Меню

Под солнцем горячим под ночью слепою немало пришлось нам пройти

Песня «Каховка». История создания. Ноты. Видео

30 января родился советский композитор Исаак Дунаевский (1900—1955).

Песня «Каховка» Исаака Дунаевского на стихи Михаила Светлова. История создания

Этапы большого пути

Исаак Осипович Дунаевский (1900—1955), советский композитор, народный артист России (1950). Песни: «Песня о Родине» (1936), «Марш энтузиастов» (1940), «Летите, голуби» (1951), «Школьный вальс» (1952) и др. Один из создателей советской оперетты: «Золотая долина» (1937), «Вольный ветер» (1947), «Белая акация» (1955). Музыка к фильмам: «Веселые ребята» (1934), «Вратарь», «Цирк», «Дети капитана Гранта» (все три — 1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Кубанские казаки» (1949). Государственные премии СССР (1941, 1951).

Однажды мне пришлось разговаривать с крупным гидростроителем, зачинателем многих плотин и электростанций на могучих реках нашей родины. Мне очень хотелось узнать, как выбирают место для плотины, как выглядит этот момент: люди приняли решение о преобразовании земли. Оказалось, что очень сложная и долгая работа многих людей и коллективов предшествует определению места для плотины. Нередко выбор происходит в результате спора, борьбы нескольких проектов. Обязательно находятся и скептики, и противники.

— Лишь однажды на моей памяти,— сказал гидростроитель,— выбор места проходил при всеобщей поддержке. Стоило только сказать «Каховка» — и лица людей светлели. Этот населенный пункт на Днепре не отличался масштабами, прямо скажем — масштаб был районный. Но это был город-песня! В представлении людей разных поколений это был некий романтический адрес, в котором воедино сливались любовь и революция.

— Неужели скептиков не было на этот раз?

— Вероятно, были — без них серьезные дела не обходятся. Но, знаете, скептики робели перед словом «Каховка», им как-то неловко было сказать, что они против. Обаяние песни помогало нам на всем пути продвижения проекта, да и потом, когда началось строительство. Времена были не очень богатые — тысяча девятьсот пятидесятый год. Но Каховке строительные материалы шли, как говорится, по зеленой улице. Конечно, не само собой, но при особо радушном отношении всех, кого касалось это дело.

Знаменитой сделали Каховку в 1935 году поэт Михаил Светлов и композитор Исаак Дунаевский.

Михаил Аркадьевич Светлов (1903—1964), русский советский поэт, драматург. Стихи отмечены романтическим восприятием событий Гражданской войны, комсомольской юности («Гренада», «Рабфаковке», «Песня о Каховке»). Лирические пьесы («Двадцать лет спустя», 1940). В поздней лирике (сборники «Горизонт», 1959; «Охотничий домик», 1964) интонации раздумья, дружеской беседы. Остроумные поэтические экспромты. Ленинская премия (1967, посмертно).

Песню писали они для фильма «Три товарища». Выбор названия и темы для песни о гражданской войне был, конечно, сделан не случайно. В 1920 году маленький поселок Каховка Херсонской губернии сыграл немалую роль в разгроме врангелевских войск и попал в анналы военной истории.

Но Светлов выбрал, в общем-то, малоизвестную Каховку не по чьей-нибудь подсказке. Юность поэта проходила на Днепре, он знал Каховку именно по гражданской войне. Ему не пришлось ничего придумывать, не надо было «подстраиваться» под сюжет фильма. Ведь девушка, проходящая в шинели по горящей Каховке, давно присутствовала в стихах поэта:

Наши девушки ремешком
Подпоясывали шинели.
С песней падали под огнем,
На высоких кострах горели…

А название «Каховка» — свое, родное, знакомое — Светлов вручал людям и потому поставил в один ряд с более известными Иркутском, Варшавой и Орлом, назвал этапом большого пути.

Песня о Каховке знакома всем. Ее припев стал крылатой фразой, поговоркой, всеобщей клятвой тех лет:

Мы мирные люди, но наш бронепоезд
Стоит на запасном пути.

«Каховку» несколько раз пытались оснастить новым текстом. Между прочим, в этом принимал участие и Михаил Светлов. Я помню, как на 1-й Белорусский фронт, где мы служили вместе, Светлову приходили письма е украинских фронтов: поэта просили дописать слова, чтобы в них отразилась новая слава Каховки.

