География. 5 класс
Конспект урока
География, 5 класс
Урок 06. Солнечный свет на Земле.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Урок посвящён изучению Солнечного света на Земле, тому как распределяется свет и тепло по поверхности Земли.
- Что происходит на Земле в дни солнцестояния и равноденствия.
Равноденствие, Солнцестояние, Тропики, Полярные круги, Зенит, Полярный день, полярная ночь, Восход, Закат
Равноденствие – дни, когда день равен ночи.
Солнцестояние –дни, когда день и ночь бывают самыми короткими или самыми длинными.
Смена дня и ночи – следствие осевого движения Земли
Смена сезонов — следствие 1) орбитального движения Земли; 2) неизменного наклона земной оси к плоскости орбиты; 3) неизменного положения оси вращающейся Земли в пространстве.
Тропики – Условные линии, ограничивающие ту область по обе стороны от экватора, в пределах которой Солнце бывает в зените
Полярные круги – условные линии, ограничивающие ту область вокруг полюсов, где бывают полярный день и полярная ночь.
Зенит – самое высокое положение Солнца над горизонтом
Полярный день — период, когда Солнце не заходит за горизонт дольше 1 суток
Полярная ночь — период, когда Солнце более 24 часов (то есть более суток) не появляется из-за горизонта.
Восход — появление светила над горизонтом данного места
Закат — момент исчезновения верхнего края светила под горизонтом.
Обязательная и дополнительная литература по теме
- География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Без света прожить очень трудно и скорее всего невозможно. Ведь это главный источник нашей жизни, жизни растений и животных. Он помогает нам ориентироваться в пространстве, видеть и радоваться окружающему миру.
Тема сегодняшнего урока Солнечный свет на Земле.
На уроке мы узнали, что Планета Земля – часть солнечной системы. Она вращается вокруг себя и одновременно вращается вокруг солнца. Вращение Земли вокруг своей оси определяет: а) форму Земли; б) смену дня и ночи. В результате орбитального движения и неизменного наклона земной оси к плоскости орбиты Земли наша планета в течение года освещается Солнцем неравномерно, происходит смена времён года. Полярный день наблюдается, когда Солнце не заходит за горизонт, начиная от полярного круга до полюса. Полярная ночь наблюдается, когда солнце не появляется из-за горизонта, начиная от полярного круга до полюса. Полярные круги воображаемые линии на карте и глобусе, параллели, где выше широты
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств;
Текст вопроса: Установите соответствие между понятием и определением
Период времени, когда в северном и южном полярных поясах Солнце не опускается за горизонт
Период времени, когда в северном и южном полярных поясах Солнце не поднимается над горизонтом
Правильный вариант ответа:
Период времени, когда в северном и южном полярных поясах Солнце не поднимается над горизонтом
Период времени, когда в северном и южном полярных поясах Солнце не опускается за горизонт
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Выбор элемента из выпадающего списка
Текст вопроса: Вследствие осевого вращения Земли какой берег реки в Южном полушарии более крутой?
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Источник
Урок природоведения по теме «Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года». 5 класс коррекционная школа
Тема : Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.
Цель : ознакомление обучающихся со сведениями об изменении высоты Солнца над горизонтом в течение дня и в разное время года.
Образовательные : расширить и уточнить представления детей о сутках, временах года; объяснить причины смены суток, времён года. Показать зависимость света и тепла на Земле от высоты Солнца.
Коррекционно — развивающие : способствовать развитию устной и письменной речи, памяти, внимания, запоминанию; учить устанавливать причинно-следственные связи, формулировать простейшие умозаключения и выводы из представленной информации.
Воспитательные : формировать умение работать в группе, самостоятельно и активно, давать индивидуальную и коллективную оценку выполненной работе; продолжить формировать интерес к урокам географии. Продолжать работу по организации здоровьесберегающей среды в коллективе.
