Кристофер Руоккио «Пожиратель Солнц. Книга 1. Империя тишины» в серии «Звёзды новой фантастики»
Разбавим предновогоднюю череду прекрасных анонсов от других издательств книгой, которая была представлена в издательских планах «Азбуки» ещё накануне прошлого Нового года. Ждать её пришлось довольно долго, но она того стоит.
Первые подробности о масштабной космоопере Кристофера Руоккио «Пожиратель Солнца», как и о самом авторе, были представлены год назад в обзорном материале. Молодой редактор и подающий надежды писатель Руоккио живёт среди книг всю сознательную жизнь. Пробовать себя в роли автора начал с восьми лет, а в 22 года продал рукопись «Империи тишины» (первой книги цикла «Пожиратель Солнца») издательству Gollancz, где выходили книги Ричарда Моргана, Джо Аберкромби, Брендона Сандерсона, Аластера Рейнольдса и других имён первой величины на звёздной карте современной фантастики и фэнтези. Компания у Кристофера Руоккио отличная, и тот факт, что он в неё принят, говорит о качестве его дебюта в фантастическом жанре.
До «Империи тишины» Кристофер, как помощник редактора в Baen Books, поработал над несколькими фантастическими антологиями и имел возможность поучаствовать в отдельных авторских проектах. В частности, Руоккио повезло пообщаться по работе с Лоис Макмастер Буджолд — одним из своих литературных кумиров. С оглядкой на Барраярский цикл создавал Руоккио вселенную «Пожирателя Солнца». Хотя ни о каких прямых заимствованиях речь не идёт: уже в первой книге цикла критики и знатоки НФ нашли множество отсылок.
«Империю тишины» сравнивают по глубине и сложности интриг в фантастическом антураже с «Дюной» Герберта и романами из свободного цикла «Культура» Бэнкса. Рецензенты ставят роман автора в один ряд с произведениями Питера Гамильтона, Роберта Джексона Беннетта, Джо Аберкромби, Пирса Брауна, Патрика Ротфусса, Брайана Макклеллана и других. Такие сравнения дают основания полагать, что в космической опере от Кристофера Руоккио будут в наличии все элементы, из которых складывается если не шедевр, то крайне крепкая и увлекательная проза — масштабная, на стыке жанров, одновременно подходящая для развлечений и размышлений.
Подумать в «Империи тишины» будет над чем. Руоккио имеет степень бакалавра по английской риторике, классической культуре и литературе, учился изящной словесности и выражению мыслей у Гомера, Мильтона, Шекспира и Данте весьма увлечён историей, в особенности Древних Рима и Греции, хорошо разбирается в литературе тех древних империй. Потому Империя Соллан, в которой происходит действие книг цикла «Пожиратель Солнца» похожа сразу на несколько исторических территорий в разные эпохи — на Рим при императоре Траяне, Византию Юстиниана, викторианскую Англию, древнюю Индию династии Маурьев, Китай при династии Цинь и Японскую империю. Хорошим подспорьем для читателей «Империи тишины» будут хотя бы поверхностные познания в мировой истории, но гораздо важнее другое — интерес к фантастике и фэнтези, а также желание открывать новые имена, не зацикливаясь на классике.
Человек, которого почитали как героя и презирали как убийцу, рассказывает захватывающую историю своей жизни в дебютной книге тетралогии «Пожиратель Солнца», созданной по лучшим канонам эпической космооперы.
Адриан Марло из самых благих побуждений ступил на путь, который мог окончиться только огнём. И теперь Галактика благодарна ему за истребление всех пришельцев-сьельсинов. Но еще она помнит его как дьявола, уничтожившего солнце, погубив при этом миллиард людей — и даже самого императора — вопреки воле Империи.
Адриан не был героем. Не был он и чудовищем. И даже просто солдатом.
Сбежав от отца, который уготовил ему будущее палача, Адриан оказался на чужой отсталой планете, без средств к существованию. Он был вынужден сражаться в гладиаторских боях и выживать среди интриг при дворе планетарного владыки, и в конце концов отправился на войну, которую не начинал, за Империю, которую не любил, против врага, который так и остался загадкой.
Отличным слоганом для этой книги, если воспользоваться моментом, была бы следующая фраза: «В том же космосе, в иные времена. Сага о Скайуокерах завершена, сага о Марло начинается».
В первом томе для удобства чтения представлен подробный глоссарий, каталог планет и список действующих лиц. Объём справочных материалов превышает 30 страниц, что намекает на масштаб и глубину проработки созданного молодым автором мира.
Перевод с английского Сергея Удалина
Серийное оформление и оформление обложки Виктории Манацковой
В ближайшее время появятся первые рецензии на Империю тишины, и лаборанты смогут решить , по пути ли им с тем, кого прозвали Пожирателем Солнца.
Вторая книга серии вышла в Британии в июле этого года. Называется она Howling Dark. Третья книга — Demon in White — ожидается в июле наступающего года.
Источник
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Империя тишины
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Моим бабушкам и дедушкам:
Альберту и Элеанор, Деслан и Джеймсу.
Мне потребовалось слишком много времени, чтобы это закончить.
Простите, что опоздал.
При слове «автор» в уме возникает образ сурового отшельника. Кто-то, возможно, представит себе дряхлого, почти слепого Мильтона, сгорбившегося над письменным столом при свете свечи. И хотя отшельничество – главная составляющая этой профессии, не стоит считать писателя совершенно одиноким человеком. Вот почему я с готовностью выделяю место, чтобы поблагодарить всех, кто помог мне довести этот труд до конца.
