Вариант № 27
1. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми? Почему?
а) Утром я увидел, что не освещенные солнцем места были покрыты блестящим инеем.
+б) По одну сторону улицы тянулся длинный забор, серый и пыльный,. прич выражено сочетанием определений, стоящих после определяемого слова
в) Небольшие домики появлялись на окраине среди начинающих кудрявиться деревьев.
г) Покрытые инеем скалы уходили в неясную даль.
2. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми? Почему?
а) Поднявшийся ночью ветер раздувал пламя костра.
б) Под вешним солнцем дышит еще недавно мертвая земля.
+ в) Они вошли в соседний коридор узкий и темный. опред. после опред. Слова
г) Он мог бы легко на вырученные им за проданную дичь деньги купить себе патронташ и сумку.
3. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? Почему?
а) Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.
+ б) Сопровождавшие нас крестьяне показали нужный нам дом. крестьяне — не мест, опр слово после определения
в) Молодой паренек белобрысый и скуластый подошел к нему несмело.
г) Ее узкое лицо обращенное к унылым равнинам казалось печальным.
4. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? Почему?
а) Огромное солнце тусклое и оранжевое опускается в быстро растущую тучу.
б) Андрей Гаврилович изумленный неожиданным вопросом в тот же день написал ответ.
в) Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье.
+ г) Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью мартовский снег. опред перед опред словом.
5. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? Почему?
а) Лицо ее полное и румяное выражало важность и спокойствие. Б
) Профессор увлеченный любимой темой говорил долго.
в) Утомленный долгой речью я закрыл глаза и зевнул.
+ г) Испещренное морщинами лицо старика замерло в выражении томительной тоски. опред пере опред словом
6. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? Почему?
а) Ухаживала за мной одна девушка полька из Кракова
. б) Славный сын украинского народа Богдан Хмельницкий возглавил освободительную войну.
в) Ему аккуратному читателю разрешалось брать сразу до десятка книг.
+ г) Нас вызвали в суд как свидетелей по делу об ограблении магазина. (в качестве),
7. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? Почему?
а) У самого берега утка птица осторожная не держится
. б) Знаменитый русский художник написал много полотен на исторические темы.
+ в) Семнадцатилетнему юноше ему не сиделось дома в этот весенний вечер. опред слово (не местоимен) после определения
г) Он настойчивый охотник мог часами идти по следу какого-нибудь зверя.
8. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? Почему?
+ а) Русский просветитель XVIII века положил начало разведению картофеля в России.
б) Его страстного болельщика никто бы не смог удержать в этот вечер дома.
в) Среди вас врачей немало людей самоотверженных и бескорыстных.
г) Этот юноша общий любимец был сыном антрепренера театра Григорьева.
9. В данных предложениях выделенные слова отделяются запятыми? Почему?
а) К концу января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады.
б) Недоумевающий, озадаченный выходкой моего спутника, я смотрел на него и молчал.
г) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать этого франта на разговор.
+ нет запятых д) В Риме умер один из величайших художников века — Орест Кипренский. есть тире
+ нет запятых ж) Коренной сельский житель, Кузьмич не мог привыкнуть к городской суете. определение перед опр словом (не местоим) = причина
) Вдали за озером тянется высокий берег Иртыша, бурый и угрюмый.
и) Мересьеву сквозь стеклянную дверь был виден весь, слабо освещенный затемненными лампочками, коридор. = нет знаков
к) Он споткнулся и, едва удержавшись на ногах, ухватился за поручень. л) Туманы, клубясь и извиваясь, сползали по морщинам соседних ск
Источник
1. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми? а) Утром я увидел, что не освещенные солнцем места были покрыты блестящим инеем. б) По одну сторону улицы тянулся длинный забор серый и пыльный.
в) Небольшие домики появлялись на окраине среди начинающих кудрявиться деревьев. г) Покрытые инеем скалы уходили в неясную даль.
2. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми? а) Поднявшийся ночью ветер раздувал пламя костра. б) Под вешним солнцем дышит еще недавно мертвая земля. в) Они вошли в соседний коридор узкий и темный. г) Он мог бы легко на вырученные им за проданную дичь деньги купить себе патронташ и сумку.
3. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? а) Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал. б) Сопровождавшие нас крестьяне показали нужный нам дом. в) Молодой паренек белобрысый и скуластый подошел к нему несмело. г) Ее узкое лицо обращенное к унылым равнинам казалось печальным.
4. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? а) Огромное солнце тусклое и оранжевое опускается в быстро растущую тучу. б) Андрей Гаврилович изумленный неожиданным вопросом в тот же день написал ответ. в) Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье. г) Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью мартовский снег.
5. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? а) Лицо ее полное и румяное выражало важность и спокойствие. б) Профессор увлеченный любимой темой говорил долго. в) Утомленный долгой речью я закрыл глаза и зевнул. г) Испещренное морщинами лицо старика замерло в выражении томительной тоски.
6. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? а) Ухаживала за мной одна девушка полька из Кракова. б) Славный сын украинского народа Богдан Хмельницкий возглавил освободительную войну. в) Ему аккуратному читателю разрешалось брать сразу до десятка книг. г) Нас вызвали в суд как свидетелей по делу об ограблении магазина.
7. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? а) У самого берега утка птица осторожная не держится. б) Знаменитый русский художник В. И. Суриков написал много полотен на исторические темы. в) Семнадцатилетнему юноше ему не сиделось дома в этот весенний вечер. г) Он настойчивый охотник мог часами идти по следу какого-нибудь зверя.
8. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? а) Русский просветитель XVIII века А. Т. Болотов положил начало разведению картофеля в России. б) Его страстного болельщика никто бы не смог удержать в этот вечер дома. в) Среди вас врачей немало людей самоотверженных и бескорыстных. г) Этот юноша общий любимец был сыном антрепренера театра Григорьева.
9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? а) К концу января овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые сады. б) Недоумевающий, озадаченный выходкой моего спутника, я смотрел на него и молчал. в) Попытки писать приводили меня к результатам печальным и смешным. г) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать этого франта на разговор.
10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? а) В Риме умер один из величайших художников века — Орест Кипренский. б) Коренной сельский житель, Кузьмич не мог привыкнуть к городской суете. в) Вдали за озером тянется высокий берег Иртыша, бурый и угрюмый. г) Мересьеву сквозь стеклянную дверь был виден весь, слабо освещенный затемненными лампочками, коридор.
Источник
1. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми? а) Утром я увидел, что не освещенные солнцем места были покрыты блестящим инеем. б) По одну сторону улицы тянулся длинный забор серый и пыльный.
в) Небольшие домики появлялись на окраине среди начинающих кудрявиться деревьев. г) Покрытые инеем скалы уходили в неясную даль.
2. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми? а) Поднявшийся ночью ветер раздувал пламя костра. б) Под вешним солнцем дышит еще недавно мертвая земля. в) Они вошли в соседний коридор узкий и темный. г) Он мог бы легко на вырученные им за проданную дичь деньги купить себе патронташ и сумку.
3. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? а) Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал. б) Сопровождавшие нас крестьяне показали нужный нам дом. в) Молодой паренек белобрысый и скуластый подошел к нему несмело. г) Ее узкое лицо обращенное к унылым равнинам казалось печальным.
4. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? а) Огромное солнце тусклое и оранжевое опускается в быстро растущую тучу. б) Андрей Гаврилович изумленный неожиданным вопросом в тот же день написал ответ. в) Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье. г) Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью мартовский снег.
5. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? а) Лицо ее полное и румяное выражало важность и спокойствие. б) Профессор увлеченный любимой темой говорил долго. в) Утомленный долгой речью я закрыл глаза и зевнул. г) Испещренное морщинами лицо старика замерло в выражении томительной тоски.
6. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? а) Ухаживала за мной одна девушка полька из Кракова. б) Славный сын украинского народа Богдан Хмельницкий возглавил освободительную войну. в) Ему аккуратному читателю разрешалось брать сразу до десятка книг. г) Нас вызвали в суд как свидетелей по делу об ограблении магазина.
7. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? а) У самого берега утка птица осторожная не держится. б) Знаменитый русский художник В. И. Суриков написал много полотен на исторические темы. в) Семнадцатилетнему юноше ему не сиделось дома в этот весенний вечер. г) Он настойчивый охотник мог часами идти по следу какого-нибудь зверя.
8. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми? а) Русский просветитель XVIII века А. Т. Болотов положил начало разведению картофеля в России. б) Его страстного болельщика никто бы не смог удержать в этот вечер дома. в) Среди вас врачей немало людей самоотверженных и бескорыстных. г) Этот юноша общий любимец был сыном антрепренера театра Григорьева.
9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? а) К концу января овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые сады. б) Недоумевающий, озадаченный выходкой моего спутника, я смотрел на него и молчал. в) Попытки писать приводили меня к результатам печальным и смешным. г) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать этого франта на разговор.
10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? а) В Риме умер один из величайших художников века — Орест Кипренский. б) Коренной сельский житель, Кузьмич не мог привыкнуть к городской суете. в) Вдали за озером тянется высокий берег Иртыша, бурый и угрюмый. г) Мересьеву сквозь стеклянную дверь был виден весь, слабо освещенный затемненными лампочками, коридор.
