Презентация «Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Шмелёва»
презентация к уроку по литературе (11 класс)
Презентация посвящена жизни и творчеству Ивана Сергеевича Шмелёва. Она содержит фотографии и иллюстрации, помогающими проследить жизненный путь писателя, определить ключевые биографические и творческие моменты. Презентация включает в себя богатый литературный материал и предназначена для использования на учебном занятии. Представленная в презентации информация в наглядной и доступной форме способствует изучению материала. Презентация может быть использована студентами при самостоятельной подготовке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmelev_i.s.1.pdf | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов.
В презентации «Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания» даются советы по оформлению и наполнению презентаций.
Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи.
§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. .
Урок – деловая игра «Работа с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала «электронные таблицы» с использованием КИМов, повторение технологи.
Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях для пров.
Презентация к уроку»Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс».
Источник
Презентация по литературе «Певец земли русской»
Данная презентация рассказывает о жизни и творчестве М.А. Осоргина , содержит богатый иллюстративный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pevets_zemli_russkoy.pptx | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Певец земли русской Презентация на тему: «Биография русского писателя и мыслителя И.С.Шмелёва» обучающегося 8 класса МОУ « Кушалинская СОШ» Орлова Дениса, 2014 г.
РОД Шмелёвых — «сам чуть-чуть «исторический» Иван Сергеевич Шмелёв родился 3 октября 1873 года в Замоскворечье в известной московской купеческой семье Шмелёвых. Дед Ивана Сергеевича — государственный крестьянин из Гуслицкого края ( Богородского уезда Московской губернии) — поселился в Москве после пожара 1812 г. Сергей Иванович Шмелев (1842—1880) — отец писателя принадлежал к купеческому сословию, но торговлей не занимался, он являлся хозяином большой плотничьей артели, держал банные заведения и был подрядчиком. По характеру Сергей Иванович представлял собой очень жизнелюбивого человека, что положительно отразилось в воспитании будущего писателя.
Семья Шмелёвых Семья Шмелёвых была благополучная, православная с патриархальным ладом. В дальнейшем у Ивана Шмелева будет особая тяга к религии, что скажется на его философских взглядах и творчестве. Замоскворечье
Детство писателя Окружение маленького Ивана Шмелева составляли мастеровые, рабочие-строители, с которыми он близко общался. Поэтому «влияние двора», где чувствовался мятежный дух и раздавались различные песни, прибаутки, поговорки со своим разнообразно-богатым языком, не могло не отразиться на его мироощущении и позднее в произведениях. Позднее Шмелев напишет: «Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему…».
Юность писателя Изначально Иван получал образование на дому, где в роли учителя выступала его мать – Евлампия Гавриловна (выпускница института благородных девиц), которая постепенно вводила юного писателя в мир литературы (изучение Пушкина, Гоголя, Толстого и др.) Далее Иван Шмелёв учился в шестой Московской гимназии.
Молодость Ивана Шмелёва После окончания гимназии, поступает в 1894 году на юридический факультет Московского университета. А затем, спустя 4 года, окончив его, проходит военную службу в течение 1 года и далее служит чиновником в глухих местах Московской и Владимирской губерниях. « Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни. Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, мелкопоместное дворянство», — скажет позднее Шмелев.
Любовь Будучи еще гимназистом, весной 1891, Иван Сергеевич познакомился с Ольгой Александровной Охтерлони – ученицей петербургского Патриотического института. Предки девушки по мужской линии были потомками древнего шотландского рода Стюартов; деды были генералами. В Ольге была серьезность, увлеченность, начитанность. У нее были также большие способности к живописи, развитый вкус. Семья Шмелёвых: Иван Сергеевич, Ольга Александровна и сын Серёжа 1903 год
Революционные перемены в россии Февральскую революцию Шмелёв принимает восторженно и с энтузиазмом, выступает на собраниях и митингах, рассуждает о «чудесной идее социализма». Но в скором времени Шмелеву приходится разочароваться в революции, он открывает для себя ее черную сторону, ее истинный, ужасный лик, видит во всем этом насилие над судьбой России. Октябрьский переворот он сразу не принимает. Во время революции Шмелёв уезжает с семьей в Алушту, где покупает дом с участком земли.
