Далеко ли от нас солнце?
Исследовательская работа учащегося 3 класса и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhiv_zip_-_winrar.zip | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Школьная научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку»
ученик 3 класса
МАОУ Туендатской ООШ
Елена Васильевна, учитель
Цель, задачи, гипотеза
Что знали о Солнце в старину
Далеко ли до Солнца
Мы видим солнышко каждый день и привыкли к нему. Не каждый человек задумывается о том, как оно необходимо в нашей жизни, и какую важную роль играет в жизни на нашей планете.
Солнце нужно нам не только для света и загара. Благодаря ему на нашей планете есть жизнь.
Мы привыкли видеть солнце на небе в виде небольшого светящегося шара. На уроках окружающего мира я узнал, что солнце – это огромная раскалённая звезда, и мне стало интересно: а на каком же расстоянии от нас находится солнце.
определить, как далеко звезда Солнце находится от планеты Земля.
- Изучить литературу по теме исследования.
- Выяснить, что учащихся нашей школы знают о солнце.
- Провести исследование на заданную тему.
- Сделать выводы по теме исследования.
предположим, что солнце находится очень далеко от нашей планеты.
Что знали о Солнце в старину
Из детской энциклопедии мы узнали, что Солнце возникло с планетами своей системы из большого холодного облака газа и пыли. Сначала образовалось облако, которое очень быстро вращалось и превратилось в диск. Ещё задолго до наступления нашего века люди наблюдали Солнце, поклоняясь ему как богу. Они использовали Солнце для исчисления времени.
На страницах энциклопедии по истории древнего мира мы увидели интересный рисунок, на котором изображена древнегреческая каменная плита, в центре – Солнце, окружённое лучами. На конце каждого луча – человеческие ладони. Свои руки-лучи Солнце протягивает людям, к ним обращены его ладони. В Древнем Египте бог Солнца-Ра занимал особое положение. Был даже создан гимн поклонения Солнцу в ХІV веке до нашей эры. А фараон Эхматон считал солнечный диск самим богом. В старину греки думали, что бог Солнца Гелиос каждый день проезжает по небу на солнечной колеснице, запряжённой огненными конями. До современных дней дошли старинные песни, сказания и легенды славян, в которых люди прославляли бога Ярилу.
Все мы знаем легенду об Икаре, который смастерил себе крылья из перьев птиц, и склеил их воском. С помощью этих крыльев ему удалось взлететь. Но когда он подлетел к Солнцу очень близко, жар растопил воск, крылья сломались, Икар упал вниз и разбился.
А можно ли на самом деле подлететь к Солнцу так близко?
Сначала я решил узнать, что знают о солнце мои ровесники. Для этого мы с моим руководителем составили анкету, и я попросил ответить на заданные вопросы учащихся нашей школы. Потом мы обработали заполненные анкеты, и вот что у нас получилось:
в) небесное тело – 10%
- Как вы думаете, вред или пользу приносит нам Солнце?
в) затрудняюсь ответить – 5%
- Какую пользу приносит Солнце?
(ваши варианты ответов)
а) тепло – 60% б) свет – 20% в) другие ответы – 10%
- Как вы думаете, на каком расстоянии от нас находиться солнце?
(ваши варианты ответов)
а) очень большом – 90% б) не знаю – 5% в) другие ответы – 5%
По результатам опроса видно, что большинство ребят (80%) знают, что Солнце – это звезда. Почти все ученики считают, что Солнце приносит пользу (тепло, свет и другое). 90% считают, что оно находится от нас на очень большом расстоянии.
Далеко ли до Солнца?
Как узнать расстояние до Солнца? И вообще, как определить расстояние до предмета, если приблизиться к нему невозможно? Люди придумали способы, с помощью которых можно не только определить расстояние до какого-нибудь недоступного предмета, но и узнать расстояние до небесных тел — до Луны, до Солнца, до звёзд. Для этого необходимы большие знания математики и очень точные измерительные приборы. У меня пока нет ни того, ни другого. Из анкетирования своих ровесников я узнал, что они тоже знают об этом не так уж много. Поэтому я решил действовать через свои наблюдения и опыты.