Источник
Текст книги «Интенсивный курс русского языка. Пособие для подготовки к экзамену по русскому языку в правилах, алгоритмах и практикумах»
Автор книги: Р. Хан
Жанр: Языкознание, Наука и Образование
Текущая страница: 10 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]
Практикум
1. Расставьте знаки препинания.
1. Впрыснув морфий можно ослабить предсмертные муки. 2. Но имея надежду на выздоровление зачем отравлять организм ядом? 3. От употребления наркотиков человек деградирует становясь абсолютно безнадежным и умирает. 4. Мы карабкались по россыпям взбираясь на вершины и отдыхая от горных троп пересекали альпийские луга. 5. Высоко проносятся клочья туч роняя остатки снега и шурша последними листьями ветер уносит их прочь. 6. Он прошелся по комнате насвистывая и остановившись рядом со мной замолчал. 7. Смеясь он дерзко презирал земли чужой язык и нравы. 8. Сын увлекся рисованием и единственный в городе живописец видя его способности занимался с ним бесплатно. 9. Не имея собственных детей тетя не обладала навыками детского воспитания. 10.
Можно представить что часто бывая в их доме и занимая различные посты в известном ведомстве люди, эти наблюдали и за хозяевами. 11. Лукич бодро подбегал к станции а навстречу ему свистя и разметывая в воздухе толстый жгут белого пара приближался поезд. 12. Он стоял передо мной с усмешкой слушал и сощурив глаза обдумывал ответ. 13. Он интересовался искусством а попав в компанию всегда затевал разговор о последних новинках толстых журналов.
2. Найдите в тексте обстоятельства, требующие обособления, расставьте недостаюшие знаки препинания. Есть ли в тексте деепричастные обороты, не требующие обособления? Проверьте правильность расстановки знаков, исправьте ошибки, если обнаружите.
1. Поезд вкатился в коридор между порожними составами и, щелкая как турникет, стал пересчитывать вагоны.
2. Крик, который сейчас же издал Воробьянинов, ударившись грудью об острый железный угол, показал, что шкаф действительно где-то тут.
3. «Значит, ты предпочитаешь мясо диетическому питанию?» – закричал Коля в горячности не учтя подслушивающих соседей.
4. Прогуливаясь вдоль матраца, на котором, свернувшись в узелок, сидела раскрасневшаяся Лиза, молодой супруг производил отчаянные вычисления.
5. В музее Лиза сразу наткнулась на человека, который, упершись тягостным взглядом в малахитовую колонку цедил сквозь зубы: «Богато жили люди!».
6. Она не замечала кислых физиономий своих спутников, рыцарские характеры которых не позволяли им сломя головы броситься в комнату мастера Гамбса.
7. Лиза сперва удивилась, а потом посмотрев на своего бритоголового собеседника и на самом деле его пожалела.
8. Не дав ей опомниться, Остап положил ситечко на стол, взял стул и узнав у очаровательной женщины адрес мужа, галантно раскланялся.
9. И, машинально выдавая пропуска счастливым кинокритикам, притихший Яков Менелаевич продолжал вспоминать, где он видел эти чистые глаза.
10. Радость на барке была так велика, что все шахматисты перешли на правый борт, чтобы поравнявшись с лодочкой, превосходящими силами обрушиться на злодея-гроссмейстера.
11. Гоголевские произведения можно пересказывать хохоча.
Запомните: только после установления «статуса» второстепенного члена предложения, который вы хотите обособить, можно применять правило.
Знаки препинания при уточняющих членах предложения
Уточняющие члены предложения – это переход от более широкого понятия к более узкому (времени, места и др.).
Здесь можно ошибиться!
Обособление уточнений отличается от знаков препинания при однородных членах предложения. В последнем случае знак один – разделительный, а не двойной, обособляющий.
Ср. На лугах, в роще пели птицы (перечисление разных мест).
За лугами, в роще, пели птицы (конкретизация: где именно?).
Практикум
I. Найдите в тексте уточняющие члены предложения, каждый раз доказывая уточнение двойными вопросами (при этом второй вопрос со словом именно: где именно? какой именно?). Расставьте знаки препинания.
1. Внезапно в темноте у самого локтя Ипполита Матвеевича кто-то застрял.
2. Напротив в домике построенном на манер готической башни, помещалось посольство крохотной державы.
3. Сквозь низенькие полукруглые окна у самого пола под ногами Лиза увидела огромный белый зал с колоннами.
4. Три тысячи человек должны за десять минут войти в цирк через одни-единственные открытые только в одной своей половине двери.
5. Со стадиона «Юных пионеров», с его восточной трибуны бесшумно летели велосипедисты.
6. Дымка над лесом рассеялась, погода стояла удивительно теплая скорее августовская, чем сентябрьская.
