Краткий рассказ о поклонении богу солнца Шамашу
Ответ:1) ШАМАШ в аккадской мифологии бог солнца, почитался также как всевидящее божество правосудия.
2) Шамаш (аккад. ) — «солнце» — солнечный бог, сын бога луны Нанны, брат Инанны. Днем проходит по небу, а ночью — по подземному миру, принося мертвецам питье, свет, еду. Как бог всевидящего света, Шамаш — судья, хранитель справедливости и истины, бог-защитник и податель оракулов. (Губительный солнечный зной ассоциируется не с Ш. , а с Нергалом или Гибилом. )
3) Шамаш — бог солнца у вавилонян и ассириян. Имя его писалось идеограммой, обозначавшей: «Владыка дня». Как бог второй части суток (они начинались с вечера) , он уступал в значении богу луны Сину (см. ) и даже назывался иногда его слугой. Однако это не мешало его высокому повсеместному почитанию. Главными центрами его культа были Сиппар и Элассар. Во втором его храм существовал еще в V тысячелетии, но первый впоследствии затмил его и был предметом забот как вавилонских и касситских, так и ассирийских и халдейских царей, вплоть до Набонида (см.) , который, накануне крушения монархии, реставрировал его, ища помощи у древнего бога. Оба храма называются E-barra — «Дом сияния». В молитвах и гимнах Ш. называется царем, врачевателем, праведным судьей. Он подает свет, дает полям плодородие, людям — благосостояние, пленных освобождает и даже воскрешает мертвых. Изображался Ш. в виде старца с длинной бородой, с высоким тюрбаном на голове; он сидит на троне в наосе, на крыле которого помещаются два возницы, управляющие движением солнечного диска, помещенного на пьедестале перед наосом. На цилиндрах иногда попадаются изображения Ш. , выходящего из горизонта через открытые двумя духами врата.
Источник
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Главный Попко
Краткий рассказ о поклонении богу солнца Шамашу
Лучший ответ:
Пармезан Черница
Ответ:1) ШАМАШ в аккадской мифологии бог солнца, почитался также как всевидящее божество правосудия.
2) Шамаш (аккад. ) — «солнце» — солнечный бог, сын бога луны Нанны, брат Инанны. Днем проходит по небу, а ночью — по подземному миру, принося мертвецам питье, свет, еду. Как бог всевидящего света, Шамаш — судья, хранитель справедливости и истины, бог-защитник и податель оракулов. (Губительный солнечный зной ассоциируется не с Ш. , а с Нергалом или Гибилом. )
3) Шамаш — бог солнца у вавилонян и ассириян. Имя его писалось идеограммой, обозначавшей: «Владыка дня». Как бог второй части суток (они начинались с вечера) , он уступал в значении богу луны Сину (см. ) и даже назывался иногда его слугой. Однако это не мешало его высокому повсеместному почитанию. Главными центрами его культа были Сиппар и Элассар. Во втором его храм существовал еще в V тысячелетии, но первый впоследствии затмил его и был предметом забот как вавилонских и касситских, так и ассирийских и халдейских царей, вплоть до Набонида (см.) , который, накануне крушения монархии, реставрировал его, ища помощи у древнего бога. Оба храма называются E-barra — «Дом сияния». В молитвах и гимнах Ш. называется царем, врачевателем, праведным судьей. Он подает свет, дает полям плодородие, людям — благосостояние, пленных освобождает и даже воскрешает мертвых. Изображался Ш. в виде старца с длинной бородой, с высоким тюрбаном на голове; он сидит на троне в наосе, на крыле которого помещаются два возницы, управляющие движением солнечного диска, помещенного на пьедестале перед наосом. На цилиндрах иногда попадаются изображения Ш. , выходящего из горизонта через открытые двумя духами врата.
