Праздник угощения луны тылащ пори когда
В Ханты-Мансийске в этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» состоялся праздник «Тылащ поры» — обряд угощения Луны. Этот обряд проводится в городе уже в четвёртый раз. К вечеру в музее стали собираться гости. У ворот всех, приветствуя, встречали хантыйские женщины.
Артисты театра обско-угорских народов «Солнце» показали праздничное представление, как отец рассказывает маленькой дочери легенду о появлении праздника луны: «Согласно мифам и легендам, явления природы, небесные светила некогда были людьми древнего рода. Жена месяца Солнце и преследовательница ее мужа вырывают Месяц друг у друга и разрывают пополам. Солнечной женщине досталась половинка без сердца. Скатала она из того, что ей досталось, маленького ребенка, посадила его в люльку и принялась качать, лелеять и растить. Ребенок вырастал, но взрослым был всего три дня, затем снова убывал и превращался в неразумного младенца. Она вновь принималась его качать, лелеять и растить. И снова он становился взрослым только на трое суток. Наконец от усталости она уже не могла поднять руки. Скатав, бросила шарик вверх со словами: «Я не смогла… Так пусть тебя Небо растит и лелеет!» И этот шарик стал Луной. С тех пор Луна то возрождается, то умирает».
Закончив представление, девушки собрали угощение, которые принесли гости, потом его положили в берестяную посуду. Старейшины коренных малочисленных народов Севера унесли дары к снежному столу, где провели обряд. Затем они угостили каждого гостя, пожелав добра и здоровья.
Надежда Вах
Ёмвошн тӑм ванӑн «Тыӑщ поры» емӑңхӑт вєрӑнтсы. Тӑм товийн тӑмӑщ емӑңхӑт ня пўш эщӑтсы. Етн пєлка йиуп тыӑщ єтты поры вєрты пӑта «Торум Маа» пурмӑсӑт шавиты па вантӑты тӑхийн вошӑң мир ӑктӑщты питсӑт. Пәшӑс ова уңты тӑхийн мойң ёх ещат хӑнты имет єтсӑт па юхтум хуятӑта ям вўща ясңӑт лупсӑт па мойупсы мӑсӑт. Мойң ёх па арсыр єпӑң єтут тәсӑт.
Щӑта юхтум мойң ёх нух рєпа мӑнсӑт па щӑта Ас-угорской театр айат хуятӑт «Тыӑщ поры» оӑңӑн йис путӑр вантӑсӑт.
Щи путӑр щирн хәнты Хӑт най па Тыӑщ пухие йис рәт эвӑт хӑннєхуятӑта вәсӑт. ын имеңа-икеңа вәсңӑн. Щӑта Хӑт имие па ими пиа тыще кӑтна таты питсӑңӑн па ин тыщие кӑтна щи мӑншӑссӑңӑн. Хӑт най сӑмы тыӑщ пєлӑк ёша аємӑсэ. Щи пєлӑк эвӑт ўв няврєм вєрӑс. Ин няврємие ўв єнмаӑэ-єнмаӑэ, щит вәна йи, хәум ат-хӑт мӑр вән хуята вә па па щи ай няврєма ювємӑ. Щит єнмӑтман иса щомы питӑс, ӛр иса хуӑс. Кўр нух аумты щир ӑнтәм, ёш нух аумты щир ӑнтәм. Щи тыӑщ пєлка эвӑт ңта пул вєрӑс па тәрума нух вущкӑсэ: «Ма щирєм ӑнтәм. Тәрумн ат єнмӑыйн». Ин ңта пулые тыӑща щи йис. Щи вўш эвӑт тыщев вәна па ая ювӑнт.
Щи йис путӑр вантӑты пурайн мойң ёх тўвум єпӑң єтутӑт ияха ӑкӑтсыйт. Щӑта вәна пєлка ювум имет па икет оньщ пӑсан эщӑтсӑт, ӑктум єтута щи пӑсан әхтыя пориӑты омсӑсыйт. Порєссме юпийн кашӑң щив юхтум мойң хуята єпӑң пулые мӑсӑт.
Щи юпийн па культура департамент кәща нє Надежда Казначеева йис вєрӑт авӑман тӑйты вәна пєлка ювум хуятӑта мойупсэт мӑс. Нуви сӑңхум вош эвӑт юхтум нє Маргарита Рябова ущхуь ар арийс.
Ӛхӑт па мойң мир хуыева соамӑт єты па хўӑң па воньщумутӑң єпӑң нянь пиа каврум шай яньщты вохсыйт.
