Меню

Погасло солнце средство выразительности

Краткий анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Погасло дневное светило….» было написано в 1820 году, в период южной ссылки.

18 августа друзья взяли Пушкина в морское путешествие по Крыму. Во время плавания, на борту корабля, и было создано это произведение.

В нём поэт размышляет о превратностях судьбы, разлучившей его с милыми сердцу людьми, о воспоминаниях любви и рано ушедшей юношеской беззаботности.

2. Литературное направление

Стихотворение выдержано в духе романтизма. На это прямо указывает подзаголовок «Подражание Байрону».

Герой-романтик, образ моря как проявление слепой стихийной воли, поэтика вечного странствия, конфликт человека и общества – все эти отличительные признаки романтического произведения явно присутствуют в тексте.

3. Род

Данное произведение принадлежит к лирическому роду.

4. Жанр

По жанру оно представляет собой элегию.

Мотивы расставания с близкими, печали, робости перед будущим подчёркивают элегический характер размышлений героя.

5. Проблематика

Основная проблема, затронутая в произведении, — человек и воля судьбы.

Противопоставляя лирического героя мятежной морской стихии, Пушкин подчёркивает одиночество героя, делающее его уязвимым и одновременно сильным.

6. Тематика

Автор затрагивает такие привычные для поэтов-романтиков темы, как:

  • одиночество,
  • разлука с близкими,
  • воспоминание о прошедшей любви,
  • тоска по утраченной молодости,
  • неясность будущего,
  • разочарование,
  • поиск новых целей и идеалов.

7. Идея

Основная идея стихотворения состоит в том, что человек всю жизнь находится в странствии между прошлым и будущим. Его томят воспоминания о том, что уже потеряно, и пугают неясные образы будущего.

Корабль, несущий поэта по волнующемуся житейскому морю, плывёт в туманных сумерках, и путь его ещё не ясен.

Не без горечи, с большим трудом, но всё же лирический герой оставляет заблуждения прошлого. Он чувствует, что для него начинается новая жизнь, не похожая на жизнь обычных людей, и приветствует её приход.

8. Пафос

Пафос стихотворения – жизнеутверждение, побеждающее трудности.

Каким бы туманным ни казался путь во мгле, нужно смело плыть вперёд, рассекая килем мятежные волны. Жизнь – бесконечное движение, и пока шумит парус, есть смысл стремиться к новым горизонтам.

9. Система образов

Содержание произведения задают образы бушующего моря и отважного корабля, которые несут в себе семантику переменчивой, полной сложностей жизни и веры человека в собственные силы.

«Ветрило», к которому обращается поэт, — это парус. Он назван «послушным». Значит, лирический герой уверенно правит судном.

А вот морская стихия изначально ему неподвластна, но и её можно преодолеть.

Пространство стихотворения разделено на две плоскости: высшую (ту, где погасло солнце — «дневное светило» — и где трепещет парус) и низшую («волнуйся подо мной»). Такой «расстановкой» образов поэт стремится показать своё превосходство над трудностями. Его не пугают волны, он призывает ветер перемен сильнее дуть в его паруса.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем стихотворения является лирический герой (сам автор).

Он отправляется в плавание по житейскому морю и вспоминает тех, кто был ему дорог, а также тех, с кем расстался без сожаления.

Ситуация странствия обостряет тоску по первым и лёгкость прощания со вторыми. Герой яснее сознаёт истинные жизненные ценности.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения – странник. Одновременно он является и кормчим, ведь ветрило ему послушно.

Поэт не желает быть праздным пассажиром на корабле – он сам намерен вести своё судно сквозь туман.

12. Сюжет

Сюжет произведения описывает путь одинокого корабля по бушующему морю.

В первой части говорится о том, что волны несут героя к новым желанным берегам, которые волнуют его прелестью молодой мечты, вызывая воспоминания о лучших годах жизни.

Вторая часть содержит в себе сожаление о том, что берега дорогой сердцу поэта родины теперь от него далеко и он не найдёт в родной стране приюта и понимания.

Третья часть посвящена теме забвения. Поэт говорит, что забыл обольщения молодости, и они больше не волнуют его, но внезапно признаётся, что раны сердца болят от этого не меньше.

