Меню

Пришвин кладовая солнца сравнения

Сравнительная характеристика Насти и Митраши (Кладовая солнца Пришвина) сочинение 6 класс

В произведении повествуется о грустной судьбе двух маленьких детей, девочке по имени Настя, и мальчика – Митраши. Судьба по отношению к ним оказалась очень и очень несправедливой. Они осиротели в годы Второй Мировой войны. Их отец, охотник, ушел и не вернулся с войны, а мать умерла от тяжелой болезни. Но смерть обоих родителей отнюдь не сломила детей, напротив, вместо того чтобы попросту опустить руки, они старались изо всех сил выжить. Работая не покладая рук с утра до вечера, Митраша делал деревянную посуду для всего села, а Настя в свою очередь готовила, следила за скотом, и делала всё, что делала её мать.

Телосложением ребята, как ни странно, отличались. Если Настя была худой и статной, то Митраша же был низким, плотным, коренастым.

Также ребята отличались характером. Настя была девочкой мягкой, женственной, работящей, и уже в свои годы могла манипулировать братом. Ей было достаточно лишь погладить его по затылку, как он тут же повиновался ей.

Митраши по сути своей был очень мужественен, упрям, не боялся трудностей, всегда был рассудителен, идя к своей цели.

Вскоре с ребятами произошло событие, заставившее их взглянуть на жизнь по-другому. Во время похода на болото за ягодами, Настя увлекается их поиском забредаю в чащу, там, на ребят нападает волк, которого Митраша убивает выстрелом из ружья. Митраши, скорее всего от шока просто не понимал, что произошло, а его сестра, напротив, она винила только себя за это событие, ведь если бы всё пошло иначе, они могли и погибнуть из-за неё. Это изменило её как человека и личность. После этого случая она начала вести себя более обдуманно, рассудительнее как её брат. В этом вся Настя – она живёт не ради себя, а ради других.

Митраши же после данного случая старался вести себя сдержаннее. Он стал более лояльным по отношению ко всему, стараясь не напирать на проблемы, а искать более умный способ её решения.

Рассказ учит нас бороться несмотря не на что, даже если всё против вас – необходимо идти вперед и добиваться того, что вам нужно. Но, в то же время к решению проблем необходимо подходить с умом и рациональностью и не впадать в азарт, что было показано в эпизоде с болотом. Из-за своеобразного азарта Насти, они с братом попали в беду, из которой выпутались только лишь благодаря Митраше, вследствие чего Настя еще сильнее зауважала своего брата.

Вариант 2

Митраша и Настя главные герои произведения. Совсем еще дети, а им выпола нелегкая судьба остаться сиротками. Родственников у них не было и поэтому приходилось все делать самим. Хорошо что родители в свое время научили их многому. Настя в свои двенадцать лет прекрасно вела хозяйство. Умела готовить, ухаживать за скотиной. Оба ребенка трудолюбивы, не у всех взрослых людей может быть такой порядок как у них. Дети стараются во всем быть похожими на родителей. Настя, как и мать рассудительная, серьезная девочка, Митраша слегка задиристый, смелый и немного самоуверенный. Он не раз с отцом ходил на охоту, умел немного ориентироваться в лесу, так же мог наколоть дров, выполнить мужскую работу по дому. Неплохо делал поделки и продавал их. Брат и сестра старались помогать и поддерживать друг друга.

Настя была на два года постарше брата. Волосы были золотистыми, все лицо усыпано веснушками, ну настоящая золотая курочка. Девочка была стройная немного выше брата. Митраша коренастый, не высокый, упрямый, но отходчивый. У обоих вздернутые носики. Дети только внешне похожи друг на друга, внутренний мир у каждого свой.

Девочка зная характер брата могла и помучить брата, чтобы тот не хорохорился, а потом снисходительно погладив по голове рукой. Наверное у Митраши это от отца поучать сестру, Настя спокойно без обид выслушает и сделает по своему, а брат на это сердится. В такие моменты сестра улыбнувшись приласкает брата, чтобы не сердился.

