Меню

Польза солнца для животных

Гигиена содержания сельскохозяйственных животных

Лучистая энергия солнца — источник жизни на земле растительных и животных организмов, важнейший фактор окружающей среды. Спектральный состав солнечной радиации (у поверхности земли, при высоте стояния солнца 40° — по Н. П. Калитину): инфракрасные лучи — 59 %, световые (видимые) — 40 % и ультрафиолетовые — 1 % всей энергии.

Свет оказывает разнообразное влияние на все функции животного организма, что проявляется в виде теплового, светового и химического воздействия. Видимые световые лучи позволяют животным ориентироваться в пространстве, различать окружающие предметы, находить корм.

Солнечный свет непосредственно воздействует на нервную и половую системы, стимулируя гонадотропную функцию гипофиза и других органов. У птицы, крупного рогатого скота, лошадей и свиней весеннее удлинение светового дня, увеличение напряженности солнечной радиации вызывает усиление секреции половых желез и, следовательно, половой активности. Для коз и большинства пород овец это влияние обратное: их половая активность наиболее выражена при коротком световом дне и невысокой по сравнению с летом температурой наружного воздуха, поэтому эти животные приходят в охоту осенью.

Установлено, что недостаток света вызывает глубокие, нередко необратимые, качественные изменения в половых железах у растущих животных (в период роста и полового созревания), а у взрослых животных приводит к снижению половой активности и оплодотворяемости и может вызвать бесплодие.

Зимой при недостаточном освещении у животных наблюдается «световое голодание«, которое выражается в ухудшении самочувствия, снижении продуктивности и естественной резистентности организма, увеличении бесплодия. Все это затрудняет работу животноводов. Чтобы максимально снизить «световое голодание», животных следует размещать в светлых помещениях. Создание благоприятного светового режима имеет особо важное значение на крупных фермах и животноводческих комплексах, где животные круглый год находятся в помещениях. Естественное освещение следует предусматривать во всех помещениях, предназначенных для содержания животных и работы обслуживающего персонала.

Естественное освещение нормируют гемотермическим или светотехническим методами. Чаще всего в практике строительства животноводческих ферм и птицефабрик находит применение гемотермический метод, в основе которого лежит определение светового коэффициента. Последний выражает отношение площади окон к площади пола. Этот коэффициент колеблется от 1:8 до 1:20. Так, для коровников и зданий для молодняка при беспривязном содержании этот коэффициент равен 1:12-1:15, для телятников — 1:10-1:15, для хряков-производителей и супоросных свиноматок — 1:10, для откормочного поголовья свиней — 1:20, для птицы — 1:10, для бройлеров — 1:20.

Световой коэффициент не дает четкого представления о степени освещенности, так как он не учитывает особенности разных географических зон. Более точным является светотехнический метод или определение коэффициента естественной освещенности (КЕО).

Коэффициентом естественной освещенности называется отношение освещенности измеряемой точки к наружной освещенности в горизонтальной плоскости; он определяется по формуле:

где К — коэффициент естественной освещенности, %;

Е — освещенность в помещении, люкс;

Ен — освещенность вне помещения, люкс.

Минимальное значение коэффициента естественной освещенности на площади размещения животных в пределах технологических элементов помещений (стойл, станков, боксов, секций и т. п.) составляет: для коров, молодняка, телят — места для кормления и отдыха (пол) — 0,4, родильное отделение (пол) — 0,5, профилакторий (пол) 0,7; для хряков-производителей, супоросных и подсосных маток, поросят-отъемышей и ремонтного молодняка свиней (пол) — 0,5, для откормочного поголовья свиней (пол) — 0,35; для взрослой птицы (пол) — 0,7, для бройлеров (пол) — 0,35; для овец, баранов, молодняка после отбивки (пол) — 0,5.

Для обеспечения оптимального светового режима в животноводческих и птицеводческих помещениях применяют искусственное освещение. Нормы искусственной освещенности для различных видов животных и источников света различны. Так, в помещении для содержания коров и ремонтного молодняка освещенность в зоне кормления (пол, зона расположения кормушек) при газоразрядных лампах 0,75 лк, при лампах накаливания — 30 лк; соответственно в помещении для отела коров (пол) — 150 лк и 100 лк; в помещении для содержания хряков-производителей, свиноматок, поросят-сосунов (пол) 75 лк и 30 лк; в помещении для содержания откормочного поголовья (пол) — 50 лк и 20 лк; в помещении для напольного содержания кур (пол) — 75 лк и 30 лк.

