Меню

Под солнцем соперничая с ним ярко светились синтаксический разбор

Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

— Скажи-ка(1) дядя(2) ведь не даром(3)

Москва, спаленная пожаром,

Ведь(4) были ж схватки боевые,

Да(5)говорят(6) еще какие!

Недаром (7) помнит вся Россия

Про день Бородина!

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На нём был чёрный пиджак (1) из кармана (2) которого (3) выглядывала (4) свёрнутая в трубочку (5) газета.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я очень люблю весну (1) и (2) когда проступает молодая зелень (3) спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) К зрелости мысли Левитана всё чаще останавливались на осени. 2) Правда, он написал несколько превосходных весенних вещей, но почти всегда это была похожая на осень весна. 3) Левитан, так же, как Пушкин, ждал осени как самого дорогого и мимолётного времени года. 4) Она снимала со всей природы: с лесов, лугов, с полей – густые цвета, смывая дождями зелень. 5) Осень на картинах Левитана очень разнообразна. 6) На них изображены знакомые с детства стога сена, почерневшие от сырости, и одинокие золотые берёзы, ещё не обитые ветром. 7) Но во всех его пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

(По К. Паустовскому)

Прочитайте текст и выполните задание 22.

(1)Недавно прочитал в интервью городского чиновника: «Филармония «Петербург-концерт» должна стать продюсерским центром, своеобразной «фабрикой звёзд». (2)Более неудачное сочетание слов — «фабрика звёзд» — трудно себе представить в устах председателя Комитета по культуре. (3)Ведь то, что показывает нам телевидение под этим названием, — если и фабрика, то не звёзд, а, скорее, заштампованной метеоритной пыли, которая в доли секунд исчезает в животворящей атмосфере культуры. (4)Бедная страна наша! (5)Кроме прочих неисчислимых недугов, она просто заражена «звёздной болезнью». (6)А нам нужны мастера!

(7)Понятно, что воспитание актёра, певца и музыканта требует не только неимоверного труда, способностей и терпения, но и времени. (8)Недаром даже очень среднее образование требует не менее трёх лет обучения. (9)А за полгода неокрепших молодых людей, даже подающих надежды, можно только вымуштровать, обучив немногим актерским штампам, годным на потребу невзыскательной толпе.

(10)Если говорить словами великого поэта, то мы «сеем разумное, доброе, вечное». (11)И в школьном классе, и в прекрасном зале на Фонтанке я вижу, как в глазах старшеклассников появляется пытливый блеск понимания и сопереживания, когда они слушают Достоевского, Чехова, Пушкина, Галича, Окуджаву, как глубокие мысли и чувства, высказанные на сказочно прекрасном русском языке, трудно переводимом на другие языки, находят свой путь к их разуму и сердцу. (12)И их реплики после концерта — «клёво!» — не меньшая награда, чем громкие аплодисменты или напряжённая, сознательная тишина во время выступлений. (13)Надо только сделать так, чтобы этот «птичий» подростковый сленг переплавился в их сознании в прекрасную русскую речь. (14)А что говорить о великой классической музыке, которая без слов — напрямую — испокон веку воздействовала на чувства людей!

Читайте также:  Будто уменьшившееся от осени солнце долго шло над головой

(15)Это адски трудное дело — пытаться донести до зрителя (особенно молодого — ведь упустим же!) драгоценные слова и музыку наших великих предшественников, за творения которых нас уважают и любят во всем мире.

(16)А шоу-бизнес в помощи государства не нуждается.

*Леонид Павлович Мозговой (род. 1941 г.) — заслуженный артист РФ.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Председатель Комитета по культуре должен понимать, что стране нужны настоящие мастера.

2) Для того чтобы стать высокообразованным человеком; настоящим мастером своего дела, нужно учиться всего три года.

3) За полгода можно обучить молодых людей актерским умениям, которые будут отвечать вкусам невзыскательной толпы.

4) Подросткам понятны и близки произведения классиков в исполнении мастеров сценического искусства .

5) Подростки не должны учиться понимать классическую музыку, так как они слишком молоды для этого.

