Меню

Практическая работа наблюдение за высотой солнца над горизонтом

«Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями в природе»

Практическая работа по географии в 6 классе

«Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями в природе»

Цель:обучающая: научиться определять при помощи гномона высоту Солнца над горизонтом, формировать умение наблюдать за погодой, сезонными изменениями в природе и оценивать результаты наблюдений.

развивающая: развивать познавательную активность на уроке, умение обращаться с приборами, развивать коммуникативную функцию, умение правильно сформулировать и высказать мысль, доказать правоту своего мнения;

воспитывающая: воспитывать бережное отношение к школьному имуществу, толерантность по отношению к мнению товарищей, развивать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный;

Форма урока: стандартная;

Оборудование: гномон, транспортир, линейка, карандаши, термометр, барометр, гигрометр, тетради для практических работ, мультимедийное оборудование.

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.

Актуализация опорных знаний

Как изменяется количество солнечного света и тепла на протяжении суток? Сезона? Года?

Какими приборами пользуются при наблюдении за погодой?

Сообщение темы, цели урока, мотивация учебной деятельности

Одним из главных методов любого исследования был и остается метод наблюдения и анализа полученных данных.

Какие наблюдения за природой вы можете проводить самостоятельно?

Это прежде всего наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями в природе. Такие виды наблюдений вам уже известны из курсов начальной школы и естествознания. Однако в этом году ваши наблюдения будут выполняться в соответствии с четко поставленных задач и иметь определенное назначение.

Для чего, по вашему мнению, вам понадобятся результаты наблюдений?

Научиться наблюдать за географическими объектами и явлениями природы, объяснять их особенности, выполнять измерительные работы нужно прежде всего для того, чтобы лучше понять мир в котором мы живем. Результаты ваших собственных наблюдений будут использоваться при выполнении практических заданий по темам изучаемого курса. А кроме этого, регулярные наблюдения за погодой способствуют развитию наблюдательности и внимания. Чтобы проводить такую ​​работу, следует подготовиться теоретически и практически. А для этого необходимо выяснить, что наблюдать, как и с помощью каких приборов.

Возможные варианты ответов учащихся

Изучение нового материала

Определение высоты Солнца над горизонтом:

Земля, вращаясь вокруг своей оси и двигаясь вокруг Солнца, постоянно изменяет положение относительно светила. Угол падения солнечных лучей также изменяется. В разные периоды года в разных частях Земли этот угол будет неодинаковым, что и определяет уровень нагревания поверхности и смену сезонов года. Как известно, в разные сезоны года протяженность дня и ночи неодинакова. Поэтому, чтобы уметь определять сезоны года, нам и понадобятся знания, как измерять высоту Солнца над горизонтом.

Гномон — cамый древний угломерный инструмент. Прибор для определения наклона эклиптики к экватору. Он использовался для определения высоты солнца над горизонтом и представлял собой вертикальный столб на горизонтальной площадке.

Практическое задание 1: Зарисуйте 3 схемы измерения угла падения солнечных лучей. Определите, какому времени года соответствует каждый рисунок.

Наблюдения за погодой.

Пого́да — совокупность значений метеорологических элементов и атмосферных явлений, наблюдаемых в определённый момент времени в той или иной точке пространства.

Основными показателями погоды являются:

    давлением, температурой влажностью воздуха скоростью и направлением ветра облачность атмосферными осадками атмосферными явлениями (туманами, метелями, грозами)

Для того, чтобы получить информацию, каждый показатель погоды определяют с помощью специальных приборов.

Влажность – гигрометр, психрометр

Скорость ветра – анемометр

Направление ветра – флюгер, наощупь

Облачность – оценивается по 10-б. системе

Атмосферные осадки – осадкомер (плювиограф)

Практическое задание №2:

При ведении дневника погоды вам необходимо будет фиксировать температуру воздуха, направление и силу ветра, облачность. Запишите, какими приборами вам следует пользоваться.

Практическое задание №3:

Вспомните, какие народные приметы о предсказании погоды вы слышали? Можете ли вы их объяснить?

Практическое задание №4.

Используя обозначения элементов погоды на странице 8 в учебнике, зашифруйте текст:

Утро предвещало хорошую погоду на целый день. Трава блестела от росы, на небе не было ни облачка, лишь легкий южный ветерок покачивал верхушки деревьев. Но ко дню все неожиданно изменилось. Подул резкий западный ветер, солнце спряталось за облаками. Загремел гром, в небе блеснула молния и на землю обрушился ливень.

Практическое задание № 5.