Светлов долго сочинял новый текст, послал его товарищам. После 1950 года поэта опять атаковали молодые строители просьбами о переработке текста песни на этот раз — в связи со строительством Каховской ГЭС. И опять добродушный поэт попытался обновить свою песню.

И все же песня не поддалась переделкам, даже сделанным самим автором, не говоря уж о самодеятельных вариантах — их было бесконечное множество.

Интересно отметить, что три песни, появившиеся примерно в одно время, быстро и прочно ставшие знаменитыми, написаны тремя поэтами одинаковым стихотворным ритмом, даже с совпадающими цезурами (паузами).

Это «Каховка» Светлова:

Каховка, Каховка, родная винтовка.

«Партизан Железняк» Голодного:

В степи под Херсоном высокие травы.

И, наконец, «Орленок» Шведова:

Орленок, орленок, товарищ крылатый.

Материал гражданской войны роднит эти песни, а тут еще и одинаковый размер, ритм стиха.

Я вижу в этом доказательство первостепенной важности оригинального сюжета и большого чувства в песне. И ритм одинаковый, и материал схожий, а песни совершенно разные, одна не мешает другой. Более того: те, кто поют песню, вовсе и не замечают, что в «Орленке» ритм «Каховки» или «Железняка». Только люди, специально интересующиеся песнями, могут обнаружить схожесть ритма.

Читайте также:  Как понять вставать до солнца

Нет, ритм стиха в песне еще ничего не значит. Ведь мы не замечаем, что, например, «Песня о Родине» и «Катюша» написаны одним ритмом:

Широка страна моя родная

Расцветали яблони и груши.

И все же я уверен — без «Песни о Каховке» не было б ни «Железняка», ни «Орленка». Они были бы, конечно, но были бы иными. «Каховка», написанная чуть раньше, дала как бы камертон этим прекрасным песням о гражданской войне.

Поэзия Светлова вообще оказала значительное влияние на современников, на развитие советской песни.

Появившаяся на рубеже 60-х годов и ставшая широкоизвестной песня «Комсомольцы 20-го года» В. Войновича носит откровенно светловские черты.

Громадно влияние светловской «Гренады» на развитие интернациональной темы нашей поэзии.

Имя Светлова попало в песню! Молодой поэт Анатолий Поперечный в своей песне «Романтика» говорит:

И душою поэта Светлова
Ты, Романтика, тоже была.

Источник: Долматовский Е. А. Рассказы о твоих песнях. Москва, 1973

Песня «Каховка». Ноты

Ноты песни «Каховка» Исаака Дунаевского на стихи Михаила Светлова.

Инструмент: ноты для голоса и аккорды;

Уровень сложности: начальный;

Источник: Песни наших дней. Москва, 1985.

Изображение кликабельно. Нажмите на него, чтобы открыть ноты увеличенного размера в новом окне.

Песня «Каховка». Текст

Каховка, Каховка, родная винтовка…
Горячая пуля, лети!
Иркутск и Варшава, Орел и Каховка —
Этапы большого пути.

Гремела атака, и пули звенели,
И ровно строчил пулемет…
И девушка наша проходит в шипели,
Горящей Каховкой идет.

Под солнцем горячим, под ночью слепою
Немало пришлось пам пройти.
Мы мирные люди, но наш бронепоезд
Стоит на запасном пути!

Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались,
Как нас обнимала гроза?
Тогда нам обоим сквозь дым улыбались
Ее голубые глаза…

Так вспомним же юность свою боевую,
Так выпьем за наши дела,
За нашу страну, за Каховку родную,
Где девушка наша жила…

Под солнцем горячим, под ночью слепою
Немало пришлось нам пройти.
Мы мирные люди, но наш бронепоезд
Стоит на запасном пути!

Песня «Каховка». Слушать онлайн. Видео

Песня «Каховка, Каховка, родная винтовка» Исаака Дунаевского на стихи Михаила Светлова. Фрагмент кинофильма «Три товарища». 1935 г.

Источник

История одной песни. Каховка

Чтобы уже завершить тематику, касающуюся тачанок и южных степей, вспомним еще одну песню и весьма важную для того периода. Это песня «Каховка». В дни празднования 50-летия Великого Октября, в степи под Каховкой, на высоком кургане — той самой высоте, где в гражданскую войну располагался командный пункт К. Е. Ворошилова и С. М. Буденного, — был воздвигнут монумент знаменитой буденновской тачанке. Обновить память об этом можно вот в этой теме: Памятник тачанке.

