Меню

Последние лучи солнца верхушки деревьев

Последние лучи солнца верхушки деревьев

Собрание сочинений в десяти томах

Том 1. Рассказы и очерки

Владимир Галактионович Короленко

Писатель яркого и большого дарования, Короленко вошел в историю русской литературы как автор многочисленных повестей и рассказов, художественных очерков, четырехтомной «Истории моего современника», наконец, как критик и публицист. Многие произведения Короленко могут быть поставлены в ряд с крупнейшими достижениями русской классической литературы. Его творчество, отмеченное чертами глубокой самобытности, составляет своеобразную летопись целой эпохи русской действительности. Повести, рассказы и очерки Короленко реалистически изображают русскую деревню в период быстрого развития капитализма на рубеже двух веков и раскрывают многие стороны народной жизни, которые до того не отмечались в литературе.

Расцвет литературной деятельности Короленко относится ко второй половине 80-х годов. В глухую полночь реакции, когда все передовое и свободолюбивое в русском обществе подавлялось полицейским произволом царизма, голос молодого писателя прозвучал новым напоминанием о живых силах народа. Горячим защитником человека от рабства, зла и неправды капиталистического мира, непримиримым врагом насилия и реакции Короленко выступает и в последующем своем творчестве. Высоким гражданским пафосом, безграничной любовью к родине отмечена вся общественная и литературная деятельность Короленко, и весь он — человек и художник — встает перед нами, по справедливому замечанию А. М. Горького, как «идеальный образ русского писателя».

Владимир Галактионович Короленко родился 27 июля 1853 года на Украине, в городе Житомире, Волынской губернии. Учился сначала в частном пансионе, затем в житомирской гимназии. Когда Короленко исполнилось тринадцать лет, его отца перевели по службе в маленький уездный городок Ровно, где будущий писатель окончил с серебряной медалью реальную гимназию.

Отец писателя, чиновник судебного ведомства, получивший образование в кишиневском «непривилегированном пансионе», выделялся в среде провинциального чиновничества разносторонностью культурных запросов и неподкупной честностью, что делало его для окружающих чудаковатым, непонятным человеком. После его смерти обыватели говорили: «Чудак был… а что вышло: умер, оставил нищих». Пятнадцатилетний Короленко, как и вся его семья, после смерти отца действительно оказался перед лицом непреодолимой бедности, и нужны были поистине героические усилия матери, чтобы он смог закончить гимназию. «Отец оставил семью без всяких средств, — вспоминал впоследствии писатель, — так как даже в то время, при старых порядках, он жил только жалованьем и с чрезвычайной щепетильностью ограждал себя от всяких благодарностей и косвенных и прямых приношений». Атмосфера семьи, где господствовали дружеские отношения, воспитывались честность, правдивость и прямота характера, благотворно сказалась на духовном развитии ребенка.

В детстве Короленко мечтал стать героем, пострадать за родной народ. «Маленький романтик», как он сам назвал себя впоследствии, помогая укрыться в заброшенном сарае крепостному мальчику, бежавшему от злого пана, горячо сочувствовал судьбе бедного крестьянского юноши — «Фомки из Сандомира», героя первой прочитанной книги. В эти годы Короленко был в значительной степени предоставлен самому себе и пользовался почти неограниченной свободой. Долгими вечерами, забившись в темный уголок кухни, он любил слушать украинскую сказку, которую рассказывал кучер отца или забежавшая на огонек соседка. Во время гимназических каникул он жил в деревне, наблюдая тяжелую, подневольную жизнь украинских крестьян. Впечатления детских и юношеских лет дали ему материал для многих произведений. Достаточно вспомнить образ Иохима из «Слепого музыканта», исполненный глубокой поэзии очерк «Ночью», яркий колорит сказочного «Иом-Кипура», описания украинской деревни в «Истории моего современника», чтобы понять, какой сильный отзвук в творчестве писателя нашла жизнь украинского народа.

