Меню

Поэт с целью как у солнца

Образ солнца в поэзии Серебряного века (исследовательская работа по литературе)

Цель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.

Материалом для изучения послужили тексты «Слова о полку Игореве», «Задонщины», оды Ломоносова М.В. , Державина Г.Р., стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов-символистов, акмеистов, футуристов, картины художников К.Малевича, Н.Чюрлениса.

В работе использованы приемы сравнительного и сопоставительного анализа поэтических произведений.

Скачать:

Вложение Размер
obraz_solnca_v_poezii_serebryanogo_veka.doc 116.5 КБ
prezentaciya_k_rabote_obraz_solnca_v_poezii_serebryanogo_veka.odp 1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

Городская литературоведческая конференция

«Русская поэзия XX века»

Исследовательская работа по литературе

Тема: «Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века»

подготовили учащиеся 8 А кл.:

Тема: «Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века»

Цель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  1. найти и отобрать материал по теме «Символика Солнца»;
  2. проанализировать, какие изменения происходили в восприятии и трактовке данного образа в разные периоды развития литературы;
  3. подобрать стихотворные произведения поэтов Серебряного века, в которых встречается солнечная символика;
  4. сопоставить найденный материал, выявить связь и отличия, сделать выводы по данной теме исследования;
  5. выучить понравившиеся стихотворения поэтов Серебряного века.

Материалом для изучения послужили тексты «Слова о полку Игореве», «Задонщины», оды Ломоносова М.В. , Державина Г.Р., стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов-символистов, акмеистов, футуристов, картины художников К.Малевича, Н.Чюрлениса.

В работе использованы приемы сравнительного и сопоставительного анализа поэтических произведений.

Содержание исследовательской работы

  1. Образ Солнца в мифологии древних славян.
  1. Обожествление Солнца, обычаи и верования.
  2. Художественный образ Солнца в древнерусской литературе.
  3. Светская литература XVIII в, XIX в.
  1. XX век – ожидание перемен, предчувствие трагических событий.
  1. Образ Солнца в поэзии Бальмонта.
  2. Опера «Победа над Солнцем», картины художника Н.Чюрлениса.
  3. Солнечная символика в стихотворениях Маяковского В., М.Цветаевой,

А.Ахматовой, О. Мандельштама.

3. Обобщение изученного материала, выводы.

1 слайд (титульный) Тема: «Образ солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века».

Целью нашей проектной работы было выяснить, какое значение имел образ солнца в мифологии древних славян и в связи с этим проанализировать, как изменилось восприятие данного образа в сознании человека XX века и как по-разному трактовали образ Солнца в конце XIX – начале XX в. представители разных направлений поэзии серебряного века.

Люди всегда чувствовали свою зависимость от солнца, они угадывали, что судьбы земли тесно связаны с судьбами солнца. Поэтому нет ничего удивительного, что издревле человек признавал источник света, тепла и жизни своим главным богом и представил его в антропоморфических и зооморфических образах. Богом солнца индусов был — Сурья и Савитар, персов — Ормузд; ассириян — Издубар и Нимрод; вавилонян — Мардук; египтян — Озирис, Пта, Ра; финикиян — Геракл; греков — Аполлон, Гелиос, Феб; скандинавов — Один; германцев — Бальдер; славян — Даждь-бог, Хорс, … Религии древнего Востока, культы Греции и Рима, культы Мексики и Перу, наконец, религии литовцев, славян, германцев и других народов создавали секты, поклоняющиеся солнцу и огню, как земному прообразу первого… Славянские праздники — коляда, праздник Мароны, Купала сопряжены с языческими обрядами поклонения солнцу».

2 и 3 слайды . 2 ученик: Образ солнца в древнеславянской мифологии.

