Меню

Под солнцем красуется омытая степь дождями егэ

Под солнцем красуется омытая степь дождями егэ

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с однородными членами предложения

Б) нарушение в построении сложноподчинённого предложения

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) В овраге за посёлком почва была глинистой, который весной превращался в небольшой водоём и в котором почти ничего не росло.

2) Группа исследователей отправилась в маленькую таёжную деревеньку, чтобы изучать местный быт и культуру.

3) От тающего под лучами солнца снéга дорога, ведущая в райцентр, стала непроходимой, в результате чего деревня оказалась отрезанной от внешнего мира — оставалось только ждать.

4) Стая птиц, поднявшихся над болотом, покружили немного, громко крича, но вскоре успокоились.

5) Сидя на широком подоконнике и наблюдая за стекающими по стёклам дождевыми струями, Оля тосковала по тем беззаботным временам, когда она, будучи в кругу семьи, была по-настоящему счастлива.

6) Синестезия — это особый способ восприятия, при котором некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цвет, запах, текстура, вкус, геометрическая форма, звуковая тональность или положение в пространстве.

7) Балаклава — это не только удобная морская бухта, но и один из популярных курортов Крыма.

8) На противоположной стороне шоссе, неподалёку от того места, где мы остановились, чтобы размяться, размещались придорожное кафе и заправочная станция с двумя выкрашенными бензоколонками красной краской.

9) Фарфоровая ваза была подарена графу его величеством взамен знаменитому сосуду, который граф со смирением и благочестием передал в церковь Преображенского полка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A Б В Г Д

А) нарушение в построении предложения с однородными членами предложения − 6) Синестезия — это особый способ восприятия, при котором некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цвет, запах, текстура, вкус, геометрическая форма, звуковая тональность или положение в пространстве. КОРРЕКТНО: 6) Синестезия — это особый способ восприятия, при котором некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве.

Б) нарушение в построении сложноподчинённого предложения − 1) В овраге за посёлком почва была глинистой, который весной превращался в небольшой водоём и в котором почти ничего не росло. КОРРЕКТНО: 1) В овраге за посёлком, который весной превращался в небольшой водоём и в котором почти ничего не росло, почва была глинистой.

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом − 8) На противоположной стороне шоссе, неподалёку от того места, где мы остановились, чтобы размяться, размещались придорожное кафе и заправочная станция с двумя выкрашенными бензоколонками красной краской. КОРРЕКТНО: 8) На противоположной стороне шоссе, неподалёку от того места, где мы остановились, чтобы размяться, размещались придорожное кафе и заправочная станция с двумя выкрашенными красной краской бензоколонками.

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом − 9) Фарфоровая ваза была подарена графу его величеством взамен знаменитому сосуду, который граф со смирением и благочестием передал в церковь Преображенского полка. КОРРЕКТНО: 9) Фарфоровая ваза была подарена графу его величеством взамен знаменитого сосуда, который граф со смирением и благочестием передал в церковь Преображенского полка.

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым − 4) Стая птиц, поднявшихся над болотом, покружили немного, громко крича, но вскоре успокоились. КОРРЕКТНО: 4) Стая птиц, поднявшихся над болотом, покружила немного, громко крича, но вскоре успокоилась.

Источник

1) На широкой улице упиравшейся в ворота парка стоял грузовик.

2) Заросший травой двор был пустынным

3) Под солнцем красовалась степь омытая дождями.

4) Книги — это корабли мысли странствующие по волнам времени.

5) В углу лежала покрытая мешковиной охапка соломы.

6) Комары привлечённые светом лампы летели в окно.

