Меню

Природоведение 5 класс что такое солнце

Урок Солнце. Солнечная система
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Урок для учащихся 5 класса СКОУ VIII вида

Скачать:

Вложение Размер
solntse._solnechnaya_sistema._5_klass.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок природоведения в 5 классе

Тема: Солнце. Солнечная система.

Тип урока: урок – путешествие

  • Дать представление о небесных телах во Вселенной, что такое Солнечная система.
  • Развивать внимание, воображение, расширять словарный запас, активизировать речь.
  • Воспитывать интерес к учению, чувство ответственности.
  • Презентация фильма для учащихся « Планеты, звёзды»
  • Карточки с заданием для закрепления материала

Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать по Вселенной. Вы не только вспомните что такое космос, звёзды, планеты, кто изучает небесные тела, но и узнаете что такое Солнце и Солнечная система. Вы познакомитесь с названиями планет Солнечной системы.

  • На мониторе изображение Солнечной системы (планеты и их названия закрыты)

Мы совершим с вами путешествие по Вселенной. Но чтобы узнать, что такое Солнце, Солнечная система, названия планет вам надо ответить на вопросы. Ваши правильные ответы помогут нашему путешествию.

Итак, с каждым правильным ответом для нас будет открываться новая планета.

  1. Что такое космос? (это пространство между небесными телами)
  2. Небесные тела это ? — ( все планеты и звёзды)
  3. Что такое звёзды? (это огромные раскалённые светящиеся шары)
  4. Наука, изучающая небесные тела? (астрономия)
  5. Звёзды, Солнце, Луна – это живая или неживая природа? (неживая)
  6. Люди, изучающие небесные тела? — (астрономы)
  7. Звёзды или планеты излучают свет и тепло? – (звёзды)
  8. Специальный прибор, созданный для изучения Вселенной? – (телескоп)

Молодцы, ребята! Вы ответили на восемь вопросов и открыли для себя восемь планет, которые вращаются вокруг солнца.

Эти планеты называются Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Солнце – это небесное тело, которое излучает свет и тепло. Солнце – самая близкая к нам звезда, поэтому оно кажется нам больше всех звёзд во Вселенной. Во все стороны от Солнца расходятся яркие лучи, которые движутся быстрее всего на свете. Солнечные лучи очень горячие. Лучи согревают нашу Землю. Солнечный свет и тепло необходимы для жизни животных, растений и человека.

Вокруг Солнца вращаются 8 планет. Вместе с Солнцем они образуют Солнечную систему. Эти планеты, как вы уже узнали , называются Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Днём там очень жарко, а ночью ледяной холод.

Венера по размерам почти такая же, как Земля

Поверхность Марса имеет красноватый цвет.

Юпитер – самая большая из планет. На его поверхности постоянно бушуют сильные бури.

Сатурн окружён множеством ярких колец.. Они состоят из обломков льда и камней.

Нептун состоит из газа и льда и мерцает голубоватым цветом.

Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь. Все планеты Солнечной системы находятся на разном расстоянии от Солнца, поэтому получают различное количество света и тепла. Планета Земля оказалась на таком расстоянии, что на ней смогла зародиться жизнь.

Помимо планет, вокруг солнца вращаются тысячи малых небесных тел. Их называют астероидами.. Солнце, планеты, спутники и астероиды входят в состав Солнечной системы.

Работа с учебником

Учащиеся читают текст учебника по частям. Отвечают на вопросы, объясняют слова, раскрывают значение данных слов. Работают с иллюстрациями к тексту.

Закрепление материала. Работа по карточкам.

Подчеркнуть правильный ответ:

  • Самая большая планета – это Уран, Юпитер, Венера.
  • Жизнь есть на планете: Марс, Меркурий, Земля
  • Ближайшая к Солнцу планета: Нептун, Сатурн, Меркурий.
  • Состоит из газа и льда: Венера, Земля, Нептун.
  • Астероиды – это малые небесные тела, звёзды, Марс.
  • Вокруг Солнца вращаются: 6 ; 8; 7планет,
  • Ближайшая к нам звезда: Марс, Солнце, Меркурий.
  • Жизнь на Земле невозможна без: астероидов, Урана, Солнца.

Сегодня на уроке вы узнали о том, что Солнце – это ближайшая к нам звезда. Солнце представляет собой раскалённый шар. Без Солнца невозможна жизнь на Земле.

Вокруг Солнца вращаются 8 планет. Вместе с Солнцем они образуют Солнечную систему.

Задание на дом: Стр. 6 – 8. Оценивание работы учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Космос. Луна»Урок-презентация по астрономии, интегрированный с информатикой. Учащиеся знакомятся с галактикой, с планетами солнечной системы, с космосом.Урок проводится совместно с .

