Как определять время поста в северных широтах?
Вопрос: Ассаламу алейкум. Скажите, пожалуйста, если ночью светлая полоса на горизонте не пропадает до самой зари, то когда прекращать сухур? Закат у нас 1 рамадана был в 22:30. Полночь – примерно в 2 часа. (Санкт-Петербург, Россия)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Исламские правоведы постановили, что рассвет бывает двух видов. Один из них – ложный рассвет (субх-кязиб), а другой – истинный рассвет (субх-садык). При ложном рассвете на небе появляется вертикальная светлая полоса, и через некоторое время небо снова становится совершенно темным. В это время все еще разрешается кушать.
При истинном рассвете на горизонте можно увидеть горизонтальную светлую полосу, которая впоследствии сменяется восходом солнца. В тот момент, когда становится видна горизонтальная светлая полоса, человеку, который намеревается поститься, следует прекратить прием пищи, поскольку время сухура на этом закончилось. (Сарахси. Мабсут. – Том 1, стр.141)
قال (وقت صلاة الفجر من حين يطلع الفجر المعترض في الأفق إلى طلوع الشمس) والفجر فجران كاذب تسميه العرب ذنب السرحان وهو البياض الذي يبدو في السماء طولا ويعقبه ظلام، والفجر الصادق وهو البياض المنتشر في الأفق فبطلوع الفجر الكاذب لا يدخل وقت الصلاة ولا يحرم الأكل على الصائم ما لم يطلع الفجر الصادق لقوله — صلى الله عليه وسلم — «لا يغرنكم الفجر المستطيل ولكن كلوا واشربوا حتى يطلع الفجر المستطير» يعني المنتشر في الأفق
Таково общее правило определения истинного рассвета.
Что касается Санкт-Петербурга, из-за расположения в северных широтах в определенную часть года настоящих сумерек там не бывает. Соответственно, рассвет в эту часть года наблюдать нельзя.
В данной ситуации применяется правило о том, что у жителей таких мест есть две альтернативы:
а) Они могут принять расписание поста (то есть время заката и рассвета) самого ближайшего из городов, закат и рассвет в которых можно наблюдать в это время года.
б) Они могут принять расписание своего собственного города от того времени, в которое они в последний раз видели закат и рассвет. Например, если белые ночи наступают в июле или августе, а, скажем, в июне еще можно было видеть закат и рассвет, то в этом случае они примут июньское время начала и конца времени поста в соответствии с временем наблюдавшихся в июне рассвета и заката в Санкт-Петербурге.
(Джадид фикхи масаиль; Ибн Абидин. Радд мухтар)
Петербургским мусульманам следует проконсультироваться со своими местными алимами для выработки единого решения в отношении того, какой из этих альтернатив следовать в случае появления белых ночей в рамадан.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Дополнение |
Вопрос: Ассаламу алейкум! Скажите, пожалуйста:
1) Если брать расписание ближайшего города, то необходимо ли быть максимально точным при вычислении ближайшего города?
2) Если рассматривать таблицы сумерек ближайших к Санкт-Петербургу городов, то получается, что, например, в июле можно взять расписание города А, а уже в августе города Б, который будет немного ближе к Петербургу. Нужно ли отслеживать эти изменения в городах? Или можно взять расписание одного подходящего на данный момент города и следовать ему до тех пор, пока в Петербурге нельзя будет наблюдать реальной ночи и рассвета? Спрашиваю эти тонкости, так как в Петербурге нужно брать расписание намазов ближайшего города (по шафиитскому мазхабу) все лето из-за отсутствия признаков ночного и утреннего намазов. (Санкт-Петербург, Россия)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
1) Вам следует, по мере возможности, попытаться определить ближайший по расстоянию город и принять это время для сухура и ифтара.
2) Шафиитские правоведы говорили, что вам необходимо смотреть на ближайший город, в котором можно наблюдать сумерки. Это мнение также действительно в ханафитском мазхабе.