Трагедия Трагичной оказалась судьба Сергея — единственного сына Шмелёва. Двадцатипятилетний офицер царской армии, находясь в госпитале, был арестован. Несмотря на все усилия отца освободить Сергея, он был приговорен к смерти. Это событие, а также пережитый его семьей страшный голод в оккупированном городе, ужасы массовой резни, устроенной большевиками в Крыму в 1920-21, привели Шмелёва к тяжелой душевной депрессии.
Европейская известность Шмелев не может понять, когда гибнет все живое вокруг, происходит повсеместный красный террор, зло, голод, озверение людей. В связи с этими переживаниями, писатель пишет эпопею «Солнце мертвых» (1924), где раскрывает свои личные впечатления о революции и гражданской войне. В результате, после выхода этой эпопеи, Шмелев получает европейскую известность.
Эмиграция Писатель тяжело переживал трагические события, связанные с революцией и военными событиями, и по приезде в Москву, он всерьез задумывается над эмиграцией. В принятии этого решения активно участвовал И. А. Бунин, который звал Шмелева за границу, обещая всячески помочь его семье. В январе 1923 года Шмелев окончательно уехал из России в Париж, где прожил 27 лет.
Годы творчества Годы , проведенные в эмиграции, отличаются активной плодотворной творческой деятельностью. Шмелев публикуется во многих эмигрантских изданиях: «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Сегодня», «Современные записки», «Русская мысль» и др. Иван Сергеевич и Ольга А лександровна за работой
Тяжелая утрата Вместе с женой они прожили 41 год. Умерла Ольга Александровна 22 июня 1936 года. Эта утрата (после гибели единственного сына) окончательно подорвала силы и здоровье Ивана Сергеевича.
Жизнь в эмиграции И . С. Шмелев прожил очень сложную жизнь. Он страдал тяжелой болезнью, которая порой чуть было не приводила писателя к смерти, переживал материальные кризисы, которые доходили даже до нищенского состояния. Война 1939—45, пережитая им в оккупированном Париже, клевета в печати и попытка оклеветать Шмелева еще больше усугубляли его душевные и физические страдания.
В воспоминаниях современников «Шмелёв был человеком исключительной душевной чистоты, не способным ни на какой дурной поступок. Ему были присущи глубокое благородство натуры, доброта и сердечность. О пережитых страданиях говорил облик Шмелёва — худого человека с лицом аскета, изборожденным глубокими морщинами, с большими серыми глазами, полными ласки и грусти».
«Самый распрерусский » « Шмелёв теперь — последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка, — отмечал в 1933 году А. И. Куприн. — Шмелев изо всех русских самый распрерусский , да еще и коренной, прирождённый москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой духа».
Смерть писателя Иван Сергеевич Шмелев умер в 1950 году в результате сердечного приступа. Смерть писателя, так любившего монастырскую жизнь, стала глубоко символичной: 24 июня 1950 года, в день именин старца Варнавы , который ранее благословлял его «на путь», Шмелёв приезжает в русский монастырь Покрова Божией Матери в Бюсси-ан-От и в тот же день умирает.
У Могилы Шмелёвых В 2000 году было выполнено желание Шмелева: прах Шмелёва и его жены перевезен на родину и погребен рядом с могилами родных в московском Донском монастыре.
Наследие писателя Теперь , после смерти писателя, в Россию, на Родину, возвращаются его книги. Так продолжается вторая, уже нетленная его жизнь на родной земле. Вспомним слова А. Карташева о шмелевском творчестве: « Это уже не литература. Это «душа просит». Это утоление голода духовного».
Источник
Шмелёв, И.С. Солнце мёртвых : эпопея / И.С. Шмелёв
Шмелёв, И.С. Солнце мёртвых : эпопея / И.С. Шмелёв. – М.: Эксмо, 2009. – 150 с. Солнце мёртвых.
Слайд 13 из презентации «Интерактивная выставка по творчеству Ивана Шмелева»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Интерактивная выставка по творчеству Ивана Шмелева.pps» можно в zip-архиве размером 3768 КБ.
