Меню

После обеда опять явилось солнце наречие

А 20 Вариант № 34

Объясните постановки знака препинания или его отсут­ствия в предложении.

(Образец ***С годами мои стихи делались менее нарядными (1) и из них

по­степенно выветривалась экзотика. = ССП, есть общее, 1- нет запятой

***Его душа была наполнена воспоминаниями (1) и погружена в глубокую задумчивость. = однородные сказуемые, 1-нет запятой

Казалось, что всё в этом роскошном парке чужое () и каждую минуту нас могут прогнать. ССП, зп. нет В характере поэта причудливо сочетались искреннее сочувст­вие всякому горю () и романтический восторг перед всякого рода житейскими и природными бурями. однородные дополнение, зп. нет. Первые слова оратор произнёс кротко и просто () но вдруг повысил голос () и следующее слово громом прокатилосъ под сводами.

Он был прирожденным рассказчиком ( ) и ветвистость его рассказов только подчеркивала подлинность самого древа жизни, которое он описывал.

В саду около своего дома астроном установил им же самим изготовленный телескоп () и затем занялся исследованием звёздного неба.

однородное сказуемое, зп. нет

Мы бежали на Птичий рынок по Вековой улице () и навстречу нам то и дело попадались люди, которые тащили клетки с канарейками, аквариумы, садки с голубями

Иногда мяч влетал на трибуну ( ) и тогда все почему-то начи­нали смеяться.

Далекий пограничный прожектор на несколько мгновений про­сочился в сад, безмолвно вгляделся в него ( ) и унесся дальше шарить по берегу.

однородные сказуемые, зп. нет

В известной пьесе Шварца тень учёного начинает жить собственной жизнью () и поставить её на место не так-то просто.

Солнце с каждым днём подымается над морскими пространствами всё выше ( ) и на берегах расцветает розовая от миндаля и туманов черноморская весна.

Озеро тихо катило свои пенящиеся волны () и, отражая в себе поднимающееся солнце, готовилось к дневному сну.

однородные сказ, зп. нет

В свои молодые годы я страстно любил театр () и сам участвовал в художественной самодеятельности.

однородное сказ, зп. нет

У старика подгибались и дрожали ноги () и стало ему горько от пережитого.

За косарями неотвязчиво ползли бесконечные борозды скошенной травы () и изредка чуть шевелившийся ветерок веял на нас её благовонной испариной. .

После обеда опять явилось солнце () и до вечера было прекрасно.

Ночь похолодела () и от реки потянуло сыростью.

Озеро проснулось после дневного сна () и лёгким ворчанием давало знать о себе человеческому слуху.

однородные скз., зп нет.

Солнце появилось () и стало тепло.

Я теперь живу в другом конце города () и изредка заезжаю к тёте Тамаре.

однородные ск., зп. нет

Войдешь в дом () и тебя обдаст родным запахом, знакомым с детства.

Словосочетание «сила воли» исчезло не только из обыденного лексикона ( ) но и из учебников психологии () и вместо него появилось слово «мотивация». НО, зп. есть ССП, зп. есть Способность полемистов правильно формулировать вопросы () и умело отвечать на них во многом определяет эффективность публичного спора.

однородные, зп. нет

Под этими знаменитыми вековыми дубами Пушкин гулял () и Анна Керн слышала признания великого поэта.

Уже давно смерклось () и мне отчаянно захотелось вернуться в тепло и уют.

В гостиной зажгли свет () и сразу стало по-домашнему уютно.

Сама личность привлекала молодёжь () и служила ей ярким примером беззаветной преданности искусству.

однородные ск., зп. нет

Каждое сделанное тобой дело должно быть лучше прежнего () и только тогда можно говорить о действительном движении к намеченной цели.

Бушующая Нева вышла из берегов () и Петербург затопило.

Читайте также:  Ультрафиолетовое излучение солнца определение

В доме Глазуновых много играли () и юный Саша твердо запоминал все исполнявшиеся пьесы.

Источник

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Задание 9.Вспомните, какие предложения называются сложносочиненными. Прочитайте информацию об основных видах сложносочиненных предложений и ответьте на вопросы, данные после таблицы 2.

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ССП) – предложения, части которых равноправны (независимы друг от друга) и соединены сочинительными союзами. Средствами связи частей в ССП могут служить разные языковые элементы: — сочинительный союз; — интонация; — общий компонент (второстепенные члены, вводные слова, модальные частицы) -формы глаголов- сказуемых; — повтор слов; — синонимы и антонимы; — местоимение во второй части, заменяющее существительное, прилагательное или числительное из первой части.
С соединительными союзами С разделительными союзами С противительными союзами
и, да (=и), ни…ни, как…так или, либо, то…то, то ли…то ли, не то… не то а, но, да (=но), однако, зато, же
перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют друг за другом указывается на чередование явлений или на возможность одного из них отмечается противопоставление одного явления другому
Мы окружали его, и игра завязалась. (А.С. Пушкина) То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь. (Л.Н. Толстой) И звезды погасли, а луна закатилась. (В.Г. Короленко)

Чем различаются разные виды сложносочиненных предложений?

