Поклонение Солнцу: древнее суеверие, в котором есть смысл
Странный круг в Стоунхендже… Возносящаяся к небу пирамида майя… Обелиск Древнего Египта… Гигантские каменные памятники, скрывающие в себе древний таинственный код, объединяет между собой история Солнца.
Монументальные строения античного мира возведены таким образом, чтобы в определенном месте в почти установленное время люди могли наблюдать появление бога, то есть Солнца. Согласно истории, поклонение Солнцу — это древнее суеверие. История выяснила, что в этом мифе есть доля правды, что Солнце является создателем, властелином реальности и времени.
Мы воспринимаем время так, а не иначе, вследствие того факта, что мы выросли на этой планете, под этим Солнцем, при этом годичном цикле. От него зависит наше тело, наш мозг, наше общественное устройство. Мы даже не можем представить себе жизнь без Солнца. Ночь всегда сменяется днем, а дни складываются в годы. Законы времени на Земле обусловлены Солнцем, и люди, чтобы выжить, должны соблюдать эти законы. Если календарь не синхронизирован по Солнцу, земледельцев ждет неминуемая беда. Они не будут знать, когда сеять и когда убирать урожай. А если делать это не вовремя, то можно погибнуть от голода.
Древние строения людей являлись не только храмами, но и первыми календарями. История обращает взор на юг Англии, где в первый день лета Солнце восходит над Стоунхенджем. Пока в итоге не начнет освещать один из центральных камней, обозначая самый длинный день в году… И на Мексику, где Солнце заходит над руинами города майя Чичен-Ица, образуя череду теней на центральной пирамиде и обозначая первый день весны и осени. И на Египет, где гигантские обелиски, огромные солнечные часы отмечают дневные часы и смену времени года.
Ясно, что в античное время люди следили за движением Солнца в течение года и строили свои сооружения в соответствии с ним. Строя гигантские сооружения и выпуская календари, люди создавали инструменты, помогающие понять движение Солнца, но история показывает, что у них всегда был ключ для расшифровки кода Солнца. Этот ключ скрыт в самом человеке. Вы сами не властны над собственным телом. Ваш властелин — это Солнце. Практически во всех клетках вашего организма микроскопические белки действуют в 24-часовом цикле, как выверенные по Солнцу часы. Они указывают вашему телу, что делать и когда это делать. Эти часы управляют жизнью любого создания Земли.
Впервые они появились у одноклеточных организмов, синхронизировавших себя по Солнцу по той же причине, по какой это делали люди древнего мира. Крупные, но предсказуемые изменения окружающей среды, вызывают эволюцию, выражающуюся в соответствии с ними по времени. Смена дня и ночи, регулярно происходящая на нашей планете, является самым значительным изменением, под которое должны так или иначе подстраиваться все организмы. Итак, мы видим, что в ходе эволюции древнейших клеток это изменение воспринималось как самое важное относительно любой деятельности, выполняемой этими клетками, так что оно было закодировано с самого начала внутри самой ДНК.
В организме человека триллионы клеток, а значит и триллионы различных часов и одни главные часы, управляющие действиями остальных. Это небольшой отдел в мозге, отвечающий за систему, координирующую работу тела — циркадный ритм. Он действует независимо от ваших мыслей и может функционировать даже вне организма. Можно вынуть из живого организма «внутренние часы», положить их в чашку, а клетки много лет будут продолжать движение в соответствии со временем.
История раскрывает наличие взаимосвязанной системы. Так же, как древние цивилизации возводили гигантские сооружения в соответствии с перемещением Солнца по небу и знали, когда приходит пора сеять и убирать урожай, внутренние микроструктуры организма выполняют в нем подобные действия. Они указывают нам, когда надо работать, когда есть когда спать. Циркадный ритм направляет наш организм в течение дня, ускоряет метаболизм перед рассветом, чтобы обеспечить нас энергией и подготавливает нас ночью к отходу ко сну, понижая уровень давления крови и замедляя мозговую активность. Эта система настолько сильна, что действует даже тогда, когда мы не видим солнечного света. Шахтеры, неделями находившиеся под землей, продолжали просыпаться и ложиться спать по 24-часовому циклу. Это настолько мощный регулятор физиологии человека и биологии клеток, что клетки будут продолжать действовать по 24-часовому циклу даже в отсутствии солнечного света, поскольку в нашу биологию и в нашу ДНК заложено функционирование, согласно этой координирующей системы.
