Краткосрочный проект «Мы и космос»
МБДОУ Орджоникидзевский детский сад «Лучик»
Краткосрочный проект «Мы и космос»
Воспитатель: Калинкина А.Н.
Тема: «Мы и космос»
Вид проекта : краткосрочный, педагогический, творческий, познавательный.
Сроки реализации : с 11.04.2016 по 15.04.2016 год.
Участники проекта : дети подготовительной группы «Капельки», воспитатель подготовительной группы «Капельки», родители.
Актуальность : Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).
Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.
Цель : способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей.
· способствовать формированию у детей понятий «Космос», «Космическое пространство»;
· способствовать ознакомлению с историей освоения космоса;
· способствовать расширению и углублению представлений об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме;
· подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь;
· воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
· Привлечь родителей к участию в проекте, путем организации творческих работ «Этот загадочный космос»
Этапы реализации проекта:
1. Этап – подготовительный
· Подготовка материала и оборудования, литературы, картинок по теме.
· Знакомство родителей с проектом
· Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о космосе.
· Разработка систем занятий.
· Подбор познавательной и художественной литературы, фотографий о космосе.
2. Этап – основной
· Беседы на тему «Что такое космос?»; «Первый полет Гагарина»;
· Рисование на тему «Солнечная система»; «Галактика»
· Сюжетно — ролевые игры «Космические спасатели», «Мы изучаем космос».
· Дидактические игры «Звездный путь»; «Восстанови порядок в солнечной системе». «Собери разные слова из задуманного слова «космос». «Куда летят ракеты». «Подбери созвездие». «Разные картинки». «Подбери одежду для космонавта». «Что ближе, что дальше?» (Определять расстояние межд
· Печатная консультация для родителей: «Как познакомить дошкольников с космосом».
· Занимательные опыты и эксперименты.
3. Этап – заключительный
· Организация выставки творческих работ «Этот загадочный космос»
ПОЗНАНИЕ «Школа мудрого звездочета» НОД
Темы : «Что такое космос?»; «Мудрые рассказчики»; «Первый полет»; «Путешествие звездочета»
Цель: расширять и углублять знания детей о космосе, солнечной системе. Рассказать о звездах и галактиках, формировать понятие «Вселенная»; формировать умение составлять коллективный описательный рассказ; развивать умение согласовывать свои действия с другими участниками группы; развивать умение пересказывать сказку по ролям; развивать творческие способности в художественном творчестве; учить детей гордится тем, что первый космонавт был наш соотечественник Ю. Гагарин
КОСМОКИНОЗАЛ Просмотр электронных презентаций:
· «Планеты Солнечной системы»
· «Животные в космосе».
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ Чтение с детьми произведений о космосе:
· «О чем рассказал телескоп?» (из книги П. Крушанцева)
· «Я тоже к звездам полечу». И.Холи
· «Сказки о созвездиях». Л.Талимонова
· «Небесный олень» (сказка народов Сибири)
· «Как солнце и Луна друг к другу в гости ходили» (древне – греческий миф)
· «Незнайка на Луне». Н.Носов
· Интересные факты о космосе из детской энциклопедии «Вопрос 1001 ответ»
ПОЭТИЧЕСКАЯ ГОСТИННАЯ Чтение поэтических произведений
· Чтение стихотворений современных поэтов о Космосе, Вселенной, подвигах космонавтов.
· «Копилка мудрых мыслей» — разучивание пословиц, поговорок, загадок о космосе и космонавтах.
ЛАБОРАТОРИЯ КОСМИЧЕСКИХ ОПЫТОВ
· «Солнце и Земля» цель: объяснить детям соотношение размеров Солнца и Земли.
· «Дневные звезды» цель: показать детям, что звезды светятся всегда.
· «Почему Луна не падает на Землю» цель: объяснить детям, почему Луна не падает на Землю.
· «Солнечная система» цель: объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг Солнца.
· Рисование «Солнечная система»
· Рисование «Далекая Галактика»
· «Восстанови порядок в солнечной системе».
· «Собери разные слова из задуманного слова «космос».
· «Куда летят ракеты».
· «Подбери одежду для космонавта».
· «Что ближе, что дальше?»
· Складывание созвездий из мозаики.
· Из пластмассового конструктора- «Космический корабль».
· Конструирование планет солнечной системы из бросового материала.
«Обитатели космоса». (Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.)
· «Путешествие к неизвестной звезде».
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
2. Г.Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия.- Москва, 1999.
3. Калашников В. О звездах и планетах.
4. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
5. Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва,1985.
6. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.- Москва,1981.
7. Почемучка. Под ред. А.Алексина.- Москва, 1992.
8. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007
Источник
Проект «Мы и космос»
проект на тему
Цель проекта:
Формирование у детей школьного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мы и космос»
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос ? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности школьников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда школьников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).