Источник
Шамаш: месопотамский бог солнца, истины, справедливости и исцеления
Приветствую на канале «Обратная сторона истории|Легенды»
Шамаш был богом Солнца в мифологии Ближнего Востока. Он был связан с истиной, справедливостью и исцелением. Был одним из самых популярных богов в пантеонах древнего Шумера, Вавилонии и Ассирии. В Шумере ему поклонялись, как богу Уту.
Тем, кто впервые на канале, предлагаю подписаться и поставить «палец вверх». Вообще, поддержать канал нужно всем!
Шамаш был судьей богов и людей
Как могущественное солнечное божество, Шамаш, супругой которого была богиня Ая, обладал властью света над тьмой и злом. В этом качестве он стал известен, как бог справедливости и равноправия. Был судьей богов и людей.
Шамаш также считался богом, освобождающим страдающих от власти демонов. Больные обращались к Шамашу, как к богу, на которого можно положиться, чтобы помочь тем, кто несправедливо страдает. Этот аспект Шамаша ярко раскрывается в обращенных к нему гимнах.
В некоторых случаях Шамаш считался правящим всей вселенной и изображался как король на своем троне спосохом и перстнем с печаткой.
Согласно легенде, вавилонский царь Хаммурапи получил свой свод законов от Шамаша.
Эти таблички Хаммурапи являются одними из самых ранних и наиболее полных древних сводов законов, провозглашенных вавилонского царя Хаммурапи, правившего с 1792 по 1750 г. до н.э.
Шамаш изображен как побеждающий тьму и смерть. В «Эпосе о Гильгамеше» он участвовал в покорении чудовища Хумбабы, хранителя густых лесов Ливана.
Вавилонский мифологический памятник показывает Шамаша вверху справа, рядом с Иштар (звездой) и Нанной (полумесяцем).
Поклонение Шамашу и храмы
На Ближнем Востоке широко поклонялись Шамашу. Главные центры его культа находились в Ларсе, представленной современной Сенкерой в Шумере и в Сиппаре, представленной курганами в Абу Хаббе в Аккаде. Храмы, посвященные Шамашу, также были возведены во всех крупных населенных пунктах, включая Вавилон, Ур, Мари , Ниппур и Ниневию .
В ханаанской традиции богом Солнца был Шемеш , «светильник богов», но описывался как женщина. Поклонение Шемешу / Шамашу также практиковалось среди израильтян, хотя оно было запрещено пророками и библейскими авторами.
Шамаша был братом богини Иштар. Часто изображают с диском, символизирующим Солнце. Как и более поздний Аполлон, он совершал ежедневное путешествие по небесам верхом, колесницей или лодкой.
Вместе с Сином и Иштар, Шамаш сформировал триаду богов, завершившую еще более древнюю троицу Ану, Энлиля и Эа , представляющую небеса, землю и воду соответственно. Три силы Сина, Шамаша и Иштар символизировали три великие силы природы: Солнце, Луну и утреннюю звезду (или любовь и плодородие).
Табличка Шамаша
Символ Шамаша появляется на многочисленных артефактах, найденных на Ближнем Востоке, включая ювелирные изделия, цилиндрические печати и другие предметы. Один из известных примеров, датируемый 9 веком до нашей эры и известный просто как «Табличка Шамаша», в настоящее время находится в Британском музее.
Табличка Шамаша — это каменная табличка, обнаруженная в древнем вавилонском городе Сиппар на юге Ирака в 1881 году. Табличка имеет зазубренные края, похожие на пилу, которая в более поздних традициях была символом Шамаша и Святого Симона Зелота. Барельеф в верхней части аверса изображает Шамаша, Бога Солнца, под символами Солнца, Луны и Венеры. Он изображен в сидячем положении в алтаре, держа вперед мерный стержень и катушку со шнуром. Перед ним на алтаре стоит еще один большой солнечный диск, подвешенный сверху двумя фигурами.
Несомненно, Шамаш был очень важным божеством на Ближнем Востоке.