Презентация включает в себя замечательные фотографии планет, спутников.

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРИВЕДЕНЫ ФРАГМЕНТЫ УРОКА К ТЕМАМ: «Планеты Солнечной системы. Форма и размеры Земли».

План-конспект урока по теме:Планеты Солнечной системы.Цель:Сформировать общие представления об особенностях природы планеты.Развивать познавательную активность у учащихся.Воспитывать чувство ответст.

Учебная презентация для уроков природоведения, 5 класс.

Авторская разработкаурока. Урок проводится в виде путешествия в сказочную страну «Вселенная» В увлекательной форме учащиеся отыскивают ключ к этой стране, который оказывается сломанным. Для того, чтоб.

Урок в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Составлен в 2011 г.

Источник

Конспект урока природоведения в 5 классе «Солнечная система»
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Цель урока: Сформировать современное представление о Солнечной системе.

Задачи:

  • Сформировать современное представление о Солнечной системе, как правильное понимание научно-материалистической картины мира.
  • Обобщить и систематизировать знания.
  • Контроль и самоконтроль знаний.

Оборудование: таблица «Солнечная система», схемы, иллюстрации, таблицы.

Скачать:

Вложение Размер
urok_prirodovedeniya_solnechnaya_sistema_5_kl.docx 24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок природоведения в 5 классе по теме «Солнечная система»

Автор: Пацевич Т.К.

Цель урока: Сформировать современное представление о Солнечной системе.

  • Сформировать современное представление о Солнечной системе, как правильное понимание научно-материалистической картины мира.
  • Обобщить и систематизировать знания.
  • Контроль и самоконтроль знаний.

Оборудование: таблица «Солнечная система», схемы, иллюстрации, таблицы.

Вступительное слово учителя.

Приветствие учителем учащихся.

1. Актуализация знаний.

Повторение пройденного материала.

Учитель задает вопросы учащимся:

  1. Как устроена система мира по Аристотелю? (в центре – Земля)
  2. Как устроена система мира по Птолемею? (в центре – Земля и все планеты вращаются вокруг своей оси).
  3. Чем система мира, созданная Коперником, отличается от системы мира по Птолемею? (в центре – Солнце).

Ученики отвечают на вопросы. Учитель оценивает ответы учащихся.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.
Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется астрономия в переводе с греческого языка означает астрон – звезда, номос – закон.
Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них.

Читает отрывок из стихотворения Л.А.Бунина “Огни небес”

Огни небес, тот серебристый свет,
Что мы зовем мерцаньем звезд небесных,
Порою только неугасший след
Уже давно померкнувших планет,
Светил, давно забытых и безвестных.
Та красота, что мир стремит вперед,
Есть тоже след былого. Без возврата …

Учитель. О чём сегодня на уроке пойдёт речь? (о солнечной системе)

Учитель. Тема урока: Солнечная система (записать в тетрадь).

Как вы думаете, что такое Солнечная система? (Ученики дают свои ответы).

Вопрос: Почему система, в которой находится планета Земля, называется Солнечной?

Ответ: Солнечная система так названа потому, что в центре этой системы находится звезда под названием Солнце. Она освещает и согревает теплом все планеты, которые вращаются вокруг нее.

Заполнение кластера (схемы)

Солнечная система – это Солнце и вращающиеся вокруг него небесные тела. (Учитель предлагает записать данное определение в тетрадь).

Учитель. Какие небесные тела вращаются вокруг Солнца? (Ученики называют планеты, пояс астероидов, кометы и т.п.)

А вы хотите больше узнать о них?

Все это предстоит нам выяснить сегодня на уроке. Для этого мы отправляемся с вами в космическое путешествие. Начнем с разминки. Кто помнит и знает ответы на вопросы – говорит с места, а кто забыл, вспоминает.

  • Прибор для изучения Вселенной? ( Телескоп)
  • Что ближе к Земле: Солнце или Луна? ( Луна)
  • Луна – это … (Спутник)
  • Путь движения планеты вокруг Солнца? (Орбита)
  • Как называется самая яркая ночная звезда? (Сириус)
  • По какой звезде можно ориентироваться ночью. (Полярная)
  • Самые горячие звезды по цвету? (Белые)
  • Какого цвета солнце? (Желтая)
  • Одежда для космонавтов. (Скафандр)
  • Газовая оболочка, окружающая Землю. (Атмосфера)

Группы планет. Планеты делятся на две группы:

  • 1. планеты земной группы. ( К первой из них относят Меркурий, Венеру, Землю, Марс. Все они намного меньше, чем планеты-гиганты).
  • 2. планеты-гиганты. (В группу планет-гигантов входят Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун).

