Меню

Погода за день менялась несколько раз то светило солнце то шел дождь

Погода за день менялась несколько раз то светило солнце то шел дождь

Imported Layers Copy 7

4EB021E9-B441-4209-A542-9E882D3252DE Created with sketchtool.

Tutor folder icon

Я хочу рассказать об одном дне, когда погода менялась несколько раз за день. Это было 2 марта 2016 год. В этот день утром было -2 градуса, шёл дождь. Атмосферное давление — 738 мм рт. ст. Влажность — 76%, ветер южный — 2,5 м/с. Днём было -3 градуса, шёл дождь.

Комментарий автора

Атмосферное давление — 738 мм рт. ст. Влажность — 80%, ветер юго-западный — 2,9 м/с.

Вечером было -4 градуса, шёл дождь со снегом. Атмосферное давление — 737 мм рт. ст. Влажность — 82%, ветер юго-западный — 2,6 м/с. Ночью было -5 градусов, пасмурно было. Атмосферное давление — 733 мм рт. ст. Влажность — 100%, ветер южный — 2,4 м/с.

Переводы пользователей

Пока нет переводов этого текста.
Будьте первым, кто переведёт его!

Обсуждение ( 6 )

Там есть комментарий — это продолжение

А чем она менялась-то? Менялась это когда утром было -4, а к вечеру стало +3. Вот это было бы изменение погоды.

Ну как бы утром было -4 , а вечеро -3 , значит стало теплее

У вас в примере похолодание было. Утром было -2, к ночи стало -5.

Источник

Тест. Бессоюзное сложное предложение

Список вопросов теста

Вопрос 1

В каком предложении не ставится тире?

Варианты ответов
  • С временем бесцельно спорить не воротишь ничего.
  • Скажешь не воротишь, напишешь не сотрешь, отрубишь не приставишь.
  • Будешь книги читать будешь много знать.
  • Теперь уже дело прошлое лгать не для чего.
Вопрос 2

В каком предложении ставится двоеточие?

Варианты ответов
  • Лето припасает зима поедает.
  • С ремеслом не умрешь без ремесла не проживешь.
  • Не робей перед врагом злейший враг человека он сам.
  • Не стыдно не знать стыдно не учиться.
Вопрос 3

В каком предложении ставится двоеточие?

Варианты ответов
  • В воздухе стояла мгла небо из синего стало белесоватым дальних гор совсем не было видно.
  • Слой облаков был очень тонок сквозь него просвечивало солнце.
  • В течение дня погода менялась несколько раз то светило солнце, то шел дождь.
  • В начале апреля лед на реке посинел, появились трещины ходить по нему стало опасно.
Вопрос 4

В каком предложении не ставится тире?

Варианты ответов
  • Горда ты плакать не станешь.
  • Он всегда бодр ночь для него что день.
  • Дни стояли ясные, холодные мы спали в палатке не раздеваясь.
  • Бег его легкий летящий никак не нагонишь.
Вопрос 5

В каком предложении ставится тире?

Варианты ответов
  • Все решено я в Вашей воле и предаюсь моей судьбе.
  • Я знаю в Вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
  • Не важен предмет очарования важна жажда быть очарованным.
  • Я поднял глаза высоко в небе летели птицы.
Вопрос 6

В каком предложении ставится тире?

Варианты ответов
  • Он посмотрел на часы оставалось ждать еще 10 минут.
  • Я посмотрел на окно не было ни луны, ни звезд.
  • Он понял дружба гаснет от долгой разлуки.
  • Солнышко утром в колодезь озер глянуло месяца нет.
Вопрос 7

В каком предложении ставится тире?

Варианты ответов
  • Хотелось только одного мечталось только об од¬ном домой, домой.
  • Не шевельнется лист отяжелевший ему, как в шубе, тяжело в пыли.
  • Идем осторожно скользко того и гляди сорвешься.
  • Резкий ветер омыл лицо холодной водой сон сразу прошел.
Вопрос 8

В каком предложении должны стоять оба знака: двоеточие и тире?