Прием «пять предложений»:

С помощью пяти предложений опишите погоду за окном.

Переносят рисунок со слайда в тетрадь, самостоя-тельно по изображенному углу падения солнечных лучей определяют время суток

Запись определения в тетрадь

Читайте также:  Энергия излучаемая солнцем формула

Практическое задание № 6 (для сильных классов)

Для того, чтобы досконально изучить природные явления, за ними нужно не только наблюдать, но и анализировать полученные данные. Вашему вниманию таблица суточного хода температур за 2-3 сентября.

3 сентября + 19 Постройте график суточного хода температур. Определите, в какое время суток температура была самой высокой/самой низкой? Определите суточную амплитуду колебания температур.

В тетради начертить график суточного хода температур и проанализи-ровать его

Обобщение и систематизация знаний

Таким образом, необходимо запомнить, что:

— Изменение высоты Солнца зависит от суточного и годового движения Земли;

— За погодой следует наблюдать каждый день, в одно и то же время;

— для измерения показателей погоды применяются различные приборы;

— сезонные наблюдения – это наблюдения за изменениями состояния природных объектов, изменениями в жизни животных и общественной деятельности человека.

Выставление оценок по результатам выполнения

По результатам сезонных наблюдений в природе написать географичекую сказку.

Источник

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями в природе

Описание разработки

Наблюдения за высотой солнца над горизонтом.

Гномон- прибор для определения высоты Солнца над горизонтом.

Скафис – древний прибор для определения высоты Солнца над горизонтом.

Солнце садится за горизонт.

Солнце едва поднимается над горизонтом.

Осень. В листьях происходят удивительные превращения.

Перво-наперво, листья начинают желтеть, хотя никто не добавляет в них желтой краски.

Желтая краска находится в листьях всегда, только летом желтый цвет незаметен.

Летом все деревья имеют одну окраску —

зеленую. А вот осенью те же самые листья

приобретают различную окраску.

Откуда берутся эти цвета?

Наступает осень, удлиняются ночи. Растения получают меньше света. Вещество, отвечающее за зеленый цвет листа – Хлорофилл, днем разрушается и не успевает восстановиться.

Зеленый цвет в листве убывает, заметным становится желтый.

Цвет зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Например, вещество «ксантофил», состоящее из углерода, водорода и кислорода, имеет желтую окраску.

Источник

Наблюдение за высотой солнца с младшими школьниками

Данное наблюдение можно проводить на уроке окружающего мира с 3-4 классами.

Просмотр содержимого документа
«Наблюдение за высотой солнца с младшими школьниками»

Методическая копилка учителя

Наблюдение за высотой солнца с младшими школьниками

Кроме наблюдений за погодой в 3-4 классах при изучении темы «Смена времен года» желательно проводить наблюдения за высотой солнца в течение учебного года: с сентября по май включительно. Это простые наблюдения, но имеют большое значение для понимания объективных причинно-следственных связей и зависимостей в природе.

Известно, что высота Солнца над горизонтов в течение года сильно меняется, что обуславливает различия в поступлении тепла на зимнюю поверхность, изменения в живой и неживой природе по сезонам года. Высоту Солнца измеряют в градусах эклиметрах.

Подобную работу с младшими школьниками можно проводить упрощенно, без прибора. В качестве своеобразных «высотомеров» Солнца над горизонтом могут служить различно расположенные по высоте неподвижные объекты: деревья, мачты, высокие трубы, дома и т.д..

Наблюдение проводится в одно и то же околополуденное время. Наблюдательным пунктом может быть классная комната, школьный двор или ближайшие окрестности. Главное, чтобы солнце не загораживалось соседними строениями, и его можно было наблюдать даже в декабре при самом низком положении над горизонтом.

Изменения высоты Солнца отмечают на глаз. Данные наблюдений кратко записывают в дневнике или тетради.

Во время наблюдений за высотой Солнца обязательно обращается внимание на связь (соответствие) положения Солнца на небосклоне с количеством тепла, температурой воздуха, с изменениями в живой и неживой природе, и, следовательно, сменой времен года.

Таким образом, мониторинг за высотой Солнца в течение года позволит напрямую связывать и проследить зависимость всех изменений в неживой и живой природе как по отдельным как по отдельным месяцам, так и в течение года, с изменением количества тепла, наклоном солнечных лучей, зависящих от положения Солнца на небосводе.

Определение сторон горизонта

При отсутствии компаса стороны горизонта можно определить различными способами:

Солнце бывает на востоке в 7 часов утра, в 13 часов на юге, в 19 часов на западе.