Как связаны между собой простые предложения в составе сложноподчиненного?

Какие сложноподчиненные предложения имеют одно значение?

Какие значения имеют сложносочиненные предложения с соединительными союзами?

Какие значения имеют сложносочиненные предложения с разделительными союзами?

К каким группам относятся следующие союзы?

и — ______________________________________ а- _________________________________________

зато — ___________________________________ но — ________________________________________

или — ___________________________________ то…то — ____________________________________

ни…ни — ________________________________ же — _______________________________________

Задание 10.Выучите информацию о сложносочиненном предложении и на отдельном листе воспроизведите таблицу 2, заменяя предложенные примеры своими.

Задание 11.Исправьте ошибку в рассказе ученика о сложном предложении и дополните сообщение.

Сложносочиненные предложения (ССП) – предложения, части которых независимы друг от друга и соединены сочинительными союзами.

Средствами связи частей в ССП могут служить не только союзы, но и

— синонимы и антонимы.

Все сложносочиненные предложения делятся на три группы: ССП с соединительным союзом, ССП с противительным союзом, ССП с разделительным союзом.

В ССП с соединительными союзами (и, или, да) перечисляются явления, которые происходят одновременно (Задорно чирикают воробьи, да степенно воркуют голуби), или отмечаются явления, следующие друг за другом (Приедет бабушка, и начнем высаживать цветы).

ССП с противительными союзами (а, но, зато) указывают на противопоставление одних явлений другим (Идет не дождь, а снег).

В ССП с разделительными союзами отмечаются чередующиеся события (То сестра подскажет, то брат поможет) или события взаимоисключающие (Поможет или брат, или сестра).

Задание 12.Укажите средства связи простых предложений в составе сложносочиненных.

1) Утром моросил дождь, а вечером выпал первый снег.

2) К всеобщей радости снегопад закончился быстро и мы снова отправились в путь.

3) Ты помогаешь всем, но это тебе нелегко делать.

Задание 13.Прочитайте информацию о знаках препинания в сложносочиненных предложениях и ответьте на вопросы, следующие после таблицы 3.

Запятая ставится Запятая не ставится
Запятая, как правило, ставится между частями ССП Запятая не ставится в ССП перед союзами и, да (=и), или, либопри наличии общего для частей компонента: — второстепенного члена (чаще обстоятельства места и времени); — вводного слова; — модальной частицы (только, лишь, вдруг и др.) — союза
[Я глотаю горячий чай], а [часы- то стучат- стучат]. (И.С. Шмелев) [Только ветер крутит столбом порошу] да[мертвая мгла низко- низко ползет над снеговой пустыней]. (А.С. Серафимович) [Мороза не было], но [валил с неба мокрый снег] и [дул неприятный сырой ветер]. (А.П. Чехов)
Читайте также:  Каким бывает закат солнца

Перед каким союзами, разделяющими части ССП, может отсутствовать запятая?

При каких условиях между частями ССП запятая не ставится?

Задание 14.Выучите информацию о постановке знаков препинания в ССП и на отдельном листе воспроизведите таблицу 3, заменив приведенные примеры своими.

Задание 15.Подчеркните грамматические основы предложений и заключите в овал союзы, связывающие между собой части ССП. Укажите, в какой группе по значению относится ССП. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы предложений.

1) Заиграл рожок и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. (А.С. Пушкин)

2) Я просыпаюсь рано а солнце уже гуляет в комнате. (И.С. Шмелев)

3) Можно сходить только я танцевать не буду. (В.М. Шукшин)

4) Ни калина не растет между ними ни трава не зеленеет. (Н.В.Гоголь)

5) Повернулся к дверям да Рязанцев удержал. (В.Г. Короленко)

6) Ученье и обед делали дни очень интересными вечера же проходили скучновато. (А.П. Чехов)

7) Я посмотрел на него в упор но он меня не узнал. (В.П. Катаев)

Задание 16.Подчеркните грамматические основы предложений и обведите овалом союзы, связывающие между собой части ССП. Укажите, к какой группе по значению относится ССП. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы предложений.

1) Ночь была полна глубокой тишиной и темнота ее казалась бархатной и теплой. (А.И. Куприн)

2) Ни о чем не хочется думать или бродят мысли и воспоминания мутные неясные как сон. (А.С. Серафимович)

3) Молодая девушка почувствовала на себе эти сосредоточенные внимательные взгляды однако это ее не смутило. (В.Г. Короленко)

4) Спутанная трава в саду полегла и все доцветал и никак не мог доцвести и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. (К.Г. Паустовский)

5) То с ножки милой увязнет мокрый башмачок

То выронит она платок. (А.С. Пушкин)

6) Рассказчик смолк и на некоторое время в избе водворилась тишина нарушаемая только ровным дыханием младшего жандарма и шипением метели за окном. (В.Г. Короленко)

Задание 17. Найдите и подчеркните общий второстепенный член предложения, выделите грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Кружком обведите номер предложения, в котором отсутствует общий второстепенный член.