Если в течение рамадана город, который находится еще ближе к Санкт-Петербургу, начинает наблюдать сумерки, то теперь уже он станет ближайшим городом, и тогда вы должны принять время сухура этого города вместо более отдаленного, на время которого вы опирались вначале для намаза и поста.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Дополнение от 12.08.2016 |
Вопрос: Ассаламу алейкум! Как известно, в городах, находящихся выше 48 градусов широты, в определенное время года нельзя наблюдать признаки иша-намаза и, соответственно, признаки фаджр-намаза. Такой период в Санкт-Петербурге длится четыре месяца. У меня к Вам просьба разъяснить эти моменты на конкретном примере. Например, в месяц рамадан в Санкт-Петербурге 15 июня заход солнца будет в 22:23. Соответственно, наступает время магриб-намаза и разговения. После этого краснота (навигационные сумерки) на горизонте не исчезнет до восхода солнца. В расписании намазов в этот день указано, что время фаджр-намаза наступает в 2:00, и восход солнца будет 3:36. Ближайший город к Санкт-Петербургу, в котором круглый год можно наблюдать признаки иша-намаза, – это Одесса, что находится на той же долготе с Петербургом. В Одессе 15 июня закат солнца будет в 20:51, астрономические сумерки (т. е. белизна на горизонте) исчезнут в 23:40. Время фаджр-намаза наступит в 2:16, и восход солнца будет в 5:03. Приводя в пример г. Одессу, я исходил из мнения, что ближайший город – это город, в котором круглый год можно наблюдать признаки иша- и фаджр-намазов. Разъясните, пожалуйста, на этом или же на Вашем примере, как совершать намазы магриб, иша и фаджр в Санкт-Петербурге в эти периоды. Немаловажный нюанс: время фаджр намаза будет завершаться с восходом солнца в Петербурге или с восходом в ближайшем городе?
2) Если в Санкт-Петербурге закат солнца можно наблюдать круглый год, то имеют ли силу фетвы, например, шейхов Аль-Азхара, что в городах длительностью поста свыше 18 часов можно поститься по мекканскому или же по времени ближайшего города? Получится, что разговение в Петербурге будет до заката солнца.
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
На широтах выше 48,5 градусов (в северном или южном полушарии) в дни, близкие к летнему солнцестоянию, сумерки обычно длятся от заката до восхода. То есть сумерки (шафак) не пропадают, и по их исчезновению нельзя определить время для иша-намаза.
Российский город Санкт-Петербург расположен на северной широте 59,9343 градусов. Поэтому в течение летних месяцев сумерки не исчезают с горизонта вплоть до восхода, как вы указали в своем вопросе.
Иными словами, время для иша-намаза не вступает в силу, поскольку иша-время наступает после исчезновения сумерек. Возникает вопрос: как же совершать иша-намаз, и как рассчитывать время для него?
Специалисты по исламскому праву предложили три варианта расчета времени для намаза в данной ситуации:
а. Использование того расписания времени иша-намаза Санкт-Петербурга, которое было последним из основанных на исчезновении сумерек.
Например, если последним днем, когда сумерки исчезали, являлось 11 мая, и иша-намаз в этот день наступал в 23:23, то это и будет временем совершения иша-намаза для жителей Санкт-Петербурга вплоть до возвращения исчезновения сумерек. Аналогичным образом, если фаджр-время наступало 11 мая в 2:22, то это и будет считаться временем для фаджра в остальные дни до возвращения еженощного исчезновения сумерек и наличия отрезков времени для всех пяти намазов.
الطريق الأول أن يقع تقدير وقت العشاء على أساس أقرب الأيام المعتدلة في نفس تلك المنطقة. فمثلا: تبتدئ الأيام غير المعتدلة على عرض ٤٨٫٥ من ١١ مايو وتستمر إلى ٣١ يوليو، فإن الشفق لا يغيب في هذه المدة ويبقى ظاهرا طول الليل، ولكنه يغيب قبل ١١ مايو، وإن وقت غياب الشفق في ١٠ مايو (وهو آخر الأيام المعتدلة) هو زهاء الساعة الحادية عشر وسبع وأربعين دقيقة. والصبح الصادق يومئذ إنما يطلع في الساعة الحادية عشر وست وخمسين دقيقة فإن هذين الوقتين العشاء والصبح الصادق يعتبران على هذا القول أساسا للصلاتين في المدة عير المعتدلة أيضا، يعني، يعتبر هذا الوقت وقتا للصلاتين فيما بين ١١ مايو و٣١ يوليو التي لا يغيب فيها الشفق طول الليل. وحاصل هذا القول إن وقت العشاء في هذه المنطقة لا يستمر إلا لمدة تسع دقائق، ويستمر هذا الوضع من ١٠ مايو إلى ٣١ يوليو.
б. Использование расписания ближайшего города, где имеются отрезки времени для всех намазов.