Было бы ошибкой не начать список с имен моих родителей – Пола и Пенни. Хотя я порой недостаточно ценил их помощь, они продолжали поддерживать меня, не обращая внимания на мой неблагодарный характер. Я действительно счастлив, что у меня такие родители, но и немного смущен. Отдельного упоминания заслуживают мои братья. Мы с Мэтью и Эндрю не всегда ладили, однако теперь подружились, и это невыразимо радует меня в последние годы. Если бы я начал перечислять всех родственников, которым должен выразить признательность, то мне пришлось бы опубликовать наше генеалогическое древо, поэтому здесь будет только короткий список. Спасибо дяде Джону, научившему меня разбираться в контрактах; Брайану, прочитавшему эту книгу раньше всех в семье; дяде Питу, снисходительно относившемуся к моим расспросам об искусстве и показавшему мне, что творческий человек может быть успешным; моей бабушке по материнской линии Деслан, купившей для меня книгу «Властелин Колец», которая вместе со «Звёздными Войнами» пробудила во мне желание рассказать эту историю. И всем остальным – за то, что они лучшая семья на свете, намного лучше, чем я на самом деле заслуживаю.
Было бы несправедливо, поблагодарив родных, ничего не сказать о моих друзьях – второй семье, которую я для себя выбрал, или же они выбрали меня (по не вполне понятным причинам). Как и с родственниками, мне повезло с ними больше, чем я заслуживаю. Спасибо Эрин Д., моему самому давнему другу и самому строгому критику; Мареку, истинному д’Артаньяну; Энтони, Джордану и Джо – всем троим братьям; Виктории, капитану бета-ридеров; спасибо Дженне за помощь и тяжелую работу на моем веб-сайте (и за многое-многое другое); Эрин Х. и Джексону; а еще Мэдисон и Кайлу за многолетнюю дружбу и поддержку. И Кристоферу-Маркусу, – от которого Тор Гибсон получил свое имя, – возможно, больше всего прочего за бесконечные обсуждения и разъяснения. Arete, друзья мои.
Отдельное спасибо моим учителям: Энн Суинни, Дайан Бакли, Крису Саттону и Никки Райту, поощрявшим мое увлечение литературой. Присцилле Чеппел, четыре года терпевшей меня в средней школе, когда я был особенно невыносим; доктору Джо Хоффману, привнесшему в историю ясность и взаимосвязи, о которых я даже представления не имел; и Крейгу Гохину, показавшему мне, что научная фантастика и фэнтези – это не только Герберт и Толкин. Доктору Марвину Ханту, Кэт Уоррен и Этте Барксдейл за то, что превратили колледж в место, достойное затраченных на него денег и времени. Особую благодарность нужно выразить Сэму Уиллеру, с чьей помощью я сумел представить, как именно человек может съесть солнце, а также разобрался с другими проблемами физики, значительно превосходящими способности обычного английского студента; и доктору Джону Кесселу, моему наставнику, за ответы на мои полные вопросов письма и совет отказаться от этого дурацкого рамочного повествования.
Я не могу не поблагодарить всех, кто участвовал в издании книги. Прежде всего, Бетси Уоллхейм и Шейлу Гилберт из DAW и, конечно, членов этой команды, в особенности моего редактора Кэти за ее интуицию и терпение при работе со мной. Спасибо Саре, моему первому редактору, а также Джиллиан Редферн и всем остальным из «Gollancz». Моим агентам Шоне Маккарти, Дэнни Бэрору и Хизер Бэрор-Шапиро за их потрясающую поддержку. Я и мечтать не мог о лучших агентах, честное слово. И наконец, спасибо Тони Вайскопфу и всем моим коллегам по «Baen» – и не только за то, что приняли меня на работу.
Свет этого убитого солнца все еще обжигает меня. Я чувствую сквозь сжатые веки, как он сияет из прошлого, озаряя тот проклятый день всполохами неописуемого пожара. В нем есть что-то священное, словно это свет обители самого Бога, свет, испепеляющий миры, а заодно с ними и миллиарды жизней. Он всегда остается со мной, опаляя задворки моей памяти. Я не собираюсь ничего отрицать, оправдываться или извиняться за то, что сделал. Мне ли не знать, кто я такой.
Допустим, схоласты начали бы с самых истоков, с наших отдаленных предков – пилигримов, проторивших на слабых суденышках путь из системы Старой Земли к новым живым мирам. Но нет. Потребовалось бы больше бумаги и чернил, чем хозяева передали в мое распоряжение, да и не хватило бы даже моих, не сравнимых ни с чьими другими, запасов времени.
Тогда, наверное, мне следовало бы рассказать о войне? Начать с того, как из глубин космоса прорвались похожие на ледяные замки корабли расы сьельсинов? Но вы и сами можете найти военные хроники и ознакомиться с отчетами о потерях. Статистика. Документы совсем не помогут понять, какую цену мы заплатили. Разрушенные города, сожженные планеты. Бессчетное количество людей, вывезенных из родных миров, чтобы стать пищей и рабами этих бледных монстров. Целые роды, более древние, чем сама Империя, погибли в свете и пламени. Свидетельств этому нет числа, но их все равно недостаточно. Империя же изложила официальную версию, которая заканчивается моей казнью: Адриан Марло был повешен на глазах у всех миров.
