Меню

Покорителям космоса кто архитектор

Монумент покорителям космоса

Монумент покорителям космоса — уникальный памятник, расположенный в мемориальном парке у метро «ВДНХ», второй по высоте среди памятников России. Знаменитая «ракета» была открыта 4 октября 1964 года, в седьмую годовщину запуска «Спутника-1» — первого искусственного спутника Земли.

Памятник выполнен в виде взлетающей ввысь ракеты, за которой с земли тянется длинный шлейф выхлопных газов, и играет роль стилизованного обелиска в честь СССР — державы, открывающей космос для всего мира. Снаружи он полностью, за исключением основания, облицован отполированными титановыми пластинами, в которых отражается небо. В основании размещены горельефы, изображающие людей, которые внесли вклад в освоение космоса: учёных, конструкторов, инженеров, рабочих и, в итоге, восходящего по трапу космонавта; не обошлось без яркой советской символики: серпа и молота, а также Владимира Ленина, застывшего в характерной указующей позе. Перед монументом установлен памятник Константину Циолковскому в качестве символа перехода от человеческого к космическому масштабу.

Высота монумента составляет 107 метров, из которых 11 метров — высота ракеты.

В центральной части основания металлическими буквами выложены строки советского писателя и государственного деятеля Николая Грибачёва и приведено посвящение:

«. И наши тем награждены усилья,

Что поборов бесправие и тьму,

Мы отковали пламенные крылья

Своей стране и веку своему!»

Николай Грибачёв

«В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства сооружён этот монумент. 1964»

На боковых стенах основания, предваряя горельефы, размещены цитаты из новостных сообщений ТАСС, повествующие об основных космических достижениях Советского Союза к моменту установки памятника и чуть позже.

1957: «В результате большой напряжённой работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли. 4 октября 1957 года в СССР произведён успешный запуск первого спутника».

Сообщение ТАСС 4 октября 1957 года

1961: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту».

Сообщение ТАСС 12 апреля 1961 года

1965: «. 18 марта 1965 года, в 11 часов по Московскому времени при полёте космического корабля «Восход 2″ впервые осуществлён выход человека из корабля в космическое пространство».

Сообщение ТАСС 18 марта 1965 года

1966: «3 февраля 1966 года в 21 час 45 минут по Московскому времени автоматическая станция «Луна 9», запущенная 31 января, осуществила посадку на поверхности Луны в районе океана Бурь, западнее кратеров Рейнер и Марии. 4 февраля в 4 часа 50 минут по Московскому времени станция «Луна 9″ начала обзор ландшафта и передачу его изображения на Землю».

Сообщение ТАСС 4 февраля 1966 года

1966: «3 апреля 1966 года в 21 час 44 минуты по Московскому времени автоматическая станция «Луна 10″ была выведена на селено-центрическую (окололунную) орбиту и стала первым в мире искусственным спутником Луны».

Сообщение ТАСС 5 апреля 1966 года

Авторы монумента: скульптор Андрей Файдыш-Крандиевский, архитекторы Михаил Барщ и Александр Колчин, инженер Лев Щипакин.

История памятника

Идея увековечить космические достижения СССР в достойном их масштаба памятнике появилась после запуска первого искусственного спутника Земли «Спутник-1» 4 октября 1957 года.

Открытие космической эры решили отметить открытием памятника-обелиска, который должен был располагаться на Воробьёвых горах. В марте 1958 был объявлен конкурс на лучший проект памятника, на который было подано более тысячи работ из 114 городов СССР и стран зарубежья; отсеяв откровенно неподходящие, комиссия выбрала 356 работ, которые были представлены публике на выставке в Манеже. На первое место вышел проект «Народ-созидатель» скульптора Файдыш-Крандиевского, архитекторов Барща и Колчина и инженера Щипакина, однако, проект слишком выбивался из ансамбля Воробьёвых гор, поэтому памятник решили возвести на пустыре у входа на ВДНХ.

По проекту высота памятника не превышала 50 метров, а шлейф ракеты предлагали облицевать дымчатым полупрозрачным стеклом с ночной подсветкой внутри. Однако, решение со стеклом было не самым практичным, и по предложению конструктора-ракетостроителя Сергея Королёва его решили отделать отполированными титановыми пластинами, поскольку титан не подвержен коррозии. Также в процессе переработки проекта высота памятника возросла до 107 метров. Сергей Королёв сыграл большую роль в строительстве памятника: он не только добился поставок дефицитного титана для его строительства, но даже переехал в Останкинский район, чтобы лично следить за ходом строительства. По его же инициативе в проект памятника включили Мемориальный музей космонавтики, который должен был разместиться в его стилобате. Как позже отметила супруга конструктора, посещение строительной площадки стало регулярной составляющей их повседневных прогулок. С Сергеем Королёвым связан и другой интересный факт из истории памятника: изначально среди людей на горельефах в основании скульптор Файдыш-Крандиевский хотел изобразить и самого конструктора, но Королёв отверг эту идею, посчитав, что есть и более достойные такой чести люди.