Ответы

тема: вид из окна

привычный вид из окна нашего дома не всегда осознаётся нами как что-то дорогое и любимое. но однажды вернувшись домой после долгого отсутствия, мы вдруг видим знакомую картину за окном. и она, оказывается, так мила и приятна нашему сердцу! это обычный вид из окна, ничего в нём нет особенного, но с ним связано столько

вот дорожка, ведущая от автобусной остановки к дому. как часто у окна ждала я маму. она выходила из автобуса и шла по этой тропинке к дому. скамейка во дворе, на которой любила сидеть бабушка, её уже нет, а скамейка напоминает о ней. вот и черёмуха под окном, каждую весну радовала своим цветеньем. а бабушка говорила: «к похолоданию.».

каждый новый день входит с рассветом ко мне через окно. раздернув шторы, я вижу, как оживает мой спальный район, как деревья под окном колеблются от ветра или стоят недвижимы, шелестят листвой или серебрятся инеем. я вижу из окна, как появляются первые автобусы, как летит пушистый снег или поливает косыми струями дождь.

летом за моим окном пышная зелень. небольшой ров вдоль дороги зарос деревьями, и они не только дом от пыли, шума и выхлопных газов, но и радуют глаз, особенно в мае, когда дикие яблони и черёмуха покрываются белоснежным цветом. аромат цветения проникает в распахнутое окно и вносит дополнительную радость.

а за дорогой, напротив, возле коттеджного поселка разрослась чаща, и каждую весну и лето она наполняется птичьим гомоном. и в черте города кукуют кукушки и поют соловьи. да-да, соловьи. ночами они прилетают на деревья возле нашего дома и свистом своим выделывают невозможные коленца. и просто неприлично спать и пропускать такой концерт.

напротив моего окна нет многоэтажных домов, и для моего взгляда доступно обозрение небесной шири до горизонта. окно обращено на юг, летом закат из него не виден, зато зимой я могу наблюдать, как меркнут красные угли заходящего солнца. это красивая и одновременно грустная картина. зато радуют россыпи звёзд в ясную погоду и луна, могущая блестеть даже «сквозь тучи мрачные».

вид из моего окна дорог мне не красотой пейзажа или чем-то особенным. он неразрывно связан с какими-то переживаниями, эмоциями, с ощущением дома.человек любит свою семью, свой дом, и вид из окна воспринимается как часть своей жизни, часть родины.

Источник

Русский язык. Литература

Рубрики

  • «Человек есть то, что он читает» (60)
  • 10 класс (326)
  • 11 класс (489)
  • 5 класс (552)
    • Литература (231)
    • Русский язык (184)
  • 6 класс (405)
  • 7 класс (411)
  • 8 класс (508)
  • 8″В». Мы (3)
  • 9 класс (475)
  • 9в. Доп (29)
  • Temet nosce (Познай самого себя!) (8)
  • Говорим грамотно (4)
  • ЕГЭ (166)
  • Занимаемся летом В 9 класс (20)
  • Индивидуальные траектории (4)
  • Концепция сайта (2)
  • Критерии оценок (2)
  • Л. ря 7 (5)
  • М.П. (3)
  • Матвей (18)
  • Метод.сундук (10)
  • Москва (6)
  • МХК (347)
  • Научные исследования (5)
  • Нннн (10)
  • ОГЭ (56)
  • Олимпиады (12)
  • Проект Geroiskazok.ru (1)
  • Проект Тихона Войтенко (2)
  • Проект Фёдора Сопова (1)
  • Проекты. Рефераты. Дипломы (44)
  • Прочее (236)
    • Мы были, видели, чувствовали.. (8)
  • Разговор наедине 🙂 (родителям) (39)
  • РКИ (9)
  • Спецкурс (135)
  • Список для чтения (14)
  • Творческие работы (1)
  • Участники, победители, призёры (1)
  • Учебные программы (1)
  • Философия. Иван Ильин (1)
  • Цитата дня (25)
    • Слова, которые меняют (7)
  • Июнь 2021

    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Май
    1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30

