«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения
Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook
Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.
«Кладовая солнца»: краткое содержание
«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.
Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.
Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:
Экспозиция
Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:
- Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
- Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.
Завязка
Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:
- девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
- Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.
Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook
По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.
Кульминация
Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:
- вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
- Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.
В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.
Развязка
Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.
Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.
В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.
Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.
«Кладовая солнца»: анализ произведения
Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.
Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:
История создания
Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.
Пейзажи тайги: Pxhere
Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.
Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».
Тема и конфликт
Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:
- единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
- верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
- прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.
В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.
Особенности композиции и жанр
Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:
- Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
- главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
- в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
- вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.
Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.
Характеристика главных героев
Автор дает такое описание детей. Вот Настя:
- девочка 12 лет, подросток;
- худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
- вся в веснушках, с золотистыми волосами;
- излучает добро и свет.
Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:
- приблизительно ему 10 лет;
- невысокого роста, но плотного телосложения;
- ребенок плечист и силен не по годам.
Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.
«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Источник
Урок литературы «Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни» (по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»)
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
В данной разработке показана творческая мастерская писателя, обсуждаются особенности жанра, учащиеся знакомятся с характеристикой персонажей, пополняют знания по изобразительно-выразительным средствам, учатся письменно излагать свои мысли по проблемному вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы «Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни» (по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца») | 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе В.
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 22г. Тамбова
Крючкова Людмила Александровна
«Быть счастливым — делать добро, искать и находить правду жизни»
(по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»).
1. Раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя — показать единство человека и природы.
2. Развивать речь, творческие способности учащихся.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.
4. Повторить понятие «толерантность»
I. М. Пришвин. В творческой мастерской писателя.
Тема урока слайд 1
- Существует мнение, что у Пришвина нет учителей и предшественников. Это неверно. Учитель у Пришвина есть. Тот единственный учитель, которому обязана своей силой, глубиной и задушевностью русская литература. Этот учитель — русский народ. В повестях, рассказах Пришвина всё объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой.
- Поэтому и главное действующее лицо в рассказах о природе — сам Пришвин: охотник, ученый, художник слова, искатель правды. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Чтение слайда 2
II. Особенности жанра.
Быль – рассказ о действительном происшествии (работа со словарями) Слайд 3
Задание: подберите синонимы: действительный — реальный, существующий, невоображаемый.
- поэтика названия произведения Слайд 4
На доске: Торф — плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений, употребляется как топливо.
- Кладовая—-клад—-торф (природное богатство) — МЕТАФОРА
- Образ солнца.
“первый луч солнца…на щеках у детей”
“хмарь закрыла всё солнце”
Вывод записать в тетрадь: Кладовая солнца – это не только торф как Слайд 5 полезное ископаемое, а это солнечное тепло и свет, которые нужны всему живому и людям на земле. Солнце как основа жизни.
Б) Сказочные мотивы. Слайд 6
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок», — говорит народная мудрость.
— Какие сказочные мотивы вы нашли в произведении «Кладовая солнца»?
Выполните сопоставление и заполните таблицу
В сказке – были «Кдадовая солнца»
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
«В одном селе, около Блудова болота…»
Вспомогательные сказочные предметы
Клубочек, зеркальце, яблочко на тарелочке, колечко…
Сказочный мотив запрета
Нельзя пить из болотца..
Нельзя ходить в Слепую Елань
Испытания как результат нарушения запрета
Возвращение девушки к Чудищу, приобретение образа медведя…
Митраша ушёл с тропы, протоптанной людьми
Сказочные персонажи-помощники и враги
Утка, щука, медведица с медвежатами
Собачка Травка, Серый Помещик, Косач
Деревья-великаны в непроходимом лесу
Добро побеждает зло
В борьбе добра и зла побеждает добро.
Вывод записать в тетрадь : “Никакой правды не бывает без выдумки! Напротив!
Выдумка спасает правду…”
“Содержание всякой сказки – это борьба человека – героя с каким-нибудь
представителем зла, и сказка в этом смысле есть отражение
общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым”.