Не сомневаюсь, что эта книга будет пылиться в архиве, где я ее оставлю, – одна из сотен миллионов на Колхиде. Забытая всеми. Возможно, оно и к лучшему. У нас и так с избытком тиранов, с избытком убийств и геноцида.
Но вдруг вы все-таки решите прочитать откровения того, кто прослыл ужасным чудовищем. Вы не позволите предать меня забвению, потому что захотите узнать, каково это – летать на самом невероятном корабле во Вселенной и вырывать сердце у звезды. Захотите ощутить жар двух сожженных цивилизаций и встретиться с драконом, демоном, что носит имя, данное мне отцом.
А значит, давайте отринем политику и строевые марши Империи. Отбросим и историю возникновения человечества в огне и пепле Старой Земли, и покрытое мраком неизвестности появление сьельсинов. Это давно записано на всех языках людского рода и подвластных ему рас. Начнем с того, рассказать о чем я имею полное право: с моего рождения.
Я был старшим сыном и наследником Алистера Марло, архонта префектуры Мейдуа, Линонского Мясника и лорда Обители Дьявола. Дворец из темного камня – не лучшее место для ребенка, но это был мой дом, где я рос среди логофетов и облаченных в доспехи пельтастов
Источник
Кристофер Руоккио «Империя тишины»
Империя тишины
Empire of Silence
Язык написания: английский
Перевод на русский: С. Удалин (Империя тишины) , 2020 — 1 изд.
- Жанры/поджанры: Фантастика( Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг | Социальное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли( Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Ксенофантастика | Конфликт отцов и детей | Генетические эксперименты, мутации | Артефакты | Культы | Контакт | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Человек, которого почитали как героя и презирали как убийцу, рассказывает захватывающую историю своей жизни в дебютной книге тетралогии «Пожиратель Солнца», созданной по лучшим канонам эпической космооперы.
Адриан Марло из самых благих побуждений ступил на путь, который мог окончиться только огнем. И теперь Галактика благодарна ему за истребление всех пришельцев-сьельсинов. Но еще она помнит его как дьявола, уничтожившего солнце, погубив при этом миллиард людей – и даже самого императора – вопреки воле Империи.
Адриан не был героем. Не был он и чудовищем. И даже просто солдатом.
Сбежав от отца, который уготовил ему будущее палача, Адриан оказался на чужой отсталой планете, без средств к существованию. Он был вынужден сражаться в гладиаторских боях и выживать среди интриг при дворе планетарного владыки, и в конце концов отправился на войну, которую не начинал, за Империю, которую не любил, против врага, который так и остался загадкой.
Награды и премии:
лауреат | Премия Мэнли Уэйда Уэллмана / Manly Wade Wellman Award, 2019 // Роман |
Номинации на премии:
номинант | BookNest Fantasy Awards, 2018 // Дебютный роман |
номинант | Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2019 // Научная фантастика (1 116 голосов) |
номинант | Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2020 // Переводной роман фэнтези (США) |
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
kvadratic, 6 февраля 2020 г.
Чистейший, кристализованный, незамутненный, высочайшей степени очистки образец космической оперы, с которого слова «научная фантастика» спадают, как горчичные зерна с острия иглы.
Главный герой: фиолетовые глаза, черные волосы, белая кожа, кривая ухмылка. Время: далекое-далекое будущее. Вселенная: Земля-колыбель человечества стала легендой, человечество расселилось по огромному количеству систем, встретило другие разумные расы, завоевало их или пытается. Аристократы всех мастей и рангов, Империя с огромным влиянием зловещей и могущественной теократической организации — Капеллы, космические корабли, похожие на огромные ледяные замки плащи и камзолы, гладиаторы и рабы. А, и еще они. Ну вы знаете. Энергетические мечи, да.
Мне для полного счастья не хватило какой-нибудь сцены вроде «герои направляются с планеты на космический корабль по стеклянному мосту в карете, запряженной лошадьми». Вот было бы что-то подобное — поставила бы 10/10.
У Патрика Ротфусса (ох, сколько раз его будут поминать в обзорах на «Империю тишины», так что сразу начну с него) автор «Империи» вежливо позаимствовал замечательную сюжетную схему «Мое имя гремело на сотни миров, я убивал взглядом демонов и повергал империи одним дыханием. И сейчас я вам быстренько на семьсот страниц расскажу, как я родился, подрос и пошел в школу».
У Адриана враги не жгли родную хату, не проявлялись никакие сверхспособности и даже никаких страшных семейных секретов или тайных врагов у него не было. Не преследовал его злой рок, и не маячил над ним дамоклов меч предназначения. Был Адриан сыном лорда, и был немножко слишком романтичным для того, чтобы стать правителем, но достаточно талантливым и упорным, чтобы сделать карьеру ученого-схоласта. Но у папы-лорда были другие планы — отправить Адриана учиться на инквизитора. Что же, отступив от вышеупомянутой сюжетной схемы, герой до школы так и не добрался. Зато он прошел путем, которым шли до него тысячи литературных пылких юношей: бомжевание в трущобах безжалостного мегаполиса; тяжелая и смертельно опасная работа, позволяющая проявить качества лидера и мотивационного тренера и собрать команду друзей и единомышленников для последующих приключений; открытый конфликт с сильными мира сего, который еще как аукнется в будущем и открытие Таинственной Тайны, способной перевернуть все представления человечества о себе.