    Top-5 за сегодня

    Top-5 за всё время

    • Управление, примыкание, согласование Тема по предмету РКИ Согласование… (342 660)
    • Форма слова и однокоренные слова Форма слова — это изменение… (109 801)
    • Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 801)
    • Урок 46. Характеристика предложения Итак, ещё раз о характеристике… (94 528)
    • Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 328)

    Peклaмa

    Поиск

    Зачётная работа А

    Размещено 5.04.19 в рубрике Прочее

    ВАРИАНТ
    1. Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

    (1)Здоровым и силь­ным копытным жи­вот­ным волки в по­дав­ля­ю­щем большинстве слу­ча­ев не страшны, так как вол­чья стая все­гда высматривает молодняк, ста­рых или боль­ных зверей, ко­то­рых легче поймать. (2)Это хо­ро­шо видно, когда вол­чья стая на­па­да­ет на стадо се­вер­ных оленей или овцебыков: волки бро­са­ют­ся на боль­ных или ослаб­лен­ных животных, и самые сла­бые из них ста­но­вят­ся лёгкой добычей. (3) , стадо, на ко­то­рое постоянно на­па­да­ют волки, будет во много раз здо­ро­вее того, ко­то­рое хорошо охра­ня­ет­ся от нападений.

    1) Неохраняемое стадо копытных животных во много раз здоровее охраняемого, так как волки нападают только на молодых, больных и слабых животных.
    2) Нападая на стада северных оленей или овцебыков, волчья стая пытается создать в нём панику, чтобы отогнать в сторону свою жертву — слабое или больное животное.
    3)Так как волки нападают только на молодых, больных и слабых животных, оставляя сильных и выносливых, стадо копытных животных , которое не охраняется, во много раз здоровее охраняемого.
    4) В стаде, охраняемом от нападения волков, остаются только сильные и здоровые особи.

