Сочинение Описание Митраши в рассказе Кладовая Солнца Пришвина
Митраша – главный герой сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». На момент повествования мальчику 10 лет, у него есть сестра Настя, которая старше брата на два года. Настя с Митрашей живут одни, их мать умерла от болезни, а отец погиб на войне. Дети самостоятельно управляются со своим хозяйством, они живут очень дружно и мирно.
Митраша похож на сестру: лица детей усыпаны золотыми веснушками. Мальчик имеет невысокий рост и плотное телосложение, за что в древне его лазского зовут «мужичком в мешочке». Отец научил Митрашу делать деревянную посуду, мальчик мастерит утварь не только для дома, но и для соседей и знакомых.
Митраша посещает все деревенские собрания, старается понять то, что на них говрят. «Мужичка в мешочке» вместе с сестрой часто можно было увидеть на колхозных полях, дети никогда не уклонялись от общественных работ, помогали копать противотанковые рвы.
Однажды Настя с Митрашей отправились в лес за клюквой. Мальчик тщательно готовился к этому походу: он взял ружье, компас. На развилке дети поссорились: они не могли выбрать тропинку, по которой продолжат свой путь за лесной ягодой. Митраша, помня рассказ отца о нетронутой полянке возле Слепой Елани, хотел идти по указанию компаса на север. Однако тропинка, которую выбрал мальчик, была еле заметой, почти не хоженой, поэтому Настя настаивала на том, чтобы идти вместе по проторенной надежной дороге. Никто из детей не хотел уступить, поэтому брат с сестрой отправились дальше каждый своим путем.
Настя благополучно добралась до лесной полянки, где росла клюква. Девочка стала собирать ягоды, забыв о брате. Митраша же идя по указаниям компаса, провалился в болото, выбраться из которого ему помогла собака покойного лесника Антипыча – Травка. Митраша по характеру был умным и храбрым мальчиком. Старый Помещик, самый опасный волк в округе, погнавшись за Травкой, также как и Митраша оказался у Слепой Елани. Мальчик, не растерявшись и не испугавшись опасного хищника, выстрелил в него, тем самым закончив долгую жизнь волка. Выстрел услышала Настя. Сестра с братом вернулись домой, взяв с собой и собаку лесника.
Митраша – сильный и отважный ребенок. Мальчик рано осиротел, оставшись без родителей. В десятилетнем возрасте Митраша ведет себя уже как взрослый, в маленьком сердце героя живут такие качества как мудрость, отвага, сила и доброта.
Сочинение 2
Главными персонажами данного произведения можно назвать Настю и Митрашу. Пришвин хотел показать персонажей интересными, и по мнению критиков, у него это прекрасно получилось. Можно, для примера, разобрать образ Митраши. Он представлен в образе десятилетнего мальчика на тот момент, когда происходило описание основных сюжетных действий картины. Он очень старался быть похожим на своего родного отца, который погиб во время военных действий. Внешне он описан как невысокий мальчик с плотным телосложением и довольно крупным лбом. Он был «украшен» веснушками, и имел «чистенький и задорный» нос. Для того, чтобы читатель смог в полной мере прочувствовать характер персонажа, автор применяет прием с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов. Он показывает достаточно смелого и мужественного мальчика, который несмотря на свой юный возраст, совершал действительно взрослые поступки.
Ребята в произведении показаны несломленными людьми, которым пришлось пережить различные тяготы жизни – например, они потеряли родителей, и жили в сложное военное время. Для того, чтобы продолжить свое существование, им приходилось заботиться о своем хозяйстве, и, будучи очень трудолюбивыми и ответственными людьми, они это делали весьма успешно. Митраша обрабатывал землю, на которой росли картошка, свекла и огурцы, а также ему приходилось выполнять практически всю работу, которую ранее делал его отец. Он даже мастерил посуду из дерева по схемам, которые давал когда-то ему отец. И делал это он не для одного себя, многие люди, жившие в селе, обращались к нему за помощью, и часто просили, чтобы он сделал что-нибудь для них.