Тип урока: Урок сообщения новых знаний
Оборудование и материалы: Рисунки: Положение Солнца на небе в разное время суток; Смена дня и ночи. Глобус, лампа. Иллюстрации времен года, индивидуальные карточки с текстовым заданием, компьютер, проектор.
1. Организационный момент, мотивация и целеполагание
Проверка готовности к уроку, психологический настрой.
– Ребята, вы хотите узнать, о чем мы сегодня будем разговаривать?
– Тогда надо отгадать загадку.
Весь мир согревает.
(Учитель вывешивает на доску иллюстрацию.)
– Давайте вспомним, какое правило спряталось в этом слове?
– Подберите проверочное слово.
– Подберите к предмету на картинке слова, обозначающие его признаки. Солнце (какое?) – круглое, желтое.
– Подберите слова, обозначающие его действия. Солнце (что делает?) – светит, греет.
– От чего на Земле зависит жизнь, свет и тепло?
– Вся жизнь на Земле связана с Солнцем.
(Учитель вывешивает опору, обучающиеся читают: Запомни! На Земле свет и тепло зависят от Солнца).
– Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопрос: почему свет и тепло на Земле зависят от Солнца?
– Так мы подошли к теме сегодняшнего урока.
(обучающиеся записывают тему в тетрадь, учитель обращает внимание на правописание орфограмм).
– Задача нашего урока: понаблюдать, как изменяется высота Солнца в разное время суток и в разное время года, и ответить на вопрос: почему свет и тепло на Земле зависят от Солнца?
2. Актуализация знаний и чувственного опыта, подготовка к изучению нового материала
– Эта тема не новая. В начальной школе, на уроках живого мира, вы уже открыли первоначальные знания о «Солнце», о «сутках», о «временах года». Давайте вспомним изученное.
– Какие части суток вы знаете? Сколько в сутках часов? Что такое сутки?
(обучающиеся читают на доске запись. Сутки – период вращения Земли вокруг своей оси =24 часа.)
– Почему день сменяется ночью?
– Земля обращается вокруг собственной оси, поворачиваясь к Солнцу то одной, то другой стороной. Так происходит смена дня и ночи. Значит права пословица “День и ночь – сутки прочь”
– Объясните высказывание: Солнце днем работает, а ночью берет отдых.
– Это высказывание родилось у наших предков давным-давно. Тогда люди представляли себе, что Солнце поднимается утром на небо, чтобы освещать и обогревать Землю, а на ночь, сойдя с неба, гаснет до утра, т.е. отдыхает как люди и звери.
3. Усвоение исходных данных
– Понаблюдаем, как меняется высота Солнца над горизонтом в разное время дня.
– Рассмотрите рисунок и объясните, как меняет Солнце свою высоту в течение суток. (обучающиеся зарисовывают схему в тетрадь).
– Почему люди с радостью встречают восход, а после трудового дня радуются закату солнца и приходу ночи?
Вывод подводит учитель.
Какие новые знания мы открыли?
(Учащиеся делают вывод: Солнце меняет высоту в течение суток). Записывают вывод в тетрадь.
Минута отдыха (Игра «День, ночь»).
– Ребята, подумайте, а ещё от чего зависит наша жизнь, наша деятельность, наша одежда, жизнь растений, животных, птиц?
– Какие времена года вы знаете?
(Открываются иллюстрации, над каждой иллюстрацией обозначен цвет: весна – зелёный цвет; лето – красный цвет; зима – голубой цвет; осень – жёлтый цвет).
– Ребята, как вы думаете, почему я использовала эти цвета?
– Да ребята, на смену зимы приходит весна-природа пробуждается, зеленеет. На смену весне приходит лето – всё живое растёт, размножается, плодоносит. На смену лета приходит осень – всё желтеет, начинается сбор овощей, плодов, пора готовиться к зиме, а потом наступает зима. Всё замирает, впадает в долгий сон.
– А какое время года сейчас?
– Как думаете, всегда ли будет осень? Почему так думаете?
– Ребята, а вы не задумывались ли над тем, почему происходит смена времён года?
