Кладовая солнца — краткое содержание для читательского дневника
Название произведения | Кладовая солнца |
---|---|
Автор | Михаил Пришвин |
Жанр | Сказка-быль |
Год написания | 1945 |
Главные герои
- Настя Весёлкина — девочка 12 лет, очень рассудительная, заботливая и рачительная, прозвана «Золотой Курочкой»
- Митраша Весёлкин — брат Насти, младше ее на два года. Самоуверенный, решительный, талантливый мальчик. Односельчане называют его «Мужичок в мешочке»
- Травка — собака скончавшегося старика Антипыча, спасает детей на болоте
- Серый помещик — волк, который принес немало вреда людям. Он потерял всю свою стаю, но остался опасным даже после ранения
- Рассказчик — лицо, от имени которого показана история осиротевших детей
Сюжет произведения
Неподалеку от Блудова болота стояло село. Там жили брат и сестра, Дмитрий и Анастасия Весёлкины. В войну они осиротели. Мать их скончалась от недуга, а отец погиб на фронте. Управляться с хозяйством подросткам поначалу помогали односельчане, затем дети научились сами справляться с хозяйственными делами и заботами о домашних животных.
Вскоре после того, как погибли их родители, Митраша обучился бондарному делу и изготовлению деревянной посуды. За помощью к нему идут хозяйки всего села, и мальчик никому не отказывает в помощи. Упрямый, сильный и коренастый мальчишка был невысокого роста. За все эти качества его прозвали «Мужичок в мешочке».
Дети жили дружно, только иногда они спорили по мелочам. Часто это случалось, когда Митраша вспоминал, как отец поучал мать. Он тоже пытался давать наставления сестре, но она лишь молчаливо улыбалась в ответ. После этого Настя успокаивала брата добрым словом и призывом к общему делу.
Однажды брат с сестрой собрались за клюквой. Путь предстоял неблизкий и опасный через Блудово болото. Сначала ребята шли вместе по компасу Митраши, а потом заспорили, куда идти дальше. Мальчик предлагал идти на север, где есть полянка с множеством ягод, как рассказывал ему отец. Сестра ответила ему, что идти через Слепую елань — значит, погибнуть. Так ребята поспорили и разошлись в разные стороны у Лежачего камня.
Митраша отправляется неизвестной тропинкой на север и вскоре начинает тонуть в болоте. Мальчик зовет на помощь сестру, но она его не слышит.
Настя идет проторенной дорожкой и собирает много ягод. Когда она вспоминает о брате, Настя зовет его, но тот не отзывается на ее призыв.
В это время бездомная собака Травка, которая живет в лесу, охотится на зайца. Она оказывается рядом с болотом и замечает тонущего мальчика. Она подползает к Митраше. Мальчик хватает ее за лапы и выбирается из топи. У болота их подкарауливает волк. Митраша стреляет в него из отцовского ружья, которое взял с собой перед выходом из дома. Настя бежит на звук выстрела.
Вместе ребята возвращаются домой вместе с Травкой. Митраше никто не верит, что он застрелил волка по прозвищю Старый помещик. Настя чувствует себя виноватой за свою жадность и споры с братом. Она уносит собранные ягоды больным детям, эвакуированным из Ленинграда.
Источник
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Пришвин М. “Кладовая солнца” Читательский дневник, краткое содержание
Пришвин М. “Кладовая солнца” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Пришвин М.
Название: “Кладовая солнца”
Жанр: рассказ
Тема произведения: дети
Число страниц: 14
Главные герои и их характеристика
Настя, по прозвищу Золотая Курочка. 12 лет. Самостоятельная, рассудительная, осторожная девочка. Иногда слишком придирчивая.
Митраша, по прозвищу Мужичок в мешочке. 10 лет. Самостоятельный, умелый, решительный и смелый. Хочет всем управлять.
Травка. Собака Антипыча. Добрый друг человека.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Настя и Митраша отправляются на Блудово болото за клюквой, но ссорятся и разделяются. Митраша чуть не гибнет в трясине, но спасается сам и убивает матерого волка.
Сюжет — краткое содержание
Настя и Митраша собираются идти за клюквой на болото, мечтая добраться до заветной Палестинки.
По пути дети ссорятся и расходятся в разные стороны, причем Митраша идет прямо к Слепой Елани, трясине.
Волк Серый помещик выслеживает собаку Травку, которая выслеживает зайца, а находит следы детей.
Митраша начинает тонуть в трясине, а Настя не слышит его криков, она увлечена сбором ягоды.
Травка приходит на помощь мальчику, вытягивает его из трясины, и Митраша убивает Серого помещика.
Дети мирятся и возвращаются домой в тот момент, когда обеспокоенные односельчане собираются их искать.
Понравившийся эпизод
Мне понравилось описание двух деревьев, сосны и ели, которые выросли вместе из одной ямки и тесно переплелись стволами. Деревья душат друг друга, не дают нормально расти и потому выглядят очень страшно. Но еще страшнее звук, который издают их стволы, трущиеся друг о друга.