В нашем организме все создано в соответствии с Солнцем. От клеток до всего организма и до целых цивилизаций — наше восприятие времени продиктовано наличием Солнца. История выяснила, и определила, что от Солнца зависит и то, что мы считаем реальностью, и определила, что находится в темной зоне, лежащей за пределами нашего мировосприятия. История определяет новый взгляд на мир. Она выяснила, что расцвет цивилизаций, как и эффективная работа клеток нашего тела, зависит от соответствия Солнцу, гигантским часам, находящимся в центре Солнечной системы.
Синхронизируя по Солнцу, мы следим за двумя видами времени. Это год, то есть время, требующееся Земле на один оборот вокруг Солнца, и день, то есть время, требующееся ей на один оборот вокруг своей оси. Венера так близка к Солнцу и вращается столь медленно, что день на ней длится дольше, чем год. Юпитер вращается так быстро, что день на нем длится менее десяти часов. За пределами Солнечной системы есть миры, которые вообще не вращаются. Одна их сторона постоянно освещена, а другая находится во власти вечной темноты.
Сложно представить себе жизнь на Земле без 24-часового цикла, включающего в себя рассвет и закат, проходящие по всей планете. История выяснила, что даже на расстоянии 150 млн. км Солнце управляет всей нашей жизнью. Оно определяет наше восприятие реальности, то, что мы видим, и то, что мы не способны увидеть. Наши глаза способны выполнять лишь одну задачу — воспринимать солнечный свет. Видимый свет — это менее половины всего получаемого от Солнца света. Это часть спектра, состоящего из световых волн различной длины. Люди могут видеть свет лишь из центральной части спектра. Наши глаза не воспринимают слишком длинные или слишком короткие волны, инфракрасное и ультрафиолетовые излучения. Для нас это невидимый мир…
Но животные его видят. Некоторые хищные птицы способны видеть ультрафиолетовый свет, что позволяет им обнаружить жертву с большой высоты. У гремучих змей развились теплочувствительные органы. Они обнаруживают жертву с помощью инфракрасного света, который мы никогда не сможем увидеть. Если бы мы видели все, у нас было бы слишком много раздражителей. Поэтому наши глаза развились так, что мы видим лишь ту часть спектра, которая нам более всего необходима. Большинство млекопитающих видит мир таким образом. Их глаза воспринимают лишь два цвета: синий и зеленый. В организме человека есть клетки, воспринимающие красный цвет и поэтому ту же картину мы видим иначе. Почему мы видим те цвета, которые не видят другие животные?
История переносится во времена на 20 млн. лет назад. Все началось с наших давших предков. Приматов, живших на деревьях, где способность различать красный свет являлась преимуществом. Она позволяла им видеть плоды ярких цветов на фоне зеленой листвы. Люди унаследовали эту способность и воспользовались преимуществом. Люди исключительным образом приспособлены к дневной активности и поэтому они способны эффективно охотиться. В итоге они организовали свою активность по Солнцу, в соответствии со сменой дня и ночи. Но в каждой эволюции есть свои недостатки. Способность видеть все цвета помогает находить пищу днем, но глаза, хорошо различающие цвета, плохо видят ночью. Улавливающие цвета клетки наших глаз отключаются и превращают воспринимаемую нами реальность в неясные оттенки серого цвета. Наши клетки ночного видения в сто раз чувствительнее, но при этом они проще, чем клетки, улавливающие цвета.
В темноте наше зрение гораздо менее четкое. Оно более размытое. Мы не можем ясно видеть весь огромный спектр цветов. Поэтому ночь становится таинственным и опасным миром, где дневной хищник сам может неожиданно превратиться в добычу для создания, приспособившегося к видению в темноте.
История выяснила, что приспособленность к свету Солнца, связана с психологией человека. Для человека свет символизирует добро, а ночь — это зло. Во многих историях о происхождении мира свет побеждает тьму. Мы приравниваем свет к божественному, а то, что нам не нравится, ассоциируется у нас с тьмой. Отсюда возникает дуализм. Если вы поклоняетесь Солнцу, то должны бояться темноты. Борьба между добром и злом связывает религии людей с тайнами Солнца. Но есть и более масштабная связь между Солнцем и нашими верованиями, скрывающаяся в моменте происхождения всего сущего. История с помощью науки предлагает новый взгляд на мир. Она выяснила, что Солнце управляет мозгом человека, начиная с его восприятия времени и заканчивая его восприятием реальности. Человечество сформировалось благодаря силе Солнца. Согласно истории, многие древние цивилизации считали Солнце божеством, а история связывает древние религии с образованием Солнечной системы.