Варианты ответов
  • Одинокий человек в лесу как сорвавшаяся блесна среди огромного озера ищи месяцами не отыщешь.
  • Упрямство рождено ограниченностью нашего ума мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора.
  • Сильный победит одного знающий победит тысячу.
  • Не торопись отвечать торопись слушать.
Вопрос 9

В каких предложениях должны стоять оба знака: двоеточие и тире?

Варианты ответов
  • Человек все равно что кирпич обжигаясь, он становится твердым .
  • Истина что крапива кто слегка до нее дотрагивается обжигает, зато тому, кто смело к ней подходит, она не причиняет ни малейшего вреда.
  • Пейзажист может работать спокойно природа никогда не настаивает на сходстве .
  • Популярность подобна луне если не прибывает, то убывает .
Вопрос 10

Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Идти было трудно: солнце палило нещадно.

Варианты ответов
  • Вторая часть дополняет содержание первой.
  • Вторая часть поясняет первую.
  • Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
  • Вторая часть противопоставляется первой.
Вопрос 11

Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.

Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!

Варианты ответов
  • Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.
  • Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
  • Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
  • Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.
Вопрос 12

В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

Варианты ответов
  • Влага под землю весной просочится — выше поднимется в поле пшеница.
  • Вы улыбнетесь — мне отрада. Вы отвернетесь — мне тоска.
  • Алексей был доволен — танцевальные успехи укрепляли в нем уверенность в том, что он будет летать.
  • Не хочешь отвечать — я скажу.
Вопрос 13

В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?

Варианты ответов
  • Богатому не спится — богатый вора боится.
  • Это было не только горе — это была полная перемена жизни, всего будущего.
  • Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух, свобода, уженье — всё это разнилось с нашей городской жизнью.
  • Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в казацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке — одним словом, везде.
Вопрос 14

В каком предложении не должно ставиться тире?

Варианты ответов
  • Художник Коровин был талантлив во всем — он прекрасно пел, играл в любительских спектаклях, писал воспоминания.
  • Простить виноватого — верное решение.
  • Единственный признак жизни — бесконечное кружево заячьих следов, изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой.
  • Вот у кур есть курятник, у лошадей — стойло, у собаки — конура, а только я один должен был скитаться где попало
Вопрос 15

Определите количество пропущенных знаков препинания.

По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха.

Источник

Журнал «Русский язык» 2014 № 5-6

Жизнь языка Е.А. Галинская Древнейшие славянские азбуки А.Г. Грек «Утреннее размышление о Божием Величестве» М.Ломоносова А.Д. Шмелев О мире и гармонии. Из исто- рии слов и понятий Я иду на урок И.В. Царькова Рисуночное письмо. 5-й класс. Учебник под ред. Г.Граник Ж.И. Жителева, В.И. Жителев «Повесть временных лет» о пользе книг. 7-й класс С.М. Вовк Служебные части речи. Предлог. 7-й класс Материалы к уроку Л.Г. Скворцова Бессоюзное сложное предло- жение. 9–11-е классы Т.М. Пахнова Комплексная работа с текс- том: постепенная подготовка к экзаменам Готовимся к экзаменам Е.К. Спирина Работа с текстом МЛермон- това. ГИА. 9-й класс Н.Н. Кондратьева Работа с текстом А.Лиха- нова. ГИА. 9-й класс А.В. Волкова Работа с текстом К.Петрова- Водкина. ГИА. 9-й класс А.Г. Нарушевич Графические схемы при ана- лизе сложноподчиненного предложения Л.К. Иванова Каким может быть сочине- ние на лингвистическую те- му. 9-й класс Поделимся опытом Л.В. Крылова Ученические проекты и ис- следования. Учебник под ред. Г.Граник Ученики сочиняют Ева Зильбер «Родина» М.Лермонтова и «Размышления у парадного подъезда» Н.Некрасова Поломаем голову Е.В. Муравенко Задача «Букет цветов» Б.Ю. Норман Замысловатые задачи по русскому языку. Выпуск 17 Олимпиада Н.А. Шапиро Ломоносовский турнир. Кон- курс по литературе – 2013. Задание 5 Ищем общий язык Р. Дж. Паласио Отрывки из книги «Чудо»