Понравилась статья? Жду мнения и пожелания в комментариях! Вы же не забыли подписаться?!
Источник
Короткий рассказ о поклонении всевышнему солнца Шамашу
Короткий рассказ о поклонении всевышнему солнца Шамашу
- Софья Зянарова
- История 2019-09-23 08:09:22 2 1
Ответ:1) ШАМАШ в аккадской мифологии бог солнца, почитался также как всевидящее божество правосудия.
2) Шамаш (аккад. ) — солнце — солнечный бог, отпрыск господа луны Нанны, брат Инанны. Днем проходит по небу, а ночкой — по подземному миру, принося трупам питье, свет, еду. Как бог всевидящего света, Шамаш — арбитр, хранитель справедливости и правды, бог-заступник и податель оракулов. (Гибельный солнечный зной ассоциируется не с Ш. , а с Нергалом либо Гибилом. )
3) Шамаш бог солнца у вавилонян и ассириян. Имя его писалось идеограммой, означавшей: «Владыка дня». Как бог 2-ой части суток (они начинались с вечера) , он уступал в значении богу луны Сину (см. ) и даже величался иногда его слугой. Но это не мешало его высочайшему повсеместному почитанию. Основными центрами его культа были Сиппар и Элассар. Во втором его храм существовал еще в V тысячелетии, но 1-ый впоследствии превзошел его и был предметом хлопот как вавилонских и касситских, так и ассирийских и халдейских королей, вплоть до Набонида (см.) , который, намедни крушения монархии, реставрировал его, ища помощи у старого господа. Оба храма называются E-barra «Дом сияния». В мольбах и гимнах Ш. величается царем, врачевателем, праведным арбитром. Он подает свет, дает полям плодородие, людям благосостояние, пленных освобождает и даже оживляет мертвых. Изображался Ш. в виде старца с длинной бородой, с высоким тюрбаном на голове; он посиживает на троне в наосе, на крыле которого помещаются два возницы, управляющие движением солнечного диска, помещенного на пьедестале перед наосом. На цилиндрах время от времени попадаются изображения Ш. , выходящего из горизонта через открытые двумя духами врата.
Источник
13. Мифы Двуречья в исторической и культурной традициях
Боги в письменной традиции. Около полутора миллионов клинописных текстов – глиняных табличек – хранится сейчас в музеях мира, в том числе в Эрмитаже, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Многие из них содержат отрывки мифов, рассказы о том, каким богам поклонялись, какие в их честь совершали ритуалы, праздники, жертвоприношения. В них обнаружены списки богов, названные в порядке их «старшинства» и значимости функций; молитвенные и магические гимны и заклинания.
Верховные боги. Из текстов ясно, что в 4–1 тысячелетии до н.э. у народов Двуречья верховными богами считались Ану, Энлиль, Эа. Ану отождествлялся с небом, был его покровителем – богом небес. Некоторые народы считали его отцом богов. Он имел небесных воинов-помощников. Другие народы считали владыкой небес Энлиля. Он был добрым богом, решал судьбы людей, заботился о плодородии земли, покровительствовал городам, растительности. Считали, что именно он изобрел колесо, мотыгу и плуг – главные орудия труда земледельцев Двуречья. Бог Эа почитался как бог моря, покровитель вод. О нем знали и как о боге-покровителе заклинателей, боге тайной мудрости, которую невозможно отыскать, потому что она находится глубоко под землей. Он почитался, кроме того, как создатель письма, искусств и ремесел. Бог Эа мог сообщать свои помыслы людям через их сны.
Чтобы быть недосягаемым, чистым и непорочным, он построил себе дом мудрости в пучине океанских вод. Поэтому он особенно помогал и покровительствовал мореходам, а те дарили ему за это подарки. Так, во время одного из переходов по морю ассирийский царь преподнес Эа рыбку из золота и золотой кораблик.
Великие боги. Вслед за ними шли великие божества Шамаш, Син, Иштар. Шамашу, сыну Энлиля, поклонялись как богу солнца. Его особенно любили жители Двуречья, верили, что и сами боги его любят не меньше. Ведь он рассеивает мрак, приносит свет и радость. Его боятся воры, ночные грабители, колдуны. Слабые находят у него поддержку, больные – здоровье, путники – облегчение в пути. Шамаш считался верховным судьей – земным и небесным, заботился о бедных и обиженных и предсказывал будущее, наставляя и защищая человечество. Бог Шамаш изображался с пальмовой ветвью в руке, рядом с ним – супруга на колеснице, запряженной могучими конями. Син был богом луны, его армией считались звезды. Син изображался с двумя рогами, и носил имя «Могучий бык».
Иштар называли госпожой, царицей. В разных городах Месопотамии она считалась покровительницей разных явлений и видов деятельности человека. В городе Урук она считалась богиней неба, звезд, природы, войны. Как богиню звезд ее изображали с восьмиконечной звездой или в сопровождении планеты Венеры. Отсюда, кстати, она считалась еще и богиней любви. Как богиню войны ее изображали со стрелами и луком; как богиню охоты – стоящей на мчащемся леопарде с колчаном, полным стрел; как богиню любви – без одежды и с ребенком в руках.
Позже к ним добавился Мардук – главный бог Древнего Вавилона. Он считался сыном Эа. Всего в Двуречье почиталось около двух-трех тысяч богов, около пятидесяти из них имели свои храмы и культы. У каждого города был свой главный бог. В известном нам Уруке – это Ану. Был обожествлен и легендарный царь Урука Гильгамеш, который считался сыном Ану.
Храмы и культы великих богов. Древние жители Двуречья считали, что боги живут на небе, и лишь по просьбе людей спускаются на землю. Поэтому для них строили храмы и башни. Первым мощным сооружением Шумера конца 4 тысячелетия до н.э. был так называемый «Белый храм». Даже по сохранившимся развалинам видно, что это было строгое и величественное здание. В глубине святилища помещалась статуя почитаемого божества.
Со временем стали строить специальные жилища богов – зиккураты (обычно возле храма главного местного божества). Лучше других сохранился трехступенчатый зиккурат высотой 21 метр в городе Уре, сооруженный в XXII–XXI вв. до н.э. Зиккураты строились в три-четыре уступа, а то и больше, вплоть до семи. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и, иногда, золоченого стола. Святилище считалось жилищем бога, который, как думали жители Двуречья, почивал в нем по ночам.
Число уступов зиккурата соответствовало представлению древних о небе и космосе. Скажем, семь ступеней были для них символом мирового пространства, семи планет, которых связывали с главными богами. Каждый этаж окрашивался в цвет «своей» планеты: первый – черный, второй – красный, третий – светло-красный, четвертый – голубой, пятый – светло-желтый, шестой – серебряный, седьмой – золотой. (Эти святилища использовались жрецами для астрономических наблюдений и впоследствии превратились в главные храмы, центры науки).
Угощение богов. Храмы и зиккураты строили цари. Они же приносили главные жертвы богам. В Двуречье богов регулярно кормили и поили. Богам дважды в день – утром и вечером – преподносились напитки, плоды и мясо. Для этого в храм отсылались самые лучшие продукты и самые откормленные коровы, овцы, козы. Вначале вносили стол и ставили перед изображением божества, потом в чаше подавали воду для омовения рук, потом – в определенном порядке – еду. Считалось, что бог поглощал пищу лишь глядя на нее. Поэтому каждое блюдо медленно и торжественно проносилось перед самыми глазами изображения. Стол, на котором помещалась пища, как и само изображение бога, огораживался полотняными занавесами, которые скрывали божество. Играла музыка, статую и все помещение окуривали благовониями. Потом все блюда отсылали царю на стол, ведь пища считалась благословенной.