А теперь для того, чтобы запомнить последовательность расположения планет Солнечной системы, предлагаю вам сейчас разучить нехитрую считалочку ( разучиваем считалочку хором ):

А еще Уран, Нептун.

Наше Солнце – Чемпион.

– К путешествию готовы? Наступило время познакомить вас с заданиями

Задание №1. Расположите планеты по мере удаления их от Солнца.

Расстояние от Солнца в млн. км.

Задание №2. Определите, какие планеты в Солнечной системе являются рекордсменами .

1. Самая далекая планета Солнечной системы? ________________
2. Самая ближайшая к Солнцу планета? ______________________
3. Планета, сравнимая по размерам с Землей?_________________

Диаметр планеты в км

Расстояние от Солнца

1. Самая большая планета Солнечной системы________________
2. Самая маленькая планета?______________________________

1. Самая горячая планета
2. Самая холодная планета
3.У какой планеты больше всего спутников?

Температура
на планете

1. Самая медлительная планета________________
Подумайте, какой планете потребуется меньше всего времени для вращения вокруг Солнца. (Меркурий – 88 суток)
2. Самая быстрая планета______________________________________
Подумайте, какой планете потребуется больше времени для вращения вокруг Солнца? (Нептун – 165 лет)
3. Эта планета ни самая маленькая, ни самая большая, но у нее есть то, чего нет ни у одной планеты Солнечной системы? (Земля)

Дети оформляют свои ответы на карточке.

Учитель. Все группы справились с заданиями, а теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются против часовой стрелки. Если кто-то ошибся, учитель сообщает, что так вращается планета – Венера)

Учитель. Подводим итоги. Все справились с заданиями. Молодцы! Сегодня на уроке вы узнали, какие небесные тела входят в состав Солнечной системы.

Ответы детей. Солнечная Система – Солнце, Земля вместе с планетами и их спутниками, астероиды, кометы, метеорные тела.

Учитель. Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь – это Земля, а мы ее жители! Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания кислород и защищает Землю от перегрева, охлаждения и ударов небесных тел. Кроме этого, большую часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля меньше звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле – это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке…
В самом далеком, глухом городке!

Учитель. Давайте поиграем.

1. Угадайте, какая из планет могла бы так сказать о себе.

  1. Я – самая горячая планета во Вселенной. Температура моей поверхности может достигать до +500 градусов. Названа женским именем. В Древнем Риме являлась богиней любви. ( Венера)
  2. Я – ближайшая к Солнцу планета. Я получила свое название в честь римского вестника богов, бога торговли. Я вращаюсь очень быстро вокруг Солнца за 88 дней. (Меркурий)
  3. Я – очень стар, поэтому лежу на боку и очень мерзну. (Уран)
  4. Отгадайте загадку:
  5. Одним планетам в небе скучно,
    И чтобы было веселей,
    Блуждая по Вселенной целой,
    Они нашли себе друзей.
    Какие это друзья? (Спутники)
  6. – Какой спутник у Земли? ( Луна)

Ребята, если вам понравилось космическое путешествие, покажите Луну рожками вверх, если нет – рожками вниз. (Дети показывают бумажный макет Луны) (Пояснение — макет Луны дети делают заранее дома)

– стр. 34 учебника. Подготовьте рассказы о космонавтах-исследователях космоса.

Источник

Природоведение 5 класс что такое солнце

§ 5. Солнце. Солнечная система

«Владыка пищи, отец и мать людей» – так называли Солнце египтяне. Они строили в его честь храмы, приносили ему жертвы. Сохранился памятник старины, на котором солнечные лучи изображены в виде длинных рук, творящих все сущее на Земле. В одном из гимнов так воспевалось Солнце:

Восходишь – все оживает. Заходишь – и все умирает. Ты жизни мерило и первопричина ее.

Солнце – основа жизни на Земле

Трудно поверить, что звезды, которые видны только ночью, и Солнце одинаковы. Солнце – тоже звезда, самая ближайшая к Земле. Это гигантский пылающий газовый шар (рис. 17).

Рис. 17. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Она находится на расстоянии 150 млн км от Земли. Свет от Солнца доходит до Земли за 8,5 мин

В древности Солнце было предметом не просто поклонения. Люди внимательно следили за светилом и понимали, что смена времен года и урожаи на полях зависят от Солнца.

Солнце – источник энергии для всех процессов, происходящих на поверхности Земли.

Ученые подсчитали, что только за полгода Солнце поставляет на Землю энергию, равную той, которая заключена во всех запасах минерального топлива на нашей планете. Без энергии солнечных лучей не было бы на Земле жизни. Используя энергию солнечного света, растения из углекислого газа и воды создают органические вещества, которые служат основой для развития всего живого на Земле. Благодаря теплу солнечных лучей испаряется вода из океанов, морей, озер, рек. Затем собирается в виде облаков, чтобы вернуться на Землю дождем.