Роман получился красивый, искренний, наивный и немного забавно-пафосный. Он постоянно намекает на грядущий мрачный беспредел и развешивает ружья на все доступные вертикальные поверхности. Имейте в ввиду, что в «Империи. » царит тотальный феодализм и средневековье, особенно в части влияния религиозной организации на светскую власть, а герой — такой себе drama queen, и отношение у окружающих к нему соответвующее. А любовная линия, она тоже прямиком из Ротфусса (я последний раз про него, честно). Недосягаемая возлюбленная героя, такая прекрасная, резкая, умная и непокорная, такая раздражающая. Надо сказать, раздражает она заметно меньше, чем недоброй памяти Денна, и причины динамить нашего парня у нее есть — она банально годится ему в матери по возрасту.
Это очень порывистый, эмоциональный текст, при этом богатым и гладким языком написанный. Оказывается, очень приятно читать про героя, все происходящее с которым является не чередой судьбоносных случайностей, а прямым следствием его поступков (это неоднократно подчеркивается). И отдельное спасибо автору, что не любит возить героя лицом по битому стеклу для эмоциональной реакции читателя, а в любых обстоятельствах, даже на самом дне, устраивает маленькие праздники. Жду вторую часть, надеюсь на противостояние боевых кораблей в космосе с обилием пыщ-пыщ.
А иностранные языки учить нужно, это билет к вашему будущему (но только постарайтесь не уничтожать галактики сверх необходимого).
Angvat, 28 мая 2020 г.
Как-то «громкие дебюты» последнего времени стали напоминать все одно и то же. Берет начинающий автор все, что ему нравится, складывает в одну кучу и будто бы надеется, что либо не заметят, либо сочтут заимствования тонкими аллюзиями. И здесь примерно все так же, все о том же. Казалось бы, космоопера – такой жанр, куда тащи что хочешь, минимально ретушируй и скрепляй, и все будет смотреться более-менее органично. Заодно можно дать фантазии разгуляться вкривь и вкось, вширь и в глубину. Но нет. В данной книге нас не ждет ничего, кроме вторичности, видимо очередное не столь юное дарование решило вообще особо не напрягаться. Вполне резонно было бы сравнить книгу с «Дюной» (откуда здесь есть чуть ли ни прямые цитаты) или «Именем ветра» (тут даже структура построения повествования весьма похожая), или может даже Боевой колотушкой 40 с гаком, но мы не пойдем легким путем и копнем поглубже, обнаружив вещи куда менее известные, на которые, тем не менее, книга походит куда больше.
Во-первых, это цикл Джина Вулфа о палаче Северьяне, не особо мной любимый. Тут вам и подача в виде мемуаров героя, якобы переведенных автором на наш язык, и обещания героя рассказать о великих делах, когда по сути в самой книге он ходит по паре захудалых деревень (в нашем случае – планет), и демонстрация якобы большого мира лишь несколькими деталями, порой всплывающих в повествовании, и еще кое-чего по мелочам. Да тут даже манера окончания книги почти один в один, мол дорогой читатель, впереди нас ждут эпические события (книжки через две-три, или никогда), так что потерпи немного. К счастью, тут хотя бы нет дурацких пьес и псевдопритчей, не несущих в общем сюжете никакого смысла, и на том спасибо. Как и зацикленности автора на, кхм, амурных похождениях героя, так что еще не все потерянно.
А во-вторых, это вещь у нас практически неизвестная, да и у буржуинов порядкам позабытая штука под названием «Fading Suns» ака «Гаснущие солнца», которая взяла многие идеи у «Дюны», но развила их и дополнила. Вот тут в описание мира все почти один в один: псевдоримская империя в космосе, церковь, жестко контролирующая технологии, дворянские рода, чьи представители живут сотни лет, космическая экспансия, во время которой человечество покоряет слаборазвитые расы, пока наконец не сталкивается с той, которая может дать ему отпор…
Но Византия Секундус со всеми этими повторами-заимствованиями, в конце концов фентези вон сколько лет все одних и тех же эльфов да орков эксплуатировало, и ничего. Вторичный антураж можно простить, если на его фоне развиваются увлекательные события. Но снова нет. Как и в случае с вышеупомянутым палачом Северьяном, нам обещают грандиозные события, битвы космических флотов, взрывающиеся звезды, пиратские корабли, набитые солдатами-киборгами, а на деле демонстрируют провинциальную зарисовку. Герой покидает родные пенаты, всю оставшуюся книгу приключается в захудалой деревне (в нашем случае – на захудалой планете, но в нашем случае почти без разницы) и изливает потоки своих сумбурных измышлений и нытья на несчастную бумага, все также мельком продолжая обещать нечто грандиозное где-то вдали. Но нет, спасибо, плавали, знаем, Северьян дубль два. Один раз я уже на такое купился, много лет назад, четыре книги продираясь к куцей и невпечатляющей концовке, так и не получив обещанных суровых сеч и грандиозных свершений. Второй раз меня на таком не проведешь. Да и к тому же давайте все-таки помянем «Имя ветра», где что там случилось со второй книгой (которая на мой взгляд оказалась куда хуже первой), и где третья, а? Не произойдет и здесь подобного, есть ли гарантия, что мы получим хотя бы вторичные и затянутые приключения, а не просто невнятный кисель, где автор сам слабо понимает, что же ему делать со своим миром, как в случае с какой «Стратагемой ворона?»
Короче, пускай это звездолет дальше летит без меня. Да и вы призадумайтесь, стоит ли тратить время на очередной сверхзатянутый пролог еще даже не оконченного цикла.
ааа иии, 14 февраля 2020 г.