Задействованы дети были не только в хозяйственных, но также и в общественных делах. Они участвовали как на полевых, так и на других работах. Митраша показан как довольно уверенный и упрямый мальчик, который уже в раннем возрасте проявлял свои мужественные черты характера. Он имел твердые убеждения. Довольно интересной выглядит та сцена, в которой дети поссорились в моменте сбора клюквы. Он полностью старался быть похожим на отца. О своей сестре он проявляет заботу, и старается передать все секреты и опыт, которые он успел получить от родного отца. Он рассказывает о лесной тропинке, которая ведет к месту, где растет довольно много клюквы. Также, он пытается внешне выглядеть, как его отец, он надевает его куртку, которая, несмотря на то, что довольно велика ему, напоминает о родном человеке.
Описание Митраши в рассказе Кладовая Солнца
Популярные сочинения
В выходные мы с родителями ходили в лес собирать грибы. Я, как обычно, искал их под деревьями и на солнечных полянах. Грибов было немного, но они были разные. Еще в лесу были разные ягоды, мы их с удовольствием ели.
Очень часто в произведениях Островского главной темой выступали человеческие пороки, которые автор презирал и ненавидел. Островский был человеком, который старался сделать мир лучше
В семье Мелеховых смешалось два вида крови: казачья и турецкая — это стало причиной того, что все члены этой семьи наделены самобытным и непокорным характером
Источник
Образ и характеристика Митраши — героя сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
В сказке-были Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» рассказывается о брате и сестре, осиротевших во время Великой Отечественной войны. Однажды, несмотря на их дружбу, у Митраши и Насти случилась ссора, которая могла привести к гибели мальчика. Образ и характеристика Митраши помогут раскрыть темы сказки-были и её основную мысль.
Портрет: описание внешности, речь
Митраша (Дмитрий) — десятилетний мальчик, он на два года младше сестры Насти. Он был маленький, плотный, «лобастый», с широким затылком.
Учителя называли между собой Митрашу «Мужичок в мешочке». «Мужичок» — потому что мальчик самостоятельный и упрямый, а «в мешочке» — потому что он носил старую отцовскую куртку из домотканой материи, подпоясывая её кушаком (широким поясом). Куртка эта ему была до пят, поэтому казалось, что на Митраше надет подпоясанный мешок.
Лицо у Митраши, как и у его сестры, было в веснушках, похожих на золотые монетки, а курносый нос был без веснушек.
Мальчик помнил многие наставления отца и часто упоминал об этом в своей речи. От него то и дело Настя слышала: «отец говорил…», «отец показывал…», «отец рассказывал…»
Характер, поступки
Мать у Митраши и Насти умерла от болезни, отец погиб на фронте. Оставшись одни, дети сумели научиться вести всё хозяйство, доставшееся им после родителей. Они были трудолюбивы: ухаживали за скотиной, работали в огороде, а Митраша ещё делал деревянную посуду для сельчан — этому ремеслу он выучился у отца. Кроме бондарства (изготовления бочонков, шаек, лоханей) мальчик занимался мужской работой — той, где нужно применять не только топор, пилу, другие инструменты, но и силу, ведь Митраша был не только трудолюбивый и умелый, но и сильный.
Присоединялся он и к общественной работе: помогал колхозникам на скотном дворе, в полях, на лугах, помогал рыть противотанковые рвы. Кроме того, бывал Митраша на колхозных собраниях, старался понять общественные заботы, да ещё и в школе учился.
Митраша помнил, как «отец наставлял его мать», и тоже иногда начинал учить Настю. Но у сестрёнки было больше жизненного опыта, так как она была старше брата на два года. Она просто улыбалась, слушая его, а Митраша начинал хорохориться и злиться. Но Настя погладит его по затылку и мальчик, понимая, что он всё же младше её, успокаивался. После этого Настя предлагала вместе поработать на огороде. Таким образом, Митраша не зазнавался, и в его дружбе с сестрой было равенство. Автор подчёркивает, что не было в селе ни одной семьи, «где бы жили и работали так дружно», как Митраша и Настя.
От родителей дети переняли умение и сноровку, трудолюбие, серьёзное отношение к жизни, доброту.