Похожие презентации
«Япония — страна восходящего солнца» — Каково место Японии в современном мире? Города науки. На островах в соленых водах Лежала древняя страна. Происхождение названия страны. Дугообразная вереница японских островов то и дело колышется, ходит ходуном из-за землетрясений. Эпиграф: И что рождалось здесь впервые- Не умирало никогда. Страна богата побережьем.
«Внутреннее строение солнца» — Джеймс Джинс. Телескоп солнечной обсерватории на озере Big Bear в США. Ее суть состоит в том, что из четырех протонов получается ядро гелия. Во время солнечного затмения 14 декабря 2001 г. спутник потерял ориентацию на Солнце и его батареи разрядились. Каждую секунду Солнце перерабатывает около 600 миллионов тонн водорода.
«Пятна на Солнце» — Пятна на Солнце часто бывают окружены светлыми зонами, называемыми факелами. Солнечные пятна. Грануляция – проявление конвекции в более глубоких слоях Солнца. Протуберанцами называются огромные образования в короне Солнца. Остальная энергия разделена приблизительнопоровнумеждувидимой (400–760 нм) и инфракрасной (760–5000 нм) областями спектра.
«Влияние солнца на Землю» — И заблуждался ли вообще? Солнце – центр Солнечной системы. От солнечной активности зависит жизнедеятельность всей микрофлоры. При низкой же солнечной активности такого явления, как правило, не наблюдается. Выяснить как солнечная активность влияет на растения, животных человека. Что мы знаем о солнце?
«Солнце и планеты» — Земля взаимодействует с другими объектами Солнечной Системы, включая Солнце и Луну. Сатурн. Меркурий. Именно в Солнце сосредоточена основная часть вещества Солнечной системы. Расстояние от Земли до Солнца около 150 млн.км. Юпитер. Известно, что вращение Земли замедляется с течением времени. Сама галактика Млечный путь – тоже движется.
«Вода и солнце» — Вода может находится в 135 состояниях. Гипотеза. Статья доктора технических наук Владимира Цетлина: Выделяют 27-дневный короткопериодический цикл Солнца. Цели и задачи: Три образца воды: 1)вода от 18.01.2009; 2)вода от 19.01.2009(праздник Богоявление Господне); 3) «святая» крещенская вода (из Храма Христа Спасителя).
Источник
Урок- диспут по роману И. С. Шмелева «Солнце мертвых»: «Спор пустоты, бездушия со смыслом и духом»
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Урок- диспут по роману И. С. Шмелева «Солнце мертвых»:
«Спор пустоты, бездушия со смыслом и духом»
Цели занятия
Образовательные:
- формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи; развивать навыки монологической речи;
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- совершенствовать навыки анализа литературного явления, умение отбирать главное; систематизировать явления, объединённые одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации.
Развивающие:
- развивать ассоциативное мышление;
- активировать творческую деятельность, развивать навыки работы в группе;
- способствовать сформированности у учеников способности к глубокой и самостоятельной оценке произведения.
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус, чувство нравственности и гуманизма;
- пробудить в учениках желание задумываться над вечными вопросами бытия;
- способствовать воспитанию духовности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок- диспут по роману И. С. Шмелева «Солнце мертвых»: «Спор пустоты, бездушия со смыслом и духом» | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 11 классе.
Урок- диспут по роману И. С. Шмелева «Солнце мертвых»:
«Спор пустоты, бездушия со смыслом и духом»
- формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи; развивать навыки монологической речи;
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- совершенствовать навыки анализа литературного явления, умение отбирать главное; систематизировать явления, объединённые одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации.
- развивать ассоциативное мышление;
- активировать творческую деятельность, развивать навыки работы в группе;
- способствовать сформированности у учеников способности к глубокой и самостоятельной оценке произведения.
- воспитывать эстетический вкус, чувство нравственности и гуманизма;
- пробудить в учениках желание задумываться над вечными вопросами бытия;
- способствовать воспитанию духовности.
Частично-поисковой с обобщением; метод сопоставления разных видов искусства.
Исследовательский; метод аналогии, ассоциации; метод сопоставления произведений по тематике, проблематике.