Читайте также:  Солнце всем лампы для солярия

Значит, тоска по родине томит его по-прежнему. Несмотря на это, он будет плыть дальше, туда, куда несут его волны судьбы.

13. Композиция

Линейная композиция стихотворения делится на три части.

  • Первая часть посвящена воспоминаниям о прошлом,
  • вторая описывает настоящее,
  • а в третьей заключена мысль о будущем.

Композиционная структура полностью подчинена авторскому замыслу.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение написано разностопным ямбом.

Женские и мужские рифмы чередуются.

Используется перекрёстный (АВАВ) и параллельный (ААВВ) способ рифмовки.

15. Художественное своеобразие произведения

С помощью ассонансов с «у» и «ы» поэт передаёт ощущение бури.

Аллитерации с «р», «с», «з, «ш» напоминают свист ветра, скрип корабельных мачт, хлёсткий шум накатывающих волн.

Как в лермонтовском «Парусе», где мачта «гнётся и скрипит», корабль под креном преодолевает мятежный морской простор, и музыка внутреннего смятения блестяще передана Пушкиным.

Синтаксическим средством создания образа являются рефрены, которые повторяются в начале каждой из трёх частей: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

Внутри строф имеются анафоры («я вспомнил», «я вас бежал», «и вы забыты»).

Высокую патетику стихотворения передают обращения и риторические восклицания, предложения с длинными рядами однородных членов.

Лексика высокого стиля с элементами архаики («ветрило» вместо «парус», «дневное светило» вместо «солнце») отсылают читателя к античному архетипу Орфея, плывущего по морю на дельфине, настраивают на высокий лад.

16. Средства художественной выразительности

В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «угрюмый океан», «волшебные края», «по грозной прихоти», «томительный обман», «легкокрылая радость», с помощью которых поэт описывает состояние лирического героя.

Олицетворения («пал туман», «шуми, ветрило», «волнуйся, океан», «душа кипит и замирает», «мечта… летает», «мне изменила радость» и другие) оживляют текст, делая его динамичным, помогают острее почувствовать конфликт героя и окружающих его неблагоприятных обстоятельств.

Метафорические образы океана как жизненного пути, ветрила – как независимости, «пределов дальних» — как будущего выходят на уровень философских символов и заставляют видеть в стихотворении пророческие аллегории.

17. Значение произведения

Значение данного стихотворения состоит в том, что оно выражает состояние внутренней раздвоенности человека, находящегося на перекрёстке жизненных дорог.

Прощаясь со своим прошлым, он ещё не знает, что ждёт его в будущем и видит перед собой океан житейских страстей. Необходимо мужество, чтобы выстоять в поединке с морской стихией.

«Угрюмый океан» разочарований и тоски не должен смущать того, кто отправляется «к пределам дальним», ведь жизнь полна испытаний, которых не избежать. Важно понять и принять это, а затем двигаться дальше.

18. Актуальность

Состояние выбора, одно из самых трудных для каждого человека, присутствует в нашей жизни повсеместно.

Актуальность пушкинского стихотворения заключена в самом обращении к теме духовного распутья. Каким бы трудным ни казался выбор, нужно оставить заблуждения прошлого и жить, сохраняя в сердце память о тех, кто действительно дорог.

19. Моё отношение

Меня впечатлили грозные морские пейзажи, описанные Пушкиным в стихотворении «Погасло дневное светило».

Воображение рисует высокие морские валы, бурю и молнию. Не каждый корабль уцелеет в подобном плавании. Можно только посочувствовать жизненным трудностям, которые описал поэт с помощью столь ярких метафор.

Ему было нелегко находиться вдали от единомышленников, от горячо любимых им Москвы и Петербурга, в 21 год не иметь возможности делать и говорить то, что хочется.

Пушкин уже чувствовал, что его судьба складывается не так, как это бывает у обычных людей, но не пытался уйти от её ударов. Меня восхищает мужество, с которым поэт принимает будущее, повторяя: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

20. Чему учит

Стихотворение «Погасло дневное светило» учит стойкости и терпению.

