некоторые из них имеют свои спутники.
по порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз Меркурий, два Венера,
три Земля, четыре Марс.
Пять Юпитер, шесть Сатурн,
Семь Уран, за ним Нептун
Есть еще, конечно, Плутон – планета спорная, и по последнему решению астрономов не может называться планетой, а причислена к карликовым планетам, каких еще очень много в солнечной системе.
Солнце-звезда преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце-светило они обожают!
Первые планеты в этом списке (Меркурий, Венера, Земля и Марс) – так называемые планеты земной группы резко отличаются от планет-гигантов ( Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна), которые составляют 99,6% суммарной массы всех планет Солнечной системы
Много планет вокруг Солнца летают.
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка, в ракету мы сядем с тобой,
Помчимся от Солнца во тьме голубой!
Общая характеристика планет – гигантов..
- Это очень большие планеты, которые во много раз превышают размеры планет земной группы
- Они состоят преимущественно из газов (из водорода) и не имеют твердых поверхностей таких, как у планет земной группы
- Все планеты-гиганты окружены атмосферой, состоящей из водорода
- Не имеют твердой поверхности
- Обладают большим количеством спутников
- Имеют кольца
именем Вселенского владыки
И римского царя богов зовут Юпитер.
Юпитер — царь планет!
В тельняшке облаков
Вращаться не спешит —
Уж нрав его таков!
Двенадцать на Земле,
А здесь лишь год пройдет!
Уж очень он тяжел
И медленно плывет.
Есть «красное пятно».
А если б мы с тобой
Вдруг оказались там,
То весил бы ты там
А наступить ногой
Так просто невозможно,
Ведь жидкая планета,
И утонуть в ней можно!
Космический глотает мусор хорошо
Имеет три кольца элитных.
Юпитер — Самая большая планета Солнечной системы
. Её масса превышает массу всех планет вместе взятых
Диаметр Юпитера в 11 раз больше Земли, а по объему из Юпитера можно было бы сделать 1345 таких шаров, как Земля.
. Названа в честь главного римского бога
Это вторая по яркости после Венеры планета. В отличии от Венеры, которую можно видеть только утром или вечером, Юпитер иногда ярко сверкает всю ночь.
Юпитер быстрее всех планет оборачивается вокруг своей оси (за 9 часов 55 минут).
на планете нет смен времен года.
температура в верхних слоях Юпитера 130 C
Магнитное поле Юпитера в 12 раз ( по некоторым источникам в 50) раз сильнее земного.
у Юпитера 28 спутников
Начиная с 1999 года, с помощью наземных телескопов нового поколения были открыты ещё 47 спутников Юпитера, подавляющее большинство из которых имеют диаметр в 2-4 километра.
На поверхности Юпитера наблюдается Большое Красное Пятно, которое постоянно меняет цвет и размеры.
Ученые считают, что это гигантский атмосферный вихрь.
Может, с Сатурном нам повезет?
«Ау! Где вы, люди? Летим мы вперед!»
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо —
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Назван он так в честь бога судьбы,
Только не слышит людской он мольбы.
Нет атмосферы и вечно зима.
Жизни там нет. Ведь кромешная тьма!
Колечко Сатурна — загадка природы —
Серебряный свет восхищает народы.
А ширина у кольца — боже мой!
Может катиться наш шарик Земной!
- Её окружают яркие кольца, ширина которых десятки тысяч километров.
- Толщина – не более одного километра
- Кольца образованы различными частицами, камнями, глыбами разных размеров, покрытыми льдом, снегом и инеем.
- t – 170 C
- Спутники – 33 (Титан)
- Во многих отношениях, Сатурн похож на Юпитер, но он немного меньше. Это вторая по величине планета в нашей Солнечной системе, и он также газовый гигант, как Юпитер. Под облаками метана, водорода и гелия, небо постепенно превращается в жидкость, пока оно не превратится в гигантский океан жидких химических веществ. Сатурн является наименее плотной планетой в нашей Солнечной системе. Он состоит в большой своей части из водорода и гелия, которые являются самыми легкими элементами во Вселенной и таким образом делают Сатурн самой легкой планетой, которую мы знаем. Ученые полагают, что Сатурн действительно сможет плавать в воде, так как водород и гелий, которые составляют всю планету, легче воды.