Если мы вернулись в эпоху, предшествующую образованию Солнца, то увидели бы, большое облако из газа и пыли, диаметром со световой год, содержащее будущую массу Солнца. Недалеко оттуда произошел взрыв древней звезды. Он вызвал ударную волну, задевшую газопылевое облако и заставившую его вращаться. Из-за собственной большой массы облако начало сжиматься и в процессе сжатия вращалось все быстрее и быстрее. Гравитация притянула к центру плотный пылевой сгусток. Остатки облака превратились в окружающее его плоское кольцо. Итак, образовался крупный вращающийся диск, внутри которого под действием силы притяжения сформировалось Солнце, достигло температуры около 10 млн. градусов Цельсия и зажглось…
Солнце начало светить. Солнце появилось на свет и вместе с ним возникло кое-что еще. Солнце втянуло в себя 99 процентов материи газопылевого облака, но небольшое его количество осталось вокруг него в виде плоского диска, из которого образовались различные планеты. Среди этих планет была и Земля. Итак, в точности как верили в старину, Солнце — это создатель, источник жизни.
История выяснила, что процесс образования нашей планеты привел к появлению таких созданий, как мы. Земля образовалась во вращающемся диске, и с тех пор никогда не переставала вращаться — как вокруг собственной оси, так и по орбите вокруг Солнца. След этого вращения закодирован во всем, начиная от земных цивилизаций и заканчивая клетками человеческого тела. Но все аспекты жизни на Земле оказывают влияние два вида вращения: оборот Земли вокруг Солнца, выполняемый в течение года, и суточный оборот вокруг своей оси. Они оба закодированы в эволюции видов, в нашем восприятии времени, в понятиях «года» и «дня», в отношении людей к силам света и тьмы, организовавшемся в их психологии, философии и религии.
Силы, возникшие под воздействием вращающегося диска, из которого образовалось Солнце, отражены в повседневной реальности. Удивительно, какое масштабное влияние имело образование Солнечной системы. Мы, безусловно, являемся творением этой планеты и нашего Солнца!
Источник
Поклонение наших предков солнцу
Культ солнца у древних славян
© Серяков М.Л., 2013
© ООО «Издательство «Вече», 2013
Книга, которую читатель держит в своих руках, посвящена культу солнца у наших далеких предков и, в определенной степени, является продолжением книги «Дажьбог – прародитель славян», вышедшей в этой же серии. Солнце было одним из основных объектов поклонения славянского язычества. Накануне крещения в пантеоне Владимира 980 г. древние летописи фиксируют даже двух солярных божеств – Хорса и Дажьбога, занимающих второе и третье места после верховного громовержца Перуна. По мнению подавляющего большинства специалистов, Хорс был заимствован славянами у их южных ираноязычных соседей и является примером скифского религиозного влияния на верования наших далеких предков. Дажьбог, согласно «Слову о полку Игореве», был предком либо только русских князей, либо всего русского народа. В силу исключительной значимости этого образа для всего самосознания и духовной истории нашего народа он был детально рассмотрен в книге «Дажьбог – прародитель славян», вышедшей в этом же издательстве. В этой книге мы всесторонне исследовали неразрывно связанный с образом Дажьбога великий солнечный миф славянского язычества, благодаря которому наши далекие предки получили откровение о своем божественном происхождении и великом предназначении. Этот великий миф навеки предопределил судьбу нашего народа и, даже будучи утрачен, в значительной степени продолжает ее предопределять по сей день. Генетически родственным русскому Дажьбогу был сербский Дабог. Еще одним богом, тесно связанным с дневным светилом, у восточных славян был Ярила, известный нам, правда, по более поздним источникам. Однако в том, что это не плод фантазий более поздних авторов, нас убеждает имя этимологически ему родственного бога Яровита, которому поклонялись на западном конце славянского мира. У западных славян опять-таки более поздние источники упоминают еще и Ютробога, из самого имени которого следует его связь с утром. Такое обилие солнечных богов в славянском мире недвусмысленно указывает на ту огромную роль, которое дневное светило играло в духовной жизни всего славянского мира. Если внимательно присмотреться, то почти вся жизнь «Дажбожьих внуков» была пронизана светом. Если в посвященной Дажьбогу книге мы в первую очередь исследовали влияние этого бога на духовную жизнь нашего народа, то в этой книге речь будет идти о многообразных аспектах солнечного культа в жизни нашего и других славянских народов, прослеживаться время возникновения отдельных его элементов, а также будет проведено сопоставление с солнечной мифологией других индоевропейских народов. Приведенный в ней материал наглядно показывает, что великий солнечный миф не был одной лишь абстрактной идеей, а на протяжении столетий самыми разными способами проявлял себя в жизни наших далеких предков, образуя, если можно так сказать, ее духовную сердцевину.