Личностно ориентированная космоопера, в которой мало космоса и много рефлексии.
Мир: «Вархаммер 40.000» на технологиях «Гипериона» и «Дюны», припудренный находками других писателей. Через варп в криогенной фуге, от инквизиции отталкивающее пули поле не спасет, схоласты-ментаты, проклятые ксенобиты, Виндзоры в изгнании, фальшивая религия, поединки словесные и в Колизее, вольные торговцы, легионы гвардейцев, экстрасоларианцы-Бродяги, архаизмы. Вместо англославика — англо-хинди. Если не знакомы с источниками, то:
а)ознакомиться с «Дюной» Херберта и «Гиперионом» Симмонса стоит;
б) Вера в императора и предназначение человечества помогают аристократам и не отличимым от них корпорациям эксплуатировать в своей части терраформированного космоса миллиарды низкотехнологичных крепостных, теша себя финансами, дуэлями, гладиаторскими боями и опасаясь чем-нибудь задеть Капеллу, пытками тормозящую прогресс (типа ИИ) и контакты с чужаками во имя сожженной Земли. Люди как скот и ресурс, генные модификации только для нобилей и служителей, инопланетяне либо рабы, либо смертельно опасны. Кругом зло и социальный фатализм на фоне XVI тысячелетий письменной истории.
Несколько необычен ГГ, исповедального характера мемуары которого и получили название «Империя тишины». Не сирота. Не военный. Не музыкант. Не калека. Склонный к прагматизму и насилию гуманист, поступивший в гладиаторы, когда надоело воровать. Главный талант — склонность к мелодраме, жизненная линия — из князей в грязь и обратно.
У автора есть кое-какие идеи по поводу социологии инопланетян, а из художественных средств характерна тяга к афористике и ограничению пространства.
Переулки, крепостные стены, тюрьма, лабиринт Древних, коридоры, дверь в личные покои, трубы канализации, место на бережку. Вот его локации. Если вводится космический корабль — защитное покрытие, внутренний коридор, хватит. Колоссо — жизнь в закулисье. Подход камерной сцены к описаниям это не плохо, он роднит Руоккио с поздним Хербертом. И порой дает вряд ли предусмотренный эффект: ремонт космопорта точно полуразорившийся автосервис. Что будет, когда Марло доберется до сьелсинских ледяных звездолетов?
В целом, приятное чтение, чуток похожее на Вулфа, хотя несколько перегруженное философствованием и отсылками к эпическим событиям в следующих томах.
ncaf112, 19 июля 2020 г.
Довольно вторичное, если не «третичное» произведение. Не на руку ему сыграло и то, что мне как читателю за последнее время попадалось много книг с главным героем — подростком, следующим по пути из князи в грязи. И обратно. И эти книги были более качественно и интересно написаны. Хотя можно сказать, что рефлексия (которой здесь весьма много) парня 18-20 лет с тонкой душевной организацией и «не такого как все» передана достоверно. Написано несколько высокопарно, дабы передать аристократическое происхождение протагониста.
Рассказчик всю дорогу стращает нас грандиозными событиями которые произойдут с Адрианом Марло, как он будет содрагать миры, сокрушать армии и наводить ужас на Галактику. Но пока на 600+ страницах я расскажу как он не ладил с отцом и братом,
Мир следует космооперным лекалам, не привнося ничего особо нового. Самые сильные реверансы в сторону «Дюны» конечно. Технологии, общественное устройство. Но не только. Я не из тех болезных, что про любую космооперу говорят «о, прямо как в warhammer 40.000!», но тут даже меня терзали смутные сомнения. Когда у тебя есть ужасная космическая Инквизиция, способная сжигать целые планеты за ересь, встречаются (в чуть иных значениях) словечки типа «сервитор», «примарх» и пр. менее значимые параллели — сравнений избежать трудно.
Как «Дюна», но без хитросплетения интриг и религиозной философии.
Как «Гиперион», но без оригинальных идей.
Как Warhammer 40.000, но без эпических событий и размаха фантазии.
feel-it, 24 марта 2020 г.
Купил книгу, наткнувшись на хвалебный отзыв, кажется, в журнале «Мир фантастики». К сожалению, завышенные ожидания сыграли со мной злую шутку.
Автор совершенно не стесняется заимствовать у других, тут вы легко найдете схожести с Дюной, Именем ветра, Гиперионом, а хорошенько копнув, вероятно и с рядом других знаковых произведений. К сожалению, данный роман вчистую проигрывает каждому из вышеперечисленных романов. Думаю, связано это с тем, что данная книга — дебют для Кристофера Руоккио. Написано хорошо, да и сюжет довольно интересный, только вот акценты расставлены совершенно не в тех местах, где этого бы хотелось.
У автора хороший вкус в литературе, поэтому его заимствования и отсылки скорее радуют, чем раздражают.
Написано хорошо, читается легко.
Мир прописан довольно интересно, хоть и очень камерно.
После неубедительной и неинтересной середины, ближе к концу книга наконец оживает, сюжет развивается и даёт хорошую затравку на продолжение.
В середине книги проседания по динамике просто чудовищные, читал по диагонали.
Главный герой ну никак не развивается. Очень много душевных переживаний, которые в целом ничего не меняют ни в его поведении, ни в характере.
Львиная доля второстепенных персонажей прописана из рук вон плохо. Даже если очень постараться, испытать по отношению к ним хоть какие то чувства совершенно не выходит.
Итог: Для дебюта, очень достойно. Но если не делать скидок, не могу поставить выше 7. Однако потенциал автора чувствуется, хочется верить, что в будущем он порадует чем то действительно монументальным.
Nikonorov, 18 апреля 2021 г.
«Я истребил целую расу, я уничтожил солнце, меня знают как убийцу, полусмертного, вечного, пожирателя солнца и так далее. Но сперва послушайте-ка, с чего я начинал, как огребал и как выгреб из этого всего, будучи пареньком заносчивым и хвастливым».
Когда книга начинается с того, что рассказчик заявляет о своих регалиях, причем, довольно весомых и масштабных, а в первой главе он предстает еще юнцом, это всегда интересно. Таким приемом пользовался Патрик Ротфусс в неоконченном цикле «Хроники Убийцы Короля». Именно тем и был притягателен тамошний первый роман — «Имя ветра»: в самом начале хозяин таверны перечисляет свои достижения, ачивки, подвиги, факты о себе, причем, эпического размаха, но начинает историю с малых лет. Тут-то ты понимаешь, что тебе надо будет конкретно так следить за персонажем, ибо интересно, как же он пришел к тому, о чем заикнулся в начале. Это цепляет. Таким же приемом воспользовался и Кристофер Руоккио. Наговорил в самом начале столько всего, чтобы подсадить распахнувшего от удивления рот читателя на крючок интриги и держать до самого завершения истории. Такая, знаете ли, затравочка, чтобы провести любознательного до конца цикла.
Здешний герой — Адриан Марло — гениален, умён не по годам, знает всё лучше других, даже если нихрена не шарит в той или иной специализации, но решает задачу едва ли не по щелчку. Автор, похоже, в курсах, что щепотка пафоса (этого слова в рецензии будет много) в романе была более чем обильной, и видит это. У Адриана есть наставник, и автор через этого наставника обращается и к Адриану, и к нам. Он заявляет: «Эй, Адриан, а обязательно, чтобы всё, что ты говоришь, звучало как драма?» Что как бы намекает.
И сразу на правах дисклеймера: я не читал ни «Дюну» Герберта (хотя это я однажды исправлю и заполню лакуну), ни «Вархаммер», ни «Звездные войны». Это я к тому, что, изучая отзывы, не раз видел, как «Империю тишины» называют вторичной и приводят в пример вышеозначенные циклы. Их я не читал, так что мне было вполне себе норм и комфортно! Буду судить со своей колокольни, не затронутой всплывшими сравнениями с тем или иным произведением.
Вообще, фантастику я читаю редко, но тут молодой автор, которому, кстати, сейчас всего 25, а первый роман он написал и того раньше, в 22, постарался, завлек и аннотацией, и языком, стилем — я читал ознакомительный фрагмент и прямо кайфовал почти с любого рандомного абзаца. Что называется «торкнуло». Кстати, возраст автора меня очень удивил, хотя и были все основания думать, что «Империю тишины» написал явно не бородатый дядька — это считывалось в образе амбициозного главного героя, нагловатого и бурлящего максимализмом. То, что течет в жилах, наверное, каждого второго парня (или мужчины уже, фиг знает) в возрасте около двадцати и чуть-чуть старше.
И давайте сразу: если вы больше любите фэнтези, а не фантастику — не переживайте. В «Империи тишины» одно практически неотличимо от другого. Грань слишком тонка. Любую высокотехнологичную вещь можно заменить магией, а здешние декорации так вообще подобающие — замки, дворцы, трущобы, заполненные улочки, заведения, гладиаторские арены, подземелья и так далее. У меня, как у лютого фэнтезёвника, никакого дискомфорта не было. И это при условии, что на дворе 17-е тысячелетие, люди, благодаря генной инженерии, живут сотнями лет, в наличии есть варпи, фуги и десятки обитаемых миров-планет.
Итак, по истории: она довольно проста, как математика за 2-й — наследник архонта одной из планет, по натуре своей вышел не таким, каким надобно прагматичному предку: он не жесток, он мягок, склонен к эмпатии, он человечен, не карьерист и далек от политических игрищ. Вот коротеньких абзац, характеризующий его натуру:
«На мгновение я подумал, что эта женщина может наброситься на меня. С отцом она не посмела бы так себя вести. Я был слишком мягок. Отец приказал бы высечь ее и провести голой в колодках по главной улице Мейдуа. Криспин высек бы ее сам.
А я просто ушел».
При этом высокое положение Адриана постоянно мешает ему и создает конфликтные ситуации как с родней, так и с подчиненными. Мы видим почти сразу, что ему нет места в сложившейся иерархической структуре, он смотрит не прямо и вверх, а вбок. Это порождает шутки собственного сочинения, декламируемые подчиненным Адриана, на тему своего положения. Типа, «Ваш отец работает в электросети? А давайте поменяемся?» и всё вот в таком трололо-духе. Адриан — максимальный любитель знаний и науки, языков и дипломатии — настолько, что даже женщины его не интересуют. Мужчины, слава богу, тоже. И это еще одна общая с Ротфуссом черта — какие-то колченогие недолюбовные линии. Даже не любовные, а просто на уровне симпатии мужчины и женщины. В один момент я, прости господи, испугался, что у нашего Адриана не только кровь голубая, но намеков на это, слава автору, не было. Ну, на самом деле автор попытался показать зачатки каких-то там отношений, и даже не раз, но все они вышли какими-то больными и неуклюжими, сопровождались невозможностью, страданиями и иными невзгодами, что должно было посеять в восприятии Адриана женского пола некую драму и болезненность. Но, буду честен, вышло это не шибко убедительно, и перед нами, скорее, не травмированная личность, а банальный задрот. При этом он юноша ранимый, воспринимающий мир гораздо ярче и шире, чем, так сказать, надо голубой крови. Чувствами, а не разумом. Сердцем, а не прагматичностью. Будучи старшим сыном и претендентом на трон, благодаря длинному и острому языку лишается не только права на оный, но и отцовской благосклонности, из-за чего батя, дабы перевоспитать незадачливого сынулю, спроваживает его на отдельную планету для перевоспитания, запихивая его в одну религиозную инстанцию — что-то типа инквизиции. При этом отец держит в уме свои прагматичные цели. Но и это Адриану не по душе: он охвачен совершенно иными мечтами — ему бы полетать по Вселенной, увидеть мир, изучить планеты, посмотреть на всякие расы.
