Меню

Практическая работа положение солнца

Практическая работа по астрономии по теме «Солнце и звезды»

Практическая работа №4 по теме «Звезды»

Цель работы : проверить знания по теме «Звезды», умение анализировать, сравнивать звезды и Солнце по их характеристикам, использовать полученные знания для расширения компетенций.

Дидактическое оснащение практического занятия:

указания по выполнению практического задания;

рабочая тетрадь с конспектами

1) звезда; 2) планета; 3) комета; 4) галактика.
Б.
Масса Солнца:

1) 10 22 кг, или равна массе Луны;
2) 6× 10 27 кг, или почти равна массе Земли;
3) 2× 10 30 кг, или в 333 000 раз больше массы Земли;
4) 10 32 кг, или в 30 миллионов раз больше массы Земли.

1) красная звезда класса М;
2) желтая звезда класса G;
3) оранжевая звезда класса К;
4) белая звезда класса А.

1) Солнце — самая большая из известных звезд;
2) Солнце — самая маленькая из известных звезд;
3) Солнце совпадает по размерам с Землей;
4) Солнце больше Земли по размерам в 109 раз.

Д. Температура на видимой поверхности Солнца:

1) 3000 К; 2) 4500 К; 3) 10000 К; 4) 6000 К

II. Укажите следующие солнечные явления:

А . Яркая область, окружающая солнечное пятно в фотосфере –
Б
. Мелкие светлые фотосферные пятнышки, которые выглядят как рисовые зерна –
В
. Темные, относительно холодные области на фоне яркой фотосферы –
Г
. Массы яркого газа, как пламя вздымающиеся на сотни тысяч километров над краем диска –
Д
. Мощные короткоживущие взрывные выбросы света и вещества –
1) вспышка; 2) гранулы; 3) факельная область (флоккул); 4) протуберанец; 5) солнечные пятна.

III. Звездакак небесное тело

1) огромный раскаленный газовый шар;
2) шарообразное тело, состоящее из раскаленной плазмы;
3) шарообразное тело, которое светит отраженным светом;

Б. Размеры и массы:

1) Звезды обладают массами от 10 29 до 10 32 кг, или от 0,05 до 100 масс Солнца;
2) Звезды обладают массами менее 10 29 кг, или менее 0,05 масс Солнца;
3) Массы звезд свыше 10 32 кг, или более 100 масс Солнца.

1) Звезды состоят в основном из водорода и гелия;
2) звезды состоят в основном из углерода, кремния, железа и других тяжелых элементов;
3) состав звезд не известен.

Г . Выделение энергии в недрах звезд происходит в результате:

1) атомных реакциях распада урана и плутония;
2) химических реакций сгорания вещества;
3) термоядерных реакциях превращения водорода в гелий;
4) неизвестных науке процессов.

Д . Давление и температура в центре звезды определяются прежде всего:

1) светимостью; 2) температурой атмосферы; 3) массой; 4) химическим составом; 5) размерами.

Е. Классы звезд связаны с их цветом и температурой:

Ж . Различия в спектрах звезд определяются в первую очередь различием их:
1) возрастов; 2) температур; 3) светимостей; 4) химического состава; 5) размеров.

З . Скорость эволюции звезды зависит прежде всего от:
1) размеров; 2) массы; 3) светимости; 4) температуры поверхности; 5) плотности.

IV. Внутреннее строение звезд:

1 – зона термоядерных реакций; 2 – зона лучистого переноса; 3 – зона конвекции;
4 –изотермическое гелиевое ядро;5 – оболочка из вырожденного газа; 6 – кора;
7 – нейтронная жидкость

1) звезда главной последовательности класса А; 2) красный гигант; 3) белый карлик;
4) звезда главной последовательности класса G; 5) нейтронная звезда;
6) звезда главной последовательности класса М.

V . Связь между спектральным классом звезды и временем её пребывания на главной последовательности :

А. Звезды классов О (В) существуют:
1) десятки миллиардов лет; 2) миллиарды лет; 3) миллионы лет.

Б. Звезды классов G (K) существуют:
1) десятки миллиардов лет; 2) миллиарды лет; 3) миллионы лет.

В . Звезды класса М существуют:
1) десятки миллиардов лет; 2) миллиарды лет; 3) миллионы лет.

