Решебник по астрономии 11 класс на урок №15 (рабочая тетрадь) — Луна. Спутники планет
вкл. 28 Ноябрь 2016 .
Решебник по астрономии 11 класс на урок №15 (рабочая тетрадь) — Луна. Спутники планет
1. Какие гипотезы образования Луны вам известны? Кратко изложите их суть.
Луна образовалась вместе с Землёй из одной планетезимали; Земля могла разделиться на две части; при объединении небольших камешков; при «косом» столкновении с крупным небесным телом.
2. На следующие вопросы дайте односложные ответы — «да» или «нет».
- Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом? (да)
- Имеется ли на Луне атмосфера? (нет)
- Ступала ли на Луну нога человека? (да)
- Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле? (нет)
- Характерны ли для Луны резкие смены температур? (да)
- Похоже ли Лунное вещество на вулканические земные породы — базальты? (да)
- Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений? (нет)
- Верно ли утверждение, что возраст лунных пород составляет около 4.5 млрд лет? (да)
- Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле? (да)
- Имеется ли в лунных морях вода? (нет)
- Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне? (да)
- Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной? (да)
- Можно ли изучать внутреннее строение Луны по записям сотрясений от ударов метеоритов по её поверхности? (да)
- Ось вращения Луны почти перпендикулярна плоскости её орбиты. Будет ли на небе Луны α Малой Медведицы играть роль Полярной звезды? (нет)
3. Дополните рисунок и на его основе объясните механизм явления приливов и отливов на Земле.
Через какие промежутки времени в среднем должны наступать приливы и отливы в каждом определённом месте на Земле?
В среднем дважды в сутки, т. к. на ближней к Луне стороне Земли вода притягивается сильнее, чем сама Земля. Поэтому происходит прилив. На дальней стороне Земли всё наоборот: Земля притягивается к Луне сильнее, чем вода. Происходит ещё один прилив.
4. Используя карту Луны, найдите и подпишите следующие объекты: моря (Кризисов, Изобилия, Облаков, Спокойствия), горные хребты (Альпы, Кавказ), кратеры (Архимед, Аристотель).
- Море Облаков
- Море Кризисов
- Море Изобилия
- Море Спокойствия
- Горный хребет Альпы
- Горный хребет Кавказ
- Кратер Архимед
- Кратер Аристотель
5. Море Москвы, расположенное на невидимой стороне Луны, имеет поперечник D ≈ 300 км. Можно ли было бы увидеть его с Земли невооружённым глазом, если бы оно находилось на обращённом к Земле полушарии Луны? Ответ обоснуйте, принимая во внимание, что разрешающая способность глаза α = 1′.
Минимальный размер d объекта, видимого невооружённым глазом, определим по формуле. Так как D > d, Море Москвы можно было бы увидеть невооружённым глазом.
6. На краю лунного диска видна гора, выступающая над ним на α = 0.03′. С учётом того, что линейный диаметр Луны D ≈ 3480 км, а угловой диаметр φ = 30′, найдите высоту этой горы в километрах.
Обозначим буквой S расстояние до Луны.
7.* Где на «лунном небе» космонавт увидит Земли, если он будет находиться в центре видимого для нас полушария Луны?
Если космонавт будет находится в центре видимого для нас полушария Луны, то на «лунном небе» он увидит Землю в зените.
8.* Пользуясь справочником, заполните таблицу, в которую необходимо внести сведения о крупных спутниках планет.
Спутник | Планета | Диаметр | Масса | Плотность |
Ганимед | Юпитер | 5268 | 14,9 | 1930 |
Титан | Сатурн | 5150 | 13,5 | 1900 |
Каллисто | Юпитер | 4806 | 10,8 | 1830 |
Ио | Юпитер | 3640 | 8,92 | 3550 |
Луна | Земля | 3475 | 7,35 | 3340 |
Европа | Юпитер | 3130 | 4,85 | 3040 |
Тритон | Нептун | 2700 | 2,15 | 2100 |
9. Среди спутников Луна, Европа, Титан, Ио, Ганимед и Фобос укажите те, которые соответствуют следующим утверждениям.
Спутник, на котором обнаружены действующие вулканы: Ио.
Самый большой спутник в Солнечной системе: Ганимед.
Спутник с мощной азотной атмосферой: Титан.
Спутник, на котором побывали люди: Луна.
Спутник, обращающийся вокруг планеты в три раза быстрее вращения самой планеты вокруг оси: Фобос.
Спутник, ледяную оболочку которого пересекает сеть светлых и тёмных узких полос: Европа.
Источник
Урок 15
Луна образовалась вместе с Землёй из одной планетезимали; Земля могла разделиться на две части; при объединении небольших камешков; при «косом» столкновении с крупным небесным телом.
- Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом? (да)
- Имеется ли на Луне атмосфера? (нет)
- Ступала ли на Луну нога человека? (да)
- Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле? (нет)
- Характерны ли для Луны резкие смены температур? (да)
- Похоже ли Лунное вещество на вулканические земные породы — базальты? (да)
- Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений? (нет)
- Верно ли утверждение, что возраст лунных пород составляет около 4.5 млрд лет? (да)
- Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле? (да)
- Имеется ли в лунных морях вода? (нет)
- Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне? (да)
- Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной? (да)
- Можно ли изучать внутреннее строение Луны по записям сотрясений от ударов метеоритов по её поверхности? (да)
- Ось вращения Луны почти перпендикулярна плоскости её орбиты. Будет ли на небе Луны α Малой Медведицы играть роль Полярной звезды? (нет)
Через какие промежутки времени в среднем должны наступать приливы и отливы в каждом определённом месте на Земле?
В среднем дважды в сутки, т. к. на ближней к Луне стороне Земли вода притягивается сильнее, чем сама Земля. Поэтому происходит прилив. На дальней стороне Земли всё наоборот: Земля притягивается к Луне сильнее, чем вода. Происходит ещё один прилив.
- Море Облаков
- Море Кризисов
- Море Изобилия
- Море Спокойствия
- Горный хребет Альпы
- Горный хребет Кавказ
- Кратер Архимед
- Кратер Аристотель
Минимальный размер d объекта, видимого невооружённым глазом, определим по формуле. Так как D > d, Море Москвы можно было бы увидеть невооружённым глазом.
Обозначим буквой S расстояние до Луны.
Если космонавт будет находится в центре видимого для нас полушария Луны, то на «лунном небе» он увидит Землю в зените.
Источник
Практические работы по астрономии
учебно-методический материал на тему
В материале представлен комплект практических заданий, применяемых при обучении астрономии в учреждении среднего профессионального образованиия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_po_astronomii_dlya_povar.docx | 155.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
КОМПЛЕКТ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
к рабочей программе
в рамках программы подготовки
квалифицированных рабочих и служащих
19.01.17 «Повар, кондитер».
Составитель: Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель высшей квалификационной категории
цикловой комиссией (ЦК)
№___ «____»_____________2018 года
__________руководитель ЦК Шаяхметова Л.Х.
Практические задания разработаны в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Астрономия».
Цель выполнения практических работ : формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы базового курса астрономиии.
Характеристика практических заданий:
Тема практической работы
Работа с подвижной звёздной картой (ПЗК)
Практические основы астрономии
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила
Определение координат небесных объектов
Практические основы астрономии
выполнять познавательные и практические задания
решать задачи на применение изученных астрономических законов
Конфигурации планет и законы движения планет
Строение Солнечной системы
выполнять познавательные и практические задания
решать задачи на применение изученных астрономических законов
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе
Строение Солнечной системы
выполнять познавательные и практические задания
решать задачи на применение изученных астрономических законов
Физические условия на поверхности планет земной группы
Природа тел Солнечной системы
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал
владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии: описание; объяснять полученные результаты и делать выводы
Сравнительная характеристика планет
Природа тел Солнечной системы
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал
обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы
Определение основных характеристик звёзд
Солнце и звёзды
выполнять познавательные и практические задания
решать задачи на применение изученных астрономических законов
Определение скорости движения звёзд в Галактике
Строение и эволюция Вселенной
выполнять познавательные и практические задания
решать задачи на применение изученных астрономических законов
Оценка результата выполнения практических заданий:
Корректное поведение при выполнении работы
Записи аккуратные, отсутствуют грамматические ошибки
Содержание информации соответствует требуемой
Информация представлена чётко, логично, отсутствуют фактические ошибки
Практическая работа № 1.
«Работа с подвижной звёздной картой (ПЗК)».
- Рассмотрите ПЗК, которая состоит из двух частей: карты звёздного неба и накладного круга с небесным меридианом (нить).
- Внимательно прочитайте задания 1 — 9, выполните указания к ним, запишите полученные ответы.
- В каком созвездии находится Солнце 15 октября? На карте звёздного неба найдите эклиптику, определите в каком созвездии находится точка эклиптики, соответствующая дате 15 октября.
- Какие яркие звёзды видны 15 января в 22 часа? Совместите дату 15 января на карте звёздного неба и время 22 часа на накладном круге. Выпишите названия ярких звёзд, используя таблицу «Основные сведения о наиболее ярких звёздах».
- В какой стороне неба 5 мая в 23 часа видно созвездие Близнецов? Совместите дату 5 мая на карте звёздного неба и время 23 часа на накладном круге. Для определения стороны неба используйте подписи на накладном круге: С – север, Ю – юг, В — восток, З – запад.
- Когда 10 января происходит верхняя кульминация Спики? Расположите накладной круг так, чтобы меридиан (нить) проходил через звезду Спика ( Девы). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 10 января на карте звёздного неба.