– Оказывается, кроме того, что наша Земля вращается вокруг своей оси, делая оборот за сутки, одновременно она движется и вокруг Солнца. То время, за которое планета совершает полный оборот вокруг Солнца, называется годом (Вывешиваю: ГОД =365 суток).
– Что же, ребята, получается? Проведём исследование.
(Вожу глобус вокруг лампы. Земля обращается то одной стороной – Северным полушарием (у нас лето), то другой стороной – Южным полушарием (у нас зима), а между ними осень и весна. В течение года высота Солнца тоже меняется.
Класс делится на группы. Учитель дает задание, подводящие учеников к воспроизведению и осмыслению изучаемого материала. Каждая группа работает с текстом учебника, определяет высоту Солнца, количество тепла, продолжительность дня и ночи в определенное время года. 1группа – лето, 2 группа – осень, 3 группа – зима. Работают с учебником. После установленного времени отвечают. Зарисовывают положение Солнца на небе в разные времена года.
Вывод подводит учитель.
– Какие новые знания мы открыли? (От высоты Солнца над горизонтом в разное время года зависит тепло и продолжительность дня). Записывают в тетрадь.
– Влияет ли смена времен года на здоровье человека?
– В какое время года происходит наибольшее насыщение организма витаминами?
– А когда организм особенно нуждается в витаминах?
– Как вы оздоравливаете свой организм?
Минутка отдыха для глаз
В каждое время года есть свои особенные дни. Как вы думаете, что обозначают данные рисунки? (День = ночи, день длиннее ночи, день короче ночи).
– 22 июня самый длинный день и самая короткая ночь, этот день называют днем летнего солнцестояния; 22 декабря самый короткий день и самая длинная ночь, этот день называют днем зимнего солнцестояния; 22 марта и 22 сентября день равен ночи, это дни весеннего и осеннего равноденствия.
(Под каждым рисунком выставляются даты. Зарисовывают рисунки в тетрадь и подписывают даты).
Вывод : Когда день равен ночи? Когда самый короткий день и самая длинная ночь? Когда самый длинный день и самая короткая ночь? Какие новые знания мы открыли?
4. Этап первичной проверки, самостоятельная работа
(Учащиеся работают по индивидуальным карточкам, взаимопроверка).
Задание: выбери верные утверждения.
В сутках 24 часа.
Высота Солнца над Землей всегда одинакова.
Высота Солнца меняется только в течение дня.
Высота Солнца меняется не только в течение дня, но и в течение всего года.
На Земле свет и тепло зависят от Солнца.
День и ночь не всегда бывают одинаковой продолжительности.
День и ночь всегда одинаковы по времени.
Летом дни короче, а ночи длиннее.
Летом дни становятся длинными, а ночи – короткими.
От высоты Солнца зависят свет и тепло на Земле.
5. Итог на рефлексивной основе
– Что же мы делали сегодня на уроке?
– Какая задача стояла перед нами?
– Какие новые знания мы открыли?
– Что помогло вам сегодня в вашей работе?
6. Домашнее задание
Нарисовать рисунок (На выбор):
Положение Солнца на небе в разное время суток.
Источник
Как определить полуденную высоту Солнца над горизонтом в дни летнего и зимнего солнцест., вес. и осеннего равноденствия
Как определить полуденную высоту Солнца над горизонтом в дни летнего и зимнего солнцест., вес. и осеннего равноденствия ?
Bо время весеннего и осеннего равноденствий полуденная высота Солнца равна дополнению географической широты места до 90°, а во время зимнего и летнего солнцестояний она меньше или больше равноденственной на угол, равный наклонности эклиптики к экватору.
В дни равноденствий высота полуденного Солнца (φ0) над горизонтом для разных широт (φ1) определяется по формуле:
Координаты Донецка: 48°00′32″ с. ш. 37°48′15″ в. д.
В г. Донецке 21 марта и 23 сентября в полдень Солнце находится на высоте:
Летом , когда Солнце находится над тропиком каждого полушария, высота его в полдень увеличивается на 23° 27′, т. е.
