Они летали в розовеющем вечернем воздухе (1) и я заметил (2) что две из них летают резвее и легче (3) чем три остальные (4) которые казались чуточку больше размером.
Оно было положено в красный тревожный конверт ( ) и было написано кривыми разноразмерными буквами, вырезанными из газеты.
1)Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3)Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
21. На месте каких цифр в данном предложении должны быть зап ятые?
Когда мы с папой мыли полы (1) и клеёнку (2) а мама развешивала рисунки на стене (3) вдруг выяснилось (4) что остались несделанными очень срочные (5) и очень важные домашние дела.
1)1, 2, 3, 4, 5; 2) 1, 2, 4, 5; 3) 2, 3, 4; 4) 2, 3, 4, 5.
22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Неудивительно, что со временем слова меняются.
2) Чтобы паром двигался, его тащит трос, накручиваясь на барабан.
3) Пар изо рта обжигал лицо и замерзал на бороде, превращаясь в маленькие колючие льдинки.
4) Я настолько был захвачен своей идеей, что пошёл пешком хотя расстояние было совсем неблизким.
23. В каком предложении НЕ НУЖНО ставить тире? (Знаки препинания не расставлены).
1) Мир освещается солнцем а человек знанием.
2) Красноречие при человеке великое дело.
3) Книга дружище как цветущий сад.
4) Преодолеем перевал до восхода солнца успех экспедиции обеспечен.
24. На местах цифр нужны запятые?
Они летали в розовеющем вечернем воздухе (1) и я заметил (2) что две из них летают резвее и легче (3) чем три остальные (4) которые казались чуточку больше размером.
1)2, 3; 2) 1, 3; 3) 1, 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4;
РУССКИЙ ЯЗЫК (Вариант 2)
Обведите кружком номер одного верного ответа из четырех предложенных.
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 1-4.
А. Каждое утро, когда солнце после сна появлялось на небе этот луч прыгал от радости.
Б. Наступил новый день, и он снова увидит своих друзей: зверюшек, бабочек, птиц, цветы и деревья и, конечно, людей.
В. Я хочу рассказать о лучике, который отличается от других тем, что всегда находится в радостном настроении.
Г. Ты знаешь, что у солнца много-много лучей, все они теплые, добрые и ласковые.
1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) АГБВ; 2) ВАБГ; 3) ГВАБ; 4) БАГВ.
2. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста
1) Предложение А – простое предложение с обособленным обстоятельством;
2) Предложение Б – сложносочинённое предложение;
3) Предложение В – сложное предложение, состоящее из трех простых;
4) Предложение Г – сложное предложение, состоящее из трех простых.
3. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?
1) СВОИХ — местоимение; 2) НАХОДИТСЯ – неопределённая форма глагола;
3) МНОГО-МНОГО — наречие; 4) ЛАСКОВЫЕ – прилагательное во множественном числе.
4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.
5. В каком ряду во всех словах пишется буква О?
1) ПЛ…ВЧИХА, Р…ВЕСНИК, СКЛ…НЕНИЕ; 2) Р…СТОВ, ВЫГ…РЕТЬ, УГ…ДАТЬ;
3) С…БОР, ОЧАР…ВАНИЕ, Л…ЗУРЬ; 4) Ф. РТУНА, З…БВЕНИЕ, НЕПРОМ…КАЕМЫЙ.
6. Укажите слово с орфографической ошибкой:
1) ЦЫГАНЁНОК; 2) КАПЮШОН; 3) ПОДСТРИЖОШЬ; 4) МАЖОРНЫЙ.
7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ПР…БРЕЖНЫЙ, ПР…РЕКАТЬСЯ, С…МПАТИЯ; 2) ОРЕШ…К, ПРОТ…РЕТЬ, ПР…СМЕШНОЙ;
3) БЕРЕЧ…, ТЯГАЧ…, ДРОЖ…; 4) РАЗ…ГРАТЬ, МОТОЦ…КЛ, КУРИЦ…Н.
8. В каком слове пишется буква У?
1) КЛОКОЧ…ЩИЙ; 2) Они ДЕРЖ…Т; 3) БРЕЗЖ…ЩИЙ; 4) Они ДЫШ…Т.
9. В каком слове пишется НН?
1) ГРУЖЁ…ЫЙ вагон; 2) ГУСИ…ЫЙ жир;
3) СТАРИ…ЫЕ предания; 4) СЕРЕБРЯ…ЫЙ кубок.