2 слайд Солнце, согревающее все живыми лучами, приобщающее Землю к свету Небесному, зовется в языческой Руси Дажьбогом и приходится сыном Небу-Сварогу. «И после Сварога царствова сын его именем Солнце, его же наричают Дажьбог. Солнце-царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бо муж силен. » — говорится в Ипатьевской летописи. Дажьбог — главное божество Солнца, податель всего благого. Прося у Неба благ либо желая друг другу добра, люди говорили: «Дай Бог!». А поскольку в древнерусском языке слово «дай» звучит как «дажь», то и получалось: «Дажь Бог!».
В богатом образном восприятии крестьян Дажьбог-Солнце виделся как «огненный небесный бык», Луна — как «небесная корова», а их космический союз был символом рождения новой жизни.

3 слайд С весною и разгорающимся Солнцем, с пробуждением природы и ее яровым цветением связан сын Велеса — Ярила (Яр), который среди «календарных» богов, выделяется наиболее ярко именно как солнечный бог. Славяне посвятили ему первый месяц весны — белояр (март). Ярила изображался в образе молодого красивого человека на белом коне и в белой мантии, с венком весенних цветов на голове и колосьями в левой руке.

Все весенне-полевые работы шли под знаком поклонения этому богу. По окончании сева, в Ярилин день, ему выбирали в невесты самую красивую во всей округе девушку. Ярилину невесту украшали первыми весенними цветами, усаживали на белого коня и возили по часовой стрелке — «по солнцу», вокруг обработанного поля. Молодежь пела песни, водила хороводы. Все это должно было задобрить Ярилу, побудить его принести всем труженикам хороший урожай, а дому — приплод, ибо народное поверье гласило: «Влачился Ярило по всему свету: полю — жито родил, людям — детей плодил». Считалось, если Ярило будет каждый день «объезжать» нивы хлеборобов, то на Земле будут стоять ясные и теплые дни, несущие в дома пахарей хлеб и благополучие.

Знакомясь с былинами, сказаниями славянского народа, с гимнами, посвящёнными солнцу, мы видим, что люди в древности солнце обожествляли, поклонялись ему, относились с большим почтением и уважением. Воспевая солнце, люди просили у него света, тепла, защиты и помощи.

4 слайд ГИМН СОЛНЦУ ДРЕВНИХ ДРУИДОВ

О, Солнце!
О, Божественное Солнце!
Взойди и озари родную нашу Землю
Теплом и ярким светом,
Которых ждет здесь человек.
на слайде
О, Солнце!
Когда ты являешься в небе,
Поражая алым блеском и красотою,
Ночь рассеивается, уступая тебе место.

О, Солнце!
Вернись же к нам,
Вернись!

Начиная с периода принятия христианства и на протяжении развития древнерусской культуры, солнце как символ широко бытует в литературе и искусстве. В былинах о князьях и богатырях, в летописях, «Слове о полку Игореве», «Задонщине», в житиях святых — везде присутствует образ солнца. Солнце может быть светлым, нести человеку жизнь, но иногда оно может тьмой преграждать путь и меркнуть.

Наиболее общая скрепа, которая связывает начало и конец «Слова»,— это солнечный свет. В начале «Слова» солнце дважды предупреждает Игоря об опасности: «Тогда Игорь възр ѣ на св ѣ тлое солнце и вид ѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты». Это при выступлении в поход. В самом походе: «Солнце ему тьмою путь заступаше»* В «Слове» солнце выступает в качестве единого источника «тьмы» и «света», которыми оно суверенно распоряжается применительно к зависимым от него героям для их наказания или награды. Внутренняя эпическая логика солнечной символики «Слова» такова: солнце, а за ним два солнечных бога (Даждь-бог, Хоре) оказывали определяющее влияние на состояние и действия как природы, так и людей. В действие вступали вслед за солнцем, с одной стороны, зависимые от него силы небесные (ночь, гроза, тучи, гром, молнии, зори) и земные (животные, птицы, растения). С другой стороны, — люди, которые не только так или иначе реагировали на символы солнца и природы, но и сами могли действовать, как это изображалось, подобно животным и птицам (в особенности часто «волкомъ», а также «лютым зверемъ», «горностаемъ», «орломъ», «соколомъ», «гоголемъ» и т. п.). Органически связанный с солнечными знамениями образ Всеслава, как человека-волка, восходящий к древним верованиям, поддерживал зооморфные изображения подвигов Ольговичей.