Читайте также:  Когда будет затмение солнца венерой

Для общего освещения помещений основного производственного назначения следует применять газоразрядные источники света низкого давления (люминесцентные лампы типа ЛБ, ЛБР, ЛД и т. д.), а для помещений подсобного назначения — лампы накаливания. Регулирование светового режима широко применяется в птицеводстве.

Источник

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

Влияние освещения на организм животных

Очень важно и многообразно влияние на животных солнечного света. Его лучи вызывают раздражение зрительного нерва, а также чувствительных нервных окончаний, заложенных в коже и слизистых оболочках. Кроме того, они возбуждают нервную систему и эндокринные железы и через них действуют на весь организм. Под влиянием солнечного освещения у животных возрастает активность окислительных ферментов, углубляется дыхание, они поглощают больше кислорода и выделяют больше углекислоты и водяного пара. В периферической крови увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина. Усиливается также переваривание корма и отложение в тканях белка, жира и минеральных веществ. Однако при очень сильном освещении наблюдают обратное явление, поэтому откармливаемых животных рекомендуют держать в умеренно освещенных помещениях. Под воздействием ультрафиолетовых лучей в коже животных образуется из провитамина 7-дегидрохолестерина витамин D, предохраняющий молодняк от рахита, а взрослых от различных нарушений обмена кальция и фосфора. Эти лучи обладают бактерицидным действием, но они не проникают через обычное оконное стекло. Таким образом, прямой солнечный свет является бесплатным и надежным природным дезинфектором. В теплые летние дни нужно открывать окна и двери в животноводческих помещениях, чаще выносить на солнце инвентарь и предметы ухода за животными.

При недостатке света организм испытывает состояние светового голодания, что сильно отражается на обмене веществ. В результате значительно снижается продуктивность и сопротивляемость к болезням, отмечают вялое заживление ран, проявление кожных заболеваний, задержание охоты у самок, отставание в росте у молодняка. Поэтому ранней весной в связи с ослаблением защитных сил организма, вызванного резким снижением интенсивности солнечного освещения в предшествующие зимние месяцы, у животных увеличивается число заболеваний органов дыхания, наблюдают распространение некоторых инфекций. В северных, северо-западных, северо-восточных районах Советского Союза из общего годового количества ультрафиолетовых лучей 80—90% их приходится на пастбищный период и только 10—20% на весь стойловый сезон. Обычно световое голодание в этот период испытывают все животные, в том числе и птицы. Чтобы предупредить световое голодание в период зимнего содержания, животных регулярно выводят на прогулки под открытым небом в наиболее солнечные часы дня, в помещении предусматривают достаточное число окон. Реже всего световое голодание наблюдают у крупного рогатого скота при беспривязном содержании, а у свиней — при крупногрупповом свободновыгульном содержании. Большое значение в предупреждении светового голодания имеет искусственное ультрафиолетовое облучение с помощью ртутно-кварцевых ламп ПРК-2, ЭУВ-30 и др. Облучать животных рекомендуют с октября по апрель включительно через два дня на третий. Причем приучают их к этому постепенно. Начинают облучать с 1/4 рекомендуемой дозы и в течение 10—15 дней доводят ее до полной. Облучать каждую группу животных следует в одно и то же время (для удобства лучше составить график, в какие дни и часы проводить облучение каждой группы). Если в хозяйстве имеются стационарные установки, их лучше размещать над кормушками или над стойлами для животных. Передвижные установки целесообразно устанавливать в нерабочих проходах или использовать их в часы перерывов в работе обслуживающего персонала. Режим облучения, дозировки и порядок его проведения должны контролировать ветеринарные специалисты. Работникам, обслуживающим животных в момент облучения, необходимо соблюдать соответствующие Меры предосторожности (носить темные очки, находиться на определенном расстоянии от ртутно-кварцевых ламп и др.).