Наблюдая, я заметил, что чем дальше от нас находится предмет, тем он выглядит меньше по размеру. Например: предметы, которые находятся на улице на каком-то расстоянии от нас, при фотографировании из окна легко в него помещаются, хотя на самом деле они гораздо больше этого окна.
Фотография 1 Фотография 2 Фотография 3
На фотографии 1 дома, которые размером больше четырёх метров, занимают всего по 20 см проёма окна каждый (расстояние между окном и домами 100 метров). На фотографии 2 ёлки, настоящая высота которых до 20 метров, занимают всего третью часть окна (высота окна около двух метров, расстояние до деревьев – около 100 метров). На фотографии 3 большое здание дома культуры занимает совсем мало места в таком же окне.
Значит можно утверждать, что при удалении предмета на 100 метров его размер уменьшается примерно в двадцать раз.
На уроках окружающего мира мы узнали, что размер Солнца огромный (примерно 1392 000 км, мне это очень трудно представить), а мы его видим как небольшой шар: 3-5 см. Поэтому на самом деле Солнце находиться от нас очень-очень далеко. Когда я лучше изучу математику, то попробую хотя бы приблизительно рассчитать это расстояние.
Наше исследование доказало выдвинутую нами гипотезу о том, что расстояние от планеты Земля до звезды Солнце очень большое.
На самом деле в настоящее время долететь до Солнца человек не может. Не изобрели ещё таких ракет, которые могут двигаться с нужной для преодоления таких расстояний скоростью. Да и нужно ли это делать? Ведь Солнце и его свет и так приносят нам большую пользу. Помимо света, тепла и энергии, необходимых нам для жизни, сияние Солнца даёт нам еще и хорошее настроение. В солнечный день можно весело играть с друзьями. Но даже если небо заволокли серые тучи, мы должны знать, что над ними сияет Солнце! Пока над нами сияет солнечный свет, на Земле продолжается жизнь. «Пусть всегда будет Солнце. »
- Гонтарук Т.И. «Космос» Детская энциклопедия «Я познаю мир». М.-1999г.
Источник
Далеко ли мы от Солнца? Сочихина Татьяна, Попова Наталия ученицы, 4 «а» класса © МОУ СОШ 2 г. Углич В рамках проекта «Солнечная система» — презентация
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемwww.orenipk.ru
Похожие презентации
Презентация 4 класса на тему: «Далеко ли мы от Солнца? Сочихина Татьяна, Попова Наталия ученицы, 4 «а» класса © МОУ СОШ 2 г. Углич В рамках проекта «Солнечная система»». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Далеко ли мы от Солнца? Сочихина Татьяна, Попова Наталия ученицы, 4 «а» класса © МОУ СОШ 2 г. Углич В рамках проекта «Солнечная система»
2 Цель проекта Получить представление о расстояниях планет земной группы до Солнца по сравнению с их размерами.
3 Сделаем макеты Солнца и планет
4 Чтобы получить представление о размерах солнечной системы возьмём уменьшенную модель Солнца. Размер Солнца км. Мы взяли мячик диаметром 14 см. Таким образом 1 см соответствует км.
5 Все планеты движутся вокруг Солнца в одном направлении и примерно в одной плоскости.
6 Соответственно расстояние макетов планет до макета Солнца будет: Название планеты Расстояние до Солнца (км) Расстояние до макета Солнца (м) Меркурий Венера Земля Марс
7 На школьном дворе отмерим полученные расстояния с помощью рулетки.
8 Солнце (диаметр 14 см) Меркурий (58 метров) Венера (108 метров) Земля (150 метров) Отложить расстояние до Марса (228 метров) размеры школьного двора не позволили.