Например, если ближайшим городом со временем для всех намазов в течение всего года является, скажем, Каменское (бывший Днепродзержинск), то будет использоваться расписание намазов этого города: соответственно, 15 июня иша-время в Каменском будет иша-временем Санкт-Петербурга, даже если времени для иша-намаза будет очень немного.
الطريق الثاني للتقدير أن تقدر وقت العشاء والفجر في هذه المناطق على أساس أقرب البلاد المعتدلة. وهذا القول هو الذي جزم به الشافعية ومن وافقهم من المالكية. فمثلا، أول البلاد غير المعتدلة في فصل الصيف ما تقع على عرض ٤٨٫٥ في الشمال ولا يغيب الشفق على هذا العرض فيما بين ١١ مايو و٣١ يوليو تقريبا. فإن أهل هذه المناطق يقدرون أوقاتهم على أساس البلاد التي تقع على عرض ٤٧ أو ٤٨ فإنها أقرب البلاد المعتدلة إليهم التي لا يغيب فيها الشفق في سائر السنة، فيقدر لهم وقت العشاء على أساس توقيت هذه البلاد المعتدلة القريبة.
Расположение города на одной долготе отнюдь необязательно означает, что принято должно быть его расписание. Поэтому выбор далекой Одессы лишь из-за того, что она расположена на той же долготе, не является верным.
в. Еще один вариант соответствует тому, что приводил шейх Марджани (милость ему Аллаха) в своей книге «Назурат-уль-хак» в качестве одной из возможностей расчета времени для намаза.
Этот способ заключается в том, что иша-время рассчитывается в зависимости от положения солнца в Санкт-Петербурге. После заката, пока солнце ближе к позиции заката, это время будет для магриб- и иша-намаза. Первая половина этого периода будет магриб-временем, а вторая – иша-временем. Когда же солнце ближе к восходу, это будет считаться фаджр-временем.
الطريق الثالث للتقدير أن الشفق ما دام مائلا إلى جهة الغروب فإنه وقت مشترك بين المغرب والعشاء (ويمكن أن يعتبر نصفه الأول وقتا للمغرب ونصفه الثاني للعشاء) وأما إذا انتقل الشفق إلى جهة طلوع الشمس، فهو ابتداء وقت الصبح. وهذا القول ذكره المرجاني في جملة الأقوال التي سردها في طرق التقدير.
Можно также воспользоваться следующей разбивкой: время между закатом и восходом делится на три части. Первая треть будет для времени магриба, вторая треть – иша-временем, последняя треть будет представлять время для фаджра и ознаменовывать окончание времени сухура.
То есть, например, если закат 15 июня в Санкт-Петербурге – в 22:23, а восход – в 3:36, то между закатом и восходом у вас 5 часов 13 минут (313 минут). Вы делите этот отрезок на три и в итоге получаете примерно по 104 минуты (1 час 44 минуты).
Соответственно, время для магриба будет после 22:23 вплоть до 00:07 (длительность отрезка: 1 час 44 минуты). Далее начинается иша-время, длящееся до 01:51. В этот момент завершается время для иша-намаза и сухура, наступает фаджр-время, которое длится до восхода.
Любой из представленных выше трех вариантов дозволен, поскольку соответствует указанию хадиса о расчете и вычислении времени для намаза в случае необычных дней и ночей.* Жители Санкт-Петербурга могут воспользоваться тем вариантом, который наиболее легок для них.
Лично мне наиболее практичным из трех вариантов видится третий. Он также, на мой взгляд, в большей степени соответствует указанию хадиса в отношении определения времени намазов посредством расчетов.
Поскольку это лишь вычислительные оценки, и разделение времени на трети не является необходимым, а лишь служит средством достижения вычислительной оценки, мне не кажется, что 2:00 в качестве фаджр-времени, указанные в расписании, неверны. Если люди принимают данное время, указанное в расписании для фаджр- и иша-намаза, это дозволено. И если такова практика жителей Санкт-Петербурга или местного муфтията, продолжайте следовать ей.
(На основе Такмиля фатх Мульхим. – Том 6, стр. 293–299; Фатава Дар-уль-улум Закария. – Том 2, стр. 44–47; Тахтави. Хашият аля «Дурр мухтар». – Том 1, стр. 175–176)
2) В регионах, где наблюдается заход солнца, нельзя прерывать пост до заката, сколько бы пост ни длился. Следование расписанию Мекки для разговения делает пост жителей Санкт-Петербурга неверным, поскольку заход солнца в их городе наблюдается. Мы уже отвечали на данный вопрос в предыдущей фетве: «Можно ли в России поститься по мекканскому времени?».