    2. подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.
    1) Пирамида Хеопса, или Великая пирамида Гизы, – это памятник архитектурного искусства Древнего Египта, крупнейшая из египетских пирамид, единственное из так называемых «семи чудес света», сохранившееся до наших дней, и самое древнее из них. (2) Египтологи не могут сойтись во мнении о возрасте пирамиды, но в Египте официально утверждена и отмечается как праздник следующая предполагаемая дата начала строительства пирамиды Хеопса – 23 августа 2560 года до н.э. (3) … дата была получена с помощью астрономического метода, т.е. выявления астрономических закономерностей в ориентации граней пирамид.
    3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСТРОИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
    УСТРО́ИТЬ, -ою, -оишь; -оенный; совер.1. что. Сделать, создать, организовать. У. запруду. У. концерт.2. что. Учинить, вызвать своими действиями. У. переполох. У. кому-н. неприятность.3. что. Наладить, придав нужный вид, установить порядок. У. свои дела. У. жизнь по-новому.4. что кому. Получить, достать, осуществить что-н. нужное для кого-н. (разг.). У. билеты на премьеру.5. кого (что). Поместить, определить куда-н. У. на работу. У. в интернат.6. кого (что). Оказаться удобным, подходящим для кого-н. Такое решение меня не устроит.
    (1)Впервые ма­ра­фон­ская ди­стан­ция была прой­де­на спортс­ме­на­ми в 1896 году, когда ор­га­ни­за­то­ры Олим­пий­ских игр ре­ши­ли устро­ить забег на 35 км от го­ро­да Ма­ра­фо­на до Афин по опи­сан­но­му Лу­ки­а­ном марш­ру­ту ле­ген­дар­но­го ско­ро­хо­да Фидиппида, ко­то­рый пер­вым принёс в Афины весть о по­бе­де над пер­са­ми при Ма­ра­фо­не (490 г. до н. э.). (
    4. найдите неверные варианты: обострЁнный бАнтыначАть досУг пОняла укрАл аклАла звонИ тпрИняли сливОвый (сок) нарвАла началАсь дефИс знАчимый апострОф
    5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
    Анализ таких важных исторических событий должен быть всенепременно ФАКТИЧНЫМ и должен строиться только на фактах. Обращение получило практически мгновенный ОТКЛИК: десятки людей готовы были приютить «потеряшку».
    ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ стиль— разновидность литературного языка: один книжных стилей речи, использующийся в сфере политики, общественной, экономической и культурной жизни общества, в средствах массовой информации
    Уголовным кодексом предусмотрена статья за ОТКЛОНЕНИЕ от уплаты налогов.
    ГАРМОНИЧНОЕ развитие личности — ведущая цель системы отечественного образования и воспитания, направляющая ее на создание условий для всестороннего целостного непротиворечивого развития личности учащегося.
    6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
    При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.
    Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.
    7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
    ЗАЖГЁМ огоньки ПОМАШИТЕ отъезжающим петь ещё ЗВОНЧЕ все ИНЖЕНЕРЫ ИХ заботы ЛАЖУ по крыше
    8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    А. ошибка в построении предложения с однородными членами
    Б. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    В. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
    Г. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    Д. ошибка в построении сложноподчинённого предложения
    ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    1.Под солнцем красуется омытая степь дождями.
    2.Кто из известных актёров и режиссёров приедет на фестиваль?
    3.Заканчиваем перерыв, приступаем за работу!
    4.Помните: всё, о чём я вас прошу, – это корректное обращение с посетителями.
    5.Лечение следует продолжать согласно указаниям врача.
    6.Если кто-нибудь позвонит, скажите, что я скоро вернусь.
    7.Лес тянется вдоль реки и очень живописный.
    8.Автор пытается донести до читателя, то что нужно быть честным, справедливым, порядочным человеком.
    9. Без веры прекращает жизнь человеческие эмоции.
    9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.1) доск..нально, нест..бильно, прид..раться2) распол..житься, б..лото, сж..гать3) получ..совой, л..нейка, зар..дить (телефон)4) прик..снуться, м..кать, в..тряная (мельница)5) проз..рливый, тр..вяной, в..здушный
    1) перекл..каться, подсв..тить, упл..тнить2) разл..ваться, задр..жала, многог..лосье 3) ш..девр, п..тнистый, сч..тать
    4) бл..стательный, зап..реть, ст..кло 5) водор..сли, подг..реть, над..рёт (уши)
    10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1) об..греться, пр..питанный, пр..сматривать (статью);2) про..грать, с..змала, дез..нфекция;3) ра..мешать, бе..численный, и..чезнуть;4) пр..старелый, пр..открыть, пр..вокзальный;5) нед..варить, п..краска, п..дкова.
    11.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
    1) вышаг..вая, нищ..та 2) эмал..вый, зно..н 3) насмешл..вый, лен..вый 4) накрахмал..вший, врем..чко 5) делов..тый, пес..нка
    1) усидч..вость, текуч..сть2) пут..во́й, зор..нька3) налаж..вать, син..ватый4) отпуг..вая, шалаш..к5) расклан..вшийся, крив..зна
    12.
    1) бор..тся (народ), усво..шь2) вышл..т (бабушка), броса..шь3) крас..т (маляр), встрет..шь4) внемл..щий, пригрева..мый5) капризнича..т, независ..мый
    1) стро..тся (дом), подозрева..мый2) труд..тся (электрики), броса..т (игроки)3) леле..щая, пар..т (облака)4) кат..тся (шар), вид..мый5) лет..щий, постав..т (архитекторы)

    13. (Не)ясная речь — мутное зеркало. Портрет ещё (не)окончен, но слава о талантливом художнике быстро облетела город.(Не)пером пишут, а умом.На всех (не)угодишь.Чудесное, никогда (не)виданное зрелище очаровывает меня.
    Все дома давно (не)штукатурены.Горы, еще (не)освещенные солнцем, выделялись на посветлевшем небе.Это был (не)купленный, а свой собственный крыжовник.Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

    14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
    (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет М.В. Ломоносов занимался изучением русской истории, а ТАК(ЖЕ) точных наук.Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.Притяжение между парой электронов может возникать (НЕ)СМОТРЯ на то, что они находятся далеко друг от друга, (ПО)ЭТОМУ движение электронов в паре становится согласованным.Для композитора, который способен слышать мир ТАК(ЖЕ), как художник — видеть его в цвете и формах, музыка — это именно звучание, (ТО)ЕСТЬ процесс, протекающий во времени.(В)ТЕЧЕНИЕ недели от брата не приходило никаких писем, (НА)КОНЕЦ пришла короткая телеграмма.