Читайте также:  Когда заходит солнце 2014

Просмотр содержимого документа
«вариант ученика»

Имя и фамилия ученика___________________________________
Класс___________________________________
Оценка____________________________________

Контрольная работа 3

V. Прочитайте отрывок из статьи, посвя­щенной открытию памятника Пушкину в Москве в июне 1880 года. Подготовьтесь к сжатому изложению и сочинению.

Последний день пушкинских торжеств в Москве ознаменовался речью Ф.М. Достоевско­го на заседании Общества любителей российской словесности. Эта речь хорошо известна и вошла в историю русской литературы… А в тот памятный день речь Достоевского потрясла слушателей. Вот свидетельство очевидца:

«Передать речь Достоевского невозможно: глубже и блистательнее ее нельзя себе ничего представить; форма в ней так слита с содержани­ем, что никакой ответ не даст и приблизительного понятия об ее силе. К тому же она и произнесена была неподражаемо хорошо. Когда Достоевский кончил, вся зала духовно была у ног его. Он по­бедил, растрогал, увлек, примирил. Он доставил минуту счастья и наслаждения душе и эстетике. За эту-то минуту и не знали, как благодарить его. У мужчин были слезы на глазах, дамы рыдали от волнения, стон и гром оглашали воздух. Груп­па словесников обнимала писателя, а несколько девушек спешили к нему с лавровым венком и увенчали его тут же, на эстраде. Человеческое слово не может претендовать на большую силу».

Венок этот Федор Михайлович возложил к па­мятнику любимому поэту…

Потрясенный речью Достоевского, И.С. Ак­саков, собиравшийся осветить ту же тему, хотел значительно сократить свое выступление, но слушатели потребовали этого не делать.

Было принято предложение достойно завер­шить московское торжество началом всенарод­ной подписки на памятник Н.В. Гоголю: «Да будет Москва пантеоном русской литературы, да воздвигнется памятник Гоголю в центре России, в Москве!» В несколько минут листы для под­писки на памятник Гоголю были заполнены.

В тот же вечер в Благородном собрании состо­ялся литературно-музыкальный концерт, на ко­тором И.С. Тургеневу опять устроили «шумные овации» и поднесли такой же венок, каким ут­ром был увенчан Достоевский.

В течение праздничных дней была открыта вы­ставка, на которой экспонировались автографы поэта, некоторые его вещи, портреты Пушкина, его друзей. Выставка помещалась в Дворянском собрании и занимала всего две комнаты, однако «отличалась полнотой и ценностью».

Так завершились четырехдневные пушкинские торжества в Москве.

1. Какое утверждение не соответствует содер­жанию текста?

А. Речь Достоевского на пушкинских торжествах – доказательство огромной силы человеческого слова.

Б. Была организована всенародная под­писка на памятник Гоголю.

В. Достоевский и Тургенев были увенчаны лавровыми венками.

Г. И.С. Аксаков не стал выступать с речью.

2. Объясните значение слов: автограф, пан­теон, овация.

3. К глаголу воздвигнуть подберите синонимы, стилистически нейтральные.

4. Какое слово не является причастием?

А. увенчан; Б. заполнены; В. всенарод­ный; Г. собиравшийся

5. В каком словосочетании связь иная, чем примыкание?

А. достойно завершить; Б. пушкинские торжества; В. значительно сократить; Г. хо­рошо известна.

6. Подберите синонимичные словосочетания со связью управление к следующим словосоче­таниям: лавровый венок, московские торжества.

7. Какое сочетание слов не является словосо­четанием?