В раннем детстве Короленко видел бесчеловечную жестокость времен крепостного права; зверские помещичьи расправы с крестьянами он наблюдал и после реформы 1861 года. Мимо его внимания не проходили и факты повального взяточничества чиновников. В «Истории моего современника» Короленко с великолепным мастерством нарисовал образы чиновников уездного суда и мрачные фигуры высшего начальства, этих, по выражению писателя, «сатрапов», власть которых обрушивалась на население с тупой и бессмысленной силой. С детства он знал и о национальном неравенстве, которое особенно давало себя чувствовать в Юго-Западном крае Россия, где прошли детские годы писателя.

Читайте также:  Среднее скорость движения земли по орбите вокруг солнца

Годы, проведенные в уездной гимнами, с ее «тусклым и жестоким режимом», с учителями-автоматами, с телесными наказаниями и карцером, но в то же время с дружной товарищеской средой, где втайне от администрации распространялись книги революционно-демократического направления, — сыграли громадную роль в формировании характера и мировоззрения Короленко. И хотя в школьную программу не входили имена Гоголя, Тургенева, Некрасова, а за упоминание Белинского, Добролюбова, Чернышевского и Шевченко сажали в карцер и давали «волчий билет», Короленко с восторгом читал «Записки охотника», знал чуть ли не наизусть всего Некрасова и ставил себе в образец для подражания революционера Рахметова из романа Чернышевского «Что делать?». Сознание Короленко было рано разбужено ощущением той большой неправды, которую он наблюдал в жизни. С желанием помочь народу и с «едким чувством вины за общественную неправду» Короленко в 1871 году, по окончании реальной гимназии, приехал в Петербург и поступил в Технологический институт. Его студенческая жизнь началась с того, что он окунулся в атмосферу общественных интересов, которыми жила передовая молодежь. Он становится участником многочисленных студенческих сходок, где велись горячие споры на философские и социально-экономические темы.

Вскоре Короленко принужден был оставить Технологический институт. «В Петербург я приехал с семнадцатью рублями, — вспоминал писатель, — и два года прошло в трудовой борьбе с нуждой». Вместо учебных занятий Короленко должен был взяться за труд «интеллигентного пролетария». Он раскрашивал ботанические атласы, выполнял чертежные работы, занимался корректурой. За все это он получал копейки, которых едва хватало, чтобы не умереть с голоду.

В 1874 году Короленко переезжает в Москву и поступает в Петровскую земледельческую и лесную академию. Здесь Короленко слушает лекции великого русского ученого К. А. Тимирязева и по его поручению рисует для его лекций демонстрационные таблицы. Дружеские отношения, начавшиеся еще между профессором и студентом, не прекращались до конца их жизни. Безгранично веривший в силу науки, убежденный материалист, Тимирязев вошел в сознание Короленко как идеальный тип русского ученого. Позднее писатель не раз вспоминал о своем великом учителе. В день своего шестидесятилетия Короленко писал Тимирязеву в ответ на его поздравительную телеграмму: «Много лет прошло с академии. Время делает менее заметной разницу возрастов. Но для меня Вы и теперь учитель в лучшем смысле слова».

В академии Короленко сближается с революционно настроенной молодежью, читает нелегальную литературу. Ему поручается заведование тайной студенческой библиотекой, распространяющей книги главным образом революционного содержания. По характеристике директора академии — человека реакционных убеждений, — Короленко принадлежал «к числу тех людей, которые до упрямства упорно держатся засевших в них воззрений, и если эти воззрения получают… ошибочное направление, то человек этот легко может увлечь за собой других, менее самостоятельных молодых людей».