Описывая выступление Дмитрия Донского в поход, автор «Задонщины» говорит, что «солнце ему ясно на встоце (востоке) сияет и путь поведает». В «Слове о полку Игореве» выступление войск Игоря в поход сопровождается солнечным затмением («Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты»). Рассказывая о движении сил Мамая к Куликову полю, автор «Задонщины» приводит картину зловещих явлений природы: «А уже беды их (татар) пасоша (подстерегают) птицы крылати, под облакы летают, вороны часто грают, а галици (галки) свои речи говорять, орли хлекчют, а волцы (волки) грозно воют, а лисицы на кости брешут». В «Слове» эти же зловещие предзнаменования сопровождают движение русского войска.

В «Сказании о Мамаевом побоище» Мамай, враг Русской земли, изображается автором «Сказания» в резко отрицательных тонах. Если Дмитрий — это светлое начало, глава благого дела, деяниями которого руководит бог, то Мамай — олицетворение тьмы и зла — за ним стоит дьявол. Принцип абстрактного психологизма в данном случае проявляется очень ярко.

Описания русского воинства представляют собой яркие и образные картины. Возможно, автор «Сказания» испытал здесь влияние поэтики Галицко-Волынской летописи: «Доспехы же русскых сынов, аки вода в вся ветры колыбашеся. Шоломы злаченыя на главах их, аки заря утренняа в время ведра светящися , яловии (флажки) же шеломов (на шлемах) их, аки пламя огньное пышется».

В древнерусской литературе сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце было в течение нескольких столетий символом сначала княжеской, а потом и царской власти .

5 слайд В светской литературе XVIII-XIX в. солнце встречается как светлый образ наполненный романтизмом. Так, в оде М.Ломоносова «Солнце», читаем строки:

на слайде
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло, приблизившись, воззреть,»>

Т.образом, солнце у Ломоносова – божественное светило, подчиняющее себе все на Земле. Он восторгается им, но уже пытается и приблизиться к пониманию его сути и научными исследованиями (астрономические наблюдения и открытия ). Ломоносов первым догадался, что поверхность Солнца представляет собой кипящую огненную массу, что вблизи Солнца особые силы действуют на хвосты кометы, «отворачивая» их от Солнца. Поверхность Солнца – это бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят».

Источник

Поэт с целью как у солнца

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Приведите примеры использования Маяковским аллитерации. Объясните её выразительную роль.

Важнейшим приемом создания образа является аллитерация. Повторение одинаковых согласных звуков. Например: начало стихотворения, повтор звуков з, с, р, л.

В сто соРок соЛнц закат пыЛаЛ, // в июЛь катиЛось Лето, // быЛа жаРа, // жаРа пЛыЛа — // на даче быЛо это. // ПРигоРок Пушкина гоРбил АкуЛовой гоРою, // а низ гоРы — // деРевней быЛ, // кРивиЛся кРыш коРою.
Слова, несущие основную смысловую нагрузку, акцентированы при помощи аллитераций. Таким образом создаётся особое звучание стихотворения — торжественное, приподнятое.

Впечатление о нестерпимой июльской жаре помогает создать гипербола «сто сорок солнц» и аллитерация на [г], [р]: пригорок, горбил, горою, горы.

Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно. Повторяются звуки [р], [д], [к].

Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!» Повторяется звук [с].

Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно. Повторяются звуки [с],[з].

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца! Повторяются звуки [с],[з].

Для чего поэту Маяковскому нужна аллитерация? Для создания зрительного образа. Маяковский писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

Какими ещё приёмами создаётся звукообраз? Подтвердите примерами.

Во всем стихотворении прослеживается ассонанс на «о», благодаря этому слова произносится «долго» и в полный голос, а сам звук «о» вызывает ассоциации с мощью, «громадностью».