А. автографы поэта; Б. в течение дней; В. две комнаты; Г. шумные овации. (Ответ: Б)

8. Сколько грамматических основ в предложе­нии четвертого абзаца. (Ответ: 3)

9. Укажите средства речевой выразительности:

А. эпитеты; Б. оценочная лексика; В. гра­дация; Г. цитирование; Д. восклицатель­ные предложения; Е. парцелляция. (Ответ: А–Д)

10. Выполните творческие задания: 1) напи­шите сжатое изложение; 2) ответьте в сочине­нии-рассуждении на вопрос «Когда человечес­кое слово обладает огромной силой?»; 3) ответьте письменно на вопрос «Когда предложения с од­нородными членами создают градацию?».

VI. Подготовьтесь к сжатому изложению. Выпишите из текста ключевые слова.

Древнерусская поэма «Слово о полку Игоре­ве» доныне таит в себе массу загадок: историчес­ких, языковых, географических, литературовед­ческих… Сколько ни трудились мудрые знатоки старины, все еще остается неясным многое: кто написал поэму, где протекала река Каяла, как следует переводить на современный язык не­которые слова… Загадочны некоторые образы «Слова»: Боян, Троян, Карна, Жля, Див, дебрь Кисанова… Исполнены таинственности роман­тическая дева-Обида и рыщущий волком князь Всеслав. Неясны многие символы и метафоры. Не разгаданы так называемые «темные места»…

Удивительна сверхгениальная инструмен­товка поэмы, ее поразительная звукопись: «по­топтаны поганые полки половецкие», «трубят трубы в Новеграде, стоят стяги в Путивле»… Порой представляется, что автор изучил массу специальных трудов об искусстве слова, о науке поэзии. Он многое знает о секретах художествен­ного мастерства такого, что недоступно и совре­менным авторам. Откуда это у него?! Украшения скифского золота, которые находят археологи в курганах, поражают нас тонкостью и изящест­вом работы, безукоризненностью пластики. Ис­куснейшие ювелиры наших дней оказываются не в состоянии, даже с помощью микроскопов, повторить древнюю филигрань. Нечто подобное демонстрирует нам и «Слово о полку Игореве». Современные поэты, сделавшие метафору куми­ром поэзии, могут лишь завистливо ахать, когда прикасаются к образному строю «Слова»! Как зримо, как убедительно развертываются здесь самые яркие и неожиданные сравнения!

Высоко ценил метафорическую систему «Сло­ва» Сергей Есенин. Обосновывая важность яр­кой образности стиха, Есенин всегда обращался за доказательствами к поэтике «Слова о полку Игореве», которое он блестяще знал наизусть, причем не в переводе, а в древнерусском под­линнике.

Разве не заслуживает самого пристального внимания вопрос: кем мог быть человек, создав­ший такой шедевр, из каких источников черпал он свои словесные блёстки, где жил, у кого учил­ся. Какими книгами народной мудрости поль­зовался он в своем труде. Уж не сам ли удалой князь Игорь создал поэму о своем походе? Эта гипотеза не раз обсуждалась… Сколько тут и других проблем, загадок, предположений, путей поиска!

1. Объясните значение слов: шедевр, гипоте­за, метафора, филигрань.

2. Какое утверждение не соответствует содер­жанию текста?

А. Ученые не могут ответить на многие вопро­сы, связанные с поэмой «Слово о полку Игореве».

Б. Художественное мастерство автора «Слова» поражает.

В. Вопрос о том, кто был автор «Слова», вызы­вает огромный интерес.

Г. Предположение о том, что сам князь Игорь создал поэму, не обсуждалось.

3. Укажите средства языковой выразитель­ности:

А. эпитеты; Б. сравнение; В. метафоры; Г. восклицательные предложения; Д. риторичес­кие; вопросы; Е. ряды однородных членов; Ж. парцелляция; З. анафора.

4. Докажите, что это текст публицистического стиля.

5. Замените словосочетание скифское золото синонимичным со связью управление.

6. В каком словосочетании связь иная, чем со­гласование?

А. художественное мастерство; Б. народная мудрость; В. секреты мастерства; Г. изящес­тво работы.

7. Сколько грамматических основ во втором предложении? (Ответ: 5)

8. Объясните орфограммы в словах: предполо­жение, прикасаются.