Читайте также:  Космос начинается с меня

Любопытно, что 250-тонная стальная конструкция монумента была вручную собрана и облицована на земле, а затем поднята с помощью специальных кранов.

Торжественное открытие памятника состоялось 4 октября 1964 года — в седьмую годовщину запуска «Спутника-1». Спустя 3 года вокруг него был разбит парк с мемориальной аллеей Героев Космоса, где впоследствии установили бюсты и памятники пионерам ракетостроения и космонавтам.

10 апреля 1981 года — в 20-ю годовщину полёта Юрия Гагарина — в стилобатной части Монумента покорителям космоса открылся задуманный Королёвым Мемориальный музей космонавтики.

В настоящее время Монумент покорителям космоса является одной из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, и наряду с расположенной неподалёку ВДНХ стал обязательной к посещению точкой в маршрутах туристов. Не меньшей славы заслужил и расположенный под ним Музей космонавтики, который считают одним из интереснейших и наиболее продвинутых музеев столицы.

Монумент покорителям космоса находится по адресу проспект Мира, 111 (неподалёку от центрального входа на ВДНХ). Добраться до него можно пешком от станции метро «ВДНХ» Калужско-Рижской линии.

Источник

Монумент «Покорителям космоса» создан из салдинского титана

#1 Егор Королев

  • Модераторы
  • 1 596 сообщений
  • Монумент «Покорителям космоса» создан из салдинского титана

    4 ноября 1964 года в Москве на проспекте Мира был торжественно открыт один из величественных памятников 20 века – монумент «Покорителям космоса» (авторы: скульптор А. Файдыш-Крандиевский, архитекторы А. Колчин, М. Барщ). В небо столицы устремилась ракета, оставляя за собой серебристый шлейф. Высота монумента – 100 метров, вес – 250 тонн. Высотная часть обелиска – это уникальная инженерная конструкция, угол которой равен 77 градусов.

    История его создания началась с запуска 4 октября 1957 года первого искусственного спутника Земли. В марте 1958 года был объявлен конкурс на лучший проект обелиска в честь открытия космической эры человечества, на который было представлено более 350 предложений. Работы начались сразу же, как только был определен победитель, — в марте 1960 года.

    К созданию монумента с большим вниманием относился главный конструктор ракетно-космической систем Сергей Павлович Королев. Так, первоначально для воплощения творческого замысла авторы проекта выбрали дымчатое стекло, однако в дальнейшем, по предложению С. П. Королева, окончательный выбор был сделан в пользу вечного, не стареющего ни при каких условиях металла – полированного титана, применяемого в ракетостроении. Сверкающие, как зеркала, титановые панели толщиной 1,5 мм, имеют сложную конфигурацию и, подобно чешуе, прикрывают несущую конструкцию.

    Заказ по изготовлению титанового покрытия удалось разместить на одном из оборонных предприятий Свердловской области (ВСМОЗ им. В.И.Ленина в Верхней Салде) только благодаря личному участию Сергея Павловича. Титановый сплав был предложен ВИАМом. Вначале изготовили специальные образцы, которые испытывали на атмосферное воздействие. Для приёмки первой партии титановых листов на предприятие прибыл лично А.Н. Колчин.
    Всего было прокатано и установлено на монумент 25 тонн листов зеркального титана.

    18 августа 1964 г. собранный вначале в горизонтальном положении монумент был поднят в вертикальное положение.

    4 ноября 1964 года в 16 часов состоялся митинг по поводу открытия Монумента «Покорителям космоса». В президиуме — Брежнев, Косыгин, Микоян и другие руководителями партии и правительства. От Министерства обороны — Малиновский, Епишев и вся девятка первых космонавтов. Митинг открыл секретарь МГК КПСС Егорычев, выступали Келдыш, рабочий Клюев и Гагарин. Брежнев официально открыл монумент, перерезав красную ленту.
    10 апреля 1981 года торжественно открыт Мемориальный музей космонавтики. Его открытие приурочено к 20-летию полета в космос первого землянина Ю. А. Гагарина. Музей разместился в стилобатной части монумента «Покорителям космоса» — одного из самых известных памятников Москвы.