На доске: Лирическое отступление – высказывание автором чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении. Они дают автору возможность непосредственно общаться с читателем. Слайд 8
Задание: дайте характеристику ребят (по вариантам) по опорным карточкам: (ответы учащихся)
1)Какими вы видите главных героев сказки-были? с. 39-41
2)Как автор относится к детям?с.39
(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: “Они были очень милые”; “И какие это были умные детишки!”; “наши любимцы”.)
3)Почему он их называет “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”? примеры из текста
( Ласковое прозвище “золотая курочка” придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: “курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”, “чистенький”, “веснушки”. Митраша описан по-другому. Главное в его описании — мужские, волевые качества. Прозвище “Мужичок-в-мешочке” означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами “мужичка”.)
4)Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?с.40
( Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)
5)Как автор описывает хозяйственные заботы детей?с.40,41
(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”)
. Прочитаем короткий диалог в начале повествования.( c. 41 со слов “Очень хорошо….” до слов “…или картошку сажать.”)
6)Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?
(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, “как отец наставлял его мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот “начинает злиться и хорохориться”. Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)
Вывод записать в тетрадь : Настя не выслушала брата, пренебрегла его замечаниями и советами, собираясь не на прогулку , а в лес
- Драматические события в повествовании.
- — Какое событие является завязкой повествования? С.47
(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)
Выделить ключевые слова: по своей тропе пойду…
1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?(с.46, 47) Что нарушили дети? (главное правило толерантности)
2.Устояла ли их дружба и любовь под натиском обиды и раздражения?
3.Помнил ли Митраша, что он обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружьё и компас?
4.Помнила ли Настя, что она должна заботиться о брате, как мать заботилась об отце, что у неё в корзине хлеб, молоко, картошка?
-Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему?
-Какую роль в развитии событий играет природа?
(прослушивание песни о Чёрной речке) Слайд 11
Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. примеры из тества Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.
Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.
Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако , которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.(с.46)
Тревоги добавляет ветер, из-за которого “ сосна простонала”, а “ель зарычала”.
Работа у доски – средства выразительности Слайд 12
-Как животные реагируют на появление детей в лесу?(с.60-62)
(Тетерев Косач их не замечает, “до того были тихи”.
Лось видел «прежнюю «золотую курочку», а Настя его не видела. Лось не признал в ней человека, так как она забыла о брате)
-Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели? с.45 (прочитать эпизод)
(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга. То есть быть толерантными.)
- 1 эпизод — “Митраша в беде” (ответы детей)
-Как природа предупреждает мальчика об опасности?(с.52-53)
(“Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной” — тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)
-Как автор относится к Митраше?
(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”.
- 2 эпизод -“Приключения Насти в лесу”.
-Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?(с.58-60)
(Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)
- 3 эпизод – «История лесника Антипыча и Травки»
— почему Травке трудно было привыкать к дикой жизни?
-Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65
-Когда произошло настоящее чудо, в понимании Травки? с.66
-Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?
-Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?
-Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям? с.69
Прочитать выводы и заключительную часть повествования .
Слово учителя: Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах! Слайд 13
— о чём же говорит писатель? О торфе?
Конечно же, нет. О людях, их душевном богатстве. Как торф – кладовая солнца, то есть жизни, запасов из прошлого, так человеческая жизнь многих поколений – кладовая душевного тепла, любви, доброго начала в человеке. Обладая этой кладовой, сохраняя её в душе, человек становится счастливым и несёт это счастье другим. (толерантность) Человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь».
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину. (Моя Родина)
Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю.
М. М. Пришвин.
VI. Домашнее задание.
Письменно ответьте на вопрос: «Что значит –быть счастливым?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»Этот урок отн.
Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей).
В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954)вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, окрасоте русской .
Презентация по сказке — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Открытый урок разработан по ФГОС.
Открытый урок по литературе в 5-м классе. Тема: «Правда Антипыча» (по сказке-были М.М. Пришвина).Цель:· (О) Через анализ и обобщение эп.
Интегрированный урок литературы и географии помогает детям понять, что природа в сказке-были является одним из героев повествования, развивает навык определения роли художественных средств изображения.
Источник