.Опять неудача, и снова в полет!
К холодным мирам наш летит звездолет.
Уран и спутники
Здесь холодные миры.
Света нет и нет жары.
Вечная зима и ночь.
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом Уран, Нептун,
И на Плутоне колотун!
Без атмосферы, по всему,
Жить невозможно никому!
В отличие от всех других планет и большинства спутников в нашей Солнечной системе, Уран вращается в обратную сторону, нежели другие планеты. Считается, что давным-давно очень большой объект врезался в эту планету. Столкновение было настолько мощным, что оно полностью изменило направление вращения планеты Уран. Как и у Сатурна, плотная атмосфера Урана состоит из метана, водорода и гелия. Но Уран очень холодная планета и поэтому он был
назван «ледяным гигантом».
Нептун в сиянье голубом – “морское божество”
Нашёл, в координатах вычисленных, – Галле.
Восьмой от Солнца, дальше в тридцать раз нашей Земли
Значительно плотней, среди планет – гигантов.
Тринадцать спутников известно из его семьи,
Он в кольцах, из частичек пыли, элегантных.
Метановая атмосфера, ветры, облака,
Один из спутников, в движении обратном,
С поверхностью прикрытою азотом лишь слегка
На что хватило тяготения понятно.
На протяжении многих сотен лет люди не знали о существовании этой планеты. Она была обнаружена в 1846 году. Нептун является самым маленьким из четырех газовых гигантов в нашей Солнечной системе. Как Сатурн и Уран, атмосфера Нептуна содержит водород, гелий и метан. Не так много было известно о Нептуне, пока его не посетил космический аппарат Вояджер-2 25 августа 1989 года. Он сделал много снимков планеты, и многое из того, что мы знаем сегодня о Нептуне пришло именно с этой экспедиции. Эти фотографии показывают блестящую голубую планету с несколькими тонкими белыми облаками вокруг своей оси.
- Уран и Нептун –
- планеты близнецы
- Одинаковы по размеру, в 2 раза меньше Сатурна.
- Уран – в честь древнейшего греческого божества, Нептун – древнеримского бога моря.
- Не видны с нашей планеты невооруженным глазом.
- Уран – случайно обнаружили в 1781 году английским астрономом Уильямом Гершелем
- Нептун – расположение рассчитано учеными, а в 1846 обнаружили с помощью телескопа
- Имеют кольца — Уран (20), Нептун (8)
- Открыт в 1930 году
- В честь греческого божества владыки подземного мира
- До 2006 Плутон был девятой, самой маленькой планетой Солнечной системы.
- Плутон был единственной планетой, название которой придумал ребенок. После того, как планета была обнаружена в 1930 году, 11-летняя девочка по имени Венеция Берни, которая жила в Англии, предположила, что назвать новую планету в честь римского бога подземного мира. Дед Венеции направил это предложение в обсерваторию Лоуэлла и это название было принято. Плутон примерно на две трети меньше, чем спутник Земли Луна. Из-за того, что эта планета очень маленькая, многие ученые считают, что это не планета вообще. В 1999 году группа ученых попыталась повторно классифицировать Плутон как комету.
- В августе 2006 г Ассамблея Международного астрономического союза исключила Плутон из класса планет и перевела его в класс планет-карликов.
Источник
Проект на тему: «Удивительный мир космоса»
проект по окружающему миру (4 класс) на тему
Сценарий проекта на тему: » Удивительный мир космоса» подготовлен учениками 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_proekta.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему: «Удивительный мир космоса» (4 класс.).
1.Звучит песня «Земля в иллюминаторе».