Как Митраша попал в беду
Митраша помнил многие рассказы и наставления отца, который был для него непререкаемым авторитетом. Отец, как видно, был умным, общительным, много беседовал с сыном, серьёзно к нему относился, даже иногда называл по имени-отчеству — Дмитрий Павлович. И когда брат и сестра стали собираться весной на Блудово болото за клюквой, Митраша вспомнил, что отец рассказывал, что в лесу, возле Слепой елани, есть палестинка, где очень много клюквы. Мальчик помнил, что отец говорил, что её можно найти, если перейти Высокую гриву и потом идти прямо на север. Поэтому Митраша взял с собой в лес кроме топора и ружья «Тулки» ещё и компас. Про стрелку компаса отец сказал, что она верней друга: бывает, что друг изменит, а стрелка всегда на север смотрит, с её помощью, если заблудишься, можно узнать, где дом.
Собираясь за клюквой, Митраша обернул, как отец, вокруг ног портянки и вправил в сапоги. Надел он картузик, у которого козырёк от старости раздвоился: верхняя корочка была задрана, а нижняя спускалась почти до носа. Оделся мальчик в отцовскую куртку, которая была ему до пят, и подпоясался кушаком.
Дошли брат и сестра по Блудову болоту до Лежачего камня. Около него широкая тропа расходилась вилкой: одна тропа, плотная, хорошая, поворачивала направо, а другая, слабая, шла прямо. Митраша по компасу проверил их направление и узнал, что на север идёт слабая тропка. Он сказал Насте, что нужно идти по этой тропинке. Сестра пыталась его уговорить идти по плотной тропе. Она думала что, если идти по другой тропке, можно угодить в Слепую елань (топкое место в болоте). Но Митраша решил идти к палестинке по стрелке на север, как учил отец. Дети поспорили, рассердились друг на друга и пошли каждый по своей тропе.
Стрелка компаса повела Митрашу в Слепую елань, где немало людей и скота погибло. Тропа, по которой шёл мальчик, стала нетвёрдой, малозаметной. Но Митраша приметил, что вдоль неё росла высокая белая трава белоус. Он дошёл до ровной полянки, увидел на другой её стороне траву белоус — спутника человеческой тропы. Мальчик смело пересёк полянку и пошёл снова по елани, но не по тропке, которая сейчас вела не прямо на север, а повернула налево. Он хотел сократить путь и идти не по изгибающейся тропке, а строго на север. Ноги его всё глубже утопали, и труднее стало их вытаскивать. Вот он уже погрузился в воду выше колена, хотел выскочить назад, но увидел недалеко впереди траву белоус на человеческой тропе и решил не отступить назад, а перескочить на тропу. Он рванулся вперёд, но провалился в болото по грудь. При малейшем движении его тянуло вниз. Мальчик положил ружьё плашмя на болото и опёрся на него руками.
И тут услышал он крик Насти: «Митраша!» Мальчик ответил, но его крик отнёс ветер в другую сторону, и сестра не услышала его. Потом Митраша и кричать перестал, и по его щекам потекли слёзы.
Как Травка спасла Митрашу
В это время собака Травка, жившая одна в лесу после того, как её хозяин, лесник Антипыч, умер, прибежала на Слепую елань, преследуя зайца. А за ней понёсся волк Серый помещик, давно мечтавший поймать Травку.
Травка увидела Митрашу. Мальчик вспомнил, что по-настоящему эту собаку зовут Затравка, произнёс это слово, и Травка поняла, что это маленький Антипыч.
Митраша стал ласково уговаривать собаку, чтобы она ползла к нему. Когда Травка была уже близко, он не погладил её по голове, так как по её виду понял, что от радости она кинется к нему и утопит. Он замер и в то мгновение, когда Травка хотела броситься к нему на шею, схватил её за заднюю ногу. Большая, сильная собака рванулась и вырвала мальчика из болота. Он сразу лёг животом на ружьё, выпустил Травку и на четвереньках, переставляя ружьё, на которое опирался, добрался до тропы, где росла трава белоус. Тут он встал на ноги и позвал собаку: «Иди же теперь ко мне, моя Затравка!» Травка признала в нём хозяина, её любимого Алпатыча, с радостным визгом бросилась к нему, и Митраша стал целовать её в нос, в глаза, в уши. Так выдержка и знание поведения собак помогли Митраше выбраться из болота.