Слишком яркий солнечный свет оказывает на непривыкших к нему животных неблагоприятное воздействие в виде солнечных ожогов, а иногда и солнечного удара. В последнем случае происходит перегревание головного мозга, что вызывает прилив к мозгу и его оболочкам больших количеств крови, разрыв кровеносных сосудов и кровоизлияния в мозг, отек мозга; у животного отмечают возбуждение, учащенное сердцебиение и дыхание, судороги, возможна смерть. Для защиты животных от солнечного удара устраивают теневые навесы, для укрытий используют также тень деревьев, отменяют тяжелые работы на лошадях в жаркие часы дня. В яркие солнечные дни на коже животных могут быть поражения в форме дерматитов. Подобную картину наблюдают при скармливании животным некоторых растений (гречиха, зверобой, горох почечуйный, якорцы и, возможно, люцерна, клевер, люпин), в которых содержатся светочувствительные вещества, действующие как катализаторы лучистой энергии.

Читайте также:  Кладовая солнца сравнительная характеристика насти митраши

1) Кузнецов А.Ф. Гигиена животных [Текст]: учеб.пособие /А.Ф.Кузнецов-М.: Колос, 2001.-368с.

2) Онегов А.П. Справочник по гигиене сельскохозяйственных животных[Текст]: учеб.пособие/ А.П. Онегов. -М.: Агропромиздат, 2004.-392с

3) Аликаев, В. А. Зоогигиена: пособие для сельскохозяйственных ВУЗов и СУЗов по специальностям «Зоотехния» и «Ветеринария» / В. А. Аликаев — М.: Колос, 1970. – 248 с.

Источник

Польза солнца для животных

Глава I. О том, что такое солнце и как оно выглядит …………………. 4

Глава II. Зачем нужно солнце …………………………………………….. 5

Введение

Каждый день на небе мы видим солнышко. Всем известно, что свет Солнца важен и растениям, и животным, и людям. Мы просыпаемся и гуляем тогда, когда светит Солнце. А когда его нет на небе, то мы спим.

«В небе солнце светит ярко.

А зачем? И земле от света жарко Вместе с тем. Я хочу узнать скорее, Что к чему. Солнышко, свети сильнее! И пойму!»

Цель работы: Узнать, что такое Солнце, показать его значение в жизни животных, растений и человека.

Найти ответы на вопросы: Что такое Солнце? Как оно выглядит? Какого размера Солнце? Зачем нужно Солнце? Далеко ли до него? Почему оно греет? Почему бывает день и ночь? Почему бывают лето и зима, весна и осень? Какие планеты, кроме Земли, вращаются вокруг Солнца?

Провести опыты и понаблюдать за растениями и животными.

Мы будем проводить наблюдения, читать книги о Солнце.

Наша работа нужна всем, чтобы все поняли, что важно быть наблюдательным, любить природу, беречь её.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава I. О том, что такое Солнце и как оно выглядит

Когда наступает вечер, небо темнеет и на нём появляются самые яркие звёзды. Постепенно звёзд становится всё больше. Сколько их? Много миллионов! – скажут учёные, которые изучили фотографии звёздного неба.

Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она представляет собой раскалённый газовый шар. Другие звёзды находятся от нас в миллионы раз дальше, поэтому они нам кажутся лишь слабенькими точками на тёмном небе.

По нашим представлениям Солнце выглядит так:

По сравнению с миллиардами звёзд Вселенной наше Солнце считается средним по размеру, т. е. половина других звезд больше него и половина меньше. Солнце в 109 раз больше Земли.

Глава II. Зачем нужно солнце

Планеты – это холодные небесные тела. Они, как и наша Земля, движутся вокруг Солнца. Солнце освещает планеты, и поэтому мы их можем видеть. Восемь больших планет вращаются вокруг Солнца – это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

От Земли до Солнца примерно 150 000 000 километров. Для того, чтобы добраться до него, туристу понадобилось бы 15 тысяч лет, автомобилю – 200 лет, самолёту – 20 лет, а искусственному спутнику – 7 месяцев.

Температура на поверхности Солнца 6 000 градусов. Внутри Солнца температура еще выше, чем на поверхности — 15 млн градусов. Солнечная энергия в виде света и теплоты рассеивается в космическом пространстве и через 150 000 000 км приходит на Землю, чтобы дать жизнь всему живому. Чтобы пройти космическое пространство и достигнуть Земли, солнечным лучам нужно всего около восьми минут.

Благодаря притяжению Солнца Земля и другие планеты солнечной системы удерживаются на своих орбитах. Энергия Солнца определяет и погоду на Земле – солнечное тепло вызывает движение воздуха (ветер), а также дождь, усиливает испарение. Без солнечного света и тепла на Земле не могло бы существовать все живое.