VI. Зависимость конечных этапов эволюции звезд от массы звезд:
А.
Звезды с ядрами массой до 1,5 масс Солнца становятся:
1) белыми карликами; 2) нейтронными звездами; 3) черными дырами;
Б.
Звезды с ядрами массой от 1,5 до 3 (10) масс Солнца становятся:
1) белыми карликами; 2) нейтронными звездами; 3) черными дырами;
В.
Звезды с ядрами массой свыше 3 (10) масс Солнца становятся:
1) белыми карликами; 2) нейтронными звездами; 3) черными дырами.

Читайте также:  Планета земля отдаляется от солнца

VII. Подберите описание к основным стадиям эволюции звезд:
А
. Образование элементов до железа —
Б
. Гравитационное сжатие туманности —
В
. «Горение» гелия –
Г
. Нейтронная звезда –
Д
. На конечной стадии – невидимый сверхплотный объект диаметром 3 км –
Е
. Устойчивое свечение за счет термоядерных реакций превращения водорода в гелий –
Ж
. Сильнейший взрыв –
1) черная дыра; 2) «горение» углерода; 3) главная последовательность; 4) протозвезда;
5) пульсар; 6) красный гигант; 7) Сверхновая.

VII I . Диаграмма Герцшпрунга-Рессела:

А . Диаграмма Герцшпрунга-Рессела представляет зависимость между:
1) массой и спектральным классом звезды; 2) светимостью и эффективной температурой;
3) спектральным классом и химическим составом; 4) массой и радиусом
Б
. После превращения водорода в гелий в недрах звезды «точка положения звезды» на диаграмме Герцшпрунга-Рессела перемещается по направлению:
1) к большим поверхностным температурам; 2) вверх по главной последовательности;
3) к большим плотностям; 4) к меньшим радиусам;
5) от главной последовательности к красным гигантам;

В . Какой вывод можно сделать, сравнивая положение звезд А и В на диаграмме Герцшпрунга-Рессела?
1) звезда В моложе звезды А ; 2) звезда В имеет меньший радиус;
3 ) звезда А имеет меньшую светимость;
4) звезда А является белым карликом; 5) звезда В является гигантом;

Г . Если группу из звезд нанести на диаграмму Герцшпрунга-Рессела, то большинство из них будет находиться на главной последовательности, поскольку:
1) на главной последовательности концентрируются самые молодые звезды, число которых очень велико;
2) вне главной последовательности концентрируются звезды, не принадлежащие нашей Галактике;
3) продолжительность пребывания звезд на стадии главной последовательности превышает время эволюции на других стадиях;
4) на главной последовательности находятся только самые старые звезды;
5) объясняется чистой случайностью и не связано с теорией эволюции.

Номера верных ответов на вопросы :

А.1; Б 3; В 2; Г 4; Д 4

II. А 3; Б 2; В 5; Г 4; Д 1

III. А 2; Б 1; В 1; Г 3; Д 3; Е 1; Ж 2; З 2
IV. А 2; Б 4; В 1; Г 6; Д 3; Е 5
V. А 3; Б 2; В 1
VI А 1; Б 2; В 3
VII. А 2; Б 4; В 6; Г 5; Д 1; Е 3; Ж 7. А 1; Б 1; В 2; Г 2; Д 3
VIII А 2; Б 4; В 2; Г 3.

VI. Туманность — это:
А.
1) огромное облако космического газа и пыли;
2) шарообразное тело, которое светит отраженным светом;
3) огромный раскаленный газовый шар.
Б.
1) туманности состоят в основном из водорода;
2) туманности состоят в основном из соединений углерода, азота, неона и других тяжелых газов
3) туманности состоят в основном из кремния, железа и других тяжелых элементов.
В.
В результате сверхмощных взрывов звезд образуются:
1) диффузные газопылевые туманности;
2) планетарные и волокнистые туманности.
Г.
Образование звезд происходит:
1) в волокнистых туманностях;
2) в диффузных газопылевых туманностях;
3) в планетарных туманностях.
Д
. Образование звезд происходит в результате явления:
1) слипания вещества под действием силы тяжести с последующим гравитационным сжатием;
2) гравитационного коллапса;
3) гравитационного сжатия с последующим коллапсом.

Источник

Урок 7

Начните перечень созвездий с точки весеннего равноденствия.

Рыба, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей.

Начните перечень созвездий с точки осеннего равноденствия.

Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыба, Телец, Близнецы, Рак.

$h_☉ = (90° — φ) + δ_☉$, где $h_☉$ — высота Солнца; $φ$ — широта местности, где производятся наблюдения; $δ_☉$ — склонение Солнца на момент наблюдения.