9. Какие пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Читайте также:  Утомленное солнце танго для гитары

11. Выполните творческие задания: 1) напи­шите сжатое изложение; 2) напишите сочинение на одну из тем: «“Слово о полку Игореве” полно загадок и тайн», «Художественное совершенство поэмы “Слово о полку Игореве”».

Журнал «Русский язык» ИД «Первое сентября» (http://1september.ru).

Подписка по каталогу «Почта России». Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого документа
«вариант учителя»

Контрольная работа 3

V. Прочитайте отрывок из статьи, посвя­щенной открытию памятника Пушкину в Москве в июне 1880 года. Подготовьтесь к сжатому изложению и сочинению.

Последний день пушкинских торжеств в Москве ознаменовался речью Ф.М. Достоевско­го на заседании Общества любителей российской словесности. Эта речь хорошо известна и вошла в историю русской литературы… А в тот памятный день речь Достоевского потрясла слушателей. Вот свидетельство очевидца:

«Передать речь Достоевского невозможно: глубже и блистательнее ее нельзя себе ничего представить; форма в ней так слита с содержани­ем, что никакой ответ не даст и приблизительного понятия об ее силе. К тому же она и произнесена была неподражаемо хорошо. Когда Достоевский кончил, вся зала духовно была у ног его. Он по­бедил, растрогал, увлек, примирил. Он доставил минуту счастья и наслаждения душе и эстетике. За эту-то минуту и не знали, как благодарить его. У мужчин были слезы на глазах, дамы рыдали от волнения, стон и гром оглашали воздух. Груп­па словесников обнимала писателя, а несколько девушек спешили к нему с лавровым венком и увенчали его тут же, на эстраде. Человеческое слово не может претендовать на большую силу».

Венок этот Федор Михайлович возложил к па­мятнику любимому поэту…

Потрясенный речью Достоевского, И.С. Ак­саков, собиравшийся осветить ту же тему, хотел значительно сократить свое выступление, но слушатели потребовали этого не делать.

Было принято предложение достойно завер­шить московское торжество началом всенарод­ной подписки на памятник Н.В. Гоголю: «Да будет Москва пантеоном русской литературы, да воздвигнется памятник Гоголю в центре России, в Москве!» В несколько минут листы для под­писки на памятник Гоголю были заполнены.

В тот же вечер в Благородном собрании состо­ялся литературно-музыкальный концерт, на ко­тором И.С. Тургеневу опять устроили «шумные овации» и поднесли такой же венок, каким ут­ром был увенчан Достоевский.

В течение праздничных дней была открыта вы­ставка, на которой экспонировались автографы поэта, некоторые его вещи, портреты Пушкина, его друзей. Выставка помещалась в Дворянском собрании и занимала всего две комнаты, однако «отличалась полнотой и ценностью».

Так завершились четырехдневные пушкинские торжества в Москве.

1. Какое утверждение не соответствует содер­жанию текста?

А. Речь Достоевского на пушкинских торжествах – доказательство огромной силы человеческого слова.

Б. Была организована всенародная под­писка на памятник Гоголю.

В. Достоевский и Тургенев были увенчаны лавровыми венками.

Г. И.С. Аксаков не стал выступать с речью. (Ответ: Г)

2. Объясните значение слов: автограф, пан­теон, овация.

3. К глаголу воздвигнуть подберите синонимы, стилистически нейтральные.

4. Какое слово не является причастием?

А. увенчан; Б. заполнены; В. всенарод­ный; Г. собиравшийся (Ответ: В)

5. В каком словосочетании связь иная, чем примыкание?

А. достойно завершить; Б. пушкинские торжества; В. значительно сократить; Г. хо­рошо известна. (Ответ: Б)

6. Подберите синонимичные словосочетания со связью управление к следующим словосоче­таниям: лавровый венок, московские торжества. (Ответ: венок из лавра, торжества в Москве)

7. Какое сочетание слов не является словосо­четанием?