В марте 1876 года Короленко за участие в составлении коллективного протеста студентов против администрации академии, выполнявшей чисто полицейские функции, был исключен из академии, арестован и выслан из Москвы. «Во время студенческих беспорядков, — пишет Короленко в своей автобиографии, — как депутат, избранный товарищами для подачи коллективного заявления, был выслан сначала в Вологодскую губернию, откуда возвращен в Кронштадт… под надзор полиции. По прошествии года переселился в Петербург, где вместе с братьями зарабатывал средства к жизни разными профессиями: уроками, рисованием и главным образом корректурой». Корректором он работал в мелкой, захудалой петербургской газете «Новости», рассчитанной на удовлетворение обывательских вкусов. Разумеется, работа в этой газете ни в какой степени не могла удовлетворить Короленко. Он помышляет о литературном творчестве и пишет свой первый рассказ — «Эпизоды из жизни искателя» (1879). Характер этого рассказа определен эпиграфом, взятым из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

Читайте также:  Как происходит затмение солнца днем

Источник

контрольный диктант для 11 класса по русскому языку «Путь к озеру»
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) по теме

Диктант для 11 класса. Может использоваться в качестве входного контроля.

Скачать:

Вложение Размер
kontrolnyy_diktant_dlya_11_klassa.docx 13.66 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант для 11 класса — сентябрь

Утренняя заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснётся по-осеннему оголённых верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. А неподалёку располагается озеро поменьше, причудливой формы и цвета: вода в нём не голубая, не зелёная, не тёмная, а буроватая. Говорят, что этот специфический оттенок объясняется особенностями состава местной почвы, слой которой устилает озёрное дно. Оба эти озера объединены под названием Боровых озёр, как в незапамятные времена окрестили их старожилы здешних мест. А к юго-востоку от Боровых озёр простираются гигантские болота. Это тоже бывшие озёра, зараставшие в течение десятилетий.

В этот ранний час чудесной золотой осени мы движемся к озеру с пренеприятным названием — Поганому озеру. Поднялись мы давно, ещё до рассвета, и стали снаряжаться в дорогу. По совету сторожа, приютившего нас, мы взяли непромокаемые плащи, охотничьи сапоги-болотники, приготовили дорожную еду, чтобы не тратить время на разжигание костра, и двинулись в путь.

Два часа пробирались мы к озеру, пытаясь отыскать удобные подходы. Ценой сверхъестественных усилий мы преодолели заросли какого-то цепкого и колючего растения, затем полусгнившие трущобы, и впереди показался остров. Не добравшись до лесистого бугра, мы упали в заросли ландыша, и его правильные листья, как будто выровненные неведомым мастером, придавшим им геометрически точную форму, зашелестели у наших лиц.

В этих зарослях в течение получаса мы предавались покою. Поднимешь голову, а над тобой шумят верхушки сосен, упирающиеся в бледно-голубое небо, по которому движутся не тяжёлые, а по-летнему полувоздушные облачка-непоседы. Отдохнув среди ландышей, мы снова принялись искать таинственное озеро. Расположенное где-то рядом, оно было скрыто от нас густой порослью травы.

  1. Найдите в последнем абзаце односоставное предложение, определите его тип.
  2. Найдите в диктанте 3 словосочетания с подчинительной связью согласование, 3 – со связью управление, 3 – со связью примыкание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст диктанта с грамматическим заданием.

Данные контрольные диктанты помогут проверить уровень подготовки учащихся 5 класса.

Словарные контрольные диктанты.

Контрольный диктант за 1 четверть для учащихся 6 класса.

Итоговый диктант проверяет основные правила орфографии и пунктуации, изученные учащимися за курс 7 класса.

Для проверки уровня освоения учащимися изученных тем всего курса русского языка за год.Промежуточная аттестация. Цель — контроль освоения учащимися курса русского языка 8 класса.

Источник

Разбор по членам предложения последний луч солнца освещал верхушки дубов?

Русский язык | 5 — 9 классы

Разбор по членам предложения последний луч солнца освещал верхушки дубов.

Солнце освещало верхушки деревьев?

Солнце освещало верхушки деревьев.

В лесу мы набрали много ягод, грибов.

Разберите по членам предложения.

Синтаксический разбор предложения : Солнце невидимое уже за горизонтом где — то с право, освещает кусочек неба?