    Мысль о (ЗА)ГРАНИЦЕ, о необходимости покупать чемоданы, билеты, выбирать маршрут приводит Обломова, (В)ОТЛИЧИЕ от его друга Андрея Штольца, в состояние, близкое к паническому.
    (ПО)НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако (В)ПОСЛЕДСТВИИ читатели оценили его произведение по достоинству.
    Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.
    (ПО)НАЧАЛУ казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления, но (В)СКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.
    Ветви дерева были настолько красивыми, БУД(ТО) КТО(ТО) нарочно изгибал их и не давал расти прямо.

    15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.Цифры укажите в порядке возрастания.
    Вдоль стен, вымаза(1)ых синей извёсткой, стояли скамейки, в передней комнате несколько стульев и стол для музыкантов, в задней — десяток столов, составле(2)ых в дли(3)ый ряд для ужина, — вот вся обстановка.
    16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
    1) Творчество Есенина определяется не только традициями «золотого века» но и сильным влиянием нового поэтического мышления.
    2) Мы теперь знаем блоковскую сумрачную зиму и есенинское зимнее предчувствие неизбежного возрождения и особую лиричность тургеневской зимы.
    3) Старик всегда был весел и всегда говорил шуточками и прибауточками.
    4) Надо было очищать территорию от мусора либо отправляться на поиски другого места для привала.
    5) Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев и скоро все тревоги дня медленно растворились в безмятежной ночи.
    17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Город (1) вдали сверкающий на солнце (2) синие леса (3) окаймляющие берега залива (4) казались мне особенно торжест Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    18. Знаки расставьте, пожалуйста
    Заметила ли (1)ты (2) о друг мой молчаливый(3)
    О мой забытый друг(4) о друг моей весны(5)
    Что в каждом дне есть миг глубокой, боязливой,
    Почти (6) внезапной тишины?
    И в этой тишине есть что-то неземное,
    Невыразимое. душа молчит и ждет:
    Как будто (7) в этот миг все страстное, живое
    О смерти вспомнит и замрет.
    .О, если в этот миг невольною тоскою
    Стеснится грудь твоя и выступит слеза.
    Подумай, что стою я (8)вновь(9) перед тобою,
    Что я гляжу тебе в глаза.
    Любовь погибшую ты вспомни без печали;
    Прошедшему(10)мой друг(11) предаться не стыдись.
    Мы жизни хоть на миг друг другу руки дали,
    Мы (12)хоть(13) на миг с тобой сошлись.
    (Иван Тургенев)
    19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые солнечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги
    20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту ( 4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.
    21 Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
    1) Мы предполагали выехать рано, но что-то нас задержало. 2) Вдоль дороги кроме кустарниковой поросли не было видно другой растительности. 3) Вот и тополь распустил пух в семенах, чтобы только дождаться легких порывов ветра. 4) В лесу, в стоймах и водоемах — всюду разносился запах пряностей, уже не цветочный, а сладкий травный.
    5) В полдень мы расположились на отдых у озера, заросшего камышом. 6) Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. 7) В лучах ярко-желтого солнца озеро блестело, как зеркало.
    22.
    22. какие высказывания противоречат содержанию текста?
    1) Человечество ограничено в своём представлении о мире.2) Современный человек не может прочитать все существующие сегодня книги.3) Нельзя смешивать точные знания, которыми обладает человек, с его представлениями о внешнем мире.4) Человек, обладающий большими конкретными знаниями, не может быть ограниченным человеком.
    5) В наше время информационных технологий легко найти мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество.