Теория литературы : Роман (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений). Реминисценция
Оборудование и наглядность: портрет И.С.Шмелева и А.И. Солженицына, презентация
- формирование ответственного отношения к учению, готовности
и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего со-
временному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- формирование у школьников способности к самостоятельной и глубокой оценке произведения;
- умение установить внутренние связи структурных элементов произведения с биографией и творчеством писателя, мировым историко-литературным и культурным процессом;
- выяснение связей литературы с другими видами искусства.
- развитие умений выразительно читать, пересказывать, цитировать;
- развитие умений повторять и обобщать ранее изученный материал, систематизировать биографические сведения;
- совершенствовать умения работать со справочной литературой;
- развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать, самостоятельно работать с первоисточниками;
- развитие умения применять знания в новой учебной ситуации; развитие монологической речи и творческого воображения
Схема- карта урока диалога
Аспекты учебной деятельности
Разноуровневый материал занятия
Аргументация целесообразности учебной деятельности
- Этап уровневых заданий репродуктивного и частично-поискового уровня.
1.Рассказать об истории создания романа
2.Чем ознаменован 1920 год в жизни И.С. Шмелева?
Совершенствование умения работать со справочной литературой; систематизировать биографические сведения.
1.История Крыма 1920 –х годов.
2. В книге Шмелева автобиографический рассказчик часто дает слово другим героям. Чьи голоса мы слышим?
3. С какой целью автор использует прием полифонии?
Совершенствование умения работать со справочной литературой; развитие умения обобщать ранее изученный материал
1.Расскажите о жизни главного героя.
Развитие умения пересказывать, цитировать.
1.Каковы его планы? Выскажите своё мнение о них.
Развитие умения пересказывать, обобщать ранее изученный материал.
1.Выразительное чтение главы «Утро»
Развитие умения выразительно читать; выбирать ключевые фразы
1.Расскажите о жизни животных, описанных Шмелевым
Развивать умение выбирать ключевые фразы, обобщать ранее изученное.
1.В чем же обвиняются большевизм и большевики? 2.Как изменяется Крым?
Развивать умение выбирать ключевые фразы
1.С какой целью автор использует антитезу, описывая жизнь до революции и после?
2.На чём основывались философские размышления Шмелева?
Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать.
- Этап исследовательских уровневых заданий
1. Как Шмелев описывает процесс расчеловечивания человека, его деградацию?
2. Какую роль в мучительных поисках героя играет эпизод из главы «Жива душа!»?
3. Сравните состояние героя в начале и в конце главы. Почему оно так изменилось?
Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать. Развитие творческого воображения.
1. Почему для того, чтобы вернуть своему герою веру в человеческую душу, в бога, автор выбирает татарина, человека иной национальности, иной веры?
Развитие умения применять знания в новой учебной ситуации. Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать.
1. Как вы понимаете слова татарина: «У тебя Аллах свой… у нас Аллах мой… Все аллах!»? Почему татарин и рассказчик почти не разговаривают, сидят молча? Как вы понимаете выражение писателя: «… двое – одно…»?
Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать.
- Этап уровневых заданий сопоставления разных видов искусства.
1.Как изменил приход старого татарина внутреннее состояние героя?
2. Как вы думаете почему миссию возвращения героя к жизни, вере Шмелев возлагает на татарина?
Совершенствование умений самостоятельно осмыслять полученную информацию. Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать.
1.В тексте настойчиво повторяется выражение « Вниди и в меня, Господи! »?
Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать
1. В чём, по-вашему, особенность символа «Солнце»?
Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать
«Одного не понимаю. Как у Шмелева хватило сил писать эту книгу? .. не литературных сил, — ими он богат достаточно! – но просто сил человеческих. Его «эпопею» читать трудно… каково же было писать!» — недоумевал один из критиков русского зарубежья А. В. Амфитеатров Можете ли согласиться с ними? Почему?
Развитие умения применять знания в новой учебной ситуации.
Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать
1.Что в литературоведении называется полифония?
2.Что такое сюжет произведения? Каков сюжет «Солнце мертвых»?
3.Какую роль в произведении играет его композиция? Определите композиционные части произведения Шмелева.