7. Шедшие впереди девушки свернули на боковую более узкую и тенистую дорогу.
8. Мы привезли лодку в деревню и испытали ее на мелком месте около Чертова моста.
9. После чая Татьяна Петровна провела Потапова на могилу отца за рощу потом поздним вечером она, сидя у рояля и осторожно перебирая клавиши, обернулась к Потапову и сказала: «Мне все кажется, что где-то я вас уже видела».
10. Я вспомнил, конечно, где мы встречались, но не хотел говорить вам об этом там дома.
Запомните! Проверяйте двойными вопросами наличие уточнения. При этом обратите внимание, что второй вопрос конкретизирует, сужает значение предшествующего члена предложения.
II. Расставить знаки препинания.
1) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза.
2) Стрелы пущенные в него упали обратно на землю.
3) Усталые до последней степени альпинисты не могли продолжить восхождение.
4) По пыльной дороге ведущей к садам тянулись скрипучие арбы наполненные виноградом.
5) Всё смеющееся весёлое отмеченное печатью юмора было ему недоступно.
6) Это были юные таланты и по-настоящему любившие музыку и неплохо разбиравшиеся в тайнах её волшебства.
7) Предоставленные сами себе дети оказались в трудном положении.
8) Он обрадованный этим известием поспешил домой.
9) Ветер влажный южный тёплый предвещал начало дождя.
10) Белеет парус одинокий.
Одинокий он белеет вдали.
11) День солнечный звонкий юный.
12) Его форменная фуражка помятая и замасленная была сбита на затылок.
13) Ошеломлённый этим ударом казак зашатался.
14) На лице его промелькнуло нечто похожее на усмешку.
15) Издали доносился гудок парохода долгий и назойливый.
16) В белом платье с нерасплетёнными косами она тихо подошла к столу.
17) В вагон вошла девушка в белом пуховом платке и цигейковом жакете.
18) На карнавале Лена в костюме феи привлекла всеобщее внимание.
19) Старик чабан оборванный и босой в тёплой шапке с грязным мешком и с крючком на длинной палке унял собак.
20) Стояла белая зима с жестокой тишиной безоблачных морозов.
21) Одна из птиц посмелее других подлетела к нам.
22) Одна из птиц посмелее других.
23) Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его.
24) Сергей Никанорыч буфетчик налил пять стаканов чаю.
25) Потомственный офицер Ланской чтил старые армейские традиции.
26) Ясень теплолюбивая порода страдает от весенний заморозком.
27) Никому он не нужен теперь этот переход.
28) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов…
29) Берегите наш язык наш прекрасный русский язык это клад это достояние переданное нам нашими предшественниками…
30) Ровесник и друг Пушкина В.И. Даль по образованию врач был автором толкового словаря.
31) Девочка стояла потупив глаза от смущения.
32) Пошумев река успокоилась.
33) Из-под ног вырвался и поднимаясь в небо радостно запел жаворонок.
34) Облизав губы и ощутив забытый с детства вкус слёз он постепенно приходил в себя.
35) Направо была дверь пройдя которую можно было попасть в коридор ведущий на сцену.
Тест 1
1. Какая характеристика соответствует предложению?
Вдруг она побежала мимоменя, напевая что-то другое, и, прищелкивая пальцами, вбежала к старухе.
1) впредложении есть два обособленных определения
2) в предложении есть два обособленных обстоятельства
3) в предложении есть обособленное определение и обособленное обстоятельство
4) в предложении есть обособленное обстоятельство и обособленное дополнение
2. В каком предложении есть обособленное приложение?
1) Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь.
2) Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло.
3) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану.
4) На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер.
3. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми?
1) Утром я увидел, что не освещенные солнцем места были покрыты блестящим инеем.
2) По одну сторону улицы тянулся длинный забор серый и пыльный.
3) Небольшие домики появлялись на окраине среди начинающих кудрявиться деревьев.
4) Покрытые инеем скалы уходили в неясную даль.
4. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
1) Огромное солнце тусклое и оранжевое опускается в быстро растущую тучу.
2) Андрей Гаврилович изумленный неожиданным вопросом в тот же день написал ответ.
3) Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье.
4) Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью мартовский снег.
5. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) К концу января овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые сады.
2) Недоумевающий, озадаченный выходкой моего спутника, я смотрел на него и молчал.
3) Попытки писать приводили меня к результатам печальным и смешным.
4) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать этого франта на разговор.
6. В каком предложении есть обособленное определение (знаки препинания не расставлены)?
1) В тесноте колыхавшейся кареты Наташа в первый раз представляла себе то, что ожидает ее на бале.
2) А вопрос не решенный дипломатами еще меньше решается порохом и кровью.
3) Мы знаем Бунина как тончайшего лирика.
