Конспект урока литературы для 6 класса «Образ детей в сказке-были «Кладовая солнца»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Конспект урока содержит материал для проведения урока в 6 классе по теме «Образ детей в сказке-были «Кладовая солнца»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kladovaya_solntsa.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы для 6 класса по теме «Образ детей в сказке-были «Кладовая солнца»
Провела: Тихонова Е.Л.
Цель: Составление литературного портрета главных героев произведения.
Форма: урок.
Тип: объяснение нового материала.
Ребята, взгляните на рисунки. (На доске иллюстрации к сказке-были)
— Настя возле черного пня.
— Спасение Митраши.
— Митраша в Блудовом болоте.
— Рогатый великан лось.
— Что скажете? Что объединяет все эти рисунки? (Это иллюстрации к одному произведению, созданные такими же учащимися 6 класса)
— Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их характере? (Почти ничего. Перед нами только внешние портреты).
— А можно ли сказать что-нибудь о человеке, взглянув на его портрет? (Только какие-то общие черты. О характере человека мы не можем судить по портрету)
То есть, чтобы узнать человека, нам необходимо с ним пообщаться.
— Сегодня нам предстоит пообщаться с главными героями «Кладовой солнца» Настей и Митрашей, поговорить об их непростой, недетской судьбе и составить их литературный портрет.
— А что такое литературный портрет? (Литературный портрет – это описание внешности и внутреннего мира героя).
— Чтобы познакомиться с героями поближе, нам необходимо окунуться в строки произведения.
— Начнем с жанра. Михаил Михайлович Пришвин так определил жанр произведения – сказка-быль. Как вы это понимаете? Что такое сказка-быль? Что-то будет в этом произведении сказочного, а что-то и настоящего.
Давайте определим черты сказки и черты были в произведении. Работа по рядам.
1 ряд говорит о чертах сказки, второй – о чертах были.
Сказка
1. Активное участие в жизни детей принимают животные.
2. Образы природы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень.
3. Добро побеждает зло.
Быль
1. События имеют реальную основу.
2. Подробное описание жизни детей и их самих.
— Итак, перед нами правдивая сказка.
— Где и когда происходит действие сказки-были? (Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943г)
— Что принесла этим детям война? (Война стала для них трагедией. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне»).
— За счет чего они выжили? (Хозяйство)
— Какое хозяйство осталось у детей? («Изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен»).
— Можем ли мы утверждать, что дети не остались беззащитными перед лицом судьбы? Им помогли односельчане? (Соседи помогали детям: «Вначале, как мы уже говорили, к детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо»)
— Как вы считаете, дети научились жить в суровых условиях военных лет? Докажите строками из текста.
— «Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе».
— «Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, на противотанковых рвах: носики такие задорные».
— «Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».
— «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами».
— А какие отношения были между детьми?
— Куда решили дети направиться за клюквой? Почему их мнения разделились?
— Перескажите сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание, как ведет себя природа.
— «Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».
— «Кра! – крикнула в это время ворона в гнезде».
— «Сверху стала надвигаться серая хмарь».
— «Серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали».
— Обратимся к эпизоду «Митраша в беде». Какие качества проявляются у Митраши в этом эпизоде?
— «Приключения Насти в лесу». Что в это время делает Настя? Помнит ли она о брате?
— Итак, много сказано о героях произведения, их поступках. Перейдем к составлению литературного портрета. Работаем в парах и группах.
1 пара – Настя. Внешность героини.
2 пара – Митраша. Внешность героя.
1 группа – характер Насти.
2 группа – характер Митраши.
У нас есть определенный набор цитат из текста. Их нужно распределить в две колонки, в зависимости о того, к какому герою они относятся.
Настя
«Как золотая курочка на высоких ножках»
«Волосы отливали золотом»
«Веснушки по всему лицу крупные, как золотые монетки»
«Носик был чистенький и глядел вверх»
«Как мать, вставала далеко до солнца, в предрассветный час»
«Растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед»
«Выгоняла своё любимое стадо»
«Мало слушает, стоит и улыбается, оглаживает брата по затылку»
Митраша
«Десять лет с хвостиком»
«Коротенький, но очень плотный, лобастый»
«Упрямый и сильный»
«Мужичок в мешочке»
«Подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными обручами»
«На нём лежит всё мужское хозяйство и общественное дело»
«Бывает на всех собраниях, стараясь понять общественные заботы»
«Начинает злиться, хорохориться и задирать нос»
«Вздумает, подражая отцу, учить свою сестру»
(Составление таблицы на доске)
— Кто вам понравился больше? Настя или Митраша? Почему?