    (1)Мы говорим иногда о людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.(5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6)Вот его ограниченность. (7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12)И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи. (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления. (17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.
    (18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21)Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы. (23)Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?
    (24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.(По В. Солоухину*)
    23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
    Цифры укажите в порядке возрастания.
    1 3 предложение текста противопоставлено по смыслу предложению 2.
    2) В предложениях 4—14 представлено рассуждение.
    3) Предложения 22—23 объясняют содержание предложений 20—21.
    4) В предложениях 24—27 перечислены последовательные события.
    5) В предложении 6 не содержится вывод из 5-го.
    (1)Трудное и запутанное дело — писательство. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. (3)Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание — и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (4)И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5)И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6)И нет уж писателя. (7)Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8)Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9)Придёт время, и то же писательство самотёком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.
    (10)Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11)Обычная теперь для него среда — товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12)Варка в собственном соку. (13)А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».(14)Нужно в жизни жить, работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим.(15)— Хорошо, а когда же тогда писать? — спросите вы.(16)— Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, — отвечу я.(20)— Много ли тогда напишешь?(21)— И очень хорошо, что немного. (22)Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений — много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?
    (24)Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25)И как в это время бывает полезен жестокий щелчок — отказ редакции, суровая встреча критики. (26)Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее. (27)И тогда мы наверняка узнаем настоящего писателя.(По В. Вересаеву*)

    24. Из предложений 1-2 выпишите контекстные антонимы. (1Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (2)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.
    25.Среди предложений 15—23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью антонимов и частицы. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
    (1)Трудное и запутанное дело — писательство. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. (3)Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание — и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (4)И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5)И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6)И нет уж писателя. (7)Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8)Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9)Придёт время, и то же писательство самотёком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.
    (10)Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11)Обычная теперь для него среда — товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12)Варка в собственном соку. (13)А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».
    (14)Нужно в жизни жить, работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим.
    (15)— Хорошо, а когда же тогда писать? — спросите вы.
    (16)— Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, — отвечу я.
    (20)— Много ли тогда напишешь?
    (21)— И очень хорошо, что немного. (22)Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений — много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?

    26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

    «Автор, изображая внутреннее состояние героя, использует синтаксическое средство — (А)_____ (например, предложение 31). Лексическое средство — (Б)_____ («душонка», «горе-змееборец») — позволяет выразить отношение персонажа-рассказчика к поднятым проблемам. В предложении 5 используется синтаксическое средство — (В)_____, с помощью которого выделяются слова, имеющие большое значение в развитии главной мысли. Троп — (Г)_____ в предложении 52 помогает показать конфликт в душе героя-рассказчика».
    Список терминов:1) вопросительное предложение2) диалектизм3) олицетворение4) термины
    5) ряд однородных членов6) сравнительный оборот7) эмоционально-оценочные слова8) синтаксический параллелизм9) гипербола