Учитель . Ребята, все вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает праздник – День космонавтики. Сегодня мы, конечно, очень коротко, поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.
Ученик 1. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.
Ученик 2. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.
Ученик 3 . С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.
Ученик 4 . Потом люди построили самолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но люди не останавливались на достигнутом, их манил космос.
Учитель. Космонавтика… Что это такое? Сегодня подобный вопрос кажется странным. Ведь любой школьник знает, что космонавтика связана с полетами в космическом пространстве.
А до этого у большинства людей со словом «космонавтика» были связаны представления о полете на Луну.
На этом уровне человечество пребывало в течение всей первой половины нынешнего, XX века, как и столетия до этого. А между тем уже в самом начале нашего века были заложены основы космонавтики как науки. И как бы ни были грандиозны свершения космонавтики настоящего и в особенности будущего, человечество всегда будет благодарно ее основоположнику – замечательному советскому ученому Константину Эдуардовичу Циолковскому.
Ученик читает стихотворение.
Я представляю зим калужских
мохнатый снег и зимний лед,
детишек на салазках узких,
дворняжку Жучку у ворот
и то крыльцо, тот домик тихий
и тот, на ветхих лапах, стол.
где время плавилось, как в тигле,
и космос на сближенье шел.
Еще аэроплан похожим
в те времена глухие был
на птеродактиля без кожи,
на этажерку с парой крыл,
а калужанин крутолобый,
задув в семилинейке свет,
сквозь древний потолок Европы
уже летел в семью планет,
уже, забыв судьбы обиды,
под колдовской напев зимы
рассчитывал всю ночь орбиты,
чтоб в небе не блуждали мы.
И, слыша грохот реактивный,
метеоритный свист ракет,
я вижу дом неприхотливый,
семилинейки сонный свет,
бумаги, абажура тени,
весь домик тот, весь город тот,
откуда начал русский гений
свой ослепительный полет.
Ровно за сто лет до того, как над Землей появился первый искусственный спутник, в сентябре 1857 года родился Константин Эдуардович Циолковский. Работая учителем провинциальной школы, в свободное время он читал, думал, вычислял, фантазировал, мечтал о покорении человеком космоса.
Очень много интересных идей выдвинул скромный учитель из Калуги. Им придуманы газовые рули для управления ракетой в космосе. Работами Циолковского интересовались ученые всего мира. Ученики Циолковского и его последователи создали первые в мире космические корабли. Циолковский «научил» ракеты летать в космос. Он рассчитал, сколько нужно ракете топлива. Она должна поднять себя, поднять запас топлива, грузы, приборы, людей, она должна развивать необходимую скорость для отрыва от Земли. Циолковский изобрел ракетный поезд – многоступенчатую ракету. В передней ракете находятся приборы и экипаж. Чтобы человек смог оторваться от Земли и выйти в космическое пространство, должен был прийти генеральный конструктор космических кораблей. Таким конструктором был Сергей Павлович Королев. За 60 лет жизни замечательный ученый Королев много успел сделать не только для нашей Родины, но и для всего человечества. Обладая необыкновенным умом, смелостью, он горячо верил в беспредельные возможности человека, в то, что освоение космоса принесет людям благо и счастье.
В создании ракетно-космической техники участвуют тысячи ученых, инженеров, рабочих, масштабы работ требуют объединения усилий людей многих областей науки и техники.
Ученик читает стихотворение.
Если в космос мы хотим,
Значит, скоро полетим!
Самым дружным будет наш,
Наш веселый экипаж.
Учитель. Ребята, разгадав кроссворд, вы узнаете наш дальнейший путь в освоении космонавтики.
1. Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках (ковер-самолет).
2. Летит птица-небылица, а внутри народ сидит ( самолет).
3. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне ( тарелка).
4. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу ( вертолет).
5. Первый искусственный космический аппарат, выведенный на орбиту Земли в 1957 году ( спутник).
6. Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга ( ступа).
Учитель. Какое слово получилось по вертикали(ракета)?