Солнечная система

Солнечная система состоит из Солнца, вращающихся вокруг него планет (в переводе с древнегреческого «планета» означает блуждаю), естественных спутников этих планет, астероидов – малых планет, бесчисленных метеоритов и комет.

Вся Солнечная система, в свою очередь, – часть другой большой системы, называемой Галактикой. Она включает миллионы и миллионы звезд, многие из которых значительно больше Солнца и имеют свои системы планет, похожие на Солнечную.

Вокруг Солнца вращаются восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун (рис. 18). С 1930 по 2006 г. девятой планетой Солнечной системы считался Плутон.

Рис. 18. Солнечная система. Восемь крупных шарообразных планет, вращающихся вокруг Солнца

Расскажем о ближайших четырех планетах Солнечной системы. По самой близкой к Солнцу орбите движется планета Меркурий. У нее сильно разреженная атмосфера. На поверхности очень жарко днем и очень холодно ночью. Поверхность Меркурия, как и Луны, покрыта кратерами.

По второй от Солнца орбите движется планета Венера. Она почти такой же величины, как и Земля. Венера окутана очень плотной облачной атмосферой, богатой углекислым газом и удерживающей тепло; там круглый год стоит жаркое лето.

Венера отличается от других планет тем, что вращается вокруг своей оси в сторону, противоположную той, в которую вращаются все планеты Солнечной системы (кроме Урана).

По третьей орбите вращается Земля, а рядом, по четвертой, ее сосед – Марс. Планета Марс меньше Земли примерно в 2 раза, а находится в 1,5 раза дальше от Солнца. Вот почему тепла и света ей достается меньше, чем Земле.

Поверхность Марса, как и Луны, покрыта кратерами всевозможных размеров. Эта планета красного цвета из-за большого содержания железа в ее грунте. Условия на Марсе суровые. Летом температура редко поднимается выше 0° С, к ночи падает до -60—10 °C. Там самые высокие горы, таких гор нет больше ни на одной планете Солнечной системы. На Марсе, как и на Земле, происходит смена времен года. У этой планеты есть два естественных спутника, которые значительно меньше Луны.

За Марсом по орбитам движутся Юпитер, Сатурн (рис. 19), Уран, Нептун.

Рис. 19. Планета Сатурн с гигантскими кольцами, состоящими из камней и льда

Вокруг Солнца (в основном между орбитами Марса и Юпитера) движутся малые планеты – астероиды (в переводе с греческого «астероид» означает звездоподобный). Ученым-астрономам известно более 10 тыс. астероидов.

Многие тысячелетия человек наблюдал «падающие» звезды. Сегодня мы знаем, что это метеоры (в переводе с греческого «метеорос» означает парящий в воздухе). Когда метеор проходит сквозь атмосферу Земли, он сильно нагревается в результате трения его поверхности о воздух. И мы видим его яркий след. Метеор, достигший поверхности Земли, называют метеоритом. Метеориты могут быть железные, каменные и железокаменные. Отыскать на Земле метеорит – значит получить редчайшую возможность для изучения межпланетного вещества (рис. 20).

Рис. 20. «Небесные пришельцы» – метеориты

Еще одни небесные тела – кометы (в переводе с греческого слово «кометес» означает волосатая). Они состоят из сгустков твердых частиц и газа. С приближением к Солнцу комета разогревается, ее вещества начинают испаряться – у кометы появляется хвост, состоящий из очень разреженного газа и мельчайших частиц (рис. 21). Он всегда направлен в сторону от Солнца. Чем ближе комета к Солнцу, тем больше становится ее хвост. Обычно длина хвоста достигает порядка 10 млн км, а иногда 180 млн км. У некоторых комет вообще нет хвоста.

Рис. 21. Хвостатая комета. Было время, когда появление комет вызывало у людей ужас. Они считали кометы дьявольским предзнаменованием, предвестником чумы, войн, смерти

Из глубины веков дошла до наших дней запись на хорошо сохранившейся глиняной табличке из Древнего Вавилона о появлении в 164 г. до н. э. в небе летящего вблизи Земли небесного тела. Много веков спустя это тело было названо кометой Галлея, в честь английского астронома XVII в., впервые рассчитавшего траекторию его полета. В 1835,1910,1986 гг. комета Галлея появлялась в окрестностях Солнца и Земли. Ученые рассчитали, что примерно раз в 76 лет она возвращается к Солнцу и Земле. Следующее ее появление ожидается в 2062 г.

Источник

Читайте также:  Тест по теме солнце ближайшая звезда с ответами
Adblock
detector