Начало сезонов года Название соответствующих дней Экваториальные координаты Созвездие Высота Солнца в полдень
$α_☉$ $δ_☉$
20 (21 марта) День весеннего равноденствия $0ч 00м$ $0$ Рыбы $36°$
22 июня День летнего солнцестояния $6ч 00м$ $+23,5°$ Граница: Телец — Близнецы $59,5°$
22 (23) сентября День осеннего равноденствия $12ч 00м$ $0$ Дева $36°$
22 декабря День зимнего солнцестояния $18ч 00м$ $-23,5°$ Стрелец $12,5°$
Читайте также:  Ты проснулась потянулась солнцу хитро улыбнулась

Синодический месяц — это период смены лунных фаз, он длится 29 суток.

Сидерический месяц — это полный оборот вокруг Солнца, он длится 27,3 суток.

Луна всегда обращена к Земле одним и тем же полушарием, так как за такое же время делает один оборот вокруг своей оси.

Вид Луны Название фазы Луны
1 Новолуние
2 молодая луна
3 Последняя четверть
4 прибывающая луна
5 Полнолуние
6 убывающая луна
7 Первая четверть
8 старая луна
Наблюдаемая картина В какой стороне горизонта наблюдается Время суток
Восточная Утро
Западная Вечер

Когда Луна попадает в тень Земли, происходит полное лунное затмение.

Когда Луна попадает в полутень Земли, происходит частичное лунное затмение.

Полное солнечное затмение наблюдается, если диск Солнца будет целиком закрыт Землёй.

Частное солнечное затмение наблюдается, если на Солнце попадает полутень от Луны.

Кольцеобразное затмение Солнца наблюдается, если в момент затмения диск Луны окажется слишком малым, чтобы полностью покрыть Солнце.

Затмения не наблюдаются каждый месяц, так как плоскости орбит Земли и Луны должны пересекаться под углом 5°09′.

На схеме Луны (рис. 7.5) дорисуйте стрелку, которая указывает вправо; на схеме Солнца (рис. 7.6) дорисуйте стрелку, указывающую влево.

Максимальная продолжительность полного лунного затмения: 11 ч 40 м

Максимальная продолжительность полного солнечного затмения: 7 мин 40 с

Источник

География 5 класс. Тема : «Практическая работа. Освещение Земли Солнцем в разные периоды года»

Цель урока : Вызвать интерес учащихся к изучению темы, сформировать знания о месте Земли во Вселенной и процессах на Земле, связанных с вращением вокруг своей си и вокруг Солнца.

Задачи урока:

Дать представление о месте Земли во Вселенной и Солнечной системе, причинах вызывающих смену времен года и неравномерность распределения солнечного тепла и света. Познакомить с понятиями: тропики, полярные круги, дни равноденствия и солнцестояния.

Уметь анализировать, систематизировать и применять полученные новые знания

Воспитание инициативности и уважения друг к другу.

Содержимое разработки

Тема : «Практическая работа. Освещение Земли Солнцем в разные периоды года»

Цель урока : Вызвать интерес учащихся к изучению темы, сформировать знания о месте Земли во Вселенной и процессах на Земле, связанных с вращением вокруг своей си и вокруг Солнца.

Дать представление о месте Земли во Вселенной и Солнечной системе, причинах вызывающих смену времен года и неравномерность распределения солнечного тепла и света. Познакомить с понятиями: тропики, полярные круги, дни равноденствия и солнцестояния.

Уметь анализировать, систематизировать и применять полученные новые знания

Воспитание инициативности и уважения друг к другу.

Проверка домашнего задания

— Расскажите о следствии вращения Земли вокруг оси

— Когда ближе Земля к Солнцу – зимой или летом? (для северного полушария)

Изучение нового материала

— Чем ниже Солнце над горизонтом, тем ниже температура воздуха.

Самое высокое положение Солнце занимает на небосводе Северного полушария в июне, и в это время там разгар лета.

Самое низкое — в декабре, и в это время там зима, большая часть нашей страны покрыта снегом. Смена времен года происходит потому, что Земля движется вокруг Солнца и земная ось наклонена к плоскости земной орбиты, вследствие чего земной шар обращен в сторону Солнца больше то Северным, то Южным полушарием.

Солнце над горизонтом бывает на разной высоте. В теплое время года оно высоко над горизонтом и Земля получает много тепла. В холодное время года Солнце низко над горизонтом, и тепла Земля получает меньше. Земля за год делает один оборот вокруг Солнца, и при движении вокруг него наклон земной оси остается неизменным.

Некоторые неправильно считают, что смена времен года происходит потому, что Солнце летом бывает ближе, а зимой -дальше от Земли.