4) Павел пришел взволнованный.
7. В каком предложении есть обособленное обстоятельство (знаки препинания не расставлены)?
1) Несмотря на холодный дождь мы решили идти дальше.
2) Нельзя работать спустя рукава.
3) Кусты сирени покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом.
4) Из-за неудачно сданного экзамена настроение мое окончательно испортилось.
8. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Соловей (1) рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.
1) 1 – выделяется причастный оборот
2) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот
3) 1, 2 – выделяется причастный оборот
4) 1, 3 – выделяется деепричастный оборот
9. Где (на месте каких цифр) в предложении должны быть запятые?
Собравшись в большие стаи (1) белки (2) время от времени (3) отправляются искать новые места обитания.
10. Где (на месте каких цифр) в предложении должны быть запятые?
Обезьяны (1) весной (2) поднявшиеся высоко в горы (3) осенью спускаются в долины.
Тест 2
1. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Синевший вдали (1) лес (2) неожиданно побледнел (3) растворившись в косых потоках (4) ливня.
1) 1 – выделяется причастный оборот
2) 2, 4 – выделяются причастный и деепричастный обороты
3) 3 – выделяется деепричастный оборот
4) 1, 3 – выделяются причастный и деепричастный обороты
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сосна (1) обессилевшая от шквального ветра (2) плавно раскачивается (3) наклоняясь все ниже и ниже к земле.
3. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми?
1) По мнению врачей, читать лежа вредно.
2) Ростов нахмурившись еще раз низко поклонился и вышел.
3) Нечего сидеть сложа руки и дожидаться помощи!
4) Ситуация трудная, поэтому действуйте смотря по обстоятельствам.
3. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) В Риме умер один из величайших художников века – Орест Кипренский.
2) Коренной сельский житель, Кузьмич не мог привыкнуть к городской суете.
3) Вдали за озером тянется высокий берег Иртыша, бурый и угрюмый.
4) Мересьеву сквозь стеклянную дверь был виден весь, слабо освещенный затемненными лампочками, коридор.
4. В каком предложении выделенные слова не отделяются запятыми?
1) У самого берега утка птица осторожная не держится.
2) Знаменитый русский художник В.И. Суриков написал много полотен на исторические темы.
3) Семнадцатилетнему юноше ему не сиделось дома в этот весенний вечер.
4) Он настойчивый охотник мог часами идти по следу какого-нибудь зверя.
5. В каком предложении выделенные слова отделяются запятыми?
1) Поднявшийся ночью ветер раздувал пламя костра.
2) Под вешним солнцем дышит еще недавно мертвая земля.
3) Они вошли в соседний коридор узкий и темный.
4) Он мог бы легко на вырученные им за проданную дичь деньги купить себе патронташ и сумку.
6. В каком предложении есть обособленное приложение?
1) В 1886 году от Антона Павловича я получил его книжку «Пестрые рассказы».
2) Вам, как близкому родственнику, нельзя будет выступить в суде свидетелем.
3) Петр Петрович, как же долго мы с вами не виделись!
4) Путешественника, впервые отправляющегося в центральные районы Тянь-Шаня, изумляют прекрасные дороги, проложенные в горах.
7. Какая характеристика соответствует предложению?
Несмотря на холодный, пронзительный ветер, все моряки, за исключением кока, стояли на палубе и смотрели вдаль.
1) в предложении есть два обособленных определения
2) в предложении есть два обособленных обстоятельства
3) в предложении есть обособленное определение и обособленное обстоятельство
4) в предложении есть обособленное обстоятельство и обособленное дополнение
8. Какая характеристика соответствует предложению?
Вдруг она побежала мимо меня, напевая что-то другое, и, прищелкивая пальцами, вбежала к старухе.
1) в предложении есть два обособленных определения
2) в предложении есть два обособленных обстоятельства
3) в предложении есть обособленное определение и обособленное обстоятельство
4) в предложении есть обособленное обстоятельство и обособленное дополнение
9. В каком предложении есть обособленное обстоятельство (знаки препинания не расставлены)?
1) Машина вдруг резко затормозила.
2) Спустя три недели у нас начались дожди.
3) Окружавший меня горный простор манил тайной.
4) Только испытав всю боль утрат и радость побед можно так написать.
Ответы к тесту № 1
Ответы к тесту № 2
Вводные слова и предложения
Вводные слова и предложения не являются членами предложения. На письме выделяются запятыми:
Бабушка , видимо , была прекрасной рассказчицей.
Вводные предложения выделяются на письме запятыми, скобками или тире: Я думаю, скоро потеплеет. Он оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и выехал со двора. Булочники – их было четверо – держались в стороне.
Группы вводных слов по значению
Здесь можно ошибиться!