Мньполь тпос атыт щислат Ханты-Мансийск ӯст лнэ ханты ос мньщи мхум «Тылыщ пори» пӯрлахтын кан врыгласыт. Рущ щирыл ке толмащлаӈкве, ты ялпыӈ хтал «Праздник угощения Луны». Мньщи лтӈыл мн таве «тпос пӯрииг» лвилӯв.
Ань ӯст лнэ ос мт мныл ёхтум мӯй мхум нилыттыг «Торум Маа» музейт акван-атхатыгласыт ос тот йильпииг яныгман тпос нупыл пйкщасыт. М-ӯнтталам, м-вит лыглам псныл йис мхум тпос ос Хтал урыл тамле пс мйт мйтыгласыт.
«тпос-пыг Хтал нтнтыл лсг. Тувыл Хтал хумитэ юи-плт нвлалахтам н ёт тпос-пыгн консыгтахтасг ос кит нупыл харттуӈкве та патыстн. Тув мус капыртасг, тпос-пыг киттыг -манумтастн. Хтал нн сымтл лнэ плэ ликмыс. Н тнт та лмтэ мнь нврам хольт мнигтастэ, пан пиныстэ ос тот нёвитым, рпащиӈыг та янмалтытэ. Ты нвраме хота мус яныгми, хӯрум хтал туп яныг хтпаг мталлы ос тувыл ста мниг мтапи. Тувыл мнь нврамыг мтум утэ пан хуюптытэ, нёвитытэ, ос лаль янмалтахтым тох та лг. Таитэ аквтох хӯрум хталн янгыг мталы, та юи-плт ста мниг врхаты.
Юи-вылт н турн ёхтыс, ктагт-лглагт щар вгтл патыс. Тав нёвитам лмтэ пӯврыг врыстэ ос хотталь нӈхаль та вущкасастэ, лвыс: «Ам ат врмысум…Наӈ Трумн ань вос янмалтавен ос руптым вос ньщавн». Пӯвыр утэ Трумт тпосыг мтыс. Тувыл лаль тав аквтох яныгмлы ос аквта щирыл мниг врхаты.
Соссаӈ мхманув «Тылащ пори» манос «тпос пӯри» ялпыӈ хталаныл тӯг тпос яныгман порат врияныл. Ты порат хталанув ксыӈъмт хосаннув пстыглгыт, млтыпыг мты, м-витув с нх-сйкалы. Ань мхум пйкщгыт, хӯл вос свми, ӯйхул вос свми, тнки с пустгыл, щуниӈыг вос лгыт.
Ты пс ялпыӈ хтал янытлаӈкве ос ёмас врмалит мгыс пӯрлахтуӈкве «Торум Маа» музейн ань З.Н. Лозямова, Е.А. Нёмысова, М.А. Лапина, Л.К. Зубакина, Т.А. Молданова, Р.Г. Решетникова, Ф.А. Иштимирова, А.М. Константинов, Д.В. Лельхов, Ю.Г. Кондин, Т.А. Молданов Ханты-Мансийскат лум ханты хтпат ос Белоярск ӯсныл Т.С. Пятникова ос М.Ф. Яркина ввиньталвсыт. Ты с мхум пуссын ётыл культура Департамент плыл мӯйлупсал майвсыт.
Педагогический колледжит ханищтахтын гит-пыгыт, «Хтал» нампа с-угорский мхум театрыт рӯпитан хтпат ос матыр вруӈкве тот нтсыт. Тувыл музейт рӯпитан нт нвлиӈ исмит пйтсыт, мӯй мхум атыӈ исмитыл тыттысаныл. Пуссын ёмщаквг мӯйлысыт, тнанылт тот мӯстыс. «Нй лылы» нампа кинофествальн ёхталам мӯй хтпат с тув ёхталасыт. Сергей Иванов, режиссёр-йка, соссаӈ мхманув пс врум накыт нупыл сунсым сака пӯмщалахтуӈкве патыс, тав ань йильпи кина вруӈкве номылматас.
Источник
Коренные малочисленные народы Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
25 марта 2015 г. – 25 марта 2015 г.
25 марта в 19 часов «Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» в пятый раз проводит традиционный праздник обских угров «Обряд угощения Луны «Тылащ Пори» и приглашает всех желающих приобрести истинные знания о древней и богатой культуре обских угров.
Существует миф о том, что явления природы, небесные светила некогда были людьми «древнего рода». В предании, объясняющем постепенное уменьшение месяца, жена месяца – Солнце и преследовательница её мужа вырывают его друг у друга и разрывают пополам. Солнечной женщине досталась половина без сердца. Скатала она из того что ей досталось, маленького ребёнка, посадила его в люльку и стала качать, лелеять растить. Ребёнок вырастал, но взрослым был всего три дня, затем снова убывал и превращался в неразумного младенца. Она снова принималась качать его, лелеять, растить, и снова он оставался взрослым только трое суток. Наконец от усталости она уже не могла поднять руки. Скатала шарик и со словами: «Я не смогла… Так пусть тебя Небо растит и лелеет!» – бросила шарик вверх. И шарик этот стал Луной. С тех пор Луна то возрождается, то умирает.
Обряд угощения Луны «Тылащ пори» возник на стыке двух противоположных состояний природы – летнего бодрствования и зимней спячки. Он как бы способствовал переходу от холодного времени года к тёплому, от тёмных дней к светлым. Это стремление средствами магии обеспечить размножение рыбы, приплод животных, благополучие людей.
Как известно, обские угры общее благополучие человека связывали с действиями небесных светил, животных, огня, деревьев. От высших сил зависели промысловая деятельность и общий жизненный путь человека. Отсюда возникают представления человека о жизненных силах, об окружающем мире.
Праздник состоится на территории музея «Торум Маа».
Источник
ОБРЯД ПРИНОШЕНИЯ ЛУНЕ «Тылащ пори» традиционный праздник обских угров
Существует миф о том, что явления природы, небесные светила некогда были людьми «древнего рода». В предании, объясняющем постепенное уменьшение месяца, жена месяца – Солнце и преследовательница ее мужа вырывают его друг у друга и разрывают пополам. Солнечной женщине досталась половина без сердца. Скатала она из того что ей досталось, маленького ребенка, посадила его в люльку и стала качать, лелеять растить. Ребенок вырастал, но взрослым был всего три дня, затем снова убывал и превращался в неразумного младенца. Она снова принималась качать его, лелеять растить и снова он оставался взрослым только трое суток. Наконец от усталости она уже не могла поднять руки. Скатала шарик и со словами: «Я не смогла… Так пусть тебя Небо растит и лелеет!» – бросила шарик вверх. И шарик этот стал Луной. С тех пор Луна то возрождается, то умирает.
Как известно, обские угры общее благополучие человека связывали с действиями небесных светил, животных, огня, деревьев. От высших сил зависела промысловая деятельность и общий жизненный путь человека. Отсюда возникают представления человека о жизненных силах, об окружающем мире.
Обряд угощения Луны ’Тылащ поры‛ возник на стыке двух противоположных состояний природы – летнего бодрствования и зимней спячки. Он как бы способствовал переходу от холодного времени года к теплому, от темных дней к светлым. Это стремление средствами магии обеспечить размножение рыбы, приплод животных, благополучие людей.
«Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» в пятый раз проводит традиционный праздник обских угров «Обряд угощения Луны «Тылащ пори».
Приглашаем всех желающих приобрести истинные знания о древней и богатой культуре обских угров.
Праздник состоится 25 марта, в среду, в 19 часов на территории экспозиции под открытым небом по адресу ул. Собянина, 1.
УГОЩЕНИЯ ЛУНЕ ПРИВЕТСТВУЮТСЯ.
Источник
«Тылащ пори» — Обряд приношения Луне
Обряд приношения Луне «Тылащ пори» — первый традиционный календарный праздник года. Обские угры устраивали в январе, феврале и марте на растущую луну. В это время Солнце возвращается после темного пика зимы. Постепенно начинает просыпаться замерзшая в январе природа. Птицы в теплых краях «слышат» дующий со свистом февральский ветер, чувствуют поворот природы к весне, начинают думать о прилете в северные края.
Обряд приношения Луне «Тылащ пори» — первый традиционный календарный праздник года. Обские угры устраивали в январе, феврале и марте на растущую луну. В это время Солнце возвращается после темного пика зимы. Постепенно начинает просыпаться замерзшая в январе природа. Птицы в теплых краях «слышат» дующий со свистом февральский ветер, чувствуют поворот природы к весне, начинают думать о прилете в северные края.
Обряд приношения Луне «Тылащ пори» — традиционный семейный праздник коренных народов Севера, в котором в основном участвовала молодежь, но организаторами и учителями были старшие люди. Считается, что он способствует возрождению, размножению всего живого в природе. Поэтому к божествам обращались с просьбой, чтобы рыба и звери размножались, для детей просили здоровья и благополучия.