Ученик. КТО ПРИДУМАЛ РАКЕТУ?
Ракета была известна давно. Очевидно, она появилась много веков назад на Востоке. Возможно, в Древнем Китае – родине пороха. Ракеты использовали во время народных празднеств, устраивали фейерверки. Ракеты применяли в военном деле. Долгое время ракета была одновременно и оружием, и игрушкой. При Петре I была создана и применялась однофунтовая сигнальная ракета «образца 1717 года», остававшаяся на вооружении до конца XIX века. Она поднималась на высоту до одного километра. Некоторые изобретатели предлагали использовать ракету для воздухоплавания. Научившись подниматься на воздушных шарах, люди были беспомощны в воздухе.
Ученик. ЧТО ТАКОЕ РАКЕТА?
Ракета была изобретена значительно раньше электромотора и паровой машины. В большом семействе ракет у каждой свои обязанности. Самые большие и мощные открыли человеку путь во Вселенную. Ракеты поменьше, с меньшими скоростями и на меньших высотах выполняют более скромную, но очень полезную работу: они информируют о состоянии верхней атмосферы, космических лучах, фотографируют облака. Ракеты не только помогают предсказать погоду, но и делают ее: грозовые тучи сейчас можно расстрелять ракетами со специальным химическим зарядом, и в нужное время в нужном месте пойдет, например, вместо губительного града дождь. ц
За минувшие годы в России было создано несколько десятков сложнейших ракетных и космических кораблей.
Выставка иллюстраций ракет.
Учитель. Со второй половины 70-х годов прошлого века нашей страной были поставлены ракеты во Вьетнам, Болгарию, Сирию, Индию. А сейчас посмотрим запуск ракеты «Брамос» в республике Индия.
Ученик. КАК УСТРОЕНА РАКЕТА?
Корпус, двигатель, топливо, приборы и (главное!) полезная нагрузка. Корпуса ракет делаются из легких, прочных материалов: дюралюминия, титана, иногда из пластмассы. Двигатели у большинства современных ракет жидкостные, реактивные. В камерах жидкостных двигателей горят спирт, керосин, а также другие виды топлива. Двигатель – это сила корабля. Разум ракеты – ее приборы. Они строго следят за каждым колебанием, не дают отклониться от расчетной траектории.
Ученик. ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК?
4 октября 1957 года считается началом космической эры. В этот день был осуществлен запуск первого космического аппарата – искусственного спутника Земли.
Его вывела на орбиту ракета-носитель, которая, развив скорость 8 км/с, взлетела вертикально. Автоматические устройства по заданной программе управляли движением ракеты. На Земле принимали радиосигналы из космоса, расшифровывали их. Вслед за первым спутником были запущены второй с собакой Лайкой, потом третий с разными приборами для изучения атмосферы Земли. Последующие спутники сфотографировали обратную сторону Луны, сбросили на Луну вымпел. В настоящее время трудно даже сосчитать, сколько спутников запущено в разных странах. Каждый запуск преследует какую-то цель: есть спутники для изучения погоды, для радиосвязи, для телевизионной передачи, спутники-разведчики. Спутник может вращаться годами, но в конце концов снизится, войдет в плотный слой атмосферы, сгорит и рассыпется. Некоторые спутники уничтожают сигналом с Земли. Некоторые могут быть возвращены назад с помощью других космических аппаратов.
Выставка иллюстраций спутников.
Ученик. В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома – Байконур.
БАЙКОНУР – ГЛАВНЫЙ КОСМОДРОМ НАЧАЛА КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ.