9 Выполнив данную работу, мы увидели, как далеко находятся планеты от Солнца по сравнению с их размерами. Вывод
Источник
Как далеко расположено Солнце — объяснение для детей
Расстояние до Солнца – описание для детей с фото: как далеко до Солнца от Земли, Юпитера, Нептуна, Облака Оорта, Проксима Центавра, эллиптическая орбита.
Даже для самых маленьких известно, что в центре нашей системы расположена звезда и источник существования всего живого – Солнце. Именно вокруг него вращаются все небесные тела, включая и нашу Землю. Важно объяснить детям, что расстояние между Землей и Солнцем принято называть астрономической единицей. Причем она стала постоянной, которую используют для определения всех расстояний в пределах Солнечной системы. Обозначается «а.е.» и равняется 149 597 870 700 метрам. Какое же расстояние до Солнца?
Итак, родители или в школе могут напомнить, что эту цифру применяют во всех дистанциях в пределах нашей системы. Например, если мы говорим о Юпитере, то он удален на 5.2 а.е., а Нептун – 30.07 а.е. Наиболее удаленной дистанцией обладает Облако Оорта, расположенное на самом внешнем крае системы. Оно содержит множество комет, и удалено на 100000 а.е. Если измерять расстояние к ближайшей соседней звезде (Проксима Центавра), то получим 250000 а.е.
Наглядное изображение расстояние от Солнца до планет. Соотношения размеров и относительных расстояний соблюдены
Но, чтобы дать полное объяснение для детей, следует заметить, что последующие расстояния слишком огромны, а потому ученые используют световые годы. Один такой год – 63239 а.е. (это дистанция, которую свет проходит за один земной год). В таком случае, Проксима Центавра расположена в 4.2 световых лет.
Эллиптическая орбита
Итак, дети уже поняли, что а.е. представляет собою среднее расстояние от Земли до Солнца. Родители или же в школе говорили, что на полное вращение вокруг звезды у нашей Земли уходит 365.25 дней. Но нельзя забывать, что планета двигается не по кругу, а эллипсу. То есть, это говорит о том, что в некоторые моменты Земля подходит ближе, а в другие максимально отдаляется. Наиболее короткая дистанция происходит в начале января (перигелий) – 146 миллионов км, а дальняя – в начале июля (афелий), достигающий 152 миллионов км.
Поиск расстояния
Если обратиться к истории, то первым человеком, который взялся за измерение этой дистанции, стал Аристарх в 250 г. до н.э. В 1653 году попытку предпринял астроном Кристиан Гюйгенс. Для этого он воспользовался фазами Венеры, из которых составил треугольник Венера-Земля-Солнце. Это происходит, когда Венера освещается лишь наполовину. Тогда три объекта формируют прямоугольный треугольник (от земного наблюдателя). Угадав (случайно) размер Венеры, ему удалось вычислить дистанцию от нее к Земле. Добавив к этой цифре информацию об углах, он смог определить удаленность от Солнца. Но важно объяснить детям, что все это было лишь догадкой, поэтому не воспринималось всерьез в научных кругах.
В 1672 году к ним подключился Джованни Кассини. Он использовал метод параллакса (угловая разница), чтобы определить дистанцию до Марса, а параллельно вычислил и удаленность от Солнца. Для этого он отправил Жана Ришера (коллегу) во Французскую Гвиану, а сам остался в Париже. Он использовал для измерения положение фоновых звезд вокруг Марса, а потом триангулировал замеры с расстоянием между собою и Ришером. Получив дистанцию Земля-Марс, он смог найти и Земля-Солнце. Так как он использовал более научные методы, его результаты признают и сейчас.
Новое уравнение
Конечно, многое изменилось, когда человечеству удалось выйти в космос. Определение а.е. до этого было «радиусом невозмущенной круговой ньютоновской орбиты вокруг Солнца частицы, имеющей бесконечно малую массу, движущуюся в среднем 0,01720209895 радиан в сутки (постоянная Гаусса)».
