«Зимнее утро» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения
В стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» нашли отражение и настроение поэта, и описание чудной зимней картины природы, и вскользь показана буря, разгулявшаяся накануне. Стихотворная картина получилась столь замечательной благодаря средствам художественной выразительности, о которых разговор пойдет ниже.
Эти художественные элементы помогают литераторам передавать душевное состояние свое или героев произведения, создавать живые описания окружающей действительности. Они присутствуют как в поэтическом, так и в прозаическом творчестве. В русской литературе насчитывается более 25 таких средств, которые делятся на три группы: синтаксические, лексические и фонетические. Лексические средства называют тропами.
Давайте рассмотрим средства выразительности, использованные Пушкиным в стихотворении «Зимнее утро»: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и некоторые другие.
Эпитеты
Это как правило прилагательные. В литературном произведении они служат для описания объектов, мест, людей. В стихотворении использованы следующие эпитеты.
- чудесный (день),
- прелестный друг,
- мутном (небе),
- голубыми (небесами),
- бурую (кобылку),
- нетерпеливого коня,
- пустые (поля),
- милый берег.
Олицетворения
Олицетворения иногда называют персонификациями. Это
- Носилась (мгла).
- Желтела (луна).
- Чернеет лес.
- Трещит печь (фактически, в печи потрескивают дрова).
Метафоры
Если эпитеты – это определения, выраженные в прямом значении, то метафоры – это определения, высказанные в переносном смысле;
- Веселым треском. Иначе говоря, потрескивание дров веселит автора.
- Прозрачный лес. То есть деревья с облетевшей листвой становятся прозрачными.
- Янтарным блеском. Солнце заливает комнату теплым желтоватым светом, напоминающим цвет янтаря.
- Великолепными коврами. Снежный покров часто сравнивают с коврами. А тут еще и великолепные.
- Утреннему снегу, то есть по снегу, выпавшему утром, и еще нетронутому людьми и скотом.
Сравнения
Луна как бледное пятно. В густом тумане или снежном вихре луна виднелась бледным пятном. По другому ее воспринимать было трудно.
Архаизмы
В стихотворении использованы старославянизмы с элементами древнеримской мифологии:
сомкнуты негой взоры – фраза, полностью построенная в старославянском стиле. Нега – это наслаждение, удовольствие. Аврора – богиня утренней зари у дохристианских римлян. Поэты нередко отождествляли языческих богов с природными явлениями, представителями которых боги являлись. Вечор, тоже архаичная форма слова «вечер».
Стилистические средства выразительности
В стихотворении поэт применил антитезу. Противопоставление имеется в содержании картин: буря накануне вечером и солнечное утро:
- печальная – веселым;
- мутным – прозрачный;
- мрачный – янтарным блеском, блестит.
В последней строфе наблюдается антитеза: леса густые, поля пустые.
Эмоционально-оценочная лексика выражена словами: красавица, друг прелестный. Здесь же присутствует обращение к подруге. Обращения тоже являются одной из форм стилистической выразительности.
Потрескивание дров выражено аллитерацией повторением звуков -ск-. -ст-: сквозь, блестя, блестит, треском.
Источник
Найдите олицетворение, сравнение, метафору, гиперболу, литоту, эпитет в стихотворении Пушкина
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Shanelka 9 лет назад
Профи (800)
Нумизматика — наука о монетах. Это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. В основе этого слова лежит греческое имя существительное «номос» — закон, законное платежное средство и производное от него «номизма» — монета. В Европе коллекционирование монет зародилось в эпоху Возрождения сначала в Италии, а затем в других странах. Тогда же стали пояляться первые труды, объясняющие изображения и надписи на монетах. Основоположником систематического научного исследования в области нумизматики считается австрийский ученый И. И. Эккель (1737-1798) — автор восьмитомного труда «Наука о древних монетах», изданного в Вене в последнем десятилетии XVIII века.
4 Нравится Комментировать Пожаловаться
Владенья наши царственно-богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.
Мы обе — феи, добрые соседки,
Владенья наши делит темный лес.
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облачко в выси небес.
Мы обе — феи, но большие (странно!)
Двух диких девочек лишь видят в нас.
Что ясно нам — для них совсем туманно:
Как и на всe — на фею нужен глаз!
Нам хорошо. Пока еще в постели
Все старшие, и воздух летний свеж,
Бежим к себе. Деревья нам качели.