- Когда 15 февраля происходит нижняя кульминация Веги? Расположите накладной круг так, чтобы меридиан (нить) проходил через звезду Вега ( Лиры) между северным полюсом мира (центр карты звёздного неба) и точкой севера (точка С на накладном круге). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 15 февраля на карте звёздного неба.
- Когда 25 мая восходит Альтаир? Расположите накладной круг так, чтобы звезда Альтаир ( Орла) находилась на линии горизонта в восточной части неба (внутренний вырез накладного круга вблизи точки В). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 25 мая на карте звёздного неба.
- Когда 10 мая заходит Арктур? Расположите накладной круг так, чтобы звезда Арктур ( Волопаса) находилась на линии горизонта в западной части неба (внутренний вырез накладного круга вблизи точки З). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 10 мая на карте звёздного неба.
- Когда 10 мая восходит Солнце? Расположите накладной круг так, чтобы точка эклиптики, соответствующая дате 10 мая, находилась на линии горизонта в восточной части неба (внутренний вырез накладного круга вблизи точки В). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 10 мая на карте звёздного неба.
- Когда 5 октября заходит Солнце? Расположите накладной круг так, чтобы точка эклиптики, соответствующая дате 5 октября, находилась на линии горизонта в западной части неба (внутренний вырез накладного круга вблизи точки З). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 5 октября на карте звёздного неба.
Практическая работа № 2.
«Определение координат небесных объектов».
- Разберите решение задачи. Каково склонение звёзд, которые в Москве ( ) кульминируют на высоте ?
Дано: Решение.
Запишите формулу высоты светила в верхней кульминации: .
Преобразуйте формулу и выразите склонение:
Найти: Рассчитайте склонение: .
=? Ответ: склонение звёзд равно .
- Разберите решение задачи. На какой географической широте звезда Альтаир кульминирует в зените?
Склонение звезды Альтаир ( Орла) найдите в таблице «Основные сведения о наиболее ярких звёздах». Высота зенита равна .
Дано: Решение.
Запишите формулу высоты светила в верхней кульминации: .
Преобразуйте формулу и выразите широту: .
Найти: Рассчитайте широту: .
? Ответ: северной широты.
- Разберите решение задачи. Какова высота Солнца в полдень в день зимнего солнцестояния в Мурманске ( )?
Полдень – это верхняя кульминация Солнца. В день зимнего солнцестояния склонение Солнца равно .
Дано: Решение.
Запишите формулу высоты светила в верхней кульминации: .
Рассчитайте высоту:
Найти: Ответ: (Солнце находится под горизонтом, в Мурманске – полярная ночь).
- Решите задачу. Каково склонение звёзд, которые в Ростове-на-Дону ( ) кульминируют в зените?
- Решите задачу. На какой географической широте звезда Спика кульминирует на высоте ?
- Решите задачу. Какова высота Солнца в полдень в день весеннего равноденствия в Новосибирске ( )?
Практическая работа № 3
«Конфигурации планет и законы движения планет»
- Разберите решение задачи. Через какой промежуток времени повторяются нижние соединения Меркурия?
Дано: Решение:
Т = 1год Определите синодический период Меркурия:
Т = 0,24 года Выполните преобразования формулы:
Выполните расчёты: года
Найти: S-? Переведите синодический период из лет в сутки:
Ответ: нижние соединения Меркурия повторяются через 117 суток.
- Разберите решение задачи. Рассчитайте продолжительность года на Венере.
Т = 1год Запишите III закон Кеплера:
а = 1 а.е. Выполните преобразование формулы:
а = 0,72 а.е. Выполните расчёты:
Переведите звёздный период в сутки:
Найти: Т -? Ответ: год на Венере длится 223 дня.
- Решите задачу. Через какой промежуток времени повторяются верхние соединения Венеры?
- Решите задачу. Рассчитайте продолжительность года на Юпитере.
Практическая работа № 4.
«Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе».
- Разберите решение задачи. На каком расстоянии от Земли находится Сатурн, когда его горизонтальный параллакс равен 0,9 ”?
Дано: Решение:
Запишите формулу суточного параллакса в угловых секундах:
R = 6371 км Преобразуйте формулу:
Найти: Рассчитайте расстояние: км
r — ? Переведите расстояние в а.е.: а.е.
Ответ: расстояние до Сатурна 9,7 а.е.
- Разберите решение задачи. Чему равен угловой диаметр Солнца, видимый с Венеры?
Дано: Решение:
Переведите расстояние Венеры от Солнца в км:
D = 1392000 км Запишите формулу углового радиуса светила:
Угловой диаметр в 2 раза больше углового радиуса:
Найти: -? Рассчитайте угловой диаметр:
Переведите угловой диаметр в угловые минуты и градусы:
Ответ: угловой диаметр Солнца, видимый с Венеры, .
- Решите задачу. Чему равен суточный параллакс Юпитера в противостоянии?
Решите задачу. Чему равен угловой диаметр Солнца, видимый с Марса?
Практическая работа № 5.
«Физические условия на поверхности планет земной группы».
Источник