Они полностью адаптированы к самостоятельной взрослой жизни, это можно проследить по тому как они подготовились к походу за клюквой. Лес не прощает шалости и легкомысленного отношения. Митраша может быть и не подумал запастись провиантом, но сообразительная Настя решила, что не помешает небольшой узелок с едой.

Дети многому научились после похода в лес. Именно здесь проявился их истинный характер. Они поняли как дороги друг другу. Благодаря рассудительности они смогли выйти из трудных ситуаций самостоятельно. Теперь Митраша не будет таким высокомерным по отношению к сестре, а она по-прежнему останется к нему снисходительна. Иногда нужно небольшое происшествие чтобы узнать людей получше, а им понять себя.

Сочинение про Настю и Митрашу

«Кладовая солнца» — произведение Пришвина, написанное в послевоенный период. Сказка была основана на событиях, которые однажды произошли в его жизни. В книге не были описаны боевые действия советской армии, но то лесное приключение, которое случилось с ним всего за один день, послужило отличной историей для рассказа.

В произведении рассказывается о двух героях, брате и сестре — Насте и Митраше. Каждая из них имеет свои отличительные качества.

Митраша был младшим братом Насти, которая старше его всего на 2 года. Он был невысокого роста, но очень плотный, с широким лбом и затылком. Он был сильным мальчиком, который обладал упертым и целеустремленным характером. У Митраши было милое личико, всё усыпанное веснушками с маленьким, приподнятым вверх носиком. Мальчик был очень трудолюбив и уже в 10 лет, выполнял всю мужскую работу по дому, а также имел хорошие столярные навыки, которым обучал его отец. Его скончалась от болезни, а отец трагически погиб на войне. В свои юные годы он был хорошим столяром, с помощью инструментов, которые были оставлены ему отцом, он делал посуду из отличной посуду из дерева и горшки. Довольно часто, к нему приходили воспоминания о своем отце, ценные жизненные советы.Почти все учителя звали его «Мужичком в мешочке». Это прозвище он получил за своё трудолюбие и ответственность.

Читайте также:  Депантенол защищает ли от солнца

Мальчик был членом всех собраний и очень любил природу. Митраша очень любит свою сестру. Младший братец, подобно своему отцу, старался наставлять сестру и учить. Пусть даже он и злился в те моменты, когда Настя его не слушала, но всегда относился к ней с любовью и заботой.

Настя — практически копия мамы, была рыженькой, вся покрытая веснушками. Она была словно покрыта золотом, даже Автор дал ей шутливое прозвище — «Золотая курочка». Настя отличается от Митраши своим благоразумием, но в некоторые моменты поступала эгоистично. Примером может послужить происшествие в лесу, когда Митраша попал в беду. Сестренка поссорилась с мальчиком и бросила его одного, затем ушла, забрав свою корзинку.

Дети были очень умными и трудолюбивыми, помогали военным танкистам, работали в полях, на лугах. Они имели очень много скота, но умели справляться с ним.

Автор очень хорошо относится к этим персонажам и описывает их добрыми словами. Он часто употребляет ласковые слова для описания наших героев. Дети — очень хорошие персонажи, хотя, иногда их действия могут вызвать негодование.