Беги, танцуй, сражайся, палки режь.
Но день прошел, и снова феи — дети,
Которых ждут и шаг которых тих.
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Ещe невзрослый передаст ли стих?
Источник
помогите, пожалуйста, найти все средства художественной выразительности в этом стихотворении.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.. .
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег.. . Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.. .
Скучно, грустно.. . завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь, не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик.
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Эпитеты: волнистые туманы; печальные поляны; дороге зимней, скучной; тройка борзая; колокольчик однозвучный; в долгих песнях; разгулье удалое; сердечная тоска; версты полосаты; мерный круг.
Олицетворения: пробирается луна, луна льет.
Аллитерация:
1) Звук «к»:
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик.
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
2) Звук «у»:
Скучно, грустно.. . завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь, не наглядясь.
3) Звук «л»:
На печальные поляны
Льет печально свет она.
эпитеты: волнистые туманы; печальные поляны; льет печально свет; по дороге зимней, скучной; тройка борзая; колокольчик однозвучный; утомительно гремит.
Метафоры: льет свет, версты полосаты,
Олицетворение: лунный лик,
Метонимия: пробирается луна
Эпитеты: волнистые туманы; печальные поляны; дороге зимней, скучной; тройка борзая; колокольчик однозвучный; в долгих песнях; разгулье удалое; сердечная тоска; версты полосаты; мерный круг.
Олицетворения: пробирается луна, луна льет.
Источник
Средства художественной выразительности. Эпитет, сравнение, метафора и олицетворение.
Средства художественной выразительности помогают автору ярко нарисовать картину, выразить свои мысли и чувства. Читателю же средства художественной выразительности помогают представить живой образ предметов, явлений и действий в литературном произведении.
Эпитет
Эпитет — это яркое образное определение. Обычно выражается именем прилагательным.
Золотая тучка в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утёс»
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Волнистые туманы, печальные поляны в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
Раскаты молодые в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»
Жаркой нивой, ветер прихотливый, золотые переливы, безбрежная жатва, огнедышащее око в стихотворении А. А. Фета
Зреет рожь над жаркой нивой ,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы .
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око .
Сравнение
Сравнение это такое средство художественной выразительности, при котором происходит сопоставление одних предметов с другими по сходству признаков, действий и качеств.
С помощью сравнения писатель более полно и ярко раскрывает образ героя, явления или действия.
Как невеста нарядись в стихотворении И. С. Никитина «Полно, степь моя. «
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста , в цветы нарядись .
Что белый пушок, как алмазы горят в стихотворении И. С. Никитина «Встреча зимы»
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок ,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
Точно пеленою, что шапкой в стихотворении И. З. Сурикова «Зима»
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Источник
Метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, сравнения, инверсия — что такое? (примеры)
1 ответ
Средства художественной выразительности – это слова или обороты речи в прозаическом или поэтическом произведении, которые предают тексту выразительность и яркость, тем самым помогая автору создать уникальный для читателя художественный образ и т.д. Известно множество средств художественной выразительности, вот некоторые из них, которые писатели применяют в своих произведениях наиболее часто:
- Сравнение – это выражение, которое содержит в себе часть свойств другого выражения или слова. Пример:
“Словно как мать над сыновней могилой,
Стонет кулик над равниной унылой. ” Николай Некрасов.
- Метафора – это худ. средство выразительности, которое с помощью скрытого образа одного предмета или явления переносит его свойства на другой. Проще говоря, метафора – это скрытое сравнение, т.е. такое, в котором отсутствуют слова, характерные для обычного сравнения – “как”, “словно”, “будто”. Пример метафоры:
“В саду горит костер рябины красной”
Сергей Есенин. - Олицетворения – разновидность метафоры, для которой характерно проецирование свойств живого на неживое. Например:
“Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя”
А. С. Пушкин. - Эпитет – образное определение, придающее наиболее яркую и выразительную окраску чему-либо. Эпитетом обычно является прилагательное, реже – наречие. Пример эпитета:
“Но люблю я, весна золотая…” (весна золотая)
Н. Некрасов.
- Инверсия – это средство художественной выразительности, для которого характерно изменение привычного порядка слов для того, чтобы придать тексту более яркое и живое настроение. Пример инверсии:
“Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом” ( вместо “в голубом тумане моря)
М. Ю. Лермонтов;
“Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням” (вместо “мимо швейцара”)
А. С. Пушкин.
Источник