1. Есть слова, которые могут выступать и в роли членов предложения (или служебных слов), и в роли вводных. Ср. Он, однако, был угрюм и молчалив. (однако = напротив) Однако он был угрюм и молчалив. (однако = но) Наконец он ответил мне (наконец = после всего). Летом можно поехать на море или к друзьям, наконец, можно отдохнуть на даче (наконец = и еще).
В сомнительных случаях можно пользоваться приемом подстановки: замените «подозреваемое» слово синонимом и определите, является ли это слово-заменитель членом предложения либо служебным словом. Если нет, то мы имеем дело с вводным словом, которое требует обособления.
Продемонстрируем этот прием на примере слова значит.
Ср. Жить – значит мечтать (значит = это).
Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем (значит = означает).
Если звезды зажигаются, значит , это кому-то нужно (значит =следовательно, стало быть).
Не уберегли ребенка, значит , пеняйте на себя (значит = следовательно).
Рекомендуем вам быть особенно внимательными со следующими словами-хамелеонами (которые могут быть и вводными словами, и членами предложения – в зависимости от контекста): прежде всего, в конце концов, действительно, в самом деле, на первый взгляд, таким образом, вообще, наоборот.
2. Есть некоторые слова, которые из-за сходства в значении часто ошибочно принимают за вводные: вроде бы, якобы, как будто, как бы, даже, вряд ли, ведь, именно, примерно, вот, между тем, все-таки, все же, только, наверняка, особенно.
Небольшой список «псевдовводных» не мешает запомнить: это типичные ловушки на поле вводных конструкций.
3. Вводное слово может образовывать с союзом а (реже но) единое целое.
Ср. Он вернется сегодня, а может быть, завтра.
Он вернется сегодня или, может быть , завтра.
В первом случае мы не можем «безболезненно» изъять вводное слово из предложения (Он вернется сегодня, а… завтра), следовательно, первый знак обособления не ставится. Во втором случае подобная процедура возможна и обособление осуществляется по общему правилу.
4. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, запятая не ставится.
Он встал, кажется даже не заметив меня, и вышел из комнаты.
На мальчике был костюм, должно быть унаследованный от отца.
Практикум
I. Расставьте знаки препинания, проверяя намеченные для обособления слова «на водность».
1. Книги эти кстати мне нужны. 2. Тут был однако цвет столицы и знать и моды образцы, 3. По-моему он прав. 4. Прежде всего как он сюда попал? 5. Солнце и кажется само небо прятались за скалами. 6. Лунный серпик как бы растворился в морозной мгле. 7. Они нас ждали и по-видимому ушли. 8. По утренним холодам чувствуется приближение осени. 9. Ты сердишься а следовательно ты неправ. 10. Он вроде бы даже хотел меня поцеловать. 11. Хоть люди вы почтенные однако не ученые, как с вами говорить? 12. Всякий талант в конце концов зарывают в землю. 13. Галоша конечно не новенькая но дорога как память о потраченных деньгах.
В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.
Искал-то Лермонтов «покоя»,(1) а в реальности уподоблялся тому парусу,(2) который «ищет бури,(3) как будто в бурях есть покой!»
В10. Среди предложений 6 – 9 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
(6)Аркадий Исаакович Райкин мне говорил, что самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас все хорошо?» (7)Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает все хорошо?! (8)Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье – это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (9)Ведь если даже у тебя все вроде бы сложилось благополучно, кто-то в это самое время испытывает душевные и физические муки, а кто-то горько оплакивает кончину близкого человека, а кто-то сам прощается с жизнью.
В11. Среди предложений 17–20 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.
(17)«Покой нам только снится…» – через много лет печально констатировал Александр Блок. (18)Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится, но все же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой обществу. (19)Сергей Есенин писал: «Не жаль мне лет, растраченных напрасно…». (20)Вряд ли можно согласиться с поэтом, что годы свои он «растратил» попусту.
В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.
Дети разъезжаются по городам,(1) женятся,(2) становятся на ноги,(3) перестают тебе писать,(4) хорошо еще поздравляют с праздниками,(5) ты становишься дедушкой,(6) выходишь на пенсию и получаешь возможность делать все,(7) что душе твоей угодно.
В10. Среди предложений 10 – 13 найдите предложения с вводным словом. Напишите номера этих предложений.
(10)И получив, наконец, возможность делать все, что душе моей угодно, я пошел в ЖЭК и легко устроился дворником. (11)И теперь я встаю раньше всех, вдыхаю чистую прохладу рассвета, шурша гоню метлой осенние листья, и все жильцы знают меня и, идя на работу, здороваются со мной и улыбаются. (12)И я поливают асфальт из шланга и думаю, неужели мир устроен так, что обязательно надо сделать круг длиною в жизнь, чтобы прийти к тому, чего хотел? (13)Наверное, это неправильно.