    Замысел создания принадлежит главному конструктору ракетно-космических систем С. П Королеву. Разрабатывая ракеты и космические аппараты, Королев сознавал их роль в развитии мировой науки и техники и не оставлял без внимания задачу сохранения научно- технического наследия.
    Перед посетителями оживают яркие страницы истории советской и российской космонавтики. Истории, полной драматизма и горьких разочарований, триумфальных побед и гордости за человеческий разум. Каждый, кто приходит в музей, ощущает себя человеком космической эры. Этому способствует уникальное художественное оформление экспозиции и интерьеров музея, выполненное под руководством талантливого художника и автора проекта О. П. Ломако.
    Богатство музея составляют фонды, насчитывающие более 75 тысяч экспонатов. Это образцы космической техники, редкие документы, кино- и фотоматериалы, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, предметы нумизматики и филателии. Библиотека музея располагает раритетными изданиями по космической тематике.

    Читайте также:  Арты по крайнему космосу


    Недалеко от музея, в начале 1-ой Останкинской улицы расположен его филиал – Мемориальный дом-музей академика Королева, экспозиция которого посвящена жизни и творчеству нашего гениального соотечественника и выдающегося ученого, основоположника практической космонавтики, который вывел человечество в космос.
    3 сентября 2008 года торжественно открыта Аллея Героев космоса.


    11 апреля 2009 года состоялось торжественное открытие Музея космонавтики после реконструкции. В ходе реконструкции, выставочные площади музея были увеличены до 4350 м 2 . В музее появился конференц-зал, клуб ветеранов космоса, общедоступная библиотека космической направленности, кафе на 50 посадочных мест. Был обновлён кинозал. В экспозиции появился полноразмерный макет фрагмента станции «Мир», внутрь которого можно зайти. Открылся зал с космическими тренажёрами, на которых желающие могут проверить свои возможности. В новой части появился филиал Центра управления полётами на экране которого можно в прямом эфире наблюдать перемещение МКС и прямые включения связи с космонавтами. В вестибюле музея можно купить «космическую» еду в тюбиках.

    Продолжение темы следует

    #2 Егор Королев

  • Модераторы
  • 1 596 сообщений
  • БАРЩ Михаил Осипович ( 1904-1976 г.), советский архитектор, один из авторов монумента «Покорители космоса»

    БАРЩ Михаил Осипович родился 29 января 1904 года в Москве. В 1926 году окончил московский ВХУТЕМАС ВХУТЕИН . Дипломный проект Центрального продуктового рынка в Москве, сделанный Барщом вместе с Михаилом Синявским сразу был опубликован в журнале «Современная архитектура». Успех этого проекта позволил этим архитектором получить заказ на проектирование здания нового типа, объединяющего научные, образовательные и массовые зрелищные функции – Московского планетария, открытого в 1929 году.

    С 1929 года Барщ работает в группе Моисея Гинзбурга, сконцентрировавшейся на разработке новой универсальной жилой ячейки. Прототипом использования таких ячеек стал реализованный в Москве на Гоголевском бульваре в доме № 8, комплекс, использовавший в одном из двух жилых корпусов двух-уровневые ячейки типа F. Барщ, вместе с другими архитекторами коллектива получил там квартиру.

    В 1930-е Барщ занялся проблемами социалистического расселения. Стремление к идеалам дезурбанизма, поддерживаемое Гинзбургом вылилось в совместную разработку планов Зелёного города на 1 миллион человек, состоящего из ленточных поселений. Практическое воплощение этих теорий можно увидеть в проекте, подготовленном вместе с Владимировым, Охитовичем и Соколовым для Магнитогорска, нового промышленного города на Урале, окруженного открытыми пространствами и свободного от ограничений традиционной городской среды.

    С 1934 г. работал в мастерской-школе И. В. Жолтовского . В конце 40-х годов мастерская-школа Жолтовского, на фоне общего наступления на искусство, начатого со статей А. А. Жданова в журналах «Звезда» и «Ленинград», была обвинена в космополитизме . Из мастерской были изгнаны М. Барщ и Г. А. Захаров. Но в начале 1950 года, когда И. Жолтовскому была присуждена Сталинская премия за жилой дом на Ленинском проспекте (1949), гонения школы Жолтовского прекратились.

    Руководитель мастерской Гипрогора с 1950 года.

    Лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1968 года).

    Скончался 8 ноября 1976 года в Москве.

    Проекты и постройки в Москве: Планетарий (1927), Дом Госторга (1925), Дом-коммуна экспериментальный на Гоголевском бульваре (1928-33), жилой дом сотрудников Журнально-газетного объединения «Жургаз», 1-й Самотечный пер. (1933-35), Типография АО «Огонек», 1-й Самотечный пер. (1930-33), Дом жилой на Арбате, Крематорий, Квартал по Большой Грузинской ул., ЦНИИ Промышленного строительства в Вешняках ; Наркомтяжпром в Зарядье (1936); Второй дом СНК СССР в Зарядье (1940); Дворец Советов на Ленинских горах (1957 и 1958); Монумент «Покорителям космоса» — памятник «В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства» (1964, построен из салдинского титана), школа по адресу Малый Златоустинский переулок , дом 7 (1934-1935, нынче в здании расположен Финансовый университет при Правительстве РФ ) и т.д.