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q653
* Подразумевается хадис о Даджале, записанный в сборнике «Сахих» Муслима (№ 2973), согласно которому пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорил, что Даджаль останется на этой земле в течение 40 дней, первый из которых будет длиной в год, второй – в месяц, третий – в неделю, а остальные – как обычно. Когда сподвижники спросили, достаточно ли будет намаза одного дня (то есть пяти намазов) в те дни, что равны году, месяцу и неделе, пророк (салляллаху алейхи уа саллям) ответил:
– Нет. Рассчитывайте и вычисляйте времена намазов по их обычным временам (то есть распределите время намазов на каждые 24 часа так, чтобы вы исполнили пять ежедневных намазов в соответствии с их обычным временем).
Источник
Трудности определения времени фаджра
Али Оверко
Один из столпов Ислама – это пост в месяц Рамадан. Кроме этого, существуют добровольные посты, являющиеся тем видом поклонения, который особенно вознаграждается Всевышним Аллахом. В хадисе аль-кудси, переданном от Абу Хурайры, говорится о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Аллах Всевышний сказал: “Любое дело сына Адама (совершается им) для себя, кроме поста, ибо, поистине, он — для Меня, и Я воздам за него”» (Бухари, 877 (1904)).
Поститься мы должны начинать с момента наступления времени совершения молитвы фаджр и до наступления времени молитвы магриб. Наступление магриба определяется как время опускания солнечного диска за горизонт, его можно наблюдать визуально или использовать астрономические методы для определения времени начала молитвы.
Ситуация с наступлением предрассветной молитвы далеко не столь однозначна. С одной стороны, у нас есть прямое указание на наступление этого времени, а с другой – мы зачастую не можем воспользоваться им для определения времени начала фаджра. Аллах дает нам указание о наступлении времени поста в следующем аяте:
«. ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от черной, до рассвета, потом снова поститесь до ночи. » (Коран, 2:187).
Хорошо известна история о том, как один из сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Адий аль Хатим буквально воспринял эти слова [1]:
«. я положил под подушку две веревки – одну черную, а другую белую. Я смотрел на них и прекратил есть только тогда, когда смог различить белую веревку от черной. На утро я отправился к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и рассказал ему об этом. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, твоя подушка очень широка, если под ней поместились белая и черная нити. Поистине, речь идет об утренней заре и ночной мгле»» (аль-Бухари и Муслим).
Но как быть в том случае если человек не может непосредственно наблюдать горизонт? Например, если живет в городе с плотной высотной застройкой или же в городе со значительным «световым загрязнением», которое «засвечивает» ночное небо искусственными источниками освещения, свет которых рассеивается в нижних слоях атмосферы над городом.
Слева: Безоблачная ночь в национальном парке Глейшер (США). Справа: Облачная ночь в Берлине (Германия)
В этом случае на помощь приходят астрономические методы. Они позволяют нам определить с достаточно хорошей точностью времена наступления ночи и сумерек, необходимые нам для определения наступления времени начала поста.
Если понятия день и ночь мы различаем достаточно хорошо, то на вопрос, что же такое сумерки, правильно ответить может далеко не каждый. Можно использовать множество определений, но здесь мы будем использовать те, которые в одной из своих работ использует шейх Ахмад Кутти [2]:
«Рассвет – это время, означающее начало сумерек до восхода солнца. Рассвет можно узнать по наличии слабого солнечного света, когда само солнце еще не поднялось из-за горизонта… Рассвет легко определить, наблюдая за ниткой. Если цвет нитки определяется, она уже не кажется черной, а приобретает свой истинный цвет, значит, наступила заря. Такой же способ измерения яркости света можно использовать для определения момента заката».
Также он приводит и более технические описания рассвета и сумерек [3]:
«Астрономический рассвет – момент, после которого небо перестает быть полностью темным; формально является временем утра, когда солнце находится на 18 градусов ниже горизонта.
Навигационный рассвет – время, когда солнечного света достаточно для того, чтобы различать горизонт и некоторые объекты; формально, является временем утра, когда солнце находится на 12 градусов ниже горизонта.
Гражданский рассвет – время, когда солнечного света достаточно для различения объектов и может начинаться деятельность за пределами помещений; формально, это утреннее время, когда солнце находится на 6 градусов ниже горизонта».