В11. Среди предложений 10–12 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(10)И получив, наконец, возможность делать все, что душе моей угодно, я пошел в ЖЭК и легко устроился дворником. (11)И теперь я встаю раньше всех, вдыхаю чистую прохладу рассвета, шурша гоню метлой осенние листья, и все жильцы знают меня и, идя на работу, здороваются со мной и улыбаются. (12)И я поливают асфальт из шланга и думаю, неужели мир устроен так, что обязательно надо сделать круг длиною в жизнь, чтобы прийти к тому, чего хотел?
В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, выделяющие приложение
Отец(1), командир медсанбата,(2) находился тогда недалеко от Ленинграда,(3) на знаменитом ораниенбаумском «пятачке»,(4) в 40 километрах от города.
В10. Среди предложений 15–20 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
(15)Но немцы все равно обстреливали залив. (16)Услышав свист летящего в их сторону снаряда, отец упал на лед. (17)Раздался взрыв, отца волной отбросило в сторону. (18)Когда он встал и пошел искать грузовик, то добрался по своим следам до полыньи, образовавшейся в результате взрыва. (19)Машина ушла под лед вместе с водителем и ранеными. (20)Они не доехали до города совсем немного.
В11. Среди предложений 1–4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(1)В 1941 году началась война. (2)Мне исполнилось уже четыре года, и я помню, хоть и смутно, первые месяцы ленинградской блокады.(3)Отец был на фронте, а мы с мамой, оставив квартиру на проспекте Науки, бывшем проспекте Бенуа, и сдав кое-какие вещи, велосипед и чемоданы на хранение на склад Академии связи, перебрались к деду Куприяну Алексеевичу, в его квартиру в главном здании Военно-медицинской академии. (4)Бабушка вместе с дочерью Евгенией и внуком Леней к этому времени эвакуировалась из Ленинграда, а дед категорически отказался уезжать, поскольку считал, что война скоро закончится.
В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, выделяющие обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Люди невольно отступали,(1) когда волна,(2) склонив чугунную голову,(3) неслась по финишной прямой к берегу,(4) заслоняя своим огромным телом не только море,(5) но и все небо.
В10. Среди предложений 1–5 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.
(1) Сад залило неспокойной водой. (2)Огромные банановые листья, юкковые шапки, сбитые волнами ветви мушмулы, лавра и магнолий колыхались в воде. (3)Высокая многолетняя пальма была сломана волной, и ее большую и прекрасную зеленую голову унесла вода. (4)Погода была особенной в этот день: тяжело, низко стояла над морем черная туча, вспыхивали молнии. (5)Ноябрьский воздух был необычайно теплым, и при каждом набеге волны ощущался влажный жар, шедший из моря.
В11. Среди предложений 9–11 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(9)Волна, пригибая и подминая вздрагивающую землю, взбегала на берег… (10)Море в этот день было сильней земли. (11)В дыму вдруг вырастали обтесанные водяные стены, и тут же тысячетонные обломки воды летели вкривь и вкось, рушились на землю.
В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.
В Одессе прибой пахнет раскаленными каменными молами,(1) старыми канатами,(2) чабрецом,(3) ржавыми минами образца 1912 года,(4) валяющимися на берегу,(5) пристанскими настилами,(6) поседевшими от соли, и розовыми рыбачьими сетями.
В10. Среди предложений 5–7 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(5)Но лучше всего было ошеломившее меня в первое же утро открытие, что весь этот сухой берег с его колючками, осыпями, золотым дроком, ветрами, зернистым пляжем, грудами водорослей, небом и облаками, все то жаркое и лиловое побережье не принадлежит никому или, вернее, принадлежит только мне одному.
6) Ветер прилетал со стороны Большефонтанского маяка, пробегал, крадучись, через степные бахчи, наполнялся сладковатым ароматом вянущей ботвы, потом с трудом просачивался через пышные заросли Французского бульвара и пробирался вдоль пригородных берегов, где на крышах рыбачьих лачуг сушились дынные корки и дозревали помидоры.
(7) Все это сообщало ветру тот запах, о каком я здесь упоминаю, – освежающий и чистый.
В11. Среди предложений 4–6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(4)И на эти ржавые берега, на обнаженную, окаменелую глину, равномерно набегают из столетия в столетие неисчислимые волны.
(5)Но лучше всего было ошеломившее меня в первое же утро открытие, что весь этот сухой берег с его колючками, осыпями, золотым дроком, ветрами, зернистым пляжем, грудами водорослей, небом и облаками, все то жаркое и лиловое побережье не принадлежит никому или, вернее, принадлежит только мне одному.