φ0 = 90° — φ1 + 23° 27′
φ0 = 90°- 48° +23° 27’= 65° 27′
В Донецке 21 июня высота Солнца равна 65°27′
Зимой , когда Солнце перемещается в противоположное полушарие, высота его соответственно уменьшается и достигает минимума в дни солнцестояния, когда ее следует уменьшить на 23°27′, т. е.
φ0 = 90° — φ1- 23° 27′
φ0 = 90°- 48° — 23° 27’= 18° 33′
В Донецке 22 декабря Солнце находится на высоте 18° 33′
определить можно так: 90 минус широта данного места. например в Москве широта 56 градусов, значит высота солнца в полдень в дни равноденствий будет 90 — 56 = 34 градуса над горизонтом.
Определение высоты полуденного солнца
(угла падения солнечных лучей)
Дни равноденствия: весеннего — 21 марта осеннего — 23 сентября
90° — широта места =
Летнее солнцестояния – 22 июня
Зимнее солнцестояние – 22 декабря
90° — широта — 23,5°=
Определение высоты полуденного солнца
(угла падения солнечных лучей)
Дни равноденствия: весеннего — 21 марта осеннего — 23 сентября
90° — широта места =
Летнее солнцестояния – 22 июня
Зимнее солнцестояние – 22 декабря
90° — широта — 23,5°=
Определение высоты полуденного солнца
(угла падения солнечных лучей)
Дни равноденствия: весеннего — 21 марта осеннего — 23 сентября
90° — широта места =
Летнее солнцестояния – 22 июня
Зимнее солнцестояние – 22 декабря
90° — широта — 23,5°=
Как определить географические широты по высоте Солнца в полдень?
1.Для более точного определения необходимо знать только одну величину — склонение Солнца. Склонение — расстояние от экватора, т. е. насколько Солнце севернее или южнее экватора.
Максимальная высота экватора над горизонтом равна 90 — fi.
Поэтому широта равна fi = 90 — h + d.
(fi — широта, h — высота Солнца, d — склонение Солнца).
2. Широта места в градусах, определяемая по высоте светила в полдень рассчитывается так:
fi = (90-betta)+23*cos(Tet);
Эта формула, полученная мной, является приближенной, в ней обозначены:
fi — широта места, betta — угол между плоскостью горизонта и направлением на солнце (высота Солнца) , 23.5 — угол наклона земной оси, Tet — угловое положение Земли на эллиптической орбите относительно положения, соответствующего 22 июня.
Следует отметить, что в полдень солнце точно на юге для представителей северного полушария, для южного полушария оно на севере, это надо учитывать при расчете широты
Определение географической широты по высоте Солнца в полдень
Дни равноденствия: весеннего — 21 марта осеннего — 23 сентября
90° — высота Солнца = широта места
Летнее солнцестояния – 22 июня
90° — высота Солнца + 23,5° = широта
Зимнее солнцестояние – 22 декабря
90° — высота Солнца — 23,5° = широта
Определение географической широты по высоте Солнца в полдень
Дни равноденствия: весеннего — 21 марта осеннего — 23 сентября
90° — высота Солнца = широта места
Летнее солнцестояния – 22 июня
90° — высота Солнца + 23,5° = широта
Зимнее солнцестояние – 22 декабря
90° — высота Солнца — 23,5° = широта
Определение географической широты по высоте Солнца в полдень
Дни равноденствия: весеннего — 21 марта осеннего — 23 сентября
90° — высота Солнца = широта места
Летнее солнцестояния – 22 июня
90° — высота Солнца + 23,5° = широта
Зимнее солнцестояние – 22 декабря
90° — высота Солнца — 23,5° = широта
Номер материала: ДБ-1438571
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
В России проверяют состояние дворовых и спортивных площадок
Время чтения: 2 минуты
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
ЕГЭ проходит штатно на всей территории России
Время чтения: 1 минута
Всероссийский студенческий выпускной состоится 10 июля
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник