Меню

Праздник угощения луны тылащ пори когда

Праздник угощения луны тылащ пори когда

В Ханты-Мансийске в этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» состоялся праздник «Тылащ поры» — обряд угощения Луны. Этот обряд проводится в городе уже в четвёртый раз. К вечеру в музее стали собираться гости. У ворот всех, приветствуя, встречали хантыйские женщины.

Артисты театра обско-угорских народов «Солнце» показали праздничное представление, как отец рассказывает маленькой дочери легенду о появлении праздника луны: «Согласно мифам и легендам, явления природы, небесные светила некогда были людьми древнего рода. Жена месяца Солнце и преследовательница ее мужа вырывают Месяц друг у друга и разрывают пополам. Солнечной женщине досталась половинка без сердца. Скатала она из того, что ей досталось, маленького ребенка, посадила его в люльку и принялась качать, лелеять и растить. Ребенок вырастал, но взрослым был всего три дня, затем снова убывал и превращался в неразумного младенца. Она вновь принималась его качать, лелеять и растить. И снова он становился взрослым только на трое суток. Наконец от усталости она уже не могла поднять руки. Скатав, бросила шарик вверх со словами: «Я не смогла… Так пусть тебя Небо растит и лелеет!» И этот шарик стал Луной. С тех пор Луна то возрождается, то умирает».

Закончив представление, девушки собрали угощение, которые принесли гости, потом его положили в берестяную посуду. Старейшины коренных малочисленных народов Севера унесли дары к снежному столу, где провели обряд. Затем они угостили каждого гостя, пожелав добра и здоровья.

Надежда Вах

Ёмвошн тӑм ванӑн «Тыӑщ поры» емӑңхӑт вєрӑнтсы. Тӑм товийн тӑмӑщ емӑңхӑт ня пўш эщӑтсы. Етн пєлка йиуп тыӑщ єтты поры вєрты пӑта «Торум Маа» пурмӑсӑт шавиты па вантӑты тӑхийн вошӑң мир ӑктӑщты питсӑт. Пәшӑс ова уңты тӑхийн мойң ёх ещат хӑнты имет єтсӑт па юхтум хуятӑта ям вўща ясңӑт лупсӑт па мойупсы мӑсӑт. Мойң ёх па арсыр єпӑң єтут тәсӑт.

Щӑта юхтум мойң ёх нух рєпа мӑнсӑт па щӑта Ас-угорской театр айат хуятӑт «Тыӑщ поры» оӑңӑн йис путӑр вантӑсӑт.

Щи путӑр щирн хәнты Хӑт най па Тыӑщ пухие йис рәт эвӑт хӑннєхуятӑта вәсӑт. ын имеңа-икеңа вәсңӑн. Щӑта Хӑт имие па ими пиа тыще кӑтна таты питсӑңӑн па ин тыщие кӑтна щи мӑншӑссӑңӑн. Хӑт най сӑмы тыӑщ пєлӑк ёша аємӑсэ. Щи пєлӑк эвӑт ўв няврєм вєрӑс. Ин няврємие ўв єнмаӑэ-єнмаӑэ, щит вәна йи, хәум ат-хӑт мӑр вән хуята вә па па щи ай няврєма ювємӑ. Щит єнмӑтман иса щомы питӑс, ӛр иса хуӑс. Кўр нух аумты щир ӑнтәм, ёш нух аумты щир ӑнтәм. Щи тыӑщ пєлка эвӑт ңта пул вєрӑс па тәрума нух вущкӑсэ: «Ма щирєм ӑнтәм. Тәрумн ат єнмӑыйн». Ин ңта пулые тыӑща щи йис. Щи вўш эвӑт тыщев вәна па ая ювӑнт.

Щи йис путӑр вантӑты пурайн мойң ёх тўвум єпӑң єтутӑт ияха ӑкӑтсыйт. Щӑта вәна пєлка ювум имет па икет оньщ пӑсан эщӑтсӑт, ӑктум єтута щи пӑсан әхтыя пориӑты омсӑсыйт. Порєссме юпийн кашӑң щив юхтум мойң хуята єпӑң пулые мӑсӑт.

Щи юпийн па культура департамент кәща нє Надежда Казначеева йис вєрӑт авӑман тӑйты вәна пєлка ювум хуятӑта мойупсэт мӑс. Нуви сӑңхум вош эвӑт юхтум нє Маргарита Рябова ущхуь ар арийс.

Ӛхӑт па мойң мир хуыева соамӑт єты па хўӑң па воньщумутӑң єпӑң нянь пиа каврум шай яньщты вохсыйт.