Расстояние от Земли до Солнца на смену времен года не влияет.

В тот момент, когда Земля Северным полюсом как бы «повернулась» к Солнцу, а Южным — «отвернулась» от него, в Северном полушарии лето. Солнце стоит высоко над горизонтом на Северном полюсе и вокруг него, оно круглые сутки не заходит за горизонт. Стоит полярный день. Южнее параллели 66,5° с.ш. (полярный круг) слияние дня и ночи происходит каждые сутки. Обратная картина наблюдается в Южном полушарии. При движении глобуса зафиксировать внимание учащихся на четырех положениях Земли: 22 декабря, 21 марта, 22 июня и 21 сентября. При этом показать границы света и тени, угол падения солнечных лучей на отмеченные флажками параллели.

Читайте также:  Влияет ли расстояние от солнца

Далее ставим глобус в летнее положение для северного полушария, светим фонариком на Землю.

— Какая часть Земли получает больше тепла? (Северное полушарие)

— Где сейчас лето? (в северном полушарии)

— На какую линию Земли солнечные лучи падают отвесно? (это линия – северный тропик)

«А где Солнце в зените?» (на южном тропике).

— А что такое тропик? (линия, над которой солнце бывает в зените)

— Сколько тропиков? Какие они бывают?

— Что вы заметили особенного в смене дня и ночи на северном и южном полюсе?

(на северном полюсе – солнце не заходит за горизонт, а южный полюс не освещается в течение суток). Обращаем внимание учащихся на явления: полярный день и полярная ночь.

Полярная ночь – период времени, когда Солнце определенное количество суток не поднимается над горизонтом. Длина полярных ночей возрастает от полярных кругов к полюсам: от одних полярных суток на полярном круге до 178 суток на Северном полюсе.

— А теперь найдите на карте и глобусе полярный круг и с помощью текста учебника дайте определение в тетради.

Полярный круг – параллель, отстоящая от экватора на 66°33´. Есть два полярных круга – северный и южный. В области между полярным кругом и полюсами наблюдается полярная ночь и полярный день.

— Давайте введем понятие что такое «дни равноденствия» и «солнцестояния» с помощью текста учебника.

Далее раздать карточки и учащиеся самостоятельно с помощью учебника заполняют их. После заполнения фронтальная проверка.

Тропики и полярные круги разделяют земную поверхность на пояса освещенности.

Полярные пояса: северный и южный.

Умеренный пояс: северный и южный.

Параллели 66,50 с. ш и 66,50 ю. ш называют полярными кругами.

Они являются границами областей, где бывают полярные дни и полярные ночи. На широте 66,50 люди в дни летнего солнцестояния видят Солнце над горизонтом полные сутки, т. е. все 24 ч. Через полгода- все 24 ч полярная ночь. От полярных кругов по направлению к полюсам продолжительность полярных дней и ночей увеличивается. Так, на широте 66,50 она равна 1 суткам, на широте 700 — 65 суткам, широте 80° — 134 суткам, на широте 90° (на полюсах) — приблизительно шести месяцам. На всем пространстве между полярными кругами происходит смена дня и ночи <покажите Северный и Южный полярные круги на глобусе и карте полушарий и пространства, где бывают полярные дни и ночи). Тропики. Параллели 23,5° с. ш. и 23,5° ю. ш. называются тропическими кругами или просто тропиками. Над каждым из них один раз в год полуденное Солнце бывает в зените, те солнечные лучи падают отвесно.

Практическая работа. Заполнение таблицы

Зенитное положение Солнца в разные периоды года

«Освещение Земли Солнцем в разные времена года»

22 июня – День летнего солнцестояния

В северном полушарии — лето

День длиннее ночи

Солнце в зените над параллелью 23,50с.ш. (с.т.)

На параллели 66,50с.ш. (с.п.к.) – полярный день

В южном полушарии — зима.

День короче ночи.

На параллели 66,50ю.ш.- полярная ночь

23 сентября – день осеннего равноденствия

Солнце в зените над экватором

оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);

Солнце в зените над экватором

оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);

22 декабря – день зимнего солнцестояния

В северном полушарии — зима.

День короче ночи.

На параллели 66,50с.ш.- полярная ночь

В южном полушарии — лето

День длиннее ночи

Солнце в зените над параллелью 23,50ю.ш. (ю.т.)

На параллели 66,50ю. ш. (ю.п.к.) – полярный день

21 марта– день осеннего равноденствия

Солнце в зените над экватором

оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);

Солнце в зените над экватором

оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);

Источник

Adblock
detector