А о создании песни «Тачанка» тут: История одной песни. Тачанка

А в самой Каховке создана скульптура девушки-каховчанки, про которую поется в «Песне о Каховке». Строки из песни начертаны на обоих памятниках в честь героев гражданской войны. Но почему именно Каховка — небольшой в ту пору поселок на Херсонщине — удостоилась чести быть увековеченной в песне?Дело в том, что недалеко от нее осенью 1920 года проходил знаменитый Каховский плацдарм — линия обороны наших войск, который так и не сумели преодолеть белогвардейские части Врангеля, их не выручили даже новейшие английские танки и броневики. Грозная техника неприятеля была опрокинута и повержена геройской пехотой и артиллерией 31-й Латышской дивизии и осталась трофеями у наших окопов.

Далее при поиске материала я наткнулась на воспоминания композитора, писателя, музыковеда Юрия Бирюкова о создании песни. Бирюков написал такие книги , как: «Песни, опалённые войной» (Москва, Воениздат, 1984), «Песни, рождённые в боях» (Москва, «Музыка», 1985), «Песня далёкая и близкая» (Москва, «Советская Россия», 1986), «Всегда на страже» (Москва, «Просвещение», 1988) и «По военной дороге» (Москва, Воениздат, 1988). Тему эту продолжила серия книг, посвященных 60-летию великой Победы над фашизмом: «За спиной была Москва. Московская битва в песнях» (Москва, «Современная музыка», 2001), «Здесь насмерть стояли. Сталинградская и Курская битвы в песнях» (Москва, «Современная музыка», 2003), «Белыми скалами линия фронта легла. Песни Карельского фронта» (Петрозаводск, «Карелия», 2004), «Мы с Волги на бой уходили…» Песни поэтов-фронтовиков А.Суркова, Л.Ошанина и С.Смирнова (Рыбинск, «Формат-принт», 2005), «Песни войны и Победы» (Москва, «Трибуна», 2005). Он все так хорошо описал, что привожу материал его воспоминаний полностью, добавив только портреты.

По всей вероятности, Каховка так и осталась бы известна только историкам да специалистам по военному искусству, если бы не песня, сделавшая ее знаменитой.
Страна широко отмечала 15-летие Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Событие это было ознаменовано появлением целого ряда произведений литературы и искусства, посвященных героическим подвигам армии и флота в годы гражданской войны.
Именно тогда кинорежиссер С. А. Тимошенко задумал снять на «Ленфильме» кинокомедию «Три товарища», главные герои которой подружились еще на гражданской, а теперь трудились на одной из строек. Сценарий картины написали А. Каплер и Т. Златогорова. Композитором будущего фильма был утвержден музыкальный руководитель Ленинградского мюзик-холла Исаак Осипович Дунаевский(1900—1955).Когда Тимошенко знакомил Дунаевского со сценарием и режиссерской разработкой различных эпизодов картины, возник вопрос о песне.
В сценарии был такой эпизод: встречаются старые друзья и один из них говорит другому: «А помнишь в 20-м под Каховкой. » И все. Единственная реплика. Композитор подчеркнул это место и написал: «Здесь должна быть песня!».
Исаак Дунаевский

Читайте также:  Хранить от тени солнца

Слова песни решили заказать Михаилу Аркадьевичу Светлову(1903—1964).
Поскольку съемки фильма проходили в Ленинграде, а Светлов жил в Москве, режиссер отправился срочно в столицу.

О том, что было дальше, вспоминал впоследствии сам поэт в статье «Мы, как знамя, поднимем песню», опубликованной в 1962 году.

«Однажды неожиданно, — писал М. Светлов, — ко мне явился ленинградский кинорежиссер Семен Тимошенко.
Он сказал мне:
— Миша! Я делаю картину «Три товарища». И к ней нужна песня, в которой были бы Каховка и девушка. Я устал с дороги, посплю у тебя; а когда ты напишешь, разбуди меня…
Каховка — это моя земля.
Я, правда, в ней никогда не был, но моя юность тесно связана с Украиной. Я вспомнил горящую Украину, свою юность, своих товарищей…
Мой друг Тимошенко спал недолго. Я разбудил его через сорок минут. Сонным голосом он спросил меня:
— Как же это так у тебя получилось, Миша? Всего сорок минут прошло!
Я сказал:
— Ты плохо считаешь. Прошло сорок минут плюс моя жизнь.
Дело в том, что без накопления чувств не бывает искусства. Зачем я все это рассказываю? А затем, чтобы многие молодые поэты не пытались нарочно быть интересными», — заключает Светлов свои воспоминания.