Период времени между заходом (восходом) солнца и астрономическим рассветом называется сумерками. И именно сумерки являются временем совершения молитв аль-фаджр и аль-магриб. Почему же возникают сумерки, и откуда взялись числа 6, 12 и 18 градусов?
Сумерки возникают как результат рассеивания солнечного света в верхних слоях атмосферы и освещения им нижних слоев атмосферы. Чем ниже Солнце опускается под горизонт, тем темнее сумерки. Когда Солнце достигает 18 градусов ниже горизонта, яркость свечения сумерек почти равна нулю, и вечерние сумерки становятся настоящей ночью. Когда Солнце снова достигает 18° ниже горизонта, ночь становится утренними сумерками. Значения 6° и 12° выбраны в значительной степени произвольно для того, чтобы различать различные части сумерек друг от друга.
Если бы мы находились, например, на Луне, то там такого явления как сумерки мы бы не наблюдали. Как только Солнце опускалось бы за горизонт, то сразу начиналась бы ночь, и наоборот, как только солнечный диск показывался из-под горизонта, начинался бы день.
На верхнем рисунке фото гражданских сумерек, среднем – навигационных, нижнем – астрономических
На первый взгляд, кажется, что никаких затруднений нет, можно рассчитать время опускания (подъема) солнца на 18° ниже (выше) горизонта и считать это временем начала молитв ‘иша и фаджр. Именно это значение используется организацией Muslim World League из Саудовской Аравии и University of Islamic Scienses, Karachi из Пакистана. Некоторые исламские организации, например, Umm al-Qura или Egyptian General Authority of Survey, используют для расчетов угол больше чем 18° для перестраховки.
Однако, здесь нас подстерегает еще одна трудность. Ввиду того что ось вращения Земли наклонена к плоскости вращения Земли вокруг Солнца, то в разных широтах в разные времена года Солнце опускается за горизонт на разную глубину. Минимальная глубина погружения нашего дневного светила вблизи дня летнего солнцестояния меньше чем 18°, а на полюсах в это время Солнце никогда не опускается за линию горизонта. Это возникает на широтах выше чем 48° 33′ 43″ (в условиях Украины это все населенные пункты, которые находятся севернее города Днепр), начиная с этой широты вблизи дня летнего солнцестояния вечерние сумерки переходят в ночные и ночь как таковая отсутствует. При увеличении широты временной диапазон сплошных сумерек расширяется и глубина погружения Солнца уменьшается, например, для Киева период, когда с астрономической точки зрения вечерние сумерки переходят в утренние и астрономическая ночь как таковая отсутствует, начинается 29 мая и заканчивается 14 июля. При достижении широты 54° 33′ 43″ оно не опускается ниже 12°, и жители не наблюдают даже астрономические сумерки, только навигационные и гражданские, после достижения нами широты 60° 33′ 43″ исчезают и навигационные сумерки, остаются гражданские, это явление получило название «полярного дня».
Что же делать в этом случае мусульманину? Ведь формально время ночной молитвы еще не наступило, как, равно, и утренней. Некоторые ученые предлагают рассчитывать время молитв по мекканскому расписанию, некоторые изменяют условия наступления молитв. Например, Исламское общество Северной Америки (Islamic Society of North America) предлагает использовать как границу середину астрономических сумерек (15°), а Союз исламских организаций Франции (Union des organisations islamiques de France) — начало навигационных сумерек (12°).
Какой же метод выбрать? Ведь в каждый из методов заложены как религиозные обоснования, так и астрономические. Любой. До тех пор, пока не доказана явная ошибочность какого-либо метода в целом или невозможность его применения в какой-либо местности, его можно использовать. Запретно лишь заводить фитну, обвиняя сторонников использования какого-либо метода определения начала молитв аль-фаджр или аль-иша в ошибочности их взглядов на эту проблему до тех пор, пока не будут получены убедительные доказательства, которые будут единогласно одобрены всеми учеными современности. Так как иджтихад одного алима не отменяет иджтихада другого, то пригодны все методы, потому что в основу каждого положен иджтихад ученого или группы мусульманских ученых, которые опираются на шариатские предписания, прежде всего, и на научные познания, во вторую очередь. А Всевышний Аллах знает лучше.
Использованные источники:
1. Эльмир Кулиев, Рауф Абаскулиев//Уроки Благословенного Месяца. Урок 14. Некоторые правила соблюдения поста
Источник