Мньполь тпос атыт щислат Ханты-Мансийск ӯст лнэ ханты ос мньщи мхум «Тылыщ пори» пӯрлахтын кан врыгласыт. Рущ щирыл ке толмащлаӈкве, ты ялпыӈ хтал «Праздник угощения Луны». Мньщи лтӈыл мн таве «тпос пӯрииг» лвилӯв.

Ань ӯст лнэ ос мт мныл ёхтум мӯй мхум нилыттыг «Торум Маа» музейт акван-атхатыгласыт ос тот йильпииг яныгман тпос нупыл пйкщасыт. М-ӯнтталам, м-вит лыглам псныл йис мхум тпос ос Хтал урыл тамле пс мйт мйтыгласыт.

Читайте также:  Как найти фазы луны

«тпос-пыг Хтал нтнтыл лсг. Тувыл Хтал хумитэ юи-плт нвлалахтам н ёт тпос-пыгн консыгтахтасг ос кит нупыл харттуӈкве та патыстн. Тув мус капыртасг, тпос-пыг киттыг -манумтастн. Хтал нн сымтл лнэ плэ ликмыс. Н тнт та лмтэ мнь нврам хольт мнигтастэ, пан пиныстэ ос тот нёвитым, рпащиӈыг та янмалтытэ. Ты нвраме хота мус яныгми, хӯрум хтал туп яныг хтпаг мталлы ос тувыл ста мниг мтапи. Тувыл мнь нврамыг мтум утэ пан хуюптытэ, нёвитытэ, ос лаль янмалтахтым тох та лг. Таитэ аквтох хӯрум хталн янгыг мталы, та юи-плт ста мниг врхаты.

Юи-вылт н турн ёхтыс, ктагт-лглагт щар вгтл патыс. Тав нёвитам лмтэ пӯврыг врыстэ ос хотталь нӈхаль та вущкасастэ, лвыс: «Ам ат врмысум…Наӈ Трумн ань вос янмалтавен ос руптым вос ньщавн». Пӯвыр утэ Трумт тпосыг мтыс. Тувыл лаль тав аквтох яныгмлы ос аквта щирыл мниг врхаты.

Соссаӈ мхманув «Тылащ пори» манос «тпос пӯри» ялпыӈ хталаныл тӯг тпос яныгман порат врияныл. Ты порат хталанув ксыӈъмт хосаннув пстыглгыт, млтыпыг мты, м-витув с нх-сйкалы. Ань мхум пйкщгыт, хӯл вос свми, ӯйхул вос свми, тнки с пустгыл, щуниӈыг вос лгыт.

Ты пс ялпыӈ хтал янытлаӈкве ос ёмас врмалит мгыс пӯрлахтуӈкве «Торум Маа» музейн ань З.Н. Лозямова, Е.А. Нёмысова, М.А. Лапина, Л.К. Зубакина, Т.А. Молданова, Р.Г. Решетникова, Ф.А. Иштимирова, А.М. Константинов, Д.В. Лельхов, Ю.Г. Кондин, Т.А. Молданов Ханты-Мансийскат лум ханты хтпат ос Белоярск ӯсныл Т.С. Пятникова ос М.Ф. Яркина ввиньталвсыт. Ты с мхум пуссын ётыл культура Департамент плыл мӯйлупсал майвсыт.

Педагогический колледжит ханищтахтын гит-пыгыт, «Хтал» нампа с-угорский мхум театрыт рӯпитан хтпат ос матыр вруӈкве тот нтсыт. Тувыл музейт рӯпитан нт нвлиӈ исмит пйтсыт, мӯй мхум атыӈ исмитыл тыттысаныл. Пуссын ёмщаквг мӯйлысыт, тнанылт тот мӯстыс. «Нй лылы» нампа кинофествальн ёхталам мӯй хтпат с тув ёхталасыт. Сергей Иванов, режиссёр-йка, соссаӈ мхманув пс врум накыт нупыл сунсым сака пӯмщалахтуӈкве патыс, тав ань йильпи кина вруӈкве номылматас.

Источник

Коренные малочисленные народы Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

25 марта 2015 г. – 25 марта 2015 г.

25 марта в 19 часов «Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» в пятый раз проводит традиционный праздник обских угров «Обряд угощения Луны «Тылащ Пори» и приглашает всех желающих приобрести истинные знания о древней и богатой культуре обских угров.