План произведения для пересказа
Образцовое хозяйство детей
Дети идут за клюквой
История Серого помещика
Серый помещик и Травка
Митраша в ловушке
Травка спешит на помощь
Гибель Серого помещика
Главная мысль
Сила людей в единстве, а в одиночку нельзя справиться с трудностями.
Чему учит эта книга
Сказка учит дружбе, верности, взаимовыручке. Учит не ссорится по пустякам, учит не жадничать и не забывать о друзьях. Учит вместе преодолевать трудности и вместе делить радости. Учит любить природу.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень понравилась эта замечательная сказка, из которой я узнала очень много о болотах. Оказывается, болота не зря называют кладовыми солнца, ведь в них образуется торф, вид топлива, который собирает в себя солнечную энергию. Что касается детей, то они поняли свою ошибку и выросли умными, добрыми и честными людьми.
Новые слова и выражения
Борина — хвойный лес, бор.
Ладило — инструмент для изготовления клепок.
Источник
Сказка М. Пришвина «Кладовая солнца» для читательского дневника
Произведение Михаила Пришвина «Кладовая солнца» написано в 1945 году. Его жанр — сказка-быль. Автор рассказал историю взаимоотношений брата и сестры, показал, как важно идти на уступки и уметь слушать. Краткое содержание «Кладовой солнца» для читательского дневника поможет выявить основную мысль сказки, а также замысел писателя.
Анализ произведения
Действие развивается в маленьком селе возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского. Односельчане дали прозвища детям: девочку звали «золотая курочка», а мальчика — «мужичок в мешочке».
Краткое содержание
Митраша и Настя были круглыми сиротами. Родители ребят погибли, и им досталось все их хозяйство. Детям помогало все село, но вскоре они стали самостоятельными и могли управляться с домашними делами.
Брат с сестрой были работящими, отчего их любили и уважали односельчане.
Однажды ребята пошли к Блудову болоту собирать клюкву. Они зашли в лес и стали спорить, по какой тропинке идти. В итоге каждый пошел своей дорогой. Мальчик хотел сократить путь, поэтому выбрал неизвестную тропинку. Митраша прошел совсем немного и вдруг угодил в болотные топи. Он начал тонуть, звать на помощь сестру. Настя его не слышала, так как увлеклась сбором ягод. Через некоторое время девочка вспомнила про брата и стала звать его, но тот не откликался.
В это время бездомная собака Травка охотилась на зайца. Она дошла до болота, где увидела ребенка. Собака медленно подползла к нему, мальчик схватился за нее и выбрался из болота. Митраша не успел опомниться, как рядом с ним оказался волк. Мальчик не испугался и выстрелил в него из ружья. Сестра услышала выстрел и побежала в его сторону. Она нашла брата и они все вместе, включая Травку, пошли домой.
В селе их встретили как героев, только никто не поверил, что маленький мальчик смог убить волка.
Настя чувствовала себя виноватой в том, что произошло. Всю собранную ягоду девочка отнесла больным детям из Ленинграда.
План пересказа
По краткому содержанию можно составить сжатый план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:
- Помощь сиротам.
- Поход на болото за клюквой.
- Спор и выбор тропинки.
- Попадание в болотные топи.
- Травка спасает Митрашу.
- Встреча с волком и его смерть.
- Сестра нашла брата.
- Возвращение детей и Травки домой.
- Встреча с односельчанами.
Основная мысль и описание героев
В произведении представлены основные и второстепенные персонажи. К главным героям относятся брат с сестрой. Они обладают следующими качествами:
- Настя — это хозяйственная, самостоятельная, рассудительная, осторожная и заботливая девочка.
- Митраша — решительный, смелый, упрямый, самоуверенный и самостоятельный мальчик.
На примере героев автор хотел показать, что сила людей в единстве. В одиночку сложно справиться с трудностями. Нужно любить близких, жить в согласии. В этом и есть главная мысль «Кладовой солнца» Пришвина.
В произведении гармонично переплетаются реальность и сказка. Растительность выступает в роли живого существа, а звери и птицы поступают разумно.
Сосна и ель, которые выросли вместе из одной ямки и тесно переплелись стволами, олицетворяют главных героев. Деревья растут вместе, притираются, но им никуда не деться друг от друга. Они как бы показывают, что брат с сестрой должны быть вместе, заодно.
Дети поняли, насколько важно действовать сообща и никогда не бросать друг друга в беде.
Это произведение учит следующему:
- отвечать за свои поступки;
- доверять близким людям;
- любить животный и растительный мир;
- оберегать природу;
- не быть жадным и гордым человеком.
Отзывы о книге
Пришвин — один из моих любимых авторов. Он всегда с любовью описывает природный мир, делает акцент в своих работах на его защиту. Помимо этой сказки, хочу посоветовать прочитать еще «Выскочка», «Лягушонок», «Ярик», «Хромка».