В конечном счете он разрабатывает план побега. Способ свалить он находит: его замораживают, рон должен будет проснуться в определенном месте через определенное количество лет, но почему-то обнаруживает себя абсолютно голым на планете трущобного типа (привет Терминатору). Ну так, собственно, и начинается история выживания парня в стиле «из князей в грязь», а потом потихонечку обратно наверх. Бродяжничество, голод, кражи, сражения за собственную жизнь, унижения, боли, триумфы, заслуги, победы, признание — ну что, уже узнаёте Квоута из «Имени ветра»?
Сюжет типичен, можно даже сказать «банален», но смак кроется в деталях, языке и каком-то чарующем пафосе происходящего. Не знаю почему, но всё это штырит и находит отклик внутри. Может, виной всему то, что ты осознаешь, как герой поднялся до неведанных высот и с высоты опыта смотрит на себя-молодого, босоногого, униженного и оскорбленного, но Кристофер Руоккио крепко держит читателя за глаза и не горит желанием отпускать.
Адриан-мемуародел критикует себя-прошлого за какие-то поступки или неосторожно брошенные фразы, комментирует те или иные события, общается с нами, как с читателями мемуаров, и всё это дополнительно погружает и придаёт настоящести и большей выпуклости. Происходит некий слом 4-й стены.
Адриан Марло знатно пострадал в юношестве, отчего и сформировался, как мы можем догадываться, в личность жесткую и радикальную. Помимо горячего нрава у парня в самом начале неудавшейся родословной карьеры уже было незавидное положение: родился он не традиционно, а искусственно, в инкубаторе, на основе самых отборных генов его рода, мать — лесбиянка и тусовалась в своём дворце с наложницами даже тогда, когда ее сын лежал в больнице при смерти. Никто его, бедолагу, не навещал: с матерью ясно, а тут еще и отец тупо карьерист и рассматривает сыновей как шестеренку его механизма, которому не должно останавливаться, а не как КРОВИНОЧКУ и РОДНУЛИЧКУ. В условиях искусственных родов тут уж не до тесных семейных связей. И, спрашивается, как в подобных обстоятельствах не почувствовать себя одиноким?
Родственная и политическая серьезность, да и вообще достоверность мира дополнительно подкрепляются еще и тем, что автор активно использует римскую и греческую терминологии. Что неудивительно, зная, что он увлечен историей, в частности — древних Греции и Рима. В романе множество отсылок на античные времена, встречаются цитаты философов и мыслителей, припоминается и Шекспир сотоварищи, и вот этот лексикон, сотканный из логофетов, примархов, плебеев, гипогеев, пельтастов, атенеумов и прочих красивостей довольно-таки убеждает, хоть и требует привыкания (для подготовки ко входу в языковую экосистему не забудьте сперва прочитать 15-страничный глоссарий в конце).
Книгу эстетически приятно читать не только за счет языка, но и классного нейминга — расы, планеты, и все это с неизменным римско-греческим колоритом. Выглядит дорого, поэтично и просто красиво (особенно если сравнить, например, с Р. С. Бэккером и его вырвиглазными и ломающими рот авторскими словечками).
Второстепенные герои здесь картонноваты и больше похожи даже не на функции, а на кисточки, которыми пишется психологический портрет главного героя: желание помочь, забота, проявление смекалки, отваги и прочее. В наличии есть мужицкая компания, влюбившаяся дама, дама, холодная как цветовая гамма снайдерката «Лиги справедливости», лучший друг, всякие высшие чины разных сословий и инстанций, одни из которых благоволят Адриану, другие же вставляют киберпалки в киберколеса.
Как нестандартный персонаж интерес представляет та самая дама с холодным нравом — доктор, исследователь ксенобитов (читай — инопланетян). С ней-то Адриан и трещал без умолку почти всю последнюю треть книги, и это в один момент начало надоедать, потому что их отношения никакого развития так и не получили (ну мы помним: как у Квоута с Денной). Доктор эта полна пацифизма и желания сохранять жизни как инопланетян, так и людей. Она умудряется даже злиться и обвинять того человека, который заступился за ее честь, вызвав соперника на дуэль. Типа, ты козёл, ты убьёшь его, а я совсем не хочу, чтобы на моей совести была смерть, и вообще, зря вы это сделали, товарищ, я бы решила вопрос более миролюбиво.