Источник

Под солн­цем (1) со­пер­ни­чая с ним (2) ярко све­ти­лись не­обык­но­вен­но вы­со­кие, соч­ные и круп­но­цвет­ные ку­паль­ни­цы (3) по­хо­жие на жёлтые розы

По­яс­не­ние.

При­ве­дем вер­ное на­пи­са­ние.

Под солн­цем, со­пер­ни­чая с ним, ярко све­ти­лись не­обык­но­вен­но вы­со­кие, соч­ные и круп­но­цвет­ные ку­паль­ни­цы, по­хо­жие на жёлтые розы.

За­пя­тые долж­ны быть по­став­ле­ны на пер­вом и вто­ром ме­стах: это за­пя­тые, вы­де­ля­ю­щие де­е­при­част­ный обо­рот.

За­пя­тая 3 ста­вит­ся перед обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем, сто­я­щим после опре­де­ля­е­мо­го слова.

За­пя­тые долж­ны сто­ять на ме­стах 1, 2 и 3.

Правило: Обособление определений и обстоятельств

17. За­да­ние 17 № 1922. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Вот солн­це кос­ну­лось (1) ка­жет­ся (2) тихой воды у бе­ре­га.

Океан (3) ка­жет­ся (4) за­снув­шим, тихим, не слыш­но даже плес­ка волн.

По­яс­не­ние.

При­ве­дем вер­ное на­пи­са­ние.

Вот солн­це кос­ну­лось, ка­жет­ся, тихой воды у бе­ре­га.

Океан ка­жет­ся за­снув­шим, тихим, не слыш­но даже плес­ка волн.

В пер­вом пред­ло­же­нии «ка­жет­ся» — ввод­ное слово, вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми.

Во вто­ром пред­ло­же­нии «ка­жет­ся» — ска­зу­е­мое, за­пя­ты­ми не вы­де­ля­ет­ся.

За­пя­тые долж­ны сто­ять на ме­стах 1, 2.

18. За­да­ние 18 № 1393. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифру(ы), на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Учёные со­зда­ли уни­каль­ный ма­те­ри­ал (1) гра­ну­лы (2) ко­то­ро­го (3) об­ла­да­ют спо­соб­но­стью (4) удер­жи­вать огром­ное ко­ли­че­ство влаги.

По­яс­не­ние.

При­ве­дем вер­ное на­пи­са­ние.

Учёные со­зда­ли уни­каль­ный ма­те­ри­ал, гра­ну­лы ко­то­ро­го об­ла­да­ют спо­соб­но­стью удер­жи­вать огром­ное ко­ли­че­ство влаги.

В слож­но­под­чинённом пред­ло­же­нии вы­де­ля­ет­ся при­да­точ­ная часть.

За­пя­тая долж­на сто­ять на месте 1.

Правило: Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

19. За­да­ние 19 № 823. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

Когда ху­дож­ник жил в Крыму (1) он всё своё время по­свя­щал со­зер­ца­нию кар­тин при­ро­ды (2) и (3) если по­го­да рас­по­ла­га­ла к про­гул­кам (4) ча­са­ми изу­чал на мор­ском бе­ре­гу ри­су­нок бес­ко­неч­но бе­гу­щих одна за дру­гою волн.

По­яс­не­ние.

При­ве­дем вер­ное на­пи­са­ние.

Когда ху­дож­ник жил в Крыму, он всё своё время по­свя­щал со­зер­ца­нию кар­тин при­ро­ды и, если по­го­да рас­по­ла­га­ла к про­гул­кам, ча­са­ми изу­чал на мор­ском бе­ре­гу ри­су­нок бес­ко­неч­но бе­гу­щих одна за дру­гою волн.

За­пя­тая 1 раз­де­ля­ет при­да­точ­ную часть «Когда ху­дож­ник жил в Крыму» и глав­ное пред­ло­же­ние «он всё своё время по­свя­щал со­зер­ца­нию кар­тин при­ро­ды и ча­са­ми изу­чал на мор­ском бе­ре­гу ри­су­нок бес­ко­неч­но бе­гу­щих одна за дру­гою волн».

За­пя­тые 3 и 4 по­ка­зы­ва­ют гра­ни­цы при­да­точ­ной части «если по­го­да рас­по­ла­га­ла к про­гул­кам».