1) К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать. (А.П. Чехов)

2) Теперь потускнели праздники и люди как будто охладели. (И.С. Шмелев)

3) Теперь же все они были видны до мельчайших подробностей и все ликовали и манили к себе. (М.М. Пришвин)

4) Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края. (М.М. Пришвин)

Задание 18.Подберите к предложениям общий второстепенный член. Запишите полученные предложения, изменяя, где это потребуется, постановку знаков препинания.

1) Гаснут звезды, и высыпает роса на траве.

2) Парил коршун, и с криком его преследовали вороны.

3) Дождь припустил ядреный и частый, и гром гремел будто над самой головой.

4) Ослепительно сверкала усмешка, и озорно лучились глаза.

5) Подросшего Евгения отец отдал в кадетский корпус, а сам занялся хозяйством.

6) Таял трубный дым, и тонко отзванивал колокол.

7) Стоят брошенные сани, да навалена куча хвороста.

8) Морозная лунная ночь накрыла город, и видно было падающую с неба иглистую порошу.

9) Разноголосо лаяли собаки, да прорешеченная желтыми огоньками дымилась тьма.

Читайте также:  Симптом заходящего солнца что это такое

Задание 19.Составьте ССП с союзом и, начиная их следующими общими второстепенными членами: однажды, утром, позже, тогда, в доме.

Задание 20.Найдите вводные слова и модальные частицы, выступающие в предложениях в роли общего компонента. Графически объясните постановку знаков препинания.

1) К счастью, потеплело и выглянуло солнце.

2) Может быть, ты ошибся и они приедут завтра?

3) Лишь стучит дождь да воет ветер.

4) Наоборот, все прекрасно и тебя приняли в университет.

5) Вдруг открылась дверь и на пороге появилась она.

6) Одним словом, проект понравился и мы можем друг друга поздравить.

7) Только вспыхнула молния да вдалеке пророкотал гром.

8) На мой взгляд, никто не приедет или соберется два- три человека.

9) Несомненно, дети будут веселиться, да и взрослые порадуются.

10) Лишь бы поехали мы снова в горы и встретил нас прежний проводник- инструктор.

11) К удивлению, обед готовил папа, а мама отдыхала.

12) Наверно, не только одноклассники удивятся, но и родители ахнут.

Задание 21.Подберите к предложениям различные общие компоненты. Запишите предложения. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначая условия их выбора.

1) Друзья поспорили, и ни один не захотел уступить.

2) Приходит в гости сосед, да забегает на ужин сестра.

3) Дрогнут брови, и пробежит по лицу тень тревоги.

4) Радостные, носились по двору собаки, да копошились, разыскивая зерно, куры.

5) Ветер нес шорох плывущего льда, и все наполнялось радостью пробуждающейся жизни.

6) У меня дурной характер, и со мной тяжело.

Задание 22.Расставьте недостающие знаки препинания, графически обозначьте условия их выбора. Укажите тип предложения.

1) Мне велят спать ложиться а солнышко еще не садилось. (И.С. Шмелев)

2) Ночью бушевал шторм и полосы пены соответствовали движению волн. (К.Г. Паустовский)

3) После обеда опять явилось солнце и до вечера было прекрасно. (М.М. Пришвин)

4) Вдали виднелись белые домики и красные черепичные крыши домов. (А.И. Куприн)

5) Прошло много времени и пустыня опять напоминала о себе. (К.Г. Паустовский)

Задание 23.Расставьте недостающие знаки препинания, графически обозначая условия их выбора. Укажите тип предложения.

1) Занавес заколыхался и заколыхались на нем дворцы и тигры. (И.С. Шмелев)

2) В столовой она оклеила стены лубочными картинами повесила лапти и серпы поставила в углу косу и грабли и получилась столовая в русском вкусе. (А.П. Чехов)

3) Серой сплошной завесой валятся снеговый комья и острая снеговая пыль занесенная ветром в форточку обдает мне лицо и шею. (И.С. Шмелев)

4) Широкая золотая полоса похожая на новенькую доску косо влезает в комнату и в ней суетятся золотинки. (И.С. Шмелев)

5) Пруды год от году мелели зарастали зеленью и высокие густые камыши волновались как море на громадных болотах. (В.Г. Короленко)

6) Зато наметились бутоны рябины и расцветает сирень. (М.М. Пришвин)

Задание 24.Выпишите из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» семь ССП, части которых соединены разными сочинительными союзами. Объясните графически постановку знаков препинания.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 25.Выпишите из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» пять ССП, осложненных: 1) обособленным определением, выраженным причастным оборотом; 2) обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом; 3) обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом; 4) однородными членами; 5) вводным словом.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 26.Напишите сочинение- миниатюру на тему «Удивительное рядом» (вариант – «Мое первое открытие»). Выделите в нем сочинительные союзы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Adblock
detector