В солнечную погоду можно сориентироваться при помощи часов. Для этого часы кладут горизонтально, направив часовую стрелку на Солнце. Прямая, делящая пополам угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1, указывает направление на юг.

В безоблачную ночь можно найти север по Полярной звезде. Для этого находят на небе созвездие Большой Медведицы, состоящей из 7 ярких звезд, расположенных в форме ковша. Через две крайние звезды ковша Большой Медведицы мысленно проводим прямую, на которой откладывают пятикратное расстояние между этими звездами. В конце пятого отрезка находится Полярная звезда расположенная на севере.

Читайте также:  Гдз по кладовому солнцу

Весной можно сориентироваться по таянию снега: склоны обращенные на юг, освобождаются от снега раньше. Нельзя ориентироваться по отдельно стоячим пням и деревьям. Форма кроны дерева зависит и от освещенности, а чаще от направления господствующих ветров. Неверно и то, что с южной стороны годовые кольца на пнях бывают шире. Не подтверждается также распространение о том, что муравейники бывают расположены с южной стороны дерева.

Источник

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями в природе

Описание разработки

Наблюдения за высотой солнца над горизонтом.

Гномон- прибор для определения высоты Солнца над горизонтом.

Скафис – древний прибор для определения высоты Солнца над горизонтом.

Солнце садится за горизонт.

Солнце едва поднимается над горизонтом.

Осень. В листьях происходят удивительные превращения.

Перво-наперво, листья начинают желтеть, хотя никто не добавляет в них желтой краски.

Желтая краска находится в листьях всегда, только летом желтый цвет незаметен.

Летом все деревья имеют одну окраску —

зеленую. А вот осенью те же самые листья

приобретают различную окраску.

Откуда берутся эти цвета?

Наступает осень, удлиняются ночи. Растения получают меньше света. Вещество, отвечающее за зеленый цвет листа – Хлорофилл, днем разрушается и не успевает восстановиться.

Зеленый цвет в листве убывает, заметным становится желтый.

Цвет зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Например, вещество «ксантофил», состоящее из углерода, водорода и кислорода, имеет желтую окраску.

Источник

География 5 класс. Тема : «Практическая работа. Освещение Земли Солнцем в разные периоды года»

Цель урока : Вызвать интерес учащихся к изучению темы, сформировать знания о месте Земли во Вселенной и процессах на Земле, связанных с вращением вокруг своей си и вокруг Солнца.

Обучающая:
Дать представление о месте Земли во Вселенной и Солнечной системе, причинах вызывающих смену времен года и неравномерность распределения солнечного тепла и света. Познакомить с понятиями: тропики, полярные круги, дни равноденствия и солнцестояния.
Развивающая
Уметь анализировать, систематизировать и применять полученные новые знания
Воспитательная
Воспитание инициативности и уважения друг к другу.

Тема : «Практическая работа. Освещение Земли Солнцем в разные периоды года»

Цель урока : Вызвать интерес учащихся к изучению темы, сформировать знания о месте Земли во Вселенной и процессах на Земле, связанных с вращением вокруг своей си и вокруг Солнца.

Дать представление о месте Земли во Вселенной и Солнечной системе, причинах вызывающих смену времен года и неравномерность распределения солнечного тепла и света. Познакомить с понятиями: тропики, полярные круги, дни равноденствия и солнцестояния.

Уметь анализировать, систематизировать и применять полученные новые знания

Воспитание инициативности и уважения друг к другу.

Проверка домашнего задания

— Расскажите о следствии вращения Земли вокруг оси

— Когда ближе Земля к Солнцу – зимой или летом? (для северного полушария)

Изучение нового материала

— Чем ниже Солнце над горизонтом, тем ниже температура воздуха.

Самое высокое положение Солнце занимает на небосводе Северного полушария в июне, и в это время там разгар лета.

Самое низкое — в декабре, и в это время там зима, большая часть нашей страны покрыта снегом. Смена времен года происходит потому, что Земля движется вокруг Солнца и земная ось наклонена к плоскости земной орбиты, вследствие чего земной шар обращен в сторону Солнца больше то Северным, то Южным полушарием.

Солнце над горизонтом бывает на разной высоте. В теплое время года оно высоко над горизонтом и Земля получает много тепла. В холодное время года Солнце низко над горизонтом, и тепла Земля получает меньше. Земля за год делает один оборот вокруг Солнца, и при движении вокруг него наклон земной оси остается неизменным.

Некоторые неправильно считают, что смена времен года происходит потому, что Солнце летом бывает ближе, а зимой -дальше от Земли.

