Освоение Мирового океана и космоса
Взаимосвязанный характер решения глобальных проблем.
В современную эпоху человечество в своей хозяйственной деятельности обращается к освоению богатств Мирового океана. Мировой океан занимает 71% площади Земли. Отношение объёма океанской пелагиали (толщина воды как среды обитания организмов) к объёму тех слоёв атмосферы, где возможна жизнь, составляет 183:1. Растения моря дают 70% годовой выработки кислорода на нашей планете. Океан является «всемирной фабрикой» погоды. Достаточно сказать, что охлаждение верхних 200 м воды на 1 градус приводит к нагреванию слоя воздуха в 4 км толщиной на 10 градусов.
Огромны запасы минеральных ресурсов океана. Однако их освоение делает лишь первые шаги. Сегодня широко используются только нефть и газ океана. Здесь добывается примерно 1/3 нефти и газа, или 730 млн. т. нефти и 330 млрд. куб. м. природного газа. Наибольший удельный вес нефти, получаемый со дна моря, наблюдается в странах Западной Европы – 92%. В начале 21 века со дна океана добывается примерно ½ всего получаемого объёма нефти и газа.
К морским источникам энергии и сырья также относятся:
тепловая энергия океана. Она равна 40 000 блн. кВт. А суммарная потребность человечества в энергии в 2000г. составила лишь 33 блн. кВт;
энергия морских приливов. Их совокупный энергетический потенциал составил 27 блн. кВт. Это потенциал уже сейчас широко используется в ряде стран;
морские залежи ценных минералов. Металлические конкреции (донные шарообразные образования диаметром 25 см, состоящие из соединений окислов никеля, магния, кобальта, марганца и других металлов) покрывают 15% морского дна. Их общие запасы равны 1 трлн. т. В настоящее время со дна океана добывается 1/5 мировой добычи полезных ископаемых. В мире имеется 100 подводных шахт и рудников. Из морских россыпей добывается 70% ильменита, 30– олова, 22 – кобальта,6,2 – никеля;
биологические ресурсы океана. Они составляют 40% годовой продукции растительности Земного шара. В океане сосредоточено 80% запасов белка нашей планеты. По прогнозам, добыча океанских биоресурсов может составить от 60 млн. до 7 млрд. т. От 20 до 40% населения покрывают свои потребности в животном белке за счёт морепродуктов. Себестоимость рыбы в 5 раз ниже, чем себестоимость мяса.
В последнее время в мировом рыболовстве ощущается ограниченность сырьевой базы. Ежегодный прирост улова в 1950-70 гг. составляет 6-7%, в настоящее время он составляет лишь 1%. Угроза постепенного уничтожения нависла над всей популяцией рыб, за счёт которых в континен-тальном шельфе обеспечивается 95% мировой добычи рыбы. При самой рациональной эксплуатации рыбных ресурсов в будущем мировой улов не увеличится более чем на ¼.
Нарушение экологического баланса Мирового океана как глобальная проблема включает следующие моменты:
подрыв сырьевой базы мирового рыболовства;
повышение доли углекислого газа в атмосфере в результате деятельности человека, уменьшение озонового слоя и усиление ультрафиолетового облучения земной поверхности. Всё это сказывается не только на сухопутных, но и на морских организмах;
загрязнение Мирового океана сточными водами. Он принимает отходы промышленных производств, пестициды и химические удобрения вместе с водой впадающих в него рек, различные виды транспортного загрязнения. Ежегодно в моря и океаны сбрасывается 300 млн. т. железа; 6,5 – фосфора; 2,3– олова; 7 тыс. т. ртути, ещё 5 тыс. т. ртути сливается в океан в составе остатков моторного топлива;
загрязнение Мирового океана нефтью. Ежегодно Мировой океан принимает 10 млн. т. нефти и нефтепродуктов. Главная причина попадания нефти в морскую воду – катастрофы крупных танкеров (1/3 общего загрязнения моря нефтью).
В результате активного загрязнения моря за последние 20 лет произошло падение продуктив-ности фитопланктона в среднем на 20-30%. Экобаланс Мирового океана находится под угрозой. Наи-более загрязнённым в настоящее время считается Северное море, а наиболее загрязнённый океан — Атлантический.
Последствия неграмотного обращения с Мировым океаном нельзя «удержать» в границах национальных территориальных вод. Отрицательный экологический эффект переходит от одного государства к другому по следующим каналам:
с перемещением водных масс;
по трофной цепи (цепь питания) – от одного организма к другому;
с обменом веществ – от одной локальной экосистемы в другую. Так затрагиваются интересы всех прибрежных стран и народов.
Таким образом, глобальная проблема Мирового океана состоит в том, чтобы грамотно осваивать океан, чтобы не привести к пагубным последствиям для окружающей среды.