Также читают:

Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Насти и Митраши

Популярные сегодня темы

Произведение было написано в раннее советское время, в нем автор пародировал создание «нового человека» эпохи коммунизма. Однако роман Булгакова все же не утратил актуальности и сегодня.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова написана на пике его творчества, сюжет которой есть поиск счастья на Руси. Автор преследую цель рассказать обо всех моментах жизни русской деревни

Осень — любимое время года многих поэтов и художников. Как сказал непревзойдённый Пушкин «…в багрец и золото одетые леса…» Эта фраза оживает на полотне Левитана «В лесу осенью»

Творческий репертуар К. Маковского изобилует произведениями на мотивы природных пейзажей, сельского бытового колорита и проявлений стихийной силы природы. Картина «Дети, бегущие от грозы» является наглядной иллюстрацией, демонстрирующей

Тема любви — довольно распространённая тема в литературе XIX века, да и во всей литературе. Любовь — высокое чувство, на которое способны немногие. А вот герои бессмертных произведений Александра Сергеевича Пушкина

Источник

Настя и Митраша (Кладовая Солнца)

Сравнительная характеристика Насти и Митраши в рассказе Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая Солнца» помогает наиболее полно раскрыть образы каждого героя.

Сходства героев

Настя и Митраша – «деревенские сироты». Они потеряли на войне своего отца, а мать умерла от болезни. Эти события не смогли сломить главных героев, они продолжают жить. Самостоятельно они ведут домашнее хозяйство: Настя берет на себя дела покойной матери, а Митраша – дела отца.

Дети живут очень дружно, они заботятся друг о друге и ведут себя как настоящие друзья. Рассказчик часто называет их именно друзьями, а не родственниками.

Для односельчан Настя и Митраша были детьми простыми, они очень полюбились каждому жителю. Рассказчик называет детей «милыми», «умными», «дружными», «умненькими». При описании образов Насти и Митраши используются уменьшительно-ласкательные суффиксы, подчеркивающие возраст героев, а также авторское отношение к ним.

Схожа и внешность героев: оба они имеют «золотые» веснушки, которые покрывают все тело, кроме «чистенького» носа.

И брат, и сестра имеют прозвища, которые с точностью описывают их характеры: Настя – «Золотая Курочка на высоких ножках», Митраша – «Мужичок в мешочке».

И Настя, и Митраша – люди предусмотрительные. Когда они собираются в поход, каждый занят своим делом: Настя берет с собой пищу, боясь, что они могут заблудиться в лесу, Митраша берет с собой ружье и компас, который был главным помощником его отца. Оба ребенка стараются быть похожими на своих покойных родителей.

Сходство героев проявилось еще в том, что оба они совершили ошибку на протяжении повествования. Упрямый Митраша самостоятельно выбирает гибельный путь, а Настя настолько увлекается сбором клюквы, что забывает о том, что ее брат находится совсем один.

Персонажи рассказа понимают свои ошибки. Писатель дает героям шанс исправиться. Митраша искупает свою вину тогда, когда убивает волка Серого помещика, которого никто долгое время не мог поймать. Своим поступком он доказал свою смелость и силу. Настя же, переживая по поводу своей жадности, отдает всю «целебную ягоду» детям из детского дома.

После случая в лесу Настя и Митраша становятся более внимательными к своим взаимоотношениям и к жизни других людей.

Различия героев

При тщательном сравнении персонажей можно увидеть то, что они имеют непохожие черты характера.

Настя старше Митраши на 2 года, поэтому чувствует свою ответственность за него. Мальчик, видя заботу сестры, старается быть главным в их семье, поэтому часто «хорохорится». Митраша упрям, на это указывает то, что он отказался идти вместе с Настей по проторенной тропинке. Он хотел выполнить указание отца: идти по направлению компаса. Главное различие брата и сестры заключается в упрямости Митраши и ласковости Насти. Девочка осторожно выбирает путь к ягоде, а мальчик старается показать свою смелость и храбрость. На самом деле он действительно был таким. В безвыходной ситуации ему удалось выбраться из болота. Рассудительность и ум помогли мальчику в борьбе со Старой Еланью, которая погубила многих людей.

Таблица

Для обобщения материала, посвященного сходствам и различиям главных героев, необходимо составить таблицу.