А. автографы поэта; Б. в течение дней; В. две комнаты; Г. шумные овации. (Ответ: Б)

8. Сколько грамматических основ в предложе­нии четвертого абзаца. (Ответ: 3)

9. Укажите средства речевой выразительности:

А. эпитеты; Б. оценочная лексика; В. гра­дация; Г. цитирование; Д. восклицатель­ные предложения; Е. парцелляция. (Ответ: А–Д)

10. Выполните творческие задания: 1) напи­шите сжатое изложение; 2) ответьте в сочине­нии-рассуждении на вопрос «Когда человечес­кое слово обладает огромной силой?»; 3) ответьте письменно на вопрос «Когда предложения с од­нородными членами создают градацию?».

VI. Подготовьтесь к сжатому изложению. Выпишите из текста ключевые слова.

Древнерусская поэма «Слово о полку Игоре­ве» доныне таит в себе массу загадок: историчес­ких, языковых, географических, литературовед­ческих… Сколько ни трудились мудрые знатоки старины, все еще остается неясным многое: кто написал поэму, где протекала река Каяла, как следует переводить на современный язык не­которые слова… Загадочны некоторые образы «Слова»: Боян, Троян, Карна, Жля, Див, дебрь Кисанова… Исполнены таинственности роман­тическая дева-Обида и рыщущий волком князь Всеслав. Неясны многие символы и метафоры. Не разгаданы так называемые «темные места»…

Удивительна сверхгениальная инструмен­товка поэмы, ее поразительная звукопись: «по­топтаны поганые полки половецкие», «трубят трубы в Новеграде, стоят стяги в Путивле»… Порой представляется, что автор изучил массу специальных трудов об искусстве слова, о науке поэзии. Он многое знает о секретах художествен­ного мастерства такого, что недоступно и совре­менным авторам. Откуда это у него?! Украшения скифского золота, которые находят археологи в курганах, поражают нас тонкостью и изящест­вом работы, безукоризненностью пластики. Ис­куснейшие ювелиры наших дней оказываются не в состоянии, даже с помощью микроскопов, повторить древнюю филигрань. Нечто подобное демонстрирует нам и «Слово о полку Игореве». Современные поэты, сделавшие метафору куми­ром поэзии, могут лишь завистливо ахать, когда прикасаются к образному строю «Слова»! Как зримо, как убедительно развертываются здесь самые яркие и неожиданные сравнения!

Высоко ценил метафорическую систему «Сло­ва» Сергей Есенин. Обосновывая важность яр­кой образности стиха, Есенин всегда обращался за доказательствами к поэтике «Слова о полку Игореве», которое он блестяще знал наизусть, причем не в переводе, а в древнерусском под­линнике.

Разве не заслуживает самого пристального внимания вопрос: кем мог быть человек, создав­ший такой шедевр, из каких источников черпал он свои словесные блёстки, где жил, у кого учил­ся. Какими книгами народной мудрости поль­зовался он в своем труде. Уж не сам ли удалой князь Игорь создал поэму о своем походе? Эта гипотеза не раз обсуждалась… Сколько тут и других проблем, загадок, предположений, путей поиска!

1. Объясните значение слов: шедевр, гипоте­за, метафора, филигрань.

2. Какое утверждение не соответствует содер­жанию текста?

А. Ученые не могут ответить на многие вопро­сы, связанные с поэмой «Слово о полку Игореве».

Б. Художественное мастерство автора «Слова» поражает.

В. Вопрос о том, кто был автор «Слова», вызы­вает огромный интерес.

Г. Предположение о том, что сам князь Игорь создал поэму, не обсуждалось. (Ответ: Г)

3. Укажите средства языковой выразитель­ности:

А. эпитеты; Б. сравнение; В. метафоры; Г. восклицательные предложения; Д. риторичес­кие; вопросы; Е. ряды однородных членов; Ж. парцелляция; З. анафора. (Ответ: А–Е)

4. Докажите, что это текст публицистического стиля.