За­пя­тые долж­ны сто­ять на ме­стах 1, 3 и 4.

Читайте также:  Ярким солнцем сияет земля

Правило: Знаки препинания в предложении с разными видами связи. 19 ЕГЭ

20. За­да­ние 20 № 6323. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов в воз­рас­та­ю­щем по­ряд­ке.

1) Рас­сказ­чи­ца очень ценит по­э­зию Цве­та­е­вой, по­се­ща­ет ме­ро­при­я­тия в музее по­этес­сы.

2) Встре­чи с так­си­стом и де­вуш­кой, сто­яв­шей возле па­мят­ни­ка Цве­та­е­вой, про­из­ве­ли на рас­сказ­чи­цу силь­ное впе­чат­ле­ние, за­ста­ви­ли о мно­гом за­ду­мать­ся.

3) Рас­сказ­чи­ца, по­рас­спро­сив парня-так­си­ста, по­ня­ла, по­че­му он ни­че­го не слы­шал о Цве­та­е­вой.

4) Уме­ние це­нить по­э­зию го­во­рит не о ду­шев­ной муд­ро­сти, а об уров­не об­ра­зо­ва­ния.

5) Рас­сказ­чи­ца вы­яс­ни­ла, кто была та де­вуш­ка возле па­мят­ни­ка Цве­та­е­вой, и ре­ши­ла по­зна­ко­мить­ся с ней.

(1)— Мне в Бо­ри­со­глеб­ский пе­ре­улок, — со­об­щи­ла я мо­ло­до­му так­си­сту, — дом-музей Ма­ри­ны Цве­та­е­вой.

(2)— Па­рень вклю­чил на­ви­га­тор, стал всмат­ри­вать­ся в карту марш­ру­та.

(3)— Там она и жила с семьёй, — до­ба­ви­ла я за­дум­чи­во ско­рее самой себе.

(4)— Кто жил? — пе­ре­спро­сил он через ми­ну­ту.

(5)— Цве­та­е­ва, поэт, зна­е­те?

(8) Та­ко­го от­ве­та я никак не ожи­да­ла. (9)В прин­ци­пе, раз­мыш­ля­ла я, уста­вив­шись в окно перед собой и из­ред­ка ко­сясь на во­ди­те­ля, сим­па­тич­но­го и блон­ди­ни­сто­го, че­ло­ве­ком можно быть хо­ро­шим. и не знать по­этов-пи­са­те­лей. (10)Но мне вдруг стало лю­бо­пыт­но, кто он и от­ку­да: очень уж хо­те­лось по­нять, по­че­му имя Цве­та­е­вой (и, по­ла­гаю, мно­гих дру­гих ве­ли­ких де­я­те­лей ли­те­ра­ту­ры) для него ни­че­го не зна­чит. (11)Я ре­ши­ла по­рас­спро­сить парня. (12)Узна­ла, что ему 24 года, моск­вич в тре­тьем по­ко­ле­нии.

(13) Ро­ди­те­ли слу­жа­щие, с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем. (14)Да и сам он окон­чил что-то вроде спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го кол­ле­джа. (15)Как же он мог не слы­шать о Цве­та­е­вой? (16)В общем, при­чи­ны столь низ­кой осве­домлённо­сти в об­ла­сти по­э­зии так и оста­лись для меня за­гад­кой. (17)Может, дело в ка­че­стве со­вре­мен­но­го об­ра­зо­ва­ния, а может, он сам не хотел ни­че­го знать, счи­тая стихи глу­по­стью. (18)И всё же я ре­ши­ла ему хоть какой-то лик­без устро­ить. (19)Тут меня осе­ни­ло.

(20)— А песню в ис­пол­не­нии Аллы Пугачёвой слы­ша­ли? (21)«Мне нра­вит­ся, что Вы боль­ны не мной. »? — про­пе­ла я сип­лым го­ло­сом.

(22)Па­рень заёрзал на си­де­нье:

(23)— Знаю, а как же!

(24) Я чуть не под­прыг­ну­ла от ра­до­сти:

(25)— Ага! (26)Так это стихи Ма­ри­ны Цве­та­е­вой! — и про­ци­ти­ро­ва­ла ещё строч­ки.