Разбирая как-то вместе с сыном И. О. Дунаевского Евгением Исааковичем, письма, фотографии, нотные рукописи и другие документы и материалы из архива композитора, я обратил внимание на пожелтевший от времени лист бумаги в клеточку с написанным от руки текстом знаменитой теперь «Каховки».
«Михаил Светлов. Песенка о Каховке для фильмы «Три товарища».
Кажется, именно эти непривычные «песенка» (а не «песня») и «для фильмы» (люди старшего поколения помнят, что именно «фильмой» называли произведения киноискусства в первые годы его существования) заставили меня насторожиться и всмотреться повнимательнее в строчки, написанные ровным, аккуратным почерком:

« Каховка! Каховка! Родная винтовка —
Горячею пулей лети. »

Вслед за ними шло совершенно неожиданное:

« Житомир и Лондон, Париж и Каховка —
Этапы большого пути…»

И сразу повеяло временем, когда мечтали и грезили мировой революцией. Вспомните романтические стихи того же Светлова: «Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать…» Оттого и попали, наверное, в эту строфу названия далеких зарубежных столиц, решительно зачеркнутые чьей-то рукой (возможно, Тимошенко), и поверх них написано: «Варшава, Орел…» Иркутск в это удивительное сочетание названий городов, так много говорившее тем, кто прошагал огненными дорогами гражданской войны, попал в текст песни, судя по всему, несколько позднее.
Это, да и остальные исправления и пометки (кстати, совсем немногочисленные) не оставляли сомнений в том, что передо мною — подлинный экземпляр рукописи Светлова, сохранивший для нас следы работы поэта над знаменитым произведением. Может быть, именно тот экземпляр, который написан был в день приезда Тимошенко в Москву.

И. О. Дунаевский быстро сочинил к стихам музыку.
Песня рождалась прямо в студии, в павильоне, где проходили съемки, среди сценических выгородок и бутафорского реквизита. Композитор примостился у рояля, тихонько наигрывая мелодию, поднимавшуюся из строк, стихов, только что врученных ему приехавшими из Москвы Светловым и Тимошенко. И все, кто пришел на съемку, оказались свидетелями рождения песни.
«…Дунаевский, тихо покачиваясь в такт песне, посмотрел кругом, ища, очевидно, Светлова, — вспоминал памятный день того, самого первого исполнения «Каховки» народный артист СССР М. И. Жаров, игравший в фильме «Три товарища» одну из главных ролей, — а Светлов, вдруг ставший юным, скромно сидел в уголке за декорацией и слушал песню с закрытыми глазами, как будто перед ним проходило все, о чем в песне он поведал людям.
Его губы тихо шептали:

Ты помнишь, товарищ,
Как вместе сражались,
Как нас обнимала гроза.

Дунаевский пел все восторженнее и так заразительно, что конец последнего куплета:

Мы мирные люди,
Но наш бронепоезд
Стоит на запасном пути!—

закончили вместе с ним все, кто до этого молча и сосредоточенно слушал его. И тут же, не отходя от рояля, мы начали разучивать песню.
К концу съемки наша смена рабочих уже пела эту песню, а на другой день ее распевала вся студия».
Премьера «Трех товарищей» состоялась в феврале 1935 года. И первыми исполнителями «Песни о Каховке», вслед за которыми ее подхватила вся страна, оказались, таким образом, киноактеры Н. Баталов и М. Жаров, певшие ее в этом фильме.

Читайте также:  Восходящее солнце над лесом

«Каховка» положила начало замечательной серии героико-эпических песен о незабываемом боевом прошлом армии и народа.

«Партизан Железняк» М. Блантера и М. Голодного, «Орленок» В. Белого и Я. Шведова, «Конармейская» братьев Покрасс и А. Суркова… Эти да, пожалуй, и многие другие песни предвоенного и военного времени — свидетельство необычайной привлекательности мелодических и ритмических оборотов, впервые прозвучавших именно в «Песне о Каховке».