(6)Ветер прилетал со стороны Большефонтанского маяка, пробегал, крадучись, через степные бахчи, наполнялся сладковатым ароматом вянущей ботвы, потом с трудом просачивался через пышные заросли Французского бульвара и пробирался вдоль пригородных берегов, где на крышах рыбачьих лачуг сушились дынные корки и дозревали помидоры.
В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.
Однажды у кого-то в руках я случайно увидел «Графа Монте-Кристо» и, (1) пока хозяин книги то ли отвлекся, (2) то ли вышел, (3) начал читать.
В10. Среди предложений 19–21 найдите предложения с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
(19) Я очень полюбил книги Паустовского, особенно мне нравились его повести о художниках. (20)Прочитав о жизни Гогена, я потом увидел его картины в Эрмитаже, когда уже во времена хрущевской «оттепели» произведения импрессионистов впервые после долгих лет были там выставлены. (21)Помню, как они потрясли меня, и я стал мечтать о том, как было бы хорошо попасть на Таити, куда я, кстати, всё-таки попал несколько лет назад.
В11. Среди предложений 17–20 найдите предложение, в котором несогласованное определение выражено инфинитивом. Напишите номер этого предложения.
(17)Хотя родители и ругали меня постоянно, что я читаю, лежа в постели, но я уже не мог отвыкнуть от этого. (18)И по сей день у меня сохранилась привычка читать перед сном. (19)Я очень полюбил книги Паустовского, особенно мне нравились его повести о художниках. (20)Прочитав о жизни Гогена, я потом увидел его картины в Эрмитаже, когда уже во времена хрущевской «оттепели» произведения импрессионистов впервые после долгих лет были там выставлены.
В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения
А он всю жизнь таскал,(1) хрипя и надсаживаясь, (2) по пескам, (3) по грязи, (4) по липкой глине, (5) по косогорам, (6) по «битым» дорогам и кривым проселкам скрипучие, (7) плохо смазанные телеги с сеном, (8) картошкой, (9) яблоками и капустой.
В10. Среди предложений 6–9 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(6)Но старый мерин нас не испугал, хотя и шел сзади так близко, что иногда толкал меня мордой в спину. (7)Старого мерина мы знали давно, и ничего таинственного в том, что он увязался за нами, не было. (8)Попросту ему было скучно стоять одному всю ночь под ивой и прислушиваться, не ржет ли где-нибудь его приятель, гнедой одноглазый конь.
(9)На озере, пока мы разводили костер, старый мерин подошел к воде, долго ее нюхал, но пить не захотел.
В11. Среди предложений 24–28 найдите предложения с обособленным уточняющим оборотом. Напишите номера этих предложений.
(24)Бока его тяжело ходили, от гривы поднимался пар, но возницы со свистом вытягивали его ременным кнутом по дрожащим ногам. (25)Начало быстро светать. (26)Звезды бледнели, как бы уходили от земли в глубину неба, и неожиданно над головой, на огромной высоте, загорелось нежным розовым светом одинокое облачко, похожее на пух. (27)Там, в вышине, уже светило летнее солнце, а на земле еще стоял сумрак, и роса капала с белых зонтичных цветов дягиля в темную, настоявшуюся за ночь воду.(28)Мерин опустил голову к самой земле, из его глаз выкатилась одинокая старческая слеза, и он уснул.
В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.
Мать в расцвете бесшабашной молодости(1), уводившей ее от меня,(2) старый врач,(4) лечивший бесплатно всех детей нашего дома.
В10. Среди предложений 12–15 найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.
(12)Но даже по самому снисходительному счету разве мне не попадались дурные и злые люди? (13)Да, но им здесь не было места. (14)Воображение вызвало лишь тех, кто хоть чем-то помог моей жизни: морковкой с лотка, леденцовым петухом, пятикопеечной порцией мороженого в вафлях, добрым словом, или взглядом, или осуждающим молчанием. (15) Как много надо людей, чтобы прожить и не сломаться, не рухнуть!
В11. Среди предложений 5–7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(5)Милые, забытые и полузабытые тени обступили меня. (6)Они явились из дней моего младенчества, которые я не помнил, но, оказывается, все же помнил, из акуловского и рязанского детства, из громадной московской квартиры и кипящих котлов двух глубоких московских дворов, из дней моей первой любви в сердоликовом, горячем, ветреном, райском довоенном Коктебеле, из войны и поздней жизни, с кладбищ, оставив свои ведомые и неведомые мне могилы. (7)Были среди них фотографы с Чистых прудов, лодочники с разных пристаней – от Клязьмы до Ангары, милиционеры, зеленщики, продавцы ирисок и мороженого, охотнорядские мясники, школьные учителя, хранительница моего детства Вероня и вся ее бесчисленная родня.
В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
Источник