Жизненные трудности неизбежны, сожаления о прошлом, сомнения и утраты – тоже. Важно сохранить веру в близость заветных берегов и уверенно идти к ним сквозь житейский туман.

Читайте также:  Здравствуй солнце здравствуй речка

Человек не должен пасовать перед трудностями, как бы горько и одиноко ему ни было.

Источник

А. С. Пушкин «Погасло дневное светило» полный анализ стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин, перу которого принадлежит произведение «Погасло дневное светило», знакомит читателя с прекрасными пейзажами, насладиться которыми поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру с радостью поможет разобраться во всех нюансах и тонкостях анализируемого произведения.

История создания

Это стихотворение поэт написал в тот период своей жизни, когда находился в Южной ссылке. Ведь в 1820 году за произведения, которые носили весьма либеральный характер, поэта выслали из Петербурга. Изначально было решено отправить автора в Сибирь в монастырь, но благодаря влиянию друзей, которые имели определенный вес в обществе, решено было отправить Пушкина на юг.

Но когда автор прибыл на место назначения – он был вынужден отправиться в незапланированный отпуск по причине болезни. Там, вместе с семейством Н.Н. Раевского, который был героем войны 1812 года, он отправился в путешествие В Крым и на Кавказ. Данное путешествие положительно отразилось на творчестве автора. Главную роль сыграли пейзажи, которые окружали поэта, а так же знакомство с новыми людьми.

Александр Сергеевич увлекается дочками Раевского, которых звали Екатерина и Мария. Именно на корабле, следовавшем в Гурзуф из Феодосии, и появилось на свет произведение «Погасло дневное светило». В данной элегии мы можем видеть романтика, который жил внутри Александра Сергеевича.

Насчет того, кому именно адресуется произведение «Погасло дневное светило», существует несколько вариантов. Одним, из которых является то, что данное стихотворение было написано для Екатерины Бакуниной, сестры лицейского друга Пушкина. Все дело в том, что поэт был влюблен в эту девушку, будучи еще юношей. Мы можем предположить, что чувство было достаточно сильным, потому что её образ встречается в лирических произведениях поэта вплоть до 1825 года.

Второй версией выступает то, что стихотворение «Погасло дневное светило» имеет отношение к Авдотьи Голицыной. Это была хозяйка литературного салона, где очень часто любил бывать поэт. К данной даме Александр Сергеевич так же имел определенные чувства, которые так и остались без взаимности.

Жанр, размер

Данное стихотворение является своего рода одним из самых главных во всей романтической лирике Александра Сергеевича. Относится данное стихотворение к романтизму. В нем хорошо прослеживаются черты Байроновского стиха, ведь именно его творчество занимало последнее время Александра Сергеевича.

Что же касается жанра, то это элегия. Это легко заметить по содержанию стихотворения, которое пронизано печальными мыслями и размышлениями, относительно молодости, которая осталась в прошлом. Так же автор сожалеет о своей Родине, с которой ему пришлось расстаться.

Размер стихотворения – разностопный ямб. Рифму поэт использует как перекрестную, так и кольцевую. Этим самым Пушкин создает ощущение разговора, чем позволяет читателю ощутить на себе размышления поэта.

Композиция

Стихотворение «Погасло дневное светило» можно разделить на три части. Каждая отделяется от другой при помощи рефрен.

Первая часть стихотворения включает в себя всего две строки, которые строят всю экспозицию произведения, создавая романтический пейзаж.

На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,

Во второй части мы можем узнать о настроении самого лирического героя, прикоснуться к его воспоминаниям.

Третья, она же заключительная часть, выступает антитезой второй части стихотворения. Лирический герой опять же придается воспоминаниям, но на сей раз носящим позитивный характер. Он вспоминает веселые моменты молодости, о своих ошибках в любовных отношениях, которые оставили определенный след в душе поэта. Но автор постарался забыть об этом.

И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной…

В самом конце поэт использует рефрен, чем подчеркивает, что жизнь имеет быстротечный и непрерывный ход. Но лирический герой решает смириться с этим, потому что впереди его ждет много счастливых дней.

