Урок-путешествие в космос «Прямая речь»
Тема: Прямая речь.
Цель: познакомить детей с новым видом предложений , с прямой речью ,уметь отличать от других предложений ,продолжать работать над предложениями , синтаксической единицей русского языка , развивать речь учеников ,орфографическую зоркость , воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: карта путешествия.
-Я тетрадь свою открою, уголочком положу…
-Запишем число, классная работа.
-Чем знаменателен этот день?
-Да, 12-апреля –День космонавтики.
-И наш урок посвящаем этому дню.
Наш отряд юных космонавтов отправляется в путешествие по звездному небу. Один древнейший мудрец сказал: »Если бы на нашей планете было лишь одно место , откуда были бы видны звезды, туда бы нескончаемым потоком шли люди со всей Земли.»
Предлагаю девизом урока:( чтение хором) «Не останавливаться на достигнутом.»
Быть: внимательными, активными, аккуратными.
Узнать: новый вид предложений.
Уметь: отличать один вид предложений от других
Чтобы выполнить все задачи настроим себя на работу:
Я здоров и полон энергии ,у меня все хорошо ,у меня все получается.
Я счастливый человек.
Я успешный человек ,у меня в жизни все хорошо.
Я внимательный ученик и готов работать на уроке.
Мы молоды, мы талантливы у нас все в жизни хорошо.
На чем же мы будем путешествовать?
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост-
И поднимется до звезд. (ракета)
Наша ракета –классное помещение.
Мы путешествуем по маршруту(показ по карте)
Стартуем с Земли, сделаем вокруг нее 3 витка, посетим Луну. Затем совершим посадку ,если будет возможно, на двух спутниках Марса- Деймосе и Фобосе, и наконец, побываем на Марсе.
Космонавты! Надеть шлемы ! Занять кресла, пристегнуть ремни.
Три витка вокруг Земли нам поможет сделать волшебная ручка.
-Запишем в тетрадях букву из слова «речь» которая означает согласный , мягкий глухой звук(ч)
Чч-и-1-и-2-и,и-1-и-2-и(показ на доске)
Дальше летим к Луне. Луна-спутник Земли, чтобы приземлиться на Луне нам надо выполнить орфографическую пятиминутку – словарную работу.
Удивительный человек, (что записали?)
-Что такое словосочетание? Найдите главное и зависимое слово.
Отправиться на поиск, беседуешь с героем, раздается в небе, девятая планета, беззаботный сон.
Выполнить морфемный разбор слова(беззаботный-забота, заботливый, позаботиться)
Молодцы! Летим дальше. Прощай Луна! Вперед к Деймосу.
В невесомости плывем мы под самым потолком!
Корабль качается- раз!
Корабль качается- два!
Корабль качается- три!
Итак, подлетаем к спутнику Марса ,Деймосу.
Космонавты, внимательно смотрите в иллюминаторы! Ой, сколько здесь нами неизученных, неслыханных ,невиданных правил.
Разобраться,сфотографировать,рассказать нам нужно потом на Земле.
(на доске- чтение предложения)
«Как стать космонавтом?»-спросили ребята.
Обратите внимание на запись и построение данного предложения. Что нового вы увидели в оформлении предложения?(есть ковычки, слова автора,переданная речь(чужая) дословно от имени говорящего)
Из скольких частей оно состоит?(2)
Из каких?(слова автора,точно воспроизведенная чужая речь,переданная от лица того, кто ее проезнес(написал)
-Такие предложения называются предложениями с прямой речью.
Это и есть тема нашего урока.
Работа по учебнику с212 –чтение.
Предложения с прямой речью, можно представить с помощью схем
Упр.728 прочитайте предложения, укажите какое место занимает прямая речь по отношению к словам автора, какие знаки препинания нужно расставлять в предложениях с прямой речью?
Самостоятельная работа –задание 730
«Ну, Мишка, ты специалист,»- сказал я. Начертить схему предложения. Обратите внимание на то , что прямая речь часто включает в себя обращение.
Что такое обращение?