С какой целью поэт прибегает к фантастике?

В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения.

В этом стихотворении необычно все: сюжет, в котором сочетается реальность и фантастика, особый ритм, сочетание простых и даже просторечных слов с авторскими неологизмами.

Поэт намеренно выбирает длинное, громоздкое название своему стихотворению: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Да еще добавляет подзаголовок: «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.» Т. о., заголовок и подзаголовок контрастируют друг с другом: необычное с обыденным, фантастическое с реальным.

Чего достигает поэт, используя высокую лексику одновременно с просторечными словами? Приведите примеры.

Поэт, используя в художественном произведении просторечия, создаёт атмосферу живой разговорной речи, диалога.
Разговорные и просторечные фразы придают его речи панибратский характер (Панибратство — непочтительное, фамильярное обращение с тем, кто требует уважительного отношения, со старшим). Первоначально дерзнувший пообщаться с солнцем, человек словно кичится своим бесстрашием. Затем солнце все-таки откликнулось на брошенный вызов, настроение героя меняется: «Черт дернул дерзости мои орать ему, — сконфужен, я сел на уголок скамьи, боюсь — не вышло б хуже!»

В диалогах между героем и солнцем автор намеренно использует просторечную, разговорную лексику. Это делает беседу непринужденной и очень естественной. В начале, когда герой рассержен, его речь груба и резка. Поэт называет солнце дармоедом, утверждает, что оно шляется без дела. Солнце тоже не уступает: «-Чаи гони, гони, поэт, варенье!». Герой в ответ восклицает в досаде: «-Черт дернул дерзости мои орать ему». И скоро разговор переходит в дружескую беседу:

А мне, ты думаешь,

Найдите в тексте стихотворения неологизмы. Каковы их роль?

Кроме разговорной лексики, Маяковский, как представитель футуризма, экспериментирует со словом, создавая авторские неологизмы.

«Пригорок Пушкино горбил» (горбил — производное от горбится).

«Погоди! послушай, златолобо» (златолобо образовано по аналогии с златоволосо).

«Но странная из солнца ясь струилась» (ясь – т. е. свет, производное от ясный)

«Пойдем, поэт, взорим, вспоем» (производное от взирать, спеть)

«И хочет ночь прилечь, тупая сонница» (сонница – производное от бессонница).

«. Под солнц двустволкой пала. » Какую двустволку имеет ввиду поэт? Почему он использует именно этот образ?

Стихи поэта и лучи солнца уподобляются оружию (впоследствии автор не раз вернется к этому сравнению), которое рушит враждебную свету стену мрака:

Стена теней, ночей тюрьма

под солнц двустволкой пала.

В конце стихотворения Маяковский провозглашает лозунг свой («и солнца»):

Светить всегда, светить везде,

до дней последних донца.

Попробуем записать строки стихотворения не «лесенкой», как у Маяковского, а привычной строфой. Например:

А завтра снова мир залить
вставало солнце ало.
И день за днём ужасно злить
меня вот это стало.

Почему для В. Маяковского важное иное написание стихов, почему существенна именно «лесенка»? Чего благодаря ей достигает поэт?

Читая стихотворение, мы видим, что оно состоит из неодинаковых по количеству слогов строк. Такой прием называется лесенкой. Придумал его Маяковский. Поэт разрывает строку и продолжает запись с новой. Основные причины использования новой стихотворной формы Маяковский назвал в своей книге «Как делать стихи». Это прежде всего более чёткое оформление ритма стиха, так как, по мнению Маяковского, традиционные знаки пунктуации недостаточно для этого приспособлены.

Поэт писал с иронией: «А попробуй // в ямб // пойти и запихни // какое-нибудь слово, // например, млекопитающееся».
Преобразование ритмического рисунка («лесенка») приводит к тому, что слова в потоке речи, во-первых, выделены в большей степени, чем в классике (за счёт пауз), и во-вторых, группируются по иному принципу.