Мальчик был очень голоден, а Травка как раз возобновила гон по зайцу. Мальчик переменил в ружье подмокшие патроны и притаился в кусту можжевельника. Как раз здесь же притаился волк, подкарауливавший Травку. Митраша, увидев волка, выстрелил в него и убил серого разбойника, который за одно лето порезал множество коров и овец.
Услышав выстрел, Настя закричала, брат отозвался, и она быстро к нему прибежала. Травка принесла своему новому хозяину, в котором она видела молодого Алпатыча, зайца, и друзья развели костёр, стали готовить еду и устраиваться на ночлег.
Так Митраша благодаря своей силе духа, знанию повадок собак, умению стрелять, смог остаться в живых.
Отношение автора к Митраше
Пришвин относится к Митраше уважительно за то, что:
- у него есть сила характера;
- он умеет жить в тяжёлых условиях;
- выучился у отца бондарскому мастерству и делает деревянную посуду для односельчан;
- делает по хозяйству мужскую работу;
- участвует в общественной жизни.
Пришвин был не только писателем, но и естествоиспытателем, исследователем природы. Он понимал, что путь исследователя всегда нелёгкий, поэтому ему нравится намерение Митраши идти своим путём, а не выбирать проторённые дороги. Но Пришвин знал, что исследователю нужно учитывать и опыт, накопленный людьми. А у десятилетнего Митраши не хватило жизненного опыта, чтобы прийти к цели.
Вывод
Образ Митраши в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» помогает понять идею (основную мысль) этого произведения. Она состоит в том, что не нужно ссориться с друзьями, а если у людей разные мнения, нужно постараться договориться. Это произведения учит читателей тому, что о друзьях никогда не следует забывать и что, отправляясь по незнакомому опасному пути, нужно учитывать опыт других людей. Мальчик, перейдя хорошую полянку в Гиблой елани, не пошёл по тропке, которая в одном месте повернула налево, а хотел идти всегда строго по стрелке компаса на север. То есть он не поверил опыту других людей, ходивших строго по этой тропке, хотел сократить путь и поэтому попал в беду.
Характеристика образа Митраши, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Источник
Митраша — образ и характеристика героя сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Настя и Митраша Весёлкины — главные герои произведения М. Пришвина «Кладовая солнца», которое сам автор назвал сказкой-былью. Реальные события из жизни детей переплелись здесь с элементами сказки. Особенно ярко сказочные мотивы звучат в описаниях природы, леса. У Пришвина это заколдованный сказочный лес, где птицы и звери разговаривают, а сросшиеся сосна и ель плачут и стонут на всё болото.
Писательская характеристика образа Митраши достаточно полная: Пришвин рисует словесный портрет мальчика, изображает его характер, особенности личности, которые проявляются в его поступках; рассказывает об обстоятельствах его жизни и об отношении к природе. После прочтения этого произведения у читателей формируется полное и очень тёплое впечатление об этом мальчике.
Внешность
Митраша — уменьшительное имя от полного имени Дмитрий. Отец иногда называл его «Дмитрий Павлович», чтобы подчеркнуть серьёзность разговора.
Митраше десять лет «с хвостиком», он на два года младше сестры. Это невысокий, но плотный, коренастый мальчик с широким затылком и выпуклым лбом. Учителя в школе называли его «Мужичок в мешочке» – очень уж серьёзным и самостоятельным был Митраша, а когда он одевался в отцовскую куртку, сидевшую на нём мешковато, то и выглядел мужичком в мешочке. Мальчик во всём подражал отцу.
Отправляясь вместе с сестрой за клюквой, Митраша обернул ноги портянками, как научил его отец, надел старый картуз с раздвоенным козырьком, подпоясался кушаком. Как настоящий охотник, он заткнул за пояс топор, на одно плечо повесил сумку с компасом, а на другое — двуствольное ружьё «Тулку».
Митраша, как и его сестра Настя, был весь в золотых веснушках, только курносый носик оставался чистым.