Глава 1. Письменные источники о культе солнца у славян
Славянские источники о почитании бога солнца
Нет сомнений, что почитание солнца у славян носило весьма древний характер. В посвященной Дажьбогу книге отмечалось, что само возникновение имени этого солярного божества восходит к эпохе праславяно-скифских контактов, т. е. примерно к VI–V вв. до н. э. К сожалению, непосредственными письменными свидетельствами о религиозных представлениях наших далеких предков в ту далекую эпоху мы не располагаем. Однако, рассказывая об эпохе основателя столицы Древней Руси Кия, т. е. уже VI в. н. э., один из летописцев счел нужным добавить к переданным Нестором известиям следующую подробность, касающуюся верований полян: «Верою же были тогда погани, жруще озеромъ, кладезямъ и ращенiямъ. Солнце же и огонь и инiи почитаху яко бози…»[1] Трудно сказать, опирался ли этот летописец на какие-то недошедшие до нас источники, либо просто высказал свою догадку, отталкиваясь от окружающего его двоеверия, однако древнерусские поучения против язычества, отражающие ситуацию уже после крещения страны, однозначно фиксируют поклонение восточных славян солнцу как богу. «Слово Иоанна Златоуста о том, как поганые веровали идолам» рисует следующую безрадостную, с точки зрения новой религии, картину: «Человечи, забывше страха Божия небрежениемь, и крещения отвергошася и приступиша к идоломъ и начаша жрети молнии, и грому, и солнцю, и луне»[2]. То же самое мы видим и в другом поучении против язычества – «Хождении Богородицы по мукамъ»: «Нъ забыши Бога и вероваша, юже бе тварь Богъ на работу створилъ; то то они все богы прозваша: солнце и месяц, землю и водоу… да и доселе мракъмь злыимъ одьржими соуть…»[3] Естественно, что православные писатели видели в этом результат действия нечистой силы. В слове св. Кирилла дьявол «овы прельсти въ тварь вѣровати и въ солнце же и въ огонь, и во источники же и въ древа, и во ины различны вещи, ихъ же рещи не возможно»[4]. Соответственно с этим духовенство не жалело сил для искоренения любых проявлений исконной веры Руси в целом и солнечного культа в частности. Само «Слово св. Кирилла о злых дусех» призывало своих читателей: «А не нарицаите собе б(о) га на земли, ни въ рѣках, ни въ студенцах, ни въ птицах, ни на въздусѣ, ни въ слнцi, ни въ лунѣ, ни въ каменiи»[5]. В одном поучении, лишний раз доказывающего существование идола бога солнца у восточных славян уже в христианский период, его автор, противопоставляя богов старой и новой религии, риторически спрашивает: «Не нарицайте собѣ бога ни въ солнци, ни въ лунѣ; луце же ли поклонятися лучю мрькнущему, нежь лучю безсмертному и богу сътворенну, а не Богу все сътворшу?»[6]
Однако гораздо чаще проповедники новой религии прибегали не к аргументам разума, а к обычному принуждению. В слове Ефрема Сирина о втором пришествии пастве категорически предписывалось: «отрицаемъся… вѣрования въ солнце и въ луну и въ звѣзды и въ источники…»[7] В исповедальных вопросах священники допытывались у своих прихожан: «Или кланялись чемоу отъ тварi, солнцоу, или звѣздам, или мѣсяцу, или зари?»; «Или кланялась солнцу и мѣсяцу и звѣздам или зари?»; «Не называлъ ли тварь божiю за святыни: солнце, мѣсяцъ, звѣзды…»[8] В какой-то момент отдельным представителям православного духовенства казалось, что их усилия дали свои плоды. В XII в. Кирилл Туровский в «Слове на Фомину неделю» искренне радовался, что русские наконец-то стали настоящими христианами, и радостно восклицает: «Обновися тварь: уже бо не нарекутся Богомъ стихия, ни солнце, ни огонь, ни источницы, ни древеса»[9]. Однако, как показали последующие события, радость проповедника была несколько преждевременной. Четыре столетия спустя новгородский архиепископ Макарий в своем письме Ивану Грозному рисует практически такую же картину, какую описывали борцы с язычеством в первый период христианизации страны: «Во многих русских местах до сего времени обычая держахуся от древних прародителей… Суть же скверные мольбища их лес и камение, и реки и блата, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды, и озера и просто рещи – всей твари поклоняхуся, ако богу»[10]. Однако дело не ограничилось одним только XVI в. В XIX в. на Украине была записана песня, где солнце, спустя почти тысячу лет после крещения жителей Киева, прямо называется богом:
Источник