Особую роль в дальнейшем развитии производительных сил человечества играет освоение космического пространства. Первые шаги в освоении космоса оказались в ряду величайших достижений человечества. Космонавтика определяет уровень научно-технического развития страны. В то же время она открывает возможности для решения комплекса таких проблем, как:
развитие внутренних и международных систем связи;
долгосрочное прогнозирование погоды;
навигация морского и воздушного транспорта;
получение обширной информации о структуре морского дна, составе почвы и растительности, прогнозирование урожайности, оптимальных темпов сельскохозяйственных работ, определение формирования стока рек, поиск пресной воды и полезных ископаемых;
космические станции способствуют решению энергетической проблемы. Благодаря космическим устройствам можно перерабатывать солнечную энергию в тепловую и электрическую. Этим можно сохранить земные ресурсы, вынести в космос вредные токсичные и энергоёмкие производства;
космонавтика открывает большие возможности для создания глобальной геофизической информационной системы, которая поможет разработать модель Земли;
космонавтика стимулирует развитие и совершенствование таких отраслей, как машиностроение, электроника, вычислительная техника, энергетика.
Задачи по освоению космоса требуют международных усилий. Это диктуется интернационализацией производства и возрастающей стоимостью отдельных проектов и экспериментов, проводимых в космосе.
Существуют следующие формы международного сотрудничества в области космоса:
программа космического сотрудничества социалистических стран «Интеркосмос», которая была принята в апреле 1967г. В выполнении программы принимали участие страны: ЧССР, ПНР, ГДР, НРБ, ВНР, СРВ, МНР, Куба, СССР, а также космонавты Франции, Индии, Сирии, Афганистана. С исчезновением мировой системы социализма перестала существовать и программа «Интеркосмос»;
Всемирная и Европейская организация спутниковой связи;
Европейское космическое агентство (1975г.). Оно координирует деятельность 11 стран в области исследования и использования космического пространства в мирных целях;
Национальное управление по аэронавтике и космическому пространству (НАСА) США. Оно сотрудничает с Канадой, Японией и ЕКА в области освоения космоса;
Совместная программа в космосе между СССР и США «Союз-Аполлон» (1975г.).
Вместе с тем ведутся исследования, связанные с использованием космоса в военных целях. В марте 1983г. в США принята долгосрочная программа «стратегической оборонной инициативы» (СОИ). Это самый крупный проект за последние 50 лет, включая программы полёта на Луну и «Аполлон». Ряд стран поддерживает программу СОИ: Англия, Германия, Франция и Япония. Важно предотвратить распространения оружия в космос. Для этого необходимо взаимодействие всех стран.
Глобальные проблемы – это не разрозненные явления и процессы. Как можно было убедиться, они тесно связаны. К их решению нужны новые подходы и практические меры, исходящие из целостного мира, необходимости сотрудничества в планетарном масштабе.
Список литературы
«Мировая экономика» учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям В.К. Ломакин, М.: ЮНИТИ, 1998
«Современная экономика» многоуровневое учебное пособие под ред. О.Ю. Мамедова, Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1999
«Экономическая теория (политэкономия)» учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям, Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова, М.: ИНФРА-М, 1997
«Мировая экономика» учебное пособие П.В. Сергеев, М.: ЮРИСПРУДЕНЦИЯ, 2000
«Экономическая теория» учебник для студентов экономических специальностей ВУЗов 2 издание А.Ф. Шишкин, М.: ВЛАДОС, 1998
Источник
2.2. Проблемы мирового океана и освоения космоса
Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхности, — это огромный водный резервуар, масса воды в котором составляет 1,4 миллиарда кубических километра. Вода океана – это 97% всей воды на планете. Океану и особенного его прибрежной зоне принадлежит ведущая роль поддержания жизни на Земле. Ведь около 70% кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктоном. Сине-зеленые водоросли, обитающие в мировом океане, служат гигантским фильтром, очищающим воду в процессе её кругооборота.
Мировой океан является одним из важнейших объектов экологической защиты. Особенность этого объекта состоит в том, что течение в морях и океанах быстро относит загрязняющие вещества на большие расстояния от мест их выброса. Поэтому проблема охраны чистоты океана носит ярко выраженный международный характер.
Источники и вещества, загрязняющие мировой океан, многочисленны: от ртути до неподдающихся разложению синтетических моющих средств, часто образующих в реках толстый слой пены. Интенсивная деятельность человека привела к тому, что Балтийское, Северное и Норвежское моря сильно загрязнены стоками моющих средств. Воды Балтийского и Северного морей таят в себе и иную опасность. В 1945-1947гг английским, американским и советским командованием в них было затоплено около 300 тысяч тонн трофейных и собственных боеприпасов с отравляющими веществами (ипритом, фосгеном, адамситом). Операции по затоплению проводились в спешке с серьезными нарушениями норм экологической безопасности. Корпусы химических боеприпасов к сегодняшнему дню сильно разрушились, что чревато тяжелыми последствиями.
Наиболее массовыми веществами, загрязняющими водоемы, являются нефть и производные от неё продукты. Нефтяное загрязнение океана опасно из-за того, что на поверхности воды образуется тонкая нефтяная гидрофобная пленка, препятствующая свободному газообмену с атмосферой, что резко сказывается на океанской флоре и фауне.