Формирование личности
На процесс формирования личности ребёнка влияет множество факторов: среда, в которой он растёт, окружение, врождённые качества и т.д. Но важнейшую роль играют всё-таки родители, их отношение к детям и методы воспитания. Настя и Митраша потеряли родителей ещё до описанных в книге событий: мать умерла, а отец погиб на фронте. Но незримое их присутствие в жизни детей чувствуется на всём протяжении повествования. Мать своим примером воспитала в дочери трудолюбие и хозяйственность: Настя, как и мать, рано встаёт, выгоняет стадо, готовит обед. Всё у неё получается, всё ладится, несмотря на огромный объём работы, не всякому взрослому посильный. Скорее всего, у матери было слабое здоровье, оттого она и умерла так рано. Мать была спокойной, молчаливой женщиной — автор не приводит её поучений детям. Она учила их своим примером. Отец — совсем другой. То и дело дети вспоминают его наставления, поучения, разъяснения по различным вопросам жизни. Вот Митраша спрашивает отца, зачем он всегда берёт на охоту компас, ведь лес ему хорошо знаком? И отец очень серьёзно, обращаясь к сыну по имени-отчеству, разъясняет ему необходимость компаса в случае, если туча закроет небо и по солнцу невозможно определить своё местонахождение.
Отец научил Митрашу делать деревянную посуду: всевозможные бочонки, лоханки, кадушки, цветочные горшки, которыми он в основном снабжает односельчан. Мальчик умело пользуется столярными инструментами. Всё мужское хозяйство тоже на нём, да ещё он, как взрослый, посещает все собрания, вникает в общественные вопросы деревни.
Характер
Митраша — сильный и упрямый мальчик. Иногда он был и строптивым, но Настя умела находить к нему подход, уступая брату, но не умаляя его чувство хозяина в доме. В основном дети были дружны и любили друг друга, а потеря родителей сплотила их ещё больше.
Но во время путешествия за клюквой между ними произошло разногласие: Митраша хотел идти по тропе, которая была слабо протоптана, а Настя настаивала на хорошо протоптанном пути, по которому ходили все люди. Столкнулись женское благоразумие и мужская страсть к новым открытиям и неизведанным путям. Эта ссора между детьми чуть не привела к гибели Митраши.
Этот десятилетний мальчик уже приобрёл все качества настоящего охотника: он умел обращаться с оружием, обладал особой смекалкой, понимал нрав животных. Когда его стало затягивать в болото, он умно повёл себя с подбежавшей собакой Травкой, которая жила в лесу одна после смерти лесника Антипыча. Митраша понимал, что, если он выразит свою радость при появлении Травки, она тоже с радостью бросится на него и тем самым погубит. Поэтому мальчик начал тихонько подзывать собаку, и она стала подползать к нему. Когда он почувствовал, что Травка вот-вот бросится к нему с радостным лаем, он резко схватил её за заднюю лапу и так был спасён — собака рывком вытащила его из болота.
Митраша был не по годам смелым: ему удалось почти в упор застрелить старого хитрого волка Серого Помещика, который наводил страх на жителей близлежащих деревень, но которого никто не мог подстрелить.
Вывод
В сказке-были «Кладовая солнца» писатель восхищается своими героями Настей и Митрашей, находя для них самые ласковые определения: умненькие, дружные, милые… Но в тоже время в процессе повествования ведёт их через различные испытания: смерть родителей; проявление гордости и самолюбия, когда они не могли уступить друг другу в споре, как пройти к богатой клюквой «палестинке»; испытание сильным увлечением (жадностью Насти), когда забота о ближнем отходит на второй план; расплата за упрямство Митраши, когда он чуть не завяз в болоте. Преодолев все эти препятствия, дети многое поняли и приобрели бесценный жизненный опыт.
Образ Митраши, так ярко очерченный автором, помогает читателям понять, что любовь и дружба способны преодолеть любые препятствия. Человек, воспитанный во взаимосвязи с природой, намного богаче духовно и нравственно. Книга Пришвина побуждает задуматься о дружбе, доброте, преданности, ответственности людей друг перед другом и перед природой. «…Книга моя назначается для всех возрастов, потому что написана для ребенка, живущего в нас самих от раннего детства и до старости», — говорил автор о «Кладовой солнца».
Характеристика образа Митраши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Источник