Читайте также:  Место под солнцем отрывок

Источник

«Кладовая солнца», анализ сказки Пришвина

История создания

Повесть-сказка «Кладовая солнца» была написана примерно за месяц и закончена в начале июня 1945 г. Пришвин принял участие в конкурсе на лучшую книгу для детей, объявленную Министерством просвещения РСФСР. Пришвин на конкурсе победил, и произведение напечатали в журнале «Октябрь» №7 за 1945 г.

С 1941 по 1945 гг. Пришвин был эвакуирован в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса торфоразработчиками. Там он наблюдал жизнь детей-сирот, десятилетней Сони и одиннадцатилетнего Бори, которые успешно справлялись с хозяйством. Они стали прототипами 12-летней Насти и 10-летнего Митраши.

Пришвин не имел четкого замысла, первоначально собираясь описать, как в лесу дети поссорились и пошли собирать клюкву разными тропами. Дальнейший сюжет сложился сам собой в процессе написания.

Пришвин долго размышлял над названием. То он хотел назвать повесть по прозвищам главных героев («Золотая Курочка и Мужичок в мешочке»), по их отношениям («Друзья»), то по месту действия («Тропа испытаний», «Блудово болото»), то по проблематике («Правда Антипыча», «Друг человека»). Метафора «Кладовая солнца» придумана вовсе не Пришвиным. Это точное выражение он нашёл в исследовании о болотах, где они назывались так, потому что хранили солнечные огонь и тепло, заключенные в растениях.

Литературное направление и жанр

Пришвин дал жанровое определение «Кладовой солнца» сам, назвав её сказкой-былью. Это не соединение в жанровом определении двух антонимов. Реалист Пришвин считал, что его «вещицы» больше сказок, потому что «превращают действительность в сказку». Таким образом, пишется «сказка, заключенная в категории пространства и времени», «сказка без Ивана-царевича и Бабы Яги», «новая сказка, которая жила бы в реальной жизни».

Вечные ценности, которые воспеваются в сказках, побеждают и в современной сказке-были. Себя же Пришвин считал современным сказителем.

Тема, основная мысль и композиция

Эта повесть о связи человека и природы, об истинной человечности, которая и делает человека царем природы, покровительствующим всему живому на земле, другом всему живому. Основная мысль – прославление дружбы и коллективизма. Конечно же, идея связана с победой в войне, которая в момент действия повести, в 1942 г., была только надеждой. Пришвин вводит образ друга и врага, это собака, «вернейший друг человека», и волк, «злейший враг его, самой злобой своей обречённый на гибель». Это образ фашистов, хотя ни о них, ни о военных действиях в повести не упоминается.

Кажется, что название не связано ни с темой, ни с основной мыслью, а просто обозначает место действия. Но это не так, ведь солнце – друг и божество всего живого, его кладовая – лежащие близко друг с другом умершие травы – символ товарищества и даже братства.

Повесть состоит из 12 частей. Первая часть играет роль экспозиции, в ней рассказывается о хорошей трудовой жизни осиротевших детей. Вторая часть – это завязка. В ней рассказано о том, как весной дети собирались за перезимовавшей под снегом полезной клюквой. Митраша во всём подражает отцу. Он берёт с собой компас, манки, чтобы приманивать птиц, двустволку. Настя, как мать, берёт полотенце для тяжёлой корзины, вчерашнюю картошку, хлеб и молоко.

Митраша мечтает найти кроваво-красную палестинку, то есть нетронутую полянку, где полно клюквы. Отец рассказывал ему, что она находится возле Слепой елани – коварного болота.

В третьей части дети приходят в борину (сосновый бор посреди болота) Звонкую. Они выбирают путь малозаметной тропой на север. В четвёртой части напряжение нарастает. У Лежачего камня, где отдыхают дети, происходит сразу несколько конфликтов между деревьями, токующими тетеревами, тетеревом и вороном. Они будто провоцируют ссору детей, которые спорят о пути и расходятся, при этом все запасы еды остаются у Насти.