Существует миф о том, что явления природы, небесные светила некогда были людьми «древнего рода». В предании, объясняющем постепенное уменьшение месяца, жена месяца – Солнце и преследовательница её мужа вырывают его друг у друга и разрывают пополам. Солнечной женщине досталась половина без сердца. Скатала она из того что ей досталось, маленького ребёнка, посадила его в люльку и стала качать, лелеять растить. Ребёнок вырастал, но взрослым был всего три дня, затем снова убывал и превращался в неразумного младенца. Она снова принималась качать его, лелеять, растить, и снова он оставался взрослым только трое суток. Наконец от усталости она уже не могла поднять руки. Скатала шарик и со словами: «Я не смогла… Так пусть тебя Небо растит и лелеет!» – бросила шарик вверх. И шарик этот стал Луной. С тех пор Луна то возрождается, то умирает.

Обряд угощения Луны «Тылащ пори» возник на стыке двух противоположных состояний природы – летнего бодрствования и зимней спячки. Он как бы способствовал переходу от холодного времени года к тёплому, от тёмных дней к светлым. Это стремление средствами магии обеспечить размножение рыбы, приплод животных, благополучие людей.

Как известно, обские угры общее благополучие человека связывали с действиями небесных светил, животных, огня, деревьев. От высших сил зависели промысловая деятельность и общий жизненный путь человека. Отсюда возникают представления человека о жизненных силах, об окружающем мире.

Читайте также:  С нами желтая луна кровь

Праздник состоится на территории музея «Торум Маа».

Источник

ОБРЯД ПРИНОШЕНИЯ ЛУНЕ «Тылащ пори» традиционный праздник обских угров

Существует миф о том, что явления природы, небесные светила некогда были людьми «древнего рода». В предании, объясняющем постепенное уменьшение месяца, жена месяца – Солнце и преследовательница ее мужа вырывают его друг у друга и разрывают пополам. Солнечной женщине досталась половина без сердца. Скатала она из того что ей досталось, маленького ребенка, посадила его в люльку и стала качать, лелеять растить. Ребенок вырастал, но взрослым был всего три дня, затем снова убывал и превращался в неразумного младенца. Она снова принималась качать его, лелеять растить и снова он оставался взрослым только трое суток. Наконец от усталости она уже не могла поднять руки. Скатала шарик и со словами: «Я не смогла… Так пусть тебя Небо растит и лелеет!» – бросила шарик вверх. И шарик этот стал Луной. С тех пор Луна то возрождается, то умирает.

Как известно, обские угры общее благополучие человека связывали с действиями небесных светил, животных, огня, деревьев. От высших сил зависела промысловая деятельность и общий жизненный путь человека. Отсюда возникают представления человека о жизненных силах, об окружающем мире.

Обряд угощения Луны ’Тылащ поры‛ возник на стыке двух противоположных состояний природы – летнего бодрствования и зимней спячки. Он как бы способствовал переходу от холодного времени года к теплому, от темных дней к светлым. Это стремление средствами магии обеспечить размножение рыбы, приплод животных, благополучие людей.

«Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» в пятый раз проводит традиционный праздник обских угров «Обряд угощения Луны «Тылащ пори».

Приглашаем всех желающих приобрести истинные знания о древней и богатой культуре обских угров.

Праздник состоится 25 марта, в среду, в 19 часов на территории экспозиции под открытым небом по адресу ул. Собянина, 1.

УГОЩЕНИЯ ЛУНЕ ПРИВЕТСТВУЮТСЯ.

Источник

«Тылащ пори» — Обряд приношения Луне

Обряд приношения Луне «Тылащ пори» — первый традиционный календарный праздник года. Обские угры устраивали в январе, феврале и марте на растущую луну. В это время Солнце возвращается после темного пика зимы. Постепенно начинает просыпаться замерзшая в январе природа. Птицы в теплых краях «слышат» дующий со свистом февральский ветер, чувствуют поворот природы к весне, начинают думать о прилете в северные края.