5. Замените словосочетание скифское золото синонимичным со связью управление. (Ответ: золото скифов)

6. В каком словосочетании связь иная, чем со­гласование?

А. художественное мастерство; Б. народная мудрость; В. секреты мастерства; Г. изящес­тво работы. (Ответ: В)

7. Сколько грамматических основ во втором предложении? (Ответ: 5)

8. Объясните орфограммы в словах: предполо­жение, прикасаются.

9. Какие пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

11. Выполните творческие задания: 1) напи­шите сжатое изложение; 2) напишите сочинение на одну из тем: «“Слово о полку Игореве” полно загадок и тайн», «Художественное совершенство поэмы “Слово о полку Игореве”».

Читайте также:  Квадратура луна солнце транзит

При подготовке к изложению и сочине­нию полезно обратить внимание на то, как с помощью разнообразных языковых средств в тексте выражена тема загадочности:

таит массу загадок, остается неясным, загадочны некоторые образы, исполнена таинственности, неясны многие символы, не разгаданы, удивительна, поразитель­ная, сколько загадок

Эти речевые обороты уместно использо­вать с чувством меры не только в творчес­ких работах, связанных с анализом «Слова о полку Игореве», но и в сочинениях на дру­гие темы.

Журнал «Русский язык» ИД «Первое сентября» (http://1september.ru).

Подписка по каталогу «Почта России». Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого документа
«задания»

Имя и фамилия ученика___________________________________
Класс___________________________________
Оценка____________________________________

Упражнение 1. Выясните, какие перед вами предложения:

а) простое предложение с однородными членами;

б) бессоюзное сложное предложение.

1. Ветер принес издалека

Песни весенней намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

2. В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звездные сны.

3. Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

4. Встану я в утро туманное,

Солнце ударит в лицо.

5. Растут невнятно розовые тени,

Высок и внятен колокольный зов,

Ложится мгла на старые ступени.

6. Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

7. Река, распевая, несла

И синие льдины, и волны,

И тонкий обломок весла.

8. Утихает светлый ветер,

Наступает серый вечер,

Ворон канул на сосну,

Тронул сонную струну.

9. Вися над городом всемирным,

В пыли прошедшей заточен,

Еще монарха в утре лирном

Самодержавный клонит сон.

10. Она пришла с мороза

Ароматом воздуха и духов,

И совсем неуважительной к занятиям

11. Я помню длительные муки:

Ночь догорала за окном;

Ее заломленные руки

Чуть брезжили в луче дневном.

12. Свирель поет: взошла звезда,

Пастух, гони стада.

13. Умчались, пропали без вести

Степных кобылиц табуны,

Развязаны дикие страсти

Под игом ущербной луны.

14. Я слушаю рокоты сечи

И трубные крики татар,

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.

15. Под шум и звон однообразный,

Под городскую суету

Я ухожу, душою праздный,

В метель, во мрак и в пустоту.

16. Напрасно и день светозарный вставал

Над этим печальным болотом:

Его обитатель свой день посвящал

Вину и усердным работам.

17. В глухую темень искры мечет,

От искр всю ночь, всю ночь светло.

18. Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

19. Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

20. Встретив на горном тебя перевале,

Мой прояснившийся взор

Понял тосканские дымные дали

И очертания гор.

21. Ясным заревом алея,

Уводила вдоль пруда

Эта узкая аллея

В сны и тени навсегда.

22. Бывают тихие минуты:

Узор морозный на стекле.

23. Мечта невольно льнет к чему-то,

Скучая в комнатном тепле.

Сердце занято мечтами,

Сердце помнит долгий срок,

Поздний вечер над прудами.

Раздушенный ваш платок.

24. Сначала тают крылья крошки,

Головка падает назад,

Сломались сахарные ножки

И в сладкой лужице лежат.

25. Учись вниманью длинных трав,

Разлейся в море зорь бесцельных,

Протяжный голос свой послав,

В отчизну скрипок запредельных.

26. Черный ворон в сумраке снежном,

Черный бархат на смуглых плечах.