Решение о создании космодрома было принято в 1953 году, когда в нашей стране работал космодром Капустин Яр, придуманный для запусков целого ряда реактивных аппаратов, созданных под руководством С. П. Королева. На этом же космодроме осуществлены и первые запуски геофизических ракет под руководством академика А. А. Благонравова. Они дали очень многое для исследования космического пространства вплоть до высоты 400 км. Для создания первой межконтинентальной баллистической ракеты требовалась новая база, которая бы обеспечила соответствующую дальность полета. Траекторию полета следовало выбирать так, чтобы она проходила над малонаселенными пунктами с запада на восток. Энергетически выгоден запуск ракет именно в этом направлении, так как Земля своим вращением добавляет скорость. Из трех вариантов был выбран Байконур. Старт отсюда позволял осуществлять трассу длиной 6400 км через Камчатку. Строительство развернулось очень быстро. В тяжелейших условиях – температура до +45°С, пыль, грязь, очень много змей – люди строили космодром. Подчас в жуткой жаре отказывала техника, не заводились моторы, а люди выдерживали. Требования к качеству строительства были очень высокие. Конструкции должны быть прочными и долговечными. Основным являлось сооружение пускового стартового комплекса. С него и начато было строительство, затем развернуты все работы по строительству пускового минимума, т. е. наименьшее количество сооружений и оборудования, которые необходимы для первого пуска. Сюда входят электростанция, железная и шоссейная дороги, монтажный корпус, компрессорная, стартовые устройства и т. д. Специалисты, уже имевшие опыт Капустина Яра, творили чудеса, усилия всех строителей совершили чудо.
Учитель. О великих событиях ХХ-го века написано много книг, им посвящены документальные и художественные фильмы, думаю вы без особого труда ответите на вопросы сегодняшней викторины об основателях космической техники.
1.Назовите русского ученого, основоположника космонавтики (К. Э. Циолковский).
2.Изобретатель первых советских космических кораблей
3.Как называется русский космический корабль многоразового использования? (Буран).
4.В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.).
5.Назовите первый в мире космический корабль-спутник, выведенный на орбиту вокруг Земли с человеком на борту (Восток).
6.Главный космодром, с которого стартуют космические корабли (Байконур).
7.Как называются ракеты, поставляемые Россией в Индию? (Брамос).
8.Место, где готовят к полету в космос и откуда запускают космические ракеты и аппараты? (Космодром).
9.Второй советский спутник запустили через месяц после первого, на борту его находилась … (кто?), которая не вернулась из космоса (Лайка).
Учитель . Давайте перенесемся на 45 лет назад. По радио передают сообщение, по всей стране люди собрались у радиоприемников: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время – 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство.
12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.
Ученик .
Рассвет. Еще не знали ничего.
Обычные «Последние известия».
А он летит через созвездие.
Земля проснется с именем его.
«Широка страна моя родная».
Знакомый голос первых позывных.
Мы наши сводки начинали с них.
И я недаром это вспоминаю.
Не попросив подмог ни у кого,
Сама восстав из пепла и из праха,
Моя страна, не знающая страха,
Шлет в космос ныне сына своего.
Учитель. Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам.
Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза летчик Гагарин Юрий Алексеевич.
Ученик. ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ.
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур поднялся в небо космический корабль «Восток» с человеком на борту. Юрий Алексеевич Гагарин, открывший дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и совершил посадку в заданном районе.
Ю. А. Гагарин родился в 1934 году под Смоленском, учился в ремесленном училище, в индустриальном техникуме, в аэроклубе, затем в авиационном училище.
Хорошая теоретическая, практическая и физическая подготовка позволили ему войти в отряд космонавтов. Он был выбран из всех самых лучших, здоровых и подготовленных.
МЕДИЦИНА ДЛЯ КОСМОНАВТОВ
Казалось бы, космонавтам — совершенно здоровым людям не нужна медицина? И все-таки она есть — космическая медицина. Врачи участвуют в разработке костюма космонавтов, рациона питания, во всем, что необходимо для нормальной работы людей в условиях космоса. Медики следят за состоянием здоровья членов экипажа космического корабля во время полета.
Полет первого космонавта показал, что в условиях невесомости можно работать, обживать космическое пространство.
Ученик. КОСМОНАВТ №2.