Обряд приношения Луне «Тылащ пори» — первый традиционный календарный праздник года. Обские угры устраивали в январе, феврале и марте на растущую луну. В это время Солнце возвращается после темного пика зимы. Постепенно начинает просыпаться замерзшая в январе природа. Птицы в теплых краях «слышат» дующий со свистом февральский ветер, чувствуют поворот природы к весне, начинают думать о прилете в северные края.
Обряд приношения Луне «Тылащ пори» — традиционный семейный праздник коренных народов Севера, в котором в основном участвовала молодежь, но организаторами и учителями были старшие люди. Считается, что он способствует возрождению, размножению всего живого в природе. Поэтому к божествам обращались с просьбой, чтобы рыба и звери размножались, для детей просили здоровья и благополучия.
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» впервые реконструировал этот обряд в 2011 году, с тех пор проводит его ежегодно. Среди собравшихся на праздник людей из присутствовавших вышли артисты Обско-угорского театра «Солнце». Шагая лунным вечером, девочка спрашивает своих родителей о месяце, при этом пальцем показывает вверх. Мама ей говорит, что нельзя показывать пальцем на Месяц, он не любит, когда в него пальцем тыкают. Но на первый раз он простит, потому что она сделала по незнанию, а не с умыслом оскорбить его. Также родители рассказали девочке некоторые приметы по Луне. Так они дошли до своей тётушки, зашли к ней в дом, она пригласила их к себе, сказав, что как раз скоро придут за угощением для Луны.
Ребята, одетые в суконные одежды с посохами в руках, приходят к тётушке и трут посохом по двери сверху вниз, имитируется нерест рыбы, при этом произносят слова на хантыйском языке. Забирают приготовленные угощения в длинных деревянных чашах, уносят. И тут начинается обряд угощения Луне у священного лабаза. Туда проходят только участники обряда, представители народов ханты и манси. Зрители остаются у сцены. Тимофей Молданов произносит слова обращенные Луне и духам-покровителям Обского края, при этом деревянной лопатой вверх подбрасывает снег. Угощения разложены на столе, сделанном из снега. Самым главным угощением являются фигурки оленя испеченные из теста. Их приготовила Народный мастер России Зоя Лозямова. Традиционным охотничьим ножом фигурки разрезают и на блюде разносят присутствующим.
Когда угощали луну, была ясная лунная ночь. Луна будто бы на самом деле смотрела и видела это угощение. А обские угры просили, чтобы в этот год в реках было много рыбы, в лесу много дичи и ягод, благополучия и здоровья каждому. Мы надеемся, что луна приняла угощение.
По окончании обряда продолжили концерт дети из центра Искусств. Двум представителям народов ханты и манси, Шульгину Валерию Михайловичу и Мерову Рудольфу Васильевичу вручили памятные знаки – хранитель традиций. Затем всех гостей угощали вкусным бульоном из оленины, заправленной манкой, свежим хлебом и травяным чаем.

Читайте также:  Голубая луна это реально

Конкурс «Мыслящие люди» проводится среди редакций СМИ на языках обско-угорских народов, действующих на территории автономного округа, зарегистрированных в установленном порядке СМИ, а также их штатных сотрудников и внештатных авторов и корреспондентов.

Источник

«Обряд приношения Луне «Тылащ пори». Традиционный праздник обских угров

«Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа», сохраняя многолетнюю традицию представления традиционных календарных праздников, открывает «Год детства», объявленный в Югре в 2016 году, Обрядом приношения Луне/Месяцу «Тылащ пори». Праздничная культура – это несвойственное для коренных народов Севера понятие, у хантов и манси бытовали не праздники в современном общепринятом понимании, а обряды. Но сами обряды всегда были направленны на воспитание подрастающего поколения, дети становились ядром всего происходящего.

Обряд приношения Луне «Тылащ пори» – первый традиционный календарный праздник года. Обские угры устраивали в январе, феврале и марте на растущую луну. В это время Солнце возвращается после темного пика зимы. Постепенно начинает просыпаться замершая в январе природа. Птицы в теплых краях «слышат» дующий со свистом февральский ветер, чувствуют поворот природы к весне, начинают думать о прилете в северные края. Пока февраль похваляется своей способностью «быку рог отморозить», Солнце с углов домов успевает снег украсть… Люди живут ожиданием перемен… и не только живут…

Обряд приношения Луне/Месяцу «Тылащ пори» – традиционный семейный праздник коренных народов Севера, в котором в основном участвовала молодежь, но организаторами и учителями были старшие люди. Считается, что он способствует возрождению, размножению всего живого в природе. Поэтому к божествам обращались с просьбами, чтобы рыба и звери размножались, для детей просили здоровья и благополучия.

Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» впервые реконструировал этот обряд в 2011 году, с тех пор проводит его ежегодно.

И в этом году приглашаем всех желающих со своими приношениями к нашему обрядовому снежному столу, предлагаем окунуться в древнюю возрожденную культуру хантов и манси.

В программе праздника: детские игры, легенды и головоломки; спортивные состязания «Этно-старт»; театрализованный пролог; обряд приношения Луне/Месяцу с участием старейшин; дегустация блюд обско-угорской кухни.

Праздник состоится 18 марта, в пятницу, в 19 часов на территории экспозиции под открытым небом по адресу ул. Собянина, 1.

Угощения Луне приветствуются.

Источник

Adblock
detector