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    (1)Не знаю, кто из великих сказал, что более всего следует презирать слабость. (2)А может, никто этого не говорил, потому что истина эта слишком очевидна, чтобы её отливать в какой-то ажурный афоризм. (З)Ведь и в самом деле множество людей подличают, обманывают, ведут бесчестную игру вовсе не для того, чтобы добиться какой-то личной выгоды. (4)Нет, чаще всего подлецами нас делает слабость: вроде бы не хотел человек ничего плохого делать, даже напротив, хотел помочь, желал проявить своё благородство и бескорыстие, а не получилось, не хватило сил. (5)Вот и вышло, что он не помог, обманул, бросил, предал.
    (6)Мне всё вспоминаются многочисленные сказания про рыцарей, которые спасали несчастных царевен от чудовищ. (7)В реальности чаще бывает по-другому. (8)Пообещает иной благородный рыцарь бедной девушке, что не даст её в обиду, а когда увидит огнедышащего дракона, когда услышит его хриплый рёв, вся книжная героика мигом вылетит из его трясущейся душонки — и только и видели вы этого горе-змееборца.
    (9)Я спешил на лекции. (10)На остановке увидел худенькую девушку, которая несла большую хозяйственную сумку.
    (11)— Девушка, вам помочь? — спросил я. (12)Девушка остановилась, чтобы перехватить сумку другой рукой, и сделала какое-то усталое движение головой, которое можно было принять и за нерешительный отказ, и за робкое согласие. (13)Без лишних слов я выхватил у неё сумку и, подбросив её, бодро спросил:(14)—Куда вам?
    (15)- Седьмая Радиальная! (16)Там у меня бабушка живёт!
    (17)С центральной улицы мы свернули в проулок, где начинался частный сектор. (18)Одноэтажные лачужки беспорядочно рассыпались какими-то замысловатыми концентрическими кругами, и попавшему сюда человеку выбраться было труднее, чем из Критского лабиринта. (19)Один дом располагался на Девятой Радиальной, а другой, рядом с ним, почему-то считался на Двенадцатой. (20)Прохожие, когда мы их спрашивали, посылали нас то в одну сторону, то в другую. (21)Кто-то качал головой, посмеиваясь над нелепостью нашей просьбы — найти нужный адрес в этом бесформенном нагромождении жилья. (22)Сумка между тем довольно ощутимо тянула книзу. (23)Я то и дело менял руки.
    (24)— Девушка, там у вас кирпичи?
    (25)— Нет, там картошка. (26)Я бабушке привезла из деревни.
    (27)Господи, эти деревенские чудаки. (28)Картошку в сумке возить. (29)Она на рынке пять рублей стоит. (30)Меня постепенно стала раздражать её кукольная миловидность, её вздёрнутый носик и какая-то детская беззащитность. (31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон?
    (32)Мы ходили уже почти час, мои руки повисли, ощутимо болели ноги, но нужного адреса всё не было. (ЗЗ)Просто так бросить девчонку было стыдно, но и рыскать по этому трущобному хаосу я тоже больше не мог. (34)Девушка тоже тяготилась тем, что ввязала меня в эти бесконечные странствия. (35)Она робко просила: «Давайте я понесу сама. (36)Вы идите!» (37)Этот испуганно-тревожный голос выводил меня из себя.
    (38)Когда мы оказались на какой-то Четырнадцатой Радиальной, я не выдержал:
    (39)— Да что это за город идиотов?! (40)Кто эти улицы планировал? (41)В тайге скорее иголку найдёшь, чем здесь нужный адрес.
    (42)Я поставил сумку и, уже не скрывая усталой злости, неприязненно посмотрел на девушку. (43)Она, как бы соглашаясь со мной, кивнула и потёрла лоб белой ладошкой.
    (44)- Постой здесь! (45)Я спрошу у кого-нибудь! — сказал я и направился через дорогу к женщине, которая возилась с
    цветами в палисаднике. (46)Ничего не узнав от неё, я пошёл дальше. (47)Но во дворах никого не было, я пересёк улицу, потом ещё один проулок. (48)А потом пошёл в университет.

    (49)Я сходил на лекции, посидел в библиотеке, только вечером вспомнил о забытой мною где-то в лабиринте домов девушке. (50)Мне вдруг почудилось, что она, прикованная к тяжёлой сумке, до сих пор стоит и с надеждой высматривает меня. (51)А может, она поняла, что я уже не вернусь, но, парализованная страхом, не может двинуться с места. (52)И всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело.
    (По М. Худякову*)
    * Михаил Георгиевич Худяков (род. в 1894 г.) — современный публицист.

    Источник

  • Читайте также:  Солнце взошло это олицетворение
    Adblock
    detector