Пятая часть – ретроспективный эпизод о собаке Травке, живущей в картофельной яме возле сторожки Антипыча, умершего два года назад.

Шестая глава тоже ретроспективна и посвящена борьбе с волками на Сухой речке, «волчьей крепости». Всех волков перестреляли, оградив место охоты флажками, так что они утратили «волчий смысл». И только Серый помещик перемахнул через флажки и делал так еще пять раз. Тех пор он порезал овец больше, чем вся волчья стая. В начале весны Серый помещик был злой и голодный. Он услышал вой Травки.

В седьмой главе первоначальный сюжет возобновляется. Травка по следу зайца дошла до Лежачего камня и решила сперва пойти по следу детей, унюхав, что именно у Насти была еда. Так она однажды верхним нюхом нашла в лесу Антипыча.

Восьмая глава кульминационная. Митраша по едва заметной тропе дошёл до Слепой елани и решил сократить путь, ведь человеческая тропа уходила влево от стрелки компаса. «Маленький человечек» увяз по грудь в болоте и позвал сестру, услышав её крик. Но ветер был со стороны девочки, и она не услышала брата. Только сороки и вороны предвкушали его скорую гибель.

В девятой главе сходятся сюжетные линии Насти и Митраши, как должны были сойтись их тропы на полной ягод палестинке. В Насте проснулась жадность к кислой клюкве, и она набрала полную корзину, забыв о еде и о брате.

Потерявшая человеческий облик, забывшаяся Настя очнулась, только столкнувшись со змеёй. Потянувшись за хлебом для пришедшей Травки, Настя осознала, как много времени прошло, и в отчаянье позвала брата. Это тот самый крик, который слышал Митраша в главе 8.

В десятой главе Травка, завывшая по Настиному горю, услышала, как лиса гонит зайца, и решила из-под лисицы поймать его, потом сама погнала на Слепую елань.

В одиннадцатой главе ещё одна кульминационная точка: в погоне за зайцем травка оказывается рядом с Митрашей, который называет её по имени, узнаёт в нём Антипыча и подползает к мальчику, невольно помогая вылезти ему из болота.

Читайте также:  Quadrant house здание с кинетической террасой следующей за движением солнца

В двенадцатой главе наступает счастливая развязка. Митраша готовится убить зайца, но сначала убивает Серого помещика, с которым столкнулся в кустах. Брат и сестра встречаются. Утром односельчане выходят на их поиски, но дети возвращаются навстречу с добычей. Соседи не сразу поверили, что Митраша убил волка. Он превращается в героя, а через два года становится высоким красавцем. А Настя отдала всю свою клюкву сиротам из Ленинграда, мучаясь от своей жадности. В конце рассказчик открывает свою личность разведчика болотных богатств.

Герои повести

Настя и Митраша – сироты, которых опекает всё село. Насте 12 лет, она похожа на Золотую Курочку на высоких ножках, её волосы отливают золотом, веснушки частые и крупные, как золотые монетки, а носик чистенький и торчит вверх. Митраша на 2 года младше, упрямый и сильный. Он коротенький, но очень плотный, лобастый, с широким затылком. За такую внешность он получил прозвище «Мужичок в мешочке». У него тоже был торчащий вверх носик и веснушки.

От родителей детям досталось большое хозяйство (корова, тёлочка, коза, овечки, куры, поросёнок), и они с ним прекрасно справлялись. Рассказчик их характеризует как детишек умных, дружных, готовых помогать на общественных работах, так необходимых во время войны. Рассказчик очень тепло относится к детям, как и остальные жители села, называет их нашими любимцами.

Дети работали не покладая рук, как взрослые. Настя вставала до рассвета и хлопотала по хозяйству до ночи, выполняя все женские обязанности. Митраша делал деревянную посуду, выполнял мужские обязанности и принимал участие в общественных делах.

Митраша строптив, его любимая присказка «вот ещё». Но он упорен, решает идти по компасу на север во что бы то ни стало.