(27)— Здо-о-рово! — про­тя­нул он с удо­воль­стви­ем.

(28) На про­ща­ние на клоч­ке бу­маж­ки из его бар­дач­ка я на­пи­са­ла, кроме Цве­та­е­вой, ещё не­сколь­ко не­зна­ко­мых ему имён: Ман­дель­шта­ма, Па­стер­на­ка, Брод­ско­го. (29)Кто знает: вдруг он за­ин­те­ре­су­ет­ся и хотя бы не­мно­го прочтёт о них. (ЗО)Он ста­ра­тель­но, как пер­во­класс­ник, по­вто­рил каж­дое слово вслед за мной, так что, может, и вправ­ду за­пом­нил. (31)«Ух ты, вот это класс, — бор­мо­тал он при этом то­роп­ли­во, — вот это класс!» (32)И по­ру­лил даль­ше.

(ЗЗ)Ме­ро­при­я­тие в музее на­чи­на­лось толь­ко через два­дцать минут.

(34) Так что у меня ещё было время, и я огля­де­лась во­круг. (35)Прямо на­про­тив, в ма­лень­ком скве­ре — па­мят­ник Ма­ри­не Ива­нов­не: си­дя­чая фи­гу­ра, склонённая го­ло­ва с ко­рот­кой стриж­кой. (Зб)Прой­дя вдоль улицы и вер­нув­шись об­рат­но, я за­ме­ти­ла, что к па­мят­ни­ку кто-то при­ле­пил­ся. (37)В бук­валь­ном смыс­ле. (38)Де­вуш­ка с рас­пу­щен­ны­ми во­ло­са­ми, в джин­сах уткну­лась в ка­мен­ные ступ­ни го­ло­вой, об­хва­ти­ла ши­ро­ким же­стом подол ка­мен­но­го пла­тья, как ребёнок, пря­чась и прося про­ще­ния, и так за­сты­ла. (39)Какой раз­го­вор вела с ней эта де­вуш­ка? (40)Или о чём-то про­си­ла? (41)А может, го­ре­ва­ла по её судь­бе? (42)Она сто­я­ла долго, потом ото­рва­лась от глыбы и с какой-то счаст­ли­вой улыб­кой пошла прочь. (43)На вид ей было года 22—24. (44)Я не пы­та­лась раз­га­дать, кто она и от­ку­да. (45)Её порыв го­во­рил сам за — умудрённая глу­бо­ким твор­че­ским опы­том душа в со­всем юном теле. (46)Да, имен­но так, и думаю, что вряд ли кто-то ста­нет воз­ра­жать. (47)Ведь уме­ние це­нить по­э­зию и её ав­то­ра, по­ни­мать, чув­ство­вать серд­цем — это ли не ду­шев­ная муд­рость?

Читайте также:  Характеристика солнца как звезды 5 класс

(48)Эх, вот как бы­ва­ет, ду­ма­ла я, воз­вра­ща­ясь ве­че­ром домой: эти — пред­ста­ви­те­ли од­но­го по­ко­ле­ния, ро­вес­ни­ки, живут в одном го­ро­де. (49)Но их миры — со­вер­шен­но раз­ные, с раз­ны­ми иде­а­ла­ми и цен­но­стя­ми. (50)Хо­ро­шо, что я ска­за­ла ему на­по­сле­док: хоть впро­сак те­перь не попадёт перед своей де­вуш­кой. (51)Де­вуш­ки любят по­э­зию. (52)Кто знает, а вдруг они встре­тят­ся?

*Елена Алек­се­ев­на Ко­ре­не­ва (род. в 1953 г.) — со­вет­ская и рос­сий­ская ак­три­са те­ат­ра и кино, ли­те­ра­тор, ре­жиссёр.

По­яс­не­ние.

21. За­да­ние 21 № 6324. Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) Пред­ло­же­ния 15—17 пред­став­ля­ют собой по­вест­во­ва­ние.

2) В пред­ло­же­нии 35 пред­став­ле­но опи­са­ние.