Свет – это жизнь! А тепло – необходимое условие для жизни.

Нам стало интересно понаблюдать, что произойдёт, если растение поместить в тёмное место. Для опыта мы взяли 2 луковицы и поставили в стаканы с водой на прорастание: одну на подоконник, другую в шкаф. Через две недели сравнили: на свету перья у лука выросли короче и зеленые, в шкафу тоньше, длиннее и желтые (Приложение). Лук с жёлтыми перьями оставили стоять на подоконнике. Через день он тоже стал зелёным. Из книги я узнал, что при свете растения выделяют кислород и получают хлорофилл (зелёную окраску) — пищу для растений.

Читайте также:  Какие лучи имеет солнце

Мама часто на подоконнике разворачивает комнатные цветы в другую сторону, потому что листочки всё время тянутся к свету.

Наши родители каждый год заносят весной картофель в тёплое и светлое место для прорастания. В тепле он быстро даёт ростки, а на свету зеленеет. Это важно для посадки.

В декабре мы принесли в класс веточку ивы и поставили в воду. Заметили, что почки стали набухать и к концу января появились «пушинки» (Приложение).

Наша учительница не закрыла на ночь форточку в классе и цветок на подоконнике замёрз (Приложение).

Растения служат пищей для животного и человека. Животные при свете лучше видят и ориентируются.

На территории нашего села есть птицефабрика, где работают наши родители. По рассказам мы знаем, что в корпусах устанавливают специальное искусственное освещение и тепло, для того, чтобы куры лучше и больше несли яйца.

Мы прочитали, что лягушка, когда тепло активна, а при холоде, где находится, там и замирает.

При свете люди и животные получают витамин Д, нужный для здоровья. Положительно Солнце влияет на настроение человека.

Сделали вывод, что для жизни растений, животных и человека необходим свет и тепло.

Все знают, что днём светло, а ночью темно. День бывает на той части земного шара, которая повёрнута к Солнцу и освещается его лучами. А другая половина Земли в это время повёрнута от Солнца и находится в тени. Там ночь. Земной шар всё время вращается, как волчок, и поэтому день и ночь сменяют друг друга.

Летом Солнце поднимается высоко в небе. Дни длинные и тёплые. А зимой Солнце ходит по небу низко. Дни короткие и холодные. Почему такая разница? Земля – спутник Солнца, и за год она обходит вокруг него один раз. Когда Земля располагается так, как показано на первом рисунке (Приложение), Северное полушарие, в котором мы живём, лучше освещается Солнцем, и у нас в это время лето.

В Южном полушарии в это время зима. Через полгода, когда Земля передвинется так, что окажется по другую сторону от Солнца, как показано на втором рисунке (Приложение), Северное полушарие будет плохо освещаться Солнцем, и там будет зима. А в Южном полушарии в это время наступит лето.

Солнце может быть полезным и вредным. Вредным – если не соблюдать правила поведения на улице, когда жарко. Можно получить солнечный удар, если не носить головной убор или ожог, если долго быть на пляже. Полезным, так как солнце даёт тепло и свет всем живым организмам.

Солнце светит не всегда, поэтому солнечные батарейки накапливают солнечный свет и вырабатывают электричество.

Заключение

Изучив литературу и проведя наблюдения, мы сделали вывод, что Солнце дает жизнь всему живому на Земле. И жизнь без Солнца на Земле невозможна.

Цель работы достигнута – мы узнали, что Солнце – это звезда, которая представляет собой огромнейший шар раскалённого газа. Оно имеет большое значение в жизни животных, растений и человека. Солнце является источником света и тепла для жизни животных, растений и человека. Свет – это жизнь для живых организмов. А тепло – это необходимое условие для жизни.

Познакомились о смене дня и ночи, почему бывает зима и лето, весна и осень. Научились работать с книгами.

Наша работа нужна всем, чтобы понять, как важно быть наблюдательным, любить и беречь природу.

Тучка прячется за лес,Смотрит солнышко с небес.И такое чистое, Доброе, лучистое.Если б мы его достали,Мы б его расцеловали. (Г. Бойко)

Библиографический список

Д.В. Кошевар «Отличная энциклопедия» издательство «АСТ», Москва, 2015.

Д. Эллиот и К. Кинг «детская энциклопедия» издательство «Росмэн-Пресс», Москва, 2005.

Источник

Adblock
detector