4.Для чего автор использует полифонию? Докажите, что этот стилистический приём лежит в основе сюжета. В каких прочитанных вами произведениях вы встречали полифонию? Чего добиваются авторы её использованием?
Низкий уровень: развитие умений повторять и обобщать ранее изученный материал.
Средний уровень: развитие умения самостоятельно анализировать и обобщать, работать с первоисточниками.
Высокий уровень: развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать; развитие умения делать сравнительный анализ произведений.
- Этап установления внутрипредметных связей.
1.В каких произведениях, написанных ранее, повествование ведется от первого лица?
2.Объясните, как вы понимаете – социально-философская направленность произведения? В каких ранее прочитанных произведениях была подобная направленность?
3.Русские писатели не раз обращались к теме смерти. Вспомните, в каких произведениях мы встречались с этой темой?
Н: развитие умений повторять и обобщать ранее изученный материал.
С: развитие умения самостоятельно анализировать и обобщать, работать с первоисточниками.
В: развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать; развитие умения делать сравнительный анализ произведений.
- Этап установления межпредметных связей.
1.Подготовьте небольшое сообщение о Крыме 1920 –х годов.
2.Рассмотрите репродукции «Крым Исаака Левитана». Найдите в рассказе детали, созвучные этим картинам.
3.Подберите музыкальные фрагменты, которые могли бы стать фоном для отдельных эпизодов «Жива душа»
Н: развитие умений работать со справочной литературой; развитие умения пересказывать.
С: развитие умения применять знания в новой учебной ситуации.
В: развитие умений сопоставлять произведения разных искусств; формирование умений видеть логику превращения фактов жизни в факты искусства.
- Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовьте рассказ о жизни героя от лица татарина.
2.Почему Шмелев заканчивает свой роман главой «Конец концов»?
3.В чем смысл названия романа «Солнце мертвых»?
Н: развитие умения пересказывать.
С: развитие умения самостоятельно анализировать и обобщать, самостоятельно работать с первоисточниками.
В: совершенствование умения самостоятельно искать, осмыслять и систематизировать информацию.
1.Продолжите письменно фразу: «Роман Шмелева «Солнце мертвых»- это произведение о ..»
2.Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Символы в романе Шмелева»
3.Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Солнце мертвых» — это откровение Шмелева
Н: задание используется для проверки знакомства школьников с произведением, которое входит в круг обязательного чтения, и уровня читательского восприятия.
С: задание предназначено для проверки глубины понимания изученного произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи.
В: задание предназначено для проверки глубины понимания изученного произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи; развитие умения включать произведение в историко-культурный контекст.
1 . Написать тезисы или план ответа на тему «Роль главы «Жива душа!» в понимании авторской позиции в романе И.С.Шмелева «Солнце мертвых».
2. Проанализировать самостоятельно одну из глав романа.
3. Провести исследование по одной из проблем: «Роль пейзажа в романе И.С.Шмелева «Солнце мертвых», «Полифония как один из основных приемов раскрытия авторской концепции в романе И.С.Шмелева «Солнце мертвых», «Христианские мотивы в романе И.С.Шмелева «Солнце мертвых» и Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Н: задание используется для проверки знакомства школьников с произведением, которое входит в круг обязательного чтения, и уровня читательского восприятия
С: задание предназначено для проверки глубины понимания изученного произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи
В: задание предназначено для проверки глубины понимания произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи; развитие умения включать произведение в историко-культурный контекст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб.
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб.
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб.
Диспут по роману «Разгром» требует от учащихся аргументированного ответа: Павел Мечик — «себялюбивый эгоист» или «юный романтик, растерявший свои идеалы».
Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством художественного слова . И.С.Шмелев «Лето господне «, глава «Крещение»: работа с текстом. Духовные традиции русского народа.
Конспект урока по литературе Мир «Лета Господня» в главе «Рождество» (по одноименному роману И.С. Шмелева) и спользованием ИКТ и других современных технологий. Материал ур.
Урок-диспут – поиск школьниками самостоятельного решения проблемы в споре, через сопоставление различных точек зрения.
Источник
➤ Adblockdetector