10. В каком примере возможно только одно написание?
1) ПРИМЕ(И)РЯТЬ; 2) ТУШ(Ь); 3) ПО(ЭТОМУ); 4) КАК(БУДТО).
11. В каком предложении НЕс последующим словом пишется раздельно?
1) (Не)взлюбила мачеха дочку старика. 2) Ваза (не)хрустальная.
3) Еще (не)мытые фрукты лежали на столе. 4) Он плясал (не)утомимо, самозабвенно.
12. В каком случае неправильная грамматическая характеристика слова ведет к орфографической ошибке?
Дата добавления: 2015-07-14 ; просмотров: 248 | Нарушение авторских прав
Источник
Русский язык. 11 класс
Конспект урока
Тема: Синтаксические нормы: сложное предложение
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Урок посвящён теме «Синтаксические нормы: сложное предложение». На уроке обучающиеся получат возможность расширить знания о типах сложных предложений, предложениях с прямой речью, научатся соблюдать синтаксические нормы в области построения сложного предложения, повторят способы оформления чужой речи, цитирование.
Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень //А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.
1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы// Арутюнова Н.Д.. — М.: УРСС, 2003 – 383 с.;
- Мартьянова И. А. Просто о сложном предложении// Мартьянова И. А.. — Спб. 2002 – 96 с.;
- Падучева Е.В. О семантике синтаксиса.// Падучева Е.В. — М., 1974 – 292 с.;
- Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении// Пешковский А.М. — М.: Языки славянской культуры, 2001 – 544с.;
- Пичугова Ю. «Русский язык. Практика», Учебник по русскому языку для 9 класса//Пичугова Ю. С., Купалова А.Ю., Еремеева А.П. – М.: Дрофа, 2012, -272 с.
Материал для самостоятельного изучения:
Сложное предложение – это предложение, в котором содержится две или несколько грамматических основ.
Все сложные предложения делятся на 2 группы по наличию союзных слов или союзов, связывающих части сложного предложения. Те сложные предложения, которые связаны по смыслу, интонационнно и при помощи союзных слов или союзов, называются «союзные». Те, которые связаны по смыслу, интонационнно, но без помощи союзных слов или союзов, называются «бессоюзные».
Все союзные предложения делятся на две группы в зависимости от смыслового и грамматического отношения частей сложного предложения друг к другу: «Сложносочинённые предложения» и «Сложноподчинённые предложения».
Сложносочинённые – это предложения, части которых равноправны, т.е. мы не можем от одной части задать вопрос к другой, или в ряде случаев мы можем каждую часть использовать как отдельное простое предложение, и смысл его не будет искажён. Сложноподчинённые – это такие сложные союзные предложения, в которых одна часть является главной, то есть мы можем задать вопрос от неё к другой части, зависимой, которая называется придаточным предложением.
Условия жизни изменятся, и зло перестанет господствовать, и человек станет человеку самым близким другом и братом. (сложносоч.)
Когда я проснулся, ласковое апрельское солнце весело глядело во все окна моей комнаты. (сложноподч.)
Бессоюзные сложные предложения. Виды бессоюзных сложных предложений в зависимости от смысловых отношений между частями сложного предложения. Интонация перечисления: на стыке простых предложений в составе сложного ставится запятая или точка с запятой.
Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.
Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зелёные луга; за лугами пологие холмы; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, я сно проступает даль…
Интонация причины или интонация, раскрывающая, дополняющая первое предложение: на стыке простых предложений в составе сложного ставится двоеточие.
Трус не любит жизни: он только боится её потерять
Степь пестрела цветами: ярко белели ромашки, синели васильки, алели полевые гвоздики.
Он взглянул наверх: над ним расстилалось бескрайнее осеннее ещё мягкое тёмное небо, усеянное звёздами.
Интонация следствия, времени, условия, противопоставления: на стыке простых предложений в составе сложного тире.
Дуб держится – к земле тростиночка припала.
Он неудачно прыгнул- волна накрыла ему голову.
Преодолеем перевал до захода солнца – успех экспедиции обспечен.
Задание 1. Выделение цветом.
Прочитайте предложения. Укажите в них основы.
1. Перед ними стелется равнина, где ели изредка взошли.
2. Бывают дни, когда мне приходится выезжать из дома к больным раза четыре.
3. Начиналась уже осень, хотя стоял еще август.
4. Уж проходят караваны чрез те скалы, где носились лишь туманы да цари-орлы.
5. Что Ноздрёв лгун отъявленный, это было известно всем.
6. Все, что произошло потом, Сергей помнил смутно, точно в каком-то бурном горячечном бреду.
7. Пугачëв сел на том диване, на котором бывало дремал Иван Кузмич, усыплённый ворчанием своей супруги.
8. Савельича мудрено было унять, когда, бывало, примется за проповедь.
1. Перед ними стелется равнина, где ели изредка взошли.
2. Бывают дни, когда мне приходится выезжать из дома к больным раза четыре.
3. Начиналась уже осень, хотя стоял еще август.
4. Уж проходят караваны чрез те скалы, где носились лишь туманы да цари-орлы.
5. Что Ноздрёв лгун отъявленный, это было известно всем.
6. Все, что произошло потом, Сергей помнил смутно, точно в каком-то бурном горячечном бреду.
7. Пугачëв сел на том диване, на котором бывало дремал Иван Кузмич, усыплённый ворчанием своей супруги.
8. Савельича мудрено было унять, когда, бывало, примется за проповедь.
Задание 2. Единичный выбор
Исключите предложение, в котором есть пунктуационные ошибки.
1. Пушкин крайне заинтересовался рассказом П. В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа, герой которого в первоначальном плане фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.
2. Идея единого европейского пространства, поклонником которой был первый директор Царскосельского лицея Малиновский, обрела множество сторонников.
3. Отец и мать Грея были невольниками богатства и законов того общества, по отношению к которому принято говорить «высшее», и своего положения в нём.
4. Света подошла к мальчику старшая сестра, которого училась с ней в одном классе и поздоровалась.
5. После Берлинского конгресса Болгария, геостратегическое положение которой было очевидно, стала главной точкой опоры российской политики.
Правильный вариант: 4. В этом предложении неверно выделено придаточное определительное. Правильный вариант этого предложения: Света подошла к мальчику, старшая сестра которого училась с ней в одном классе, и поздоровалась.
Источник
Тест. Тест по разделу русского языка «Пунктуация: сложное предложение». Вариант 1
Список вопросов теста
Вопрос 1
Укажите, какое из предложений является сложносочинённым.
Варианты ответов
- Он страшно бледен был, и худ, и слаб.
- Сон одолел меня, и я заснул в каком-то блаженном упоении.
- Меня угнетала и боль, и тяжёлое, тупое недоумение.
- На огромном расстоянии разлёгся город и тихо пламенел и сверкал синими, белыми, жёлтыми огнями.
Вопрос 2
В каком предложении не ставится запятая перед союзом И? (Знаки препинания не расставлены.)
Варианты ответов
- Заря охватила небо ( ) и в свете зари резко выделялись бело-матовые громады гор.
- В сизом воздухе стояли над лесом облака ( ) и тлели слабым светом.
- Дни стояли солнечные ( ) и лес весь день рисовался на голубом безоблачном небе.
- Дороги тонули в колосистой пшенице ( ) и воздух был полон пчелиного гуда.
Вопрос 3
В каком предложении не ставится запятая перед союзом И? (Знаки препинания не расставлены.)
Варианты ответов
- На улице стало пусто ( ) и только колхозник по-прежнему сидел на траве.
- Жизнь её состояла из добросовестной учёбы ( ) и невинных для здоровья развлечений: кино, театры, музеи.
- Две автомобильные фары бросали розовый отблеск ( ) и от этой розовости машина казалась вся алой.
- Шумел конторский коридор ( ) и только за дверью с табличкой «Партком» стояла начальственная тишина.
Вопрос 4
В каком предложении на месте пропуска ставится запятая перед союзом И? (Знаки препинания не расставлены.)
Варианты ответов
- В поэзии Пушкина всегда присутствует внутренняя красота человека ( ) и гуманность, лелеющая душу.
- В «Капитанской дочке» Пушкин показывает широкий национальный ( ) и социальный фон восстания Пугачёва.
- Остались за чаем Бетси ( ) и Стрёмов.
- В одиночестве с каждым часом её тревога становилась всё сильнее ( ) и ей одной не под силу было справиться с этим тяжёлым чувством.
Вопрос 5
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Сестра летом увлеклась цветоводством ( ) и ей понадобились две лейки поливать цветы
Варианты ответов
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
- Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна
- Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Вопрос 6
В каком варианте ответа правильно объясняется постановка запятой или её отсутствие перед союзом И?
Жизнь даётся один раз ( ) и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.
Варианты ответов
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Вопрос 7
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой ( )
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
Варианты ответов
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
Вопрос 8
В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
Варианты ответов
- Школы, преподавание в которых не соответствовало требованиям устава 1828 года просто закрывались.
- Все они покинули Лыков много лет назад, когда Лосев был мальчишкой, и познакомился он с ними уже в Москве.
- Как жаль, что мне запрещён въезд в Бухару, и мы не можем навестить твоего отца.
- Он стыдился и сожалел, что раньше без расположения слушал их рассказы, и не запоминал для будущего.
Вопрос 9
В каком сложноподчинённом предложении слово который расположено внутри придаточного определительного?
Варианты ответов
- Романтическое мироощущение, которое было свойственно ранним стихам Лермонтова, в стихотворении «Парус» переосмысляется и углубляется.
- Нужно читать и уважать книги, которые научили нас понимать смысл жизни.
- Изредка он сам посылал автору статейки, в основе которых лежали его государственные соображения.
- В «Медном всаднике» природа — это своевольная стихия, которая не смирилась и до конца не покорилась человеку.
Вопрос 10
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Председатель сельсовета владел (1) одним из немногих сохранившихся в войну вишнёвых садов (2) побывать (3) в котором (4) мечтали все поселковые мальчишки.
Варианты ответов
Вопрос 11
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Студента Жуковского вовлекают в математический кружок (1) знаменитого профессора Н. Д. Брашмана (2) в большой квартире (3) которого (4) затевались нешуточные научные баталии (5) и ставились простейшие эксперименты.
Варианты ответов
Вопрос 12
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Здесь (1) в центре города (2) серые здания (3) каменные бока (4) которых с утра до позднего вечера обжигало яростное солнце (5) прогревались до такой степени (6) что даже стены квартиры в глубине дома излучали тепло.
Варианты ответов
- 1, 2, 3, 4, 5, 6
- 3, 4
- 1, 2, 3, 5, 6
- 1, 2, 4, 5
Вопрос 13
Укажите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных. Расставьте знаки препинания.
Варианты ответов
- Мы знаем что ныне лежит на весах и что совершается ныне.
- Находились образованные ценители поэзии которые утверждали что у поэта был ранний период когда он писал божественные стихи.
- Места в которых мы оказались к вечеру были нам незнакомы так что пришлось остановиться на ночлег и разбить лагерь чтобы дождаться следующего дня.
- Он понимал что всякое ликование толпы имеет свою высшую точку после которой оно обязательно должно пойти на убыль.
Вопрос 14
В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
Варианты ответов
- Его доброе расположение ко мне росло с годами, и, когда я был уже гимназистом, то он очень любил меня.
- Кулигин понимает, что, какие бы шаги ни предпринимал он для улучшения жизни, надо смириться с безнадёжностью результатов.
- Державин преклонялся не столько перед самодержцами, сколько перед законом, который они олицетворяли, и которому поэт отводил главенствующее место.
- Ночь была так темна, что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте, приходилось ощупью ногами отыскивать дорогу.
Вопрос 15
Укажите, в каком предложении знаки препинания расставлены правильно.
Варианты ответов
- Утки, разбившиеся на пары, и листья которые не желали золотеть изо всех сил затягивали лето.
- Он думал только о том, чтобы не отстать от других, и как можно лучше сработать.
- Тим зарылся в подушку и его зажмуренные глаза обожгло слезами.
- И сон спустился к мальчику и окутал его душу милостивой тьмой.
Вопрос 16
Укажите, в каком предложении знаки препинания расставлены неправильно.
Варианты ответов
- Когда мокрый Иван припрыгал по ступеням к тому месту, где осталось под охраной бородача его платье, выяснилось, что похищено не только второе, но и первое, то есть сам бородач.
- Перевод стихотворения, как бы близок он ни был, отличается от оригинала, как гипсовая маска отличается от живого лица.
- И, если иметь в виду искусство истинно реалистическое, то здесь всё сводится к тому, чтобы не столько изучать жизнь, сколько жить ею.
- Детей надо любить всем сердцем, и, чтобы любить их так, надо учиться у них, как следует проявлять эту любовь.
Вопрос 17
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Когда наша группа приблизилась к проходной (1) вахтёр открыл глаза (2) и задумчиво на нас посмотрел (3) оценивая (4) стоит ли выходить из будки ради таких гостей.
Варианты ответов
Вопрос 18
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
Варианты ответов
- После пяти часов погода стала портиться: мы решили вернуться на дачу.
- Александр Антонович немедленно приказал Тишке остановиться: их лошади устали.
- У меня большое счастье: жена из России приезжает.
- Изысканная речь графа Лас-Каза пропала даром: старый малаец никогда в жизни не слыхал имени Наполеона.
Вопрос 19
В каком предложении на месте пропуска надо поставить двоеточие?
Варианты ответов
- Пора ложится спать ( ) часы пробили одиннадцать.
- Она ещё в куклы играет ( ) ты сватать собрался.
- Засмеётся девчушка ( ) колокольчик в доме зазвенит.
- Раз солгал ( ) навек лгуном стал.
Вопрос 20
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Попав в мебельный цех, гости были удивлены: стулья, столы, шкафы, диваны, кровати изготовлялись здесь не из дерева, а из различных пластических масс.
Варианты ответов
- Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
- Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
- Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
Вопрос 21
Объясните постановку двоеточия в данном предложении:
Миргород Н.В. Гоголя — это «зазеркалье», в котором всё наоборот: нормальные отношения между людьми подменены странной дружбой и нелепой враждой, вещи вытесняют человека, а свиньи и гусаки становятся чуть ли не главными действующими «лицами».
Варианты ответов
- Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на вывод, следствие того, о чём говорится в первой части.
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
Вопрос 22
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Крутя замедленное сальто,
Луна разбиться не грозит
О гладь щербатую асфальта:
Её и тьму других светил
Залив бы с лёгкостью вместил.
Варианты ответов
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
- Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий.
Вопрос 23
В каком предложении ставится двоеточие? (Знаки препинания не расставлены.)
Варианты ответов
- На площадях, на улицах, в переулках всюду бряцало и звенело оружие.
- Любить значит делать добро.
- В речи тургеневских дворян в изобилии встречаются «европейские» слова «аристократизм, либерализм, прогресс, принципы».
- Риск как известно дело благородное.
Вопрос 24
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Знаю: гадая, и мне обрывать
Нежный цветок маргаритку.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.
Варианты ответов
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
- Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий.
Вопрос 25
Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Чистильщик сапог подарил мне самое сильное, по его словам, средство от малярии — засушенного паука, заклеенного в пустую скорлупу от грецкого ореха.
Варианты ответов
- Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в форме именительного падежа.
- Запятыми выделяется приложение в конце предложения.
- Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
- Тире ставится на месте пропуска члена предложения.
Вопрос 26
Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Страсть к чтению была у неё ненасытна, способность работать — громадна, и все предметы окружающей действительности были пищей для её ума.
Варианты ответов
- тире обозначает место пропуска членов предложения
- тире выделяет приложение
- тире разделяет подлежащее и сказуемое
- тире разделяет части бессоюзного сложного предложения
Вопрос 27
Укажите верное объяснение постановки тире в данном предложении:
Есть терпение — будет и умение.
Варианты ответов
- тире выделяет приложение
- тире обозначает место пропуска членов предложения
- тире разделяет подлежащее и сказуемое
- тире разделяет части бессоюзного сложного предложения
Вопрос 28
В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)
Варианты ответов
- Вокруг стояла тишина никто не говорил ни слова.
- Одуванчики на полях словно живое золото.
- Преодолеем перевал до захода солнца успех экспедиции обеспечен.
- Он порча он чума он язва здешних мест.
Вопрос 29
В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)
Варианты ответов
- Татьяна Ларина «милый идеал» автора.
- Дмитрий понял сейчас или никогда.
- Фантастика в «Вечерах…» Гоголя этнографически достоверна.
- У тебя есть талант талант есть драгоценнейший дар Бога.
Вопрос 30
Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Мы обошли кругом усадьбы — прохода нигде не было.
Варианты ответов
- тире выделяет приложение
- тире обозначает место пропуска членов предложения
- тире разделяет подлежащее и сказуемое
- тире разделяет части бессоюзного сложного предложения
Вопрос 31
Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Под «человеком средних лет» в романе И. С. Тургенева понимался дворянин, а под «молодым» — разночинец.
Варианты ответов
- тире выделяет приложение
- тире разделяет части бессоюзного сложного предложения
- тире разделяет подлежащее и сказуемое
- тире обозначает место пропуска членов предложения
Вопрос 32
Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Мы поднялись на вал — возвышение, образованное природой и укреплённое частоколом.