В произведении «Кладовая солнца» писатель затронул важные темы. Он показал человеческие взаимоотношения, их поступки и ответственность. Главный вывод, который я сделал после прочтения сказки — жить в согласии со своим родными, с миром, а также что сила людей в единстве. У меня была книга с картинками, отчего читать еще интереснее. Сказка короткая, сколько страниц точно не помню, но осилить можно минут за 20. Рекомендую.
Я брала сборник сказок и рассказов М. Пришвина. В книге была даже иллюстрация к сказке «Кладовая солнца». На рисунке был изображен эпизод, когда мальчик выбрался из болота с помощью собаки, и он ее благодарит (гладит) за спасение. Сюжет поучительный, так как автор пытается сказать читателям, что нужно брать ответственность на себя за свои дела, доверять старшим, не зазнаваться. Советую.
Мне очень понравилось это произведение. Оно поучительное, интересное и увлекательное. В классе недавно анализировали его. Больше всего интересно наблюдать за беседами между братом и сестрой. Рассказ «Кладовая солнца» повествует об их отношениях, поступках и поведении. Советую прочитать, можно предварительно ознакомиться с аннотацией.
Источник
«Кладовая солнца» — читательский дневник по повести М. Пришвина
«Кладовая солнца» — повесть (по определению автора, «сказка-быль») русского писателя Михаила Пришвина, написанная и опубликованная в 1945 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Пришвин Михаил Михайлович
Название: Кладовая солнца
Число страниц: 21.
Издательство: «Стрекоза пресс»
Год издания: 2004 год
Жанр: Сказка-быль
Год написания: 1945 год
Главные герои и их краткая характеристика
Настя – двенадцатилетняя девочка, хозяйственная, рассудительная, заботливая.
Митраша – младший брат Насти, решительный, безрассудный, самоуверенный мальчик 10 лет.
Травка — большая собака
Волк— серый помещик.
Краткое содержание и сюжет
В небольшом селе возле Блудова болота жили брат с сестрой – Митраша и Настя. Они были круглыми сиротами: мать недавно умерла от болезни, а отец погиб на войне. Поначалу им помогало все село, но очень быстро дети стали очень самостоятельными и научились своими силами управляться с хозяйством.
Однажды Настя и Митраша решили отправиться к Блудову болоту собирать клюкву. В лесу они принялись спорить о том, как дорогой идти. В результате каждый из них пошел своей тропинкой. Митраша, решив сократить путь, пошел по неизвестной дороге, и вскоре угодил в болотные топи и начал тонуть. Он звал на помощь Настю, но та его не слышала, увлеченно собирая клюкву. Когда же Настя, наконец, вспомнила о брате, она принялась звать его, но брат не откликался.
Тем временем бездомная собака Травка, жившая в лесу, принялась охотиться на зайца. Оказавшись возле болота, она увидела мальчика, и стала медленно подползать к нему. Митраша схватился за собаку и благополучно выбрался из болота. В это время у болота показался волк. Мальчик не оробел, и выстрелил в волка из ружья. Настя, услышав выстрел, побежала в эту сторону и отыскала брата. Взяв с собой Травку, Настя и Митраша вернулась в село, где их встречали, как героев. Однако никто не верил, что десятилетний мальчик мог убить старого матерого волка. Настя чувствовала виноватой в том, что произошло. Всю собранную клюкву она отнесла больным детям из Ленинграда.
План пересказа
- Сиротки Настя и Митраша.
- Поход за клюквой.
- Ссора.
- Митраша попадает в топи.
- Травка приходит на помощь.
- Встреча с волком.
- Митраша убивает волка.
- Возвращение домой.
Основная мысль
Родным людям никогда нельзя забывать о любви и согласии.
Чему учит
Рассказ учит отвечать за свои поступки, доверять близким людям, любить животных и природу. Учит тому, что жадность и гордость – не лучший выбор в отношениях между любящими людьми.
Отзыв
В произведении очень гармонично переплетена реальная жизнь со сказкой. Деревья и травы выступают как живые существа, а животные и птицы поступают очень разумно.
Пословицы
- Где согласие и лад – там дело клад.
- Есть согласие, есть и счастье.
- Что одному трудно, то сообща легко
Что понравилось
Понравилось, что Митраша и Настя, хоть и совершили ошибки, но смогли их признать и раскаяться в них. Они поняли, насколько важно действовать сообща и никогда не бросать друг друга в беде.
Вывод (мое мнение)
Рассказ побуждает сотрудничать и любить все вокруг. Не отчаиваться, когда в жизни большие трудности. Самонадеянность и жадность показаны в негативном свете. Осознав свои ошибки нужно идти дальше. Пройдя через испытания дети приобрели зрелые качества, например Настя была готова позаботиться о детях войны. «Кладовые солнца» — это не только места добычи торфа, но и сами дети и окружающая природа. Важно уметь их видеть.
Источник