Читайте также:  Солнце докатилось до края земли растеклось по небу ярким заревом

Образы и символы

Главным образом, который использует Александр Сергеевич в данном стихотворении, это образ океана. Он проводит параллель водной стихии с быстротечностью нашей жизни, себя же он сравнивает с куда-то бегущим «ветрилом».

Океан автор показывает весьма мрачным и угрюмым. Он сравнивает его с судьбой, которая всегда пугает человека своей неизвестностью. Главное то, что ни на судьбу, ни на океан мы не имеем никакого влияния. Это и пытается донести автор в своем произведении.

Образ мечты поэт передает при помощи упоминания отдаленного берега. Автор хочет туда попасть всей душой, поэтому призывает в помощь судьбу, чтобы та помогла ему туда перенестись.

Есть мнение, что таким образом поэт показывал желание эмигрировать.

Свою Родину поэт показывает в образе печальной и туманной земли. Александр Сергеевич не мог знать наверняка, чем ему обернется его творчество. Из-за царского гнева он мог оказаться как в ссылке, так и в тюрьме.

Вспоминая столицу, у автора невольно возникают ассоциации с красивой женщиной, которая полностью покорила его сердце.

В образе лирического героя не сложно увидеть самого Александра Сергеевича Пушкина. Все мысли, которыми был награжден лирический герой произведения, это мысли самого поэта.

Образ моря как нельзя лучше создает настроение произведения – печального и грустного.

Темы и проблемы

Все произведение пронизано философскими мыслями, которые заключаются в сути человеческой жизни. Хоть автор и уделяет большое внимание описанию непревзойденных пейзажей, но это не помогает скрыть тему Родины, которая очень сильно тревожит поэта. Основная часть воспоминаний весьма печальна, но и это не может отвернуть поэта от любви к своей земле и желанию туда вернуться. Слишком много связывает автора с родным краем. Именно это многое и не отпускает его, заставляет грустить и печалиться.

Стихотворение «Погасло дневное светило» поэт написал, находясь в ссылке. Благодаря этому в произведении так же присутствуют политические мотивы.

Поэт придается воспоминаниям о былой любви, которая не была взаимной, но, в то же время, в его мыслях слышится тоска о том времени.

Поднятая тема Родины так же занимает не последнее место в произведении. Он показывает Родину в загадочном свете.

В теме природы поэт показывает свою жизнь, которая постоянно готовит автору неожиданные повороты.

Так же присутствует тема мечты. Автор не теряет надежды на то, что рано или поздно его мечты осуществятся.

Проблемы произведения напрямую связаны с основной мыслью. Поднятая проблема вынужденного изгнания, слегка приукрашена автором, но это и свойственно такому направлению, как романтизм. Все произведение имеет весьма печальное настроение. Лирического героя очень печалит его одиночество, а так же невозможность полноценно оценивать будущее.

Основная мысль

Основная мысль, которую вложил поэт в анализируемое стихотворение – это невозможность изменить волю судьбы. Невозможно бороться с законами природы, так и невозможно изменить те факторы, которые от нас не зависят, но меняют нашу жизнь. Человеку приходится приспосабливаться и двигаться дальше вперед. Далеко не все происходит так, как мы того хотим или запланировали. К сожалению, с этим невозможно ничего сделать. Остается лишь смириться.

Пушкин показывает, что там, на далеком берегу, его ждет исполнение его желаний. Но туда еще предстоит добраться, а этому очень мешают многие факторы.

Скорее всего, Александр Сергеевич задумывался об эмиграции, ведь в его родной стране его не всегда понимали.

Он сравнивает себя с морским путником, который так же не может самостоятельно выбрать свой путь. Чаще всего его передвижение зависит от воли судьбы.

Средства выразительности

Здесь присутствует возвышенный слог, что весьма характерно для элегии. Пушкин использует в данном стихотворении различные виды троп. Встречаются архаизмы, перифразы.

Так же мы можем видеть огромное количество и других средств выразительности: эпитеты – придают стихотворению особые краски и яркость; олицетворения – добавляют чувствам героя динамики; метафоры – добавляют поэтичности и мелодичности.

Источник

Adblock
detector