Сравнительное расстояние от Солнца до Земли и Юпитера в астрономических единицах
Но проблема в том, что оно никак не вписывалось в общую теорию относительности. Если бы все пользовались старым определением, то а.е. менялось бы в зависимости от расположения наблюдателя в любой точке нашей системы. Например, на Юпитере оно отличалось бы от земного на 1000 метров. Тем более, что постоянная Гаусса полагается на солнечную массу. Но наша звезда продолжает терять вес вместе с излучением, а значит постоянная меняется также.
В августе 2012 года Международный астрономический союз проголосовал за то, чтобы заменить определение а.е. и оставить старую цифру 149 597 870 700 метров. Это измерение полагается на скорость света, фиксированное расстояние, которое никак не связано с солнечной массой. Метр – дистанция, которую свет прошел в вакууме за 1/299,792,458 секунды.
Теперь вы знаете, какое расстояние до Солнца. Используйте наши фото, видео, рисунки и подвижные модели онлайн, чтобы лучше разобраться в описании и характеристике звезды. Кроме того, на сайте есть онлайн телескопы, наблюдающие за Солнцем в режиме реального времени, и 3D-модель Солнечной системы со всеми планетами, картой Солнца и видом на поверхность.
Источник
Проект далеко ли от нас до солнца. Презентация на тему: «Далеко ли от нас Солнце»
ДАЛЕКО ЛИ ДО СОЛНЦА?
Как узнать расстояние до Солнца? И вообще, как определить расстояние до предмета, если приблизиться к нему невозможно? Люди придумали способы, с помощью которых можно не только определить расстояние до какого-нибудь недоступного предмета, но и узнать расстояние до небесных тел — до Луны, до Солнца, до звезд. Для этого необходимо было знание математики и очень точные измерительные приборы.
Расстояние до небесных светил астрономы определяют подобно тому, как артиллеристы определяют расстояние до цели. Предмет, расстояние до которого надо определить, рассматривают одновременно с двух разных мест, откуда он виден по разным направлениям. Зная расстояние между точками наблюдения и угол между направлениями на цель, можно высчитать расстояние до нее. Производя наблюдения за небесными телами с двух разных точек земного шара, астрономы вычислили расстояние до Солнца, Луны, планет.
От Земли до Солнца почти 150 млн. км. Луч света проходит это расстояние за 8 минут 20 секунд. В природе не существует большей скорости, чем скорость света — 300 000 км/с, никакое тело, никакая частица не мо-ут двигаться быстрее. Но если бы вдруг аше Солнце погасло, то мы на Земле узнали бы об этом только через 8 минут 20 секунд, так как Солнце от нас находится на огромном расстоянии.
МОЖНО ЛИ ПРОСЛЕДИТЬ ДВИЖЕНИЕ СОЛНЦА?
Все знают, что утром Солнце встает на востоке, днем достигает своей самой высокой точки — зенита, а вечером заходит на западе. Если терпеливо и настойчиво наблюдать за движением Солнца по небу, то можно узнать много интересного.
Оказывается, у Солнца в разное время года разное «расписание» движения. Зимой оно восходит поздно, а заходит рано. Зимняя долгота дня всего-то часов семь. Летом, наоборот: Солнце появляется на небе очень рано (когда многие люди еще крепко спят), а заходит поздно. Путь Солнца по небу длится более 17 часов. Солнце поднимается в полдень летом выше, чем зимой. Наблюдать за движением Солнца помогает палка, вертикально воткнутая в Землю. Тень от нее бывает самая короткая днем, когда Солнце находится в самой высокой точке своего пути. Это полдень. В полдень Солнце всегда на юге. За спиной север, справа — запад, слева — восток. И никакой компас не нужен. Само Солнце служит компасом.
Два раза в год — 21 марта и 23 сентября — Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе. Это дни равноденствий, когда день по длительности равен ночи (12 часов). 21 марта — день весеннего равноденствия. Это начало астрономической весны. 23 сентября — день осеннего равноденствия, начало астрономической осени. Астрономическая зима начинается 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. А день летнего солнцестояния — 22 июня. В дни солнцестояний Солнце не восходит на востоке, и не заходит на западе. Летом Солнце появляется на северо-востоке, а зимой на юго-востоке. Заходит летом на северо-западе, а зимой на юго-западе. «Распорядок дня» Солнца очень точный. Движется оно так по небу каждый день на протяжении нескольких миллиардов лет!