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» впервые реконструировал этот обряд в 2011 году, с тех пор проводит его ежегодно. Среди собравшихся на праздник людей из присутствовавших вышли артисты Обско-угорского театра «Солнце». Шагая лунным вечером, девочка спрашивает своих родителей о месяце, при этом пальцем показывает вверх. Мама ей говорит, что нельзя показывать пальцем на Месяц, он не любит, когда в него пальцем тыкают. Но на первый раз он простит, потому что она сделала по незнанию, а не с умыслом оскорбить его. Также родители рассказали девочке некоторые приметы по Луне. Так они дошли до своей тётушки, зашли к ней в дом, она пригласила их к себе, сказав, что как раз скоро придут за угощением для Луны.
Ребята, одетые в суконные одежды с посохами в руках, приходят к тётушке и трут посохом по двери сверху вниз, имитируется нерест рыбы, при этом произносят слова на хантыйском языке. Забирают приготовленные угощения в длинных деревянных чашах, уносят. И тут начинается обряд угощения Луне у священного лабаза. Туда проходят только участники обряда, представители народов ханты и манси. Зрители остаются у сцены. Тимофей Молданов произносит слова обращенные Луне и духам-покровителям Обского края, при этом деревянной лопатой вверх подбрасывает снег. Угощения разложены на столе, сделанном из снега. Самым главным угощением являются фигурки оленя испеченные из теста. Их приготовила Народный мастер России Зоя Лозямова. Традиционным охотничьим ножом фигурки разрезают и на блюде разносят присутствующим.
Когда угощали луну, была ясная лунная ночь. Луна будто бы на самом деле смотрела и видела это угощение. А обские угры просили, чтобы в этот год в реках было много рыбы, в лесу много дичи и ягод, благополучия и здоровья каждому. Мы надеемся, что луна приняла угощение.
По окончании обряда продолжили концерт дети из центра Искусств. Двум представителям народов ханты и манси, Шульгину Валерию Михайловичу и Мерову Рудольфу Васильевичу вручили памятные знаки – хранитель традиций. Затем всех гостей угощали вкусным бульоном из оленины, заправленной манкой, свежим хлебом и травяным чаем.
Конкурс «Мыслящие люди» проводится среди редакций СМИ на языках обско-угорских народов, действующих на территории автономного округа, зарегистрированных в установленном порядке СМИ, а также их штатных сотрудников и внештатных авторов и корреспондентов.
Источник
«Обряд приношения Луне «Тылащ пори». Традиционный праздник обских угров
«Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа», сохраняя многолетнюю традицию представления традиционных календарных праздников, открывает «Год детства», объявленный в Югре в 2016 году, Обрядом приношения Луне/Месяцу «Тылащ пори». Праздничная культура – это несвойственное для коренных народов Севера понятие, у хантов и манси бытовали не праздники в современном общепринятом понимании, а обряды. Но сами обряды всегда были направленны на воспитание подрастающего поколения, дети становились ядром всего происходящего.
Обряд приношения Луне «Тылащ пори» – первый традиционный календарный праздник года. Обские угры устраивали в январе, феврале и марте на растущую луну. В это время Солнце возвращается после темного пика зимы. Постепенно начинает просыпаться замершая в январе природа. Птицы в теплых краях «слышат» дующий со свистом февральский ветер, чувствуют поворот природы к весне, начинают думать о прилете в северные края. Пока февраль похваляется своей способностью «быку рог отморозить», Солнце с углов домов успевает снег украсть… Люди живут ожиданием перемен… и не только живут…
Обряд приношения Луне/Месяцу «Тылащ пори» – традиционный семейный праздник коренных народов Севера, в котором в основном участвовала молодежь, но организаторами и учителями были старшие люди. Считается, что он способствует возрождению, размножению всего живого в природе. Поэтому к божествам обращались с просьбами, чтобы рыба и звери размножались, для детей просили здоровья и благополучия.
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» впервые реконструировал этот обряд в 2011 году, с тех пор проводит его ежегодно.
И в этом году приглашаем всех желающих со своими приношениями к нашему обрядовому снежному столу, предлагаем окунуться в древнюю возрожденную культуру хантов и манси.
В программе праздника: детские игры, легенды и головоломки; спортивные состязания «Этно-старт»; театрализованный пролог; обряд приношения Луне/Месяцу с участием старейшин; дегустация блюд обско-угорской кухни.
Праздник состоится 18 марта, в пятницу, в 19 часов на территории экспозиции под открытым небом по адресу ул. Собянина, 1.
Угощения Луне приветствуются.
Источник