Из «Каховки» шагнул в бессмертие и нашел отражение в стихах и песнях других поэтов полюбившийся многим образ девушки в походной шинели.
Справедливости ради следует сказать, что образ этот, как, впрочем, и образ бронепоезда, который «стоит на запасном пути», можно встретить и в более ранних светловских стихах.
В «Рабфаковке», например:

Наши девушки, ремешком
Подпоясывая шинели,
С песней падали под ножом,
На высоких кострах горели…

А ведь это стихи 20-х годов.
Или в стихотворении «Старичкам», опубликованном «Комсомольской правдой» 10 июля 1933 года и посвященном 15-летию комсомола:

Поднимая в упор
Винтовки
И прицелившись
На скаку,
Два петлюровца
Из Каховки
Раздирают
Мою строку.
Как на праздник,
В смертельный бой мы,
Комсомольцы,
Неслись тогда,
Чтобы в памяти,
Как в обойме,
Боевые сошлись года.
Чтобы выстрелов
Запах горький
Ощутили
Сквозь дальний срок
Эта девушка
В гимнастерке,
Этот вдумчивый
Паренек.
На какой вы теперь работе,
Так же ль веселы
И крепки?
Как вы дышите,
Как живете,
Комсомольские
«Старички»?
Нашу юность
Мы взяли с боя,
Нашим песням
Еще цвести!
Наша слава —
Наш бронепоезд
На запасном
Стоит пути…

Не правда ли, стихи эти перекликаются с тем, о чем сказано было потом поэтом в песне: в них и Каховка, и девушка, и даже бронепоезд, застывший в предчувствии грядущих битв…
Потому-то, наверное, требовательный к себе и своему творчеству М. Светлов не включал приведенное мною стихотворение ни в один из своих поэтических сборников. Нам же для понимания истоков песенных образов «Каховки» оно очень важно, потому я его и напомнил.

Много лет спустя после выхода на экран «Трех товарищей» с воспоминаниями о своей первой сценарной работе выступил по телевидению А. Я. Каплер, бывший в ту пору ведущим «Кинопанорамы». Он рассказал, в частности, о том, что получил письмо от пионеров, где они писали, что нашли ту самую «девушку в походной шинели» и с «голубыми глазами», про которую поется в песне, сообщали подробности ее боевой и трудовой биографии.
«Я не стал их разочаровывать, — сказал драматург, — хотя все мы, работавшие над фильмом, знали, что никакой конкретной девушки, послужившей прообразом для светловской героини, не было. Все дело в очень типичной, характерной для того огненного времени биографии: девушка… шинель… Каховка… гражданская война… Были тысячи реальных девушек с подобной судьбой…
Оттолкнувшись от одной-единственной реплики в сценарии, Светлов включил свое воображение, свой личный опыт, свою память о гражданской войне… А прекрасная музыка Дунаевского дала этим стихам поэта могучие песенные крылья…»
На родине М. А. Светлова, в уютном и красивом украинском городе Днепропетровске, в сквере, разбитом рядом с Дворцом культуры металлургов имени Ильича, установлен еще один из памятников «Песне о Каховке». Это не скульптурный монумент, а старая, много испытавшая на своем веку бронеплатформа, сделанная екатеринославскими рабочими по распоряжению губернского ревкома в 1918 году. Установленные на ней пушки и пулеметы громили белогвардейцев в гражданскую войну. А теперь — это памятник тому забытому времени.
На гранитной глыбе, стоящей рядом с ней, высечены слова из «Песни о Каховке»:

Мы мирные люди, но наш бронепоезд
Стоит на запасном пути!

По меткому выражению поэта Я. Смелякова, они стали «знаменитой политической и поэтической формулой», грозным предостережением тем, кто хотел бы посягнуть на мирную жизнь и труд нашего народа.

Каховка, Каховка, родная винтовка,
Горячая пуля, лети!
Иркутск и Варшава, Орел и Каховка —
Этапы большого пути.
Гремела атака, и пули звенели,
И ровно строчил пулемет…
И девушка наша проходит в шинели,
Горящей Каховкой идет.
Припев:
Под солнцем горячим,
под ночью слепою
Немало пришлось нам пройти.
Мы — мирные люди,
но наш бронепоезд
Стоит на запасном пути!

Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались,
Как нас обнимала гроза?
Тогда нам обоим сквозь дым улыбались
Ее голубые глаза.
Так вспомним же юность свою боевую,
Так выпьем за наши дела,
За нашу страну, за Каховку родную,
Где девушка наша жила.
Припев:

Ю. Е. Бирюков (член Союза писателей России, лауреат Всероссийских литературных премий «Сталинград», имени А.Фатьянова «Соловьи, соловьи…», золотой медали К.Симонова, общественной премии «Сокровищница Родины» и премии Эдуарда Володина, полковник в отставке).

С использованием материала:

А теперь перейдем к исполнению песни.

Николай Баталов. Песня о Каховке. из кинофильма «Три товарища», 1935.

Исполнение, видимо с пластинки, но кто именно, не знаю.

Источник

Adblock
detector