Расстояние от Земли до Солнца на смену времен года не влияет.

В тот момент, когда Земля Северным полюсом как бы «повернулась» к Солнцу, а Южным — «отвернулась» от него, в Северном полушарии лето. Солнце стоит высоко над горизонтом на Северном полюсе и вокруг него, оно круглые сутки не заходит за горизонт. Стоит полярный день. Южнее параллели 66,5° с.ш. (полярный круг) слияние дня и ночи происходит каждые сутки. Обратная картина наблюдается в Южном полушарии. При движении глобуса зафиксировать внимание учащихся на четырех положениях Земли: 22 декабря, 21 марта, 22 июня и 21 сентября. При этом показать границы света и тени, угол падения солнечных лучей на отмеченные флажками параллели.

Читайте также:  Сет рыцаря солнца дс3

Далее ставим глобус в летнее положение для северного полушария, светим фонариком на Землю.

— Какая часть Земли получает больше тепла? (Северное полушарие)

— Где сейчас лето? (в северном полушарии)

— На какую линию Земли солнечные лучи падают отвесно? (это линия – северный тропик)

«А где Солнце в зените?» (на южном тропике).

— А что такое тропик? (линия, над которой солнце бывает в зените)

— Сколько тропиков? Какие они бывают?

— Что вы заметили особенного в смене дня и ночи на северном и южном полюсе?

(на северном полюсе – солнце не заходит за горизонт, а южный полюс не освещается в течение суток). Обращаем внимание учащихся на явления: полярный день и полярная ночь.

Полярная ночь – период времени, когда Солнце определенное количество суток не поднимается над горизонтом. Длина полярных ночей возрастает от полярных кругов к полюсам: от одних полярных суток на полярном круге до 178 суток на Северном полюсе.

— А теперь найдите на карте и глобусе полярный круг и с помощью текста учебника дайте определение в тетради.

Полярный круг – параллель, отстоящая от экватора на 66°33´. Есть два полярных круга – северный и южный. В области между полярным кругом и полюсами наблюдается полярная ночь и полярный день.

— Давайте введем понятие что такое «дни равноденствия» и «солнцестояния» с помощью текста учебника.

Далее раздать карточки и учащиеся самостоятельно с помощью учебника заполняют их. После заполнения фронтальная проверка.

Тропики и полярные круги разделяют земную поверхность на пояса освещенности.

Полярные пояса: северный и южный.

Умеренный пояс: северный и южный.

Параллели 66,50 с. ш и 66,50 ю. ш называют полярными кругами.

Они являются границами областей, где бывают полярные дни и полярные ночи. На широте 66,50 люди в дни летнего солнцестояния видят Солнце над горизонтом полные сутки, т. е. все 24 ч. Через полгода- все 24 ч полярная ночь. От полярных кругов по направлению к полюсам продолжительность полярных дней и ночей увеличивается. Так, на широте 66,50 она равна 1 суткам, на широте 700 — 65 суткам, широте 80° — 134 суткам, на широте 90° (на полюсах) — приблизительно шести месяцам. На всем пространстве между полярными кругами происходит смена дня и ночи <покажите Северный и Южный полярные круги на глобусе и карте полушарий и пространства, где бывают полярные дни и ночи). Тропики. Параллели 23,5° с. ш. и 23,5° ю. ш. называются тропическими кругами или просто тропиками. Над каждым из них один раз в год полуденное Солнце бывает в зените, те солнечные лучи падают отвесно.

Практическая работа. Заполнение таблицы

Зенитное положение Солнца в разные периоды года

«Освещение Земли Солнцем в разные времена года»

22 июня – День летнего солнцестояния

В северном полушарии — лето

День длиннее ночи

Солнце в зените над параллелью 23,50с.ш. (с.т.)

На параллели 66,50с.ш. (с.п.к.) – полярный день

В южном полушарии — зима.

День короче ночи.

На параллели 66,50ю.ш.- полярная ночь

23 сентября – день осеннего равноденствия

Солнце в зените над экватором

оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);

Солнце в зените над экватором

оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);

22 декабря – день зимнего солнцестояния

В северном полушарии — зима.

День короче ночи.

На параллели 66,50с.ш.- полярная ночь

В южном полушарии — лето

День длиннее ночи

Солнце в зените над параллелью 23,50ю.ш. (ю.т.)

На параллели 66,50ю. ш. (ю.п.к.) – полярный день

21 марта– день осеннего равноденствия

Солнце в зените над экватором

оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);

Солнце в зените над экватором

оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);

Источник

Adblock
detector