Новогодний праздник в честь Мардука. Глиняные таблички сохранили описание новогоднего праздника в честь бога Мардука. Вначале читалась табличка о сотворении мира Мардуком с одновременным изображением в лицах главнейших моментов этой поэмы. Мардука изображал сам царь. В конце праздника статую Мардука в сопровождении статуй всех других богов несли в торжественной процессии в так называемую «палату судеб», находившуюся в особом храме, построенном в его честь. Там инсценировалось собрание богов. После этого происходил выход Мардука из этого храма и шествие процессии через город и за город. И здесь опять участвовал царь. В это время на бога с почтением и робостью смотрели и все остальные люди, потому что в обычные дни они к нему не допускались.
Мифологические темы в искусстве. Особую роль в жизни древних обитателей Двуречья играли изображения богов. Считалось, что божество присутствует в своем изображении. Поэтому они делались из ценных пород дерева, их фигуры покрывались золотыми пластинами. У богов были неподвижные глаза из драгоценных камней (они казались совсем живыми). Богов облачали в пышные одежды особого вида, поверх которых надевались нагрудные украшения, на голову им водружали короны и покрывала. Вид и размеры богов всегда соответствовали человеческому образу.
Статуи божеств и правителей, созданные в странах Передней Азии, разнообразны, мастерски проработаны, отмечены печатью значительности и внутренней cилы.
Особый интерес представляет группа мраморных статуэток из Тель-Асмара (первая половина 3 тысячелетия до н.э., Багдад, Иракский музей). Высота самой большой – 30 сантиметров. Это изображения богов, жрецов и молящихся. Тела их и длинные облачения поданы схематично, поэтому внимание целиком сосредотачивается на лицах, точнее масках – таких нереальных, фантастических и островыразительных. Ясно одно: каждая фигурка геометрически построена так, чтобы зрителя сразу же поражал взгляд ее огромных глаз из цветных камней.
При царе Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) город Вавилон объединяет под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремит по всему миру. Хаммурапи написал знаменитый свод законов, известный нам по клинописному тексту на почти двухметровом каменном столбе, украшенном очень высоким рельефом. Фигуры рельефа выделяются монументально, словно круглые скульптуры, вертикально рассеченные пополам. Бородатый и величавый бог солнца Шамаш, сидя на троне-храмике, вручает символы власти – жезл и магическое кольцо, стоящему перед ним в исполненной покорности и благоговения позе царю Хаммурапи. Оба смотрят пристально друг другу в глаза, и это усиливает единство композиции.
Печати. Большое распространение получили резные цилиндрические печати. На них чаще всего изображались боги и герои сказания о Гильгамеше. Покрытые тончайшей резьбой, выполненной подчас по твердой и гладкой поверхности камня, они оставляли очень глубокий и прочный оттиск, сохранявшийся в глине навсегда. Например, в Британском музее Лондона хранится оттиск печати, которой больше 4,5 тысяч лет. На нем изображены Шамаш, Иштар и другие боги. Оттиск, примерно того же времени, на котором изображено поклонение богу Ану, хранится в национальном музее в Дамаске.
Александр Македонский и Мардук. В Двуречье один из величайших городов древности – Вавилон, «дожил» до времен Александра Македонского. Великий полководец разбив персов, в одном из очередных сражений при Гавгамелах, вступил в октябре 331 г. до н.э. в Вавилон, где короновался, принес жертвы Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы. По замыслу Александра, Вавилон должен был стать одной из столиц его империи; в Вавилоне он и умер через несколько лет, 13 июня 323 г. до н.э., вернувшись из восточного похода.
Но еще большую известность приобрели найденные в Двуречье глиняные таблицы, стелы и рельефы, рассказывающие нам о том, какую жизнь получили в искусстве и истории мифологические боги шумеров и аккадцев, а также более поздних обитателей этих древних мест.
► Читайте также другие темы главы II «Двуречье»:
► Перейти к оглавлению книги Мифы народов Востока
Источник