_Ребята, давайте мы сразу зафиксируем в дневниках домашнее задание 734-213.
Ф/М Полет продолжается, наш путь лежит к Фобосу. Это еще один спутник Марса. Имеет неправильную овальную форму.
На борт нашего корабля поступили какие-то странные зашифрованные телеграммы.
Внимание! Посадка… Невозможна.
-Приготовили личные телескопы.
-Настроили аппаратуру (чик-чик)
-Открыть окно обозрения (вжк-вжк)
-Увидели комету (у)!
Видим летающую тарелку, из нее выпал инопланетянин (блук-блук).
Отправляемся на Марс. Вот и Марс. Попробуем совершить посадку.
Марс- планета Солнечной системы, ближайший сосед планеты Земля, очень похож на нее и долгое время ученые предполагали, что на Марсе также есть жизнь.
К Марсу путь был очень длинным
Стоп! Выходим из кабины
Путь неровный, рвы, канавы.
Их преодолеть нам надо.
-Я раздаю путеводители по Марсу, где вы должны выполнить задание.
1-вариант:Найдите предложения с прямой речью, начертите схему предложений.
2-вариант:Найдите сложное предложение, подчеркните грамматическую основу.
Проверка в парах.(оценивать честно, на планете нас объединяет дружба)
Чтение диалога о дружбе (отрывок)
*Путешествуя по планете Земля, Маленький Принц встречается с Лисом.
И Лис ему говорит:
-Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
-А что для этого надо делать?- спросил Маленький Принц.
-Надо запастись терпеньем,-ответил Лис.
Наша быстрая ракета
Ждет нас для полета
На нашу родную планету.
Возвращаться нам пора,
По местам , мои друзья!
Из полета возвратились
И на Землю приземлились.
Ребята, поздравляю вас со счастливым возвращением.
Давайте прочитаем еще раз ,что сказал древний мудрец
Какой глагол в этом предложении вводит в прямую речь?(сказал)
Такие глаголы принято называть глаголами говорения. Но бывает так , что некоторые люди используют в речи один глагол. Это обедняет речь. Чтобы с нами такого не происходило, давайте вспомним , что такое синонимы.
Сказала-промолвила, произнесла, прошептала.
Подведем итог .Проверим все ли задачи урока выполнили.
Каждый оценивает сам себя.
Путешествуя по разным планетам Маленький Принц посетил один из ближайших астероидов(словарь).Там жил король. Он был очень одинок. Король предложил Маленькому Принцу остаться у него.
-Останься, я назначу тебя Министром юстиции.
-Но ведь здесь некого судить!
-Тогда суди сам себя…
Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр.
Номер материала: ДВ-316171
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Августовскую выплату распространят на школьников с ОВЗ старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
В Москве будут штрафовать за использование детских площадок на период ограничений
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует организовать форум Учителей года
Время чтения: 1 минута
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Чужая речь и способы ее передачи
В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .
1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.
Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.
Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:
«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).
Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)
Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:
«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).
Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:
Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).
Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:
«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).
В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:
«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили» .
Рассмотрите схемы этих предложений.
2. Предложения с косвенной речью
Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например: Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте . В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос ( верить ЧЕМУ? ), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.
Батюшка не хотел верить,
что я мог быть замешан в гнусном бунте.
Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.
Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.
Предложение с прямой речью.
Диктор сообщил : « Завтра ожидается похолодание! »
Предложение с косвенной речью.
Диктор сообщил , что завтра ожидается похолодание .
Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:
Я спросил, когда отправляется поезд .
В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:
Капитан приказал, чтобы подняли флаг .
В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:
Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя .
Цель высказывания в косвенной речи
Способ присоединения косвенной речи
Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ
3. Предложения с несобственно-прямой речью
Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:
- Друзья побывали в театре и в один голос заявили : «Очень уж понравился нам этот спектакль!»
- Друзья побывали в театре и в один голос заявили , что им очень понравился этот спектакль.
- Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им этот спектакль !
В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.
Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.
Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.
Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:
Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)
4. Диалог
Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.
Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
Доктор подошёл к мальчику и сказал:
– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок .
О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.
Источник