Вместе с Юрием Гагариным осваивал корабль «Восток-1» и 12 апреля 1961 года был готов лететь в космос дублер Герман Степанович Титов. Оба космонавта вышли на космодром в скафандрах, полностью готовые к невиданному старту. Только после гагаринского «К старту готов!» Титов снял шлем и превратился в наблюдателя.
Скафандр (от греч. скафе — лодка, ладья и андрос — человек) — это индивидуальное снаряжение для человека, который работает в условиях, отличных от нормальных. В комплект снаряжения входят оболочка, шлем, перчатки, ботинки. В скафандре для человека создается микроклимат — трубки с дыхательной смесью обеспечивают нормальное дыхание, специальная система создает нормальную для тела температуру. Скафандр защищает от пониженного давления, от излучений. Снабжен микрофоном и датчиками аппаратуры, находящейся на наблюдательном пункте на Земле.
Потом начались подготовки к полету корабля «Восток-2», с новыми, более сложными задачами. Необходимо было дополнить, проверить данные, полученные в результате полета «Восток-1». Космонавту-2 было поручено в нужное время взять управление кораблем в свои руки. Новый опыт должен показать, что еще необходимо сделать конструкторам, чтобы жизнь человека на борту во время путешествия большой продолжительности протекала абсолютно нормально, а сам корабль был послушен управлению не только с Земли, но и из кабины космонавта.
6 августа 1961 года корабль «Восток-2» стартовал с космодрома Байконур. Полет прошел успешно, все поставленные задачи были выполнены.
Ученик. Звучит стихотворение А. Твардовского.
Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламене знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землей-планетой был усыновлен.
Жилец Земли, геройский этот малый
В космической посудине своей,
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул над ней…
В тот день Земля как будто меньше стала,
Но стала людям, может быть родней.
Ах, этот день невольно или вольно
Рождавший мысль, что за чертой такой —
На маленькой Земле – зачем же войны,
Зачем же все, что терпит род людской?
Ты знал ли сам, из той глухой вселенной
Земных своих достигнув берегов,
Какую весть, какой залог бесценный
Доставил нам из будущих веков ?
В ряду десятилетий каждый год
Мы метим новыми
К звездам начался поход
Учитель. Поэтому, именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.
Ученик. Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век,
И первый из первых в ракете
Российский летит человек!
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле
Летел он один по Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле!
Не зря потрудились умелые руки
Во славу народа, во славу страны!
Рабочие люди и люди науки
Содружеством мирным сильны!
Учитель. После Юрия Гагарина много других космонавтом устремились в космос. Кого из космонавтом вы знаете?
Ученики. Юрий Алексеевич Гагарин.
– Валентина Николаева-Терешкова.
– Владислав Николаевич Волков.
– Алексей Архипович Леонов.
– Виталий Иванович Севастьянов.
– Владимир Александрович Шаталов.
– Герман Степанович Титов.
Учитель. Космонавтика незаметно вошла в нашу жизнь. Вы говорите по телефону с другом из далекого города. Его голос доносится к вам из космоса; спутник транслирует телефонные переговоры. Вы смотрите телевизор в средней Азии или на Дальнем Востоке, читаете газеты – все это транслирует спутник. Спутники помогают предсказывать погоду, ориентироваться в океане и при полетах на самолете, просматривать строение земных недр, движение ледников, активность вулканов. Однако, несмотря на столь широкое использование космонавтики в интересах науки и хозяйства, она еще очень молодая и впереди у нее много побед и открытий. Вам, подрастающему поколению, осваивать звездные миры.
Учитель. А сейчас совершим «Космическое путешествие».
В полете каждый космонавт должен выполнять наши космические правила. Назовите их.
Ученики. Космонавтом хочешь стать –
Должен много-много знать!
– Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
– Только дружных звездолет
Может взять с собой в полет.
– Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмем мы на орбиты.
Ученики ( хором ).
Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.
Отгадывание кроссворда «Космическое путешествие». Кроссворд :
Источник