    Читайте также:  Зачем нам космос сегодня

    Проекты и постройки в других городах: Дом промышленности в Свердловске (1927-1928);

    Квартал «Красный луч» в Харькове (1929 г.); Дом правительства Мордовской АССР в Саранске ; Клуб в Нижнем Тагиле ; дома жилые в Саратове ; Театр во Ржеве (1944 г.); Курзал в Симеизе (1944 г.); жилые дома на проспекте Независимости и улице Янки Купалы в Минске (1950-е гг.).

    Памятники: Памятник героям Гражданской войны в Хабаровске (1956); Памятник Циолковскому К. Э. в Калуге (1958); Памятник Победы на озере Хасан (1961), Памятник советским воинам и партизанам в Брянске (1964).

    #3 Егор Королев

  • Модераторы
  • 1 596 сообщений
  • ФАЙДЫШ-КРАНДИЕВСКИЙ Андрей Петрович (1920-1967 г.), советский скульптор-монументалист, автор Монумента «Покорителям космоса», Лауреат Сталинской премии первой степени (1950), Заслуженный деятель искусств РСФСР

    Андрей Петрович Файдыш-Крандиевский родился 10 января 1920 года в Москве, в семье со славными культурными традициями. Родители Андрея Петровича — выдающиеся деятели искусства: отец — Пётр Петрович Файдыш (1892-1943), архитектор, пал жертвой репрессий; мать — Крандиевская Надежда Васильевна (1891-1963) — скульптор, ученица Бурделя.

    С 1943 по 1948 год Андрей Петрович Файдыш учился в МГАХИ имени В. И. Сурикова. Выставляться начал с 1948 года. Работал в бригаде скульпторов под руководством Н. В. Томского, создававших фигуры для московских высоток и на станциях московского метро: М. Ф. Бабурин, П. И. Бондаренко,Н. И. Рудько, М. Н. Смирнов, Р. К. Таурит, Д. П. Шварц, Г. А. Шульц и другие. Скульптор работал над циклом рельефов по историко-революционной тематике (руководитель Н. В. Томский, 1949).

    А. П. Файдыш-Крандиевский является автором монументов:

    — Обелиск покорителям космоса — памятник «В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства» (открыт 4 октября 1964 года).

    «…Отец лепил космонавтов, у нас бывали Гагарин, Комаров, Беляев, Леонов. Леонов же сам художник, и отцу было с ним очень сложно, тот по ходу работы все время давал советы – похоже, не похоже. Беляев приезжал с врачом, он уже был тяжело болен, и рассказывал о том, как Леонов вышел в космос. Рассказывал, как они приземлились и долго висели на деревьях, а их не могли найти. Гагарина я видела мельком, он только раз был на Соколе, в основном позировал отцу в мастерской.

    Как вообще эта тема возникла… Какая-то дама из «бывших», бабушкина подружка, дала отцу подлинные дневники Циолковского. Тот ведь не был таким вульгарным, как его представляла советская власть – сумасшедший, дескать, учитель, «вдруг» решивший полететь в Космос… Он был очень религиозным человеком, философом, у него была целая теория, страшно увлекательная. Отец прямо-таки загорелся Циолковским как личностью и начал лепить его портреты, потом сделал памятник. А когда начались полеты в космос, понадобился официальный художник, который бы все это прославлял. Отец был уже известен. Для памятника покорителям космоса решили сделать стелу из титана, который тогда был чуть ли не дороже золота, но Хрущев лично подмахнул «добро». Хрущева сняли за месяц до открытия памятника, в 64-м году. А отец умер очень рано, от инфаркта, в 47 лет».

    (Из воспоминаний дочери скульптора Татьяны Файдыш)

    — Памятник героям Гражданской войны в Хабаровске (1956);

    — Памятник Циолковскому К. Э. в Калуге (1958);

    — Памятник Победы на озере Хасан (1961);

    — Памятник освободителям Брянска (открыт на площади Партизан 17 сентября 1966 года);

    — Памятник Королеву С. П. в г. Байконур (открыт 22 ноября 1970 года на площади им. С. П. Королева).

    Награды и премии: Сталинская премия первой степени (1950) — за создание скульптурных барельефов «В. И. Ленин и И. В. Сталин — основатели и руководители Советского государства».

    Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1967, посмертно) — за скульптурные портреты С. П. Королёва и К. Э. Циолковского (1963-1966) из серии работ, посвящённых героям космоса.

    Заслуженный деятель искусств РСФСР.

    Умер в 1967 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

    Источник

    Adblock
    detector