Урок по теме «Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок текста»
Цели: закрепление умения определять тему, основную мысль текста, подбирать заголовок текста; развитие аналитического и образного мышления, умение выделять главное, обобщать, учить составлять текст, исходя из темы, опираясь на основную мысль, развивать орфографическую зоркость.
1. Массаж рук (пальчиковая гимнастика)
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
Запись в тетради:
КК клк ЛЛкЛ Клл
На планете Плутон
Плутали Петя и Антон.
Работа над скороговоркой: Читаем скороговорку. Правой рукой гладим живот по часовой стрелке, а левой рукой гладим голову против часовой стрелки.
Что такое Плутон? Что значит “плутали”? Плутон и плутали это однокоренные слова? Докажи.
Назовите планеты солнечной системы.
Плутон – это самая маленькая из всех планет, о ней известно пока очень мало. Это самая далекая планета. На Плутоне очень холодно. Есть Спутник по имени Харон.
Что я вам прочитала? Почему это текст?
3. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке вы научитесь определять основную мысль текста, подбирать заголовки и сами попытаетесь написать небольшой рассказ по заданной теме.
4. Основная часть.
*Посмотрите. Определите текст ли записан на доске.
Наш сад огражден деревянным забором. В саду много яблонь. Есть несколько груш. В этом году большой урожай. Мы будем варить варенье, и запасать его на зиму.
Какова тема текста? (ответ детей)
Тема – это то, о чем говорится в тексте. Определите основную мысль текста. (Ответы детей)
Подберите заголовок к этому тексту. (Наш сад. Богатый урожай)
Давайте обратимся к нашему помощнику и сравним свои сведения со сведениями учебника.
*Работа с учебником стр.. 55, 56.
Запись текста под диктовку с последующей взаимопроверкой.
*Работа по учебнику.
Почему Пришвин назвал свой рассказ “Глоток молока”?
Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль текста.
Назови слова на изученные орфограммы.
А как вы заботитесь и своих домашних животных?
*Ребята, прежде чем приступить к созданию собственного текста, закрепим умение определять тему и основную мысль текста. Работаем в парах, задания на листочках.
Вариант 1. Прочитать текст, определить тему и основную мысль текста, придумать и написать заголовок.
Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца пробиваются сквозь зелёную листву. Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок.
Вариант 2. Прочитать текст, определить тему и основную мысль текста, придумать и написать заголовок.
Чёрная туча закрыла солнце. Стало совсем темно. Поднялся сильный ветер. Первые крупные капли дождя упали землю. Дождь всё усиливался. Сверкнула молния, ударил гром. Началась гроза.
Вариант З. Прочитать текст, определить тему и основную мысль текста, придумать и написать заголовок.
Петя и Алёша возвращались из школы. Вдруг они услышали жалобный писк. Осмотрелись и увидели около скамейке пушистого котёнка. Он был, такой маленький и беззащитный. Ребятам стало жалко малыша. Петя взял его к себе домой, кормил, обогрел и назвал Пушком.
Вариант 4. Прочитать текст, определить тему и основную мысль текста, придумать и написать заголовок.
Катя пошла в лес с подружками за грибами. Грибов было много, и Катя не заметила, как отстала от подруг. Она стала звать их, но никто не откликался. Девочка села на пенёк и плакала. Даже полная грибов корзина её не радовала. А дружки тоже искали Катю, звали её. И вскоре она услышала их голоса. Всё закончилось благополучно.
Проверка выполнения заданий.
*А теперь подберите слова к теме «Магазин”, “Больница”, “Библиотека”
Запишите слова по теме «Школа”. Подчеркни среди записанных слов словарные слова. Составьте устный рассказ по данной теме.
Ребята, я вам предлагаю несколько тем, а вы должны самостоятельно придумать связный текст и записать его в тетрадь.
Темы: “Мой любимый урок”, “Книга – лучший друг”, “Красота осеннего парка”,
“Как хорошо летом на реке!”
(детям, испытывающим затруднения, в индивидуальном порядке можно дать опорные слова к выбранной теме).
(Чтение нескольких текстов. Ученики называют наиболее удачные тексты.)
* Работа с учебником.
А у вас есть друзья среди животных?
6.Домашнее задание: составить текст на тему “ Друзья”
Что является темой текста?
Какова основная мысль текста?
Что должен отражать заголовок текста?
8. Выставление оценок.
Источник
Урок творчества: Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок текста.
Цели урока: — закреплять умение определять тему текста,
основную мысль текста, подбирать заголовок текста;
-развитие аналитического и образного мышления,
умение выделять главное, обобщать, развитие
фантазии, творческих способностей;
— воспитание самостоятельности, умение работать в
паре с другими ребятами.
Оборудование: тексты на доске; тексты и задания для каждого
— Сегодня наш урок русского языка будет уроком творчества. Вы научитесь определять основную мысль текста, подбирать заголовки и , наконец, сами станете авторами небольших рассказов.
— И так начнём. Нам надо выяснить, что мы называем текстом. На доске две записи. Прочитайте их. Что вы можете о них сказать?
(первая запись является текстом, вторая – нет)
Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли на землю.
По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт стройная берёзка. Узкая тропинка вела к избушке лесника. Москва – столица России. Как красив лес зимой!
— Почему вы так считаете? ( в первой записи все предложения связаны между собой по смыслу)
— Правильно. В первой записи все предложения объединены одной темой.
— Какая тема текста? (говорится о красивом убранстве осенних деревьев).
— Правильно. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Проведём дальнейшее исследование текста. Определите основную мысль текста.
(основная мысль заключается в том, что автор хотел показать нам, как красивы деревья в осеннем наряде).
— Озаглавьте данный текст. («Золотая осень», «Деревья осенью», «Красавица берёзка», «Осеннее убранство»).
— Прежде чем приступить к созданию собственных текстов, закрепим умение определять тему и основную мысль текста. У вас на столе лежит листок, на котором тексты и три задания к ним. Работаете в паре.
Задание. Прочитать текст. Определить тему и основную мысль текста. Придумать и написать заголовок.
В-1. Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца пробиваются сквозь зелёную листву. Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок.
В-2. Чёрная туча закрыла солнце. Стало совсем темно. Поднялся сильный ветер. Первые крупные капли дождя упали на землю. Дождь всё усиливался. Сверкнула молния, ударил гром. Началась гроза.
В-3. Петя и Алёша возвращались из школы. Вдруг они услышали жалобный писк. Осмотрелись и увидели около скамейки пушистого котёнка. Он был такой маленький и беззащитный. Ребятам стало жалко малыша. Петя взял его к себе домой, накормил, обогрел и назвал Пушком.
— Ребята, вам даны темы, а вы должны подобрать к ним слова.
В-1. Тема «Школа» (урок, перемена, знания, учитель, ученик,….)
В-2. Тема «Магазин» (продавец, покупатели, витрина, продукты, касса…)
В-3. Тема «Театр» ( зал, фойе, сцена, занавес, спектакль, артисты …)
В-4. Тема «Больница» (врач, халат, лекарство, болезнь, палата…)
(Ученики записывают слова по темам самостоятельно, а затем при проверке дополняют друг друга).
— Ребята, вам дана тема. Составьте красивый текст. ( Слабым учащимся даны опорные слова)
В-1. Тема «Мой любимый урок»
Опорные слова : урок математики, задачи, уравнения, решать, узнавать, интересно.
В — 2. Тема «Книга – мой лучший друг».
Опорные слова: читать, узнавать, приключения, сказки, интересно, удовольствие, советую.
В-3. Тема «Красота зимнего леса».
Опорные слова: снежные шапки, серебряный иней, большие сугробы,
В-4. Тема « Как хорошо летом на реке!»
Опорные слова: жаркое лето, река, песок. Купались, загорали, плескались.
Заслушиваем несколько текстов каждого варианта. Ученики называют наиболее удачные тексты. Учитывая соответствие теме и основной мысли, образность языка, точное употребление слов, правильность составления предложений и связь их друг с другом.
— Что такое тема текста?
— Что выражает основная мысль текста?
-Что должен отражать заголовок текста?
К своим текстам нарисовать иллюстрации.
— Выберите смайлик, который изображает ваше настроение, с которым вы уходите с урока.
Цели урока: — закреплять умение определять тему текста, основную мысль текста, подбирать заголовок текста;
-развитие аналитического и образного мышления, умение выделять главное, обобщать, развитие фантазии, творческих способностей;
— воспитание самостоятельности, умение работать в паре с другими ребятами.
Оборудование: тексты на доске; тексты и задания для каждого ученика; смайлики.
Номер материала: 138567
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Дети воспринимают голосовых помощников как живых существ
Время чтения: 3 минуты
В педагогических вузах появятся межфакультетские технопарки
Время чтения: 3 минуты
Ростовская школа набрала 19 первых классов
Время чтения: 1 минута
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Основная мысль текста
Выбранный для просмотра документ конкурс фгос.docx
Основная мысль текста
Цель деятельности учителя
Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; познакомить со способами связи предложений в тексте
Урок развития речи
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «тема текста» и «основная мысль текста», способы раскрытия основной мысли текста; уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль, редактировать предлагаемую заметку повествовательного характера с точки зрения раскрытия в ней основной мысли, писать сочинение повествовательного характера на заданную тему (рассказ о случае из жизни).
Метопаедметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль
Организационная структура (сценарий) урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Источник