Варианты ответов
- тире выделяет приложение
- тире разделяет части бессоюзного сложного предложения
- тире разделяет подлежащее и сказуемое
- тире обозначает место пропуска членов предложения
Вопрос 33
Как объяснить постановку тире в данном предложении?
«Медный всадник» — одно из самых совершенных поэтических произведений А.С. Пушкина.
Варианты ответов
- тире выделяет приложение
- тире разделяет части бессоюзного сложного предложения
- тире разделяет подлежащее и сказуемое
- тире обозначает место пропуска членов предложения
Вопрос 34
Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Смиренье — девичье ожерелье; девичье терпенье — жемчужное ожерелье.
Варианты ответов
- тире обозначает место пропуска членов предложения
- тире разделяет подлежащее и сказуемое
- тире разделяет части бессоюзного сложного предложения
- тире выделяет приложение
Вопрос 35
Как объяснить постановку тире в данном предложении?
В русской реалистической литературе XIX века наибольшее распространение получил роман, а из «малых форм» — очерк.
Варианты ответов
- тире разделяет части бессоюзного сложного предложения
- тире обозначает место пропуска членов предложения
- тире разделяет подлежащее и сказуемое
- тире выделяет приложение
Вопрос 36
В каком варианте ответа перечислены все предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания?
А) Новичков в Батуми узнавали по одному верному признаку: они старательно обходят ковры, боясь их запачкать.
Б) Пришёл мой младший брат, которого все считают старшим: он почти в два раза выше меня, и уже женат.
В) Сумеешь кого-то прищучить — другие станут побаиваться.
Г) Я часто видел одну и ту же картину: на апельсинах, прикрытых циновкой, полулежали старые турки и пили, причмокивая, густой кофе.
Д) В коридоре, у входа на лестничную площадку, Инга разговаривала по неудобному, с нелепыми блестящими металлическими кругляшками, больше похожему на медицинский инструмент телефону — подделка под первые говорящие аппараты Эдисона.
Варианты ответов
Вопрос 37
В каком варианте ответа правильно расставлены знаки препинания и дано верное объяснение их постановки?
Человек, (1) привыкший надеяться на себя и на свои собственные силы, (2) привыкший осуществлять сегодня то, (3) что задумано было вчера, (4) начинает смотреть с пренебрежением на тех людей, (5) которые не умеют шевельнуть пальцем, (6) чтобы хоть сколько-нибудь улучшить своё собственное, (7) в высшей степени неудобное положение.
Варианты ответов
- 1, 5, 6 — запятые между частями сложного предложения.
- 1 — отделяется обособленное определение, 7 — запятая между частями сложного предложения.
- 2 — отделяется обособленное определение, 5 — запятая между однородными членами предложения.
- 5, 6 — запятые между частями сложного предложения, 7 — запятая между однородными членами предложения.
Вопрос 38
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
Варианты ответов
- «Я не хихикаю, — ответил студент, не в силах согнать с лица идиотскую улыбку. — Это нервное».
- «А как же его работа? — удивился Лев Христофорович, — А как же его обязанности перед обществом?»
- «Вряд ли это реально, — сказал профессор, — и не входит в мою компетенцию».
- И в конце статьи Л. Толстой делает вывод: «Чехов — это Пушкин в прозе».
Вопрос 39
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мы должны были поспеть на перевоз на солнечном восходе (1) чтобы переправиться через реку в тихое время (2) потому что каждый день (3) как только солнышко обогреет (4) разыгрывался сильный ветер.
Варианты ответов
Вопрос 40
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я попросил позволения развести маленький огонёк возле того места (1) где мы сидели (2) и (3) когда получил позволение (4) то и принялся хлопотать об этом вместе с Ефремом.
Варианты ответов
Вопрос 41
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда доложили (1) что станция не отвечает на вызовы (2) капитан приказал немедленно прекратить погружение (3) так как не хотел рисковать жизнью людей.
Варианты ответов
Вопрос 42
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я стоял на своём и продолжал доказывать (1) что убеждение сильнее всякого таланта (2) хотя сам не мог точно определить (3) что такое убеждение (4) и (5) что такое талант.
Варианты ответов
Вопрос 43
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Туристы отметились в контрольно-спасательной службе (1) и (2) когда солнце осветило горы (3) разбили лагерь в тесном горном ущелье (4) куда солнечные лучи почти не проникали.
Источник