27. В томленьи твоем исступленном

Тоска небывалой весны

Горит мне лучом отдаленным

И тянется песней зурны.

28. Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой, легка.

29. Вагоны шли привычной линией.

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие,

В зеленых плакали и пели.

30. Я молча на нее гляжу,

Сжимаю пальцы ей до боли.

Примечание: все предложения взяты из сти­хотворений А.А.Блока.

Упражнение 2. Объясните, почему поставлено двоеточие в бессоюзном сложном предложении:

а) вторая часть предложения заключает при­чину того, о чем говорится в первой;

б) вторая часть поясняет смысл первой;

в) вторая часть дополняет первую.

1. Вокруг обычным, спокойным порядком шла работа: глубоко внизу сигналили машины, гре­мела арматура, раздавалась барабанная дробь металлических ломов. (С.Антонов)

2. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А.Пушкин)

3. Преследовали противника казаки неохотно: приустали кони. (М.Шолохов)

4. Я спустился с крутого берега и с облегчени­ем вздохнул: внизу было тихо, безветренно и да­же как будто тепло. (К.Паустовский)

5. Даша вдруг обрадовалась: Крым ей предста­вился синими шумящими волнами, чудесным простором. (А.Толстой)

6. На батарее веселье: играет гармоника и от­куда-то взявшаяся скрипка. (В.Катаев)

7. А это верно: современные молодые жен­щины любят что-нибудь смелое, героическое. (М.Зощенко)

8. В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь, послыша­лись по двору чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул. (И.Гончаров)

9. И вдруг Кате стало страшно: это было не его лицо, чужое, остроносое. (А.Толстой)

10. Мы слышим: сердце плещется в груди. (А.Толстой)

11. Ивлев поглядел кругом: погода поскучне­ла, со всех сторон натянуло линючих туч и уже накрапывало. (И.Бунин)

12. Не пой, красавица, при мне ты песен Гру­зии печальной: напоминают мне оне другую жизнь и берег дальний. (М.Лермонтов)

13. Подите прочь: вы человек опасный. (А.Пушкин)

14. Пурга кончалась: снег поредел, ветер нале­тал только порывами. (В.Обручев)

15. Я знал: удар судьбы меня не обойдет. (М.Лермонтов)

16. Действительно, в течение дня погода ме­нялась несколько раз: то светило солнце, то шел дождь. (В.Арсеньев)

17. Не спи, казак, во тьме ночной: чеченец хо­дит за рекой. (А.Пушкин)

18. Ах, обмануть меня нетрудно: я сам обма­нываться рад. (А.Пушкин)

19. Я подошла к балконной двери и протерла стекло платком: в саду на черном небе ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды. (И.Бунин)

20. Дома Рому встретили торжественно: отец подарил мальчику тяжелую серебряную ложку с затейливым вензелем, а тетка – шарф собствен­ного вязания. (М.Горький)

21. Я тебе определенно скажу: у тебя есть та­лант. (А.Фадеев)

22. Я слышу: опять воет собака. (А.Чехов)

23. Вот постепенно появляются красноватые просветы в облаках: это солнце подходит к гори­зонту. (Г.Троепольский)

24. Я верю: новый век взойдет средь всех не­счастных поколений. (А.Блок)

25. Бывают тихие минуты: узор морозный

Мечта невольно льнет к чему-то,

Скучая в комнатном тепле.

26. Напрасно и день светозарный вставал

Над этим печальным болотом:

Его обитатель свой день посвящал

Вину и усердным работам.

27. Человек должен верить: непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нем. (В.Гёте)

28. Великий человек является начинателем: он видит дальше других и хочет сильнее других. (Г.Плеханов)

29. Ночью я видел: ломались березы!

30. Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Упражнение 3. Объясните, почему поставле­но тире в бессоюзном сложном предложении:

а) простые предложения противопоставлены друг другу;

б) первое простое предложение выражает вре­мя или условие того, о чем говорится во втором;

в) второе предложение выражает вывод, следствие того, о чем говорится в первом;

Источник

Adblock
detector