Судоходство – древнейшая отрасль транспорта, связывавшая континенты и культуры в самом далеком прошлом. Но только во второй половине прошлого века оно приняло современные грандиозные масштабы. Научно-техническая революция стремительно изменила тоннаж судов, особенно танкеров: если в 1970г средний тоннаж танкера составлял 42 тысячи тонн, то уже в 1980г – 96 тысяч тонн, при этом половина тоннажа танкерного флота мира уже приходилась на супертанкеры (более 200 тысяч тонн). Эпоха супертанкеров и рудовозов выдвинула на первый план порты с большими глубинами подходов, вызвала концентрацию грузопотоков нефти и руды.
Экологические проблемы мирового океана обусловливаются и «нагрузкой» на прибрежные районы. «Сдвигом к морю» называют глобальный процесс притяжения к морским берегам самой разнообразной экономической деятельности, а значит – и населения. В прибрежных районах сложились мощные портово-промышленные комплексы. За последние 45 лет доля приморских районов населения Земли увеличилась с 30-35 до 40-45%.
Большую опасность для открытого океана представляют катастрофы танкеров и ещё большую – атомных подводных лодок, захоронения радиоактивных отходов. Особо опасным стало Средиземное море, через которое проходит грузопоток в 250 миллионов тонн нефти, хотя площадь всего бассейна этого моря – только 1% мирового океана. Опасно воздействие на мировой океан и военных конфликтов. Война в Персидском заливе привела к тому, что 2/3 западного побережья Персидского залива было покрыто слоем нефти, и погибло огромное количество морских животных и птиц. Окружающая среда подверглась беспрецедентному за всю историю человечества загрязнению.
Все это говорит о нарастающей конфликтности использования мирового океана – развитие добывающей промышленности на шельфе и широкий сброс промышленных отходов в океан подрывают условия для традиционных отраслей рыболовства, туризма и отдыха. К тому же сами отдыхающие на побережье ухудшают экологическую обстановку.
Успешное восстановление водных ресурсов при одновременном вовлечении их в хозяйственный оборот, то есть воспроизводство водных ресурсов, предотвращение новых загрязнений возможно лишь при проведении комплекса мероприятий, включающих очистку сточных вод и водоемов, внедрение оборотного водоснабжения и малоотходных технологий. За последние годы был принят ряд важных международных соглашений по охране морей и океанов от загрязнений. В соответствии с этими соглашениями промывка танкеров и сброс отработанных судовых вод должны осуществляться в специальных портовых устройствах. Каждая страна, подписавшая соглашение, несет юридическую и материальную ответственность за загрязнение вод океанов и морей.
До недавнего времени ученые полагали, что освоение ближнего космоса(околоземного пространства) не оказывает почти никакого влияния на погоду, климат и другие жизненные условия на Земле. Поэтому не удивительно, что освоение космоса велось без оглядки на экологию. Ученых заставило задуматься появление озоновых дыр. Но, как показывают исследования, проблема сохранения озонового слоя составляет лишь малую часть гораздо более общей проблемы охраны и рационального использования околоземного космического пространства, и, прежде всего той его части, которую образуют верхняя атмосфера и для которой озон является лишь одним из её компонентов.
Космос – среда для человека новая, пока еще не обжитая. Но и здесь возникла извечная проблема засорения околоземного пространства обломками космических аппаратов. Причем различают наблюдаемый и ненаблюдаемый космический мусор, количество которого неизвестно. Космический мусор появляется в процессе работы орбитальных станций и космических аппаратов, и в результате их последующей преднамеренной ликвидации. Он включает в себя также отработавшие отделяемые элементы конструкций космических аппаратов. По современным данным в ближнем космосе находится порядка 3000 тонн космического мусора, что составляет около 1% от массы всей верхней атмосферы выше 200 км. 4 Растущее засорение космоса представляет серьезную опасность для космических станций и пилотируемых полетов. Уже сегодня создатели космической техники вынуждены учитывать неприятности, которые сами и создали. Космический мусор опасен не только для космонавтов и космической техники, но и для землян. Специалисты подсчитали, что из 150 достигших поверхности планеты обломков космических аппаратов один с большой вероятностью может серьезно ранить или даже убить человека.
Таким образом, если человечеством в самое ближайшее время не будут приняты эффективные меры для борьбы с космическим мусором, то космическая эпоха в истории человечества может в ближайшее время бесславно закончиться. Космическое пространство не находится под юрисдикцией какого-либо государства. Это в чистом виде международный объект охраны. Таким образом, одна из важнейших проблем, возникающих в процессе индустриального освоения космоса, состоит в определении специфических факторов допустимых границ антропогенного воздействия на окружающую среду и околоземное пространство. Нельзя не признать, что сегодня имеет место отрицательное воздействие космической техники на окружающую среду (разрушение озонового слоя, засорение атмосферы окислами металлов, углерода, азота, а ближнего космоса – частями отработанных космических летательных аппаратов). Поэтому очень важно вести изучение последствий её влияния с точки зрения экологии.
Источник