— С детьми происходит много событий в течение произведения. Помните, как много клюквы набрала Настя. А что она сделает с ней? (Отдаст эвакуированным детям)
Девочка, внутренне переживая свою жадность, таким поступком избавляется от этого груза.
— А вам приходилось совершать добрые поступки, помогать другим?
— Сложно совершить добрый поступок?
— На самом деле совершить добрый поступок не так сложно. Давайте попробуем совершить его вместе. Мы помним, что действие произведения происходит во время войны. А какая птица является символом мира? Нам сейчас предстоит сделать голубя. Я предлагаю вам подарить его с добрыми словами дорогому для вас человеку. Это будет маленький, но добрый поступок.
Делая доброе дело, мы сами становимся чище, добрее. Это добро вернется к вам в многократном объёме.
Сегодня мы вели разговор о двух детях, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Но они не были сломлены. Они выстояли. И вам я желаю все жизненные трудности встречать с высоко поднятой головой. Не опускать руки, а бороться, искать выход, преодолевать самые сложные препятствия.
Источник
Герои повести Кладовая солнца Пришвина сочинение
Главными героями сказки-были Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» являются Настя и Митраша Веселкины. Родители их умерли, и осиротевшие дети живут одни.
Настя: Волосы девочки были не темные и не светлые, они отливали золотом. Все лицо Насти покрывали крупные веснушки. Настя была старше брата на два года, на момент повествования девочке 12 лет. В деревне Настю часто сравнивали с золотой курочкой на высоких ножках.
После смерти родителей детям досталось все их крестьянское хозяйство, с которым они быстро научились управляться. Настя вставала задолго до рассвета, она управлялась по хозяйству, «хворостиной выгоняла свое любимое стадо». Затем топила печь, готовила для них с братом еду. Целый день хлопотала Настя по дому.
Настя любит брата, и как старшая сестра заботится о нем. Она отправилась на его поиски, когда дети поссорились на болоте и пошли за клюквой разными тропинками. Насте стало стыдно, что собирая клюкву, она забыла о брате и он чуть не погиб. Девочка отдала всю собранную ягоду детям в детский дом.
Митраша: Плотный коренастый мальчик 10 лет. Митраша упрям и силен. В деревне его называют «мужичком в мешочке». Как и у его сестры, лицо Митраши покрывают золотые веснушки.
Отец научил сына делать деревянную посуду, это умение пригодилось ему: Митраша изготовлял утварь, как для дома, так и для соседей и знакомых, которые просили его об этом. Помимо этого мальчик посещал общественные собрания, все мужские заботы по хозяйству легли на его плечи.
Не смотря на то, что Насте и Митраше хватало забот по домашнему хозяйству, они не отклонялись и от общественных работ. Они работали на колхозных полях, на скотном дворе, посещали собрания, помогали копать противотанковые рвы.
Митраша любит свою сестру, во всем помогает ей. Они живут очень дружно.
Из-за своего упрямства мальчик попадает в беду, пойдя не той дорогой за клюквой, он проваливается в болото. Его спасает собака Травка.
Второстепенные герои
К второстепенным героям сказки-были относятся старик Антипыч, собака травка, волк Старый помещик.
Старик Антипыч: Старый лесник прожил долгую жизнь, он умер на девяностом году. Антипыч жил в лесной сторожке со своей собакой Травкой. Изначально лесник дал ей охотничье имя Затравка, но впоследствии собаку стали звать просто Травкой. Лесник был очень умным, он старался передать свои знания людям. Частыми гостями сторожки Антипыча были охотники, они с удовольствием слушали рассказы старого лесника. Люди относились к Антипычу с уважением, прислушиваясь к его мудрым жизненным советам.
Собака Травка: Собака лесника Травка после смерти своего хозяина осталась жить в лесу. Нового лесника не назначали из-за начала войны. Травке трудно было привыкнуть к дикой жизни. Она обитала у развалин сторожки Антипыча. Часто собака приносила к ней пойманную дичь для Антипыча. Однако умерший ее хозяин не приходил и собака выла.