Синтаксический разбор предложения : Солнце невидимое уже за горизонтом где — то с право, освещает кусочек неба.

Помогите пожалуйста очень нужно?

Помогите пожалуйста очень нужно.

Запишите предложение смысловые части предложения и определите части речи.

Члены предложения подчеркни, части речи напишите.

Вечернее солнце осветило высокие верхушки дубов.

Синтаксический разбор предложения?

Синтаксический разбор предложения.

Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям желтой пшеницы, верхушкам далёкого леса.

Дать характермстику предложениям?

Дать характермстику предложениям.

Румяные огнистые клубятсяоблака, сквозь заросли мскристые заискрилась река.

Солнце только поднималось, но его лучи уже освещали верхушки деревьев.

Птицы расправили крылья и взметнулись высоко в небо.

Стоят они и радостно ловят последние утренние лучи солнца?

Стоят они и радостно ловят последние утренние лучи солнца.

Разобрать по членам предложения.

Солнце сверкнуло последним лучом и спряталась ( Cинтаксический разбор : характеристика, схема )?

Солнце сверкнуло последним лучом и спряталась ( Cинтаксический разбор : характеристика, схема ).

Синтаксический разбор предложения :Мир освещается солнцем, а человек — знанием?

Синтаксический разбор предложения :

Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

Где должен стоять причастный оборот в предложении Лучи солнца брызжущие из — за леса золотят верхушки деревьев?

Где должен стоять причастный оборот в предложении Лучи солнца брызжущие из — за леса золотят верхушки деревьев.

Синтаксический разбор предложения : Солнце зашло, но последние лучи его еще золотили вершины виднеющийся впереди год?

Синтаксический разбор предложения : Солнце зашло, но последние лучи его еще золотили вершины виднеющийся впереди год.

На этой странице находится ответ на вопрос Разбор по членам предложения последний луч солнца освещал верхушки дубов?, из категории Русский язык, соответствующий программе для 5 — 9 классов. Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе. Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.

Помогите зделать 3 речення разобрание синтаксисом.

Капельки росы — подлежащее (______) , Росы — можно отметить как дополнение ( — — — — — ) Блестят — сказуемое ( = = = = = = ) В лучах солнца — дополнение ( — — — — — ) На зелени — обстоятельство ( _. _. _. _ ) Полыни — дополнение ( — — — — — ).

Капельки — подлежащее ; блестят — сказуемое ; росы — дополнение ; на зелени — 2 варианта : либо обстоятельство места либо дополнение ; полыни — дополнение ; в лучах — дополнение ; солнца — дополнение. (Повествовательное, не восклицательное, простое ..

Вот подчинительные словосочетания дохнуло резко(Примыкание), дохнуло холодом(Управление), начал катиться издалека(Примыкание), важный гром(Согласование), гром медленный(Согласование), опустилось к земле(Управление), торопливый ливень(Согласование), к..

Притяжательные местоимения (падеж, число, род, синт. Роль) 1. У НАШИХ (Р. П. , мн. Ч. , дополнение) ушки на макушке, чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки – французы тут как тут. 2. Только скоро сад зеленый зашумит СВОЕЙ (Т. П. , ед. ..

Нет не отвечает как то так.

З — [з’] — согласн. , звонк. , парн. [с’], мягк. , парн[з] я — [а] — гласн. , ударн б — [б] — согласн. , звонк. , парн. [п]. тверд. , парн. [б’] л — [л’] — согласн. , звонк. , непарн. , мягк. , парн. [л] и — [и] — гласн. , безударн к ..

З[з’] — согл. , звонк. , мягк. Я[я] — гласная, ударн. Б[б] — согл. , звонк. , тверд. Л[л’] — согл. , звонк. , мягк. И[и] — глас. , безуд. К[к] — согл. , глух. , тверд. Могут быть ошибки(.

Сущ поле дождь гром дым зелёный прил шумный полевой дождьливый гл шумит гремит дымит зеленеет.

Источник

Adblock
detector