Еще из ярких моментов: высокая динамика происходящего. С оговоркой — до последней трети. Адриан одержим изысканиями в области инопланетян и языков на планете, где он пребывает большую часть романа, и высокоритмичное повествование переходит в научные исследования и соответствующие диалоги, с углублением в культуру инопланетян, их повадок, с дальнейшими общением и взаимодействием. Тут-то я и заскучал, конечно. Хочется верить, что столь много уделенного времени всяким умандхам, их пещерам, символам на стенах как-то сыграет в дальнейшем, но, чую, этого не произойдет.
Интересно наблюдать за взаимодействием сьельсинов (инопланетян) и Адриана, видеть его чуткое и дипломатическое отношение к ним, если учесть, что сам Адриан в начале истории говорит, что убил всю их расу. Это заведомо цепляет, хочется понять — а как так вообще? Хороший хитрый литературный прием.
Мне понравилась книга в первую очередь становлением героя, который извечно шел против шерсти. Понравилась та часть истории, где были гладиаторские бои — было в этом что-то солдатски-романтичное, что я люблю в «Черном отряде» Глена Кука и в «Малазане» Стивена Эриксона. Правда, здесь это присутствует с большим налетом подростковости и детскости, но антураж таки наклевывается.
Теперь пройдемся по минусам, самый ощутимый из которых — тот самый стопор в последней трети. Ну неинтересно читать про детали неизвестной цивилизации, которая нагрянула на тебя как снег на голову, а бесчисленные разговоры повторялись из раза в раз и разнообразием не радовали. По-моему, интересны они были разве что участникам разговора и самому автору (что одно и то же). Читая, я очень надеялся, что дальнейшие события и повороты сюжета оправдают эту тягомотину. Посмотрим, как оно будет. Либо это должно как-то выстрелить и сыграть значимую роль, либо господин Руоккио прямо-таки записался.
Еще один минус: это повторы. Чтобы подсчитать по пальцам рук кол-во фраз «раздула ноздри», «складка между бровей», «посмотрел на свои ботинки» и «скрыл улыбку», надо быть, во-первых, минимум Шивой, во-вторых, Шивой-мутантом.
Третий минус — некая моногамность голосов взрослых. Либо я предвзят, либо реально чувствуется нехватка возраста и опыта, но большинство важных персон, высоких чинов от графов до инквизиторов говорят одним голосом повзрослевшего ребенка, который имитирует речь взрослого дядечки или тётеньки. Это особенно видно на последних страницах романа.
Четвертый минус — странности главного героя. Несмотря на то что он умен и гениален, Адриан еще пока юн и неопытен, он фактически подросток, хоть ему уже и за 20. Он горяч и заносчив, местами глуп и то и дело совершает неосмотрительные вещи. Не знаю, баг это или фича, хотел ли автор показать, что каждый юноша способен совершать не пойми что, но, тем не менее, дисбаланс бросается в глаза. Например, Адриан полтора года копит деньги на покупку флаера, чтобы свалить с планеты, а потом даёт в морду высокопоставленному лицу и обрекает себя на казнь, перечеркивая все дотошные мысли о подготовке и сбережениях и планы на побег. Вдобавок к этому, иной раз героя и нас соответственно одолевают рефлексии и самоистязания несоразмерные произошедшему. Слишком уж он гиперболизирует и драматизирует, то травмируясь так, что мочи нет, то взваливая на свои плечи ответственность за весь мир.
Но если вы заранее понимаете, что хотите от истории, понимаете, в каком тоне и кем она будет рассказана, то вряд ли это вас остановит. Герой взрослеет, матереет, обретает друзей, теряет их, точно так же и с врагами, набирается ачивок, ловит респекты и восхищенные взгляды, прыгает по карьерной лестнице и строит грандиозные планы на будущее. Довольно очевидная история, которую нужно читать и наслаждаться процессом, как в случае с «Темной Башней» Стивена Кинга, не ожидая сюжетных кульбитов, тем более что автор в самом начале цикла выкладывает все карты на стол, отчего каждый роман — по сути, подводка к итогу.
Как и почти всякое произведение молодого мечтательного автора-героя, концовка не лишена романтики, пафоса и наивной такой сказочности по части товарищества и дружбы, респектов со всех сторон и многогранного признания от самых разных сословий. Классика, предсказуемая классика, которая, однако, не сказать что смущает. Это понятно. Я был к этому готов и заранее настроил себя на эту волну. Да и, чего греха таить, люблю я таких героев. Если они близки и вам, равно как и стилистика повествования, то вряд ли вас отпугнет роман.
По итогу: если вы любите красивый и поэтичный, чувственный языку Ротфусса, если вам нравятся истории про гениальных чуваков, которые начинали свой путь через тычки и спотыкачки, но стали Великими и Ужасными, а точнее даже УЖАСАЮЩИМИ, если вы любите пафосные и зрелищные истории с закосом под мемуары, то вам сюда.
«Империя тишины» — это для тех, кто соскучился по Ротфуссу (ГДЕ ТРЕТЬЯ КНИГА, ЧУВАК?!), но, быть может, подустал от фэнтезийного антуража.
Беря во внимание владение словом и типаж истории, я думаю, что завершить цикл автору удастся — эффектно и пафосно. Логично ли будут выстроены события? Не знаю. Уверен лишь, что это будет масштабно, красиво, эпично и максималистски впечатляюще.
Я ставлю всё-таки 8 баллов, которые ближе к 9, но всё-таки 8. Если автор постарается сгладить стопорные моменты, проработает психологию и не будет совсем уж записываться какими-то внутренними штуками сомнительного интереса, выйдет вообще огонь.
Источник