КАК УСТРОЕНО СОЛНЦЕ?
Солнце — единственная в нашей Солнечной системе звезда — устроено так, как и множество звезд. Это огромный массивный шар, представляющий собой сгусток раскаленного газа. Это мощный источник излучения света и теплоты, внутри которого постоянно движутся, перемещаются раскаленные газы, называемые плазмой.
Ученые, наблюдая поверхность Солнца, исследуя все виды солнечного излучения, с помощью измерений и расчетов составили схему строения Солнца, условно разделив Солнце на четыре области:
1) Внутренняя область (центральная) — ядро, там происходят ядерные реакции. «Сгорает» водород, превращаясь в гелий (за одну секунду 60 млн. тонн водорода). В такой «топке» температура близка к 15000000 градусов. Радиус солнечного ядра равен примерно 1/3 радиуса всего Солнца;
2) Область лучистой зоны. Там газы находятся в умеренном движении. Энергия передается наружу последовательно — от слоя к слою;
3) Область быстро движущихся газов — конвективная зона. Солнечное вещество перемешивается подобно воде при кипении. Температура по мере приближения к видимой границе Солнца уменьшается до 8000 градусов;
4) Область атмосферы. Она простирается далеко за пределы видимого диска Солнца, хорошо видна во время солнечных затмений в виде жемчужного ореола, называемого короной.
Нельзя говорить что Солнце имеет поверхность. Самый нижний слой атмосферы Солнца является источником энергии, которая наблюдается в видимой части спектра Солнца. Этот слой называют фотосферой, он дает яркий свет и образует видимую поверхность. Фотосфера постепенно переходит в хромосферу — внешние слои Солнца, заканчивающиеся короной. В короне солнечный газ разрежается, расширяется, «испаряется» в межпланетное пространство. От Солнца идет поток горячей разреженной плазмы, называемый Солнечным ветром. Астрономы, долгое время наблюдая Солнце, изучили процессы, которые происходят на его «поверхности». Временами в хромосфере возникают блестящие вспышки, как бы взрывы, бывают видны в отдельных местах выступы, выбросы газов в виде языков пламени, громадные струи солнечного вещества. Иногда они выглядят, как дуги или арки. Это протуберанцы. Они могут вздыматься над хромосферой на сотни тысяч километров, выбрасывать часть своего вещества в пространство, опускаться и исчезать.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ СОЛНЦЕ?
Об этом нам рассказывает спектр солнечных лучей.
Солнечный свет — это смесь из лучей разного цвета. Впервые это установил великий английский физик И.Ньютон. Он взял стеклянную призму и направил на нее луч света. На экране за призмой вместо белой полосы появилась широкая разноцветная полоса. Цвета чередовались в том же порядке, как и у радуги на небе после грозы: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Эту радугу в лабораторных условиях называют спектром. Чередование цветов в спектре наблюдается всегда только в такой последовательности. Запомнить ее помогает мнемоническая (от греческого слова мнемоника — искусство запоминания) фраза: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Первые буквы этих семи слов являются первыми буквами красок радуги.
Если лучи спектра послать на другую призму, то появится белый цвет. На спектре Солнца помимо цветных полос можно увидеть отдельные темные линии. По этим линиям и определили состав солнечной атмосферы.
Оказалось, что на Солнце больше всего водорода, а затем гелия. Открыто там и много других химических элементов (кислород, кальций, железо, магний, натрий и др.) но все вместе они составляют очень малую долю по сравнению с гелием, а тем более водородом.
На Солнце не обнаружено никаких химических элементов помимо тех, которые имеются на Земле. Это указывает на то, что небесные тела состоят из тех же веществ, что и Земля. Но на разных небесных телах одно и то же вещество может находиться в самых различных состояниях и сочетаниях.
Источник