Мальчик умён, но у него мало жизненного опыта. Именно поэтому он попадает в болотную западню, но выживает не только благодаря Травке, но и своей смекалке.
Настя вспыльчива, как и брат, хотя она старше. Но ей только 12 лет, и она не всегда может отвечать лаской на упрямство брата. Рассердившись, она краснеет, как кумач, плюет в сторону брата и забывает о нём на целый день. Девочка увлекается сбором клюквы и за день набирает огромную корзину. Настя от жадности к клюкве теряет свой милый облик. Она ползает мокрая и грязная, «бывшая Золотая Курочка». Когда Настя очнулась, она раскаялась в своей жадности. А передача клюквы сиротам из Ленинграда была искуплением за её проступок, хотя никто, кроме рассказчика, её и не осуждал.

Собака Травка – полноценный герой повести. Она наделена человеческой душой. У неё случилось горе, ужасное несчастье – смерть хозяина. Травка – рыжая гончая собака с черным ремешком по спине и с чёрными полосками под глазами с загибом вроде очков.

Травка, по словам Антипыча, понимает всё лучше людей. Смысл жизни Травки в том, чтобы работать на хозяина, для него она ловила зайцев. И после его смерти собака часто забывалась и приносила зайцев к разрушенной сторожке Антипыча.

Для Травки всё человечество было Антипычем, только с разными лицами. Своим воем Травка призывала к себе Антипыча, это была мольба о человеке. И брат, и сестра неправильно произносят её имя. Настя по ассоциации называет её Муравкой, а Митраша называет её настоящее имя Затравка, от которого отпало начало. Травка откликается на любое из имён, как в каждом человеке видит Антипыча или его врага. Она обретает своего хозяина, молодого Антипыча – Митрашу.

Антипыч подобен волшебному мудрецу. Его возраст никому не известен (больше 80 лет и меньше 100). Рассказчику казалось, что Антипыч никогда не умрёт. Антипыч – хранитель правды. Эту тайну у него пытается выведать рассказчик. Но Антипыч не говорит, где правда, а обещает шепнуть на ушко травке перед смертью. В 11 главе Пришвин догадывается, что это правда вековечной борьбы людей за любовь.

Повесть написана от первого лица множественного числа (мы). Это редкая форма повествования, связанная с идеей превосходства коллективного над личным.

Художественное своеобразие

Пришвин – певец русской природы, так что описательная часть в его рассказах часто преобладает над повествовательной. Сюжет оказывается на втором плане. В повести «Кладовая солнца» тоже очень важны описания природы и объяснения природных явлений. Митраша вспоминает, почему цветочки называются волчьим лыком, где живёт волк Серый помещик, порезавший перед войной деревенское стадо.

Прекрасно сказочное описание того, почему поют птицы. Они все пытаются выговорить слово «Здравствуйте». Таким образом, вся природа очеловечена, обращена к человеку и стремится к нему.

При этом природа божественна, вся она поклоняется солнцу. Она сравнивается с храмом, а освещённые восходящими лучами сосны – с зажжёнными свечами. Пение птиц в этом храме посвящено солнцу.

Для создания напряжения автор использует психологический параллелизм. Ещё до возникновения опасности и психологического напряжения читателя возникает образ двух соперничающих деревьев, растущих из одной точки возле Лежачего камня, сосны и ели. Они 200 лет борются за питание, воздух и свет, впиваются сучьями друг в друга, рычат, стонут и воют (метафоры), как звери. В этом природном образе скрыты отношения между людьми и между людьми и другими животными. Если волк воет от ненависти к человеку, то собака – от тоски по человеку. Да и сами люди могут поступить, как эти два разных дерева, родственные друг другу. В образе воюющих деревьев скрыта ещё не случившаяся ссора брата и сестры, а ещё – конфликты между людьми вообще и даже длящаяся война.

Источник

Adblock
detector