При реализации проекта «Мы и космос» были использованы следующие подходы:
— в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;
— совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;
— реализуя игровой проект, участники образовательного процесса “родители – дети – учителя” создают триаду содружества;
— у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой и т.д.
Цель проекта «Мы и космос»:
Формирование у детей школьного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с биографией первого лётчика-космонавта Ю.А. Гагарина.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Участники проекта: дети школьного возраста, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта : 2 месяца (апрель-май 2011г.)
- Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
- Повышение уровня мотивации к занятиям.
- Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
- Дети должны знать и называть:
- Наша планета – Земля
- Другие планеты нашей Солнечной системы
- Первые полёты в космос
- Понятие о перегрузке и невесомости
- Жизнь на орбитальной станции
- Подготовка космонавтов к полётам
- История космонавтики
- Первые живые существа в космосе – собаки
- Имя первого космонавта – Юрий Гагарин
- Название спутника Земли – Луна
- На чем люди летают и работают в космосе – ракета, космический корабль
Этапы работы над проектом:
- подготовительный , разработка проекта
- практический
- заключительный: Праздник «Парад планет»
1 этап. Разработка проекта:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Мы и Космос».
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5. Составить план мероприятий , план посещения Нижегородского планетария.
2 этап. Практический.
Подвижные игры, тематическое физкультурное занятие «Тренировка будущих космонавтов» Развлечение «Дорога в космос».
Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.
«Кого принимают в космонавты?»
Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.
Занятие «Поможем жителям грустной планеты»
Беседа «Что случится с нашей планетой, если…»
Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы.
Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.
интеллектуальная игра «Путешествие к далеким планетам»
Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий
Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.
Конструирование «Космические корабли»
Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, различными видами «Конструкторов».
Экскурсии в планетарий,
Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме “Космос”.
Наблюдения на прогулке за небом, звездами в темное время суток, за Луной: новолуние, месяц, половина Луны, полнолуние;
эксперимент с глобусом и лампой «День и ночь»
экскурсия в библиотеку на выставку «2011 – год российской космонавтики»
просмотр электронной презентации «Как это было» (о собаках — космонавтах),
занятие по математике «SOS из космоса»,
Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии.
Познакомить детей с понятием “планета”. Познакомить детей со строением Солнечной системы. Дать представление о нашей Галактике Млечный путь, планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер); их особенностях.
Дать элементарные знания о Луне – спутнице Земли.
Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью земли – глобусом
Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с биографией и деятельностью первого лётчика-космонавта Ю.А. Гагарина.
Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках
Занятие «Гном – астроном приглашает в полёт»,
заучивание стихов о космосе,
сочинение рассказов на тему «Космические истории»
Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.
Осуществлять словарную работу, Активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Развивать умение связно составлять рассказы. Развивать память, мышление, воображение.
Чтение художественной литературы
А.Леонов «Я выхожу в космос», цикл познавательных статей в энциклопедиях
Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Рисование «Инопланетяне, какие они?», «Космонавты», «Тренировка космонавтов», «Северное сияние»
Аппликация «Звездное небо», «Ракета»,
Составление созвездий с использованием звездной карты
Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка.
Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках
Учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность.
Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Праздник «Парад планет»,
слушание музыкальных произведений,
разучивание танца «Инопланетянин Марсик», танца «Небесные огни»
Формирование эстетического отношения к окружающему миру через музыку и движение
Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке
Развивать пластику и выразительность движений
Работа с родителями
Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Конкурс семейных работ «Космические корабли»
Изготовление костюмов для участия в развлечении «Парад планет».
Заключительным этапом работы над проектом стало развлечение «Парад планет», где дети продемонстрировали костюмы, изготовленные родителями. Опыт организации работы по проекту был представлен на методическом объединении начальной школы.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Мониторинг знаний детей по теме «Мы и космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
- Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
- Кто летает в Космос?
- Кто первый полетел в космос?
- Как звали первого космонавта?
- На чем летают в космос?
- Зачем люди летают в Космос?
- Что такое перегрузка и невесомость
- Есть ли жизнь на орбитальной орбите
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 7 детей (31%), на среднем уровне были знания у 9 детей (38%), совсем низкий уровень – у 7 детей (31%). Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д. Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсий, посещения планетария. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 20 детей (87%) , средний уровень — 3 ребенок (13%), низкий уровень: 0 детей (0%)
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего класса и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Итог реализации проекта «Мы и космос» — благодарственное письмо от директора Нижегородского планетария А.В. Сербер, организатору проекта Васильевой Елене Владимировне.
- Г.Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия.- Москва,2009
- Калашников В. О звездах и планетах. 2006
- Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
- Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва,1985.
- Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.- Москва,1981.
- Почемучка. Под ред. А.Алексина.- Москва, 2008
- Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007.
Источник