Погнавшись за зайцем, Травка набрела на болото. Там ее увидел Митраша, он хитростью подозвал собаку к себе и Травка сама того не понимая помогла мальчику выбраться из трясины. Так Травка обрела новых хозяев. После происшествия на болоте собака осталась жить у Насти с Митрашей.
Волк Старый помещик: Старый волк, который получил прозвище Старый помещик, был неуловимым хищником. Он резал скот в деревне и охотился на собак. Охотники истребили его стаю, лишь Старый помещик оставался неуловим. Услышав лай Травки, волк пошел на ее голос. Старый помещик уже давно хотел поймать собаку Антипыча. Однако охота за Травкой привела его к погибели, Митраша не испугался старого волка. Мальчик пристрелил Старого помещика.
2 вариант
В повести М. Пришвина «Кладовая солнца» реальность переплетается со сказочными мотивами. На долю главных героев – Митраши и Насти – выпадают испытания, которые они достойно преодолевают. В сюжете принимают участие как люди, так и жители леса, птицы и животные. Главная мысль писателя – важно не просто любить, а научиться слышать и понимать друг друга, только в этом случае любые трудности можно легко преодолеть.
Главные герои
Митраша Веселкин – мальчик лет десяти, младший брат Насти, «мужичок в мешочке». Ребятишки остались без родителей, взвалили всё немалое хозяйство на свои хрупкие плечи. Митраша многому научился у отца. Он умеет изготавливать деревянную посуду для своего хозяйства и на заказ, помогает сестре, всю мужскую работу взял на себя. Митраша слушается Настю, дети живут дружно. Когда они отправились в лес за клюквой, Митраша из упрямства пошёл другой тропой и чуть не утонул в болоте. Мальчика спасла собака Травка.
Настя – сестра Митраши, ей около двенадцати лет. Девочка не по годам серьёзная, рассудительная, она умело ведёт хозяйство, заботится о брате. Настя может и корову подоить, и по дому всё сделать. Ребята стараются всё делать сообща, помогают друг другу. Но по дороге в лес дети поссорились и пошли за клюквой разными дорогами. Настя нашла поляну, усыпанную ягодой, и забыла о Митраше. Она торопилась наполнить корзину. Услышав выстрел, девочка очнулась и вспомнила о брате.
Второстепенные герои
Антипыч – опытный лесник, который пользуется уважением у людей. Ему больше восьмидесяти лет, все свои знания и накопленную мудрость он передаёт людям. Старик жил в сторожке со своей собакой травкой. К нему часто приезжали с ночёвкой охотники, с удовольствием слушали его интересные истории.
Травка – собака лесника, сохранявшая верность хозяину даже после его смерти. Оставшись одна, Травка не хотела уходить из жилища, осталась жить в сторожке и по старой памяти часто приносила к ней добычу. Охотясь за зайцем, собака попала на болото и увидела Митрашу. Мальчик ласково звал её по имени. Это подкупило Травку, она спасла его. Так Травка нашла нового хозяина, с которым пришла в деревню.
Старый волк – неуловимый хищник, которого люди прозвали Серым помещиком. Он резал скотину и всегда уходил от погони. Лай Травки привёл его тоже к болоту, где Митраша его пристрелил.
Рассказчики – рабочие, занимающиеся исследованием болот. Это они обнаружили, что дети не ночевали дома и организовали поиски. Когда ребят нашли, Настя призналась, что из-за жадности не сразу вспомнила о брате и поэтому отдаёт всю собранную клюкву в детский дом.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика героев повести Кладовая солнца
Популярные сегодня темы
Каждую осень, после того как опадет вся листва, старшие классы нашей школы, с восьмого по одиннадцатый, выходят на уборку территории. После месяца учебы, дни уборки приходиться нам спасительной передышкой
Эпоха перемен – время, когда меняется одна эпоха и начинается другая. Это может быть период, когда привычные и традиционные взгляды на жизнь, сменяют другие, новые и непривычные
Некрасов сильно переживал за судьбу простого народа, особенно женщин, которым ой как нелегко было тянуть свою житейскую ношу. Эта тема очень явно просматривается в его творчестве.
Жизнь Самсона Вырина была похожа на жизнь других станционных смотрителей. Герою приходится слушать недовольство и упреки в свою сторону, чтобы иметь возможность прокормить семью
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – это автор многих картин, он сильный, своеобразный, необыкновенный художник с собственным уникальным видением на цвета, формы, композиции.
Источник