Маяковский говорил, что самые значимые, важные слова он всегда ставит в рифму, ибо здесь, в конце стиха, еще более увеличивается пауза, и слово в рифме приобретает особое значение. Составьте словарь рифмующихся слов стихотворения. Насколько содержательна рифма в этом стихотворении?

Словарь рифмующихся слов стихотворения.

Рифмы здесь встречаются самые необычные: вот вам точная рифма «РОСТА — просто», а здесь уже придется смириться с не совсем обычной «не тая — ты да я»

лето — это;
горбил — был;
горою — корою;
наверно — верно;
залить — злить;
ало — стало;
разозлясь — слазь;
поблекло — пекло;
дармоед — не знай ни зим, ни лет;
златолобо — зашло бы;
в облака ты — рисуй плакаты;
по воле — в поле;
задом — садом;
масса — басом;
с сотворенья — варенье;
с ума сводила — садись, светило;
сконфужен — не вышло б хуже;
ясь — разговорясь;
Роста — просто;
до темноты — на «ты»;
не тая — ты да я;
хламе — стихами;
пала — попало;
сонница — трезвонится;
донца — солнца

Рифма Маяковского часто неточная, но богатая: в ней совпадает несколько звуков. Иногда одно длинное слово рифмуется с объединенными короткими. Каскад разнообразных, иногда неожиданных рифм, тончайший ритмический рисунок усиливают впечатление живости, сказочности, занимательности повествования.

Какова роль художественных средств и приёмов в стихотворении «Необычайное приключение»?

Маяковский использует в стихотворении метафору ( “… а низ горы – деревней был, кривился крыш корою”), гиперболу (« В сто сорок солнц закат пылал»); вводит неологизмы (« злотолобо»). Поэт с помощью метафорических образов, гиперболы, неологизмов точно, ярко, ёмко выражает основную идею стихотворения, говорит о важном. Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!

Очевидно, что основную смысловую нагрузку в стихотворении несут последние строки. Прочитайте их выразительно. О чём они? Какая важная для поэта тема здесь прозвучала и какая сформулирована мысль? Найдите в тексте стихотворения то место, где впервые появляется эта тема.

Произведение заканчивается оптимистической картиной торжества стихов и света, всего самого прекрасного на земле. Оба они делают одно общее дело — несут миру свет.

Маяковский считал стихотворение «Необычайное приключение…» программной вещью, своим литературным кредо (убеждением, мировоззрением). Поэт, по убеждению Маяковского, не имеет права на слабость. «Светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!» – провозглашает Маяковский. Эти строчки можно отнести ко всему творчеству поэта.

Солнце приходит к поэту в гости и в их разговоре выясняется, что у обоих много общего. Задача солнца, как и поэта, – освещать этот серый мир, наполнять его красками, жизнью, смыслом. Оба осознают важность своего труда. И несмотря на сложность задачи, автор провозглашает их общий лозунг, ставший главной идеей стихотворения:

до дней последних донца,

и никаких гвоздей!

Т. о., Маяковский выразил в стихотворении свое отношение к поэтическому труду, выбрав для этого необычную, метафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть настоящая поэзия.

Как вы думаете, можно ли «делать» стихи? Если да, то до какой степени? Не считаете ли вы, что «сделанных» стихов сегодня слишком много?

Я думаю что «делать» стихи не возможно. Можно рифмовать стишки для поздравлений на дни рождения друзьям, но для того чтобы получилось серьезное произведение необходим талант и кропотливая работа. Новизна в поэтическом произведении обязательна. Маяковский писал: «Для того, чтобы человек стал поэтом, чтобы он писал стихи. Таких правил вообще нет. Поэтом называется человек, который именно и создаёт эти самые поэтические правила.»

Вы прочитали выражение жара плыла. Как вы представили себе этот образ? Попробуйте передать устно.

Этот образ помогает автору передать невыносимость жары. Жара медленно надвигается и заполняет собой все вокруг.

Источник

Читайте также:  Температура солнца за последние годы
Adblock
detector