3) В пред­ло­же­ни­ях 48—52 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

4) Пред­ло­же­ние 29 ука­зы­ва­ет на при­чи­ну дей­ствий, о ко­то­рых го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 28.

5) В пред­ло­же­нии 49 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

По­яс­не­ние.

1) Пред­ло­же­ния 15—17 пред­став­ля­ют собой по­вест­во­ва­ние. Не­вер­но

2) В пред­ло­же­нии 35 пред­став­ле­но опи­са­ние.

3) В пред­ло­же­ни­ях 48—52 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

4) Пред­ло­же­ние 29 ука­зы­ва­ет на при­чи­ну дей­ствий, о ко­то­рых го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 28.

5) В пред­ло­же­нии 49 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние. Не­вер­но.

22. За­да­ние 22 № 6325. Из пред­ло­же­ния 27 вы­пи­ши­те раз­го­вор­ное слово.

По­яс­не­ние.

(27)— Здо-о-рово! — про­тя­нул он с удо­воль­стви­ем.

23. За­да­ние 23 № 6332. Среди пред­ло­же­ний 1—9 най­ди­те такое, ко­то­рое со­еди­ня­ет­ся с преды­ду­щим при по­мо­щи кон­текст­но­го си­но­ни­ма.

По­яс­не­ние.

Пред­ло­же­ние 2 со­еди­ня­ет­ся с преды­ду­щим с по­мо­щью кон­текст­но­го си­но­ни­ма: мо­ло­дой так­сист — па­рень.

24. За­да­ние 24 № 6333. Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

«Рас­ска­зы­вая о слу­чив­шем­ся с ней эпи­зо­де, Е. Ко­ре­не­ва не ску­пит­ся на эмо­ции. Ав­тор­ская экс­прес­сия нашла от­ра­же­ние в мно­го­чис­лен­ных сред­ствах вы­ра­зи­тель­но­сти. В част­но­сти, на лек­си­че­ском уров­не сле­ду­ет от­ме­тить (А)_____ («не-а» в пред­ло­же­нии 7, «уста­вив­шись» в пред­ло­же­нии 9, «заёрзал» в пред­ло­же­нии 22), на мор­фо­ло­ги­че­ском уров­не — (Б)_____ (в пред­ло­же­ни­ях 25, 31, 48), а также такой троп, как (В)_____ (в пред­ло­же­ни­ях 30, 38). В син­так­си­се эмо­ции ав­то­ра от­ра­же­ны пре­жде всего в упо­треб­ле­нии (Г)_____ (пред­ло­же­ния 15, 39, 40, 41, 47, 52)».

1) не­пол­ные пред­ло­же­ния

2) раз­го­вор­ная лек­си­ка

4) ри­то­ри­че­ские во­про­сы

5) од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

По­яс­не­ние.

«Рас­ска­зы­вая о слу­чив­шем­ся с ней эпи­зо­де, Е. Ко­ре­не­ва не ску­пит­ся на эмо­ции. Ав­тор­ская экс­прес­сия нашла от­ра­же­ние в мно­го­чис­лен­ных сред­ствах вы­ра­зи­тель­но­сти. В част­но­сти, на лек­си­че­ском уров­не сле­ду­ет от­ме­тить раз­го­вор­ную лек­си­ку («не-а» в пред­ло­же­нии 7, «уста­вив­шись» в пред­ло­же­нии 9, «заёрзал» в пред­ло­же­нии 22), на мор­фо­ло­ги­че­ском уров­не — меж­до­ме­тия (меж­до­ме­тия — не­из­ме­ня­е­мое слово, слу­жа­щее для вы­ра­же­ния эмо­ций и дру­гих ре­ак­ций на ре­че­вые или не­ре­че­вые сти­му­лы, пред­ло­же­ние 25 — «ага» и др.), а также такой троп, как срав­не­ние (пред­ло­же­ние 30 — «как пер­во­класс­ник» и др.). В син­так­си­се эмо­ции ав­то­ра от­ра­же­ны пре­жде всего в упо­треб­ле­нии ри­то­ри­че­ские во­про­сы (пред­ло­же­ние 15 — «Как же он мог не слы­шать о Цве­та­е­вой?»)».

Источник

Adblock
detector